1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания


Скачать 369.19 Kb.
Название1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания
страница1/3
Дата публикации11.07.2013
Размер369.19 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

В.С. Белозеров

________________

«___»_________________2011 г.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки 050400 - « Психолого-педагогическое образование»

Профили подготовки «Психология образования», «Психология и педагогика образования одаренных детей»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения очная





УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета психологии, профессор

О.А. Ахвердова

__________

«_____» ____________ 2011 г.

Зав. кафедрой

Т.Н. Таранова _______________



СОГЛАСОВАННО

Рассмотрено УМК ФП

«___» ___________ 2011 г.

протокол №

Председатель УМК

И.А.Малашихина

____________



Ставрополь, 2011 Содержание


1.

  1. Предисловие……………………………………………………….

3

2.

  1. Учебно - тематический план……………………………………….

5

3.

  1. Содержание семинарских занятий…………………………………

6

4.

  1. Тема 1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания ………………………………………………….


6

5.

  1. Тема 2. Специфика деятельности педагога - психолога и нравственные основы его отношения к своему труду……………


8

6.

  1. Тема 3. Этика отношений в системе "педагог - учащийся"………

11

7.

  1. Тема 4. Этика отношений в системе "педагог - педагог"…………

14

8.

  1. Тема 5. Этика и культура межличностного общения педагога – психолога……………………………………………………………


19

9.

  1. Тема 6. Этикет в профессиональной культуре педагога………….

23

10.

Учебно – методическое и информационное обеспечение дисциплины ………………………………………………………….


27


Предисловие

Овладение информацией о профессиональной этике в психолого – педагогической деятельности с целью развития универсальных компетенций и формирования основы для развития профессиональных компетенций педагога-психолога.

Дисциплина «Профессиональная этика в психолого - педагогической деятельности» призвана помочь студентам обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» овладеть основами психолого-педагогической деятельности. Она призвана способствовать практическому освоению, углублению и расширению теоретических установок, с которыми студент знакомится при изучении дисциплин базовой части и профессионального цикла ООП.

«Входными» знаниями для изучения данной дисциплины являются знания приобретённые в ходе изучения следующих дисциплин: этика, права ребенка и этические нормы работы с ним, образовательное и ювенальное право.

Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее освоению таких дисциплин как: инновационная профессиональная деятельность педагога, педагогическое мастерство.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

- владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК 1);

- способен понимать высокую социальную значимость профессии,ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК 8);

- способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП -4);

- способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (ПКСПП -4);

- готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства (ПКСП -5);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать:

  • Структурные и динамические характеристики малой группы;

Уметь:

  • Использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей.

Владеть:

  • Современными технологиями педагогической деятельности.


^ Учебно – тематический план


№п.п.

Раздел дисциплины

Семестр

неделя

Виды учебной работы

Формы текущего контроля

лек

пр

Сам.р.

1.

Тема 1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания

2

1-3

2

2

7

Конспект лекций

2.

Тема 2. Специфика деятельности педагога - психолога и нравственные основы его отношения к своему труду

2

4-5

2

2

7

Конспект лекций, Эссе

3.

Тема 3. Этика отношений в системе "педагог - учащийся"

2

6-8

2

4

7

Конспект лекций, Реферат

4.

Тема 4. Этика отношений в системе "педагог - педагог"

2

9-11

2

4

7

Конспект лекций, Доклад

5.

Тема 5. Этика и культура межличностного общения педагога – психолога

2

12-13

2

4

7

Конспект лекций, Разработать рекомендации

6.

Тема 6. Этикет в профессиональной культуре педагога

2

14-15

2

2

7

Конспект лекций, Анализ психолого-педагогических ситуаций

7.

Итого: 2 ед

2

15

12

18

42

зачет


^ Содержание семинарских занятий

Тема 1: Профессиональная этика в системе прикладного этического знания

Цель занятия: познакомится с понятием профессиональная этика с целью развития универсальных компетенций и формирования основы для развития профессиональных компетенций педагога-психолога.

Организационная форма: семинар.

Вопросы для обсуждения:

1. Общие принципы профессиональной этики.

2. Специфика и разновидности профессиональной этики.

3. Профессиональная деонтология и моральные кодексы.

Методические рекомендации

  1. При подготовки к первому вопросу студенты должны изучить такие принципы профессиональной этики такие как профессиональный долг и особая форма ответственности, профессиональная солидарность и корпоративность. Изучая данный вопрос студентам необходимо в интернет выйти по следующей ссылке http://vitahost.tambov.ru/l Глава 5. Прикладная этика: проблемы и решения. Пункт 5. Профессиональная этика. В данном учебнике рассмотреть основные принципы профессиональной этики и соотнести их с психолого – педагогической деятельностью. Выучить определение понятия профессиональная этика опираясь на http://ru.wikipedia.org/wiki/Профессиональная_этика.

  2. При изучении второго вопроса семинарского занятия студентам необходимо усвоить, что в зависимости от сферы трудовой деятельности профессиональная этика подразделяется на соответствующие виды: этика педагогическая, медицинская, инженерная, юридическая и т. д. Для того что бы познакомится с видами этики студентам необходимо выйти по ссылке http://www.abccba.ru/abc69.php . Значение профессиональной этики состоит в том, что она является одним из важных направлений социального прогресса, условием преемственности в сфере труда.

  3. При изучении третьего вопроса семинарского занятия студентам необходимо изучить термин деонтологии как науке о долге. Проследить формирование термина в исторической ретроспективе и соотнести с профессиональной психолого – педагогической деятельностью. С понятием деонтология студенты могут познакомиться на сайтах: http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=medicine&word=deontologiya;

http://www.slovopedia.com/6/196/770438.html.

Студентам необходимо усвоить что, главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности педагога - психолога.

Кодекс должен служить педагогу - психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Подробно бакалавры должны изучить Этический кодекс педагога – психолога службы практической психологии образования России на сайте практического психолога http://iemcko.narod.ru/326.html.

Основная литература

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.

  2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. М.: Академия, 2009.

  3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: Владос, 2008. – 436 с.

  4. Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 540 с.

Интернет ресурсы

  1. http://iemcko.narod.ru/326.html.

  2. http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=medicine&word=deontologiya;

  3. http://www.slovopedia.com/6/196/770438.html

  4. http://vitahost.tambov.ru/l

  5. http://www.abccba.ru/abc69.php

Дополнительная литература

  1. Агеева И.А. Успешный учитель. – СПб: Речь,2007.

  2. Антология гуманной педагогики. В 27 кн. М.: 2001-2005.

  3. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. / Под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. – М.: Академия, 2008.

  4. Гребенкина Л.К., Аджиева Е.М., Еремкина О.В. Методика воспитательной работы. / Под ред. В.А.Сластёнина . – М.: Академия, 2009.

  5. Колесникова И.А., Борытко Н.М., Поляков С.Д . Воспитательная деятельность педагога. /

  6. Краевский В.В. Общие основы педагогики. . – М.: Академия, 2008.

  7. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. – М.: Академия, 2008.

  8. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. – М.,2008.

  9. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения. – М.: Академия, 2009.

  10. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие.- 3-е изд. – М., 2008.

  11. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие. – М.,2008.

  12. Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение. – М.: Академия, 2010.

  13. Под ред. В.А.Сластёнина, И.А.Колесниковой. – М.: Академия, 2008.

  14. Подласый И.П. Педагогика: учебник. В 3кн. Кн.1. Общие основы. – М.: 2005.

  15. Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И. Г. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие. /Под ред. А.С.Роботовой. – М.: Академия, 2007.

  16. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. / Под ред. В.А. Сластёнина и И.А.Колесниковой. – М.: Академия, 2008.

  17. Ситаров В.А. Дидактика. Учебное пособие. / Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2008.

  18. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. \ Под ред. В.А. Сластёнина. 9-е изд. – М.: Академия, 2008.

Задания для развития и контроля владения компетенциями

  1. Подготовьте обзор литературы по вопросам профессиональной этики в психолого – педагогической деятельности (презентация).


Тема 2: Специфика деятельности педагога - психолога и нравственные основы его отношения к своему труду

^ Цель занятия: познакомиться со спецификой психолого – педагогической деятельности с целью развития универсальных компетенций и формирования основы для развития профессиональных компетенций педагога-психолога.

Организационная форма: семинар.

Вопросы для обсуждения:

  1. Специфика психолого – педагогической деятельности.

  2. Социальные задачи психолого – педагогической деятельности.

  3. Творчество и креативность в психолого – педагогической деятельности.

Методические рекомендации

  1. При изучении первого вопроса студентам необходимо выявить специфические особенности психолого - педагогической деятельности. При подготовке студентам следует опереться на учебник Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. В данном учебнике следует ознакомится со структурой педагогической деятельности, и рассмотреть ее компоненты: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный (Кузьмина Н.В). Рассмотреть модель системного характера педагогической деятельности и ее компоненты: презентативный, интенсивный, корректирующий и диагностирующий ( В.И. Гинецинского). Сравнить данные модели.

Изучить и законспектировать десять групп педагогических умений выделенных А.К Марковой (1993).

  1. При овладении вторым вопросам студенты должны усвоить, что функции (от лат. «обязанность», «назначение») педагога многообразны, однако среди них можно выделить три основных: обучающую, воспитывающую, общественно-педагогическую. С данными функциями студенты могут познакомится на сайте: http://fictionbook.ru/author/anna_pavlovna_chernyavskaya/ Все функции педагога тесно взаимосвязаны. Они постоянно усложняются. К названным основным добавляются методическая, самообразовательная, исследовательская. Функции психолого – педагогической деятельности обедняют в себе функции педагогической и психологической деятельности. Студентам необходимо проанализировать функции деятельности педагога и психолога и сформулировать задачи психолого – педагогической деятельности, и оформить таблицу.

Функции педагогической деятельности

Функции психологической деятельности.

Функции психолого – педагогической деятельности.





















  1. При изучении третьего вопроса студентам необходимо познакомиться с понятиями творчества и креативности. С данными понятиями бакалавры могут познакомится по следующей ссылке: http://ru.wikipedia.org/wiki. Чем отличается творчество от креативности? Студентам необходимо ознакомится с современными опытом педагогов новаторов. Используя учебное пособие Ларина Е.А., Подымова Л.С., Шиян О.А., Духова Л.И. Психолого – педагогический практикум. М.: Академия, 2009. Подготовьте комплекс упражнений направленных на развитие креативности в структуре педагогической деятельности.

Основная литература

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.

  1. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. М.: Академия, 2009.

  2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: Владос, 2008. – 436 с.

  3. Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Юрайт – Издат,
    2009. – 540 с.

Интернет ресурсы

  1. http://moy-bereg.ru/pedagogicheskaya-kultura/pedagogicheskaya-kultura-i-etika-professionalnoy-deyatelnosti-4.html педагогическая культура и этика профессиональной деятельности.

  2. 6.http://website-seo.ru/0682030118.html Этика профессиональной деятельности педагогического психолога

  3. http://www.asi.org.ru – Агентство социальной информации. 8.http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека.

Дополнительная литература

  1. Агеева И.А. Успешный учитель. – СПб: Речь,2007.

  2. Антология гуманной педагогики. В 27 кн. М.: 2001-2005.

  3. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. / Под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. – М.: Академия, 2008.

  4. Гребенкина Л.К., Аджиева Е.М., Еремкина О.В. Методика воспитательной работы. / Под ред. В.А.Сластёнина . – М.: Академия, 2009.

  5. Колесникова И.А., Борытко Н.М., Поляков С.Д . Воспитательная деятельность педагога. /

  6. Краевский В.В. Общие основы педагогики. . – М.: Академия, 2008.

  7. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. – М.: Академия, 2008.

  8. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. – М.,2008.

  9. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения. – М.: Академия, 2009.

  10. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие.- 3-е изд. – М., 2008.

  11. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие. – М.,2008.

  12. Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение. – М.: Академия, 2010.

  13. Под ред. В.А.Сластёнина, И.А.Колесниковой. – М.: Академия, 2008.

  14. Подласый И.П. Педагогика: учебник. В 3кн. Кн.1. Общие основы. – М.: 2005.

  15. Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И. Г. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие. /Под ред. А.С.Роботовой. – М.: Академия, 2007.

  16. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. / Под ред. В.А. Сластёнина и И.А.Колесниковой. – М.: Академия, 2008.

  17. Ситаров В.А. Дидактика. Учебное пособие. / Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2008.

  18. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. \ Под ред. В.А. Сластёнина. 9-е изд. – М.: Академия, 2008.

Задания для развития и контроля владения компетенциями

  1. Подготовьте эссе по теме «Нравственный смысл вопроса о профессиональной пригодности».

  1   2   3

Похожие:

1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания iconКнига рекомендуется практическим работникам сми. Содержание слова...
Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М.: Аспект Пресс, 2000. 208 с
1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания iconЛекция 10. Профессиональная этика гражданского государственного служащего...
Существенную роль в формировании этики госслужбы оказали исторические реалии формирования государственной службы в той или иной стране....
1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания iconПрофессиональная этика адвоката
Адвокатская этика – это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил работников адвокатской профессии, обеспечивающих...
1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания iconЛекция профессиональная этика судьи
Судейская этика – это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения судей, обеспечивающих нравственный...
1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания iconЛекция профессиональная этика нотариуса
Нотариальная деятельность – вид профессиональной юридической деятельности, имеющий целый ряд существенных особенностей, отличающих...
1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания iconЮридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики
Сократ, Платон, Аристотель. Термин этика ввел Аристотель. Этос – нравы. Позже в Греции этика приобрела юридическое и политическое...
1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания iconЮридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики
Сократ, Платон, Аристотель. Термин этика ввел Аристотель. Этос – нравы. Позже в Греции этика приобрела юридическое и политическое...
1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания iconЮридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики
Сократ, Платон, Аристотель. Термин этика ввел Аристотель. Этос – нравы. Позже в Греции этика приобрела юридическое и политическое...
1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания iconЮридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики
Сократ, Платон, Аристотель. Термин этика ввел Аристотель. Этос – нравы. Позже в Греции этика приобрела юридическое и политическое...
1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания iconКурс лекций Часть II. Курс лекций Лекция Личность в системе современного...
Проблема человека в системе современного научного знания. Личность в философии, социологии и психологии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница