Методические рекомендации к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов 2 курса по направлению подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование»


НазваниеМетодические рекомендации к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов 2 курса по направлению подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование»
страница1/8
Дата публикации12.07.2013
Размер1.1 Mb.
ТипМетодические рекомендации
vb2.userdocs.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

филиал в г. Славянске-на-Кубани

факультет – педагогики и психологии

кафедра - психологии

Н.И.Ковалева Л.Г.Юрченко
Модуль 2. Педагогика и психология развития детей

Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся


Методические рекомендации к практическим занятиям

и самостоятельной работе студентов
методическое пособие к практическим занятиям

и самостоятельной работе

(для студентов 2 курса по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика)

Славянск-на-Кубани

2013
Методические рекомендации помогут студентам ознакомиться с психолого-педагогической технологией комплексной оценки готовности школьников к профессиональному самоопределению на разных возрастных этапах, а также развить умения по организации и планированию работы, направленной на повышение уровня профессиональной зрелости школьников, способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.

Методические рекомендации содержат краткое содержание теоретического материала, рекомендации к практическим занятиям, выполнению самостоятельной работы студентов.

Нормативный срок освоения дисциплины 4 семестр.

Адресовано студентам по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование». Профиль: «Психология и социальная педагогика» очной формы обучения.

Методические рекомендации разработаны на основании ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) бакалавр).

Авторы-составители Ковалева Н.И., Юрченко Л.Г.


Рецензенты:

Е.Ю.Пряжникова, доктор психологических наук, профессор МГППУ

М.А.Лукьяненко, кандидат психологических наук, доцент филиала Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани

Содержание
Введение………………………………………………………………………….
1. Общие положения ……………………………………………………………
2. Структура и содержание дисциплины модуля «Самоопределение

и профессиональная ориентация учащихся»………………………………….
3. Содержание теоретического материала……………………………………..
4. Рекомендации к практическим занятиям…………………………………….
5. Рекомендации к самостоятельной работе студентов ……………………
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации студентов…………………………………….
7. Примерные вопросы к экзамену…………………………………………
8. Примерные тестовые задания…………………………………………………
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………

Введение
Необходимость совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Профиль: психология и социальная педагогика делает актуальным повышение уровня психологической грамотности за счет расширения круга подлежащих изучению психологических дисциплин и дифференциации их содержания.

Назначение модуля 2 «Психология и педагогика развития детей» дисциплины «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» состоит в состоит в формировании и развитии психологической компетентности будущих специалистов, которые должны быть готовы к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи учащимся в правильном выборе профессии, специальной организации их деятельности, включающей: получение знаний о себе (Образ Я), о мире профессионального труда, соотнесении знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.

Исходя из сущности профессионального самоопределения можно выделить основные средства его формирования: профессиональная информация и просвещение; развитие интересов, склонностей и способностей, профессиональная консультация, профессиональный отбор, социально-профессиональная адаптация. Указанные средства составляют логико-содержательную основу системы профессиональной ориентации и нашли свое отражение в данных учебно-методических рекомендациях.

Предназначены для студентов 1 курса очной формы обучения по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Профиль: «Психология и социальная педагогика».

^ Общие положения.
Дисциплина «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» направлена на повышение уровня профессиональной зрелости будущих специалистов, способных оказать необходимую помощь школьникам в профессиональном выборе, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию; в стремлении к получению новой информации и планированию предполагаемого места работы, независимо от обстоятельств и других людей при выборе профессии и продвижении по ней. Без знаний о профессиональной ориентации и особенностях развития самостоятельности и осознанности выбора профессии у школьников будущий специалист не сможет осуществлять полноценную и эффективную профессиональную деятельность.

Методические рекомендации разработаны на основании ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) бакалавр), разработанного Министерством образования и науки РФ и утвержденного приказом № 788 от 22.12.2009 г., и Примерной основной образовательной программой по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», утвержденной приказом Министерством образования и науки РФ и утвержденного приказом от 22.12.2009 г. № 788 и зарегистрированной в Минюсте РФ 5 февраля 2010 г. N 16277.

Цель дисциплины – формирование и развитие компетенций, позволяющих осуществлять социально-педагогическую и психологическую деятельность по профессиональной ориентации, личностному и профессиональному самоопределению субъектов образовательного процесса.

^ Задачи дисциплины:

  • Сформировать знания о теоретических, нормативно-правовых основах профориентации в культурно-историческом контексте.

  • Сформировать знания о сущности психолого-педагогического сопровождения выбора профессии, ценностно-смысловых основах профессионального самоопределения.

  • Развить умения определять приоритеты профориентационной работы в условиях современного экономического пространства.

  • Научить владеть спецификой профориентационной помощи различным образовательно-возрастным группам.

  • Научить использовать в профессиональной деятельности активные методы профориентации, методы активизации профессионального самоопределения.

  • Развить умения по организации и планированию профориентационной работы.


^ Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина относится к профессиональному циклу, базовой (общепрофессиональной) части. Модуль 2. Педагогика и психология развития детей.

Для изучения дисциплины необходимо знание законов исторического и общественного развития; социокультурных закономерностей и особенностей межкультурного взаимодействия; закономерностей образовательного процесса, основные механизмы социализации личности.

Для изучения дисциплины «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные при изучении дисциплин: “Психология”, “Анатомия и возрастная физиология”, “Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире”, “Основы математической обработки информации», «Поликультурное пространство», «Психология развития».

Указанные дисциплины помогут сформировать знания о ценностно-смысловых основах личностного и профессионального самоопределения.

^ Таблица 1

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование

следующих компетенций:



Компетенции

Код по ФГОС ВПО

владеет моральными нормами и основами нравственного поведения

ОК-3

способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды

ОПК-6

способен формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности

ПКПП-8

способен использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности

ПКПП-10

способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения учащихся

ПКПП-11

Готов исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию учебного процесса в сельской школе

ПКСП-8



^ В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:

  • теоретические и практические вопросы профориентации в культурно-историческом аспекте;

  • особенности психолого-педагогического сопровождения выбора профессии;

  • специфику профориентационной помощи различным образовательно-возрастным группам;

  • этические проблемы профессионального консультирования.

Уметь:

  • использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды;

  • оказывать определять приоритеты профориентационной работы в современной России;

  • разрабатывать и апробировать в работе наиболее эффективные системы профориентационной работе на уровне ОУ региона;

  • использовать в работе различные варианты составления профессиограмм, профотбора, составлять схемы анализа;

  • уметь составлять схемы анализа профессий и варианты ее использования в работе с группой и в индивидуальной профконсультации;

  • осуществлять поиск и подбор информации с использованием интернет-ресурсов для решения поставленной задачи;

  • проводить консультации, профессиональное обследование, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся.

Владеть:

  • методами и формами профориентационной работы, психотехнологиями профконсультирования;

  • активизирующими методиками в профконсультационном процессе;

  • умением использовать схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения;

  • методами принятия профконсультационного решения.


2. Структура и содержание дисциплины модуля «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа, из них: 34 часа аудиторной нагрузки, 2 часа кср, 36 часов самостоятельной работы.

Она рассчитана на изучение в течение одного семестра (4), включает лекционные, практические занятия, кср и самостоятельную работу студентов.

Для контроля уровня сформированности компетенций, качества знаний, умений и навыков, стимулирования самостоятельной работы студентов применяется рейтинговая система оценки уровня освоения учебной дисциплины.

Содержание дисциплины разделено на три модуля, по окончании изучения которых осуществляется текущий контроль усвоения учебного материала. В течение семестра проводятся модульно-рейтинговые мероприятия, в том числе и в форме компьютерного тестирования для проверки самостоятельной работы студентов.

^ Таблица 2

Тематический план дисциплины



^ Наименование разделов, тем


Всего аудиторных часов

СРС


Всего часов

Количество

часов

лекций

Практические занятия

КСР

Итого аудиторных часов

Раздел 1



















Тема 1. Профориентация в

культурно-историческом контексте. Возникновение и развитие.

2

2




4

2

6

Тема 2. Сущность психолого-педагогического сопровождения выбора профессии.



2

2




4

2

6

Тема 3. Типологии

профессионального и

личностного самоопределения


-

-




-

2

2

^ Подготовка к 1-му текущему контрольному тестированию













2

2

Раздел 2



















Тема 4. Специфика

профориентационной помощи

различным образовательно-

возрастным группам.

2


4




6

2

8

Тема 5. Методы и формы

профориентационной работы

2


2




4

2

6

Тема 6. Профессиографические основы профконсультирования и профотбора

2

4




6

2

8

Тема 7. Психолог-консультант как субъект организации сопровождения человека в профессиональном и личностном самоопределении

-

2




2




2

^ Подготовка ко 2-му текущему контрольному тестированию













2

2

Раздел 3



















Тема 8. Ценноснтно-смысловые основы профессионального самоопределения.

2

-




2

2

4

Тема 9. Сущность активизации самоопределяющейся личности.

-

2




2

2

4

Тема 10. Методы активизации профессионального самоопределения.

-

2






2



2

4

Тема 11. Основы организации и планирования профориентационной работы.

2

-




2

2

4

^ Подготовка к 3-му текущему контрольному тестированию













2

2

^ Итого по трем разделам

14

20




34

26

60

Подготовка к зачету













4

4

Вариативная составляющая самостоятельной работы













6

6

Контроль самостоятельной работы







2

2




2

итого

14

20

2

36

36

72


^ 3. Содержание теоретического материала
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Методические рекомендации к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов 2 курса по направлению подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов Направление...
Профили подготовки «Психология образования», «Психология и педагогика образования одаренных детей»
Методические рекомендации к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов 2 курса по направлению подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование» iconМетодические рекомендации к семинарским занятиям и самостоятельной...
Учебное пособие предназначено для содействия студентам в их подготовке к семинарским занятиям по курсу «Философия»
Методические рекомендации к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов 2 курса по направлению подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование» iconМетодические рекомендации к практическим занятиям направление подготовки:...
Строительные машины и оборудование: методические рекомендации к практическим занятиям / сост. Костина Н. В.— Ставрополь: Изд-во скфу,...
Методические рекомендации к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов 2 курса по направлению подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование» iconМетодическое пособие к практическим занятиям по дисциплине «Основы теории систем и управления»
«Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы теории систем и управления» по профессиональному направлению...
Методические рекомендации к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов 2 курса по направлению подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Архитектура». Оно может быть использовано...
Методические рекомендации к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов 2 курса по направлению подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование» iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов медицинского...
Методические указания к лабораторным занятиям по гистологии предназначены для самостоятельной работы студентов I курса медицинского...
Методические рекомендации к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов 2 курса по направлению подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование» iconМетодические указания к практическим занятиям составлены в соответствии...
Методические указания к практическим занятиям составлены в соответствии с программой по дисциплине «Механика ii» для бакалавров по...
Методические рекомендации к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов 2 курса по направлению подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование» iconПивоваров Ю. П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Методические рекомендации к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов 2 курса по направлению подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование» iconПособие к практическим занятиям для студентов
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
Методические рекомендации к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов 2 курса по направлению подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов по...
Ответственный за выпуск и рецензент – зам директора по учебной и методической работе Элькан О. Б
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница