5. Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования.


Скачать 124.86 Kb.
Название5. Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования.
Дата публикации06.03.2014
Размер124.86 Kb.
ТипЛекция
vb2.userdocs.ru > Психология > Лекция
Лекция 5.

Тема 5. Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями

Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования. Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Общие и специфические особенности детей с отклонениями в развитии.

Теоретические основы построения системы сопровождения, диагностики и развития в образовании. Системно-ориентированный подход - как основание для формирования теории и методики психолого-педагогического сопровождения и диагностики. Сопровождение - метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Э.Ш. Натанзон в комплексе приемов педагогического воздействия выделяет следующие:

созидающие приемы: содействующие улучшению взаимоотношений между педагогами и воспитанниками, устанавливающие душевный контакт между ними (доброта, внимание, забота, простота, поощрение, проявление огорчения, поручительство); способствующие повышению успеваемости школьника (ожидание лучших результатов, создание успехов в деятельности) , вовлекающие воспитанника в совершение морально ценных поступков, в накоплении опыта правильного поведения (убеждение, доверие, поддержка, укрепление веры в собственные силы, вовлечение в интересную деятельность; пробуждение гуманизма; нравственные проявления, упражнения); строящиеся на понимании динамики чувств и интересов воспитанника (опосредование, активация сокровенных чувств младшего школьника).

В соответствии с программой курса определены следующие разделы:

Раздел 1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников.

Раздел 2. Причины отклоняющегося поведения в начальной школе.

Раздел 3. Различные подходы и классификация девиации у учащихся 1-3(4) классов.

Раздел 4. Особенности психического развития девиантных школьников.

Раздел 5. Подготовка педагогов-психологов к работе с «особенными» детьми.

Раздел 6. Виды психолого-педагогической коррекции девиантного поведения.

В разделах предусмотрены различные виды занятий в зависимости от цели, содержания и задач учебного материала. На занятиях освещается проблема девиантной направленности; рассматриваются основные направления изучения особенностей проявления психических отклонений.

Семинарские занятия предполагают овладение студентами методами и примерами изучения личности младшего школьника.

Все разделы и темы взаимосвязаны, т.к. усвоение начальных тем обеспечивает эффективное усвоение последующих.

Практическая часть имеет свои задачи и цели, где предлагает экспериментальный материал, разработки хода проведения занятий, процедура, обработка количественных данных, критерии оценок, анализ и интерпретация полученных данных.

Критерием отбора учебного материала, включенного в программу, является его контрастная значимость и новизна научного материала, накопленного специальной психологией и коррекционной педагогикой за последние годы.

Все формы работ студентов ориентирует их на глубокое изучение теории в сочетании с практической направленностью, использованием полученных знаний в осмыслении психических и аномальных закономерностей развития личности.


  1. ^ Тематический план






п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

^ В том числе аудиторных

СРС

лекций

семинаров



1

Педагогическая подготовка учителей начальных классов.

4




2




2

2

Психологическая характеристика 7-9-летнего возраста.

8




4




4

3

Проблемы обучения и воспитания младших школьников.

4




2




2

4

Виды отклоняющегося поведения в 1-3 классах

8




4




4

5

Дифференцация девиантного поведения от сходных состояний.

16




8




8

6

Профессиональная готовность учителя начальных классов к работе с «особыми» детьми.

8




4




4

7

Специальные приемы и методы по исправлению отклоняющегося поведения у младших школьников.

40




20




20





Всего:


88




44




44



  1. Содержание учебной программы.


Тема 1. Педагогическая подготовка учителей начальных классов.

  1. Методическая готовность педагога.

  2. Стили руководства учащимися.

  3. Психологическая характеристика учителя, работающего в младших классах.

  4. Использование инновационных приемов и методов работы.

  5. Требования к педагогической подготовке учителей начальной школы.


Тема 2. Психологическая характеристика 7-9-летнего возраста.

  1. Особенности направленности личности.

  2. Характеристика внимания.

  3. Виды мышления (сознания) у учащихся начальных классов.

  4. Особенности памяти в младшем школьном возрасте.

  5. Характеристика ощущений и восприятий.

  6. Проблемы адаптационного процесса.


Тема 3. Проблемы обучения и воспитания младших школьников.

  1. Адаптация к учебному процессу.

  2. Готовность ребенка к школе.

  3. Особенности коммуникативных и социальных форм в начальной школе.

  4. Формы воспитания и воспитанности младших школьников.

  5. Трудности обучения и воспитания у детей.


Тема 4. Виды отклоняющегося поведения в 1-3 классах.

  1. Причины девиантного поведения.

  2. Классификация различных видов отклоняющегося поведения.

  3. Характеристика проблемного характера.

  4. Реакция одноклассников, педагогов, родителей на «особенное» поведение в школе и дома.


Тема 5. Деффиренциация девиантного поведения от сходных состояний

  1. Характеристика поведения при шизофрении.

  2. Особенности характера при эпилепсии.

  3. Проблемное поведение при аутизме.

  4. Психопатии у младших школьников.

  5. ЗПР и умственная отсталость.


Тема 6. Профессиональная готовность учителя начальных классов к работе с «особыми» детьми.

  1. Знание психологических особенностей девиантных школьников.

  2. Индивидуальный подход.

  3. Дифференцированный подход.

  4. Значение темперамента в поведенческих реакциях.


Тема 7. Специальные приемы и методы по исправлению отклоняющегося поведения у младших школьников.

  1. Дидактические приемы.

  2. Психотерапевтические приемы.

  3. Коррекционные методики.

  4. Комплексная направленность педагогов и родителей по исправлению девиантного поведения у учащихся начальных классов.




  1. вопрос. Дополнительные приемы. (4 часа)

тормозящие приемы:

    • проявление власти педагога (констатация поступка; осуждение, наказание, приказание, предупреждение, возмущение, выявление виновного, предупреждение о наказании;

    • открытое воздействие (параллельное педагогическое воздействие, упрек, намек, мнимое безразличие, ирония, развенчание, недоверие, организация естественных последствий);

вспомогательные приемы:

  • организация внешней опоры правильного поведения;

  • отказ от фиксирования отдельных поступков.

Занятия рассчитаны на 12-14 часов.

Могут проводиться классным руководителем в рамках классных часов, психологом - в рамках групповой работы во внеурочное время на факультативной основе. Возможно включение данных занятий в сетку расписания с пометкой «спецкурс».

Занятия могут проводиться один-два раза в неделю.


п/п

Тема

Кол-во часов

1

Введение к курсу занятий

1

2

Что такое тренинг. Самопрезентация.

1-2

3

Правила тренинговых занятий.

1-2

4

Чувство любви.

1-2

5

Тревога. Страх. Любовь.

1

6

Здоровый образ жизни.

1

7

Злость и агрессия.

1

8

Обида.

1

9

Человек и конфликт.

1

10

В добрый путь к самому себе.

1-2


Занятие 1. Введение к курсу занятий.

Цели: формирование понятийного аппарата и положительной установки на занятия.

Слово ведущего.

Я рад вас приветствовать в 10 классе. Меня зовут … . Мы с вами будем встречаться один-два раза в неделю на наших занятиях. Для их проведения каждый из вас должен иметь альбом, помимо рисунков вы будете в нем делать записи.

Наши занятия не похожи на уроки. Хотя они и построены на обязательном посещении, на них не будут выставляться оценки. Вы будете работать на себя и для себя, а я буду помогать каждому из вас. Занятия насыщены практическими заданиями, упражнениями, тестами. Поэтому у вас есть возможность лучше узнать друг друга, самих себя в процессе группового общения.

Вы узнаете много общего по психологии, что расширит ваш кругозор. Согласитесь такого предмета у вас еще не было в школьном расписании.

Ну что ж, самое время рассказать вам коротко о том, что представляет собой наука психология.

Эту науку можно разделить условно на две большие группы. Одна группа – гуманитарные науки, а другая – точные (естественно-научные, физико-математические).

Как вы думаете, какие науки относятся к точным? (ответ учащихся). А к гуманитарным? (ответ учащихся).

Вывод: гуманитарные науки – науки, изучающие человека и общество. Однако, хочется сказать, что такое деление условно. Так, социология, изучая общественные явления, использует математические модели при обработке информации. Тоже можно сказать и о психологии. При обработке и анализе тестов используются математические методы.

Основную задачу гуманитарных наук точно сформулировали древние греки, написав на Дельфийском храме – «Познай самого себя».

Человек познает историю, язык, быт, культуру, нравы и обычаи, рисуя коллективный общественный портрет. Этот портрет был бы неполным без тех штрихов, которые вносит в познание человека и общества психология. Знаете ли вы психологию? На первый взгляд вопрос странный. Кажется, что каждый познает ее законы задолго до изучения. Например, вы получили «2» по контрольной работе. Станете ли вы просить в этот день денег у родителей на новый музыкальный диск?

Однако психология на бытовом уровне весьма условна. Что такое характер? Или ассертивность? Или эмпатия? (ответ учащихся). Все просто: характер – это печать души; ассертивность – это умение ответить «нет», не обидев друга; эмпатия - … Что же такое эмпатия, вы узнаете на наших занятиях.

Психология – наука о душе (древнегреч.). Существует два подхода к трактовке понятия «душа»: 1) материалистический – научный; 2) теологический – религиозный.

В толковании Фомы Аквинского (католическая церковь) душа – это нечто бесплодное, непостижимое, то, что дается человеку во временное пользование. Когда человек умирает, душа отлетает в «мир иной». В индуиской философии душа – это сгусток энергии, способный к реинкорнации («переселению»). В материалистическом понимании душа – это психика человека, свойство головного мозга отражать явления окружающего мира. Это – память, внимание, воображение, мышление, эмоции, чувства и многое другое.

Таким образом, психология изучает психику человека, но не только. Социальная психология – положение человека в обществе. Военная психология – вопросы, связанные с особенностями взаимоотношений в воинских коллективах и т.д.

На занятиях мы будем рассматривать вопросы из общей и социальной психологии. Также у нас будет немало подвижных игр и упражнений.
Упражнение «Паровоз»

Ребята становятся друг за другом, стоящие впереди – локомотив, глаза у него открыты. Остальные - вагончики, глаза у них закрыты. Задача – двигаться за локомотивом. Руки на плечах впередистоящего. Условие – глаза открывать нельзя и расцепляться нельзя.

Начали – закончили! Обсуждение: каковы ваши ощущения? Цель упражнения?

Упражнение «Намерения»

Участникам предлагается подумать и ответить на вопросы: Чего ты ждешь от занятий? Зачем они тебе нужны?

Подводятся итоги занятия.

Ведущий: Спасибо! До встречи!

3 вопрос. Структура самоисправления. (4 часа)

Скорейший успех в коррекционно-педагогической работе с девиантными школьниками возможен при понимании и личной заинтересованности ученика в самоисправлении. Целесообразно применять следующие приемы индивидуальной работы со школьниками:

  1. Мобилизация внутренних сил ребенка на выполнение задания , при этом, перед учащимися раскрываются его возможности, умения, необходимость предстоящей работы лично для него.

  2. Активация (создание) целевой установки – с учениками разрабатываются правила повседневной деятельности (начатое дело выполнять до конца, не браться за множество дел сразу, качественно выполнять любую работу, оценивать ее результативность, анализировать ошибки).

  3. Контрастность – от регулярных неудач в деятельности показывать, подчеркивать первые успехи в ней.

  4. Стимулирование личного достоинства ребенка, защиты его самолюбия – предложение посильной деятельности, укрепление веры в успех, поддержка в трудных ситуациях.

  5. Требовательное доверие – задание необходимо обязательно выполнить с поддержкой и надеждой на успех.

  6. Поощрение – похвала-поддержка, похвала-побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие.

Компетентность коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками имеющими отклоняющееся поведение формирует положительные качества его личности, интегрирует в социум.

Похожие:

5. Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования. iconТема Социально-педагогическая диагностика в контексте специального...

5. Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования. iconПсихолого педагогическая диагностика психолого-педагогическая диагностика
Пособие содержит формализованные схемы содержания первого раздела курса «Психолого-педагогическая диагностика» («Основы»), тематический...
5. Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования. iconТема Социально-педагогическое консультирование в системе работы специального педагога
Определить задачи педагогов по реализации психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с овз
5. Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования. iconУчебно-методический комплекс дисциплины Социально-педагогическое...
Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
5. Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования. icon«психолого-педагогическая диагностика»
«сурдопедагогика», 050714 «олигофренопедагогика», 050715 – «логопедия», 050716 – «специальная психология»
5. Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования. iconТема Социально-педагогическое консультирование в системе специальной...
...
5. Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования. iconУчебное пособие по коррекционно-логопедической работе с детьми со...
Подробно изложена клинико-педагогическая характеристика данной категории детей. Определены этапы и направления логопедической работы...
5. Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования. iconЛекция № Тема Психологическое обеспечение интегративных процессов...
Специфика деятельности педагога в условиях специального и интегрированного образования. Социально-групповые ценности, профессионально-групповые...
5. Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования. iconУчебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по...
А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб пособие для студ высш учеб...
5. Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования. iconЛ. С. Выготский выдвинул положение о том, что правильно организованное обучение
Тестовые задания по социально-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница