Литература по всем темам курса


Скачать 445.08 Kb.
НазваниеЛитература по всем темам курса
страница1/4
Дата публикации28.03.2014
Размер445.08 Kb.
ТипЛитература
vb2.userdocs.ru > Психология > Литература
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общественных наук

ОСНОВЫ

ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Методические рекомендации
для студентов дневной формы обучения

всех факультетов и специальностей

Гродно 2011
УДК 37.015.3(075.8)

159.9(075.8)

ББК 74Я73

88Я73

О-75
Авторы: В.В. Карпук, А.Д. Смаль, Т.И. Малиновская

Рецензенты: доцент, кандидат педагогических наук Р.И. Таран;

доцент, кандидат психологических наук Г.Ф. Михальченко.


^ Основы психологии и педагогики : методические

О-75 рекомендации для студентов дневной формы обучения всех факультетов и специальностей / В.В. Карпук, А.Д. Смаль, Т.И. Малиновская. - Гродно : ГГАУ, 2011. - 42 с.


Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по курсу «Основы психологии и педагогики» предназначены для студентов дневной формы обучения всех факультетов и специальностей. Представлены планы семинарских занятий, вопросы для самоконтроля, темы рефератов, списки литературы.


УДК 37.015.3(075.8)

159.9(075.8)

ББК 74Я73

88Я73

Рекомендовано межфакультетской методической комиссией экономического факультета и факультета бухгалтерского учета УО «ГГАУ» (Протокол № 10 от 27.06. 2011 года.).


© В.В. Карпук, А.Д. Смаль, Т.И. Малиновская, 2011

© УО «ГГАУ», 2011
СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение

4

  1. Примерный тематический план

6

  1. Литература по всем темам курса

7

  1. Темы семинарских занятий

9

  1. Проблема личности в психологии

9

  1. Психические познавательные процессы

12

  1. Эмоции и психические состояния

14

  1. Направленность личности

17

  1. Свойства личности

18

  1. Межличностные отношения и общение

20

  1. Межличностные конфликты

23

  1. Взаимодействие людей в малых группах

25

  1. Роль и психологические функции руководителя в системе управления

27

  1. Образование как социокультурный феномен

29

  1. Развитие, воспитание и социализация личности

31

  1. Семейное воспитание

34

  1. Самосовершенствование личности

36

  1. Примерный перечень контрольных вопросов

39

  1. Интернет-источники

41

ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Основы психологии и педагогики» определена образовательным стандартом высшего образования первой ступени по циклу социально-гуманитарных дисциплин в качестве обязательной для изучения студентами всех специальностей.

Предлагаемые методические рекомендации составлены коллективом авторов кафедры общественных наук УО «ГГАУ» в соответствии со структурой и содержанием типовой программы для высших учебных заведений по дисциплине «Основы психологии и педагогики» от 05.07.2007 года (Регистрационный № ТД-СГ.006/тип). Курс «Основы психологии и педагогики» является базовым для формирования психолого-педагогических компетенций у студентов. Курс включает в себя изучение предмета, задач и методов психологии и педагогики, историю развития психологического и педагогического знания, психологии личности, психологии межличностных отношений, психологии управления, процессов образования, воспитания и развития личности.

Целью данных методических рекомендаций является формирование психолого-педагогических компетенций студентов ВУЗа, обеспечивающих успешность решения психологических и педагогических проблем в процессе личностного и профессионального становления. В образовательном стандарте (утв. 1 сентября 2006 года) указан минимум содержания по дисциплине в виде системы обобщенных психолого-педагогических знаний и умений, составляющих психолого-педагогическую компетентность выпускника вуза:

  • понятия и категории, общекультурное значение и место психологии и педагогики в системе наук о человеке и обществе;

  • основные положения современных концепций образования и развития личности, педагогические способы, методы и технологии личностного и профессионального развития и самосовершенствования;

  • индивидуально-психологические качества, свойства и особенности личности, механизмы мотивации и регуляции поведения и деятельности;

  • социально-психологические механизмы и закономерности поведения личности и группы;

  • образовательные тенденции, функции и модели образования; структура и направления развития национальной системы образования, способы организации образовательного процесса;

  • принципы и способы применения психолого-педагогических знаний для решения личных, социальных, профессиональных задач;

  • основы семейной педагогики;

б) обобщенные умения:

  • организовывать продуктивное межличностное и профессиональное общение;

  • определять и учитывать при решении жизненных и профессиональных проблем индивидуально-психологические и личностные особенности людей;

  • учитывать тенденции, закономерности и принципы обучения и воспитания при анализе социально-образовательной практики;

  • использовать психолого-педагогические знания и технологии обучения и воспитания в профессиональной деятельности, при проведении занятий с персоналом;

  • осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования и самосовершенствования;

  • обеспечивать полноценное развитие и воспитание детей в семье, взаимосвязь поколений.


^ ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№№

Наименование тем

Лек-ции

Семи-нары

1

Психология как наука.

2

-

2

Проблема личности в психологии

2

4

3

Психические познавательные процессы

2

2

4

Эмоции и психические состояния

2

4

5

Направленность личности

2

2

6

Свойства личности

2

2

7

Межличностные отношения и общение

4

2

8

Межличностные конфликты

2

2

9

Взаимодействие людей в малых группах

2

2

10

Роль и психологические функции руководителя в системе управления

2

2

11

Педагогика как наука.

2

-

12

Образование как социокультурный феномен

2

2

13

Развитие, воспитание и социализация личности

2

2

14

Семейное воспитание

2

4

15

Самосовершенствование личности

2

2







32

32


^ ЛИТЕРАТУРА ПО ВСЕМ ТЕМАМ КУРСА

«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»
Основная:

  1. Основы психологии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений./ И.А. Фурманов (и др.). - Минск: Современная школа, 2011.- 496с.

  2. Коломинский Я.Л. Основы психологии: учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высшех учебных заведений. - М.: АСТ Издательство, 2010 .- 351 с.

  3. Основы педагогики: Учеб. пособие / А.И.Жук [и др.]; под общ. ред. А.И.Жука. - Мн.: Аверсэв, 2003. – 349 с.

  4. Психология: комплексный подход / Под общ. ред. М.Айзенка. - Мн.: Современная школа, 2010. – 832 с.

  5. Козубовский, В.М. Общая психология: конспект лекций.- Минск: БГПУ им. М. Танка, 2001.

  6. Харламов, И.Ф. Педагогика: краткий курс: учеб. пособие. - Минск: Высш. школа, 2005. – 272 с.

  7. Березовин Н.А., Чепиков В.Т.,Чеховских М.И. Основы психологии и педагогики: Учеб. пособие. - Мн.: Новое знание, 2004. - 336 с.

  8. Майерс Д. Психология M: Попурри, 2008.-848с.


Дополнительная:

  1. Мещеряков, Б.Г. Зинченко, В.П. Большой психологический словарь. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2004

  2. Психология. Словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

  3. Реан, А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2002. -432 с.

  4. Психология и педагогика: учебное пособие. / Под ред. В.И.Жукова. – М.: ИИП, 2004. – 585 с.

  5. Психология и педагогика: Учеб. Пособие для вузов / под ред. А.А.Радугина. - М.: Центр, 2002. – 256 с.

  6. Гессен С.И. Основы педагогики. - М.: Школа-Пресс, 1995. – 498 с.

  7. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / редкол.: В.В.Давыдов (гл. ред.) [и др.]. – М.: БРЭ, 1993 – 1999.

  8. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Под ред. Э.В.Островского. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 384 с.

  9. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995. – 496 с.

  10. Платонов К.К. Занимательная психология. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 288 с.

  11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. – 685 с.

  12. Столяренко, А.М. Общая педагогика: Учеб. пособие / А.М.Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с.

  13. Столяренко, Л.Д. Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. – 592 с.

  14. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н.Дружинина. - М.: Инфра М, 1999. - 687 с

  15. Гамезо В.М. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 2004. – 276 с.

  16. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: «ЧеРо», «Юрайт», 2002. - 336 с.

  17. Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2-х т. - М.: Мир, 1992.

  18. Джемс, У. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.

  19. Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов / Б.С.Братусь и др. – М.: Наука, 1995. – 236с.

  20. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. – М.: ИЭОПГКО, 2006. – 144с.

  21. Шульц Д., Шульц С. Э. История современной психологии. - СПб.: Евразия, 1998.-526 с.

  22. Крысько, В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций. - М.: Изд. Омега-Л, 2006. – 368 с.

  23. Жеребцов, С.Н. Основы психологии и педагогики / С.Н. Жеребцов. - Мн.: Экоперспектива, 2009.

  24. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001- 656 с.

  25. Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики: курс лекций в 2 ч. – Мн.: ТетраСистемс, 2009.

  26. Маклаков, А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.

^ ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
План

  1. Индивид. Индивидуальность. Личность.

  2. Теории личности в психологии.

  3. Норма и патология психического развития.


Темы рефератов

  1. Личность как многомерная психическая реальность.

  2. Вера как базовый элемент психологической реальности.

  3. Теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлина.

  4. Жизненное пространство личности.

  5. Интерпретация сновидения в аналитической психологии К.Г.Юнга.

  6. Интерпретация сновидения в психоанализе З.Фрейда.

  7. Индивидуальное и коллективное бессознательное в теории К.Г.Юнга.

  8. В. Франкл о психологических аспектах смысла жизни, страдания, любви.

  9. Психологические механизмы бегства от свободы в теории Э.Фромма.

  10. Роль комплекса неполноценности в развитии личности. (А.Адлер).

  11. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского.

  12. Учение А.Н.Леонтьева о деятельности и личностном смысле.

  13. Концепция личности С. Л. Рубинштейна.

  14. Обуславливание и научение: Павлов и Скиннер.


Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое сознание?

  2. Что такое бессознательное? Что такое архетип?

  3. В чём различие между понятиями «индивид» и «личность»?

  4. Какие теории личности вы знаете?

  5. Назовите основные положения теории интегральной индивидуальности.

  6. Каковы функциональные особенности различных отделов головного мозга?

  7. Какие существуют подходы к пониманию нормы и патологии психического развития?

  8. Что включает в себя структура личности в представлении З. Фрейда?

  9. Какова роль «социального чувства» и «комплекса неполноценности» в развитии личности согласно А.Адлеру?

  10. Охарактеризуйте взгляды бихевиористов на поведение человека.

  11. Объясните значение понятия «конгруэнтность».

  12. Что такое самотрансценденция?

  13. Что такое экзистенциальная фрустрация?

  14. Что А.Н.Леонтьев понимал под «личностным смыслом»?


Литература

  1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под. ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980.

  2. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

  3. Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Том I' - Тбилиси: 'Мецниереба', 1978 - с.788

  4. Блум Ф., Лайзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. - М.: Мир, 1988. - 246 с.

  5. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 304с.

  6. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. – М.: ИЦ Академия, 2001. – 352 с.

  7. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПб.: Питер, 2001.

  8. Капрара Дж, Сервон Д. Психология личности. - Спб.: Питер, 2003.

  9. Келли Дж. Теория личности. Психология личностных конструктов.- СПб.: Речь, 2000.

  10. Клонигер, С. Теории личности: познание человека / С. Клонигер. - СПб.: Притер, 2003.

  11. Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности. - Спб: Алетейя, 2001. - 192 с.

  12. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. - М.: Прогресс, 1993.-206 с.

  13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.

  14. Малых.С. Б. и др. Основы психогенетики. - М.: Эпидавр, 1998.

  15. Маслоу, А. Психология бытия. - М.: "Рефл-бук", 1997.

  16. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 137 с.

  17. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. - Л.: ЛГУ, 1960. - 426 с.

  18. Оллпорт Г. В. Личность в психологии. - М.: КСП+; 1998. - 345 с.

  19. Первин, Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования.- М.: Аспект Пресс, 2001.

  20. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.

  21. Полонников А.А. Очерки методики преподавания психологии. – Минск: ЕГУ, 2001. – 128 с.

  22. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея.- М.: Изд-во МГУ, 1982.

  23. Психология личности: Сборник статей / Сост. А.Б. Орлов. - М.: Вопросы психологии, 2001.

  24. Психология личности. Хрестоматия. / Сост. Райгородский Д. Я. - Самара: Бахрах, 2008.

  25. Революция надежды. Навстречу гуманизированной технологии. - Москва: АСТ, 2006. - 288 с.

  26. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 479 с.

  27. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И. В. Равич-Щербо. - М.: Педагогика, 1988. - 333 с.

  28. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. - М.: Наука, 1979.

  29. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – Спб.: Речь, 2005. – 624 с.

  30. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. - Мн.: "Харвест" – М.: "АСТ", 2000.

  31. Франк С.Л. Реальность и человек. – М.: Республика, 1997. – 479 с.

  32. Франкл, В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.

  33. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М: АСТ, Хранитель, 2007. - 624 с.

  34. Фромм Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов. – М.: Аст, 2010. – 320 с.

  35. Холл Кэлвин С., Линдсей Г. Теории личности / С. Холл Кэлвин, Г. Линдсей. - М.: Психотерапия, 2008.

  36. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер - СПб.: Питер пресс, 1997.

  37. Эриксон Э. Трагедия личности. – М.: Алгоритм, Эксмо, 2008. – 256 с.

  38. Юнг К. Проблемы души нашего времени. - М.: Прогресс, 1993. - 329 с.

  39. Юнг К.Г. Аналитическая психология. - СПб: Кентавр, 1994. - 136 с.

  40. Ясперс К. Общая психопатология. - М.: Практика, 1997. - 1053 с.



  1   2   3   4

Похожие:

Литература по всем темам курса icon«Журнал \"Иностранная литература\" №9/2004»: "Иностранная литература";...
Америки и как нам всем жить в том новом мире, что возник на планете 11 сентября 2001 года
Литература по всем темам курса iconТесты самостоятельного контроля знаний по темам курса
Ввозная таможенная пошлина и вывозная таможенная пошлина Сборы за сопровождение и за хранение товаров
Литература по всем темам курса iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по курсу «Информатика»
Интернет по темам курса. Конспект проверяется не менее 1 раза в семестр. Оценка за конспект (3-5) переводится по методике в рейтинг...
Литература по всем темам курса iconВнеклассное мероприятие по специальности по русскому языку или по...
Критерии оценивания результатов педагогической практики студентов 4 курса (а также для специалистов-практикантов 5 курса) специальности...
Литература по всем темам курса iconРабочая учебная программа по экономике 10 класс (базовый уровень) пояснительная записка
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов...
Литература по всем темам курса iconФонетика, графика, орфография
«Фонетика» общего курса «Современный русский язык»1, который читается на отделении «Русский язык и литература» филологического факультета...
Литература по всем темам курса iconПлан лекции Что такое художественная литература. Древнейшие литературные источники
Литература вся совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность,...
Литература по всем темам курса iconВсем студентам 5 курса (Юриспруденция, Таможенное дело) по окончании...
Всем студентам 5 курса (Юриспруденция, Таможенное дело) по окончании сессии необходимо в зачетной книжке на странице, где написано...
Литература по всем темам курса iconПрограмма предусматривает текущий контроль в форме письменных и устных...
На втором курсе Вы знакомитесь с тоногруппой, значением тонов; пытаетесь строить и строите свою речь в соответствии с новой/не новой...
Литература по всем темам курса iconРоссийской Федерации Иркутский государственный университет Русское...
Предназначено для студентов 3 курса факультета филологии и журналистики (отделение «Русский язык и литература»)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница