Тематическое планирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет сделать жизнь ребенка интересной, твор­ческой, разнообразной, дает ему возможность погрузиться в тему, лучше понять ее.


НазваниеТематическое планирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет сделать жизнь ребенка интересной, твор­ческой, разнообразной, дает ему возможность погрузиться в тему, лучше понять ее.
страница1/20
Дата публикации11.02.2014
Размер2.48 Mb.
ТипТематическое планирование
vb2.userdocs.ru > Спорт > Тематическое планирование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Алябьева Е.А.

А60 Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн, 2. - М.. ТЦ Сфера, 2006. - 208 с. - (Про­грамма развития).

ISBN 5-89144-738-Х

в пособии представлены планы итоговых тематических дней по пяти лексическим темам, которые изучаются как в группах детского сада для дошкольников с нормой психофизического развития, так и с проблема­ми в: нем. Дидактические, творческие игры, упражнения, большое количество стихотворного материала, загадок, потешек, песенок помогут пе­дагогу в организации увлекательных занятий с детьми 5-7 лет.

Пособие предназначено для педагогов ДОУ и школ, методистов ДОУ. Книга также может использоваться студентами дошкольных и дефектологических факультетов педагогических колледжей и вузов.

^ От автора

Тематическое планирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет сделать жизнь ребенка интересной, твор­ческой, разнообразной, дает ему возможность погрузиться в тему, лучше понять ее.

В книге «Тематические дни и недели в детском саду. Планиро­вание и конспекты», вышедшей в издательстве «ТЦ Сфера» (Мос­ква), автор уже предлагал педагогам планирование по видам дея­тельности детей,

В первой книге «Итоговые дни по лексическим темам. Плани­рование и конспекты» того же издательства были представлены планы-конспекты по темам: «Домашние электроприборы», «Гри­бы», «Осень», «Зима», «Весна», «Город», «Деревня», «Профессии», «Транспорт», «Дикие животные». Данное пособие является второй книгой «Итоговых дней». В нем предлагаются лексические темы: «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Цветы», «Деревья и кус­тарники», «Птицы». Следующая книга будет содержать темы: «Одежда, обувь», «Тело человека», «Продукты питания», «Дом, мебель, посуда», «Растения». Все они изучаются как в логопеди­ческих группах, так и в группах для детей с нормой психофизи­ческого развития.

Обычно в конце каждой лексической темы педагоги и логопе­ды планируют итоговое занятие для контроля и оценки знаний и умений детей. Но на одном занятии это сделать практически не­возможно. Необходим целый комплекс разнообразных средств, который применялся бы в течение всего дня. Так родилась идея разработки тематических итоговых дней.

Предложенный материал педагоги и логопеды могут варьиро­вать в постановке целей и содержании в зависимости от уровня развития детей, объема пройденного, используемой программы воспитания и обучения, глубины освоения темы в рамках про­граммы или кружка. Его можно использовать и для обучения, если изменить цели.

Педагоги должны знать, какой речевой, дидактический мате­риал предлагался детям на занятиях логопедами, чтобы учесть это при планировании контрольного дня.

Практика, показала, что эффективность данного планирования увеличивается, если учитывается ряд моментов:

  • наиболее результативно сценарное планирование с еди­ной линией сюжета. Оно обеспечивает полную преемствен­ность в работе всех специалистов (педагогам предоставле­на возможность самим продумывать мотив детской дея­тельности, основных героев автор подсказал) тема определяет содержание дня, его цели, но не выража­ется в односторонности планирования, поскольку парал­лельно решаются и другие задачи воспитания, обучения и развития ребенка;

  • тематический день должен быть спроектирован таким об­разом, чтобы дети переключались с одною вида деятельности на другой, а не. находились долго в статическом положении или не бы?ш сверхактивны;

  • для младших дошкольников ведущими мотивами должны быть игровые, а со средней группы можно вводить позна­вательные, нравственные;

  • игровой персонаж (игрушка или сам педагог) должен быть подобран с учетом интересов и возраста детей. Он помо­гает сконцентрировать внимание на теме дня, нацелить на предстоящую деятельность, оценить ее (наибольший интерес у детей вызывают герои мультфильмов и сказок). Особую группу составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР) « задержкой психического развития (ЗПР). Их игровой персонаж может привлечь лишь на несколько минут. Эмоциональное восприятие этих детей слабо выра­жено, иногда наблюдается полное равнодушие к сюрприз­ным моментам, игровым приемам. Поэтому необходимо часто привлекать их внимание к персонажу в разных видах дея­тельности, менять персонажей в течение дня, уходить от излишней эмоциональности и экспрессивности, как при­чины перевозбуждения и расторможенности;

  • важно, чтобы у детей было достаточно времени для сво­бодной самостоятельной деятельности. Поэтому обязательно нужно планировать развивающую среду по теме;

  • необходимо чередовать групповую, подгрупповую и ин­дивидуальную деятельность детей, исключая перегрузки, учитывать их интересы, желания, потребности (это может проходить через планирование основных этапов дня в ут­ренний отрезок времени в старших группах).

В пособии также предлагается вариативность содержания дня, что позволяет педагогам проявить творчество, подобрать матери­ал, соответствующий уровню развития детей группы.

Планы-конспекты можно использовать и как учебный матери­ал для студентов дошкольных отделений и факультетов, дав зада­ния: подобрать мотив к каждому виду деятельности детей, под­робно прописать речевую работу по всем задачам в соответствии с речевыми диагнозами детей и этапом коррекционной работы, дополнить Цели: и содержание с учетом индивидуальных особен­ностей каждого ребенка.

Методисты ДОУ могут найти в книге интересные творческие идеи, примеры сочетания разных видов деятельности детей в рам­ках одной темы, проследить взаимосвязь работы логопеда и педа­гога. •

Тематические дни требуют особой подготовки и оборудования. Чаще всего дидактический материал имеется в методическом ка­бинете, а группах, и у логопеда. Кроме того, в последние годы появились прекрасные тематические словари с наглядным мате­риалом и методическим обеспечением.

Пособие может использоваться и в начальной школе на уроках как их часть и во внеклассной, кружковой работе, особенно оно будет полезно в классах КРО.

Особое внимание в книге обращено на грамотность постановки цели. Любая современная технология обучения предполагает нали­чие диагностической составляющей. Осуществить контроль знаний и умений детей можно только, обозначив четкие критерии оцен­ки, выбрав измеритель (игру, занятие и т.п.). Поэтому в постановке образовательных целей (обозначены как ожидаемый результат) используются глаголы совершенного вида (иметь представление, знать, уметь).

Процесс воспитания, развития и обучения непрерывен и ох­ватывает все дошкольное детство. Поэтому развивающие и воспи­тательные цели: (обозначены обобщающим словом цели) форму­лируются через глаголы несовершенного вида (развивать, воспи­тывать, формировать). Более конкретно их должны определить сами педагоги исходя из условий воспитательно-образователь­ного пространства. При планировании Цели: уточняются критериально в определенных режимных процессах.

Для автора важно было подсказать саму идею и пути ее осуще­ствления, помочь понять, как можно комплексно проконтролиро­вать представления, знания и умения детей, без которого невоз­можно оценить результат воспитательно-образовательной деятель­ности и спроектировать дальнейшую работу.

Данное пособие является первой попыткой представить такой материал в печати. Автор будет признателен тем, кто захочет при­слать свои отзывы и предложения.

Желаю всем творческих успехов в воспитании и развитии де­тей!

При составлении перечня словарного запаса по темам частично ис­пользовался; материал методического пособия Л. Н. Арефьевой «Лекси­ческие темы по развитию речи детей 4—8 лет» [12],

^ ИТОГОВЫЕ ДНИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
ИГРУШКИ
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ДНЯ1

    1. Выявить объем представлений, знаний, умений и навыков детей по изученной лексической теме.

    2. Активизировать словарь по теме (названия, признаки и дей­ствия).

    3. Оценить умение использовать полученные знания и умения в разных видах деятельности.

    4. Определить вопросы, требующие уточнения, закрепления.


^ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Дети должны знать:

  • названия игрушек, их отличительные признаки, состав­ные части;,

  • как можно играть той или иной игрушкой;

  • из какого материала сделана игрушка.

Дети должны уметь:

  • классифицировать игрушки по ведущим признакам, опи­сывать их;

  • выразительно изображать игрушки, читать о них стихи, показывать различные действия с ними;

  • использовать в речи активный словарь по теме.


^ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ПО ТЕМЕ

Названия: игрушки разных видов — сюжетные, строительные, конструкторы, дидактические, игрушки-развлечения, спортив­ные, театрализованные, народные, самоделки, их части.

Признаки: форма, цвет, величина, качество материала (мяч — круглый, резиновый, большой, красный, яркий, спортивная иг­рушка; Петрушка — озорной, смешливый, милый, разговорчи­вый, как живой, яркий, с красивым колпачком, театрализован­ная игрушка).

Действия: бросать, катать, ловить, строить, разбирать, конст­руировать, собирать, складывать, кормить, укладывать' спать, гулять, показывать театр, прыгать, скакать, убирать, ехать, плавать, мыть, чистить и т.д.

ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (варианты)

Сказочница, Оле-Лукойе, директор магазина игрушек, лапа Карло и т.п.
^ Первая половина дня

Утро
Вводная беседа

Цели: активизировать внимание детей, вызвать интерес к теме дня и предстоящей деятельности, привлечь к планированию ос­новных этапов дня2.

* * *

Педагог обращает внимание детей на то, что в группе что-то случилось, что-то не так. Предлагает осмотреть комнату. Наводит на: вывод, что пропали все игрушки. Вместе с детьми он находит только одну куклу, которая рассказывает о том, что все игрушки похитил злой Карабас- Барабас, чтобы они выступали в его театре. Дети совместно с педагогом строят планы спасения игрушек. Пы­таются догадаться, почему Карабас забрал игрушки именно у них. Педагог помогает детям понять значение игрушек в их жизни, за­давая вопросы: Зачем нам искать игрушки? Может, вам и без них будет хорошо? Для чего вам нужны игрушки? Что произойдет, если они исчезнут?

Педагог предлагает детям отправиться на поиски игрушек и предупреждает о том, что для этого надо многое знать о них, преодолеть многочисленные препятствия, быть сильными, лов­кими, умными, внимательными, активными.

^ Утренняя гимнастика

«Мы - игрушки»

Цели: развивать умение выполнять физические упражнения образно, эмоционально, выразительно; формировать чувство рит­ма и темпа, способность сосредотачивать внутреннее внимание на мышечных ощущениях, выделяя напряжение и расслабление, дифференцировать разные движения.
^ Пальчиковая гимнастика

«Сколько у меня игрушек?»

Там, в углу, лежат игрушки,
Отдыхают в тишине...

Пять игрушек в день рожденья

Подарили гости мне.

Раз — ушастый серый зайка.

Два — есть дудка у меня.

Три — сейчас я покажу вам

Черногривого коня.

Бурый мишка мой — четыре.

Белка рыженькая — пять.

Только всех моих игрушек

Мне никак не сосчитать.

^ А. Бродский

Дети попарно соединяют ша­лашиком пальцы рук.

Сжимают пальцы в кулачки. '

Разжимают пальцы левой руки ладонью к себе.

Большой палец, мизинец и безы­мянный собирают в щепотку, а указательный и средний подни­мают вверх, как ушки. Изображают пальцами игру на дудочке, чуть согнув их и поше­веливая ими. Вытягивают средние и указательные пальцы обеих рук, ос­тальные подбирают, изобража­ют скачку.

Показывают на правой руке четыре пальца, прижав к ладони большой. Прижимают пальцы к ладони на левой руке, начиная с мизинца. Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.



^ Упражнение с элементами психогимнастики

«Магазин игрушек»

Источник: [15].

Дети отправляются в магазин игрушек, используя разные виды ходьбы и бега. Подходят к витрине. Педагог предлагает показать, кого они увидели на ней. Все упражнения дети делают по 5—6 раз вместе с педагогом, который показывает и описываёт движения. Он же выступает в роли директора магазина игрушек.

Чебурашка (напряженно)

Педагог. Раскроем наши ладони. Приставим их к вискам, на­подобие больших ушей. Наклоним голову влево, вправо, вперед, улыбаясь как бы в приветствии.
Дети выполняют.
Кто это, дети?

Дети. Чебурашка.;

Педагог. Что он хочет нам сказать?

Дети (кланяются). Здравствуйте! Идите к нам! (Качают голо­вой вперед — назад.) Не хотите ли что-нибудь купить? (Качают головой из стороны в сторону.) Без вас скучно.
^ Спящий Продавец

Педагог. Пока детей не было в Магазине, продавец заснул. Он уронил голову расслабленной на грудь, и она у него болтается, как на веревочке. Шейка расслаблена, голова тяжелая, никак не удер­жать. Падает туда-сюда, едва ее поднимешь.
Дети выполняют.
^ Самолет (напряженно, медленно — быстро)

Педагог. Вытянем руки в стороны — прямые, ровные, напря­женные: «У-у-у». Что это? Конечно, самолет! Полетели!
Дети выполняют.

Передвигаемся свободно во всех направлениях. (Гудением задает и изменяет темп.) Руки не двигаются, напряжены, они — железные кры­лья. Вот какие самолеты есть в магазине. Полетели к себе на полку.
Дети выполняют.
^ Скакалка (плавно— резко)

Педагог. А это что еще за игрушка? Сплетем пальцы в замок, сделаем волнообразные движения. Руки сплетаются, расплетают­ся в разные стороны, вытягиваются, как веревочка.
Дети выполняют.
Через эту веревочку можно даже скакать. Крутим руками, согну­тыми в локтях, потом прямыми. Крутим, ускоряя движение, как если бы держали скакалку. Догадались, что это? Давайте прыгать со скакалкой: на одной ноге, на другой, на обеих в разном темпе.

Дети выполняют.

^ Ванька-встанька (напряженно)

Педагог. Руки прижмем к телу по бокам. Все тело напряглось, не шевелится, только ногами чуть-чуть двигаем и качаемся из сто­роны в сторону: «Тик-так, тик-так». А теперь покачаемся вперед — назад. Вот вы и сделались настоящими Ваньками - встаньками. Ноги тяжелые, как будто прилипли к полу, не дают вам упасть, вы только покачиваетесь.

Дети выполняют упражнение в парах с Ваньками. Дети толкают Ванек, те качаются в разные стороны. Затем меняются ролями.

^ Воздушные шарики (расслабление)

Педагог. Посмотрите, в кого мы превратимся сейчас. Руки вытянем вперед, сомкнем над головой полукругом. Мы — воздуш­ные шарики. Давайте будем надуваться больше и больше. Вот мы становимся все легче и легче, все тело легкое, невесомое. Вот нас сдул ветерок, и мы летим! Летим! Натыкаемся на стульчики, оттал­киваемся друг от друга, от стены, но только очень легко, мягко, подпрыгивая. Ветер нас закружил, мы вращаемся и летим. Опусти­лись на землю, сели.

Дети выполняют. Педагог хвалит их за то, что они выразительно изображали игрушки, а значит узнают их при встрече.
Занятия

В мире игрушек (интегрированное)

Ожидаемый результат: дети должны уметь разделять иг­рушки на группы по названному признаку; подбирать прила­гательные к существительному, обозначающему игрушку; от­гадывать игрушку по описанию.

Цели: развивать целенаправленное внимание, память, мыш­ление (сравнение, классификацию, аналитико-синтетическую деятельность, творчество, чувство ритма), умение слушать дру­гого, радоваться успехам своим и сверстника; воспитывать куль­туру общения, бережное отношение к игрушкам.

* * *

1. Отгадывание загадок об игрушках.

Педагог. В страну игрушек пропускается только тот, кто от­гадает загадку. (Разбивает детей на команды или дает задание опре­деленной подгруппе.)

  • Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

Да за то, что он надут. (Мяч.)


  • Упадет — подскачет,

Ударишь — не плачет! (Мяч.)

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка.)


  • Совсем не нужен ей водитель.

Ключом ее вы заведите —

Колесики начнут крутиться.

Поставьте — и она помчится. (Заводная машина.)


  • Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему "берлогу. (Плюшевый медведь.)


  • Пляшет кошка, а всего одна ножка. (Волчок, юла.)

Он стройный и красивый,

У него густая грива.

Жаль, нельзя на нем промчаться —

Только можно покачаться. (Конь-качалка.)


  • Закрывает она глазки,

Ей рассказывают сказки,

Может «Мама!» закричать

И в коляске полежать. (Кукла.)


  • Чтоб колечки нанизать, .

Все размеры надо знать.

Ну а сверху можно смело

Даже шляпку надевать. (Пирамидка.)

2.Словесное разделение игрушек или предметных картинок на группы.

^ По материалу — железные, пластмассовые, деревянные,, ме­ховые, матерчатые, глиняные, бумажные, резиновые.

По назначению — спортивные, конструкторы, для игр с песком, елочные, герои сказок и мультфильмов, машины, куклы.

^ По игровым действиям — копать, строить, разбирать и соби­рать, катать, бросать.

3.Рисование недостающей детали у игрушки, называние ее,

4.Конкурс «Кто больше назовет правил обращения с игруш­ками, сделанными из разных материалов?».

5.Конкурс «Кто соберет самую интересную конструкцию из пластмассового конструктора за отведенное время и расскажет о ней?».

6. Превращение детей в веселых заводных утят. Исполнение «Танца веселых утят».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Тематическое планирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет сделать жизнь ребенка интересной, твор­ческой, разнообразной, дает ему возможность погрузиться в тему, лучше понять ее. iconВ защиту прав и интересов семьи и ребенка
В этом законе есть такое достижение как то что государство дает возможность женщине подумать и самостоятельно решить сделать аборт....
Тематическое планирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет сделать жизнь ребенка интересной, твор­ческой, разнообразной, дает ему возможность погрузиться в тему, лучше понять ее. iconВ защиту прав и интересов семьи и ребенка
В этом законе есть такое достижение, как то, что государство дает возможность женщине подумать и самостоятельно решить сделать аборт....
Тематическое планирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет сделать жизнь ребенка интересной, твор­ческой, разнообразной, дает ему возможность погрузиться в тему, лучше понять ее. iconЛ решение проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях
Иркутске состоится областная научно-практическая конференция «Молодежь глазами молодежи»
Тематическое планирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет сделать жизнь ребенка интересной, твор­ческой, разнообразной, дает ему возможность погрузиться в тему, лучше понять ее. iconСтатья 1 Внести в Закон Российской Федерации «Об образовании»
В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, которым не предоставлено место в государственных, муниципальных образовательных...
Тематическое планирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет сделать жизнь ребенка интересной, твор­ческой, разнообразной, дает ему возможность погрузиться в тему, лучше понять ее. iconИ. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот Практикум по дисциплине
«Основы психологии и педагогики», а также дополнительные задания. Самостоятельное составление студентами структурно-логических схем...
Тематическое планирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет сделать жизнь ребенка интересной, твор­ческой, разнообразной, дает ему возможность погрузиться в тему, лучше понять ее. iconМайкл крайтон разоблачение
Майкл Дуглас и Деми Мур, позволяет читателю увидеть изнутри жизнь крупной корпорации и погрузиться в безжалостный мир, где человеческие...
Тематическое планирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет сделать жизнь ребенка интересной, твор­ческой, разнообразной, дает ему возможность погрузиться в тему, лучше понять ее. iconПерспективно-тематическое планирование логопедических занятий по...
Перспективно-тематическое планирование логопедических занятий по преодолению нарушений письма, обусловленных нв онр и онр, у учащихся...
Тематическое планирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет сделать жизнь ребенка интересной, твор­ческой, разнообразной, дает ему возможность погрузиться в тему, лучше понять ее. iconЧасть первая Поворот
Амадеу ди Праду. И встреча с женщиной, и книга, мысли которой необычайно созвучны душе Грегориуса, круто меняют его жизнь: неожиданно...
Тематическое планирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет сделать жизнь ребенка интересной, твор­ческой, разнообразной, дает ему возможность погрузиться в тему, лучше понять ее. iconМетодические рекомендации по организации питания обучающихся и воспитанников...
Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений
Тематическое планирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет сделать жизнь ребенка интересной, твор­ческой, разнообразной, дает ему возможность погрузиться в тему, лучше понять ее. iconРебенок и уход за ним
Врач знает вашего ребенка и только он может дать вам самый лучший совет. Иногда ему достаточно лишь взгляда и одного-двух вопросов,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница