Микляева Н. В., Микляева Ю. В. М59 Работа педагога-психолога в доу: Методическое пособие


НазваниеМикляева Н. В., Микляева Ю. В. М59 Работа педагога-психолога в доу: Методическое пособие
страница1/32
Дата публикации10.02.2014
Размер4.03 Mb.
ТипМетодическое пособие
vb2.userdocs.ru > Психология > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
УДК 373.2+159.922.7 ББК 74.1+88.8 М59

Печатается по решению Ученого совета факультета педагогики и методики дошкольного образования МГПИ.

Рецензенты:

В. Я. Кисленко, кандидат психологических наук; Н. П. Слободяник, кандидат психологических наук.

Идея, разработка издания принадлежит издательству «Айрис-Дидактика»

Серийное оформление А. М.Драгового

Микляева Н. В., Микляева Ю. В.

М59 Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 384 с. — (Дошкольное воспита­ние и развитие). I8ВN 5-8112-0848-0

В пособии изложены нормативно-правовые и концептуальные основы работы педагога-психолога в ДОУ общеразвивающего, комбинированного и компенсирующего видов. Раскрыто содержание работы по всем направ­лениям профессиональной деятельности психолога образования. Приво­дится системный анализ возможных трудностей в работе специалиста пси­хологической службы и в координации его работы с деятельностью других

сотрудников ДОУ.

Кроме этого, книга содержит разнообразный практический материал. В ней даны примерные формы документации, конспекты занятий, рекоменда­ции по подбору и изготовлению дидактического игрового материала для индивидуальной и групповой работы.

Пособие адресовано руководителям ДОУ, практическим работникам психологической службы ДОУ, а также студентам педагогических вузов, обучающимся по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» и «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)».

ББК 74.1+88.8 УДК 373.2+159.922.7

© Айрис-пресс, 2005

Введение

В последнее время значительно увеличилось число детей дош­кольного возраста, у которых отмечаются те или иные отклоне­ния в развитии. По данным Института коррекционной педаго­гики РАО (1997), количество таких детей составило 59% от по­пуляции. Из них у 21% наблюдается устойчивая патология, у 38% дошкольников функциональные нарушения. Обе катего­рии детей отличаются от нормально развивающихся сверстни­ков тем, что испытывают стойкие и выраженные нарушения в социально-психологической адаптации в силу тех или иных причин. Именно эмоциональное выпадение ребенка из коллек­тива ровесников является одним из первых признаков «соци­ального вывиха» (Л. С. Выготский) и может привести к откло­нениям в формировании личности (Г. М. Бреслав) даже при на­личии нерезко выраженных нарушений в развитии. Кроме того, только около 80% родителей неадекватно оценивают возможно­сти и проблемы своих детей, что существенно затрудняет форми­рование у первых — позиции сотрудничества с персоналом дет­ского сада, у последних — устойчивой самооценки и мотивации к преодолению трудностей.

Таким образом, особую значимость в системе организации коррекционно-развивающей помощи приобретает фигура педаго­га-психолога, позволяющая создать оптимальные условия для адап­тации и адекватного самоутверждения «проблемного» ребенка в семье и группе детского сада. Это диктует необходимость повы­шения психолого-педагогической компетенции педагогов-психо­логов в ДОУ как общеразвивающего, комбинированного, так и компенсирующего видов и формирования у них качеств, профес­сионально значимых для деятельности практического психолога.

Данное пособие позволит лучше узнать:

  • права и обязанности практического психолога, направления его деятельности;

  • модель психологической службы в ДОУ, отражающую схему этапов работы практического психолога;

  • уровни и факторы социально-психологической адаптированности детей с проблемами в развитии;

  • методы и методики диагностики стрессового состояния и пу­тей выхода из него;

  • стили семейного воспитания, формы и этапы работы педагога- психолога с родителями «проблемных» детей;

  • психотерапевтические приемы и методы при работе с персо­налом ДОУ и родителями дошкольников.

Разнообразный практический материал пособия позволит научиться:

  • анализировать литературу;

  • проводить психолого-педагогическое изучение детей, фикси­ровать, анализировать и обобщать данные, полученные в ре­зультате обследования детей; давать психологическое заклю­чение и методические рекомендации родителям и педагогам по работе с «проблемным» ребенком;

  • создавать условия для гармонизации психологического кли­мата в группе детского сада, осуществлять профилактику и коррекцию социальной дезадаптации ребенка, исправление отклонений в поведении дошкольников;

  • составлять подробные конспекты индивидуальных и подгрупповых занятий по формированию у детей навыков эффектив­ной коммуникации, повышению самооценки и уверенности в себе, коррекции психических процессов;

  • подбирать и изготавливать дидактический, игровой и нагляд­ный материал для занятий;

  • анализировать индивидуальные и подгрупповые занятия;

  • проводить консультации и психотерапевтические беседы с педагогами и родителями «проблемных» детей.



^ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ДОУ

Психологическая служба в ДОУ руководствуется в своей деятельности:

  • Конституцией РФ;

  • Законами, постановлениями и решениями Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования (в частности, Законом РФ «Об обра­зовании»);

  • Декларацией прав и свобод человека;

  • Конвенцией о правах ребенка;

  • Современной Концепцией дошкольного воспитания (1989);

  • Концепцией специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития (1989);

  • Концепцией непрерывного дошкольного и начального обра­зования (2001).

Правовой и организационно-методической основой форми­рования психологической службы в детском саду выступают:

  • Положение о службе практической психологии в системе
    образования РФ (примерное) (1999);

  • Проект Концепции психологической службы образования
    (1999);

  • Проект концепции службы специальной психологии в сис­теме образования (1998).

Согласно данным документам, под психологической служ­бой «понимается организационная структура, определяющая совместную деятельность руководителей и специалистов го­сударственных, муниципальных органов управления образо­ванием и образовательных учреждений в системе образова­ния РФ, ориентированная на психологическое обеспечение об­разовательного процесса».

В Положении о службе практической психологии опреде­ляются:

  • цели и задачи службы (пункт II);

  • структура (пункт III);

  • основные направления (пункт IV) и виды деятельности

(пункт V) службы;

  • особенности организации деятельности (пункт VI);

  • права и обязанности специалиста службы (пункт VII).

  • Остановимся на данном документе подробнее.

Положение о службе практической психологии в системе образования Российской федерации (примерное)

^ I. Общие положения

  1. Настоящее Положение определяет организационную структу­ру и порядок управления службой практической психологии (далее — Служба) в системе образования Российской федерации и является правовой и организационно-методической основой ее формирования и
    организации деятельности.

  2. Под Службой понимается организационная структура, опреде­ляющая совместную деятельность руководителей и специалистов госу­дарственных, муниципальных органов управления образованием и об­разовательных учреждений в системе образования Российской Федера­ции, ориентированная на психологическое обеспечение образовательного процесса. Служба является необходимым компонентом системы об­щего образования, создающим условия для личностного, интеллекту­ального и социального развития подрастающего поколения, а также для охраны здоровья всех участников образовательного процесса.

  3. Служба оказывает содействие ... на всех этапах непрерывного образования.

  4. В своей деятельности Служба руководствуется соответствую­щими международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Прави­тельства Российской Федерации, решениями соответствующих орга­нов управления образованием, настоящим Положением и разработанными на его основе уставами и положениями соответствующих струк­турных элементов Службы.

^ II. Цели и задачи службы

  1. В соответствии со ст. 1.1 закона Российской Федерации «Об образовании», под образованием в настоящем Положении понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах чело­века, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством об­разовательных уровней (образовательных цензов).

  2. В своей деятельности Служба исходит из необходимости поста­новки как образовательных, так и социальных целей системы образо­вания...

  3. Целью Службы является содействие в создании в образова­тельном учреждении социальной ситуации развития, соответствую­щей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.

  4. К основным задачам Службы относятся:




  • содействие личностному и интеллектуальному развитию детей... на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самоопределению и саморазвитию;

  • содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

  • психологическое обеспечение образовательных программ с це­лью адаптации их содержания и способов освоения к интеллекту­альным и личностным возможностям и особенностям обучаю­щихся, воспитанников;

  • психологический анализ социальной ситуации развития в образо­вательных учреждениях, выявление основных проблем и опреде­ление причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

  • профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии детей...;

  • психологическая экспертиза профессиональной деятельности
    специалистов, образовательных программ и проектов, учебно-ме­тодических пособий;

  • подготовка и создание условий психолого-педагогической преем­ственности при переходе со ступени на ступень в процессе непре­рывного образования;

  • содействие распространению и внедрению в практику образова­ния достижений психологической науки;

  • научно-методическое обеспечение деятельности специалистов системы образования.

III. Организационная структура деятельности службы

9. В деятельности Службы выделяются три вида практической психологической помощи: первичная, квалифицированная и специа­лизированная.

  1. Первичная помощь в образовательных учреждениях различ­ных типов и видов осуществляется педагогом-психологом или груп­пой специалистов с его участием.

  2. Квалифицированная помощь оказывается в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центрах), на районном или го­родском (муниципальном) уровне...

  3. Специализированная помощь осуществляется сетью профи­
    лированных центров и служб, организованных на местном (муници­
    пальном) уровне или на уровне субъекта федерации по существующей
    потребности. Специализированная помощь может быть организована
    на межведомственной основе...

^ IV. Основные направления деятельности службы

13. Научное— изучение во взаимодействии с научными органи­
зациями, учреждениями, их подразделениями закономерностей раз­
вития и формирования личности с целью разработки способов, средств
и методов профессионального применения психологических знаний в
условиях современной системы образования.

Научное направление предполагает разработку методологичес­ких основ деятельности службы практической психологии образова­ния.

14. Прикладное — проектирование образовательного процесса, включая составление образовательных программ, создание учебников и учебных пособий по психологии, разработку психологических осно­ваний дидактических и методических материалов, подготовку учите­лей, педагогов, воспитателей, педагогов-психологов и т. п.

Прикладное направление предполагает подготовку психологичес­ких кадров, разработку программ подготовки и переподготовки; по­вышения квалификации, создание учебных пособий и др.

15. Практическое— непосредственная работа педагога-психоло­га в образовательных учреждениях системы образования, специали­зированных психологических кабинетах и центрах.

Практическое направление осуществляется педагогами-психоло­гами системы образования, непосредственная задача которых — рабо­та с детьми, родителями (их законными представителями), учителями, воспитателями, администрацией образовательного учреждения, сту­дентами, преподавателями и др.

В рамках практического направления обеспечивается изучение особенностей детей, подростков и молодежи, их интересов, способнос­тей и склонностей с целью реализации принципа индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания, оказания помощи в про­фессиональном и личностном самоопределении.

Каждое из указанных направлений решает свои задачи и реали­зуется специалистами соответствующей квалификации.

16. Развитие прикладного и практического направлений Службы в значительной степени зависит от развития ее научного направления, определяющего основную теоретическую базу, формирующего основ­ные виды деятельности Службы. Именно на основе этой базы созда­ется концепция службы практической психологии в системе образо­вания и решаются актуальные проблемы практики.

^ V. Основные виды деятельности службы

  1. Психологическое просвещение. Данный вид деятельности осуществляется специалистами Службы, представителями научной и практической психологии и определяется необходимостью формиро­вания у педагогов, учителей, воспитателей, администрации образовательных учреждений... потребности в психологических знаниях, же­лания использовать их в интересах собственного развития, создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения на каждом возрастном этапе...

  2. Психологическая профилактика. В русле психопрофилакти­ческого вида деятельности специалистами Службы:




  • проводится работа по адаптации детей... к условиям образова­тельных учреждений, даются конкретные рекомендации педаго­гам, родителям, воспитателям и др. по оказанию помощи детям в адаптационный период;

  • разрабатываются программы индивидуальной работы с участни­ками образовательного процесса, предназначенные для адапта­ции... и обеспечения всестороннего и гармоничного развития личности;

  • создаются условия, содействующие предупреждению дезадаптационных состояний при переходе на новые ступени в системе образования...;

  • проводятся различные виды работ по развитию благоприятного психологического климата в учреждении образования:

  • осуществляются мероприятия по предупреждению и снятию пси­хологической перегрузки педагогического коллектива и др.

19. Психологическая диагностика. Основной задачей данного вида деятельности является диагностика развития личности детей, подрост­ков и молодежи, углубленное психолого-педагогическое изучение обу­чающихся на протяжении всего периода от дошкольного детства...,
определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, ...а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении и развитии.

Диагностическая работа может проводиться специалистами Служ­бы как с отдельными обучающимися и воспитанниками, так и с груп­пами детей...

20. Психологическая коррекция. Данный вид деятельности пред­полагает активное воздействие специалистов Службы на процесс фор­мирования личности и сохранение индивидуальности детей. Этот вид деятельности определяется необходимостью обеспечения соответствия
развития детей... возрастным нормативам, оказания помощи педаго­гическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей..., в развитии их способностей и склонностей. Особое место в данном направлении занимает совместная деятельность специалис­тов Службы по разработке коррекционных программ совместно с дру­гими специалистами — дефектологами, логопедами, медицинскими работниками, социальными педагогами и др. — в процессе обучения и
воспитания, в коррекции поведения детей.

Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особеннос­тей детей..., определяемых в ходе психодиагностических исследова­ний, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.

21. Консультативная деятельность. Данный вид деятельности направлен на консультирование взрослых и детей по вопросам разви­тия, обучения, воспитания в условиях образовательного учреждения.

В русле консультативной деятельности специалисты Службы консультируют родителей (законных представителей), администра­цию учреждений образования, учителей, воспитателей... по проблемам обучения и воспитания детей... в русле педагогики сотрудничества, проводят индивидуальное или групповое консультирование участни­ков образовательного процесса по проблемам обучения, личностного развития, жизненного и профессионального самоопределения, по про­блемам общения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Похожие:

Микляева Н. В., Микляева Ю. В. М59 Работа педагога-психолога в доу: Методическое пособие iconРегламент работы понкратова В. Н. Трудовые права педагога-психолога...
«У педагога-психолога всегда есть возможность наладить сотрудничество с администрацией» стр. 4
Микляева Н. В., Микляева Ю. В. М59 Работа педагога-психолога в доу: Методическое пособие iconМетодическое пособие для учителей начальной школы, педагогов доу и родителей
Для педагогов доу, начальной школы, учреждений дополни­тельного образования и родителей
Микляева Н. В., Микляева Ю. В. М59 Работа педагога-психолога в доу: Методическое пособие iconМетодическое пособие для студентов старших курсов Владикавказ 2011
Методическое пособие составлено авторским коллективом сотрудников кафедры инфекционных болезней гоу впо согма: Отараевой Б. И., Плиевой...
Микляева Н. В., Микляева Ю. В. М59 Работа педагога-психолога в доу: Методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для студентов Поварова И. А. Гончарова...
Поварова И. А. Гончарова В. А. Курсовая и дипломная работа по логопедии: Требования к научно-исследовательской работе студентов...
Микляева Н. В., Микляева Ю. В. М59 Работа педагога-психолога в доу: Методическое пособие iconТема: Психологічна корекція як один із напрямів діяльності педагога, психолога
Батьківсько-дитячі взаємини як фактор, що зумовлює розвиток особистості дошкільника
Микляева Н. В., Микляева Ю. В. М59 Работа педагога-психолога в доу: Методическое пособие iconПрограмма экономической практики учебно-методическое пособие для...
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным...
Микляева Н. В., Микляева Ю. В. М59 Работа педагога-психолога в доу: Методическое пособие iconОписание процесса работы психолога (социального педагога) с одним...
Введение. Сведения о клиенте: пол; возраст; социальный статус; причина обращения
Микляева Н. В., Микляева Ю. В. М59 Работа педагога-психолога в доу: Методическое пособие iconМетодическое пособие для студентов 2 курса
Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для...
Микляева Н. В., Микляева Ю. В. М59 Работа педагога-психолога в доу: Методическое пособие iconМетодическое пособие для студентов 1 курса
Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для...
Микляева Н. В., Микляева Ю. В. М59 Работа педагога-психолога в доу: Методическое пособие iconПсихологічна корекція як один із напрямів діяльності педагога, психолога
Модуль Психологічна корекція як вид надання психологічної допомоги особистості
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница