Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике


Скачать 437.11 Kb.
НазваниеИсследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике
страница1/7
Дата публикации11.02.2014
Размер437.11 Kb.
ТипИсследование
vb2.userdocs.ru > Военное дело > Исследование
  1   2   3   4   5   6   7

Приложение

Приложение

Психолого-педагоги×еские основы методики грамматиЧеской работы

с детьми

Исследование детской грамматики

в психолингвистике, детской психологии

и дошкольной педагогике


Формирование грамматического строя языка ребенка — область ре­че­вого развития, на долгие годы приковавшая к себе пристальное внимание та­ких известных, признанных во всем мире исследователей лингвистики и психологии, как А. Н. Хомский, Ж. Пиаже, Д. Слобин, Дж. С. Брунер, Л. С. Выготский, К. Кэзден, А. Н. Гвоздев, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн. Интерес к детской грамматике понятен, ибо чудо по­сти­жения трехлетним малышом системных связей языка — наглядное сви­­детельство его природной одаренности, лингвистической гениальности. Хотя в настоящее время не вызывает сомнений то, что человеческое ди­тя имеет такой мозг, который позволяет ему овладеть человеческим языком, очевидно также, что мозг не генерирует язык в процессе со­зре­ва­ния, но включается в его освоение в процессе жизнедеятельности ребенка, его познавательной и коммуникативной активности, предметной практики.

Впервые остро проблема усвоения ребенком грамматического строя языка встала перед отечественным общественным дошкольным вос­пи­та­ни­ем в первые послевоенные годы. В это время многие дети оказались си­ро­тами и воспитывались в детских домах и домах ребенка. Тогда появи­лось в психолого-педагогической литературе страшное слово — госпи­та­лизм. При относительном медицинском и гигиеническом благополучии у детей развивались тяжелые формы психического и физиологического недоразвития. Почему? Оказалось, для полноценного развития ребенку необходимы не только пища, не только тепло и чистота. Ему необходима любовь, необходимо полноценное общение с близкими взрослыми и детьми. Без общения ребенок не может развиваться. Нарушаются все физиологические и психические функции, в том числе речь и ее основное средство — язык.

Ощутимое недоразвитие речи наблюдалось и у воспитанников детских садов, переживших войну. Все это побудило начать исследования в сфере педагогических условий обучения детей родному языку, его фонетике, лексике, грамматике. Такие исследования были начаты в Академии педаго­гических наук РСФСР Е. И. Радиной, Р. И. Жуковской, Н. С. Карпинс­кой, Е. А. Флериной, А. П. Усовой, Л. А. Пеньевской, М. М. Кониной и др. В большой мере они опирались на опыт Е.И. Тихеевой, работавшей в Ле­нин­граде. Более глубоко проблема детской грамматики стала изу­чать­ся в пятидесятые годы после выхода в свет фундаментального труда А. Н. Гво­з­де­ва «Формирование грамматического строя языка русского ребенка». В этой работе детально описано, какие грамматические категории, элемен­ты и конструкции появляются в речи ребенка на каждом возрастном эта­пе. Этот труд А. Н. Гвоздев посвятил своему сыну Жене, погибшему на Великой Отечественной войне.

Книга написана по дневниковым материалам, данным наблюдений за речевым развитием Жени. В этом сила книги и ее единственный недостаток. Достоинство — в достоверности и лингвистической строгости описания. Недостаток в том, что она как бы зеркало индивидуального развития. Оно не вполне может отразить пути развития речи других детей, воспитывающихся в иной социальной обстановке, иной языковой среде. И сам метод — лингвистический анализ записей собственно речи, без широ­ко­го учета коммуникативной ситуации — также не всегда позволяет су­дить о том, каковы движущие силы формирования языковой спо­соб­нос­ти ребенка.

Тем не менее, книга А. Н. Гвоздева остается непревзойденным исследованием в своей области. Она оказала и продолжает оказывать влияние на теорию и практику развития речи детей дошкольного возраста (в норме и патологии). Особенно большое влияние оказали представления А. Н. Гвоз­­­дева о легкости и филигранной точности, с которой ребенок ана­ли­зирует языковые факты. Поддержку эти идеи получили и со стороны К. И. Чу­ков­ского, также подчеркивавшего изящество и меткость детских изре­чений.

На огромном фактическом материале К. И. Чуковский показал, что в дошкольном детстве ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, к смысловой и звуковой стороне речи. Эта чувствительность проявляется в легкости, с которой ребенок запоминает слова, их звучание и значение, осваивает нормы и правила грамматики, в тонкости анализа смысла слова и формы слова, а также в особом, лингвистическом (позна­ва­тельном) отношении к языку, интересе к словам, звукам, рифмам. У ре­бен­ка в возрасте от двух до пяти возникает как бы поисковая доминанта, ори­ентировочная поисковая деятельность в сфере языка и речи. Ребенок не­утомимо экспериментирует со словом, как с материальным объектом, так же, как он экспериментирует с предметами и игрушками (Д. Б. Эль­ко­нин). Это языковая игра.

Малыши в своих экспериментах со словом как бы испытывают материал на прочность. О том, что это не случайное интуитивное словообразование, но произвольное действие, свидетельствует все поведение ребенка: лукавая улыбка, смех, интонация скандирования, а нередко приглашение к обсуждению полученного таким образом результата. Интеллектуаль­ная игра имеет двоякий результат, доставляя знания о языке и удов­лет­воряя естественную потребность в юморе, улыбке, радости.

К. И. Чуковский и А. Н. Гвоздев не переставали удивляться твор­чес­ким возможностям детей, сравнивая их достижения и сам метод сло­вес­но­го творчества с деятельностью художников слова.

А. Н. Гвоздевым был очерчен круг явлений, представ­ляющих трудность для усвоения детьми: спряжение глаголов (чередования в основах и изменение места ударения в словоформах), ряд падежных форм, множест­вен­ное число и родовая принадлежность существительных, предлож­ное уп­рав­ле­ние и др. На преодоление этих трудностей и были обращены поис­ки педагогов-исследователей и практиков дошкольного дела — О. И. Со­ло­вьевой, Л. А. Пеньевской, Л. Р. Марковой, М. М. Ко­ниной, А. М. Бородич, В. В. Гербовой и др. Был уто­ч­нен список слов, изменение которых представляет сложность для детей, найдены ситуации, в которых естественным путем, в игре ребенок мог «затвердить» нужную форму.

Параллельно велись аналогичные исследования психологами — Д. Б. Эль­­кониным, Д. Н. Богоявленским, Ф. А. Сохиным, Н. П. Се­реб­рен­ни­ковой, М. И. Поповой, А. В. Захаровой, В. И. Ядэшко и др. Основной результат их исследований — выяснение существенных звеньев механизма овладения грамматическим строем: развитие понимания грамматичес­ких форм через выяснение реальных отношений, лежащих в основе грамматических категорий, формирование грамматических обобщений, их абстрагирование (отрыв от конкретики) и перенос, генерализация обобщенного отношения на новые области действительности. Было показано, что наиболее благоприятна такая ситуация, при которой правильное использование грамматических форм, точность ее звукового облика, обретает в деятельности сигнальное значение. Игровая и практическая деятельность должна быть организована так, чтобы ее успех зависел от правильности ориентировки в звуковой стороне слова. Например, в игре «Чей домик?» двери домика открываются только в том случае, если сказать правильно, кто пришел: пришла собачка, пришел петушок, пришла коза, пришел ежик (а не пришела ежик, пришела коза); в игре «Мишкина гимнастика» волшебный медвежонок не выполняет задание, если команда ему дана неверно (ехай, рисовай, танцевай и т. п.).

Дальнейшие педагогические исследования М. С. Лаврик, Э. А. Федера­вичене, Г. И. Николайчук, Н. Ф. Виноградовой, выполненные под руко­вод­ством Ф. А. Сохина и М. М. Кониной, позволили выяснить педагоги­чес­кие условия формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования, нащупать общее и различ­ное в сфере освоения детьми этих сторон грамматического строя. Эти ис­сле­­дования опирались на данные, полученные в работах отечественных пси­­хологов и лингвистов — Т. Н. Ушаковой, А. Н. Леонтьева, И. Н. Го­ре­ло­ва, А. М. Шахнаровича, Н. И. Лепской, С. Н. Цейтлин, Е. И. Исениной и их учеников. Были выяснены особенности формирования грамматичес­ко­го компонента языковой способности в разные периоды детства (ран­ний, младший, средний и старший дошкольный возраст), взаимосвязь прак­тической, игровой деятельности и семантики (смысловой стороны) грамматических средств, влияние разной организации условий игровой и речевой деятельности на активизацию синтаксических конструкций. Эти исследования позволили по-новому сформулировать задачи грамматичес­кой работы с детьми и выдвинуть на передний план развивающую функцию грамматической работы в детском саду.

Первоначально задачи формирования грамматического строя языка детей были обозначены в русле коррекционной работы, предупреждения и исправления ошибок в сфере морфологии и синтаксиса (О. И. Соловьева, А. М. Бородич). Начиная с семидесятых годов намечается тенденция к по­ис­­ку путей позитивного развивающего влияния на грамматику дош­ко­ль­н­ика (Ф. А. Сохин, М. С. Лаврик, Н. Ф. Виноградова, Л. П. Фе­доренко, Г. М. Лямина, В. В. Гербова, Э. П. Ко­ро­т­ко­ва). Это новое направление встре­тило на своем пути значительные трудности, во многом обусловленные попыткой переноса форм коррекционной работы в сферу развивающего обучения (принцип «одна форма, конструкция — одна игра, упражнение»). Удовлетворительное решение вопросов формирования синтаксиса сложного предложения было получено в исследованиях Н. Ф. Виноградовой, Ф. А. Сохина, М. С. Лаврик, увязывающих его с обучением монологической речи на этапе старшего дошкольного возраста. В неопубликованном исследовании проблемы формирования грамматического строя речи детей, которое нашло свое отражение в программах пединститутов и педучилищ, М. М. Конина выделяла вопросы обучения детей способам словоизменения, расширения сферы применения грамматических навыков в связи с расширением знаний об окружающем и накоплением соответствующего словаря, вопросы формирования структуры предложения в процессе обучения связной речи. Эти идеи существенно повлияли на разработку развивающего направления в методике, преподавание методики в вузе и практическое воплощение идеи развивающей грамматики в работе детского сада.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике iconОбращение к детским библиотекам страны об участии в акции "Библионочь"....
Осударственной детской библиотеки, детского книжного автобуса «Бампер», Центральной городской детской библиотеки им А. П. Гайдара,...
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике icon«Сухая попа» с 1 по 30 октября
Акция по сбору подгузников для детей, оставшихся без попечения родителей из: Детской больницы №1 (Отделение патологии новорожденных...
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике iconЗ. Фрейд. Отражение его учения в живописи
Психология ребенка. Использование особенностей детской психологии в обучении живописи
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике iconВопросы к государственному экзамену по дошкольной педагогике для групп да-51, дп-51,52
Педагогика личности и деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике iconДетской души
Сам Юнг издал эти сочинения отдельным томом, полный перевод которого предлагается вниманию читателя. Познакомиться с "ранним" Юнгом...
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике iconДетской души
Сам Юнг издал эти сочинения отдельным томом, полный перевод которого предлагается вниманию читателя. Познакомиться с "ранним" Юнгом...
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике iconПоложение о региональном этапе Международного фестиваля детского...
Региональный этап Международного фестиваля детского творчества и искусств для детей «Чунга-Чанга» (далее – региональный этап) проводится...
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике iconПеречень практических навыков для государственной аттестации студентов...
Для государственной аттестации студентов 6 курса педиатрического факультета от кафедры детской хирургии
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике iconДетская поликлиника
Охват женщин в 28 и 32-36 недель беременности патронажем мед. Сестрой детской поликлиники (в %)
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике icon02 ноября 2012 года
Актовом зале поликлиники Детской городской больницы №13 им. Н. Ф. Филатова (ул. Зоологическая д. 15) состоятся
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница