П. П. Захаров, Т. В. Степенко


НазваниеП. П. Захаров, Т. В. Степенко
страница1/5
Дата публикации30.11.2013
Размер0.56 Mb.
ТипРеферат
vb2.userdocs.ru > Спорт > Реферат
  1   2   3   4   5



ББК 75.82 Ш67

Составители;

П. П. ЗАХАРОВ, Т. В. СТЕПЕНКО


Авторский коллектив: заслуженный ма­стер спорта СССР Я. Г. АРКИН; кандидат в масте­ра, инструктор-методист I категории Ю. В. ГОРИН;

мастер спорта СССР, инструктор-методист I катего­рии П. П. ЗАХАРОВ; мастер спорта СССР, заслу­женный тренер РСФСР, инструктор-методист I ка­тегории И. Б. КУДИНОВ; мастер спорта СССР, кан­дидат медицинских наук Э. Э. ЛИНЧЕВСКИИ;

мастер спорта СССР, инструктор-методист I катего­рии^ А. И. МАРТЫНОВ; инструктор-методист II ка­тегории, кандидат медицинских наук В. И. МАТ­ВЕЕВ.

Рецензенты: мастер спорта международного класса, заслуженный тренер РСФСР, инструктор-методист I категории ^ В. Д. КАВУНЕНКО; кандидат в мастера, инструктор-методист I категории В. В. КЛИМАШИН.

Школа альпинизма. Начальная подготовка: Учеб. Ш67 издание/Сост. Захаров П. П., Степенко Т. В.—М.;

Физкультура и спорт, 1989.—463 с., ил.

ISBN 5—278-00125—9

Опытные советские горовосходители подготовили учебное пособие для начального этапа обучения альпинистов в условиях работы альпи­нистских секций, альплагерей и самостоятельной подготовки.

Для начинающих альпинистов, инструкторов и тренеров по альпи­низму.

Ш-4204000000^^ 44-89 ББК 75.82 009(01)—89

ISBN 5-278-00125-9

Издательство «Физкультура и спорт», 1989 г.

ВВЕДЕНИЕ


Альпинизм — специфический род человеческой деятельности. Его содержание не исчерпывается только спортивными аспекта­ми. Диапазон личных и социальных интересов человека в горах чрезвычайно широк и своеобразен. Это, безусловно, накладывает отпечаток на все стороны воспитания альпинистов.

В системе подготовки альпинистов, с ее специфической годо­вой цикличностью и практическим отсутствием профессиональных тренеров-преподавателей, решающую роль приобретают низо­вые ячейки: секции и альпинистские клубы, ориентирующиеся на конкретные местные условия и опирающиеся как на собственных инструкторов-общественников, имеющих специальную подготов­ку, так и на квалифицированных спортсменов—членов коллек­тива.

Успех и благополучие этих ячеек полностью зависят от их внутренней инициативы, способности определить последователь­ность реальных целей и задач, умения организовать круглогодич­ную подготовку, найти эффективные каналы сотрудничества с профсоюзными учебно-спортивными альпинистскими базами и че­рез общественные органы — федерации альпинизма — с государ­ственными спортивными комитетами.

Чтобы организовать планомерный управляемый учебный про­цесс овладения широким комплексом требуемых альпинисту зна­ний и навыков, для воспитания нравственных качеств и норм по­ведения необходимо точно определить, чему, кого и зачем соби­раются учить. Только после этого можно рассуждать, как учить.

Авторы пособия, адресованного в большей мере низовым кол­лективам и инструкторам-общественникам, опираясь на опыт учебно-спортивных баз, и в первую очередь «Безенги» и «Узункола», учебных и спортивных мероприятий различных уровней и направленности, постарались ответить на эти вопросы и, наряду со спортивными аспектами, подчеркнуть воспитательные и при­кладные стороны альпинизма, раскрыть мотивы, привлекающие к нему людей.

В книге собран и последовательно изложен обширный мате­риал о современных технических приемах и средствах преодоления различных форм горного рельефа, разбросанный прежде в разрозненных публикациях.

Особое внимание уделено широкой трактовке проблем безо­пасности как неотъемлемого элемента всех сторон подготовки альпинистов, основы их взаимодействия.

Впервые в отечественной альпинистской литературе достаточ­но полно освещаются вопросы тактики горовосхождений как творческой синтетической категории, определяющей истинную квалификацию альпиниста.

Систематизируются основные педагогические принципы орга­низации и методики обучения применительно к специфике альпи­низма. Затрагиваются психологические аспекты формирования альпинистского коллектива и личности.

Предпринята попытка обобщения современных научных пред­ставлений о формировании климата и погоды высокогорья, об ос­новах физиологической адаптации человека в горах.

Книга также содержит информацию по широкому кругу воп­росов организации и проведения альпинистских мероприятий.

Авторы просят читателя не рассматривать данное пособие как набор готовых рецептов и правил на все случаи альпинистской жизни. Только творческое применение приведенных в нем сведе­ний поможет решить вопросы, связанные с нуждами конкретных коллективов в организации учебного процесса и воспитания аль­пинистской молодежи.

Чтобы альпинист мог успешно совершать горовосхождения по любым маршрутам, он должен:

следовать законам гор, для чего знать горы, их законы и особенности;

быть готовым к разумным действиям в обстановке, экстре­мальной даже для гор; умение действовать приобретается в рабо­те; разумность действий повышается по мере накопления опыта восхождений;

уметь передвигаться по различному горному рельефу, не подвергая себя и товарищей неразумному риску; это умение при­обретается и совершенствуется во время тренировок и занятий.

У любого человека есть зачатки этих умений, но их достаточ­но только для очень несложных восхождений; остальному нужно учиться, закрепляя познания на доступных по сложности восхож­дениях.

Учебная программа для подготовки альпинистов является основой обучения, она обязательна для выполнения во всех альпмероприятиях в СССР. Необходимость единой программы выте­кает из требования безусловного обеспечения безопасности при занятиях и восхождениях и согласуется с едиными Правилами, системами классификации маршрутов и разрядных норм. Весь этот комплекс документов составляет учебно-методическую осно­ву в разных горных районах; сложившаяся практика распределе­ния путевок и организации беспутевочных мероприятий, способ­ствующая широкому ознакомлению альпинистов с различными горными районами, также требует единой программы. Конкрет­ные методики и способы реализации требований программы мо­гут быть различными в деталях, но сама программа, как систематизированный свод требований к качеству и объему обучения и его результатам, должна быть единой.

Основное назначение программы — обеспечение высокого ка­чества и единства учебного процесса, определение содержания подготовки на разных уровнях, оценка отдельных этапов по кри­терию качества подготовки на основе квалификационных уров­ней. Построение и содержание программы предопределяют интен­сификацию учебного процесса, индивидуальный подход к обуче­нию альпиниста, соответствие технической и тактической подго­товки и, в конечном счете, повышение безопасности занятий альпинизмом. Практическая реализация программы осуществля­ется кадрами инструкторов-методистов по альпинизму. Несмотря на сезонность, учебно-методическая работа в секциях, на альпбазах, сборах, в экспедициях фактически ведется одними и теми же людьми. Принятая структура программы обеспечивает ее дина­мичность. Она непрерывно совершенствуется на основе обобще­ния опыта инструкторской и командирской работы с учетом но­вых методических разработок.

Многогранность альпинистской деятельности делает вынуж­денным параллельное изучение почти всех предметов альпинист­ской школы, но содержание каждого предмета велико, поэтому изучать их мы вынуждены поэтапно.

В советском альпинизме последовательность в обучении была установлена с момента организации учебных альплагерей (те­перь—альпинистские учебно-спортивные базы — АУСБ). Если раньше основным критерием подготовки служил объем учебно-тренировочной работы, то процесс совершенствования системы обучения, рост квалификации инструкторского состава позволили в ныне действующей программе перейти от количественного к ка­чественному критерию подготовки. Переход к качественной оцен­ке создал условия для реального переноса значительной части учебного материала на занятия в подготовительный период, в секции и альпклубы. Целенаправленная систематическая подго­товка в секции позволяет большую часть времени в горах отве­сти на восхождения.

Процесс воспитания и обучения, единый для равнины и гор, ориентируется на достижение определенного уровня квалифика­ции. Многогранность альпинизма требует комплексного подхода к подготовке — здесь и тактика, и техника, и физподготовка. Классификация маршрутов позволяет фиксировать квалификационный уровень участника в виде законченной подготовленности к восхождениям соответствующей сложности. В этом смысле ква­лификационные уровни логично увязываются с разрядными тре­бованиями.

Поэтому молодому альпинисту, поставившему перед собой оп­ределенную цель в спортивном совершенствовании, необходимо знать, что процесс воспитания и обучения в альпинизме рассмат­ривается не на абстрактных этапах присвоения разряда, а на уровне его конкретной квалификации. Причем квалификацион­ный уровень характеризуется комплексной и законченной подго­товленностью к вполне реальным и определенным сложностям горовосхождений.

В настоящее время в советском альпинизме подготовленность спортсмена принято делить на четыре квалификационных уровня (6 этапов), а именно:

начальная подготовка (НП), имеющая два этапа — НП-1 и НП-2;

спортивная подготовка (СП), которая также проходит в два этапа — СП-1 и СП-2;

спортивное совершенствование (СС);

спортивное мастерство (СМ).

Эти квалификационные уровни, в свою очередь, разделяются на две группы. В первую входят начальная подготовка (НП) и спортивная подготовка (СП) — это так называемый учебный альпинизм. Вторая группа включает квалификационные уровни СС и СМ.

Настоящая книга является пособием по учебному альпинизму и адресована лицам, овладевающим квалификационными уров­нями НП и СП.

Каждая ступень обучения характерна обязательным объемом знаний и навыков, необходимых для восхождений и носящих прикладной характер в альпинизме.

Общепринятое понятие навык, то есть доведенное до автома­тизма многократное повторение одних и тех же движений, приме­нительно к альпинизму в определенной мере теряет свой смысл. Альпинист кроме выполнения натренированного приема в первую очередь обязан знать и предвидеть, насколько этот прием (или их серия) повысит безопасность и исключит возможность возник­новения аварийной ситуации в группе, связке, лично у него само­го, тем самым мы утверждаем приоритет сознательного над авто­матизмом.

На практике так и получается, что сухой, четко ограниченный «от сих до сих» и даже доведенный до автоматизма прием не только не помогает, но в ряде случаев серьезно осложняет ситуа­цию. Поэтому применительно к любому случаю альпинисту ну­жен широкий диапазон динамических стереотипов, а не бездум­ный расчет на везение и автоматизм действий.

Квалификационные уровни, прежде всего, отличаются задача­ми обучения или спортивного совершенствования, дающими осно­ву для преемственности различных уровней подготовленности.

Каждый квалификационный уровень имеет два направления знаний—теоретическое и практическое. Причем термин знать подразумевает минимально обязательный объем теоретических знаний, а термин уметь означает не просто освоение приема до уровня навыка, а ясное понимание существа этого приема и условий его применения в практической деятельности. Вместе же взятые, они предполагают предоставление альпинисту возможно­стей для совершения восхождений своего этапа подготовки с оп­ределенной мерой безопасности и надежности.

Квалификационный уровень той или иной ступени обучения содержит именно тот набор практических и теоретических основ, без которых нельзя уверенно, интересно и, главное, безаварийно совершать восхождения тех категорий сложности, которые при­сущи этому квалификационному уровню. При этом квалифика­ционные уровни построены таким образом, что завершение одно­го из них дает основу для уверенного начала обучения в следую­щем этапе подготовки, сохраняет преемственность, движется по возрастающей — от простого к сложному, от начальной подготов­ки (НП) к спортивной подготовке (СП), от спортивной подготов­ки к спортивному совершенствованию (СС), от спортивного совершенствования к спортивному мастерству (СМ).

^ НП. Начальная подготовка предполагает: 1—выполнение норм на значок «Альпинист СССР» (НП-1) и 2—норм III спор­тивного разряда по альпинизму (НП-2).

Для первой ступени начальной подготовки (НП-1)—это в значительной мере ознакомление с горами, альпинизмом. Начи­нающий альпинист должен достичь определенного уровня обще­физической подготовленности, получить первое представление о сложных и необычных условиях высокогорья и соответствующих им нормах поведения, освоить минимальный набор технических приемов, позволяющих безопасно пройти курс обучения, совер­шить зачетный перевальный поход и первое восхождение. На этом уровне подготовка проводится только под руководством инструк­тора—командира учебного отделения.

На этапе НП-1 могут заниматься участники не моложе 16 лет, в горах они должны подтвердить свою физическую и теоретиче­скую подготовленность.

Выполнение норм на значок «Альпинист СССР» требует от начинающего

знать: особенности горной природы и рельефа гор и трудности преодолеваемых

горных маршрутов;

основные меры обеспечения безопасности, правила пове­дения человека в

горах;

табельное снаряжение альпиниста — применение и уход за ним;

основы ориентирования в горах;

признаки погоды;

правила оказания доврачебной помощи во время походов в горах;

уметь: оценивать трудности и опасности маршрута на горном рельефе 1 к. с.;

передвигаться по осыпям и травянистым склонам;

передвигаться по скалам 1—3 к. с. с верхней страховкой, по перилам

с перестежкой, в связке;

передвигаться по снежным склонам, вытаптывать ступе­ни, уметь

задержаться при проскальзывании;

передвигаться по снежным склонам в связке, используя перила;

передвигаться по закрытому леднику в связке;

организовывать бивак на травянистом склоне, морене, осыпи;

переправляться по налаженной переправе через горную реку;

переносить легкопострадавшего простейшими приемами.
^ 2-я ступень начальной подготовки (НП-2) — выполнение норм III спортивного разряда—это подготовка к совершению восхож­дений принципиально новой — 3-й к. с. А поскольку на маршру­тах этой категории сложности уже встречаются отдельные участ­ки более высокой трудности, то и уровень подготовки должен соответственно повышаться. При этом программа выполнения норм III разряда составлена таким образом, что ее может полно­стью выполнить любой нормально физически развитый человек под руководством компетентного инструктора.

На НП-2 допускаются участники, имеющие значок «Альпи­нист СССР»; свою подготовленность они подтверждают на конт­рольных испытаниях и собеседованиях. Специфика начального обучения состоит в том, что участники, в том числе и на НП-2, многого не знают и не умеют, а за короткий срок обучения еще не в состоянии прочно освоить необходимые приемы и правила. На этих этапах особенно важны взаимоконтроль и взаимопровер­ка всех действий участников, особенно в деле обеспечения безо­пасности.

Начальная подготовка (НП-2)—выполнение норм III спор­тивного разряда по альпинизму — требует от спортсмена

знать: меры безопасности при выполнении приемов альпинист­ской техники;

начальные сведения о принципах взаимной страховки;

общие понятия о тактике и тактических категориях;

основы ориентирования в горах;

маршрутную документацию и схемы по системе УИАА;

организацию и проведение учебно-тренировочных восхож­дений 1 — 2 к. с.;

правила первой доврачебной медицинской помощи» формы горного рельефа

и их образование;

меры по охране окружающей среды в горах;

уметь: уверенно и надежно передвигаться по скальному рельефу 1 — 2 к. с. в связках

и отдельным участкам 3 к. с. первым в связке;

уверенно и четко организовывать самостраховку и стра­ховку, используя

выступы и забитые крючья;

налаживать перила и четко их использовать, организовы­вать

комбинированную страховку, выполнять приемы страховки на страховочном

стенде;

передвигаться по крутым снежным склонам, организуя страховку и

самостраховку;

проводить самозадержание при срывах на снегу и льду;

передвигаться в кошках по различному ледовому рельефу с рубкой ступеней

и организацией страховки и самостра­ховки;

передвигаться по закрытому леднику и применять приемы самовылаза в

случае падения в ледниковую трещину;

определять характер травмы и организовывать простейшую

транспортировку пострадавшего.
^ СП. Спортивная подготовка также состоит из двух периодов — начала и завершения выполнения норм II спортивного разряда (СП-1 и СП-2). Самым главным здесь является проверка готов­ности к новому рубежу восхождения — маршрутам спортивной направленности — 4 к. с. Именно в этот период подготовки закла­дываются основы самостоятельности, умения принимать решения и отвечать за них. Здесь будущий спортсмен получает достаточно широкий диапазон сведений и приобретает навыки по мерам безопасности и в вопросах тактики и организации восхождений.

При обучении на этапе спортивной подготовки создается проч­ная техническая и тактическая база и воспитывается мотивация безопасности. На этом этапе фактически происходит отбор аль­пинистов, перспективных для спортивного совершенствования. На занятиях и восхождениях, проводимых при максимально допустимой самостоятельности участников, вырабатывается способ­ность к активному анализу обстановки и результатов лично сво­их и коллективных действий. Циклы занятий заканчиваются за­четом или экзаменом; если участник получил меньше «четверки», то он не допускается к восхождениям 3-й к. с. Безопасность гарантируется соответствием подготовленности участников постав­ленным задачам, а также постоянным взаимным и инструктор­ским контролем всех действий партнеров по связке и группы в целом.
^ Спортивная подготовка (СП-1)—частичное выполнение норм II спортивного разряда по альпинизму — требует от спортсмена

знать: правила соревнований, классификации маршрутов, органи­зации маршрутов,

организации и проведения восхождений (см. «Альпинизм. Правила

соревнований, классификация маршрутов, организация и проведение

восхождений». М., ФиС, 1985);

организацию и проведение восхождений отделениями раз­рядников;

основы тактической подготовки;

составление тактических планов;

порядок оформления маршрутной документации;

основы динамической страховки;

альпинистскую характеристику данного горного района;

правила радиообмена и сигнализации;

меры по охране окружающей среды в горах;

краткую историю развития альпинизма и его современное состояние;

уметь: уверенно и четко работать в связке на скальном релье­фе 3 к. с.;

преодолевать первым в связке отдельные участки скаль­ного рельефа 4 к. с.;

организовывать взаимодействие связок;

организовывать страховочную цепь, место страховки, за­бивать крючья;

организовывать точку для спуска или подъема пострадав­шего;

применять приемы транспортировки на сложном скальном рельефе;

организовывать спуски по веревке;

проводить приемы задержания сорвавшегося на страхо­вочном стенде;

преодолевать различные снежные склоны в связке, организовывать

страховку и самостраховку, производить са­мозадержание при срыве;

преодолевать различные формы ледового рельефа в связ­ке, применяя

современное снаряжение, организовывать страховку и самостраховку,

работать в связке;

организовывать систему самовылаза из ледниковой тре­щины;

применять приемы подъема пострадавшего из трещины;

составлять тактические планы восхождений на вершины 2—3 к. с. с

применением схем УИАА, оформлять другую маршрутную документацию;

сдать зачеты по темам «Правила соревнований» (III раз­дел) и «Оказание

доврачебной помощи».
^ Спортивная подготовка (СП-2)—завершение выполнения норм II спортивного разряда по альпинизму — требует

знать: правила соревнований, классификацию маршрутов, орга­низацию и

проведение восхождений (см. «Альпинизм. Правила соревнований,

классификация маршрутов, орга­низация и проведение восхождений». М.,

ФиС, 1985);

анализ происшествий в горах;

основы организации и тактики проведения альпинистских восхождений;

составление тактических планов, решение тактических задач;

меры безопасности на всех видах горного рельефа;

медико-биологические основы альпинизма;

причины возникновения лавинной опасности в горах, ор­ганизацию поиска в

лавинах;

лучшие восхождения в СССР за прошедший сезон;

уметь: применять меры безопасности на всех видах горного ре­льефа;

выбирать и оценивать маршрут;

работать первым в связке на разном горном рельефе;

использовать ИТО и приемы работы с двойной веревкой на сложном

скальном рельефе;

организовывать и проводить спуски по веревке с пере­садками;

применять приемы задержания сорвавшегося, фиксировать веревку после

срыва, подходить к пострадавшему в оди­ночку;

передвигаться по сложному снежному рельефу в связках, организуя

страховку и самостраховку и задержание при срыве с применением

страховочных систем и амортизато­ров;

преодолевать отдельные участки сложного ледового ре­льефа с применением

современного снаряжения;

разрабатывать и защищать тактические планы восхожде­ний, составлять

схемы маршрутов по символике УИАА;

оказывать помощь пострадавшему, организовывать и про­водить

транспортировку пострадавшего на сложном скаль­ном рельефе при помощи

подручных средств силами ма­лой группы, сдать зачет по теме;

вязать носилки-волокуши из подручных средств;

вести поиск в лавинах, организовывать транспортировку пострадавшего на

ледово-снежном рельефе;

выполнять роль руководителя на маршрутах восхожде­ний 2 к. с.
^ СС. Спортивное совершенствование — это период конкретного определения спортивных возможностей альпиниста, возможностей совершения серьезных, этапных восхождений—5А к. с., то есть выхода на высокий уровень не только спортивности, но в первую очередь моральной и тактико-технической подготовленности. На этом этапе приобретается опыт самостоятельных восхождений на маршрутах 3 — 4 к. с. не только в роли руководителя спортивной группы, но и в ответственной форме восхождения в «двойке» — связке из двух человек. В этом периоде происходит становление спортсмена, выявление его альпинистских наклонностей и привя­занностей — специализации в преодолении того или иного вида горного рельефа.

На этапе спортивного совершенствования кроме очевидных требований иметь II разряд по альпинизму, иметь рекомендацию тренера, проводящего тренировки, и подтверждения общетеорети­ческой и физической подготовленности, предъявляются качествен­но новые требования. Они отражают специфику этапа — самостоятельность участников и резкое усиление спортивного начала в деятельности альпинистов. Необходимо иметь положительную характеристику-рекомендацию инструктора предыдущего этапа и подтвердить знание основ безопасной деятельности в горах и пси­хофизиологии альпинизма, иметь опыт восхождения в составе спортивной группы и быть членом подготовленной группы или сработанной связки, имеющей опыт совместных тренировок и вос­хождений.

Главнейшая особенность этого этапа обучения в горах состо­ит в том, что отработка многих тем и разделов переносится в высокогорную зону на учебно-тренировочные восхождения 2 — 3 к. с. Здесь же участник получает и высшее тактическое об­разование. На этой ступени вырабатывается умение неразрывно связать все приемы передвижения с приемами обеспечения безо­пасности при непрерывном взаимном контроле, что создает прочную гарантию безопасности на сложных восхождениях.

Спортивное совершенствование (СС) — выполнение норм ^ 1 спортивного разряда по альпинизму — требует от каждого спортсмена

знать: правила соревнований, классификацию маршрутов, орга­низацию и

проведение восхождений (см. «Альпинизм. Правила соревнований,

классификация маршрутов, орга­низация и проведение восхождений». М.,

ФиС, 1985);

анализ происшествий в горах;

принципы формирования спортивной группы;

права и обязанности руководителя спортивной группы;

порядок подготовки группы к восхождению — психологи­ческая,

физическая, техническая, тактическая подготовка;

порядок оформления маршрутной документации, составле­ние тактических

планов;

особенности тактики восхождений: стенных, траверсов, высотных,

технических, зимних;

организацию спасработ силами малой группы;

специальное снаряжение для спортивных восхождений;

порядок анализа работы спортивной группы;

уметь: самостоятельно принимать решения;

анализировать работу свою и товарищей;

руководить группой на спортивном восхождении;

совершать восхождения в двойке;

работать первым на маршрутах восхождений 4—5 к. с.;

сдать зачеты по технике альпинизма и страховки перед выходом на первое

восхождение 5А к. с.;

использовать современное снаряжение для страховки и преодоления

сложнейшего рельефа — участков маршрута 5—6 к. с.;

оказывать первую доврачебную помощь;

организовывать транспортировку пострадавшего силами малой группы;

организовывать и проводить радиосвязь на спортивных восхождениях;

совершить зачетное восхождение 5А к. с.
^ СМ. Спортивное мастерство предусматривает закрепление при­обретенных навыков, совершенствование качеств, необходимых спортсмену для участия в спортивных командах и соревнованиях на маршрутах высших — 5Б и 6 к.с. Кроме того, на данном эта­пе спортсмен может полностью определить свои личные наклонности в большом альпинизме — выбрать вид спортивного направ­ления: высотный, стенной и т. п.

Для занятий по программе спортивного мастерства достаточ­но наличия I разряда (или кандидата в мастера спорта) и тех же условий по подготовке и рекомендациям, что и на СС, плюс полу­чение жетона и удостоверения «Спасательный отряд». Этап СМ не имеет каких-либо разграничений по количеству и категории сложности восхождений на каждый год; он характеризуется по­вышением сложности спортивных задач, усилением чисто спор­тивных критериев отбора и использованием специальных методов тренировки и подготовки.

Спортивное мастерство (CM)—выполнение норм кандидата в мастера спорта и на звание мастера спорта СССР по альпиниз­му — требует

знать: правила соревнований, классификацию маршрутов, орга­низацию и

проведение восхождений (см. «Альпинизм. Правила соревнований,

классификация маршрутов, орга­низация и проведение восхождений». М.,

ФиС, 1985);

анализ несчастных случаев;

решение чрезвычайных ситуаций;

альпинистский обзор района восхождений, особенности тактики

восхождений в районе, составление тактических планов;

принципы организации спортивных команд для участия в соревнованиях по

альпинизму;

основы спортивной психологии;

принципы обеспечения безопасности в альпинизме;

правила составления отчета о восхождении в рамках со­ревнований;

обзор лучших восхождений в СССР и за рубежом, осо­бенности тактических

приемов этих восхождений;

физкультура и спорт в СССР, и место альпинизма в струк­туре спорта;

уметь: работать в спортивной группе и команде в любой роли;

обеспечивать безопасность личную и командную в любых условиях

восхождения;

прогнозировать условия работы на маршруте и прини­мать решения;

применять на практике комплекс тактических приемов для обеспечения

успеха восхождения;

критически оценивать работу свою и команды, своевре­менно ее

корректировать;

организовывать все необходимые виды страховки на слож­нейших

маршрутах восхождений с применением тормоз­ных систем и амортизаторов;

организовывать взаимодействие связок и оказывать по­мощь напарнику в

случае его срыва;

организовывать и проводить работу спасотряда или тран­спортировку

пострадавшего силами малой группы;

осуществлять транспортировку пострадавшего в одиночку подручными

средствами;

окончить специализированный сбор и получить жетон «Спасательный

отряд»;

совершить контрольные восхождения 5Б к. с. для выпол­нения норм КМС по

альпинизму;

принимать участие в соревнованиях по альпинизму.
Есть несколько требований к прибывающим в горы участни­кам, общих для всех или для части этапов. На этапах начальной подготовки и спортивной подготовки (НП и СП) участник дол­жен иметь медицинскую справку о допуске к занятиям альпиниз­мом; на этапах спортивного совершенствования и спортивного мастерства (СС и CM) — карточку установленного образца, за­веренную во врачебно-физкультурном диспансере.

Все альпинисты обязаны иметь «Зачетную карточку» установ­ленной формы, в которой отражаются результаты занятий и сда­чи зачетов и нормативов в подготовительный период согласно программе соответствующего этапа. Программой предусмотрены и конкретные требования к участникам различных этапов.

Как отмечалось выше, учеба есть постоянное состояние альпи­ниста. По мере освоения простейших вопросов изучение темы углубляется, в арсенал альпиниста включаются все более слож­ные сведения и приемы. На каждом этапе возврат к определен­ной теме означает переход на качественно новый уровень. Подоб­ная цикличность непосредственно связана с сезонностью пребы­вания в горах.

Обучение ведется с некоторым опережением по сравнению с тем, что характеризует среднюю трудность предстоящего восхож­дения. «Тяжело в ученье — легко в бою» — этот суворовский принцип всецело вписывается в систему альпинистского обучения. Опережение просто необходимо, поскольку каждый участник дол­жен быть готов к преодолению самых сложных мест предстояще­го маршрута, да и средние по трудности участки маршрута могут при быстрой смене погоды стать совсем не средними.

Практические занятия по каждой теме неизменно начинаются с проверки реальной подготовки и при необходимости восстанов­ления того, что участник утратил в межсезонье. Если скальная техника, как правило, поддерживается на приемлемом уровне, то техника передвижения по льду и снегу, типично высокогорным видам рельефа, забывается в межсезонье основательно.

На тренировках и восхождениях происходит окончательный синтез различных тем в единое альпинистское образование.

Квалификационные уровни предусматривают и досрочный по сравнению с программой переход из одной ступени подготовки в другую, дают возможность не только дифференцированного под­хода к процессу обучения, но и ускорения в переходе на следую­щий уровень.

Программа обучения направлена в первую очередь на целост­ный учебный процесс — от подготовки в секции или альпклубе до альпинистского мероприятия в горах и предусматривает диф­ференциацию в основном для групп, команд и, в крайнем слу­чае, — связки альпинистов. Это вызвано тем, что альпинизм — это

вид спорта, в котором высоко развиты чувства коллективизма и взаимовыручки, а взаимная ответственность и взаимная страховка являются основой безопасности.

Группа или команда, два товарища, объединившихся в по­стоянную связку и проводящие свои тренировки в постоянном со­ставе в течение всего тренировочного периода, хорошо знающие и доверяющие друг другу, понимающие партнера чуть ли не с полуслова, — только они могут претендовать на ускоренный уро­вень подготовки. И именно они, как правило, добиваются лучших результатов, становятся надежными альпинистскими коллектива­ми, уверенно постигающими тонкости спортивного мастерства.

Что конкретно предусматривает дифференциация в подготов­ке альпинистов? Прежде чем ответить на этот вопрос, следует напомнить, что все уровни подготовки делятся на две группы:

Первая — учебный альпинизм (НП и СП), другая — СС и СМ.

Альпинисты, входящие в первую группу, в большей части про­ходят подготовку на альпинистских учебно-спортивных базах и могут рассчитывать на то время пребывания в горах, которое им отводится сроком путевки,— 20 или 30 дней.

Вторая группа—спортсмены от II разряда, они в этом отно­шении находятся в несколько лучшем положении. Кроме того, что путевки, предназначенные на спортивные альпинистские базы, выпускаются на срок в 30 дней, они имеют еще ряд преимуществ, участвуя в спортивных сборах, командах и пр.

Самые большие возможности для интенсификации учебно-спортивной работы и подготовки альпинистов имеют жители гор­ных районов страны. Как правило, горные стадионы Северного Кавказа, Грузии, Алма-Аты, Фрунзе, Душанбе, Пржевальска и др. находятся в непосредственной близости к месту жительства альпинистов. Секции и альпинистские клубы таких районов имеют неограниченные возможности для планомерной круглогодичной альпинистской подготовки и совершения любых восхождений.

Обучению начинающих альпинистов и значкистов наряду с горным туризмом и скалолазанием может способствовать также участие в пеших путешествиях и опыт спелеопутешествий. Ведь любители подземных путешествий знают и применяют на практи­ке немало из того, что впервые разучивают начинающие альпи­нисты.

Таким образом, уровень предварительной подготовленности, личной заинтересованности и возможности непосредственного кон­такта с горами в любом случае диктуют пределы интенсификации «Программы обучения альпинистов».

Для различных квалификационных уровней могут рассматри­ваться следующие варианты.

1. Начальная подготовка—выполнение норм на значок «Аль­пинист СССР» (НП-1):

— для групп, проводящих регулярные тренировки в постоян­ном составе, прошедших курс занятий в полном объеме, преду­смотренных «Программой обучения альпинистов», и подтвердив­ших эти знания на вступительном собеседовании на альпбазе, предполагается выполнение всего объема начальной подготовки, вплоть до III спортивного разряда за одну 20-дневную смену пребывания в горах. Одним из условий успеха работы такой группы в горах является ее приезд с инструктором, который проводил всю подготовительную работу и будет продолжать обучать своих учеников в горах;

— для отдельных альпинистов, прибывших из разных городов и коллективов и имеющих отличные показатели в подготовитель­ном периоде, полностью подтвердивших знания по приезде в го­ры, предусматривается выполнение программы НП на значок «Альпинист СССР» и совершение дополнительных восхождений, идущих в зачет на III спортивный разряд, — 1Б и 2А к. с. При благоприятном стечении обстоятельств и полном комплекте таких участников для формирования учебного отделения и они могут претендовать на выполнение в течение одной смены норм и на значок и на III спортивный разряд;

— проведение плановых занятий, выполнение норм на значок и дополнительное восхождение 1Б к. с. или перевальный поход, или дополнительные занятия и тренировки по недостаточно осво­енным темам занятий — такую программу могут пройти участни­ки плановых отделений и, конечно, при изъявлении ими желания.

Для перечисленных вариантов предусматривается зачетное восхождение 1Б к. с. на 8—14-й день пребывания в горах, в то время как обычный порядок выполнения норм на значок «Альпи­нист СССР» завершается одним восхождением на 17—18-й день смены.

В то же время руководителям альпинистских мероприятий предоставлено право применения дифференцированного подхода во всех других случаях, отвечающих основным требованиям ин­тенсификации учебного процесса.

2. Начальная подготовка—выполнение норм III спортивного разряда (НП-2):

— для групп коллективов физкультуры, полностью соответ­ствующих требованиям «Программы обучения альпинистов», альпинистов, закончивших в предыдущем году программу на зна­чок «Альпинист СССР» с превышением программы восхождений, предусматривается возможность завершения выполнения норм III спортивного разряда и совершения восхождений или практи­ческих занятий из следующего квалификационного уровня — спортивной подготовки.

3. Спортивная подготовка—выполнение норм II спортивного разряда (СП):

— группы разрядников постоянного состава из коллективов физкультуры, альпинисты, завершившие выполнение норм III спортивного разряда с превышением по программе восхожде­ний и полностью подтвердившие по прибытии на альпинистскую базу уровень своей подготовленности, могут претендовать на пол­ное завершение норм II разряда за одну смену и при стечении благоприятных обстоятельств — ряд восхождений из следующего квалификационного уровня — спортивного совершенствования.

4. Спортивное совершенствование и спортивное мастерство (СС и СМ). Рассматривать освоение этих квалификационных уровней таким же образом, как предыдущие, не представляется возможным, так как уровни СС и СМ не ограничиваются срока­ми завершения по времени и зависят от качества подготовки группы или команды постоянного состава и их спортивных пла­нов, увязанных с календарными планами спортивных мероприя­тий советов физической культуры, секций или клубов. Поэтому вопрос об ускорении учебного процесса и спортивных восхожде­ний каждого года может решаться сугубо индивидуально, приме­нительно к конкретным условиям горного района, составу группы и всего мероприятия в целом.

В заключение следует отметить, что, принимая во внимание характер альпинистской деятельности, следует знать и помнить, что помимо спортивных разрядов и квалификационных уровней мерилом альпинистской квалификации является и качество со­вершенных восхождений, и осознанный опыт. Основа этого зало­жена в оценке каждого товарищами по группе, команде, связке и, конечно, в самооценке.

Авторский коллектив благодарит доктора географических наук, профессора, инструктора альпинизма Хргиана А. X.; заслуженного тренера СССР, мастера спорта СССР Кропфа Ф. А.; заслужен­ного тренера РСФСР, мастера спорта СССР Кораблина Б. Н.; мастера спорта СССР Мартынова И. А.; мастера спорта СССР Фрумана Ю. Я.; инструкторов альпинизма Долинина К. В. и Ма­карова В. М. за консультации, предоставление отдельных разра­боток, подбор иллюстраций и помощь при подготовке к выходу данной книги.
  1   2   3   4   5

Похожие:

П. П. Захаров, Т. В. Степенко iconПсихологическая характеристика личности руководителя
Ответственность и требовательность,11) Система многопрофильной оценки личности в коллективе,12) Методика кос,13) Склонность к оправданному...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница