Учебник нового века


НазваниеУчебник нового века
страница1/56
Дата публикации11.02.2014
Размер7.62 Mb.
ТипУчебник
vb2.userdocs.ru > Психология > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   56
серия

УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА


Л. Ф. БУРЛАЧУК
ПСИХОДИАГНОСТИКА Учебник для вузов Допущено Советом по психологии

по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии

300.piter.com
Издательская программа

30 0 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга

осуществляется при поддержке Министерства образования РФ


an®
Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону• Екатеринбург• Самара • Новосибирск Киев •Харьков • Минск

2006

ББК 88.492я7

УДК 159.9.072(075) Б91

Бурлачук Л. Ф.

Б91 Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер,

2006. — 351 с: ил. — (Серия «Учебник нового века»).

ISBN 5-94723-045-3

Первый в СНГ учебник по психологической диагностике написан одним из известных и ведущих не только сегодня, но и в доперестроечное время специалистов в этой области. В книге подробно рассматриваются история, предмет и методы этой важнейшей отрасли психологического знания. Доступно изложены вопросы, связанные с математико-статисти- ческим обоснованием измерения индивидуальных различий и конструи- рования психологических тестов. Значительное место отводится как тео- ретическим, так и практическим проблемам измерения (тестирования) интеллекта и личностных особенностей. Учебник предназначен для сту- дентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности

«Психология», аспирантов, а также специалистов, решающих диагности- ческие задачи в своей повседневной деятельности.
ББК 88.492Я7

УДК 159.9.072(075)


ISBN 5-94723-045-3 © ЗАО Издательский дом «Питер», 2006

Оглавление
Предисловие 6
Глава 1 История психодиагностики. Введение

1.1. Предыстория психодиагностики 8

1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование : 12

1.2.1. Френсис Гальтон и измерение индивидуальных

различий 13


1.2.2. Умственные тесты Дж. Кеттелла

17

1.2.3. Вклад А. Бине в измерение интеллекта

19

1.2.4. Чарльз Спирмен и структура интеллекта

24

1.3. Психодиагностика в XX в 26

1.3.1. Развитие психодиагностики в период с 1901 г.

до конца 1920-хгг 26


1.3.3. Развитие психодиагностики с 1930 по 1939 гг

39

1.3.4. Развитие психодиагностики в 1940-е гг

50

1.3.5. Развитие психодиагностики в 1950-е гг

56



1.3.2. Кризис 37


1.3.6. Развитие психодиагностики в




1960-е




гг 63

1.3.7. Развитие психодиагностики в




1970-е




гг 69

1.3.8. Развитие психодиагностики в




1980-е




гг 73

1.3.9. Развитие психодиагностики в 1990-е гг 77

1.4. Тестирование в образовании 81

1.5. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР 84

Заключение 95
Глава 2 Психодиагностика как наука

2.1 . Понятие психодиагностики 99

2.2. Предмет и структура психодиагностики 101

2.3. Психодиагностика и смежные направления

исследований 105

2.3.1. Психодиагностика и дифференциальная психология .. 105

2.3.2. Психодиагностика и психометрия 106

2.3.3. Психодиагностика и психологическая оценка 107

2.4. Психодиагностический метод

и диагностические подходы 108

2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики 112

2.5.1. Понятие теста. Виды тестов 113


2.5.2. Компьютеризированные и компьютерные тесты

114

2.5.3. Об «объективных» тестах личности

120

2.5.4. Адаптация зарубежных тестов

124

2.6. Психологический диагноз 126

2.7. О диагностике черт личности

и «измеренной индивидуальности» 131

Оглавление


2.8. Психодиагностический процесс




139

2.8.1. Этап данных

139




2.8.2. Этап переработки и интерпретации




141

2.8.3. Этап принятия решения




143

2.9. Этика психодиагностического обследования




147




Заключение 148
Глава 3 Психометрические основы психодиагностики: основные этапы конструирования теста

3.1 . Определение количества заданий (спецификация теста).... 151

3.2. Разработка заданий 153

3.3. Оформление теста 156

3.4. Пилотажное исследование 157

3.5 Анализ заданий 158

3.6. Определение надежности теста 161

3.7. Факторный анализ 162

3.8. Валидность теста 166

3.9. Стандартизация теста 167

Заключение 176
Глава 4 Измерение интеллекта


4.1 . Подходы к определению интеллекта




178

4.2. Тесты для измерения интеллекта,

их

виды 181

4.3. Структура интеллекта 182

4.3.1 . Иерархические теории структуры интеллекта 182


4.4. Распределение тестовых оценок интеллекта




196

4.5. Интеллекти наследственность




197

4.6. Интеллект и биологическая среда




209

4.7. Интеллекти половые различия




211



4.3.2. Модель интеллекта по Терстоуну 184


4.3.3. Модель интеллекта по Гилфорду

186

4.3.4. Модель интеллекта по Айзенку

188

4.3.5. Модель интеллекта по Кеттеллу

189

4.3.6. Модель интеллекта по Стернбергу

192

4.3.7. Концепция генерального фактора: вчера и сегодня

195


4.8. Интеллекти питание 212


4.9. Интеллект и социокультурная среда

215

4.10. Различия в интеллекте, обусловленные возрастом

223

4.11 . Различия в интеллекте, обусловленные числом детей




в семье и очередностью их рождения

231

4.12. Интеллект: предпосылки и детерминанты

237

4.13. Интеллект и личность 248

Заключение 252
Глава 5 Личностные опросники

5.1 .Виды опросников, формы вопросов и представления результатов 255

5.2. Проблема достоверности личностных опросников.

Факторы, детерминирующие ответы на вопросы 258

5.2.1. Фальсификация и установки на ответы 258

Оглавление
5.2.2. Понимание вопросов и изменчивость ответов 262

5.2.3. Психометрический парадокс 265

5.2.4. Обобщенный анализ факторов, детерминирующих

ответ 267

5.3. Личностные опросники и теории личности 276

Заключение 283
Глава 6 Проективная техника

6.1 . Предыстория проективной диагностики 285

6.2. Проекция: от феномена к принципу исследования 287

6.2.1. Проекция как психологический феномен 287

6.2.2. Проективная гипотеза и проективные методики,

их виды 290

6.2.3.Роль стимула в проективных методиках 295

6.3. Теоретическое обоснование проективного подхода

к диагностике личности 299


6.4. Бессознательное и проективные методики

308

6.5. Проективные методики или «объективные тесты»?

315

6.6. О разработке проективных методик

318

Заключение 320


Литература

322

^ Алфавитный указатель

347

Приложение

.35 1


Предисловие

Сегодня достаточно трудно назвать ту область психологии, по которой не было бы издано ни одного учебника. Психологическая диагностика в нашей стране оказа- лась обделенной, несмотря на то что интерес к ней достаточно велик, а соответ- ствующие учебные курсы преподаются уже более двух десятилетий не только в университетах, занимающихся подготовкой будущих психологов, но и при обу- чении студентов многих других специальностей, например социологов, медиков, педагогов. Немногочисленные учебные пособия (всего 3!), несмотря на их извест- ность и популярность у студентов, не могут заменить систематизированного из- ложения истории, теорий и важнейших проблем психологической диагностики. Тем более, что эти пособия в основном сосредоточены на раскрытии частных во- просов и порой страдают отсутствием методологической проработки важнейших проблем этого направления психологической науки. Не восполняют образовав- шейся пустоты и отдельные, крайне редкие (я смог вспомнить только три книги!) переводы зарубежных работ, в которых традиционно обходятся без рассмотрения предмета психодиагностики, ее метода, взаимосвязей с другими областями пси- хологического знания и многого другого из того, что делает науку наукой, а не средоточием, пусть интересных, сведений об эмпирических данных и разработках.

Предлагаемый вниманию читателя учебник по психодиагностике — результат моего давнего интереса к этому направлению психологических исследований. Его появлению предшествовали статьи и книги, посвященные «открытию» этой на- уки для тогда не вполне искушенных в ней психологов1, опыту работы с некото- рыми методиками2 и, наконец, попыткам конструирования системы психодиагно- стического знания3. Не следует сбрасывать со счетов и многолетний опыт препо- давания как общего курса психодиагностики, так и спецкурсов по ее отдельным проблемам в учебных заведениях Украины, России и Белоруссии.

Также хотелось бы сказать несколько слов о некоторых особенностях данного учебника. Во-первых, я долго не мог принять решение о том, помещать ли в текст книги описание соответствующих тестов в тех главах и разделах, в которых о них идет речь. Обычно достаточно полное описание тестов (во всяком случае, важней- ших из них) присутствует в любом зарубежном руководстве по психодиагности- ке. С одной стороны, подробное знакомство с тестами уместно в контексте рас- сматриваемых проблем психодиагностики и могло бы облегчить читателю пони- мание ряда вопросов. С другой стороны, в отечественной литературе наиболее




Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика интеллекта и личности. — Киев: Вища школа, 1979.




См. напр.: Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Рор- шаха). — Киев: Здоров'я, 1979; Бурлачук Л. Ф., Духневич В. Я. Исследование надежности опросни- ка Р. Кеттелла 16 PF // Психологический журнал. — 2000. — Т. 21. — № 5.




Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. К построению теории «измеренной индивидуальности» в психоди- агностике // Вопросы психологии. — 1994. — № 5; Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справоч- ник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2001.

Предисловие
известные зарубежные тесты неоднократно описаны, в том числе и автором этих строк. В итоге было принято решение о том, что описание тестов не включается в учебник, а для более детального их рассмотрения читатель может обратиться к ра- нее опубликованному «Словарю-справочнику по психодиагностике» (СПб., Пи- тер, 2001).

Во-вторых, обычно авторы учебников, и это правильно, стараются избегать дискуссий, полемики. Мне это удалось не в полной мере, ибо процесс окончатель- ного оформления психодиагностики в самостоятельную ветвь психологического знания еще нельзя признать завершенным.

Передавая на суд читателя первый на «постсоветском пространстве» учебник по психодиагностике, я считаю своим долгом выразить глубокую благодарность своим многочисленным студентам, аспирантам и слушателям, благожелательное отношение которых, их вопросы, а иногда возражения и недоумение способство- вали работе над этой книгой. Я также не могу не сказать о своей признательности сотрудникам редакции психологической литературы Издательского дома «Пи- тер» за неизменно дружелюбное и уважительное отношение ко мне и моей работе над этим учебником.

Я буду рад всем замечаниям и пожеланиям читателей, которые могут для это- го воспользоваться электронной почтой или заглянуть на мой Web-сайт:

psydiag@i.kiev.ua; www.lbvs.kiev.ua/psydiag

Л. Бурлачук

Киев, 2002 г.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   56

Похожие:

Учебник нового века iconУчебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. Спб.: Питер, 2003. 351 с.: ил. Серия «Учебник нового века»
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов, а также специалистов,...
Учебник нового века iconЛитература ІІ половины ХХ века Литературный процесс второй половины...
Литературный процесс второй половины века: школа «нового романа», экзистенциальный роман (Ж. П. Сартр, А. Камю)
Учебник нового века iconДЕ. 04. Философия Нового времени и Просвещения
Нидерландский философ XVII века, определивший свободу как познанную необходимость, …
Учебник нового века iconAnnotation Впервые на русском главная сенсация испанской литературы...

Учебник нового века iconМедицина нового времени 17-18 века
Но прививки вариоляция иногда вызывали тяжелейшее, если не смертельное заболевание. Человек, которому сделали прививку, кроме того,...
Учебник нового века iconУчебник. (автор В. М. Найдыш) 978-5-98281-102-8
Философия. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. (автор Б. Марков.) 000000003554
Учебник нового века iconGenre prose classic Author Info Фрэнсис Скотт Фицджеральд Новые мелодии...

Учебник нового века iconУчебник написан в соответствии с программой подготовки психологов...
Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений
Учебник нового века iconУолтер Миллер гимн лейбовицу fiat homo[1]
Грандиозная эпопея, наглядно демонстрирующая процессы возрождения и краха Нового Мира. «Гимн Лейбовицу» абсолютно заслуженно считается...
Учебник нового века iconУчебник для вузов. Ростов- на-Дону, 2001. Лобачева Г. К. Экология...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница