Менеджмент как наука. Основные функции и разновидности менеджмента


НазваниеМенеджмент как наука. Основные функции и разновидности менеджмента
страница1/13
Дата публикации17.06.2013
Размер1.8 Mb.
ТипАнализ
vb2.userdocs.ru > Туризм > Анализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
1

1. Менеджмент как наука. Основные функции и разновидности менеджмента.

Термин "менеджмент" по своей сути является аналогом термина "управление", это его синоним, однако не в полной мере.

Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.

Содержание понятия "менеджмент" можно рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений.

Менеджмент как организация управления фирмой, осуществляющей любые виды предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода). Содержание менеджмента, таким образом, состоит в достижении фирмой определенных результатов в предпринимательской деятельности.

Цели всякой организации предполагают преобразование ресурсов (капитал, материалы, технология, информация, трудовые ресурсы) для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов деятельности - функций.

В зависимости от конкретных функций организация делится на подразделения, выполняющие возложенные на них задачи, отражающие реализацию специфических целей. Подразделения (отделы, службы, отделения) представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Здесь речь идет об управлении организацией.

Менеджмент как процесс принятия управленческих решений. Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для руководителя - менеджера - и требует от его принятия решений и, в частности, в отношении изменения целей и программы действий.

Принятое решение - прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Менеджер рассматривает принимаемое решение с точки зрения лиц, отвечающих за доведение решений до исполнителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения. Это заставляет менеджера не только выбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке.

Анализ информации и принятие на ее основе управленческих решений составляют технологию менеджмента. Иерархия в системе управления решает проблемы передачи ответственности на более низкие уровни управления, централизации и децентрализации процесса принятия решений и самой организации управления.

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства - выпуска продукции и услуг.

Менеджмент призван создавать условия, для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска.

Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных резервных денежных средств и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей, на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи с этим в задачи менеджмента входит:

Обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

Стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

Постоянный контроль над эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

Постоянный поиск и освоение новых рынков.

К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также

Определение конкретных целей развития фирмы;

Выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;

Разработка стратегии развития фирмы - хозяйственных задач и путей их решения;

Выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;

Определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

Установление контроля над выполнением поставленных задач.

Выполнение задач менеджмента по регулированию, организации, координации и контролю над производственным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке.

Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др.

Можно выделить 10 основных функций менеджмента.

1. Постановка целей и задач.

2. Анализ.

3. Прогнозирование.

4. Планирование.

5. Принятие решений.

6. Мотивация труда.

7. Организация и руководство.

8. Регулирование и разрешение конфликтов.

9. Контроль, учет и мониторинг.

10. Организационная культура.

2. Понятие сегмента рынка и целевого сегмента. Основные принципы сегментации потребительского рынка.

Целевой сегмент - это однородная группа потребителей целевого рынка фирмы, обладающая схожими потребностями и покупательскими привычками по отношению к товару фирмы.

сегмент рынка – это разбивка покупателей или рынка на совокупности людей со схожими потребностями в отношении конкретного товара или услуги, достаточными ресурсами, а так же готовностью и возможностью покупать.

^ Принципы, по которым проводятся сегментация

Географический принцип предполагает разбивку рынка на разные географические единицы: государства, регионы, области, города, округа. Фирма должна решить, где действовать, по всему городу, в одном или нескольких регионах, в национальном или международном масштабе.

^ Демографический принцип – заключается в разбивке рынка на группы по таким параметрам, как пол, возраст, размер семьи, этап жизненного цикла семьи, уровень дохода, род занятий, образование, религиозные убеждения, национальность.

^ Психографический принцип – сегментацию покупателей подразделяют на группы по признакам принадлежности к общественному классу, образу жизни, характеристикам личности.

^ Поведенческий принцип – следует отнести повод для совершения покупок, искомые выгоды, статус пользователя, интенсивность потребления, степень приверженности и готовности к восприятию товара и отношение к товару.

3 подхода

Целевой маркетинг – используется, когда продавец проводит сегментацию рынка и выпускает продукцию в расчете на один конкретный сегмент потребителей и соответственно для этого сегмента разрабатывает специализированный план маркетинга.

Массовый маркетинг – тактика ориентируется на широкий потребительский рынок с предложением одного единственного товара.

^ Дифференцированный маркетинг – он позволяет фирме сочетать положительные стороны массового и целевого маркетинга, ориентироваться на два или более сегментов с разработкой различных планов маркетинга для каждого их них. Такая стратегия возможна, если фирма производит разнообразную продукцию для разных сегментов.

^ 3. Система мотивации труда. Стимулирование и поощрение труда.

Поощрение за труд.

Среди мер по обеспечению дисциплины труда важное место занимает поощрение работников. Добросовестный труд должен быть отмечен работодателем. Если хорошо работающие и недобросовестные работники находятся в равном положении, то стимул к успешному труду резко снижается.

Поощрение - это публичное признание результатов труда работников.

Применение мер поощрения является одним из проявлений дисциплинарной власти работодателя. Выбор конкретных мер поощрения, предоставления различных льгот и преимуществ – это право работодателя, хотя в современных рыночных условиях оно во многом зависит от его финансовых возможностей.

Поэтому поощрения за труд выступают важнейшим средством обеспечения трудовой дисциплины.

Характер поощрений можно подразделить на материальный и моральный.

Поощрение труда бывает в виде:

- меры морального поощрения:

-   объявление благодарности;

-   награждение почетной грамотой;

-   представление к званию «Лучший по профессии»;

·   меры материального поощрения:

-   выдача премии;

-   награждение ценным подарком.

Виды стимулирования.

Важнейшим видом стимулирования является материальное, призванным играть ведущую роль в повышении трудовой активности работников. Этот вид состоит из материально-денежного и материально-неденежного стимулирования, последнее содержит часть социальных стимулов.
Вторым немаловажным является духовное стимулирование, которое содержит в себе социальные, моральные, эстетические, социально-политические и информационные стимулы. В психологическом подходе моральное стимулирование является самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного стимулирования труда.
Согласно одной из расширенной трактовки моральные стимулы отождествляются со всей совокупностью этических и нравственных мотивов поведения человека. Однако к области морального стимулирования относится только часть этических категорий, а именно те, которые отражают оценку человека и его поведения окружающими и им самим.
Рассмотрим существующую классификацию видов стимулирования.
Материально-денежное стимулирование – это поощрение работников денежными выплатами по результатам трудовой деятельности.        

Социальное стимулирование – представляется как материальное неденежное. Главной направленностью выступают отношения между людьми, выраженные в признательности руководства заслуг работника.

Моральное стимулирование - является самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного стимулирования труда и основывается на специфических духовных ценностях человека. Моральные стимулы – это такие стимулы, действие которые основывается на потребности человека в общественном признании. 
^ 2

1. Классическая (административная) школа управления. Основные принципы и функции менеджмента, сформулированные представителями этой школы.

Одна из школ развития управленческой мысли в первой половине XIX в. (1920 - 1930 гг.). Возникновение К.ш.у. связывают с именем Анри Файоля. Если создатель школы научного управления Ф. Тейлор начинал свою карьеру простым рабочим, что повлияло на его представление об управлении организацией, то авторы К.ш.у. имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Файоль, которого называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией. Следовательно, они старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций в целом. Основной вклад представителей К.ш.у. в теорию управления состоял в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Файоль выделил следующие взаимосвязанные функции процесса управления:
планирование (определение цели организации, путей и средств достижения их); организация (создание определенной структуры организации); распорядительство; мотивация (выработка способов, стимулирования труда); координация (достижение согласованности в работе всех звеньев организации);
контроль (коррекция и реализация плана).
Именно создание универсальных принципов управления было важнейшей целью К.ш.у. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху. Эти принципы касались разработки рациональной системы управления организацией и построения структуры организации и управления работниками. Файоль выделял 14 основных принципов управления:
1) разделение труда;
2) власть;
3)дисциплина;
4) единство распорядительства;
5) единство руководства;
6) подчинение частных интересов общему;
7) вознаграждение;
8) централизация;
9) иерархия;
10) порядок;
11) справедливость;
12) постоянство состава персонала;
13) инициатива;
14) единение персонала.

^ 2. Информационное обеспечение маркетинга. Маркетинговая информация, ее специфика и классификация.

Есть три современные тенденции, которые более всего подчеркивают значение маркетинговой информации:

^ 1 Переход от локального ( через национальный) к глобальному маркетингу. По мере расширения рынков сбыта в географических отношении менеджеры фирм нуждаются во все больших объемах маркетинговой информации.

^ 2 Возрастание требований потребителей. По мере роста в мировом масштабе доходов людей и предлагаемых товаров потребители становятся более взыскательными и требовательными.

^ 3 Переход от ценовой конкуренции к неценовой компании конкурируют между собой с помощью дифференциации продуктов, непрерывно внедряя новых методов и средств воздействия на рынок, что невозможно без постоянного притока информации.

^ Важность маркетинговой информации

Важность маркетинговой информации проявляется в том. Что она помогает туристской фирме:

Получать конкурентные преимущества, снижать финансовый риск, выявлять отношение потребителей к фирме и ее услугам, анализировать состояние внешней и внутренней среды, координировать вопросы, связанные с реализацией стратегии фирмы, оценивать ситуацию на рынке.

Маркетинговая информация представляет собой факты, сведения, слухи, оценки, численные и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности.

классификацию маркетинговой информации

Историческая информация – о деятельности фирмы в предшествующий период

Текущая информация – на данный момент состояние бизнеса

Прогнозная информация – вероятность оценки фирмы в обозримой перспективе

^ Констатирующая информация – содержит данные о состоянии объектов управления

Поясняющая информация – представление о фактах и причинах, обусловливающие те или иные изменения в системе маркетинга

^ Плановая информация – применяется в ходе разработки и принятия решений о целях, стратегии и программах маркетинга.

Информация, используемая при контроле маркетинга – охватывает аспекты, связанные с проверкой текущей деятельности фирмы( анализ сбыта, доли рынка,)

^ Количественная информация – позволяет установить в конкретных числовых величинах сведения о состоянии исследуемых объектов( доля рынка, размер инвестиций, цены)

^ Качественная информация – описание состояния объектов чисто качества( состав потребителей по полу, по роду занятий, предпочтений)

Постоянная информация – отражает стабильные т.е. длительное время неизменные, величины

^ Переменная информация – фактические количественные и качественные характеристики функционирования маркетинговой системы и ее отдельных элементов

Эпизодическая информация – формируется по мере необходимости, например когда требуется дополнительная информация о новом конкуренте или рынке

^ Дермоскопическая информация – предполагает сведения о самом потребители туристских услуг

Экоскопическая информация – отражает сведения об общеэкономической ситуации, состояния рынка туризма

^ Первичная информация – полученная впервые для решения проблемы

Вторичная информация - уже кем-то однажды собранная для целей

Внутренняя информация – возникает в результате деятельности самой фирмы и постоянного изменения. Есть подсистемы внутренний отчетности отражает: статистическую отчетность, бух отчетность, внутреннюю статистику, данные договоров, акты ревизий, справки, отчеты, жалобы и рекламации потребителей, протоколы заседаний руководства фирмы и т.д.

^ Внешняя информация – собирается из источников, содержащих сведения о событиях и ситуациях, складывающихся во внешней маркетинговой среде. К источникам относятся:

Материалы национальных и международных организаций по туризму

Публикуемые бух и финансовые отчеты фирмы

Отчеты, интервью представителей туристских фирм

Специализированные периодические издания, книги

Туристские экономические обзоры, каталоги

Специализированные выставки и ярмарки

Личные контакты

Внешнюю маркетинговую информацию можно разделить на 2 типа;

1 Официально публикуемую т.е. доступную для всех

2 Синдикативную т.е. недоступную для широкого круга лиц, специально для организаций,

Различают мониторинг- на основе которых готовятся унифицированные обзоры стандартизированных данных

Сбор данных – облегчение туристской фирме проведение маркетинговых исследований

Таким образом, маркетинговая информационная система:

  1. Позволяет руководителям и менеджерам принимать более обоснованные решения и снижает вероятность возникновения ошибок за счет обеспечения необходимой информацией всех нуждающихся в ней лиц.

  2. Позволяет компании своевременно улавливать все изменения, происходящие на рынке, и оперативно реагировать на них.

  3. Дисциплинирует сотрудников, учит их отслеживать происходящие события и видеть, как они могут повлиять на развитие их компании.


^ 3. Модели государственного управления индустрией туризма.

Индустрия туризма и связанный с ней сервис является важной частью национальной экономики любого государства. Развитие этой отрасли экономики требует значительных капитальных вложений, так как связано со строительством курортных зон, благоустроенных дорог, обустройства территорий. В инвестировании, таким образом, должны принимать участие не только частные организации, но и государственные структуры. Однако получаемая прибыль при правильной организации достаточно велика и даже зачастую оказывает для некоторых стран решающую роль в формировании бюджета.

В связи с этим экономическая политика многих стран направлена на развитие сферы туризма и активное привлечение международных туристов. Для 83% стан мира туризм является одним из пяти основных источников дохода, а для 38% - туризм - главный источник. И если в Российской Федерации управление рекреационной сферой только начинает складываться, то за рубежом имеется большой опыт работы в данном направлении.

Исследуя особенности управления туристическим бизнесом в различных странах мира, можно отметить 3 модели государственного управления данной сферой.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Менеджмент как наука. Основные функции и разновидности менеджмента iconТемы курса «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме» Тема 1
Понятие, сущность и функции менеджмента. Рыночная экономика и менеджмент. Опыт менеджмента за рубежом, возможности его использования...
Менеджмент как наука. Основные функции и разновидности менеджмента icon1: финансовый менеджмент. Цели и содержание понятие, функции, методы...
Финансовый менеджмент- это система рационального управления процессами финансирования хозяйственной деятельности коммерческой организации....
Менеджмент как наука. Основные функции и разновидности менеджмента iconТематика курсовых работ по дисциплине «Основы менеджмента»
Внешний и внутренний менеджмент: основные понятия, состав элементов, их сравнительная характеристика
Менеджмент как наука. Основные функции и разновидности менеджмента iconМенеджмент в россии. Будущее менеджмента
Исходя из определения, состояние и уровень развития менеджмента следует оценивать по тому, насколько эффективно
Менеджмент как наука. Основные функции и разновидности менеджмента icon1. Современная система взглядов на менеджмент как тип управления....
В организации отношений в менеджменте характерна гибкая организация управления, способная быстро перестраиваться в соответствии с...
Менеджмент как наука. Основные функции и разновидности менеджмента iconТема 14. Эффективность менеджмента
Результативность системы менеджмента – ее способность выполнять управленческие функции таким образом, чтобы организации могла достигать...
Менеджмент как наука. Основные функции и разновидности менеджмента iconХ sin(x+2«пи»)=sinх. 11. Понятие элементарной функции. Основные элементарные...
Понятие функции, способы задания функций. Область определения. Четные и нечетные, ограниченные, монотонные функции. Примеры
Менеджмент как наука. Основные функции и разновидности менеджмента iconПрограмма учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной...
Специализации – «Производственный менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий», «Менеджмент...
Менеджмент как наука. Основные функции и разновидности менеджмента iconПроцесс менеджмента Процесс менеджмента целесообразно представить...
Процесс менеджмента является общей суммой всех функций. Такой подход к менеджменту принято считать процессным
Менеджмент как наука. Основные функции и разновидности менеджмента iconКонспект лекцій з дисципліни для курсантів І слухачів галузі знань...
«Менеджмент зовнішньоекономічної діяльності» варіативної компоненти «Менеджмент міжнародних авіаційних перевезень», професійного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница