Европейский театр в XVII первой половине XVIII столетия развивался, примеривая к себе формы двух главных стилей эпохи классицизма и барокко. Актёры могли играть в стиле барокко, а декорации напоминали о классицизме


НазваниеЕвропейский театр в XVII первой половине XVIII столетия развивался, примеривая к себе формы двух главных стилей эпохи классицизма и барокко. Актёры могли играть в стиле барокко, а декорации напоминали о классицизме
Дата публикации23.12.2013
Размер60.3 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Военное дело > Документы
Европейский театр в XVII - первой половине XVIII столетия развивался, примеривая к себе формы двух главных стилей эпохи - классицизма и барокко. Актёры могли играть в стиле барокко, а декорации напоминали о классицизме.



Внутренний вид театра
« ПалеКардиналь»,
Париж. XVII в.

ТЕАТР КЛАССИЦИЗМА: НОРМА ПРЕЖДЕ ВСЕГО.

Поэтика классицизма была тесно связана с искусством сцены. Этот стиль начал формироваться во Франции - в театральном сообществе, которым руководил актёр Мондори (настоящие имя и фамилия Гийом Дежильбер, 1594-1651). Первым основные принципы нового стиля сформулировал Франсуа д'Обиньяк (1604-1676) в книге "Практика театра". Опираясь на воззрения Аристотеля и Горация на драматургию, д'Обиньяк изложил требования к образцовому театральному спектаклю. Произведение должно следовать закону трёх единств - иначе публика не воспримет сценическое представление, не "насытит" свой разум и не получит никакого урока.



Театральные представления времён Людовика XIV в парке Тюильри (слева)
и в одном из залов Версаля.

Первое требование - единство места: события пьесы должны происходить в одном пространстве, никакой перемены декораций не допускалось. Местом действия трагедии часто становился зал дворца; комедии - городская площадь либо комната. Второе требование - единство времени, т. е. примерное совпадение (полного достичь не представлялось возможным) продолжительности спектакля и периода, в который разворачиваются события пьесы. Действие не должно было выходить за пределы суток. Наиболее серьёзным оказалось последнее требование - единство действия. В пьесе должна присутствовать одна сюжетная линия, не отягощённая побочными эпизодами; ей надлежало разыгрываться последовательно, от завязки к развязке. К теории классицизма во Франции XVII в. относились со всей серьёзностью. Позже новые драматургические правила разрабатывались Французской Академией (учреждена в 1635 г.). Театральному искусству придавалось особое значение. Актёры и драматурги призваны были служить созданию единого сильного государства, показывать зрителю пример идеального гражданина. Од на из основных идей классицизма - идея "облагороженной природы" на театральной сцене могла быть про иллюстрирована и представлена с необходимой наглядностью.



Мадемуазель
Шаммеле — актриса
«Комеди Франсез».

В 1637 г. Париж увидел премьеру трагикомедии "Сид" Пьера Корнеля (1606-1684). Герой пьесы - Родриго на долгие годы стал примером для подражания, образцом чести, благо родства и рыцарской доблести. Отец Родриго был жестоко оскорблён. Чтобы защитить честь рода и выполнить сыновний долг, юноша должен вызвать обидчика на дуэль. Её исход предопределён: противник намного старше и слабее. Но драма в том, что этот противник - отец возлюбленной Родриго - Химены. Герой оказывается в неразрешимой ситуации, переживает глубокий внутренний конфликт. Он ищет смерти в бою, но выходит победителем - его смелость и воинское мастерство признают все. Невеста Родриго пони мает, какие жестокие противоречия разрывают душу любимого. Она прощает Родриго и становится его же ной. Для трагедии классицизма характерен культ разума, долг всегда побеждает чувство.



Жан Расин.

Второй трагический драматург эпохи классицизма - Жан Расин (1639-1699). Он пришёл в театр спустя три десятилетия после премьеры "Сида". В 1667 г. состоялась премьера пьесы "Андромаха", написанной на античный сюжет эпохи Троянской войны. Один из современников писал, что этот спектакль "вызвал почти столько же шума, как „Сил". Повар, кучер, конюх, лакей - все, вплоть до водоноса, считали нужным обсуждать „Андромаху"". Снова в центре трагедии - конфликт между долгом и чувством. Андромахе предложен выбор: смерть или ответ на сильное и искреннее чувство Пирра, сына убийцы её мужа. Героиня решила сочетаться браком с Пирром и, взяв с него клятву, что он не погубит её сына, покончить с со бой, чтобы не изменить памяти мужа. Андромаха спокойна, потому что сознаёт свой долг и правоту. В итоге Пирр гибнет. Андромаха побеждает, её спасает верность долгу и способность к самопожертвованию.



Сцены из трагедий
Ж. Расина «Андромахах
(слева) и «Береника».
Гравюра. 1678 г.

Произведения Расина требовали иной исполнительской манеры, чем. пьесы Корнеля, - более тонкой, психологически выверенной, лиричной. В центре расиновских трагедий чаще всего стоит женщина. Именно ей, хрупкой и ранимой, предназначено сделать последний выбор перед лицом жестоких обстоятельств - как Федре (трагедия "Федра") и Беренике (трагедия "Береника"). Расин сам работал с артистами, учил их правильно, продуманно и в то же время эмоционально про износить текст, понимать мелодику стиха. Сильные чувства следовало облекать в прекрасную форму - уметь сочетать ритм действия со звучанием александрийского, "двойною рифмой оперённого" стиха. Постепенно для передачи на сцене различных чувств в театре французского классицизма выработалась система интонаций и жестов. Бытовые и некрасивые позы были запрещены - облик и пластика трагического героя или героини должны были всегда оставаться величественными и благородными. Театральные идеи классицизма подытожил поэт, критик и теоретик искусства Никола Буало (1636-1711) в стихотворном трактате "Поэтическое искусство" (1674 г.), своеобразной священной книге французского театра XVII в. Некоторые положения поэтики по стилю близки к эпи граммам и афоризмам, поэтому лег ко запоминаются. Основной принцип - преклонение перед разумом: Любите же разум вы; пусть он в стихах живёт Один и цену им, и красоту даёт. Репертуар французского театра эпохи классицизма наряду с трагедией включал и комедии.

 

Сцена из спектакля
«Школа жён»
(комедия Ж. Б. Мольера).
Гравюра. XVII в.

Сценическая плошадка
«Комеди Франсез».
Гравюра. XVII в.

Создателем комедий стал Жан Батист Мольер (1622-1673). Мольер - это псевдоним, настоящая фамилия - Поклен. Актёр и драматург сменил имя, что бы не позорить отца - почтенного королевского мебельщика и обойщика. Профессия актёра в XVII в. считалась греховной. В конце жизни актёры были вынуждены, покаявшись, отрекаться от своего ремесла. В противном случае Церковь не раз решала хоронить их на кладбище и усопшие обретали последнее пристанище за церковной оградой. Сценический опыт Мольер при обрёл в провинции. Под влиянием итальянского театра он писал фарсовые сценки. Осенью 1658 г. мольеровская труппа приехала в Париж и дала спектакли перед Людовиком XIV в одном из залов Лувра. Актёры Мольера имели огромный успех, "весь Париж" хотел посмотреть спектакли новой труппы.



Жан Батист Мольер.

Сначала отношения драматурга с королём складывались хорошо, но по степенно они омрачились. Спустя шесть лет после переезда в Париж, в 1664 г., труппа сыграла перед королём новую комедию - "Тартюф, или Обманщик". Главный персонаж - пройдоха и обманщик, лице мер и сладострастник - носил сутану, и власть имущие решили, что пьеса оскорбляет и саму Церковь, и влиятельную организацию "Общество Святых даров". Пьесу запретили, и Мольер в течение пяти лет добивался её постановки в собственном театре. Наконец разрешение было получено, и спектакль прошёл с огромным успехом. Сам авщ) игуад дафчжата Оpгона - жертву плутней и козней обманщика Тартюфа. Лишь вмешательство короля (такой поворот сюжета был в духе XVII в., в духе классицизма) спасло семью несчастного Оргона от разорения и тюрьмы.



Представление
в Версале. Пьеса Ж. Б. Мольера
«Мнимый больной».

Опыт Мольера драматурга неотделим от опыта Мольера актёра. Взгляды на искусство сцены, на разницу в игре трагических и комических актёров были блистательно воплощены Мольером в собственной театральной практике. После "Тартюфа" Мольер написал и поставил две комедии, ставшие бессмертными. В пьесе "Дон Жуан, или Каменный гость" (1665 г.) драматург обработал известный сюжет о бурной жизни повесы аристократа и о справедливом возмездии, настигающем его за грехи и богохульство. Герой Мольера - вольнодумец и скептик, человек XVII столетия. По-иному, чем в "Дон Жуане", мотив вольнодумства и свободной воли трактовался в "Мизантропе" (1666 г.).



Актёр в костюме
персонажа пьесы
Ж. Б. Мольера
«Плутни Скапена».

Здесь уже звучали драматические, даже трагические мотивы. Мольеровский смех стал "смехом сквозь слезы" - ведь главная мысль пьесы сводилась к тому, что жить среди людей и сохранять благородство души невозможно. Мольер в своих пьесах отвергал классицистическую теорию трёх единств, за что его не уставали критиковать, нарушал строгие правила. Умер Мольер на сцене. В последние годы жизни он задыхался, ему стало тяжело произносить стихи, поэтому для себя драматург писал роли в прозе. По распоряжению архиепископа Парижа Мольера хоронили так, как хоронят самоубийц, -за церковной оградой. Много позже Франция отдала своему гению почести, которых он так и не удостоился при жизни.



Представление в Версальском парке комедиибалета
Ж. Б. Мольера «Удовольствия
на очарованном
острове». Гравюра. XVII в.

История классицизма не заканчивается в XVII столетии. В следующем веке некоторые его принципы стремились возродить драматург и философ Вольтер, актёры Лекен и Клерон, поэты и музыканты. Однако в XVIII в. классицизм уже воспринимался как стиль устаревший - и в преодолении классицистических норм родилось искусство века Просвещения.

Похожие:

Европейский театр в XVII первой половине XVIII столетия развивался, примеривая к себе формы двух главных стилей эпохи классицизма и барокко. Актёры могли играть в стиле барокко, а декорации напоминали о классицизме iconПоэзия барокко в Испании XVII века
А) испанское барокко и христианство (мистицизм, представление о дисгармонии мира, противопоставление духовного и материального)
Европейский театр в XVII первой половине XVIII столетия развивался, примеривая к себе формы двух главных стилей эпохи классицизма и барокко. Актёры могли играть в стиле барокко, а декорации напоминали о классицизме iconСеминар 6 Литература классицизма
Эстетика классицизма: иерархия литературных жанров, философская основа. Правило «трех единств». Полемика и взаимодействие барокко...
Европейский театр в XVII первой половине XVIII столетия развивался, примеривая к себе формы двух главных стилей эпохи классицизма и барокко. Актёры могли играть в стиле барокко, а декорации напоминали о классицизме icon12 марта, понедельник 12 11. 00 Пресс-конференция, посвященная «Первой...
Пресс-конференция, посвященная «Первой открытой академии музыки барокко в Петербурге» (Санкт-Петербургская академическая филармония...
Европейский театр в XVII первой половине XVIII столетия развивался, примеривая к себе формы двух главных стилей эпохи классицизма и барокко. Актёры могли играть в стиле барокко, а декорации напоминали о классицизме iconСеминар 5 Литература барокко
Драматургия Лопе де Вега – переходный этап от Возрождения к барокко: основные биографические факты, жанровое и тематическое разнообразие,...
Европейский театр в XVII первой половине XVIII столетия развивался, примеривая к себе формы двух главных стилей эпохи классицизма и барокко. Актёры могли играть в стиле барокко, а декорации напоминали о классицизме iconПарадный блеск и «пустая мишура» барокко уступали место классицизму...
Парадный блеск и «пустая мишура» барокко уступали место классицизму – новому художественному стилю… Взяв за основу античное искусство...
Европейский театр в XVII первой половине XVIII столетия развивался, примеривая к себе формы двух главных стилей эпохи классицизма и барокко. Актёры могли играть в стиле барокко, а декорации напоминали о классицизме iconЛитература по теме «Латинская Америка во второй половине XVII начале XX вв.»
Альперович М. С. Освободительное движение конца XVIII – начала XIX вв в Латинской Америке. – М.: Высшая школа, 1966
Европейский театр в XVII первой половине XVIII столетия развивался, примеривая к себе формы двух главных стилей эпохи классицизма и барокко. Актёры могли играть в стиле барокко, а декорации напоминали о классицизме iconТрагедия во французском классицизме
Основные черты эстетики классицизма и их реализация в трагедиях П. Корнеля и Ж. Расина
Европейский театр в XVII первой половине XVIII столетия развивался, примеривая к себе формы двух главных стилей эпохи классицизма и барокко. Актёры могли играть в стиле барокко, а декорации напоминали о классицизме iconЮжнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного...
Главным для Ван Д. стало искусство портрета. Он возвысил жанр парадного аристократического портрета, сумев запечатлеть идеал человеческой...
Европейский театр в XVII первой половине XVIII столетия развивался, примеривая к себе формы двух главных стилей эпохи классицизма и барокко. Актёры могли играть в стиле барокко, а декорации напоминали о классицизме iconДомашнее задание по мхк
Подготовить в печатном виде (или рукописном на отдельном листе) индивидуальное задание «Характеристика одного произведения искусства...
Европейский театр в XVII первой половине XVIII столетия развивался, примеривая к себе формы двух главных стилей эпохи классицизма и барокко. Актёры могли играть в стиле барокко, а декорации напоминали о классицизме iconЭ. О. Берзин юго-восточная азия и экспансия запада в XVII – начале XVIII века
В монографии освещается переломный момент в истории Юго-Восточной Азии, когда период расцвета стран этого ре­гиона в результате европейской...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница