Предисловие 2 развитие высших психических процессов 6


НазваниеПредисловие 2 развитие высших психических процессов 6
страница1/59
Дата публикации01.03.2014
Размер6.88 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59

www.koob.ru




ПРЕДИСЛОВИЕ 2

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 6

Становление психических процессов 6

Погружение и свертывание 10

Формирование произвольности 14

Использование принципа погружения при обучении 16

ВОСПРИЯТИЕ 17

Основные характеристики восприятия 18

Активность восприятия и значение обратной связи 22

Объем и структура информации и адекватное восприятие 27

Перестройка восприятия при обучении 30

ВНИМАНИЕ 36

Внимание как ограничение поля восприятия 36

Характеристики внимания 41

Развитие произвольного внимания. 44

Замечания по управлению вниманием 46

ПАМЯТЬ 53

Виды памяти. 53

Формы памяти. 62

Промежуточная память и механизмы сна 71

Долговременная память 80

Способы управления памятью 93

МЫШЛЕНИЕ 100

Допонятийное и понятийное мышление 101

Этапы мыслительного процесса 110

Характеристики мыслительного процесса 115

Способы активизации мышления 126

ЭМОЦИИ 137

Биологическое и психологическое значение эмоций 137

Развитие эмоций 146

Стресс и его особенности 149

Управление эмоциями 158

РЕЧЬ И ЯЗЫК 166

Развитие речи 167

Вспомогательные средства языка 179

СОЗНАНИЕ 186

Сознание как высшая ступень развития психики 186

Взаимодействие сознания и подсознания 193

Способы психологической защиты 198

Преодоление психологической защиты 206

^ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ 215

Асимметрия полушарий и специфика психических процессов 216

Интуиция: многократная смена доминирования 227

Пути развития интуиции 233

Эффективность обучения и роль правого полушария 242

^ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ ЛИЧНОСТИ 247

Темперамент и продуктивность деятельности 254

Задатки и способности 259

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 265

Особенности психологии юношеского возраста 266

Специфика психологической активности в зрелом возрасте 276

^ ОБЩЕНИЕ И ЛИЧНОСТЬ 285

Самооценка и уровень притязаний 287

Влияние профессии на общение 295

Авторитет преподавателя и эффективность общения 300

Куратор и двойная адаптация студента 305

Проблемы общения в семье 310

^ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 327

Конкретные ситуации 339

Метод инцидента 342

Тренировка чувствительности 345

Мозговая атака 349

Деловые игры 354

Метод погружения 358

^ ЦЕЛОСТНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 371

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 396

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 398

ОГЛАВЛЕНИЕ 413


ББК88

Г 77

Рецензенты:

д-р психол наук Л. ^ Д. Логвиненко (Моск. ун-т), д-р психол наук И. П Волков (Ленингр. ин-т физиче­ской культуры)

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Ленинградского университета

Грановская Р. М.

Г 77 Элементы практической психологии.— 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.—560 с.

Книга в доступной для неспециалистов форме знакомит с важ­нейшими процессами, изучаемыми психологией: восприятием, вниманием, памятью, мышлением, речью, эмоциями, сознанием. Она содержит практические рекомендации, помогающие каждому направленно формировать эти функции и управлять ими в про­цессе обучения, труда и общения.

Книга предназначена для преподавателей вузов, руководи­телей предприятий, инженеров, всех, кто по роду своей деятель­ности должен уметь правильно общаться с людьми.

Издательство Ленинградского университета, 1988

ПРЕДИСЛОВИЕ


Цель данной книги — ознакомить с элементами пси­хологии всех желающих, и в первую очередь тех, кто занят претворением в жизнь грандиозной задачи коммунистического строительства. Ее ре­шение на современном этапе развития страны связано «с совершенствованием общественных отноше­ний, перестройкой мышления, выработкой новой психо­логии, утверждением динамизма как образа жизни, нормы бытия» [7, с. 10]. Указанные преобразования должны начаться с перестройки «сознания, отказа от сложившихся стереотипов мышления и практики, ясного понимания новых задач» [7, с. 38]. В этом большую помощь могут оказать знания основ психологии человека. Все, кому по роду своей деятельности нужно работать с людьми, управлять ими и воспитывать их, должны иметь научное представление о таких присущих каждому из нас психи­ческих процессах, как восприятие и мышление, внимание и память, эмоции и речь и т. д. Бытует мнение, что знания основ психологии лишь несколько углубят уже имеющиеся представления, сформированные на базе соб­ственного жизненного опыта. Но это не так. Во-первых, для психологических знаний характерно несовпадение их житейского и научного смыслов, во-вторых, овладение даже элементами научных знаний по психологии не только количественно увеличивает возможности человека, но и способствует качественным изменениям стратегии его поведения. Лишь сплав науки и практики обеспечивает сознательное и целенаправленное решение поставленной партией задачи.

Знание основ психологии необходимо любому гражда­нину. И вот почему. Особый акцент во всех нынешних преобразованиях делается на повышение роли человече­ского фактора. Отсюда знание человеком путей самоор­ганизации для сохранения оптимальной, работоспособ­ности в любом возрасте, выработка психологической готовности к переменам, к восприятию нового — залог продуктивной организации своего поведения. Именно пси­хологическая грамотность позволит человеку понять сущ­ность возрастных изменений как в юности, так и в пожилом возрасте, подготовиться к правильному использованию психологических приспособительных механизмов, сохране­нию активной жизненной позиции до глубокой старости.

Не обойтись без психологических знаний и при реше­нии задач, сформулированных в Законе СССР о трудовых коллективах. Это задачи создания в них благоприятного психологического климата. Умение управлять своими эмоциями, понимание эмоционального состояния других людей, готовность к сопереживанию и сочувственное отношение к заботам и потребностям окружающих рас­полагают к творческим контактам и сотрудничеству в об­становке дружелюбия и взаимопонимания.

Особенностью психологической науки, существенно от­личающей ее от таких наук, как, скажем, физика или химия, является то, что знания, получаемые научной психологией, могут быть использованы не только для ускорения культурного и научно-технического прогресса, не только для взаимодействия с внешним по отношению к человеку миром (в данном случае — с другими людьми), но и для самоусовершенствования. Действительно, при­меняя сведения, добытые экспериментальной и теорети­ческой психологией, человек способен радикально усовер­шенствовать свои высшие психические функции. Станут достижимыми управление своим вниманием, сосредоточе­ние и удержание его на наиболее значимых для себя проблемах, овладение своей памятью, с тем, чтобы, не раздражая внезапной забывчивостью, она своевременно поставляла вам все необходимые сведения. Можно развить логическое и образное мышление и научиться преодоле­вать различные внутренние барьеры на пути к оригиналь­ным творческим решениям, организовать и дисциплини­ровать свои эмоции с тем, чтобы возникающие пережива­ния не только не разрушали здоровье, но, наоборот, являлись мощным стимулом, придающим вкус к жизни. Можно научиться полноценно владеть нашим могучим орудием — речью, используя ее резервы для общения с другими людьми и самим собой, осознавать и разумно пе­рерабатывать даже угнетающие и травмирующие сведения о себе с тем, чтобы встать на путь преодоления недостатков и полностью актуализироваться как личность.

Теперь немного подробнее о предлагаемой читателю книге. Затронутые в ней темы дают краткий очерк основ­ных проблем психологии и знакомят с теми фактами, наблюдениями и теоретическими представлениями, кото­рыми в данный момент располагает психологическая наука для решения интересующих каждого практических задач.

Логика изложения материала такова. Вначале обсуж­даются проблемы прижизненного развития высших пси­хических процессов и общие этапы их формирования. Затем приводится более подробное описание каждого из них — восприятия и внимания, памяти и мышления, эмоций и речи, а также сознания как их синтеза. В разделе об асимметрии полушарий затрагиваются проблемы вза­имосвязи психических функций с субстратом головного мозга. Мера асимметрии рассматривается как один из источников разнообразия индивидуальных проявлений психических функций у разных людей. Затем следует переход к описанию основных составляющих биологи­ческого фундамента личности — темперамента, задатков и способностей; именно они определяют врожденную уникальность человека. Далее идет раздел, посвященный временной динамике высших психических процессов, ко­торая проявляется в возрастных особенностях личности. К проблеме общения обращен раздел, где рассматрива­ется становление личности в зависимости от развития самооценки, уровня притязаний и влияния семейных и профессиональных ролей. После него излагаются совре­менные представления об активных методах обучения, которые не только позволяют получать знания быстрее, легче, с большим интересом и с лучшим запоминанием, но и способствуют всестороннему развитию личности. Последняя глава — «Целостность психических про­цессов» играет в книге совершенно особую роль. В ней прослеживаются глубинные связи между отдельными психическими процессами. Эти связи не могут быть восприняты читателем, пока он не знаком со специ­фикой каждого процесса. Поэтому, с одной стороны, ее задача — синтез всего изложенного, с другой,— являясь целостным представлением авторской концеп­ции, эта глава должна расширить пределы использования практических рекомендаций, приведенных в остальных главах.

В каждом разделе сделан обзор гипотез о механизмах действия рассматриваемой психической функции. В пси­хологии, как и в других науках, при формировании пред­ставлений об окружающем мире различные гипотезы, как правило, не исключают, а скорее дополняют друг друга. Их изложение помогает углубленному пониманию сущест­ва психических процессов, без чего затрудняется разум­ное применение психологических знаний на практике. Кро­ме того, гипотезы характеризуют современный уровень психологической науки, логику ее развития, их обсуждение усиливает ее авторитет и внутреннюю связность изложения.

Каждая из глав заканчивается рекомендациями, призванными помочь читателю использовать полученные знания в своей повседневной жизни. Однако необходимо иметь в виду, что их нельзя рассматривать как набор готовых рецептов. Скорее они могут служить ориентирами при решении конкретных вопросов, возникающих в реаль­ных ситуациях.

Автором сделана попытка организовать текст так, что­бы он отвечал интересам разнообразных категорий чи­тателей. При этом порядок прочтения глав может быть изменен в соответствии с личными запросами. Главное, чтобы каждый нашел значимый для себя материал. На­пример, преподаватель может расширить свои знания о том, как сделать язык лекций более доступным, удер­живать внимание слушателей, представлять учебный материал, чтобы облегчить его запоминание, активизи­ровать образные представления и мыслительную деятель­ность человека, как использовать новые методы обучения, позволяющие не только преподнести знания, но и сфор­мировать навыки творческого подхода к проблемам у учащихся.

Многим читателям будет полезно узнать, как коррек­тировать проявления своих эмоций, чтобы облегчить общение с другими людьми в различных жизненных ситуациях и предотвратить нежелательные последствия нервных перегрузок. Для родителей будут важны сведения о психологических особенностях детей в каждом возраст­ном периоде, об оптимальных способах взаимодействия взрослых с детьми и престарелыми родителями. Читатели зрелого возраста смогут познакомиться с тем, как заранее изменить свои внутренние установки, чтобы сохранить творческий потенциал и удовлетворенность жизнью на долгие годы. Супруги найдут в книге полезные для себя сведения о способах предотвращения семейных конфлик­тов. И, наконец, каждый читатель независимо от рода занятий, возраста и семейного положения, прочитав книгу, убедится в громадных резервах своей психики — памяти, эмоций, интеллекта, сознания, что поможет ему продуктивно развивать свои способности и склонности на благо общества.

В условиях ускорения социально-экономического раз­вития страны особая задача — «решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма — всего, что сдер­живает общественный прогресс» [7, с. 21]. «Теперь мно­гое, а по существу, все,— отмечалось на XXVII съезде КПСС,— будет зависеть от того, насколько эффективно мы сумеем... обновить устаревшие общественные формы, стиль и методы работы, привести их в соответствие с из­менившимися условиями» [7, с. 5—6]. В свете сказанного второе издание книги дополнено новыми материалами, раскрывающими пути преодоления стереотипов, форми­рования целенаправленного активного, творческого отно­шения к профессиональным, общественным и личным проблемам. Этим же объясняются и другие дополнения по сравнению с первым изданием. Так, в главу «Мышле­ние» введен раздел «Характеристики мыслительного про­цесса», углубляющий понимание зависимости мышления от цели, установки и особенностей памяти. Главу «Соз­нание» завершает новый параграф «Преодоление психо­логической защиты», раскрывающий некоторые способы нормализации самочувствия и поведения для сохранения активной жизненной позиции. В главе «Психические про­цессы и асимметрия полушарий» обновлен материал о путях развития интуиции, направленный на активизацию творческих способностей личности. Раздел «Проблемы общения в семье» дополнен теперь некоторыми практи­ческими рекомендациями для молодых супругов.

Наконец, введение раздела «Отношение к новому и преодоление стереотипов» в главу «Активные методы обучения» вызвано «Основными направлениями пере­стройки высшего и среднего специального образования в стране». Напомним, что ими предусматривается в пол­ной мере обеспечить потребности учебного процесса в электронно-вычислительной технике [8]. В этом разделе рассматриваются причины возникновения у преподавателей психологических барьеров в использовании ЭВМ (компьютерная фобия и «компьютерный фанатизм»), намечаются пути их преодоления.

Использованный в книге материал основан на класси­ческих исследованиях основоположников современной советской психологической науки Б. Г. Ананьева, Л. С. Вы­готского, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и освещает вопросы, затронутые в советской и зарубежной психологической литературе.

Автор считает своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность слушателям факультетов повы­шения квалификации преподавателей при Ленинградском государственном университете имени А. А. Жданова и Ле­нинградском политехническом институте имени М. И. Ка­линина, слушателям факультета усовершенствования дипломированных инженеров при Ленинградском политех­ническом институте имени М. И. Калинина, студентам Ленинградского университета, прослушавшим курс лекций автора и оказавшим ему теплый прием и высказавшим ценные замечания по его содержанию.

С величайшей благодарностью автор вспоминает своих учителей А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия, под влиянием которых возник замысел этой книги. Особенную благо­дарность испытывает автор к Ю. И. Волкову, чей неиз­менный интерес к книге, существенная поддержка и дру­жеское участие позволили завершить работу над руко­писью, а также к Ю. С. Крижанской, активно способ­ствовавшей появлению в печати этой книги. Чрезвычайно большую помощь в подготовке рукописи оказала автору ее ближайший сотрудник И. Я. Березная. Благодаря ее участию книга существенно выиграла в ясности и после­довательности изложения материала. И справедливости ради надо сказать, что она в значительной мере является результатом совместной работы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59

Похожие:

Предисловие 2 развитие высших психических процессов 6 iconГ закономерности психических процессов, раскрытие
Заболевание, которое ассоциируется у пожилых людей со смертельным исходом, это
Предисловие 2 развитие высших психических процессов 6 iconВиды мышечных сокращений
Несомненно, важное значение, занимают мышечные движения и в гармоничном развитии растущего организма, формировании полноценной эмоциональной...
Предисловие 2 развитие высших психических процессов 6 iconИздательство
Й дошкольного возраста. Предлагаемый материал способствует закреплению в речи ребенка правильного произношения звука Л, а также развитию...
Предисловие 2 развитие высших психических процессов 6 iconСпособ совместной деятельности, в ходе которой создаются условия...
Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях,...
Предисловие 2 развитие высших психических процессов 6 iconТемпераментом называют индивидуально своеобразную, природно обусловленную...
Один человек сохраняет спокой­ствие в любой ситуации, а другого даже малейшая неприятность может привести в отчаяние. Эти различия...
Предисловие 2 развитие высших психических процессов 6 iconПредисловие к сборнику «Формирование информационного общества в XXI веке»
Множество влиятельных структур на международном и национальном уровнях (каждая в своих интересах) делают попытки коррекции и регулирования...
Предисловие 2 развитие высших психических процессов 6 iconТехнологические процессы в строительстве процессов
П технология строительных процессов : учебное пособие (лабораторный практикум) / С. Г. Пчелинцев, И. А. П. В. Рожков
Предисловие 2 развитие высших психических процессов 6 iconПрограмма обмена опытом Young Russian Leaders 2 Berlin
«Молодые российские лидеры в Берлин». Программа направлена на расширение возможностей, развитие практических навыков и знаний молодых...
Предисловие 2 развитие высших психических процессов 6 iconТезисы и сканированную квитанцию об оплате организационного взноса...
Приглашаем Вас принять участие в работе Четвертой Всероссийской научно-практической конференции «Развитие политических институтов...
Предисловие 2 развитие высших психических процессов 6 iconМосква издательство «мозайко синтез» 2009 предисловие
По­этому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие — это непосредст­венное, чувственное...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница