1. Объект и предмет социальной психологии


Скачать 268.97 Kb.
Название1. Объект и предмет социальной психологии
страница1/3
Дата публикации13.07.2013
Размер268.97 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3

ГЛОССАРИЙ







Понятия и категории

Интерпретация

Источник

Тема 1. Объект и предмет социальной психологии.






Социальная психология

Социальная психология — отрасль психологического зна­ния, имеющая короткую, но насыщенную историю своего развития. Как самостоятельное направление психологиче­ской науки, она существует менее ста лет. Официально годом рождения социальной психологии считается 1908 год, когда одновременно вышли две книги с аналогичным названием, заявившие себя как первые учебники по новой гуманитар­ной дисциплине.

Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. (Определение Г. М. Андреевой).

[2], стр. 39



Предмет социальной психологии

1) социологический: наука о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода исследователи выявляли разные явления, подходящие по это отдельное определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах общественной культуры.

2) подход видит предметом соц.психологии личность, ее особенности положение личности в группе, «психология личности»

3) соц.психология была рассмотрена как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе.

Соц.психология на пересечении социологии и психологии.


[1], стр. 11



Задачи социальной психологии




[1], стр. 11



Коллективная рефлексология

в исторической перспективе
социальных событий мы встречаемся со взаимно сталкивающимися коллективными рефлексами, которые, являясь возбудителями целого ряда гармоничных с ними коллективных рефлексов, в то же время оказывают
взаимно тормозящее влияние, причем поступательный ход истории обусловливается тем, какие из двух рефлексов возьмут окончательный перевес и получат наибольшее распространение


[1], стр. 13



Культурно-историческая теория

Культурно-историческая концепция развития психики человека
Ее автор — известный российский ученый Л. С. Выготский.
Теория заключается в том, что человек об ладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л. С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называе мый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий. Иными словами, Выготский утверждал, что высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу.
Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от жи вотного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпеча ток на его психику, — он научился овладевать собственными высшими психиче скими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологи ческие. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

[7], С. 93



Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии




[1], стр. 40-41

Тема 2. Зарождение социальной психологии.

8

Бихевиоризм

бихевиоризм - психологическая школа, чьим предметом изучения стало поведение, которое исследова-
лось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на
его формирование, т. е. на образование связей между стимулами и
реакциями.

Предметом бихевиоризма стало поведение, которое исследовалось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его формирование, т. е. на образование связей между стимулами и реакциями.

Модификация классического бихевиоризма была связана и с тем, что социальное поведение, которое также стало предметом исследования, нуждалось в новом методе, поскольку не могло изучаться

на животных. Это привело к возникновению социального бихевиоризма, который рассматривал ролевое поведение человека в социуме.



[3], стр. 294

[3], стр. 297

[1], стр. 42


8.1.

Научение оперантное

НАУЧЕНИЕ ОПЕРАНТНОЕ - вид научения, происходящего за счет спонтанного порождения субъектом множества разнообразных реакций на одну и ту же ситуацию или стимул - с последующим закреплением лишь тех, что оказываются самыми удачными с позиции получаемого эффекта.

[7], С. 49.

8.2.

Подкрепление

Подкрепление

В учении о высшей нервной деятельности (см. Павлов И. П.) безусловный раздражитель, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании которой с предваряющим ее действием индифферентного стимула вырабатывается классический условный рефлекс. Подкрепление, наносящее вред организму (например, удар электрическим тоном), называется отрицательным (наказание). Подкрепление в виде пищи называют положительным (награда). В ситуации инструментального обучения (при выработке какой-либо двигательной реакции) в функции отрицательного подкрепления может выступать отмена награды, а положительным подкреплением может стать отмена наказания.

[7], С. 49.

8.3.

Драйв

ДРАЙВ - понятие, применяемое в психологии мотивации и в теории научения. Означает неосознаваемое внутреннее влечение общего характера, порожденное некоей органической потребностью.

[6], стр. 53

8.4.

Промежуточные переменные

понятие, введенное необихевиоризмом с целью преодолеть ограниченность трактовки поведения как процесса, сводимого к формуле «стимул — реакция». Под промежуточными переменными понимались недоступные прямому наблюдению психические компоненты («значение», «цель», «мотив», «когнитивная карта» и др.), выступающие в роли посредника между стимулом как независимой переменной и ответной реакцией как зависимой переменной. Наряду с чисто психологической трактовкой промежуточных переменныъ (Э. Толмен) выдвигалось учение об их представленности в организме в виде доступных физиологическому анализу факторов (К. Халл).

[8], С. 212.

9.

Психоанализ (глубинная психология)

Психотерапевтический метод, разработанный Фрейдом (Freud S.). Основополагающим понятием, объединяющим учение Фрейда со взглядами Адлера (Adler А.) и Юнга (Jung C. G.), а также неопсихоаналитиков , является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах.

П. (см. Классический психоанализ) включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь, таким образом, законченной и целостной системой.

Теория общего психического развития объединяет метапсихологию, которая основана на понятии о психическом аппарате (структурная и топографическая модели личности), два варианта процесса мышления и представления о психической энергии. В основу теории общего психического развития легла также концепция о стадиях развития детской сексуальности. На ее базе Фрейд описал генетические типы характера, представления о регрессе к точкам фиксации, которыми являются стадии развития сексуальности, и учение о сублимации. Теория происхождения неврозов включает представление о психологическом конфликте; по словам Фрейда, это "переживание, возникающее в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, которые действуют одновременно как мотивы, определяющие чувства и поведение". Классифицируя неврозы, Фрейд выделял психоневрозы, актуальные неврозы и неврозы характера. К стержневой психопатологической симптоматике он относил тревожные и астенические расстройства.

Опираясь на собственную теорию об организации психики и механизмах ее функционирования и возникновения неврозов, Фрейд разработал соответствующие лечебные методы (см. Психоаналитические методы). В одной из своих работ он писал: "Предположение о бессознательных психических процессах, признание теории сопротивления и подавления, детской сексуальности и эдипова комплекса образуют главные элементы психоанализа и базисные предпосылки этой теории; никто не может считать себя психоаналитиком, если он не признает их". О цели психоаналитической терапии Фрейд писал: "Где было Ид, там будет Эго", т. е. бессознательные психические процессы должны быть максимально глубоко раскрыты и представлены сознанию для интеграции их в экзистенциальную организацию.

[3], стр. 338

[1], стр. 43

9.1.

Бессознательное

Совокупность психических процессов актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, в отношении коих отсутствует субъективный, сознательный контроль, и во влиянии коих субъект не отдает себе отчета. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. 2. Форма отражения психического, в коей образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое. Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношениями к миру; поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с другими людьми и явлениями:

1) непосредственное эмоциональное вчувствование;

2) идентификация;

3) заражение эмоциональное;

4) объединение различных явлений в один ряд через сопричастие


[3], стр. 344


9.2.

Либидо

Либидо, о котором так много писали сам Фрейд и его ученики,
и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни.

Энергия, которую Фрейд считает подосновой всех преобразований сексуального влечения в том, что касается его объекта (смещение энергетических нагрузок), его цели (например, сублимация) и источника сексуального возбуждения (разнообразие эрогенных зон).

У Юнга понятие "либидо" используется в расширенном смысле и означает "психическую энергию" как таковую, присутствующую во всем, что "устремляется к чему-либо"(лат. impetus).

o Слово "либидо" означает по-латыни "желание". Фрейд утверждает, что заимствовал его у А.Молля (Untersuchungen ?ber die Libido sexualis, vol.I, 1898). Оно многократно встречается в письмах и рукописях, посланных Флиссу, - впервые в Рукописи Е, написанной, по-видимому, в июне 1894 г.

Дать удовлетворительное определение либидо нелегко не только потому, что теория либидо развивалась параллельно с различными этапами теории влечений, но и потому, что само это понятие далеко не однозначно (а). Во всяком случае, Фрейд всегда подчеркивал две особенности влечений:

1) с точки зрения качественной, либидо, вопреки желанию Юнга, нельзя свести к психической энергии как таковой. Если эта энергия и может быть "десексуализирована", особенно при нарциссических нагрузках, то это лишь вторичный процесс, связанный с отказом от собственно сексуальной цели.

Кроме того, либидо у Фрейда - это вовсе не все поле влечений целиком. Поначалу оно противопоставлялось влечениям к самосохранению*. Но когда в конечном счете вся область влечений предстала у Фрейда как либидинальная по своей природе, тогда противопоставление сместилось, превратившись в противопоставление между влечениями либидо и влечениями к смерти. Юнговский монизм был чужд Фрейду, постоянно подчеркивавшему сексуальный характер влечения.

2) Либидо упрочивается как понятие количественное: оно "...позволяет измерять процессы и преобразования сексуального возбуждения" (la). "Его возникновение, его возрастание и убывание, распределение и перемещение позволяют нам объяснять психосексуальные явления" (1b).

Обе эти характеристики подчеркиваются в нижеследующем определении Фрейда: "Слово "либидо" взято из теории аффектов. Оно обозначает количественную (хотя в данный момент и недоступную измерению) сторону энергии влечений, связанных с тем, что понимается под словом "любовь"" (2).


[3], стр. 345

9.3.

Вытеснение

форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит устранение неприемлемых влечений и переживаний из сознания.

[3], стр. 346

9.4.

"Оно" (Ид)

В бессознательном слое располагается одна из структур личности - Ид, которая фактически является энергетической основой
психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению,
к разрядке, и таким образом детерминирующие деятельность субъекта.

[3], стр. 344-345

9.5.

"Сверх-Я" (Супер-Эго)

Третья структура личности - Супер-Эго - неврожденная, она
формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола.
В содержание Супер-Эго входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека.

[3], стр. 345
  1   2   3

Похожие:

1. Объект и предмет социальной психологии iconПримерный перечень вопросов к зачету с оценкой по курсу
Обоснуйте объект, предмет, задачи, методы и место психологии в структуре наук о человеке
1. Объект и предмет социальной психологии iconПротокол заседания кафедры
Социальная психология как наука. Основные взгляды на предмет социальной психологии
1. Объект и предмет социальной психологии iconВопросы к экзамену по дисциплине "психология" (аб 2 курс)
Предмет психологии и задачи психологии. Место психологии в системе наук. Классификация отраслей психологии
1. Объект и предмет социальной психологии iconЭкзаменационные вопросы по географии для студентов 1 курса направления...
Объект и предмет исследования экономической, социальной и политической географии”
1. Объект и предмет социальной психологии icon1. Предмет психологии, ее отрасли и связь с другими наукам
Психологическая характеристика перцептивной стороны общения. Механизмы социальной перцепции(восприятия) и ее структура
1. Объект и предмет социальной психологии iconВопросы к экзамену по дисциплине «психология с элементами социальной психологии»
Психология и социальная психология: предмет, методы, место в системе наук о человеке
1. Объект и предмет социальной психологии iconПлан Предмет этнологии. Изменение предмета этнологии в ХХ веке. Расширение...
Объект и предмет этнопсихологии. Основные направления этнопсихологических исследований
1. Объект и предмет социальной психологии iconУчебное пособие оглавление глава предмет, история и основные направления...
Предмет, история и основные направления дифференциальной психологии. Дифференциальная психология как наука
1. Объект и предмет социальной психологии iconКнига канадского автора-учебник общей психологии с основами физиологии...
Для специалистов и студентов психологов, биологов, медиков, педагогов и всех читателей, интересующихся вопросами психологии
1. Объект и предмет социальной психологии iconПредмет и задачи психологии. Этапы развития представлений о предмете
Психология в системе общественных и гуманитарных наук. Структура современной психологии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница