Подхода, основные идеи, как применять в управлении


Скачать 145.04 Kb.
НазваниеПодхода, основные идеи, как применять в управлении
Дата публикации07.11.2013
Размер145.04 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Спорт > Документы
ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ

К УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЕЙ



МИНИМАЛЬНЫЙ НАБОР ВОПРОСОВ ПО ТЕМЕ


  1. Название подхода, основные идеи, как применять в управлении

  2. Историческая последовательность школ и подходов


1. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других (организаций, людей)– это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий, процессов.

Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, называют управленческими функциями.



Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс,

т.к. также состоит из серии взаимосвязанных действий.



^ ПРОЦЕССНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Множество организаций сегодня построены по функциям и уровням иерархии, и большинство людей воспитывалось с убеждением, что это не только самый естественный и эффективный способ организации, но и вообще единственный способ организации

Анри Файоль считал, что менеджмент — это совокупность универсальных принципов, которым можно научить, если их правильно определить. Он разработал список из 14 принципов, первый из которых касался разделения труда и назывался «Принцип разделения труда для того, чтобы вести деятельность более производительно»

Макс Вебер считал, что бюрократия являлась наиболее эффективным способом управления сложными организациями и считал, что существуют шесть строительных блоков бюрократии, первым из которых является функциональная специализация

^ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ



  • отделы часто не интересуются эффективностью работы «соседей»

  • разрушительная конкуренция и конфликты между функциональными подразделениями

  • излишне длинные бюрократические цепочки передачи информации (через начальников вместо прямой передачи между сотрудниками разных отделов)

^ ПРОЦЕССНОЕ УПРАВЛЕНИЕ – современная концепция менеджмента

(возникла в современном виде около 20 лет назад)
Работа не движется вверх и вниз вдоль функциональной иерархии, она течет сквозь организацию в виде набора бизнес-процессов, которые в большинстве организаций никем не управляются и никто за них не отвечает!
Бизнес-процесс – это поток работы, переходящий от одного человека к другому, а для больших процессов, от одного отдела к другому. Процессы всегда имеют начало, определенное количество шагов посередине, четко очерченный конец

^ СХЕМА БИЗНЕС-ПРОЦЕССА


Процессный подход позволяет менеджеру разбить весь целостный производительный процесс на отдельные и относительно изолированные блоки

Это дает возможность:


  • глубже проанализировать все стадии производительного процесса,

  • выявить резервы совершенствования деятельности на каждом этапе,

  • постепенно оптимизировать целостный производительный процесс через оптимизацию каждой его стадии


Традиционный (функциональный)

логистический (процессный) подходы

к системе учета и минимизации издержек предприятия





^ 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

(Т. Питерс, Р.Уотерман, Р.Паскаль, Э.Атос, С.Бир, У.Эшби, Л.фон Берталанфи, Р.Акофф, Г.Саймон, П.Друкер, А.Чандлер)
Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Основные свойства системы

  1. Интегративные качества (эмерджентность) – качества, присущие системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности.

  2. Связи – это то, что соединяет объекты и свойства в системном процессе в целое. Связи между элементами системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой.

  3. Целостность и членимость. Системой является целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, но в целях анализа система может быть условно разделена на отдельные элементы.

  4. Организация  это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, определенной структура связей между элементами системы.

^ Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему, т.е. при определенных условиях и в течение определенного периода времени.

^ Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от ресурсов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться (адаптироваться) к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Все организации являются сложными системами, элементы которых также в свою очередь являются системами взаимосвязанных элементов: социальной подсистемой, технической, финансовой и т.д.

Современные организации являются социотехническими системами.

^ ТЕОРИЯ 7 S

Томас Питере и Роберт Уотерман, Ричард Паскаль и Энтони Атос




  1. стратегия  (strategy) планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей;

  2. структура (structure) – внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними;

  3. системы (systems) – процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;

  4. штат (staff) – ключевые группы персонала, существующие в организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.;

  5. стиль (style) – способ, каким руководители управляют организацией; сюда же относится организационная культура;

  6. квалификация (professional skill) – отличительные возможности ключевых людей в организации;

  7. разделенные ценности (separated valuable) смысл и содержание основных направлений деятельности, принципы деятельности, которые организация доводит до своих членов.


Структура организации имеет много уровней, сложные взаимоотношения между отдельными подразделениями, структурными единицами и людьми в данной организации.
Поэтому, когда руководство меняет один элемент или какую-то одну часть организации, все другие части в определенной степени также испытывают воздействие этой перемены.
Эти изменения могут сказаться на будущей эффективности организации в целом.

^ МОБАЙЛ КАК ИЛЛЮСТРАЦИЯ СИСТЕМНОЙ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ

ЧАСТЕЙ ЦЕЛОГО



Общий подход к решению проблем с позиций системного анализа


^ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА


  • задача декомпозиции – представление системы в виде подсистем, состоящих из более мелких элементов




  • задача анализа – нахождение различного рода свойств системы, ее элементов и окружающей среды с целью определения закономерностей поведения системы




  • задача синтеза – на основе полученных знаний о системе создать модель системы, определить ее структуру, параметры, обеспечивающие эффективное функционирование системы, решение задач и достижение поставленных целей


^ Основные задачи и функции системного анализа


Структура системного анализа

Декомпозиция

Анализ

Синтез

Определение и декомпозиция общей цели, основной функции

Функционально-структурный анализ

Разработка модели системы

Выделение системы из среды

Морфологический анализ (анализ взаимосвязи компонентов)

Структурный синтез

Описание воздействующих факторов

Генетический анализ (анализ предыстории, тенденций, прогнозирование)

Параметрический синтез

Описание тенденций развития, неопределенностей

Анализ аналогов

Оценивание системы

^ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

1. Он исходит из многомерности организации и соответствующего ей управления. В управленческой деятельности стало учитываться влияние и взаимодействие множества факторов, находящихся как внутри, так и вне организации и оказывающих прямое и косвенное воздействие на ее функционирование.

2. Управленческие учения, пользующиеся новым подходом, в большей или меньшей мере исходят из наличия синергетического эффекта. Суть последнего заключается в том, что целое всегда качественно отличается от простой суммы составляющих его частей.

3.При системном подходе в противоположность процессному изменение каждого элемента управленческой деятельности рассматривается как неизбежно обусловленное изменение всех остальных, а в конечном счете – всей организации. Это требует комплексного решения любых ее проблем: больших и малых, простых и сложных, текущих и перспективных. Системный подход в отличие от всех остальных подходов представляет организацию как единство образующих ее элементов.


^ Системный подход – это не есть набор каких-то руководств или принципов для управленцев.

Системный подход – способ мышления по отношению к организации и управлению

^ ПРИМЕР НЕСИСТЕМНОГО ПОДХОДА К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОБОК В МОСКВЕ

С января 2011 в Москве начали поэтапно выделять полосы для общественного транспорта в виде обособленных полос.

«Обособленные полосы для общественного транспорта полезны и эффективны, однако для улучшения ситуации на дороге необходимо создавать систему таких полос, считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Единичные выделенные полосы не будут способствовать уменьшению пробок и проблем с движением транспорта в городе.

Блинкин также отметил, что система выделенных полос для общественного транспорта эффективно работает, если существует приоритет только общественного транспорта, и нет привилегий для машин высшего руководства и госслужащих.» [http://echo.msk.ru/news/739028-echo.html]

С 1 октября 2011 в Москве заработала система автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения. Нарушения будут фиксировать 55 комплексов, большая часть контролировать полосы, выделенные для общественного транспорта.
^ ОТЗЫВЫ ВОДИТЕЛЕЙ (19.10.11):

«Среди опрошенных не нашлось ни одного человека, который высказался бы о нововведении хотя бы нейтрально – все собеседники реагировали негативно и весьма резко. Валерий признался, что такого кошмара на московских улицах не припомнит за все время своего водительского стажа. Профессиональный водитель – таксист Алексей – также не нашел добрых слов для инициативы городского правительства. Игорь не против выделенных полос для автобусов и троллейбусов, однако, считает, что для этого недостаточно просто отнять часть дороги у обычных водителей. Ситуация с заторами только ухудшилась.» [http://echo.msk.ru/news/822119-echo.html]

РАДИОКОММЕНТАРИЙ

С.Собянин (19.10.11): «Понятно, что выделенная полоса – это всегда компромисс между интересами водителей, пассажиров автобусов и троллейбусов и граждан, которые используют в право полосу дороги для парковки автомобилей. Чтобы выделенные полосы на улицах Москвы могли работать с полной отдачей, необходимо провести достаточно большую дополнительную работу – организовать эффективную систему

  • скоростных автобусных маршрутов,

  • сделать заездные карманы на остановках,

  • установить камеры видеофиксации нарушений,

  • расширить возможности для парковки внеуличной дорожной сети. »

[http://echo.msk.ru/blog/echomsk/822133-echo/]

^ ПРИНЦИП НЕОБХОДИМОГО РАЗНООБРАЗИЯ У.ЭШБИ

Чтобы иметь возможность управлять, управляющая система должна обладать не меньшим разнообразием, чем управляемая.

С повышением степени разнообразия совокупности органов государственного и муниципального управления их возможности эффективно контролировать ситуацию, влиять на социальные объекты нарастает.

И, наоборот, с утратой их разнообразия эффективность управления снижается до того момента, когда по степени разнообразия субъект управления и управляемый объект сравниваются между собой. Тогда эффективное управление становится в принципе невозможным.

Итак, чем разнообразнее управляющая подсистема, тем эффективнее управление. И чем больше различий между субъектами федерации, между органами управления на местах, тем лучше.

^ «ПРИНЦИП ХРУПКОСТИ ХОРОШЕГО»
Существует фундаментальный предел повышения степени разнообразия всякой управляющей системы – так называемый «принцип хрупкости хорошего», известный в функциональном анализе как «теорема конечности» советского ученого Л.Левантовского: «Чем сложнее организация системы, тем более вероятна потеря ее устойчивости».
Чем разнообразнее объект управления, тем он сложнее.
Известно, например, что рост числа чиновников сверх определенной меры, даже если он вызван объективным усложнением управляемого социального объекта, влечет за собой снижение эффективности работы госаппарата.



Точка r1 – это степень разнообразия управляемого объекта, левее которой расположена зона неуправляемости.

Точка r3 – предельная сложность управляющей системы, при которой субъект управления утрачивает устойчивость.

Диапазон разнообразий субъекта управления (r1;r3), за пределами которого эффективное управление в принципе невозможно.

Оптимальная точка r2, в которой совместное действие двух принципов создает наиболее благоприятные условия для эффективного управления.

Вызов истории, который человечество бросает сегодня самому себе, заключается, по сути дела, в том, что по мере своего развития общественные системы усложняются, «догоняя» при этом государственные структуры по степени разнообразия.



r1 неумолимо смещается вправо, сокращая диапазон эффективного управления.
Теория систем обеспечила менеджмент основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных более ранними школами.
Многие из этих более ранних идей, несмотря на то, что они не могут рассматриваться как полностью правильные, имеют большую ценность.
На системной основе вероятно можно будет синтезировать новые знания и теории, которые будут разрабатываться и появляться в будущем
^ СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД

(М. Фоллет, Ф.Дунаевский, Дж. Вудворд, Т. Бернс и Д. Столкер, П. Лоуренс и Дж. Лорш, Дж. Гэлбрейт, Дж.Томпсона, Ч. Перроу)

Ситуационный подход утверждает, что оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации и в окружающей среде.

Ситуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию.

Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые управленческие действия, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют

В менеджменте нет стандартов, нет универсальных принципов управления – в этом и заключается философия ситуационного подхода

Системный подход конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления.

Это определение переменных и их влияния на эффективность организации является основным вкладом ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем

Системный подход интегрирует различные частичные подходы, а ситуационный подходы пытается использовать их в соответствующих им ситуациях

Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях.

Талант и профессионализм менеджера проявляются в том, чтобы

определить ситуацию, в которой находится фирма,

и использовать приемлемые для нее методы управления.




^ Одномерные учения – упор на одну из составляющих организации

Синтетические учения – взгляд на управление как на многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное множеством связей с внутренним и внешним окружением организации

^ СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Метод SWOT-анализа

применяется для сопоставления данных анализа внутренней и внешней среды организации и сведения их в единое целое, что позволяет получить общую картину


SWOT-матрица





Возможности

Угрозы

^ Сильные стороны

Поле «СИВ»
Получение максимальной отдачи от использования возможностей

Поле «СИУ»
Борьба с опасностями за счет использования внутренних резервов

Слабые стороны

Поле «СЛВ»
Использование возможностей для преодоления недостатков

Поле «СЛУ»
Укрепление потенциала для предотвращения внешних опасностей


МИНИМАЛЬНЫЙ НАБОР ВОПРОСОВ ПО ТЕМЕ


  1. Название подхода, основные идеи, как применять в управлении

  2. Историческая последовательность школ и подходов


Похожие:

Подхода, основные идеи, как применять в управлении iconОсновные идеи философии и принадлежность к школе

Подхода, основные идеи, как применять в управлении iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «ит в управлении»...
Понятие информационных систем и информационных технологий в управлении, их роль на современном этапе развития рыночных отношений
Подхода, основные идеи, как применять в управлении iconИзвестный миллионер Харви Маккей правдиво и доступно рассказывает...
Харви Маккей правдиво и доступно рассказывает о том, как обойти своих конкурентов в торговле, управлении, мотивации и ведении переговоров....
Подхода, основные идеи, как применять в управлении iconАлександр Александрович Зиновьев Коммунизм как реальность Александр...
Алексиса де Токвиля. Многие рецензенты оценили книгу как первую попытку научного (а не идеологического!) подхода к реальному коммунистическому...
Подхода, основные идеи, как применять в управлении iconКонсультирование и психотерапия
Постоянно растущий интерес к проблеме человека и его адаптивной способности является, вероятно, одним из выдающихся явлений современности....
Подхода, основные идеи, как применять в управлении iconСила вашего подсознания
Ваша жизнь также чудодейственным образом изменится, как только начнете применять магическую силу вашего подсознания
Подхода, основные идеи, как применять в управлении iconКтд: ток-шоу «Дорогу новым производителям!»
Задачи: выявить в людях такие качества, как общительность, обучаемость, компромисность, сообразительность и находчивость, уравновешенность,...
Подхода, основные идеи, как применять в управлении iconФилософские идеи современных феноменов японской культуры – аниме и манга
В этой работе будут вкратце рассмотрены те философские идеи, которые бытуют на данный момент, в аниме и манга. Попытаемся проследить...
Подхода, основные идеи, как применять в управлении iconПрограмма круглого стола
Какие трудности возникают у молодых активистов при взаимодействии с каждым из секторов и как можно их преодолеть? На что направлена...
Подхода, основные идеи, как применять в управлении iconПояснительная записка. «К каждому ребенку следует применять его собственное...
К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница