Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной


НазваниеЧеловеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной
страница1/8
Дата публикации19.02.2014
Размер1.5 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8




«Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной.

Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих несчастий вынужден признавать, что играет роль в «сказке, рассказанной идиотом».

К.Г. Юнг

Межиздательская серия «Библиотека аналитической психологии»

Информационного центра

психоаналитической культуры

Санкт-Петербурга

Редактор серии В. Зеленский

Adolf Guggenbiihl-Craig

Vom Guten des Bosen

Uber das Paradoxe in der Psychologie

Адольф Гуггенбюль-Крейг

Перевод с немецкого С. С. Панкова
Б.С.К.

Санкт-Петербург 1997

ББК88.5 Г93

^ Издание подготовлено по инициативе

Санкт-Петербургского Психоаналитического общества

и Информационного центра психоаналитической культуры

и осуществлено издательством «Б.С.К.»

Гуггенбюль-Крейг А. Г93 Благо Сатаны. Парадоксы психологии. Перевод с немец-

кого С. С. Панкова. Научная редакция В. В. Зеленского.— СПб.: Б.С.К., 1997.— 119 с.

Человек — существо парадоксальное. Применительно к психологии это означает, что противоположные мнения в одинаковой степени верны и внешность не более обманчива, чем скрытая суть.

Используя методы глубинной психологии, которая придает особое значение человеческим противоречиям, доктор медицины, психиатр и аналитик из Цюриха Адольф Гуггенбюль-Крейг исследует такие феномены, как инцест, творчество, независимость, сексуальность, отцовство, насилие и национализм.

Автор радикально пересматривает некоторые современные догмы, полагая, что только творческое отношение к парадоксам и признание собственной ограниченности являются залогом подлинного самосовершенствования.

© A. Guggenbuhl-Craig, 1992.

© С. С. Панков, перевод на русский язык, 1997.

ISBN 5-88925-022-1 © Б.с.к., 1997.

Homo sum

Хоть плоть смиряю, укрепляю дух, Все ж я к соблазнам дьявола не глух.

* * *

Кичливость городскую не любя, На горожанке бы женился я.

В трудах благих я провести не прочь Весь день, а за игрою в кости — ночь.

К кулачному я праву нетерпим, И все ж нередко пользовался им.

Молюсь о всепрощении, и вновь Мне марш военный будоражит кровь.

* * *

Ведь человек я — не ученый труд,— Во мне противоречия живут.

«Последние дни Гуттена», XXVI Кондрад Фердинанд Мейер, 1871.
Введение

У любой медали есть обратная сторона, в этом убеждает меня мой жизненный опыт. Жовиальный, симпатичный бизнесмен может оказаться домашним тираном, сварливая, вечно всем недовольная мать семейства может иметь золотое сердце, ангелоподобный, златокудрый ребенок ведет себя временами как маленькое чудовище, радушные жители солнечного средиземноморского острова могут бессовестно обманывать туристов, а суровые, неразговорчивые обитатели деревушки, расположившейся посреди знойной пустыни воспринимают гостеприимство как нечто само собой разумеющееся.

Однако это не значит, что эпиграфом к данной книге могло бы стать выражение «наружность обманчива». На мой взгляд, так называемая наружность и то, что под ней скрывается,— вещи одного порядка. Карл Густав Юнг сказал: «Психологическое выражение может быть названо верным лишь в том случае, если подтверждается его противоположность». Человек — существо парадоксальное, такова и психология.

Данная книга посвящена исследованию парадоксов и противоречий, связанных с психологией индивида, коллектива и общества. Каждую новую главу я начинаю эпиграфом, цитатой, выражающей совершенно справедливую точку зрения, которая, однако, противоположна мнению, изложенному в главе. Впрочем, ни эпиграф, ни следующий за ним текст не лгут.

^ Глава 1

Творчество, спонтанность,

независимость —

три пасынка дьявола

«Творческий, спонтанный и независимый человек — такова цель воспитания».

Аноним, 1985

Однажды я прочитал в психологическом журнале следующее объявление: «Психологический курс за пять уик-эндов. Как стать творческим, спонтанным и независимым человеком? Посетив наши курсы, вы сможете развить свои творческие способности, обрести спонтанность и стать психологически независимым человеком». Я разозлился. Автор рекламы употреблял слова, набившие оскомину. Как часто слышал я их, когда речь заходила о психологиии, и я решил незамедлительно заняться этим вопросом.

С каким упоением и как часто ни писалось бы о значении упомянутых феноменов, меня не покидает ощущение, что какая-то в державе датской гниль. У меня есть подозрение, что понятия творчества, спонтанности и независимости не лишены патологических черт. Предлагаемая ниже глава представляет собой исследование именно этого вопроса.

Творчество

Подавляющее большинство так называемых научных определений творчества не имеют к последнему никакого отношения. Приведу несколько примеров из учебников психологии:

«Творчество — это способность создавать нечто новое». Данное определение — тавтология, поскольку гласит, что творчество есть творчество, и не более того.

«В рамках определенной социальной системы идея оказывается творческой в том случае, если она представляет собой новый взгляд на конкретную ситуацию, содержит элементы новизны и направлена на решение актуальных проблем». Несмотря на то что данное определение выглядит более витиеватым, чем предыдущее, суть вопроса оно тоже не проясняет.

«Творчество — это способность отказаться от клише, находиться в состоянии поиска, выбора и эксперимента». Вне всяких сомнений, это так, однако данное определение, увы, слишком поверхностно.

Кроме того, мне хотелось бы процитировать Эриха Фромма:

«Творчество подразумевает внимательность, чуткость и быстроту реакции, иначе говоря, готовность начинать каждый день с таким чувством, словно ты заново родился». Определение Фромма имеет преимущество перед тремя остальными, поскольку оно строится вокруг образа возрождения, нового мироощущения, но это, к сожалению, настолько обобщенный взгляд, что исследователю приходится со вздохом отвергнуть и такое определение.

Прежде всего хотелось бы подчеркнуть, что, имея дело с понятием «творчество», ощущаешь некоторый дискомфорт. И хотя, на мой взгляд, в современном отношении к творчеству кроется психопатология, психологические определения бессильны подсказать решение данного вопроса. Поэтому я попытался самостоятельно определить, что такое творчество, которое является неотъемлемой частью многих профессий, в том числе, связанных с искусством, наукой, техникой, психологией и т.д. Таким образом, мы имеем множество видов творчества и не имеем ни одного удовлетворительного определения данного феномена.

Концепции творчества, жизненно необходимого для каждого человека, не существовало до эпохи Ренессанса. В XVI веке в Италии возникло понятие — гений, человек искусства, творчества и вдохновения. Так называли художников, инженеров, самостоятельно творивших, отказавшись от средневекового наследия. В XVII веке слово «гений» в современном своем значении стало неотъемлемой частью итальянского языка. В XVIII веке оно было заимствовано у итальянцев англичанами, французами и немцами, а в XIX столетии достигло такой популярности, что известный итальянский криминолог Чезаре

Ломброзо написал книгу «Гений и безумство», которая пользовалась необыкновенным успехом. Понятие «гений» вбирало в себя всю гамму человеческого творчества. Сейчас оно уже утеряло часть своего былого лоска и употребляется редко. В нашем столетии быть человеком творческим — чуть ли не «обязанность». От психотерапевтов требуют поспособствовать творческому росту пациента. Считается, что всем без исключения необходимо развивать свои творческие способности, свидетельством чего служит, в частности, увиденное мной объявление.

* Я предлагаю честно ответить на следующий вопрос: есть ли в действительности основания полагать, что к творчеству предрасположены все люди без исключения? Никто не отрицает, что нередко можно встретить человека, который превосходно рисует, пишет картины и т. п. Например, психиатры часто используют подобные способности пациентов в терапевтических целях, поощряя самовыражение больных людей. Произведения пациентов очень много значат для терапевта, а главным образом для самих пациентов, поскольку они иллюстрируют и стимулируют психологическое развитие. Но если мы попытаемся оценить результаты творчества пациентов беспристрастно, то вынуждены будем констатировать, что по большому счету рисунки, картины, скульптуры и т.п. пациентов неоригинальны и стереотипны. В них не содержится никакого сокровенного сообщения публике, они не имеют эстетической ценности и лишены новизны. То же самое можно сказать о психологических идеях бесчисленного множества рядовых психологов и психиатров. Такие идеи, как правило, продиктованы мнением большинства, в них нет ничего нового, прогрессивного. По форме и содержанию такие идеи представляют собой своего рода репетицию самостоятельного мышления или результат прилежного изучения чужих трудов. Подлинное творчество — явление крайне редкое.

Что же касается детских рисунков, то они действительно бывают подчас трогательными и даже глубокомысленными. Они заставляют сильнее биться взволнованные родительские сердца, изумляют друзей семьи и вызывают интерес у психотерапевтов. Однако всем родителям приходилось замечать, что если повесить эти рисунки на стену, то довольно скоро они начнут казаться скучными. Например, дети моих соседей разрисовали как-то стены туннеля, и им пришло в голову украсить таким же образом стены их школы. Местные жители, включая меня, восторгались результатами их творчества,

но, увы, не прошло и полгода, как у всех появилось желание избавиться от наскучивших художеств. Родительское восприятие детей и их творчества отягощено множеством проекций; одной из них является проекция архетипического образа младенца Христа, приносящего в мир новые веяния и надежду, олицетворяющего будущее, бессмертие, возрождение, непорочность, духовную весну. Взрослые люди надеются обрести собственную утраченную оригинальность, любуясь простенькими, незамысловатыми детскими рисунками. Между тем подобные проекции рано или поздно отступают на второй план, и остается лишь скучная «картина» или что-нибудь другое в этом же роде.

Чем же отличаются произведения действительно талантливых, творческих людей, например художников, ученых, выдающихся психологов или гениальных живописцев эпохи Возрождения, от «творчества» большинства обывателей? Их идеи, произведения, взгляды имеют глобальное значение, не ограниченное семейным кругом или обществом близких знакомых. Разумеется, такое значение они приобретают не сразу, но их воздействие на сторонних зрителей, на публику, не имеющую личного отношения к автору произведения, является целью творчества. Да, и в творческой среде встречаются художники, провозглашающие иллюзорный принцип искусства ради искусства, утверждающие, что они творят ни в коем случае не для публики, а только для самих себя, однако, стоит столь презираемой публике охладеть к художнику, как он впадает в отчаяние, хотя нередко даже не отдает себе в этом отчет. «Выставлять свои работы художнику жизненно необходимо, это sine qua поп* его искусства»,— писал французский живописец Эдуард Мане. Отчаяние непризнанного художника носит экзистенциальный характер. Ведь отсутствие интереса к произведению искусства может означать непризнание его в качестве такового. Значит, картина оказывается всего лишь способом самовыражения художника, чем-то абсолютно личным, ничего не говорящим широкой публике. Но художник ставит перед собой задачи, намного превышающие самовыражение или избавление с помощью творчества от неприятных эмоций.

Надо сказать, что я имел удовольствие прочитать множество чарующих книг, лицезреть большое число старинных и современных картин и восхищаться многими оригинальными идеями. Но, если мне

Conditio sine qua поп [лат.] — непременное условие.— ^ Прим. переводчика.

выпадало счастье познакомиться лично с автором того или иного приглянувшегося мне произведения искусства, я бывал, как правило, немало разочарован. Я замечал, что достоинства произведения никак не связаны с душевным складом моего известного визави. Памятуя свой грустный опыт, я решил никогда больше не портить себе впечатление от книги последующим личным знакомством с писателем. Характер и личность писателя и любого другого художника могут не иметь ничего общего с содержанием произведения искусства.

Невероятно? Однако нежелание признать это связано с восприятием творчества как чего-то сугубо личного. Я хочу выдвинуть следующий постулат: характер и аура произведения искусства в очень незначительной степени связаны с личностью творца. Разумеется, стиль и темы произведений писателя отчасти обусловлены биографией, опытом и семейными традициями. Черты характера художника и присущие ему элементы патологии находят свое выражение в его произведениях, наподобие того, как они проявляются в творчестве пациентов. Однако коль скоро его произведения волнуют широкую публику, следует признать, что их содержание выходит за рамки личности и проблем автора. Порой возникает даже ощущение, что художник трудится над воплощением чужого замысла. «Можно сказать лишь то, что та или иная картина является такой, какая она есть, какой она возникла, какой ее задумал Бог»,— сказал Пабло Пикассо.

Творческое начало несут в себе отнюдь не сознание или бессознательное, не так называемая творческая личность или гений. Оно не имеет конкретного адреса. Творчество находится как бы за пределами человеческой души. Один весьма одаренный автор книг по психологии написал однажды: «Когда я пишу, у меня складывается такое впечатление, точно мои пальцы самостоятельно без какого бы то ни было моего личного участия выводят слова на листе. Мои пальцы перестают быть частью меня». Утверждение, что существует некая сила вне творца, может показаться феноменальным, а сам автор предстанет тогда в виде орудия или сосуда потустороннего вдохновения. Почему же я уверен в этом? Во-первых, я исхожу из своего многолетнего опыта общения с художниками и творческими людьми разных профессий. Во-вторых, я считаю, что доказательство моей точки^. зрения находится в самом слове «одарённый». «Быть одаренным»' вполне определенно значит «получить некий дар», который никак не может являться частью личности и может быть только привнесен. Безличный характер творческого акта хорошо передает выражение

«любимец муз» и многие другие. Что-то потустороннее, быть может, музы нашептывают поэту его строки.

Творчество, по моему глубокому убеждению, всегда безлично и оказывает трансцендентное влияние на личность. Таким образом нам следует вести речь о трансцендентном творчестве; личность художника предстает в этой связи в виде инструмента, имеющего мало точек соприкосновения с материалом произведения. Кстати сказать, Фрейд также указывал на это и, когда разговор касался искусства, всегда говорил, что не в состоянии дать точное определение творческому акту и произведению искусства. Он подчеркивал, что единственный путь исследования — это описание аспектов жизни автора, которые могли отразиться в произведении. Однако, что именно вызывает появление на свет самого произведения, никто не знает.

В последнее время в центре внимания вновь оказалась фигура великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Ученые не могут объяснить с психологической точки зрения, как этот удивительный человек творил свою божественную музыку. Вне всяких сомнений, на произведения Моцарта наложили глубокий отпечаток его личность и биография, однако силой его индивидуальности не объяснишь божественную мощь его музыки. Сразу же укажу, что трансцендентное творчество — отнюдь не благо для автора, а скорее — проклятие. Произведение искусства должно быть закончено во что бы то ни стало, даже ценой собственного здоровья и жизни. Сосуд может разбиться, но аромат вина будет спасен. Подобные люди не отрекутся от творчества даже в том случае, когда за ним стоят одни лишь страдания. Но сосуд может оказаться ничтожно малым, а инструмент — чересчур хрупким. Я припоминаю в этой связи драматический и общеизвестный случай Элвиса Пресли. Он олицетворял собой нечто поистине демонически-божественное и сам разрушил себя этим. Альфред Й. Циглер, известный цюрихский психиатр и писатель, обратил недавно мое внимание на то, что слово «искусство» имеет корень «искус».

Таким образом, творчество представляет собой акт трансцендентного творения. Я уже указывал на то, что понятие творчества часто воспринимают иначе, и с моей стороны было бы снобизмом не обратить на это внимание. Существуют произведения пациентов, в которых находят выражение их личные проблемы. Однако удовольствие от подобного занятия получают не только пациенты, но

и огромное количество других людей, пишущих картины, поющих, музицирующих для себя или для своей семьи, желающих поразить своих друзей или любимого. Сферы приложения творческих способностей человека неисчислимы, творческая энергия оживляет все, к чему бы ни прикоснулась его рука. Знакомые нередко изумляют нас своими талантами, однако созданное ими имеет весьма локальное значение.

Вышеперечисленные занятия можно охарактеризовать как личное творчество в отличие от творчества трансцендентного. Личное творчество широко распространено и , в принципе, возможно для каждого, поскольку, в конце концов, любой человек что-то из себя представляет и обладает узнаваемыми чертами, которые может выразить в своем произведении. И несмотря на то что и в первом, и во втором случае мы употребляем слово «творчество», речь идет о двух разных феноменах, один из которых, говоря по существу, не может носить подобное название. Вероятно, целесообразнее было бы говорить в контексте личного творчества о рефлексии, самовыражении и т. п. Личное творчество имеет важное психологическое значение, но мне не по душе склонность некоторых любителей примерять на себя легендарную мантию трансцендентного творчества. Такая одежда им не по плечу. Степень страдания и сила призвания трансцендентного художника и не снилась рисовальщику-любителю, не выходящему за рамки собственной личности.

Рассмотрим далее третий вид творчества, наиболее ярким выражением которого являются профессии изготовителя больших партий эстампов и кутюрье. Подобные люди могут сделать набросок, создать силуэт, которые будут пользоваться большим спросом и станут модными на несколько лет. У них есть способность предугадывать модную тенденцию. Знаменитые кутюрье отнюдь не всегда выступают в роли законодателей вкуса, нередко они становятся выразителями коллективных веяний, которые указывают на грядущий спрос. Никто не отрицает, что среди кутюрье встречаются действительно трансцендентные художники. Однако чаще всего речь идет о том виде творчества, который можно было бы охарактеризовать как коллективный. Подобный художник в процессе творчества действует с оглядкой на тенденции, наметившиеся в обществе, и успех его напрямую зависит от того, насколько верно он их уловил. В негативном смысле данный вид творчества является истерическим. Подобным образом «творят» многие писатели и психологи, имеющие нюх на модную тему.
Таким образом, нам следует отличать
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной iconАнтро́пный при́нцип
С точки зрения физики, этот принцип объясняет, почему в наблюдаемой нами Вселенной имеет место ряд нетривиальных соотношений между...
Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной iconДени Дидро Племянник Paмo
У дидро это предельно циничный негодяй; в его философствованиях и рассказах о жизненных приключениях выступают во всей наготе эгоизм,...
Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной iconДесятая. Сделка
Ассирий проводил вечер недалеко от Золотых ворот Ландара в одной из многочисленных таверен, которые были разбросаны по всей столице....
Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной iconУильям Сомерсет Моэм Бремя страстей человеческих
Рано осиротев, он лишился родительской заботы и ласки, его мечта стать художником так и осталась мечтой, а любовь к ограниченной...
Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной iconБорис Стругацкие Обитаемый остров
Его космический корабль терпит крушение, и он оказывается один в совершенно чуждом ему, непонятном и враждебном мире. Много необыкновенных...
Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной iconСомерсет Моэм Бремя страстей человеческих HarryFan Правда; Москва;...
Рано осиротев, он лишился родительской заботы и ласки, его мечта стать художником так и осталась мечтой, а любовь к ограниченной...
Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной iconСтивен Кови Лидер во мне: Как школы и родители по всему миру помогают детям стать великими
Я познакомился со Стивеном Кови более 20 лет назад. Это знакомство многое изменило в моей жизни. Считаю Стивена одним из величайших...
Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной iconВо всей Вселенной он один!

Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной iconКаким видом деятельности, родом занятия Вы хотели бы заниматься в...
Напишите фамилии старшекурсников, которые помогают Вам во всех сферах деятельности
Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной iconКонтрольная работа 5
Психология – возможность глубже и больше познать себя, найти свое место в жизни
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница