Ю. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста


НазваниеЮ. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста
страница1/29
Дата публикации11.02.2014
Размер4.19 Mb.
ТипРеферат
vb2.userdocs.ru > Психология > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
Л. М. Шипицына, А. А. ХИЛЬКо,

Ю. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук,

Н. Н. Яковлева

Комплексное

сопровождение

детей дошкольного

возраста


Санкт-Петербург
2003


БВК 88.з7 Шбз

Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н.

Шбз Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /

Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. - СПб.: «Речь», 2003. - 240 с.

ISBN 5-9268-0172-9

В методических рекомендациях по психолого-педагогическому медико-социальному сопровождению дошкольников представлен систематизированный ма­териал практического опыта работы специальных (коррекционных) ДОУ Санкт Петер6урга. В учебго-методических материалах раскрываются не только теоретические

аспекты комплексного сопровождения детей, нон примеры игр, упражнений и др., которые можно использовать при организации и в работе служб сопровождения. В приложениях также приведен ряд инструктивно-правовых до­кументов, являющихся базовыми идя организации служб сопровождения.

ББК 88.37

Главный редактор ^ И. Авидон
Заведующая редакцией Т. Тулуньева
Ведущий редактор М. Рузина
Художественный редактор Л. Борозенец

Технический редактор Л. Лагода

Директор, Л. Янковский

Лицензия Лп Ns 000364 от 29.12.99 г. Подписано в печать 24.12.2002 г.
Формат 60х901/16. Усл. печ. л. 15. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Тираж 4000 экз. Заказ N4 /3. Р.

000 издательство «Речь»

199004, Санкт-Петербург, В.О., 3-я линия, 6 (лит. "А"), тел. (812) 323-76-70, 323-90-63, rech@mail.lanck.net, www.rech.spb.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов а типографии "Сзпд". Гатчина, ул. Солодухина

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

Глава 1

^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКО­СОЦИАПЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА………… 7

Основные понятия и принципы сопровождения………………. 9

Сопровождение ребенка в общеобразовательных учреждениях 19

Основные этапы индивидуального сопровождения………………………… 21

Основные этапы системного сопровождения 22

Качественная диагностика как фундамент сопровождения …………….. 23
Глава 2

^ ОРГАИИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКО­СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ 27

Концепция сопровождения в ДОУ 29

Организация деятельности службы сопровождения 31

Организация диагностики в системе сопровождения 36

Организация психолого-медико-педагогических

консилиумов 39

Организация учета катамнеза 43
Глава 3

^ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА» 45

Общие сведения 47

СОМАТИЧЕСКИ ослабленные дети и их сопровождение 52

Сопровождение агрессивного ребенка 60

Диагностика агрессивного ребенка 65

Направления сопровождения агрессивного ребенка 68

Методы сопровождения агрессивного ребенка 74

Работа с родителями агрессивного ребенка в логике индивидуального сопровождения 78

Сопровождение гиперактивного ребенка 80

Характеристика гиперактивности 80

Диагностика гиперактивного ребенка 84

Сопровождение гиперактивного ребенка в условиях ДОУ и семьи 87

Сопровождение замкнутого ребенка 95

Коррекционная работ 99

Сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи 102

Характеристика детей с общим недоразвитием речи 102

Комплексное обследование детей с ОНР 106

Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОН Р в логике

сопровождения 109

Формирование фонетико-фонематических компонентов речи 111

Формирование фонематического восприятия 112

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза 113

Формирование лексико-грамматического строя речи 116

Развитие связной речи 118

Коррекционно-педагогическая работа воспитателя 119

Работа с родителями 120

Глава 4

^ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОПРОВОЖДАЮЩИХ……………….. 121

Управленческие аспекты службы сопровождения ДОУ 123

Работа с педагогическим коллективом ДОУ в идеологии сопровождения 128

Работа с родителями в логике сопровождения 135

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Типовое положение о6 образовательном учреждении для детей

нуждающихся в психолого-педагогической

и медико-социальной помощи 143

  1. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения 151

  2. Образцы документов ДОУ по индивидуальному сопровождению

ребенка. Индивидуальная карта сопровождения 159

  1. Основные характеристики развития детей 161

  2. Протокол наблюдений 164

  3. Примерная схема наблюдения за поведением ребенка 165

  4. Агрессивность. Опросник 1. Ребенок глазами взрослого 168

  5. Агрессивность. Опросник 2. Виды, направленность, чувствительность

к присутствию других 171

  1. Игры, предлагаемые для работы с агрессивными детьми 172

  2. Гиперактивность. Анкета для родителей

  3. Гиперактивность. Анкета для педагога 177

  4. Симптоматика 178

  5. Анкета для родителей М. М. Безруких 179

  6. Игры, предлагаемые для работы с гиперактивными детьми 181

  7. Игры, предлагаемые для работы с замкнутыми детьми 184

  8. Логопедическое обследование детей 188

  9. Планирование фронтальных занятий логопеда

  10. Рекомендации воспитателю по использованию лексико-грамматических тем в старших логопедических группах 210

  11. Рекомендации к анализу занятия педагога в логопедической группе детского сада 221

  12. Последовательность работы по обучению грамоте детей с ОНР


ЛИТЕРАТУРА 227

  1. ^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 227


ВВЕДЕНИЕ

Идея сопровождения (от англ. guideness) возникла как практичес­кое воплощение идеи гyманистического и личностно-ориентированного подхода к ребенку. В России идея психолого-педагогического медико-социального сопровождения стала реализовываться в систе­ме образования с 1994 года.!

Технология «Сопровождение в образовании» развивается в Рос­сии как особая научно-практическая область на основе мультидис­циплинарного подхода, обретает свою методологию и организаци­онную форму. Служба сопровождения становится необходимой и органической структурой образовательной системы России: без служб сопровождения трудно решать задачи гуманизации образования, обеспечить личностно-ориентированное обучение и воспитание, со­здать условия для полноценного развития детей, обеспечить их пси­хическое и соматическое здоровье.

В настоящее время сложились разные формы и уровни сопровож­дения. Наиболее широкое распространение получили районные ППМС-центры как устойчивая система объединения специалистов (педагогов, психологов, медиков, социальных работников, дефекто­логов и других специалистов), осуществляющих сопровождение в иде­ологии комплексной работы «команды». Проведенные исследования (Колеченко А. К., 2001) показывают, что районные ППМС-центры не могут обеспечить сопровождение всех детей, оперативно реагиро­вать на проблемы образовательных учреждений, т. к. работают в сис­теме «автономности, независимости» (Казакова Е. И., 1998), не вклю­чают в систему сопровождения всех участников образовательного процесса. Основной задачей сопровождения является сознание пси­холого-педагогических условий для полноценного развития и станов­ления совершенствующейся социально- спешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развития в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования.
Наиболее эффективно задачу сопровождения могут решать педа­гогические коллективы и специалисты образовательных учреждений при условии включения родителей в процесс сопровождения разви­тия детей. В существующей практике выделяются разные организа­ционные службы сопровождения:

I. Служба сопровождения или консилиум в образовательном уч­реждении.

ТТ. районные (независимые) ППМС-центры.

III. Городская или областная психолого-медико-педагогическая консультации.

Эти службы сопровождения взаимодействуют друг с другом, ви­доизменяются в решении проблем ребенка.

Большинство публикаций, в которых отражены содержательные и организационные формы сопровождения, посвящено школьному периоду жизни ребенка. Проблемы сопровождения ребенка в до­школьных образовательных учреждениях изучены и раскрыты менее полно, что совершенно неправомерно, Т. К. основы большинства «про­блем» школьников закладываются и формируются в дошкольном возрасте.

При разработке научно-методических материалов по сопровождению детей в дошкольных образовательных учреждениях мы опирались на имеющиеся публикации поданной проблеме и организацию сопро­вождения дошкольников в условиях детских садов Санкт-Петербурга.

Авторы-составители пособия приносят глубокую благодарность всем специалистам и руководителям учреждений за разработанные и представленные в настоящем пособии материалы

^ Теоретические основы

психолого 

педагогического медико 

социального

сопровождения развития

ребенка

  • Основные понятия И принципы сопровождения

  • Сопровождение ребенка в обще -
    образовательных учреждениях

  • Основные этапы индивидуально­го сопровождения

  • Основные этапы системного сопровождения

  • Качественная диагностика как фундамент сопровождения



^ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

И ПРИНЦИПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ

История зарождения в системе образования системы комплекс­ной помощи ребенку в развитии одновременно может характеризо­ваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая - всего 10-15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специалистов раз­ного профиля; взаимодействия, направленного на всестороннюю диагностику развития ребенка и создание коррекционно-развиваю­щих программ. Но только 10-15 лет назад вместе с формированием гуманистических ориентаций в российской педагогике стала разви­ваться отечественная система сопровождения ребенка. Раннее сопро­вождение, сопровождение развития в общеобразовательной школе, целевое сопровождение различных трупп риска», сопровождение в специальном образовании, сопровождение одаренных детей стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребен­ка на полноценное развитие.

Теоретическая идея необходимости помощи в ситуациях разви­тия нашла свое практическое воплощение в работе центров и служб психолого-педагогического и медика-социального сопровождения детей или просто центров и служб сопровождения (приложение 1). Чаще всего центрами сопровождения называют те учреждения в сис­теме образования, которые автономны по отношению к другим об­разовательным учреждениями связаны с последними только дого­ворами о сотрудничестве. Службы сопровождения - структурные подразделения образовательного учреждения, возникающие в его рамках, подчиняющиеся руководству образовательного учреждения и предназначенные для сопровождения учащихся этого учреждения.

Концепция сопровождения как новая образовательная техноло­гия в нашей стране разработана Е. И. Казаковой (1995-2001).

Ею выделено несколько источников создания отечественной сис­темы сопровождения:

  • опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе спе­циального образования;

  • опыт функционирования специализированных служб, обеспе­чивающих разнонаправленную психолого-педагогическую ме­дикосоциальную поддержку детей и их родителей (консульта­тивные службы, коррекционные центры, диагностические центры, службы «Доверие», кризисные службы и Т. д.);

  • многолетняя работа психолого-медико-педагогических кон 

сультаций и комиссий для детей с проблемами в развитии;

  • разработки координационных, научно-методических и экспер­тных советов, обеспечивающих развитие образовательных уч 

реждений;

  • исследования различных крупных вузовских научных центров;

  • реализация в стране международных программ по созданию системы сопровождения развития учащихся (более 40 лет в Ев-роде развивается система сопровождения учащихся, хорошо согласованная с системой «консультирования» и «тьюторства» в США и др. странах);

  • опытно-экспериментальная и инновационная работа различ­ных групп педагогов, психологов, социальных педагогов, спе­циальных педагогов и психологов.

Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный под­ход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Каждая ситуация вы­бора порождает множественность вариантов решения, опосредован­ных некоторым ориентационным полем развития. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несет сам субъект.

Важнейшим положением системно-ориентационного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта (ключевое положение «педагогики успеха»); следователь­но, - на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако, для осуществления права свободного

10

выбора различных альтернатив развития необходимо научить чело­века выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Исходя из этого, Е. Й. Казакова (2000) дает следующее определение сопровождению.

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора) При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, таки развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора - множе­ственные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Введение термина «сопровождение» не является результатом на­учно-лингвистического эксперимента; замена его классическими - помощь, поддержка или обеспечение - не в полной мере отражает суть явления. Имеется в виду не любая форма помощи (а тем более обеспечения), а поддержка, в основе которой сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта ре­шения актуальной проблемы. Перед нами сложный процесс взаимо­действия сопровождающего и сопровождаемого, результатом кото­рого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. При анализе термина не менее важно и то, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но его родители и педагоги.

Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.


Рис. 1. «Субъектный четырехугольник (по Е. И. Казаковой, 2000)
Следует различать понятия:

  • процесс сопровождения;

  • метод сопровождения;

  • служба сопровождения.

Близкими понятиями к понятию «сопровождение» считаются «обеспечение», «помощь».

Если исходить из того, что «сопровождение» — это «обеспечение», тогда под сопровождением понимается метод, обеспечивающий со­здание условий для принятия субъектом развития оптимальных ре­шений в различных ситуациях жизненного выбора.

Если предположить, что «сопровождение» — это помощь, то под «сопровождением» понимается процесс — совокупность последова­тельных действий, позволяющих субъекту определиться с приняти­ем решения и нести ответственность за реализацию решения.

Исходя из того, что между методом сопровождения и процессом сопровождения существует определенная связь, то под методом со­провождения понимается способ практического осуществления про­цесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех

функций:

  • диагностика существа возникшей проблемы;

  • информация о существе проблемы и путях ее решения;

  • консультация на этапе принятия решения и выработка плана

решения проблемы;

первичная помощь на этапе реализации плана решения. Если «сопровождение» идентифицировать С ПОНЯТИЕМ «организа 

ция», то служба сопровождения — это объединение специалистов

разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жиз- недеятельности в образовательном учреждении являются:

  • рекомендательный характер советов сопровождающего; О приоритет интересов сопровождаемого< «на стороне ребенка»;

  • непрерывность сопровождения;

  • мультидисциплинарность (комплектный подход) сопровожде­ния;

  • стремление к автономизации.,

Рассмотрим эти принципы подробнее.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Похожие:

Ю. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста iconЛямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия...
Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного...
Ю. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста iconНина Сергеевна Ежкова Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1
Целью настоящего пособия является обогащение эмоционального опыта детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на уровне...
Ю. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста iconУльянова Р. К. Дошкольное воспитание аномальных детей. Коррекция...
Задачей настоящей работы является анализ состояния общей и тонкой моторики у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом...
Ю. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста iconВоспитание слепых детей дошкольного возраста в семье
Психолого-педагогические основы подготовки слабовидящих детей к школе
Ю. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста iconДетство-пресс
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
Ю. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста iconПояснительная записка Характеристика нравственно-волевой сферы детей...
Программа формирования дисциплинированности как нравственно-волевого качества у детей 5-го года жизни в условиях доу общеразвивающего...
Ю. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста iconРассмотрены и утверждены на заседании кафедры
«теория и методика руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста»
Ю. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста iconВопросы к экзамену по коррекции
Игровые технологии в развивающих программах для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Ю. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста iconСодержание
Состояние фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Ю. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста icon«Общие вопросы методики развития речи дет ей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Тема «Общие вопросы методики развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница