Основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований; стимулирование


Скачать 101.59 Kb.
НазваниеОсновывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований; стимулирование
Дата публикации22.06.2013
Размер101.59 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Психология > Документы
Мотивация трудовой деятельности персонала

- понятие мотивации; основные звенья механизма мотивации;

- теории, основанные на отношении человека к труду;

- содержательные теории мотивации;

- процессуальные теории мотивации;

- система мотивации
Вопрос 1. Понятие и механизм мотивации

Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения.

Мотивация – процесс стимулирования человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации.

Мотивацию в организации можно трактовать как побуждение членов организации к действию

Существуют различные способы мотивации:

  • нормативная мотивация — побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;

  • принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;

  • стимулирование — воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью 6лаг-стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

Центральное место в теории мотивации занимает понятие «мотив».
^ Основные звенья механизма мотивации

Мотивы существуют в системном взаимодействии с другими психологическими явлениями, образуя сложный механизм мотивации. Он включает в себя потребности, притязания, ожидания, стимулы, установки, оценки и т.д.

Исходным звеном, первым «полюсом» механизма является потребность, выражающая нужду, необходимость для человека определенных благ, предметов или форм поведения.

Реальными формами проявления потребности выступают притязания и ожидания. Они являются как бы следующим после потребности звеном

Вторым «полюсом» механизма мотивации выступает стимул, представляющий собой те или иные блага (предметы, ценности и т.п.), способные удовлетворять потребность при осуществлении определенных действий (поведения).

Таким образом, стимул непосредственно ориентирован на потребность, ее удовлетворение, мотив же является главным соединительным звеном, «искрой», которая при определенных условиях проскакивает между потребностью и стимулом. Для возникновения этой «искры» стимул должен быть более или менее осознан и принят работником.

Кратчайший путь к действиям обеспечивается при наличии соответствующей установки. Установка может быть позитивной или негативной в зависимости от того, как влиял прошлый опыт действий на реализацию потребности.

Цикл действия механизма мотивации: воспринимая импульсы, идущие от потребности, и соотнося их со стимулами среды, позитивная установка превращает их в актуализированные мотивы и перерастает в реальное поведение, влекущее удовлетворение потребности.

Развитие теории мотивации началось с начала XX века. Выделяют следующие группы теорий мотивации:

  1. теории, основанные на отношении человека к труду (теории, в основе которых лежит специфическая картина работника-человека) (Макгрегор, Оучи)

  2. содержательные теории (Маслоу, Герцберг, МакКлелланд и др.);

  3. процессуальные теории (Врум и др.);


Вопрос 2. Теории, основанные на отношении человека к труду

«XY-теория» Макгрегора

К числу наиболее простых и широко распространенных (классических) теорий мотивации труда, в основе которых лежит специфическая картина человека, принадлежит концепция профессора Мичиганского университета Д. Макгрегора, называемая «XY-теорией» («икс, игрек-теория»). Эта концепция включает две противоположные теории: теорию «X» и теорию «Y».

Согласно теории Макгрегора, подход к мотивации может быть выбран на основании отношения человека к труду. Выделяют два типа работников: X и Y.

Основные характеристики работника типа X:

  • от природы ленив, не хочет работать;

  • не хочет нести ответственность, избегает напряжения нервных сил;

  • не инициативен, если к этому его не подталкивать.

Основные характеристики работника типа Y:

  • существует естественная потребность в работе;

  • нежелание работать — это не врожденное качество работника, а следствие плохих условий труда, которые подавляют прирожденную любовь к труду;

  • работники стремятся брать на себя ответственность;

  • творческая личность.

  • трудовой потенциал работников выше, чем принято считать

Поэтому его нужно побуждать к работе, а не принуждать.

Главный практический вывод теории «Y» таков: необходимо предоставлять работникам больше свободы для проявления самостоятельности, инициативы, творчества и создавать для этого благоприятные условия.

Менеджеры должны стремиться развивать группу, если она недостаточно мотивирована, от состояния «X» к состоянию «Y»,

^ Теория «Z» Оучи

В 1981 году У. Оучи разработал теорию Z, согласно которой человек не относится ни к типу X, ни к типу Y. Он относится к типу Z.

Главная отличительная черта теории «z» — обоснование коллективистских принципов мотивации.

Согласно этой теории, мотивация работников должна исходить из ценностей «производственного клана», т.е. предприятия как одной большой семьи, одного рода.

Главным мотиватором поведения работников выступает построенная по клановому принципу корпорация.

^ Вопрос 3. Содержательные теории мотивации

Теория иерархии потребностей А. Маслоу

К числу основополагающих, классических внутриличностных теорий мотивации принадлежит теория иерархии потребностей, разработанная А. Маслоу. Автор теории исходит из того, что все люди постоянно ощущают какие-либо потребности, которые побуждают их к действию. На человека влияет целый комплекс ярко выраженных потребностей, которые можно объединить в несколько групп, расположив их по принципу иерархии.

Маслоу выделяет пять основных групп потребностей человека:

1. Физиологические потребности(уровень

2. Потребности в безопасности

3. Социальные потребности

4. Потребности в уважении и самоутверждении (личностные потребности).

5. Потребности в самореализации

Эти потребности образуют иерархическую структуру (которую можно изобразить в виде пирамиды), которая определяет поведение человека, причем потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока хотя бы частично не удовлетворены потребности нижнего уровня.

^ Теория потребностей К. Альдерфера

Ряд авторов, признавая ценность теории Маслоу и используя ее идеи, в то же время указывают на упрощенность и, в свою очередь, предлагают собственные теоретические модели мотивации. Одной из таких моделей является теория потребностей существования, отношений, роста американского ученого К. Альдерфера. Он предпринял попытку уточнить и творчески развить теорию иерархии потребностей Маслоу. Он выделил не пять, а три класса (группы) потребностей:

1. Потребности существования (Е), к которым он отнес основополагающие физиологические потребности, а также потребности в безопасности.

2. ^ Социальные потребности (R), включая потребности общения, групповой принадлежности и уважения со стороны других.

3. Потребности личностного роста, т.е. потребности в самореализации, в том числе участии в управлении.

^ Теория мотивационных потребностей Д. МакКлелланда

Заметный вклад в разработку проблемы мотивации поведения вносит теория мотивационных потребностей Д. МакКлелланда. Он утверждает, что любая организация предоставляет работнику возможности реализовать три потребности высшего уровня: во власти, успехе и принадлежности. На их основе возникает и четвертая потребность, а именно потребность в том, чтобы избегать неприятностей, т.е. препятствий или противодействий в реализации трех названных потребностей, например, ситуаций, не позволяющих добиться успеха, способных лишить человека власти или группового признания.

^ Теория двух факторов Ф. Герцберга

В основе теории Ф. Герцберга лежат следующие положения:

  • потребности делятся на гигиенические (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля) и мотивирующие факторы (мотиваторы) (ощущение успеха, продвижение по службе, признание, ответственность, рост возможностей);

  • Для того чтобы не появилась неудовлетворенность трудом достаточно наличия гигиенических факторов в обычном объеме, повышение же производительности труда достигается с помощью мотиваторов.

  • для эффективной мотивации подчиненных руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.

^ Вопрос 4. Процессуальные теории мотивации

Основной вклад в развитие процессуальных теорий внес В.Врум. В основе его работы лежит теория ожиданий. Эта теория основана на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверен в большой вероятности удовлетворения своих потребностей.

Состояние мотивации является естественным и постоянным состоянием работника (да и человека вообще). Человек всегда, так или иначе, мотивирован и делает выбор между альтернативными формами поведения. Этот выбор зависит прежде всего от трех переменных: валентности — В, инструменталъности — И и ожидания О (данные понятия составляют фундамент всей теории Врума).

Теория справедливости С. Адамса

К процессуальным теориям можно также отнести теорию справедливости.

Заметное место среди процессуальных теорий мотивации занимает теория справедливости Адамса, разработанная в 60-х годах. Она исходит из того, что сотрудник стремится к равновесию между доходами и расходами, трудовыми затратами и вознаграждением. Главным критерием оценки равновесия, баланса расходов и доходов является сравнение этих показателей с показателями у других работников, выполняющих аналогичную работу. Она сводится к тому что, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия.

^ Теория усиления мотивации Б. Скиннера

Определенный вклад в изучение механизма побуждений человека к труду внесла теория усиления мотивации Б. Скиннера, достаточно простая и удобная для практического использования. Эта теория отражает важный аспект мотивации — ее зависимость от прошлого опыта людей. Согласно теории Скиннера, поведение людей обусловлено последствиями их действий в подобной ситуации в прошлом. Сотрудники извлекают уроки из имеющегося у них опыта и стараются брать такие задания, выполнение которых раньше давало позитивные результаты, и, напротив, избегать тех заданий, выполнение которых повлекло за собой негативные результаты.

Схематически механизм поведения по Скиннеру можно изобразить следующим образом:стимулы → поведение → последствия → будущее поведение.

^ Модель мотивации Лоулера – Портера

Теория справедливости в комплексе с теорией ожиданий представлена в модели Портера-Лоулери. Эта теория основана на том, что мотивация есть функция потребностей, ожиданий и справедливости вознаграждения. Один из самых важных выводов этой теории состоит в том, что результативный труд всегда ведет к удовлетворению работника.

Вопрос 5 . Система мотивации

Система мотивации реализует три основные функции:

1. Планирование мотивации:

  • выявление актуальных потребностей;

  • установление иерархии потребностей;

  • анализ изменения потребностей;

  • анализ взаимосвязи между потребностями и стимулами;

  • планирование стратегии и целей мотивации;

  • выбор конкретного способа мотивации.

2.Осуществление мотивации:

  • создание условий, отвечающих потребностям;

  • обеспечение вознаграждением за требуемые результаты;

  • создание у работника уверенности в достижении поставленных целей;

  • создание впечатления у работника о высокой ценности вознаграждения.

3.Управление мотивационными процессами:

  • контроль мотивации;

  • сравнение результатов деятельности с требуемыми;

  • корректировка мотивационных стимулов.

Общим для всех функций является подбор кадров с высоким уровнем внутренней мотивации.  

Похожие:

Основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований; стимулирование iconОсобая сфера человеческой деятельности, в результате которой создается...
Экономика особая сфера человеческой деятельности, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей,...
Основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований; стимулирование iconТема 10. Основы управления персоналом
Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах
Основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований; стимулирование icon1Предмет, методы и функции экономической теории
Эт изучает как общество использует ограниченные ресурсы для производства продукции, услуг и удовлетворения своих потребностей
Основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований; стимулирование iconЛекция Общественное производство: сущность, структура, результаты
Вне этих отношений, при нарушенных хозяйственных связях не будет выработан продукт для удовлетворения имеющихся потребностей
Основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований; стимулирование iconТесты тема: Предмет и метод экономической теории
Невозможность удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и в полном объеме определяется в экономической теории...
Основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований; стимулирование iconЗакон от 24. 04. 1995 n 52-фз (ред от 21. 11. 2011) "О животном мире"
Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально...
Основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований; стимулирование iconТема 2 Организационное построение торговли рб
Потребительский кооператив – это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных...
Основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований; стимулирование icon1. Сущность финансов. Функции финансов
Нд в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использования их на расширенное...
Основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований; стимулирование icon3 Предприятие : реорганизация, ликвидация, банкротство
Предприятие это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим законодательством для...
Основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований; стимулирование icon2. 1 Общая характеристика деятельности ооо,, Ремовский хпп
Целью ООО «Ремовскийхпп» является объединение финансовых, трудовых и материальных ресурсов, более рационального их использования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница