Рабочая программа дисциплины конфликтология Направление подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование Профиль «Психология и социальная педагогика»


НазваниеРабочая программа дисциплины конфликтология Направление подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование Профиль «Психология и социальная педагогика»
страница1/7
Дата публикации06.03.2014
Размер0.67 Mb.
ТипРабочая программа
vb2.userdocs.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт»

«Утверждаю»

и.о. ректора Яценко А.И.

«____»__________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Конфликтология

Направление подготовки
050400 Психолого-педагогическое образование

Профиль «Психология и социальная педагогика»
Квалификация (степень)
БАКАЛАВР
Форма обучения
ОЧНАЯ

Славянск -на-Кубани
2011 г.

ДИСЦИПЛИНА Конфликтология

Направление: психолого-педагогическое образование

^ Квалификация (степень): бакалавр

Семестр: 4

Форма аттестации: зачет с оценкой
Объем трудоемкости: 5 кредитов (180 часов, из них. 50 часов аудиторной нагрузки, 4 ч. КСР , 126 часов самостоятельной работы)
1.Цель дисциплины: является формирование системы знаний, умений и навыков, связанных обеспечением профессиональной компетенции практических психологов, позволяющих им эффективно предупреждать и разрешать конфликтные ситуации

Задачи дисциплины:

1. Формирование системы знаний и умений, связанных с основными понятиями, историей и современным состоянием конфликтологии как науки, с ее фундаментальными теоретическими положениями.

2. Формирование системы психологических знаний и умений, необходимых для понимания научных и практических подходов по решению возникающих проблем, связанных с урегулированием конфликтных и кризисных ситуаций, а также знакомство с основами профилактики конфликтов

3. Повышение конфликтологической культуры будущего педагога-психолога для успешной реализации его профессиональной деятельности и саморазвития

4. Обеспечение условий для активизации познавательной деятельности студентов и формирования у них опыта разрешения и профилактики конфликтных ситуаций в ходе решения психолого-педагогических ситуаций и умения самостоятельно оценивать, анализировать и контролировать конфликты

5. Стимулирование самостоятельной, деятельности по освоению содержания дисциплины и формированию необходимых компетенций.
2.'Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Конфликтология» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин

Для освоения дисциплины «Конфликтология» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: «Общая экспериментальная психология», «Психология», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Практикум по общей и экспериментальной психологии», «Психологическая служба в образовании», «Психология общения».

Дисциплина «Конфликтология» является предшествующей для 'изучения «Социальная психология», «Клиническая психология детей и подростков» «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Психологии семьи и семейного консультирования», «Методы активного социально-психологического взаимодействия» «Психологическое консультирование детей и подростков группы риска» «Преодоление кризисных периодов развития детей и подростков» «Педагогическая психология» «Социально-психологическое сопровождение развития детей в замещающих семьях», «Психологическое консультирование родителей» и прохождения педагогической практики.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


(ОК-5)

способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами

(ОК-8)

способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий


(ОПК-6)

способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие учащихся

(ОПК-8)

способен понимать высокую социальную значимость своей профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи

(ОПК-10)

способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач

(ОПК-12)

знает и умеет оценить риски и опасности социальной среды и образовательного пространства

(ПКПП-4)

способен рефлексивно относиться к способам и результатам своих профессиональных действий

(ПКПП-5)

способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей

(ПКПП-6).

способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в игровой и учебной деятельности


ПКПП-7)

способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (


(ПКСП -8)

готов исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию учебного процесса в сельской школе

В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:

  • основные понятия и термины дисциплины

  • историю и современное состояние конфликтологии как науки, основные теории конфликтов

  • виды, функции, структуру, динамику конфликта

  • основы предупреждения, разрешения, управления и профилактики конфликтов

Уметь:

  • свободно пользоваться научной терминологией, основным понятийным аппаратом дисциплины

  • самостоятельно анализировать конфликтное поведение и предвидеть последствия собственных действий

  • предупреждать конфликтное поведение

  • самостоятельно учиться урегулировать конфликтное взаимодействие, при этом адекватно оценивать свои личностные и профессиональные возможности

  • самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.

  • уметь анализировать психолого-педагогические конфликтные ситуации при решении практических задач, выбирать соответствующие методы разрешения конфликтов

  • соблюдать нормы профессиональной этики.

  • повышать собственный общекультурный уровень.


Владеть:

  • системой знаний о конфликтологии как науке, о существующих научных и практических подходах по решению возникающих проблем, связанных с урегулированием конфликтных и кризисных ситуаций

  • основами профилактики конфликтов

  • системой методов повышения своего профессионального мастерства, повышающих конфликтологическую культуру будущего педагога-психолога для успешной реализации его профессиональной деятельности и саморазвития

  • культурой управления конфликтами, умением самостоятельно оценивать, анализировать и контролировать конфликты;

  • целостным представлением о психологических особенностях межличностного общения, в том числе взаимодействию в конфликте;


^ 4. Структура и содержание дисциплины модуля Конфликтология
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц





Наименование разделов, тем


Всего часов

Количество

часов

лекций

Практические занятия



Самостоятельная

работа

(обязательная составляющая)


КСР

1

Введение в курс. Конфликтология как научная и учебная дисциплина, ее предмет и задачи.




2




5

4

2

История развития конфликтологии, этапы становления.




2

2

5

3

Основные теории конфликтов.




2

2

5

4

Типология конфликтов.




1

2

5

5

Виды конфликтов.




1




5

6

Функции конфликтов.




1




5

7

Структура конфликта.




1

2

5

8

Динамика конфликта.




1

2

5

9

Стили взаимодействия в конфликте.




1

2

5

10

Социальные конфликты.




2

2

5

11

Основы предупреждения конфликтов.




2

4

6

12

Управление конфликтом




2

4

6

13

Профилактика конфликтности.




1

4

7

14

Методы разрешения конфликтов




1

4

6




^ Итого часов:

129

20

30

75

4




^ Самостоятельная работа




Консультации, подготовка к зачету, выполнение домашних контрольных работ

15 часов.




Вариативная составляющая самостоятельной работы

36 часов




Обязательная самостоятельная работа –

75часов




Итого (самостоятельная работа):

126 ч.


5. Содержание учебного материала

^ ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС:
Тема 1. Введение в курс. Конфликтология как научная и учебная дисциплина, ее предмет и задачи.

    Конфликтология как наука, ее предмет, методы исследования и задачи. Современная конфликтология: актуальные теоретико-методологические и практические проблемы. Конфликтология в системе наук: межпредметные связи.

Отличие научного анализа конфликтов от обыденного взгляда. Связь конфликтологии с другими науками и дисциплинами учебного плана данной специальности. Объект и предмет конфликтологии. Структура современной конфликтологии как научной дисциплины: общая теория конфликтов, частные отрасли конфликтологии (теории среднего уровня) и прикладная конфликтология. Изначальная практическая ориентированность конфликтологии.

«Конфликтология» как учебная дисциплина, ее роль и место в системе профессиональной подготовки педагогов-психологов.

Наиболее известные исследовательские и образовательные центры в США и странах Западной Европы, реализующие программы и проекты, связанные с конфликтологической проблематикой.

Цель и задачи данного курса. Его концептуальное обоснование. Логическая структура курса. Библиографическое описание. Соотношение теоретического и практического блоков. Характер оценивания знаний и навыков слушателей.
Литература

Основная

  1. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход. -М7., 1996.

  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. -М., 1996.

  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. -М., 1999. С.5-8, 26-37, 78-84.

  4. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. -М., 2000. Гл.1.

  5. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликтов. 2-е изд. -М., 1998.

  6. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. –М.: Российское педагогическое агентство, 1995.

  7. Конфликтология / Под ред. А.С.Кармина. -СПб, 1999. С.10-27.


Дополнительная

  1. Андреев В.И. Конфликтология. (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов). -М., 1995.

  2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд., доп. п перераб. –СПб.: Пмтер, 2005.

  3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. –М.: Аспект Прогресс, 1996. Гл. I, II, III.

  4. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. –Рига – М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1997.

  5. Лукашенок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. –М.: Российское педагогическое агентство, 1998.


Темы 2, 3 История развития конфликтологии, этапы становления. Основные теории конфликтов

Основные теории конфликтов. История развития конфликтологии. Конфиктологическая проблематика в истории социологии. Теоретические источники конфликтологии. Вклад в становление общей теории конфликтов
М. Вебера, Г. Зиммеля. Структурный функционализм (школа Т. Парсонса). Социал-дарвинистские концепции. Диалектическая концепция социально-классового конфликта К.Маркса. Взгляды на конфликт различных ученых и их концепции. Модели конфликта. Конфиктологическая проблематика в истории психологии. Основные направления развития западной психологии, связанные с конфликтами в первой половине ХХ в. Конфликтология в современной России. Конфликтологическая практика. Развитие конфликтологии в России.
Литература

Основная

  1. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход. -М., 1996.

  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. -М., 1996.

  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. -М., 1999. С.10-25, 26-37, 38-60, 61-77.

  4. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. -М., 2000. Гл.1.

  5. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд., доп. п перераб. –СПб.: Пмтер, 2005.

  6. Конфликтология / Под ред. А.С.Кармина. -СПб, 1999. С.10-27.

Дополнительная

  1. Андреев В.И. Конфликтология. (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов). -М., 1995.

  2. Боттомор Т.Б. Социологическая теория и изучение социального конфликта // Общественные науки за рубежом: Реферат. журнал. Серия: философия и социология. 1973. № 1.

  3. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. 1994. № 5.

  4. Донцов А.И., Полозов Т.А. Проблема конфликтов в западной социальной психологии // Психологическпй журнал. 1980. Т.1. № 6.

  5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. –М.: Аспект Прогресс, 1996. Гл. I, II, III.

  6. Конфликтология / Под ред. А.С.Кармина. С.10-20.

  7. Проблема конфликтов в западной социологии / Отв. ред. А.Г. Здравомыслов. Нижний Новгород, 1994.


  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Рабочая программа дисциплины конфликтология Направление подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование Профиль «Психология и социальная педагогика» iconПрограмма Направление подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование»
Профили подготовки «Психология образования», «Психология и педагогика образования одаренных детей»
Рабочая программа дисциплины конфликтология Направление подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование Профиль «Психология и социальная педагогика» iconМетодические рекомендации к практическим занятиям и самостоятельной...
«Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика
Рабочая программа дисциплины конфликтология Направление подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование Профиль «Психология и социальная педагогика» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов Направление...
Профили подготовки «Психология образования», «Психология и педагогика образования одаренных детей»
Рабочая программа дисциплины конфликтология Направление подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование Профиль «Психология и социальная педагогика» iconРабочая программа по дисциплине в дв. 4
Данная рабочая программа разработана на основании фгос впо по направлению подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование»...
Рабочая программа дисциплины конфликтология Направление подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование Профиль «Психология и социальная педагогика» iconРабочая программа по дисциплине «Психодиагностика семей и детей группы риска»
Примерной основной образовательной программой по направлению подготовки 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование», утвержденной...
Рабочая программа дисциплины конфликтология Направление подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование Профиль «Психология и социальная педагогика» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Организационное поведение Направление...

Рабочая программа дисциплины конфликтология Направление подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование Профиль «Психология и социальная педагогика» icon«педагогика профессиональной деятельности»
Педагогика профессиональной деятельности:- рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация...
Рабочая программа дисциплины конфликтология Направление подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование Профиль «Психология и социальная педагогика» iconПрограмма по дисциплине Математические основы психологии (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины конфликтология Направление подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование Профиль «Психология и социальная педагогика» iconРабочая программа учебной дисциплины уголовное право по направлению...
Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» федерального компонента цикла опд. Ф. 11 Гос впо составлена в соответствии...
Рабочая программа дисциплины конфликтология Направление подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование Профиль «Психология и социальная педагогика» iconРасписание зимней экзаменационной сессии студентов 1 курса факультета...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница