Методические рекомендации Владимир 2009


НазваниеМетодические рекомендации Владимир 2009
страница1/4
Дата публикации07.03.2014
Размер0.56 Mb.
ТипМетодические рекомендации
vb2.userdocs.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский государственный гуманитарный университет»

А.В Нефёдова.


Психолого-педагогическая характеристика личности школьника

Методические рекомендации

Владимир 2009

УДК 15

ББК 88.840

Нефёдова, А.В. Психолого-педагогическая характеристика личности школьника: Методические рекомендации. – Владимир: ВГГУ, 2009. - 40 с.
Методические рекомендации предназначены для студентов 4-х курсов педагогических специальностей Владимирского государственного гуманитарного университета, проходящих производственную практику в средних общеобразовательных школах.
Рецензенты:

С.А.Цветков, кандидат психологических наук, доцент факультета управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ

Л.А.Дубровина, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ВГГУ

^ Ответственный за выпуск:

В.С.Ивашкин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии ВГГУ
Печатается по решению Редакционно-издательского совета ВГГУ

© ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет», 2009


^ Пояснительная записка

Данные методические рекомендации предназначены для студентов 4 курса педагогических специальностей факультетов ВГГУ, проходящих педагогическую практику и направлены на оказание помощи студентам при выполнении одного из заданий по психологии – написании психолого-педагогической характеристики личности школьника. В методической разработке представлен обзор основных исследовательских методов, которые могут быть использованы студентами при изучении личности школьника, дана примерная схема написания характеристики. В приложение включен ряд конкретных психодиагностических методик, с помощью которых студент-практикант может исследовать познавательную сферу личности учащегося, школьную мотивацию, а также его индивидуально-психологические особенности.

Цель педагогической (производственной) практики: освоить педагогическую деятельность в рамках обучения школьников конкретному учебному предмету (с учетом специфики факультета).

Задачи:

  1. актуализация теоретических знаний по психологии и использование их в практической деятельности;

  2. формирование умений и навыков педагогического общения;

  3. формирование умений логичного преподнесения учебного материала с учетом психологических закономерностей процесса усвоения и возрастных особенностей учащихся;

  4. формирование умений и навыков изучения индивидуально-типологических и личностных особенностей учащихся для обеспечения индивидуально-психологического подхода.

  5. углубление и закрепление умений и навыков использования методов психологического изучения личности (наблюдения, опроса, тестирования, анализа продуктов деятельности и др.) с целью диагностики и проектирования развития и воспитания учащихся;

  6. приобретение умений и навыков обработки результатов психологического исследования, их анализа, формулировки выводов, разработки рекомендаций по решению конкретных психолого-педагогических задач.

Познание других – сложный процесс, поскольку личность нужно изучать в развитии, в динамике. Для того чтобы сделать достоверные выводы, нужно накопить большой фактический материал, используя разные методы психологического исследования. При этом следует иметь в виду, что изучать личность необходимо, как наблюдая внешние проявления речевого и неречевого поведения и деятельности, взаимодействие учащихся, так и раскрывая их внутренние мотивы, поскольку одна и та же внешняя форма поведения может иметь различное психологическое содержание. Лишь зная истинные мотивы деятельности, поведения, можно предвидеть действия учеников в определенных ситуациях и условиях.
^ Общая характеристика методов исследования
Наблюдение

Наблюдение за личностью ученика – целенаправленное, проводимое в соответствии с заранее разработанным планом, восприятие и фиксация особенностей поведения, деятельности учащегося или коллектива, характеризующих его личность для последующего анализа и интерпретации этих проявлений. Наблюдение как метод изучения учащегося должно использоваться на уроке и во внеклассной работе. Данные наблюдения лучше всего фиксировать в дневнике (вести упорядоченные записи наблюдаемых особенностей поведения и деятельности в виде протоколов).
^ Образец протокола наблюдения

Объект. Ф. И. О.______________ Класс ________ Возраст __________ Пол ______


Время наблюдения

Условия, в которых проводится наблюдение

Что наблюдали (проявляемые индивидуальные особенности)

Интерпретация

данных наблюдения














^ Наблюдения на уроке. Наблюдая за ответами, поведением учащихся на уроке, Вы сможете определить уровень их знаний по предметам, особенности познавательной деятельности; готовность к сотрудничеству друг с другом и с педагогом, характер межличностных отношений. Например, по содержательности ответа ученика на уроке, последовательности, логичности изложенного им материала, по скорости усвоения учебного материала, готовности отвечать на вопросы учителя, качеству воспроизведения знаний можно судить об уровне подготовки ученика по предмету, доминировании логической или механической памяти, гибкости и подвижности ума, особенностях внимания ученика, темперамента и т. д. Ответы учеников, вопросы, которые он задает учителю, могут служить показателями не только глубины его знаний, но и любознательности, оригинальности мышления, критичности ума, наличия чувства юмора и т. д.

Поведение учащихся во время их ответов (например, стремление исправить ответ, безразличие к ответу товарища, стремление подсказать, занятие чем-то посторонним), поведение во время объяснения учителем нового материала могут свидетельствовать об отношении школьников к предмету, к учителю, к классу, о наблюдательности учеников, их познавательной активности, дисциплинированности, скромности или заносчивости, об особенностях темперамента школьника, межличностных отношениях в классе и т. д.

Много информации об ученике дает изучение его речи и общения. В речи школьников проявляется не только уровень их знаний и мышления (содержательность, логичность, убедительность, понятность речи), но и отношение к учителю, к предмету (равнодушие к предмету или увлеченность им), к коллективу класса, а также волевые качества личности (уверенность в себе, самообладание, решительность) или противоположные качества. В речи школьников проявляются и особенности его темперамента, уверенности в себе, отношение к другим учащимся и т. д.

^ Наблюдение за учащимися во внеучебное время. В результате этих наблюдений Вы сможете зафиксировать:

отношение учащегося к общественной работе – инициативное, добросовестное или формальное (недобросовестное) выполнение общественных поручений;

отношение к труду (участие в трудовой деятельности по собственному желанию или по принуждению, ответственное или безответственное отношение к порученному делу, наличие или отсутствие чувства долга, готовности оказать помощь друг другу);

характер межличностных отношений в классе (уважают ли мнение друг друга, готовы ли оказать помощь, поддержку);

отношение школьников к товарищам (считается ли он с мнением ребят, уважает ли их или относится пренебрежительно);

отношение к учителям (избирательное отношение к разным учителям, реакция на их предложения, замечания, оценки, манера общения со взрослыми и т. д.).

Наблюдение за классом во внеучебное время позволит выявить идеалы, стремления, интересы учащихся, наличие микрогрупп, избирательность круга общения, лидеров, способных объединять ребят для выполнения какой-то работы, а также нравственные, эмоционально-волевые свойства учащихся (целеустремленность, настойчивость, принципиальность и др., доминирующие эмоциональные состояния, коммуникативные умения), доминирующий психологический климат коллектива класса.

Дополнить и уточнить данные, полученные методом наблюдения, можно в процессе беседы.

Беседа

Беседа – это целенаправленный разговор с учащимися, учителями, родителями с целью выявить их мнение об интересах, возможностях, мотивах деятельности и поведения учащегося или коллектива класса, отношении учащихся к себе и другим.

К беседе нужно хорошо подготовиться: заранее продумать основные и дополнительные вопросы, которые должны соответствовать целям и задачам изучения личности школьника или классного коллектива. Главное условие успешного проведения беседы – создание доверительной атмосферы, положительного эмоционального контакта со школьниками. Обычно рекомендуется начинать беседу с общих, нейтральных, вопросов, а затем постепенно приближать содержание беседы к конкретным вопросам, которые интересуют студента-практиканта.

^ В процессе беседы с учащимися можно выявить:


  • какие учебные предметы они больше всего любят (какие не нравятся и почему);

  • чем занимаются в свободное время, посещают ли какие-либо кружки, секции;

  • с кем дружат и что их привлекает в друзьях, что не нравится;

  • какие особенности личности им не нравятся и какие стремления хотели бы у себя развить;

  • как относятся к коллективу класса, его традициям, эталонам поведения;

  • есть ли в классе микрогруппы и как они взаимодействуют между собой;

  • что считает самым интересным и важным в жизни.

Беседа с классным руководителем и другими учителями позволяет выявить:

  • мнение учителей о способностях, уровне притязаний, возможностях учащихся и коллектива класса;

  • особенности интеллектуального развития, памяти, внимания, воображения изучаемого учащегося или интеллектуальный потенциал классного коллектива;

  • наличие интереса к знаниям, отношение к учебе, общественной работе;

  • отношение учащихся друг к другу, учителям, родителям, учебной и трудовой деятельности, трудовые традиции класса;

  • доминирующие эмоциональные состояния на уроке как отдельных учащихся, так и коллектива класса;

  • умение коллектива класса общаться, стремление школьников понять друг друга.

Беседуя с друзьями учащегося и одноклассниками, можно выявить их мнение:

  • об особенностях коллектива класса;

  • о чертах характера учащихся, проявляющихся в отношениях к другим (доброжелательности – недоброжелательности, справедливости – несправедливости, правдивости – лживости, принципиальности – беспринципности, бескорыстности – корыстности, хитрости и т. д.);

  • об отношении ученика к себе (уверенность – неуверенность, скромность – зазнайство, чувство собственного достоинства – отсутствие самоуважения, уровень самооценки (завышенный, адекватный, заниженный) и т. д.;

  • эмоционально-волевых особенностях (решительность – нерешительность, самостоятельность – внушаемость, настойчивость – упрямство, целеустремленность – разбросанность, веселость – угрюмость, оптимизм – пессимизм, застенчивость – развязность);

  • отношение к нему других учащихся (пользуется авторитетом или нет, за что его уважают или не уважают, есть ли у него настоящие друзья и т. д.).

Анкетирование

Анкетирование – это письменный опрос, направленный на выявление мнения опрашиваемых об интересующих нас особенностях личности учащегося или классного коллектива. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых связан с целью исследования. Вопросы могут быть открытыми, позволяющими ученику свободно, по своему усмотрению отвечать на них, закрытыми, допускающими обычно ответы типа «да» или «нет», полуоткрытыми. С помощью анкетного опроса можно выяснить мнение учащихся об их способностях, отношение человека к себе, выявить ценностно-ориентировочное единство класса как показатель его сплоченности, доминирующие эмоциональные состояния в коллективе и т. д.

Тестирование

Тест - это задание, выполнение которого после количественной и качественной обработки позволяет выявить уровень развития свойств, качеств личности, определенного психического процесса, состояние личности. Тесты должны быть научно обоснованны, надежны, валидны. По содержанию тесты могут быть сведены в несколько групп: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, личностные тесты и другие. Личностные тесты предназначены для изучения мотивации, интересов, ориентаций, эмоционального склада и т. д. К личностным тестам можно отнести тесты-опросники, например, тест-опросник Шмишек (диагностирует акцентуации характера), опросник САН и др.

^ Анализ продуктов деятельности

Владение этим методом помогает получать информацию об учащихся, основываясь на анализе их учебной работы, а также специально подбирая задания. Например, анализируя сочинение, учитель может с определенной вероятностью сделать вывод о литературных способностях ученика, уровне развития запаса слов, особенностях мышления. Анализ контрольной работы по математике, а также рисунков, чертежей может создать представление о его индивидуально-психологических особенностях (отношении к предмету, способностях, уровне мышления, аккуратности и т. д.).
Содержание задания по психологии: письменная психолого-педагогическая характеристика личности школьника.

Направленность задания по психологии предусматривает всестороннее изучение личности учащегося с помощью разнообразных методов: беседы, наблюдения, изучения школьной документации, анализа продуктов деятельности, психодиагностических методик.

В качестве отчетной документации студентам необходимо представить целостную характеристику личности учащегося, составленную на основе эмпирических данных, полученных в результате использования вышеперечисленных методов. Характеристика обязательно должна завершаться выводами и рекомендациями.

Примерная схема изучения личности школьника и составления психолого-педагогической характеристики (с перечнем возможных методов) дана ниже.
^ ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
I. Общие данные: (использовать методы: изучение документации; беседа с учащимся, учителями, родителями).

Фамилия, имя; дата рождения; класс; общее физическое развитие; состояние здоровья; условия жизни и быта в семье. Взаимоотношения членов семьи. Правильность основной линии семейного воспитания.

^ II. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе: (использовать методы: беседа с учащимся, учителями, родителями, одноклассниками; наблюдение).

1. Общая характеристика класса (общее развитие учащихся, воспитанность, традиции и требования классного коллектива).

  1. Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение).

  2. Отношение к одноклассникам (любит ли их, равнодушен к ним, не любит, дорожит ли мнением коллектива, с кем дружит и на чем основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чем их причина).

  3. Доволен ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять?

  4. Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней?)

  5. Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит, уважает их).

^ III. Учебная деятельность: (использовать методы: изучение документации; анализ продуктов деятельности; беседа с учащимся, учителями, родителями, одноклассниками; наблюдение, психодиагностические методики).

1. Успеваемость (преобладающие отметки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам). Уровень знаний.

2. Развитие речи (запас слов, начитанность, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль письменно и устно).

3. Интерес к знаниям и отношение к учению (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности).

4. Развитие познавательной сферы: (использовать методы: наблюдение, психодиагностические методики)

А) особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению);

Б) осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления;

В) уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (заучивает механически или осмысленно, владеет ли приемами преднамеренного запоминания, какова быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти);

Г) развитие мышления (различает ли существенные и второстепенные для наличной ситуации признаки предметов и явлений, каков уровень усвоения абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения);

Д) развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности).

5. Умение учиться (организованность, умение самостоятельно работать с книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и пр.).
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации Владимир 2009 iconМетодические рекомендации Алматы, 2009 Министерство Здравоохранения...
...
Методические рекомендации Владимир 2009 icon«Владимирский государственный гуманитарный университет» Е. Н. Малова,...
Малова Е. Н., Сиднева Л. Ю. Составление психолого-педагогической характеристики класса. Методические рекомендации студентам / Е....
Методические рекомендации Владимир 2009 iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Детские болезни»
Методические рекомендации обсуждены на заседании курса нефрологии от «8» февраля 2012 г., протокол №8
Методические рекомендации Владимир 2009 iconМетодические рекомендации по работе с одаренными детьми для дошкольных...
...
Методические рекомендации Владимир 2009 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Посохов А. Ю., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала рап, кандидат юридических наук
Методические рекомендации Владимир 2009 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Методические рекомендации Владимир 2009 iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ слушателями...
Методические рекомендации предназначены для слушателей очного (заочного) факультета Санкт-Петербургского университета мвд россии
Методические рекомендации Владимир 2009 iconМетодические рекомендации к практическим занятиям направление подготовки:...
Строительные машины и оборудование: методические рекомендации к практическим занятиям / сост. Костина Н. В.— Ставрополь: Изд-во скфу,...
Методические рекомендации Владимир 2009 iconМетодические рекомендации по внедрению гост р 30-2003 Общие положения
Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов. Методические рекомендации по внедрению гост р 30-2003...
Методические рекомендации Владимир 2009 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Методические рекомендации...
Автор: Водяная В. Ю., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Ростовского филиала гоу...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница