Методы борьбы со «стрессорами»


Скачать 125.78 Kb.
НазваниеМетоды борьбы со «стрессорами»
Дата публикации21.06.2013
Размер125.78 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Туризм > Документы
Таблица 15 Методы борьбы со «стрессорами»




Методы

Частота использования




Высшее руководство

Руководители среднего звена

1. Делегирование полномочий

90,3

86,1

2. Анализ стрессовых ситуаций

84,6

84,7

3. Установка ежедневных целей и приорите­тов выполнения заданий

81,0

83,3

4. Выявление причин, приводящих к стрессу

75,7

74,4

5. Общение с коллегами, другими работника­ми, посетителями

73,5

77,5

6. Беседы по телефону с приятелями и встре­чи с друзьями (вне работы)

71,4

74,2

7. Физические оздоровительные занятия (вне работы)

68,9

65,7

8. Переключение на активный отдых (вне работы)

64,8

70,0

9. Следование оптимально избранному распо­рядку дня (на работе и дома)

62,0

53,9

10. Самоустранение от стрессовых ситуаций (временный отпуск, перерыв в работе)

50,4

55,1

11. Более интересная, увлекающая работа

49,9

54,4

12. Ежедневные временные интервалы для коротких передышек

42,2

45,0

13. Разбивка отпуска на несколько этапов: два, три, четыре

41,3

36,9

14. Чтение специальных книг

17,9

24,0

15. Аутогенная самостоятельная тренировка

7,7

10,2

16. Участие в специализированных тренингах

4,9

6,5

17. Психотерапевтическое лечение

3,3

4,2

Вот, например, что предложила одна из учебных групп, отвечая на вопрос «Как бороться со стрессом?»: бросить курить; чаще общаться с природой; время от времени уезжать на рыбалку; регулярно делать утреннюю гимнастику; разгружать себя эмоционально; находить новые увлечения; рационализировать рабочий день; планировать работу по своим возможностям; систематически изыскивать время отдыха с семьей; относиться ко всему философски; переключаться на другие виды деятельности; общаться с коллегами и расположенными к тебе людьми;

переменить привычную обстановку; сменить мебель, переставить ее; на работу и с работы ходить пешком;

до начала работы «прикинуть» план на сегодня и настроить себя; комбинировать работу в кабинете и на местах; в течение дня несколько раз послушать музыку; чередовать работу, меняя тактику; никогда не брать работу на дом; не затягивать рабочий день для себя и других; активно отдыхать в свободные дни; организовать систему самоконтроля;

научиться чувствовать стрессовую ситуацию по нарастающим при­знакам;

всегда быть готовым к неожиданностям; находить интересных помощников; разгружать себя, делегируя полномочия. Это — профилактическая модификация поведения в борьбе со стрессом, которая предполагает высокую степень самоорганизации. Но «стрессоры» коварны. Они могут подкрасться и «ударить» неожидан­но. И тогда руководителю или работнику приходится переживать стресс постфактум. Одни быстрее выходят из стрессового состояния, другие — медленнее. Индивидуальные опросы мужчин-руководителей подраз­делений позволили выявить способы преодоления стресса в ситуации, когда они допустили трудноисправимые ошибки и вынуждены были отчитаться за свои просчеты перед руководством фирмы. Вот какие пси­хологические методы они применяют, стремясь избавиться от гнету­щих переживаний после «разноса»: «Иду и делюсь с теми, кому я до­веряю»; «Ищу пути исправления ошибок»; «Пускаю все на самотек. Пропади пропадом эта работа!»; «Консультируюсь и разрабатываю но­вый вариант решения»; «Принимаю рюмочку: коньяк для такого слу­чая всегда есть»; «Успокаиваюсь только с коллегами»; «Закрываюсь. Хожу по кабинету. Думаю»; «А я прихожу и делано 10—20 приседаний»; «Ругаю себя: как мог так проколоться?! В следующий раз буду умнее»; «А у меня многовариантная схема: начинаю делать много дел сразу. По­том отключаюсь в машине»; «А я начинаю звонить по объектам: мне нужно себя выплеснуть»; «Думаю: как бы я поступил на его месте?»; «Оцениваю себя самокритично. Делегирую полномочия, объясняя си­туацию. Мои работники меня понимают и помогают доделать. Когда сажусь в машину, совсем успокаиваюсь. А еще у меня есть дача: еду туда. Помогает отойти от дел чтение и легкая музыка»; «А я иду в баню с друзьями».

Выявились и женские модели поведения в стрессовом состоянии после допущенных ошибок: «У меня философский подход к жизни: все проходит. Трезво оцениваю ситуацию. За одного битого двух небитых дают. Мне становится легче, если еще и всплакну»; «А у меня есть внут­ренняя убежденность: пусть ошиблась, но все равно я права. Прихожу домой и начинаю вязать. Очень помогает успокоиться»; «Убеждаю се­бя, что все равно буду поступать так, как подсказывает ситуация»; «При­хожу в кабинет и собираю совещание. Ищем варианты. А потом я нахожу ответ во сне»; «Я сразу не могу успокоиться. Хочу домой. Мне очень помогают спокойствие мужа и его советы»; «Прихожу домой и начинаю делать тупую монотонную работу. Стираю, например. Или 6epyci за пылесос»; «Мне помогает общение с детьми»; «А я люблю животных. Моя кошка как-то успокаивающе действует»; «Иду в парикмахерскую или покупаю сама себе цветы»; «Прихожу домой, включаю музыку. Иногда пою. Или читаю любимые стихи».

От стрессовых состояний, возникающих в процессе работы, важно отличать фрустративные состояния личности, которые характеризуются переживаниями срыва надежд. Фрустрация описывается следующей формулой: «потребности — блокировка — отрицательные эмоции» (рис. 53).



Рис. 53. Фрустративные состояния личности:

• - желаемые цели; / - стремление личности удовлетворить свои потребности; / .- блокировка потребностей личности

Условный график, представленный на этом рисунке, показывает, что у личности возникли потребности, например, в трех важных дело­вых встречах, назначенных на вечер второго дня, вечер третьего дня и вечер четвертого дня. Все встречи сорвались. Информацию об этом со­трудник получил в первом случае незадолго до встречи. Во втором слу­чае он подъехал к месту встречи, прождал 15 мин и уехал злой. В треть­ем случае он получил информацию о том, что встреча не состоится, за­ранее, почти за день. Наиболее сильно срыв надежд переживается им во втором случае, наименее — в третьем.

В состоянии фрустрации личность может вести себя или агрес­сивно (высказывать недовольство, раздражение, возмущение), или зам­кнуться в себе, впасть на какое-то время в состояние депрессии (испы­тывать подавленность, обиду, чувства безнадежности и беспомощности, личной ущемленности, комплекса неполноценности или комплек­са «без вины виноватый»). Фрустративные переживания проявляются тем интенсивнее, чем сильнее было влечение личности удовлетворить свою потребность и чем ближе была такая возможность. Типичная си­туация фрустрации — ситуация упущенного шанса (игра в рулетку при крупных ставках: «повезло — не везет — повезет?»). В фирме менеджер постоянно находится в ситуации срыва надежд, а поэтому должен вы­рабатывать в себе иммунитет к фрустративным состояниям.

Фрустрация обнаруживает специфические изменения в поведении. По этим изменениям она и определяется как таковая. Характерные при­знаки фрустрации следующие: личность сталкивается с неразрешимой проблемой; она не имеет возможности выхода из возникшей ситуации, поэтому сильно реагирует на нее, либо обвиняя того, кто кажется ви­новником срыва надежд (агрессивная реакция), либо усматривая «злой умысел» в сложившихся обстоятельствах (депрессивная реакция). Ре­акция личности может быть и интернальной, когда признается и своя вина. Однако это — исключение; самообвинение — характерный при­знак не фрустрации, а выхода из нее, но в том случае, если личность видит причины неудач прежде всего в себе.

Фрустративные состояния личности могут «подогреваться» и внут­ренними факторами ее психофизической предрасположенности к вос­производству таких ситуаций (доверчивость, импульсивность, тревож­ность, неорганизованность, рискованность и др.). В этом случае лич­ность сама себе создает трудности, чтобы потом их преодолевать. В то же время личность может иметь большую устойчивость к фрустраци-ям. Все зависит от того, в какой мере проявляются ее способности пре­одолевать фрустративные состояния, несмотря на заблокированность поведения. Это могут быть способы психологической самозащиты: «Ес­ли не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней!» Этот те­зис может включать такой «веер» защитной мотивации:

1 ) «Нет худа без добра»; «Что Бог ни делает, все к лучшему» (пози­тивная трактовка худшего);

2) «Ничего, все проходит. Надо переждать» (ориентация на луч­шие времена);

3) «Что поделаешь? Так уж получилось. У других тоже срывы» (идентификация с такими же «другими»);

4) «Переживать нечего. У других еще хуже» (самоподкрепление в сравнении с опытом «других»);

5) «Не я один. Но все вместе — прорвемся» (позитивное самопод­крепление идентификацией с командой);

6) «Хорошо еще, что так получилось. Могло бы быть совсем плохо» (самоутешение в сравнении двух зол);

7) «Ничего, худшее уже позади» (самоуспокоение в сравнении с тем, что было);

8) «В следующий раз надо страховаться» (позитивный настрой на будущее);

9) «Со мной этого больше не произойдет» (переакцентировка свое­го поведения);

10) «От судьбы не уйдешь. Ожидай худшего, надеясь на лучшее» (утешение сбывшимся самопророчеством).

Если внимательно проанализировать эти способы психологической самозащиты, то оказывается, что их можно оценить во времени: взгляд в будущее, взгляд в сторону, взгляд в прошлое. Сравнительный само­анализ облегчает переживания личности, конструируя образ иного по­ведения, чем было ранее. Но этот «веер» самозащитной мотивации для каждого индивидуален, так как у каждого — свои приоритеты их не­произвольного выбора. На рис. 54 показан один из вариантов преодо­ления фрустрации путем последовательного «включения» самозащит­ной мотивации.



Рис. 54. Самоорганизация поведения личности в преодолении фрустрации: 1-10 — способы психологической самозащиты (выбор по степени значимости)

Однако фрустрация может стимулировать усилия личности преодо­леть «блокировки» либо в обходном маневре, либо в лобовом наступле­нии. «Блокировка» потребностей воспринимается личностью как препят­ствие, которое необходимо устранить. Поэтому в сознании личности сна­чала вспыхивает «лобовая» установка, а затем начинают мелькать разно­образные «маневренные» варианты. Может возникнуть такая ситуация, что сама недостижимость цели «делает» ее привлекательной: «Чем труд­нее, тем заманчивее»; «Не получилось в первый раз, попробуем во вто­рой!». Вариативная тактика характерна больше для женщин, чем для муж­чин, но «перебор» различных средств в достижении цели является кон­структивным поведенческим выходом из фрустративного состояния.

В преодолении фрустрации сталкиваются два психологических под­хода к самоорганизации делового поведения. Эти подходы можно вы­явить, если поставить на обсуждение два вопроса: «Почему человек ошибается, но часто достигает успеха?» и «Почему ошибается тот, кто часто не достигает успеха?». В самом деле, один ошибается и выигрывает, а другой ошибается и... проигрывает. Почему? Оказывается, одни менеджеры психологически подготовлены к достижению успеха, а дру­гие психологически не подготовлены к возможным неудачам.


Менеджер, достигающий успеха

Менеджер, терпящий неудачи

1. «Я ошибся, но извлек уроки. Буду впредь умнее» Победитель (человек, который знает, что он будет делать, если проиграет, но не говорит об этом)

1. «Если бы я только знал... Не пошел бы на это» Неудачник (человек, который не знает, что будет делать, если проиграет, но го­ворит о том, что он будет делать, если выиграет)

2. После поражения думает прежде всего о том, как добиться успеха

2. После поражения думает прежде всего о том, как избежать неудачи

3. Не жалеет о прошлом опыте

3. Сожалеет о прошлом опыте

4. У него есть опыт поражения, но есть и варианты выхода из негативной ситуа­ции: эффект стимулирующего негатив­ного образа

4. У него есть образ поражения, но спосо­бов выхода из негативной ситуации почти нет: эффект давящего негативно­го образа

5. Осмысливает ситуацию с точки зрения поиска результатов

5. Осмысливает ситуацию с точки зрения нехватки ресурсов

6. Считает, что успех - это результат ог­ромной работы: он приходит только после нее

6. Считает, что успех - результат случая: он приходит неожиданно, надо только верить в это

7. Вынашивает свой собственный замысел, чтобы претворить его в управленческой практике

7. Хватается за чужие мнения, чтобы ис­пользовать их в управленческой прак­тике

8. Быстро принимает стратегические ре­шения, но корректирует их, управляя текущими ситуациями

8. Долго принимает стратегические реше­ния, но быстро и часто их модифици­рует в зависимости от давления теку­щих ситуаций

9. Ставит следующую задачу: как превра­тить неудачу в победу?

9. Ставит следующую задачу: как удер­жаться на плаву в случае неудач?

10. Верит, что очень многое в жизни зави­сит от его собственных усилий

10. Верит, что от его собственных усилий мало что зависит в жизни

Доверять «развертывание» управленческих циклов можно тому менеджеру, чья психологическая «я-концепция» ориентирована на до­стижение успеха. В то же время трудно довериться тому, кто оказы­вается в плену психологической «я-концепции», которая сбивает управленческие циклы на сиюминутные успехи в решении текущих проблем.

Резюме

Управленческий процесс руководителя состоит из множества цик­лов, которые не совпадают по времени между собой. Все подчиненные руководителю работники включены так или иначе в различные управленческие циклы. Чем меньше психологических рассогласований возникает у работников во взвешивании своих возможностей, желаний, обязанностей и стремлений, тем более эффективно они вовлечены в управленческие циклы.

Эффективность управленческих циклов зависит от того, как ру­ководитель преодолевает конфликтные, трудные и неблагоприятные ситуации, переводя их в благоприятные и оптимальные. Руководи­телю легче в этих ситуациях, если работники относятся к ним так же, как и он сам, переживая необходимость их разрешения вместе с ним. Эффект сопереживания управленческих ситуаций свидетель­ствует о высокой степени вовлеченности работников в управленче­ский цикл.

В разрешении управленческих ситуаций руководители часто пере­живают стресс, который у каждого проявляется индивидуально. Суще­ствуют и типичные методы преодоления и профилактики стресса, ко­торые можно выявить в социологических опросах.

От стрессовых состояний следует отличать фрустрацию, которая переживается руководителем как срыв надежд. Справляются со стрес­сами и фрустрациями прежде всего те руководители, которые имеют устойчивые психологические барьеры к неудачам, ориентируясь на до­стижение успеха.

Аналитические вопросы

1. Как, на ваш взгляд, проявляются управленческие циклы руководи­теля в вашей фирме?

2. Как могут реагировать работники на ошибки руководителя в управ­ленческом цикле?

3. Как в вашей фирме происходят «сбои» управленческих циклов и по­чему?

4. Каковы, на ваш взгляд, признаки «хаотичного» управления у вас в фирме?

5. Можно ли использовать модель сопереживания управленческих си­туаций для анализа причин неудач?

6. Как руководитель может блокировать интерес работников к выпол­нению заданий в фирме?

7. Какие «стрессоры» мешают вам принимать управленческие решения и в какой мере?

8. Какие методы применяют сами руководители, преодолевая стресс?

9. В чем и как проявляются ваши фрустративные состояния и каким образом вы их стараетесь преодолеть?

Похожие:

Методы борьбы со «стрессорами» iconГаррисон и его "провозглашение"
Гаррисон не столько настаивал на праве рабов быть свободными, сколько отрицал право какого бы то ни было человека или собрания людей...
Методы борьбы со «стрессорами» iconВопросы для проверки базового (исходного) уровня: Инструментальные...
Задания для самостоятельной работы студентов 2 курса фармацевтического факультета по теме «Инструментальные методы анализа. Оптические...
Методы борьбы со «стрессорами» iconВоспитание как целенаправленный процесс формирования личности
Виды воспитательного процесса и методы воспитания,9 Воспитание и его составные части,10 Нравственное воспитание,11 Методы организации...
Методы борьбы со «стрессорами» iconТема 1 Методы прямого поиска
Методы классического анализа применяются для решения задач оптимизации в том случае, когда целевая функция и ограничения заданы аналитически...
Методы борьбы со «стрессорами» iconЛекция №4 Оптические спектроскопические методы исследования
Следовательно, спектроскопические методы дают возможность вести исследование на уровне атомов и молекул, то есть тонкой структуры...
Методы борьбы со «стрессорами» icon2. 2 Поисковые методы многомерной оптимизации. Градиентные методы оптимизации
Тема 2 Поисковые методы многомерной оптимизации. Градиентные методы оптимизации
Методы борьбы со «стрессорами» iconТ. Г. Кузьмичева Методы решения математических задач в Maple
Учебное пособие предназначено для студентов 1 и 2 курсов социально-психологического и естественно-географического факультетов университета,...
Методы борьбы со «стрессорами» icon22 Практические методы обучения
Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения
Методы борьбы со «стрессорами» iconПеречень вопросов для студентов к итоговому контролю знаний по патологической физиологии
Методы патофизиологии. Эксперимент, его значение для решения фундаментальных проблем медицины. Виды экспериментов. Основные этапы...
Методы борьбы со «стрессорами» iconХимические методы исследования
Для организации этих исследований не требуется сложных приборов, это классические методы с наличием хорошо отработанных методик....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница