Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов Направление подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Скачать 298.8 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов Направление подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование»
страница1/3
Дата публикации11.07.2013
Размер298.8 Kb.
ТипМетодические рекомендации
vb2.userdocs.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

В.С. Белозеров

________________

«___»_________________2011 г.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов
Направление подготовки 050400 - « Психолого-педагогическое образование»

Профили подготовки «Психология образования», «Психология и педагогика образования одаренных детей»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения очная





УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета психологии, профессор

О.А. Ахвердова

__________

«_____» ____________ 2011 г.

Зав. кафедрой

Т.Н. Таранова _______________



СОГЛАСОВАННО

Рассмотрено УМК ФП

«___» ___________ 2011 г.

протокол №

Председатель УМК

И.А.Малашихина

____________



Ставрополь, 2011 Содержание


1.

  1. Пояснительная записка………………………………………….

3

2.

  1. План – график выполнения самостоятельной работы студентов по дисциплине…………………..………………………………….

5

3.

  1. Задания к самостоятельной работе студентов…………………….

6

4.

  1. Тема 1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания …………………………………………………..


6

5.

  1. Тема 2. Специфика деятельности педагога - психолога и нравственные основы его отношения к своему труду…………….


8

6.

  1. Тема 3. Этика отношений в системе "педагог - учащийся"………

10

7.

  1. Тема 4. Этика отношений в системе "педагог - педагог"…………

12

8.

  1. Тема 5. Этика и культура межличностного общения педагога – психолога……………………………………………………………


16

9.

  1. Тема 6. Этикет в профессиональной культуре педагога………….

17

10.

Учебно – методическое и информационное обеспечение дисциплины ………………………………………………………….


21


^ Пояснительная записка

Самостоятельная работа студентов бакалавриата – неотъемлемая составляющая учебного процесса, представляющая собой интеграционную деятельность, которая позволяет студентам достигать профессиональной компетентности при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата.

Результатом освоения образовательной программы выступает профессиональная компетентность бакалавра как интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Самостоятельная работа студентов предназначена для овладения дисциплиной и для формирования навыков самостоятельной работы в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей.

Выделяют основные признаки самостоятельной работы, отличающие ее от других видов учебной: наличие задания; выделение времени на его выполнение; самостоятельность обучающихся; выполнение заданий обучающимися без непосредственного участия педагога; активность обучающихся; результативность.

Типичными элементами структуры самостоятельной деятельности являются: выделение цели деятельности; определение предмета деятельности; выбор средств деятельности; результаты деятельности. Отсутствие хотя бы одного из этих элементов свидетельствует о том, что деятельность обучающегося уже не носит самостоятельный характер.

^ Целью самостоятельной работы является развитие профессиональных компетенций в области профессиональной этики педагога – психолога.

Задачи самостоятельной работы:

- формирование компетенции владения моральными нормами и основами нравственного поведения;

- формирование способности понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;

- формирование способности к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий.

При выполнении самостоятельной работы студенты должны опираться на требования к предоставлению и оформлению результатов самостоятельной работы студентов. При проверке СРС преподавателем оцениваются: соответствие жанру; наличие собственной позиции; аргументация; логика изложения; стиль изложения (профессиональный язык); объем; культура оформления работы, используемые источники и интернет – ресурсы и т.д.

Условия, обеспечивающие успешность выполнения самостоятельной работы:

- мотивированность;

- достижение познавательных задач;

- опора на алгоритм, метод выполнения работы;

- использование рекомендуемых источников.

Для успешной организации самостоятельной работы необходимы индивидуальные и групповые, «плавающие» (дополнительные встречи, назначающиеся по необходимости) и обязательные консультации (отчет о ходе выполнения самостоятельной работы), встречи с тьюторами по вопросам выполнения самостоятельной работы.

Внеаудиторная работа по дисциплине отражена в технологической карте и результаты ее выполнения определенным количеством баллов.

^ План – график выполнения самостоятельной работы студентов по дисциплине

№п.п.

Раздел дисциплины

Семестр

неделя

Консультации

Формы текущего контроля

1.

Тема 1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания

2

1-3

2

Конспект лекций

2.

Тема 2. Специфика деятельности педагога - психолога и нравственные основы его отношения к своему труду

2

4-5

2

Конспект лекций, Эссе

3.

Тема 3. Этика отношений в системе "педагог - учащийся"

2

6-8

2

Конспект лекций, Реферат

4.

Тема 4. Этика отношений в системе "педагог - педагог"

2

9-11

2

Конспект лекций, Доклад

5.

Тема 5. Этика и культура межличностного общения педагога – психолога

2

12-13

2

Конспект лекций, Разработать рекомендации

6.

Тема 6. Этикет в профессиональной культуре педагога

2

14-15

2

Конспект лекций, Анализ психолого-педагогических ситуаций

7.

Итого: 2 ед

2

15

12

зачет


^ Задания к самостоятельной работе студентов

Тема 1: Профессиональная этика в системе прикладного этического знания

Цель занятия: познакомится с понятием профессиональная этика с целью развития универсальных компетенций и формирования основы для развития профессиональных компетенций педагога-психолога.

^ Форма контроля СРС: презентация.

Задания:

Подготовьте обзор литературы по вопросам профессиональной этики в психолого – педагогической деятельности.

^ Требования к представлению и оформлению результатов СРС

При выполнении данного задания студенты должны познакомиться с литературой посвященной проблемам и вопросам этики в психолого – педагогической деятельности. Литература должна быть не старше 2005 года.

Результаты работы оформляются в виде презентации по следующему алгоритму:

  1. Название источника;

  2. автор;

  3. год издания, выходные данные;

  4. краткая аннотация.

При подготовке презентации студентам следует учитывать, что слайды должны носить наглядный характер, текст слайда должен быть легким для восприятия. Не следует отяжелять восприятие слайда дополнительными эффектами и картинками. Легче всего воспринимается темный текст на светлом фоне.

При защите презентации студентам необходимо дать краткую аннотацию источника при этом выделив отличительные особенности данного издания.

^ Требования к защите презентации:

  1. Защита презентации проходит в устной форме и сопровождается демонстрацией выбранных источников.

  2. Выступление должно отражать понимание сущности каждого издания.

  3. Краткая аннотация должна быть дополнена ясными, педагогически обоснованными аргументами выбора.

  4. Продолжительность выступления: 10 минут + 5 минут ответы на вопросы.

  5. Культура презентации (выразительность монологической речи, компетентный диалог, продуманная наглядность представленных материалов) является существенным фактором для итогового заключения.

Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.

  2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. М.: Академия, 2009.

  3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: Владос, 2008. – 436 с.

  4. Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Юрайт – Издат, 2009. – 540 с.

Интернет ресурсы

    1. http://moy-bereg.ru/pedagogicheskaya-kultura/pedagogicheskaya-kultura-i-etika-professionalnoy-deyatelnosti-4.html педагогическая культура и этика профессиональной деятельности.

    2. http://website-seo.ru/0682030118.html Этика профессиональной деятельности педагогического психолога

    3. http://www.asi.org.ru – Агентство социальной информации.

    4. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека.


Дополнительная литература

  1. Агеева И.А. Успешный учитель. – СПб: Речь,2007.

  2. Антология гуманной педагогики. В 27 кн. М.: 2001-2005.

  3. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. / Под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. – М.: Академия, 2008.

  4. Гребенкина Л.К., Аджиева Е.М., Еремкина О.В. Методика воспитательной работы. / Под ред. В.А.Сластёнина . – М.: Академия, 2009.

  5. Колесникова И.А., Борытко Н.М., Поляков С.Д . Воспитательная деятельность педагога. /

  6. Краевский В.В. Общие основы педагогики. . – М.: Академия, 2008.

  7. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. – М.: Академия, 2008.

  8. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. – М.,2008.

  9. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения. – М.: Академия, 2009.

  10. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие.- 3-е изд. – М., 2008.

  11. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие. – М.,2008.

  12. Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение. – М.: Академия, 2010.

  13. Под ред. В.А.Сластёнина, И.А.Колесниковой. – М.: Академия, 2008.

  14. Подласый И.П. Педагогика: учебник. В 3кн. Кн.1. Общие основы. – М.: 2005.

  15. Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И. Г. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие. /Под ред. А.С.Роботовой. – М.: Академия, 2007.

  16. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. / Под ред. В.А. Сластёнина и И.А.Колесниковой. – М.: Академия, 2008.

  17. Ситаров В.А. Дидактика. Учебное пособие. / Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2008.

  18. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. \ Под ред. В.А. Сластёнина. 9-е изд. – М.: Академия, 2008.


Тема 2: Специфика деятельности педагога - психолога и нравственные основы его отношения к своему труду

^ Цель занятия: познакомиться со спецификой психолого – педагогической деятельности с целью развития универсальных компетенций и формирования основы для развития профессиональных компетенций педагога-психолога.

^ Форма контроля СРС: эссе.

Задания:

Подготовьте эссе по теме «Нравственный смысл вопроса о профессиональной пригодности».

Требования к представлению и оформлению результатов СРС

Рекомендации к написанию педагогического эссе:

Педагогическое эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее педагогическую тему и представляющий собой попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, связанные с темой эссе. Педагогическое эссе, как правило, бывает посвящено какому – то спорному, дискуссионному положению, явлению, событию профессиональной деятельности.

Для педагогического эссе характерны следующие признаки:

- оригинальный способ представления темы высказывания;

- «открытость» автора, высказывание и аргументация авторской позиции, свобода в суждениях, оценках и комментариях;

- свободная, «текучая» форма записи, допускающая соединение различных жанровых вариантов (письма к самому себе, обращение к читателям и приглашения к соразмышлению, психологического этюда или критического разбора и т.п.);

- «устность», «разговорность» письменного текста, что обеспечивает особую непренужденность, естественность тона рассуждения.

Эссе должно включать следующие части, отвечающие следующим требованиям:

    1. Выступление, в котором необходимо:

Четко определить тему и предмет исследования;

- кратко описать структуру и логику развития материала;

-сформулировать основные тезисы.

2. Основная часть эссе. Эта часть эссе содержит основные положения и аргументы в защиту выдвинутых тезисов.

3. Заключение. В нем следует:

- четко обозначить выводы;

- обозначить вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе написания эссе.

Критерии оценки эссе:

    1. Соответствие жанру.

    2. Наличие собственной позиции.

    3. Аргументация.

    4. Логика изложения.

    5. Стиль изложения (профессиональный язык).

    6. Объем не менее одной страницы.

    7. Культура оформления работы (грамотность, наличие заголовка, полей, точность цитат с указанием источника и т.д.).

Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.

  2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. М.: Академия, 2009.

  3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: Владос, 2008. – 436 с.

  4. Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Юрайт – Издат,
    2009. – 540 с.

Интернет ресурсы

  1. http://moy-bereg.ru/pedagogicheskaya-kultura/pedagogicheskaya-kultura-i-etika-professionalnoy-deyatelnosti-4.html педагогическая культура и этика профессиональной деятельности.

  2. http://website-seo.ru/0682030118.html Этика профессиональной деятельности педагогического психолога

  3. http://www.asi.org.ru – Агентство социальной информации.

  4. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека.

Дополнительная литература

  1. Агеева И.А. Успешный учитель. – СПб: Речь,2007.

  2. Антология гуманной педагогики. В 27 кн. М.: 2001-2005.

  3. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. / Под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. – М.: Академия, 2008.

  4. Гребенкина Л.К., Аджиева Е.М., Еремкина О.В. Методика воспитательной работы. / Под ред. В.А.Сластёнина . – М.: Академия, 2009.

  5. Колесникова И.А., Борытко Н.М., Поляков С.Д . Воспитательная деятельность педагога. /

  6. Краевский В.В. Общие основы педагогики. . – М.: Академия, 2008.

  7. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. – М.: Академия, 2008.

  8. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. – М.,2008.

  9. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения. – М.: Академия, 2009.

  10. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие.- 3-е изд. – М., 2008.

  11. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие. – М.,2008.

  12. Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение. – М.: Академия, 2010.

  13. Под ред. В.А.Сластёнина, И.А.Колесниковой. – М.: Академия, 2008.

  14. Подласый И.П. Педагогика: учебник. В 3кн. Кн.1. Общие основы. – М.: 2005.

  15. Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И. Г. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие. /Под ред. А.С.Роботовой. – М.: Академия, 2007.

  16. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. / Под ред. В.А. Сластёнина и И.А.Колесниковой. – М.: Академия, 2008.

  17. Ситаров В.А. Дидактика. Учебное пособие. / Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2008.

  18. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. \ Под ред. В.А. Сластёнина. 9-е изд. – М.: Академия, 2008.


  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов Направление подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» iconМетодические рекомендации к практическим занятиям и самостоятельной...
«Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов Направление подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» iconРабочая программа дисциплины конфликтология Направление подготовки...
Объем трудоемкости: 5 кредитов (180 часов, из них. 50 часов аудиторной нагрузки, 4 ч. Кср, 126 часов самостоятельной работы)
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов Направление подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» iconПрограмма Направление подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование»
Профили подготовки «Психология образования», «Психология и педагогика образования одаренных детей»
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов Направление подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» iconРабочая программа по дисциплине в дв. 4
Данная рабочая программа разработана на основании фгос впо по направлению подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование»...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов Направление подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» iconРабочая программа по дисциплине «Психодиагностика семей и детей группы риска»
Примерной основной образовательной программой по направлению подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование», утвержденной...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов Направление подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» iconРасписание зимней экзаменационной сессии студентов 1 курса факультета...

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов Направление подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов по...
Ответственный за выпуск и рецензент – зам директора по учебной и методической работе Элькан О. Б
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов Направление подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Архитектура». Оно может быть использовано...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов Направление подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Автор: Водяная В. Ю., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала гоу...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов Направление подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Детские болезни»
Методические рекомендации обсуждены на заседании курса нефрологии от «8» февраля 2012 г., протокол №8
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница