№ Международная политика Советского Союза в 70-начале 80х гг период разрядки международной напряженности


Скачать 165.81 Kb.
Название№ Международная политика Советского Союза в 70-начале 80х гг период разрядки международной напряженности
Дата публикации21.06.2013
Размер165.81 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Военное дело > Документы
Тема № 9. Международная политика Советского Союза в 70-начале 80х гг. – период разрядки международной напряженности.

Отношения СССР со странами Запада. Установления военно-стратегического паритета между СССР и США.

Борьба за разрядку международной напряженности. Основные договоры об ограничении вооружений. Совещание в Хельсинки 1975г., подписание Заключительного акта.

Развитие сотрудничества с социалистическими странами. Роль СССР в становлении разрядки международной напряженности.

Зигзаги внешней политики СССР

Брежневская дипломатия. На фоне провальной внутренней политики внешнеполитическая деятельность брежневской администрации воспринимается как довольно динамичная и результативная (во всяком случае, до конца 70-х гг.).

Активно развивались отношения в рамках <социалистического содружества>. В 1971 г. по линии СЭВ была принята комплексная программа социально-экономической интеграции, которая по-прежнему базировалась в основном на промышленном потенциале и ресурсах СССР. Постепенно нормализуются отношения с Китаем, крайне обострившиеся в конце 60-х гг.- вплоть до вооруженных конфликтов на амурском острове Даманский и в ряде других приграничных районов. Коммунистическое руководство Северного Вьетнама с помощью СССР и его союзников вынудило покинуть полуостров американские экспедиционные войска, сражавшиеся на стороне южновьетнамского режима, и объединило в 1976 г. две части страны.

И все же, как и раньше, до полной стабильности в <содружестве> было далеко. В ответ на попытку демократического <обновления социализма> в Чехословакии в 1968 г. члены ОВД во главе с СССР осуществили военное вторжение в эту страну.

В 1979 г. вспыхнула война между Китаем и Вьетнамом из-за спорных территорий, вскоре благополучно закончившаяся благодаря вмешательству СССР на стороне Ханоя. Через год начался перманентный политический кризис в Польше.

Что касается мировых систем социализма и капитализма, то они на рубеже 60-70-х гг. вступили в новую полосу взаимоотношений, получившую название <разрядка международной напряженности>. Она была вызвана к жизни рядом глобальных по своему значению факторов:

- Советский Союз к тому времени добился ценой гигантских затрат сил и материальных ресурсов военно-стратегического паритета с США, что несколько ослабило позиции воинственных сил в правящих кругах западных государств. Все более широко осознавался тот факт, что в ядерной войне не может быть победителей;

- становилась невозможной и широкомасштабная <обычная война>. Практически неизбежное в этом случае разрушение атомных реакторов, а их в мире насчитывалось свыше 20 тыс., привело бы к результатам, сопоставимым с ядерной войной;

- углублялась взаимная заинтересованность как капиталистических, так и социалистических стран в развитии экономических связей. Запад переживал тогда острый энергетический кризис и надеялся смягчить его за счет крупных поставок нефти и газа из СССР. Советское же правительство стремилось расширить доступ к передовым западным технологиям и обеспечить мощную валютную подпитку собственных экономических программ.

<Разрядка> в Европе началась с первым в послевоенной истории государственным визитом в СССР летом 1966 г. одного из западных лидеров - президента Франции Ш. де Голля. Традиционные связи двух стран укрепило соглашение о принципах сотрудничества между СССР и Францией, подписанное в 1971 г. Л. И. Брежневым и новым президентом Франции Ж. Помпиду.

В 1970 г. был заключен договор Советского Союза с Федеративной Республикой Германией, где к власти после долгого правления блока консервативных партий ХДС/ХСС пришло социал-демократическое правительство канцлера В. Брандта^. ФРГ официально отказалась от требований к Москве вернуть ей Восточную Пруссию, ставшую с 1945 г. Калининградской областью РСФСР. В обмен канцлер добился от Л. И. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух государств на немецкой земле, если для этого возникнут в будущем соответствующие условия.

Через два года правительство Брандта признало ГДР, до того неизменно рассматриваемую Бонном не иначе как <советскую зону оккупации>. Оба германских государства были приняты в ООН. Еще раньше, в 1970 г., ФРГ признала западные границы Польши, сняв тем самым территориальные претензии к этой стране. В 1973 г. последовало подписание договора между Западной Германией и Чехословакией. Его стержнем было объявление мюнхенского сговора 1938 г. недействительным с самого начала.

Путем установления в 1971 г. четырехстороннего соглашения СССР, США, Англии и Франции отчасти разрешился спорный западноберлинский вопрос. Великие державы заявили, что Западный Берлин не принадлежит ФРГ и последняя должна свернуть там политическую деятельность.

Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. В ходе их были достигнуты первые соглашения об ограничениях в наращивании стратегических вооружений (в 1971 г.- по ОСВ-1, в 1978 г.- по ОСВ-2) и подземных испытаний ядерных зарядов. Был также заключен договор по противоракетной обороне (ПРО). Согласно ему, каждая из сторон могла иметь право на оборудование одной зоны ПРО в жизненно важных районах.

В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе лидеров тридцати трех европейских стран, США и Канады. Подписанные там документы утверждали основные принципы во взаимоотношениях государств-участников: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

(Позднее участники Совещания учредили на постоянной основе Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ.)

Москва расценила Хельсинкское соглашение не только как торжество сил мира и разума, но и как свою крупную победу. Хельсинки-75 считались логическим завершением курса Ялты-45. Ведущие капиталистические страны, включая США, признали де-юре сферой влияния СССР Восточную и Центральную Европу, раскол континента на два блока. Казалось, доктрина <отбрасывания коммунизма> потерпела поражение.

Но последующие события показали, что это было самообманом брежневской администрации. Борьба с социализмом и советским влиянием лишь изменила форму, стала более утонченной.

В целом полоса <разрядки> принесла неоднозначные плоды. Значительно окрепли и расширились политические, экономические и культурные связи Между странами Запада и Востока. Достаточно сказать, что удельный вес развитых капиталистических государств во внешнеторговом обороте СССР вырос с 15% в 1960 г. до 33,6% в 1980 г. Однако в те годы так и не удалось переломить тенденцию к гонке вооружений.

Американские стратеги, публично рассуждая о необходимости <сдерживания советских геополитических и идеологических амбиций>, на деле преследовали цель экономического истощения СССР и подрыва его влияния в мире. Советское правительство, в свою очередь, оказалось неспособным переступить через сложившиеся стереотипы (обеспечение международной безопасности и равновесия сил посредством наращивания боевой мощи Организации Варшавского Договора) и объективно играло на руку натовским <ястребам>.

70-е гг. были периодом самых интенсивных советских усилий в создании и накоплении всех видов вооружений. СССР фактически превзошел США по численности армии, количеству (но далеко не всегда - по качеству) танков, самолетов, подводных лодок, стратегических и тактических ракет. Подобные действия подрывали доверие к Москве у умеренного крыла западных политиков, постоянно подпитывали пропагандистский тезис о <советской угрозе> и катастрофическим образом отражались на экономике страны. США превосходили СССР по валовому национальному продукту в три-четыре раза, а затраты на вооружение были равноценны.

Противоречивые результаты давала и политика брежневского руководства в <третьем мире>. В середине 70-х гг. рухнула последняя колониальная империя: бывшие португальские колонии - Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау - обрели независимость. Естественным было желание Москвы наладить взаимовыгодное сотрудничество с этими и другими развивающимися странами. Но военно-блоковая логика, стремление увеличить число союзников, продемонстрировать правоту тезиса об исторической неизбежности <триумфального шествия социализма> по планете привели к неразборчивости в выборе политических партнеров, к установлению союзнических отношений с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия).

Следует отметить, что такую же блоковую политику проводили и США, поддерживая реакционные режимы, отличавшиеся антикоммунистическими и антисоветскими ориентирами. Эти действия порождали бесчисленные конфликты, .дестабилизировали <разрядку>, возрождали атмосферу жесткого противостояния.

К началу 80-х гг. СССР, оказывавший странам <третьего мира> колоссальную (исчисляемую многими десятками миллиардов долларов) экономическую и военную помощь, существенно расширил там сферу своего влияния. В Афганистане, Анголе, Лаосе, Сомали, Эфиопии и в ряде других государств утверждаются просоветские правительства. Но здесь СССР ожидал и крупнейший внешнеполитический провал.

В целях удержания своих позиций в Афганистане Москва в 1979 г. приняла решение о введении туда <ограниченного контингента советских войск> (около 200 тыс. человек). СССР оказался втянутым в кровопролитную войну, развернувшуюся в маленькой азиатской стране с патриархально-родовым укладом жизни.

Вооруженное вмешательство Советского Союза во внутренние дела Афганистана было крайне болезненно воспринято в мире (его осудило подавляющее большинство членов ООН) и повлекло за собой новое резкое обострение отношений между капиталистическими и социалистическими государствами. Воспользовавшись тем, что советское руководство без особой к тому необходимости установило в ГДР и Чехословакии в середине 70-х гг. ракеты средней дальности с ядерными головками (они не подпадали под соглашения по ОСВ), США в начале следующего десятилетия разместили в Западной Европе крылатые ядерные ракеты, способные за считанные минуты поразить жизненные центры СССР. Вашингтон приступил также к разработке программы <звездных войн> (размещение оружия в космосе). Оперативно было сформулировано и идеологическое обеспечение подобных милитаристских действий -доктрина <ограниченной ядерной войны>, предусматривавшая нанесение первого обезоруживающего удара по пусковым установкам ракет и органам управления потенциального противника.

Адекватный ответ на новый виток наращивания новейших вооружений одряхлевшая советская система <государственного социализма> дать не могла. Для непредвзятых аналитиков было ясно, что СССР уже задыхается в безостановочной гонке за ядерным и технологическим паритетом.
<Новое политическое мышление> Горбачева. Придя к власти,

горбачевская администрация подтвердила традиционные прио-

ритеты СССР в сфере международных отношений. Но уже на ру-

беже 1987-1988 гг. в них вносятся принципиальные коррективы

в духе провозглашенного к тому времени М. С. Горбачевым <но-

вого политического мышления>.

Поворот в советской дипломатии диктовался насущной по-

требностью придать свежий импульс внешней политике СССР,

зашедшей по многим серьезным позициям в тупик (реальная

опасность очередного и вконец разорительного для страны витка

<холодной войны>, бремя безвозмездной <интернациональной помо-

Щи> всякого рода революционным и антиимпериалистическим

силам, бесперспективная война в Афганистане и др.).

327

Основные принципы <нового политического мышления> сво-

дились к следующему:

- отказ от фундаментального вывода о расколе современно-

го мира на две противоположные общественно-политические си-

стемы (социалистическую и капиталистическую), признание его

единым и взаимозависимым;

- объявление в качестве универсального способа решения

международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса

их интересов;

- отказ от принципа пролетарского (социалистического) ин-

тернационализма и признание приоритета общечеловеческих

ценностей над любыми другими (классовыми, национальными,

идеологическими).

Реализация этого курса по одним направлениям имела поло-

жительные последствия, по другим - обернулась внешнеполити-

ческими провалами СССР.

Характерной чертой нового этапа советской дипломатии бы-

ли ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентами США

Р. Рейганом, а затем Д. Бушем. Заключенные с США договоры

об уничтожении ракет средней и меньшей дальности (декабрь

1987 г.) и об ограничении стратегических наступательных воору-

жений (июль 1991 г.- соглашение об ОСНВ-1) положили начало

тенденции к сокращению ядерного оружия в мире - правда, в

немалой степени за счет ракетного потенциала СССР.

Одновременно продвинулись вперед многолетние переговоры

по снижению уровня обычных вооружений. В ноябре 1990 г. бы-

ло подписано соглашение об их значительном сокращении в Ев-

ропе. Дополнительно СССР в одностороннем порядке принял ре-

шение об уменьшении оборонных расходов и численности собст-

венных Вооруженных Сил на 500 тыс. человек.

Успешное развитие отношений с капиталистическими страна-

ми затронуло и Японию, чему в немалой степени способствовал

визит М. С. Горбачева в апреле 1991 г. в Токио. Советская деле-

гация проявила готовность оживить двусторонние связи и офи-

циально признала существование территориального вопроса -

о государственной принадлежности четырех островов Южно-Ку-

рильской гряды.

Новые внешнеполитические подходы СССР позитивно про-

явили себя в деле ликвидации ряда очагов международной на-

пряженности, локальных вооруженных конфликтов. За май

1988 - февраль 1989 г. был осуществлен вывод советских войск

из Афганистана, после чего II съезд народных депутатов СССР

признал <необъявленную войну> против соседней, прежде дру-

жественной страны грубой политической ошибкой. За нее запла-

тили жизнями свыше 15 тыс. солдат и офицеров Советской

Армии. Горбачевская дипломатия приложила много усилий к

прекращению гражданской войны в Анголе, Камбодже и Ника-

рагуа, образованию там коалиционных правительств из предста-

вителей противоборствующих сторон, к преодолению путец-

серьезных политических реформ режима апартеида в Южно-Аф--

риканской республике, поиску справедливого решения палестин-о

ской проблемы, долгое время омрачавшей отношения Израиля

и арабских государств. -,
Закрепляется поворот в лучшую сторону в советско-китай-

ских отношениях. Пекин выдвигал в качестве условий для этого

вывод советских воинских контингентов из Афганистана и Мон-

голии, а вьетнамских - из Камбоджи. После их выполнения Мо-

сквой и визита М. С. Горбачева в Китай весной 1989 г. между

двумя великими державами была восстановлена приграничная

торговля, подписана серия важных соглашений о политическом,

экономическом и культурном сотрудничестве.

Этот же год явился переломным в отношениях СССР со свои-

ми партнерами по <социалистическому содружеству>. Начался

форсированный (и социально не обеспеченный) вывод войск с

советских баз в Центральной и Восточной Европе. На опасения

многих лидеров соцстран, что некоторые конкретные решения,

диктуемые <новым мышлением>, могут повлечь за собой деста-

билизацию там общественно-политической обстановки, горбачев-

ская администрация ответила экономическим давлением, при-

грозив, в частности, перевести хозяйственные взаиморасчеты с

союзниками на свободно конвертируемую валюту (что и было

вскоре сделано). Это обострило отношения между странами -

членами СЭВ и подтолкнуло к быстрому развалу не только их

экономического, но и военно-политического союза. Официально

роспуск СЭВ и ОВД был оформлен весной 1991 г.

С пета 1989 г. и до весны 1990 г. в европейских социалистических

странах происходит серия народных революций, в результате кото-

рых власть переходит мирным путем (за исключением Румынии, где

имели место кровопролитные столкновения) от компартий к нацио-

нально-демократическим силам. В Югославии входившие ранее в

федерацию Хорватия и Словения объявили себя независимыми рес-

публиками, Сербия и Черногория остались в составе Югославии, а в

Боснии и Герцеговине развернулись затяжные военные действия

между сербской, хорватской и мусульманской общинами на почве

национально-территориального размежевания.

Руководство СССР заняло позицию невмешательства в про-

цессы, на глазах кардинально менявшие политический и соци-

ально-экономический облик бывших союзных государств. Наибо-

лее наглядно его самоустранение проявилось по самому жгучему

в послевоенной истории Европы вопросу - германскому. И это

притом, что СССР имел и исторические, и моральные, и между-

народно-правовые основания сказать свое весомое слово относи-

тельно путей объединения двух немецких государств и военно-

политического статуса единой Германии. эйОчп.

На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в феврале 1990 г. в Моск-

ве М. С. Горбачев высказался в том смысле, что <канцлер может

взять дело объединения Германии в свои собственные руки>. Не

встретило принципиальных возражений у Горбачева и предложение

Коля о вхождении объединенной Германии в НАТО, что положило

конец колебаниям в правящих кругах Вашингтона и Бонна, ранее не

исключавших, по признанию госсекретаря США Д. Бейкера, <воз-

можности того, что Германия будет в конечном счете иметь несколь-

ко более аморфные связи с Северо-Атлантическим союзом, чем

полное членство - по примеру Франции, которая связана с НАТО

политически, но не в военном плане>.

В марте 1990 г. в ГДР были проведены многопартийные выборы.

Победу на них одержал блок буржуазно-консервативных партий.

В ноябре того же года эта бывшая социалистическая республика вли-

лась в состав ФРГ, сохранившей полноправное членство в Северо-

Атлантическом союзе.

Курс на отход от СССР и сближение с Западом взяли и прак-

тически все новые правительства стран Центральной и Восточ-

ной Европы. Они выразили полную готовность вступить в НАТО

и Общий рынок.

Оставшись без старых союзников и не приобретя новых,

СССР быстро терял инициативу в международных делах и во-

шел в фарватер внешней политики стран НАТО.

Ухудшение экономического положения Советского Союза,

заметно обострившееся из-за обвального снижения поставок по

линии бывшего СЭВ, побудило горбачевскую администрацию об-

ратиться в 1990-1991 гг. за финансовой и материальной под-

держкой к ведущим державам мира, так называемой <семерке>

(США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия,

Япония).

В эти годы Запад оказал СССР гуманитарную помощь про-

довольствием и медикаментами (правда, она в основном осела

в номенклатурных кругах или прилипла к рукам дельцов кор-

румпированной товаропроводящей сети). Серьезной же финансо-

вой помощи не последовало, хотя <семерка> и Международный

валютный фонд обещали ее М. С. Горбачеву. Они все больше

склонялись к поддержке отдельных союзных республик, поощ-

ряя их сепаратизм, и все меньше верили в политическую дееспо-

собность Президента СССР.

Крушение Советского Союза вывело США в разряд единст-

венной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский

президент поздравил свой народ с победой в <холодной войне>.

) 1. Почему брежневская дипломатия носила противоречивый характер?

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! В тексте параграфа можно найти пять ответов на этот во-

330

прос. 2. В 1989 г. Съезд народных депутатов СССР выразил моральное и по-

литическое осуждение решению о вводе советских войск в Афганистан, ко-

торое было принято в 1979 г. узким кругом высокопоставленных лиц. Что

изменилось в стране, чтобы стало возможным раскрыть тщательно скры-

вавшуюся подоплеку войны и публично осудить ее зачинщиков? Возможно,

вам удастся побеседовать с кем-то из бывших советских военнослужа-

щих - <афганцев> о том, как они сегодня расценивают свое участие в аф-

ганских событиях. 3. Конкретизируйте принципы <нового политического

мышления> примерами из деятельности советской дипломатии в 1987-

1991 гг.

Принцип <нового политического мышления> Внешнеполитическая деятельность СССР Последствия для страны

Подтвердите или опровергните вывод авторов учебника, что наряду с

достижениями горбачевская дипломатия обернулась для страны и рядом

внешнеполитических провалов. 4. На контурной карте мира укажите горя-

чие точки планеты в 1987-1991 гг. (см. 67-68). Особым знаком выделите

районы, где СССР принимал активное участие в разблокировании

региональных конфликтов. 5. ЭССЕ: Согласны ли вы с мнением американ-

ского президента Буша, что <холодная война> закончилась в 1991 г. и побе-

ду в ней одержали США?

Похожие:

№ Международная политика Советского Союза в 70-начале 80х гг период разрядки международной напряженности iconСоюза А. И. Егорове Верность долгу: о маршале Советского Союза А. И. Егорове. 2-е изд
«Верность долгу: о маршале Советского Союза А. И. Егорове. — 2-е изд., доп.»: Политиздат; Москва; 1983
№ Международная политика Советского Союза в 70-начале 80х гг период разрядки международной напряженности iconО проведении открытого городского Первенства по боксу, посвященного...
Настоящее Положение определяет порядок и условия проведения открытого городского Первенства по боксу, посвященного памяти Героя Советского...
№ Международная политика Советского Союза в 70-начале 80х гг период разрядки международной напряженности iconI международный фестиваль-лаборатория детского и юношеского творчества
Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Союза композиторов Украины, Союза работников культуры...
№ Международная политика Советского Союза в 70-начале 80х гг период разрядки международной напряженности icon«Советская военная присяга последних лет Союза сср. Или офицеры Родину продали»
Место бога и царя-батюшки (в присягах царского времени) заменили Конституция и советский народ. В 80-х годах, накануне переворота...
№ Международная политика Советского Союза в 70-начале 80х гг период разрядки международной напряженности iconРешение судьбы японских военнопленных странами-участницами «антигитлеровской коалиции»
Р, невозможен без правильного понимания причин и характера действий ссср, его союзников по антигитлеровской коалиции и собственно...
№ Международная политика Советского Союза в 70-начале 80х гг период разрядки международной напряженности iconДыскин Ефим Анатольевич Герой Советского Союза, генерал-майор медицинской службы в отставке
Дыскин Ефим Анатольевич – Герой Советского Союза, генерал-майор медицинской службы в отставке
№ Международная политика Советского Союза в 70-начале 80х гг период разрядки международной напряженности iconМеждународная научная конференция в Севастополе
Столыпинские чтения. Экономика, политика, культура в контексте столыпинских реформ
№ Международная политика Советского Союза в 70-начале 80х гг период разрядки международной напряженности icon«Гайдаровская Поверка» мгпо 2012
Героев Советского Союза, Героев Социалистического труда, орденоносцев, Великой отечественной войны
№ Международная политика Советского Союза в 70-начале 80х гг период разрядки международной напряженности iconЦентрального комитета коммунистической партии советского союза
Издержки обращения. Всеобщие условия производства в их отличии от особенных условий производства] 13
№ Международная политика Советского Союза в 70-начале 80х гг период разрядки международной напряженности iconКод льготной категории («Статус гражданина»)
Герой Российской Федерации, Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница