Возраста


НазваниеВозраста
страница1/19
Дата публикации11.02.2014
Размер2.48 Mb.
ТипКнига
vb2.userdocs.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


ПСИХОЛОГИЯ Е. Е. АЛЕКСЕЕВА

ДЕТСТВА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Как помочь ребенку?

Учебно-методическое пособие

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2008

ББК 88.8 А47

Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 Педагогика

Алексеева Е. Е.

А47 Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. —

СПб.: Речь, 2008. - 283 с.

ISBN 5-9268-0665-8

В книге рассматриваются психологические проблемы детей дошкольного возраста, причины их возникновения, а также пути предупреждения и коррекции. Для педагогов и родителей предложено большое количество памяток и таблиц. Авторские программы коррекционно-развивающих занятий с описанием игр, игровых ситуаций, конспекты занятий и диагностические материалы помогут понять все сложные моменты при проведении коррекционной и профилактической работы с детьми дошколь­ного возраста.

Обширный практический и теоретический материал будет полезен родителям, широкому кругу специалистов и студентам психологических и педагогических специальностей вузов.

ББК 88.8

ISBN 5-9268-0665-8

© Е. Е. Алексеева, 2006 © Издательство «Речь», 2007 © И. А. Могутова, иллюстрации, 2007 © П. В. Борозенец, оформление, 2007
Однажды ко мне подошли студенты и рассказали, что те практические ситуации, которые я разбираю с ними на занятиях, очень помогают им в педагогической деятельности. Как оказалось, примеры из жизни дет­ского сада больше всего запоминаются и могут служить ориентирами в психолого-педагогической работе с до­школьниками.

Книга является монографическим исследованием психологических проблем детей дошкольного возраста, причин их возникновения, а также путей их предупре­ждения и коррекции на примере наиболее типичных про­блемных психолого-педагогических ситуаций в воспита­нии дошкольников, отражая многолетний опыт работы. Книга состоит из трех глав, каждая из которых посвя­щена определенному возрастному периоду: ранний воз­раст (до 3 лет), средний возраст (от 3 до 5 лет) и старший возраст (от 5 до 7 лет). Для педагогов и родителей пред­ложено большое количество памяток и таблиц. Автор­ские программы коррекционно-развивающих занятий с описанием игр, игровых ситуаций, конспекты занятий и диагностические материалы помогут понять все сложные моменты при проведении коррекционной и профилакти­ческой работы с детьми дошкольного возраста.

В первой главе «Ранний возраст (до 3 лет)» рассма­тривается агрессивное поведение детей, проблемы в детско-родительских отношениях, страхи у детей ран­него возраста, проблемы, вызванные несоответствием пола ребенка ожиданиям родителей и психологической несовместимостью взрослого с ребенком, проблемы адаптации. Сложности в отношениях родителей к детям
в зависимости от порядка их рождения представлены те­мой «Младший, средний, старший или единственный?». Здесь читатель найдет памятки для педагогов и родите­лей, написанные от лица младшего, старшего, среднего или единственного ребенка.

Во второй главе «Средний возраст (от 3 до 5 лет)» проблема общения со сверстниками рассматривается, исходя из основных групп трудностей, возникающих у детей дошкольного возраста, предложены способы преодоления этих трудностей. Игры на тему «Знаком­ство», которые можно использовать в подгрупповой ра­боте с детьми, представлены в виде удобной таблицы, включающей в себя цель, основное содержание, воз­раст ребенка и время выполнения. Авторская програм­ма коррекционно-развивающих занятий по проблемам общения (16 занятий) с описанием игр и игровых ситуа­ций, конспекты занятий по развитию общения у детей дошкольного возраста (4 занятия) помогут преодолеть трудности при проведении работы с детьми.

Во второй главе рассмотрены проблемы вербальной агрессии, конфликты в детско-материнских отношени­ях и проблемы, связанные с несоответствием воспита­ния полу ребенка. Патологические привычки у детей дошкольного возраста конкретизированы в разделах: «Сосание предметов», «Сосание пальца», «Кусание или грызение ногтей», «Онанизм (мастурбация)». Особен­ность данного материала в том, что все ситуации рас­сматриваются с двух позиций: «Что нужно делать?» и «Чего делать нельзя?». Наиболее часто встречающиеся патологические привычки у детей дошкольного возрас­та представлены в виде памятки: «Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти». В этой главе выделены факторы психологического явле­ния, которое называется конфликтом сиблингов. Анализ причин плохой адаптации детей, таблица «Психолого- педагогические проблемы детей дошкольного возраста»,

5

памятка «Что нужно делать для решения проблем адап­тации детей к дошкольному образовательному учрежде­нию» и программа коррекционно-развивающих занятий по проблемам адаптации детей дошкольного возраста (16 занятий) помогут не только провести быструю диа­гностику проблем у детей в период адаптации, но и най­ти пути решения этой проблемы. В этой главе вы найдете памятку по консультированию родителей и дошкольный вариант тренировки по Джекобсону (с указаниями по материалам авторских исследований упражнений, по­лезных педагогам).

В третьей главе «Старший возраст (от 5 до 7 лет)» рассмотрены тонкости работы взрослых с опросни­ком «Страхи у детей» (автор А. И. Захаров) и правила обращения со страхами. Памятка для родителей и пе­дагогов «Осторожно, страхи!» и авторская программа коррекционно-развивающих занятий по преодолению страхов у детей дошкольного возраста (30 занятий) по­могут взрослым разобраться в проблеме страхов у де­тей. Описание поведенческих особенностей детей до­школьного возраста, которые характерны для той или

иной психологической защиты, и некоторых особен-

%

ностей поведения родителей помогут педагогу вовре­мя заподозрить неблагополучие в детско-родительских отношениях. В помощь взрослым предложены две па­мятки: «Что делать, если ребенок дошкольного возрас­та берет чужое?» и памятка педагогам и родителям при столкновении с психологическими защитами у детей. Для педагогов разработана таблица «Диагностика ти­пов негармоничного семейного воспитания», опросник для родителей «Любимая сказка» и дан ответ на вопрос «Как понять, что ребенок нуждается в психологической помощи?». Рассмотрены и особенности проведения диагностики детско-родительских отношений посред­ством опросника для детей «Семейное интервью» (автор А. И. Захаров).

6

Введение

В этой главе вы найдете материал, посвященный проблемам во взаимоотношениях между педагогами и детьми. Показаны признаки, по которым можно предпо­ложить неблагополучие во взаимоотношениях педагога и ребенка, выделены причины, порождающие трудности и неблагополучие во взаимоотношениях педагогов и де­тей, и определены условия, необходимые для нормализа­ции взаимоотношений педагогов и детей. Представлены авторский вопросник «Отношение детей к педагогу» и анкета «Отношение педагога к ребенку», конспект за­нятия с детьми 5 — 6 лет на тему «Я обиделся!». Рассмо­трен психологический смысл наказаний и поощрений, поставлен акцент на особенностях восприятия детьми дошкольного возраста неосторожно сказанных слов и др. Вы найдете памятки для родителей и педагогов: «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста», «Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста», «Как нужно поощрять детей до­школьного возраста».

В заключительной части книги представлена автор­ская программа «Психологическая компетентность де­тей дошкольного возраста». Занятия предлагаются в виде отдельных страниц психологической тетради: обидная страница, веселая страница, страшная страница, серди­тая страница, личная страница и др. В программе рас­смотрена и проблема психологической компетентности взрослого. Таблица «Я и ТЫ» позволит понять и освоить технологию проведения балинтовской группы с педаго­гами и родителями детей дошкольного возраста.

Обширный практический и теоретический матери­ал, содержащий анализ психологических проблем детей раннего, среднего и старшего дошкольного возраста, бу­дет полезен родителям, широкому кругу специалистов (в первую очередь дошкольных образовательных учреж­дений) и студентам психологических и педагогических специальностей вузов.

Глз&з 1.

fAHHHtf ШШГ

(Do Ь лет)

8

Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет)

Раннее детство (период до 3 лет) — это особый пери­од, когда эмоции господствуют над поведением ребенка, отражая все стороны действительности, с которой при­ходится сталкиваться малышу. Эмоции маленького ре­бенка возникают в ответ на конкретную ситуацию и не обладают устойчивостью. В этом состоит огромная при­влекательность данного возраста. Многое можно изме­нить, перенаправить и скорректировать, например из­менив поведение окружающих ребенка близких людей.

Дети отличаются друг от друга, так же как, впрочем, и взрослые люди, эмоциональной впечатлительностью. Для тех детей, которые изначально были нервно осла­блены, любая напряженная ситуация грозит перерасти в накопление напряжения, а затем в извержение, взрыв чувств — это так называемые истерики. Когда ребенок накричится и наплачется, наступает затишье, до следую­щего эмоционального взрыва. Так и живут многие семьи в циклическом режиме: напряжение — взрыв — зати­шье, и опять все идет по кругу. Вырастая в таких услови-

S

ях, ребенок меняет формы снятия напряжения, оставляя неизменной модель. Опасность состоит в том, что эта мо­дель невротического регулирования состояния берется ребенком на вооружение и легко переносится сначала в детский сад, школу, а потом и собственную семью.

/ШССУЮШ

КаШгсришкпс «нет на ёсс предложения

Артем, 3 года. Мама рассказывает о поведении своего сына: «У мальчика появилось категорическое „нет" на все предложения со стороны взрослых. Он противоречит сам себе. Артем стал очень обид­чивый, даже когда с ним говорят очень спокойно. Агрессивное поведение про­является по отношению к маме и папе, а вот по отношению к бабушке и дедушке Артем себе такого не позволяет. В дет­ском саду ведет себя очень хорошо, слушается вос­питательниц, с ним никаких проблем. А вот дома стал просто неуправляемым! Хотя мы не кричим на него, не заставляем: „Если чего-то не хочешь, то и не надоЯ вчера ругала Артема и сказала ему, что его „дядька" заберет. Так вот, наш сын заявил нам, что уйдет жить к бабушке. А мне сказал: „Я тебя поре­жу ножикомГ На улице может остановиться и тре­бовать конфеты. Я всегда, приходя в детский сад за Артемом, приносила ему конфеты, а теперь считаю, что хватит, так как сын стал просто требовать от меня конфеты. Я должна все сделать для ребенка! А он не поддается воспитанию! Как реагировать на агрессию? Как добиться того, что надо мне?»


10

^ Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет)

В этой ситуации маме прежде всего необходимо по­нять, что ей нужно. То есть необходимо четко опреде­лить, что для нее принципиально, а по каким вопросам она могла бы пойти на компромисс. Тогда ее категори­ческих «нет» для Артема станет меньше, соответственно снизится и количество его категорических «нет». С Ар­темом происходит вполне закономерный для его возрас­та кризис развития. А как всякий кризис, он протекает не всегда гладко. Дело в том, что именно в эти периоды дают о себе знать, с одной стороны, педагогические не­дочеты, а с другой — особенности личности ребенка.

В данном случае Артем четко определил, для кого ему необходимо устраивать скандалы. Претензии Артема именно к маме с папой вызваны недостаточной свободой и самостоятельностью, которые мальчик своим категори­ческим «нет» пытается отстоять. Этот кризисный период так и называют: «Я сам!» Предоставив больше свободы и самостоятельности в тех вопросах, в которых ребенок уже компетентен, в тех ситуациях, которые безопасны, родители смогут вернуть спокойствие и равновесие в свой дом. Запугивая мальчика «дядькой», они получили обратный результат — агрессию. Ведь агрессия — это оборотная сторона страха (см. «Страхи у детей»). Слова, сказанные матери сыном, безусловно, неприятны для нее, но они должны заставить задуматься о нижеследующем:

1. Возможно, мальчик где-то почерпнул такой спо­соб расправы и этот источник знаний необходимо скорректировать (это могут быть и видеофильмы, и компьютерные игры).

2. При воспитании сына мама недостаточно уделяет внимания одному из четырех табу, которые должен усвоить каждый ребенок: нельзя причинять вред другому.

3. На агрессивные выпады трехлетнего малыша лучше всего дать спокойный твердый отпор: «Так делать нельзя!», «Так говорить плохо!» и т. п.

Агрессивное поведение

11

«Уже покусала д&онх дапги*



Юля, 2 года 6 месяцев, ясельная группа. Девоч­ка агрессивна по отно­шению к сверстникам и уже покусала двоих де­тей. В уголке природы, воспользовавшись тем, что на нее никто не смотрит, Юля оборва­ла листья у комнатного растения, срывая посте­пенно листочек за ли­сточком. Когда педагоги просят или требуют, чтобы Юля что-то сде­лала, девочка опускает голову и долго смотрит

исподлобья. После тща-

»

тельного обдумывания ситуации Юля выполняет просьбу-требование педагога, но с таким видом, как будто оказывает большое одолжение. Для рисования картинок Юля выбирает только красный цвет.

Оказалось, что в семье Юля бьет всех (маму, папу, бабушку), кроме дедушки, которого уважает и слушает­ся. Агрессивное поведение у маленьких детей чаще все­го связано с семейной атмосферой. В семье, например, может допускаться агрессивное поведение по отноше­нию к ребенку или между другими членами семьи. Став нормой, агрессивное поведение легко переносится в до­школьное учреждение. Выбор красного цвета говорит о напряженности, агрессивности. Выплескивание этой напряженности и агрессивности в рисунок (при помощи цвета) выступает фактором, стабилизирующим состоя­ние девочки.

12

^ Глава 2. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (от Здо5 лет)

Что можно предпринять в этой ситуации?

© Педагогам в беседе с родителями о причинах агрес­сивного поведения девочки в детском саду сделать акцент на том, что такое поведение чаще всего свя­зано с психологическим климатом в семье.

© Родителям и бабушке проанализировать взаимоот­ношения дедушки и Юли. Ответить на вопрос: какие поведенческие стратегии помогают дедушке доби­ваться того, что Юля его не бьет?

© Маме, папе и бабушке при агрессивных проявле­ниях Юли по отношению к ним выступать единым фронтом на защиту друг друга: например, бабуш­ка выступает на защиту папы и говорит Юле, что папа — это ее ребенок и бить своего ребенка она не позволит никому. Подключить к этому отпору агрес­сии дедушку, которого Юля уважает и слушается.

© Если девочка замахнулась на взрослого, стукнула его или покусала сверстника, то обязательно под­черкнуть, что Юля сделала плохо, расстроила вас, сделала больно. Не давать ответного агрессивного выпада по отношению к Юле, в этом случае он не­эффективен, поскольку агрессивное поведение у девочки и так уже закрепилось, оно ее не удивит, а только поможет уверовать в то, что так и надо по­ступать с теми, кто не прав.

© Исключить агрессивные проявления всем членам семьи. В ежедневном общении демонстрировать Юле модель бесконфликтного поведения.

© В детском саду предоставить девочке возможность конструктивно выплескивать свою агрессию: напри­мер, можно бить «грушу», которая висит в спортив­ном уголке, бить в барабан в музыкальном уголке. Поощрять рисование, которое девочка использует как один из способов адаптации. Не навязывать Юле выбор цвета при рисовании, он изменится тогда, ко­гда изменится ситуация, в которую попала девочка.

Агрессивное поведение

13

© Подчеркивать, что Юля — хорошая девочка, и по­ощрять то хорошее в поведении Юли, что увидели. Вы и не заметите, как девочка действительно станет такой!

<^Чта однаЛает пристрастие, л: такш игре?»

Дима, 2 года 4 месяца. Утром не хочет идти в группу и просит маму оставить его посидеть в раз­девалке. Любит играть в детском саду и дома с игру­шечными животными. Игры Димы развиваются каж- дыйраз по одинаковому сценарию: животные борются между собой, не соглашаются на мирные переговоры и совершают откровенно агрессивные действия по от­ношению друг к другу. Что означает пристрастие к такой игре?

В семье Димы наказаниями сына (а он единственный у родителей) занимается мама. Папа сына практически не наказывает. Мама использует физические наказания («Бывает, даю по попе», «Могу ударить») и жалуется на то, что после таких наказаний сына мама плохо себя чув­ствует. Дима часто устраивает истерики: кидается на пол и кричит. Такое поведение у мальчика чаще всего случа­ется в гостях.

Очевидно, что агрессивные действия по отношению к себе со стороны самого близкого и очень значимого че­ловека (мамы) мальчик переносит и в игровую деятель­ность. Кроме этого, данное игровое поведение помогает ребенку в этом возрасте отреагировать на напряжение и негативные чувства по отношению к близким людям. Истерики устраиваются Димой для родителей в присут­ствии посторонних: именно для них он ведет себя безоб­разно и плохо. Впрочем, заметим, что так же ведет себя и мама по отношению к Диме.

14

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Возраста iconЛямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия...
Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного...
Возраста iconНина Сергеевна Ежкова Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1
Целью настоящего пособия является обогащение эмоционального опыта детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на уровне...
Возраста iconМетодические указания по теме : в инфекционной патологии детского...
Клиника, диагностика, профилактика, лечение и реабилитация при оки у детей раннего возраста: методические рекомендации” Л., 1989...
Возраста iconУльянова Р. К. Дошкольное воспитание аномальных детей. Коррекция...
Задачей настоящей работы является анализ состояния общей и тонкой моторики у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом...
Возраста icon«Общие вопросы методики развития речи дет ей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Тема «Общие вопросы методики развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Возраста iconДетство-пресс
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
Возраста iconГнойно-воспалительные заболевания костей, суставов и мягких тканей....
Лекция № Гнойно-воспалительные заболевания костей, суставов и мягких тканей. Ургентная урология детского возраста. Мочекаменная болезнь....
Возраста iconПрограмма конференции
Эффективность применения игровых технологий в работе с детьми младшего школьного возраста
Возраста iconКафедра стоматологии детского возраста
Сгму, доктором медицинских наук Л. Н. Горбатовой и ассистентом кафедры Войтехович Л. А
Возраста iconЗаконы формирования межличностных отношений
Особенности младшего школьного и подросткового возраста, ведущий тип деятельности
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница