Программа по дисциплине Математические основы психологии (наименование учебной дисциплины) для специальности: 031000 «Педагогика и психология» (код и название) 3


Скачать 168.35 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине Математические основы психологии (наименование учебной дисциплины) для специальности: 031000 «Педагогика и психология» (код и название) 3
Дата публикации06.03.2014
Размер168.35 Kb.
ТипПрограмма
vb2.userdocs.ru > Психология > Программа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА




по дисциплине Математические основы психологии

(наименование учебной дисциплины)

для специальности: 031000 «Педагогика и психология»

(код и название)

3 курс 5 семестр
Лекции - 34

Практические - 32

Программа составлена: Утверждено на заседании кафедры
Колодиной Л.В., психологии
к.пс.н., доцентом
протокол № _______ _______

____________ Зав.кафедрой:______________

(подпись) (подпись)

Славянск-на-Кубани

2008г.

  1. ^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1. Назначение дисциплины и ее место в системе подготовки специалиста.

Рабочая программа разработана в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
^ Цель преподавания курса «Математические основы психологии» – сформировать у студентов представление о роли математики в современном мире, овладение студентами системой математических методов обработки психологических данных.

Применение математических методов в психологии позволяет устанавливать количественные связи между психологическими характеристиками и тем самым формулировать психологические законы, получать новые знания о психологических процессах и более глубоко проникать в их суть.
1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Специалист-психолог должен

знать:

  • основы статистических методов обработки и интерпретации данных;

  • основные понятия математической статистики;

  • стандарты обработки данных;

  • задачи выявления различий между выборками испытуемых по какому-либо исследуемому признаку;


владеть:

  • методами первичной статистической обработки результатов экспериментов;

  • методами вторичной статистической обработки результатов экспериментов;

  • способы табличного и графического представления результатов эксперимента;

  • многомерные методы анализа данных;

  • методами математического моделирования;


уметь:

  • оценить полученные психологические данные;

  • выбрать адекватный математический метод для их обработки;

  • правильно применить его и проинтерпретировать полученные результаты;

  • строить диаграммы и графики.


Студенты должны научиться классифицировать задачи и правильно подбирать математические критерии для их решения.


    1. Обоснование структуры учебной дисциплины.

Учебный курс рассчитан на изучение в течение одного учебного семестра, содержит лекционный материал, практические занятия.

Форма отчетности – зачет.


    1. Методические рекомендации преподавателям.

Концепция целенаправленного развития у студентов готовности к самообразованию приводит к тому, что самостоятельная деятельность школьников и студентов, управляемая и организуемая, тесно смыкается с их образованием, которое является составной и закономерной частью целостной системы учебно-воспитательной работы.

В рамках указанной концепции на первый план выходит самостоятельная работа слушателей, представленная как в рамках основных форм организаций учебного процесса (лекция, практические занятия), так и в части организации самостоятельной работы во внеурочное время, в том числе по индивидуальным заданиям.

Программа курса «Математические основы психологии» предусматривает разнообразные виды самостоятельных работ:

  • по образцу;

  • реконструктивно-вариативные;

  • частично-поисковые;

  • творческие.


Первые два вида самостоятельных работ применяются непосредственно на учебных занятиях, и предназначены для подготовки студентов к более высокому уровню учебной деятельности.

Следующие виды самостоятельной работы предназначены для интеллектуального роста студентов, выполнение работ этого рода предлагается студентам по следующим направлениям – это индивидуальные задания, практические задания, курсовые работы, дипломное проектированное, а так же НИРС (подготовка докладов, статей и выступление с ними на методических и научно – практических конференциях).
Студенты не обладают в достаточной мере навыками самостоятельной работы. Для того чтобы учебный процесс при данных условиях проходил наиболее эффективно, студентам с первых занятий необходимо вырабатывать и развивать у себя систему знаний и умений, которые отражают меру интеллектуального развития:

  • в конкретном видеть общее;

  • из общего выделять конкретное;

  • видеть внутри – и межпредметные связи относительно различных научных понятий, методов и т.д.;

  • осознание единства и целостности научной картины мира;

  • умение соотносить научные категории с объективной реальностью;

  • понимание относительного характера знаний и необходимости уточнять их путем систематического познания;

  • умение анализировать и обобщать;

  • гибкость мыслительной деятельности, осознанная устойчивость и самостоятельность мышления;

  • прочность имеющихся знаний, умений и навыков, их восстанавливаемость.

  • Для более успешной адаптации студентов преподаватель на каждом занятии проводит специальный инструктаж, который состоит из следующих элементов:

  • предложение выполнить задания по аналогии;

  • объяснение выполнения задания на двух – трех примерах;

  • разбор наиболее трудных элементов.


Знания и умения, которые формируются у студентов в ходе изучения курса, достигают наибольшего эффекта при следующих основных условиях, эти условия могут быть созданы только при непосредственном участии и работе самих студентов.

  1. Четкое определение цели деятельности в смысле результата действий и цели упражнений (т.е. каких показателей действий надо достичь в процессе упражнений).

  2. Ясное представление техники выполнения действий, т.е. образца, которого следует достичь.

  3. Понимание правил и последовательности выполнения действий направленных на достижение целей.

  4. Постоянный самоконтроль качества действий путем сличения их результатов со сложившимися в представлении или по зрительно воспринимаемым образцам.

  5. Своевременное обнаружение отклонений, ошибок и брака в действиях при следующих повторениях этих действий.

  6. Правильная самооценка успехов в достижении конкретной деятельности и цели упражнений в смысле совершенствования осваиваемых действий.


Следовательно, нужны,

во-первых, система и последовательность упражнений;

во-вторых, разумное их распределение во времени;

в-третьих, необходима постоянная актуализация в самообразовательной деятельности студентов по переносу знаний и умений в новую ситуацию;

в-четвертых, активизация опыта по решению задач и преобразования ранее усвоенных способов деятельности и др.

Организационно-управленческие умения, которые необходимы студентам для самостоятельной работы по математике, особенно во внеучебное время, и которые повышают готовность к самообразованию:

  • умение намечать и принимать к исполнению задачи, основные пути поиска и усвоения учебного материала;

  • навыки планирования учебного труда, распределения усилий и времени для решения этих задач;

  • умения оценивать достигнутые результаты и ставить новые задачи.



^ 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Математические основы психологии»




п/п

Наименование разделов и тем

Всего

В том числе
аудиторных

СРС

Всего

Лекции

Практики




1.

Основы статистических методов обработки и интерпретации данных

8

4

2

2

4

2.

Основные понятия математической
статистики

8

4

2

2

4

3.

Меры связи между переменами

16

8

4

4

8

4.

Методы первичной статистической обработки результатов экспериментов

8

4

2

2

4

5.

Методы вторичной статистической обработки результатов экспериментов

12

6

4

2

6

6.

Способы табличного и графического представления результатов эксперимента

8

4

2

2

4

7.

Многомерные методы анализа данных

16

8

4

4

8

8.

Дисперсионный анализ

16

8

4

4

8

9.

Корреляционная связь признаков

12

6

4

2

6

10.

Стандарты обработки данных

8

4

2

2

4

11.

Методы математического моделирования

8

4

2

2

4

12.

Задачи выявления различий между выборками испытуемых по какому- либо исследуемому признаку.

12

6

2

4

6




Всего

132

66

34

32

66



^ 3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекционный материал содержит основные сведения о работе с базой данных. Практические работы направлены на практическое применение навыков.

Лекционный курс 34 ч, позволяет изложить материал, входящий в содержание курса и создает теоретическую основу для всех видов учебной деятельности по психологии.

Практические занятия 32 ч, включают в себя овладение студентами системой математических методов обработки психологических данных и подготовки студентов для самостоятельной работы.
3.1. Лекционный курс

Тема 1. Основы статистических методов обработки и интерпретации данных.

Измерения в психологии, уровни измерения: номинальный, ординальный, интервальный, отношений, абсолютный. Типы шкал и измерений. Соотношение различных типов шкал. Статистические гипотезы, статистические критерии.
^ Тема 2. Основные понятия математической статистики.

Мода, дисперсия, стандартное отклонение, среднее арифметическое, результаты измерений, медиана, этапы вычисления дисперсии.
Тема 3. Меры связи между переменами.

Тема 4. Методы первичной статистической обработки результатов эксперимента.
Общее представление о методах статистического анализа экспериментальных данных, назначение этих методов. Деление статистических методов на первичные и вторичные. Основные показатели, получаемые в результате первичной обработки экспериментальных данных. Вычисление средней арифметической. Определение дисперсии. Установление примерного распределения данных. Определение моды. Характеристика нормального распределения. Вычисление интервалов.
^ Тема 5. Методы вторичной статистической обработки результатов эксперимента.
Способы вторичной статистической обработки результатов исследования. Регрессионное исчисление. Сравнение средних величин разных выборок. Сравнение частотных распределений данных. Сравнение дисперсий двух выборок. Установление корреляционных зависимостей и их интерпретация. Понятие о факторном анализе как методе статистической обработки.
^ Тема 6. Способы табличного и графического представления результатов эксперимента.

Виды таблиц и их построение. Графическое представление экспериментальных данных. Гистограммы и их применение на практике.
^ Тема 7. Многомерные методы анализа данных.
Многомерное шкалирование, многомерный анализ данных (факторный, кластерный). Техники факторного анализа. Построение шкалы по данным эксперимента. Интерпретация и анализ данных.
^ Тема 8. Дисперсионный анализ.
История дисперсионного анализа. Однофакторный дисперсионный анализ. Сравнение четырех учебных методов. Двухфакторный дисперсионный анализ. Сравнение четырех учебных методов с учетом возможных различий между темами.



Тема 9. Корреляционная связь признаков.
Коэффициент корреляции. Вычисление значений коэффициентов корреляции. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Статистическая проверка научной гипотезы. Критерии Стьюдента. Коэффициент Пирсона. Нормативы представления результатов анализа данных в научной психологии.
^ Тема 10. Анализ данных на компьютере.
Статистические пакеты. Приближенные вычисления. Возможности и ограничения конкретных компьютерных методов обработки данных. Стандарты обработки данных.



Тема 11. Методы математического моделирования.
Модели индивидуального и группового поведения, моделирование когнитивных процессов и структур, проблема искусственного интеллекта.



Тема 12. Задачи выявления различий между выборками испытуемых по какому- либо исследуемому признаку.
Задачи оценки достоверности изменения в значениях используемого признака. Задачи выявления различий в распределении психологического признака.
3.2. Темы практических занятий.

  1. Решение задач по темам: «Критерии оценки различий между двумя выборками», «Критерии оценки различий между тремя и более выборками». Ограничения критериев.

  2. Решение задач по темам: «Критерии определения направленности сдвигов», «Критерии определения выраженности сдвигов». Ограничения критериев.

  3. Решение задач по темам: «Критерии определения расхождения или согласия распределений признака». Назначения критериев. Ограничения критериев.

  4. Решение задач по темам: «Применение многофункциональных критериев в психологии».

  5. Задачи выявления корреляционной зависимости. Коэффициенты корреляции.

  6. Решение задач по темам: «Однофакторный дисперсионный анализ».

  7. Решение задач по темам: «Двухфакторный дисперсионный анализ».

  8. Классификация задач и методов их решения. Контрольная работа.


3.4. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

^ 4. СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Резкое сокращение аудиторного времени на изучение курса автоматически увеличивает роль самостоятельной работы студентов над важнейшими разделами учебной дисциплины.

В кратком курсе лекций основные базисные понятия математических методов могут быть изложены лишь в сжатой тезисной форме. Изучение материала курса в полном объеме, предусмотренном Государственным образовательным стандартом является первоочередной задачей студентов и должно выполняться ими самостоятельно.

В процессе изучения курса предусмотрены следующие виды самостоятельной работы студентов:

  • дополнительная проработка и осмысление каждой темы;

  • работа с учебниками, перечисленными в списке основной литературы, и учебными пособиями, рекомендованными в списке доп. литературы, а также работа с источниками, обнаруженными самостоятельно в краевой и районных библиотеках;

  • подготовка к практическим занятиям, о освоении лекционного материала, самостоятельный сбор тематической литературы, составление тезисов, кратких сообщений;

  • самостоятельная проработка второстепенных тем и вопросов, не охваченных в курсе лекций, для сообщения о них на практических занятиях;

  • самостоятельная проработка тем и вопросов, предусмотренных программой, но не раскрытых полностью на лекциях.


Виды контроля

Экспресс контрольные по теоретическому курсу, выполнение практических работ, отчет о выполнении; аттестационные работы.
^ 5. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

Курсовые работы учебным планом не предусмотрены.

6. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольные работы учебным планом не предусмотрены.

^ 7. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

Учебным планом не предусмотрены.
8. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ

Дисциплина «Математические методы в психологии» занимает важное место в общей системе профессиональной подготовки учителя психологии. При самостоятельной работе по данному курсу студент должен помнить, что усвоение основ любой науки начинается с овладения ее терминологии. Именно терминология позволяет понять не только взаимоотношение между определениями, понятиями, условными величинами внутри отдельно взятого раздела, но и взаимосвязь научных понятий в системе дисциплины математика - психология. Свободное владение терминологией, процедур, функций, предикатов, свойств тех или иных действий позволит будущим педагогам грамотно, с профессиональной точки зрения, преподносить учащимся нужные вопросы, обеспечивая высокое качество обучения.

При подготовке к лекциям, и практическим занятиям следует не просто просматривать и читать конспекты лекций, надеясь на зрительную память, но формулировки определений, правил следует проговаривать вслух, тем самым, подключая и слуховую память, а заодно, и упражняясь в применении терминологии. Наиболее сложные выкладки задач при построении программ следует не просто читать, а излагать в письменном виде. Готовясь самостоятельно к занятиям, следует не просто читать и запомнить информацию, но стремиться выявить и осмыслить причинно-следственную связь внутри параграфа, главы, раздела, всей системы изучаемой дисциплины.

Большую помощь студенту в его самостоятельной работе окажут источники, которые указаны в списке дополнительной литературы.

В процессе изучения курса предусматривается следующие виды самостоятельной работы студентов над изучаемым материалом:

  • проработка и осмысление лекционного материала;

  • работа с учебниками и учебными пособиями;

  • подготовка к практическим занятиям по рекомендуемой литературе;

  • самостоятельная проработка тем и вопросов курса, не раскрытых в лекциях;

  • самостоятельное выполнение ряда практических заданий.


^ 9. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Для чего необходима математико-статистическая обработка экспериментальных данных.

  2. Классификация методов математической статистики и их назначение.

  3. Как вычисляются среднее значение и дисперсия?

  4. Каким образом определяются мода и медиана, какой цели они служат?

  5. Для чего необходимо знать эмпирическое распределение экспериментальных данных?

  6. Что такое интервал и с какой целью совокупность выборочных данных разделяют на интервалы?

  7. Методы вторичной статистической обработки экспериментальных данных.

  8. Что такое критерий Стьюдента и в каких случаях он применяется?

  9. Что такое критерий Фишера?

  10. Что такое критерий Х ?

  11. Понятие о корреляции.

  12. Коэффициент линейной корреляции.

  13. Коэффициент ранговой корреляции.

  14. Понятие о факторном анализе и его назначение.

  15. Общее представление о регрессионном исчислении.

  16. Способы графического представления экспериментальных данных.

  17. Способы табличного представления экспериментальных данных.


^ 10. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. С-пб: РЕЧЬ, - 2000г.

  2. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии. М.: - 1997г.

  3. Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.М. Вероятностные методы в психологии. М.: - 1975г.

  4. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М.: МГУ, 1982. – 464с. ( Корреляционные исследования: 378 – 424.)

  5. Закс Л. Статистическое оценивание. – М., 1976. (Что такое статистика: 37-39. Нормальная кривая и нормальное распределение: 63-71. Арифметическое среднее и стандартное отклонение: 72-79. Медиана и мода: 91-94. Распределение Стьюдента: 129-136. Хи-квадрат распределение: 136-150. Распределение Фишера: 150-153. Сравнение двух выборочных дисперсий из нормальных совокупностей: 241-245. Сравнение двух выборочных средних из нормальных совокупностей: 245-270. Проверка распределений по хи-квадрат критерию согласия: 295-296. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена: 368-372. Оценивание прямой регрессии: 371-381. Проверка равенства нескольких дисперсий: 448-453.)

  6. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984. – 216с. (Измерение в психодиагностике: 13020. Корреляция и факторный анализ: 20-33.)

  7. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. – Вып. I и II. – М., 1966. (Измерение в психологии: 197-229. Проблема надежности измерения: 229-231.)

  8. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990. – 287с. (Методы психологии ( с элементами математической статистики): 20-39.)

  9. Психодиагностические методы ( в комплексном лонгитюдном исследовании студентов)/ Под ред. А.А. Бодалева, М.Д. Дворяшиной, И.М.Палея. – Л., 1976. – 248 с. (Основные математические процедуры психодиагностического исследования: 35-51.).

Похожие:

Программа по дисциплине Математические основы психологии (наименование учебной дисциплины) для специальности: 031000 «Педагогика и психология» (код и название) 3 iconПрограмма учебной дисциплины «Основы логистики и управления цепями поставок»
Программа, контрольные задания и методические указания к их выполнению учебной дисциплины «Основы логистики и управления цепями поставок»...
Программа по дисциплине Математические основы психологии (наименование учебной дисциплины) для специальности: 031000 «Педагогика и психология» (код и название) 3 iconРабочая программа по производственной практике для специальности...
Целью изучения дисциплины является освоение студентами теоретических основ и практических навыков по дисциплине хирургическая стоматология...
Программа по дисциплине Математические основы психологии (наименование учебной дисциплины) для специальности: 031000 «Педагогика и психология» (код и название) 3 iconК практическим занятиям по дисциплине «Правовые основы управления...
Методическая разработка предназначена для оказания помощи студентам специальности 270115 «Экспертиза и управление недвижимостью»...
Программа по дисциплине Математические основы психологии (наименование учебной дисциплины) для специальности: 031000 «Педагогика и психология» (код и название) 3 icon«педагогика профессиональной деятельности»
Педагогика профессиональной деятельности:- рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация...
Программа по дисциплине Математические основы психологии (наименование учебной дисциплины) для специальности: 031000 «Педагогика и психология» (код и название) 3 iconРабочая программа 20/10 по дисциплине: учебная практика для специальности:...
Целью учебной практики является введение студентов в основы практической работы по осваиваемой специальности на примерах производства...
Программа по дисциплине Математические основы психологии (наименование учебной дисциплины) для специальности: 031000 «Педагогика и психология» (код и название) 3 iconРабочая программа учебной дисциплины уголовное право по направлению...
Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» федерального компонента цикла опд. Ф. 11 Гос впо составлена в соответствии...
Программа по дисциплине Математические основы психологии (наименование учебной дисциплины) для специальности: 031000 «Педагогика и психология» (код и название) 3 iconРабочая программа по дисциплине: Основы теории систем и управления Для специальности
Рабочая программа составлена на основе учебно-профессиональной программы высшего образования по профессиональному направлению
Программа по дисциплине Математические основы психологии (наименование учебной дисциплины) для специальности: 031000 «Педагогика и психология» (код и название) 3 iconВопросы к экзамену по дисциплине "психология" (аб 2 курс)
Предмет психологии и задачи психологии. Место психологии в системе наук. Классификация отраслей психологии
Программа по дисциплине Математические основы психологии (наименование учебной дисциплины) для специальности: 031000 «Педагогика и психология» (код и название) 3 iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки...
Программа обсуждена и утверждена на заседании Ученого совета факультета психологии бгпу им. М. Акмуллы
Программа по дисциплине Математические основы психологии (наименование учебной дисциплины) для специальности: 031000 «Педагогика и психология» (код и название) 3 iconВопросы к экзамену по дисциплине «психология с элементами социальной психологии»
Психология и социальная психология: предмет, методы, место в системе наук о человеке
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница