Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб пособие для студ сред пед учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др


НазваниеОсновы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб пособие для студ сред пед учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др
страница1/24
Дата публикации10.02.2014
Размер2.65 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Воло-совец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
В пособие включены основные сведения по всем разделам логопедии и смежным дисциплинам. Основное внимание уделено особенностям воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях детских дошкольных учреждений. Представлен методический материал для формирования умений и навыков проведения различных занятий с детьми, имеющими нарушения речи.
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

^ ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ

СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

^ МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИИ

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

^ ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОДХОДА К КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

^ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

РАБОТА ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ

^ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ

ОТБОР ДЕТЕЙ И КОМПЛЕКТОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ

^ ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ФФНР)

Онтогенетические особенности развития фонематического слуха

Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи

Особенности речи детей с ФФНР

Состояние фонематического восприятия у детей с ФФНР

Методика проведения речевого обследования детей с ФФНР

Основные направления коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста

Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия

Рекомендации по совместной организации коррекционно-педагогической работы логопеда и воспитателя в старшей и подготовительной группах ФФНР

Обучение и воспитание детей с ФФНР в старшей группе детского сада

Обучение и воспитание детей с ФФНР в подготовительной группе детского сада

Программа обучения и воспитания детей с ФФНР в подготовительной группе

^ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР)

Характеристика детей с общим недоразвитием речи

Изучение детей с общим недоразвитием речи

Работа воспитателя в группах детей с общим недоразвитием речи с учетом их психических особенностей

Система коррекционно-воспитательной работы на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию для детей с третьим уровнем речевого развития

^ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

Причины возникновения заикания. Этиология

Симптоматика и виды заикания

Направления логопедической работы

Комплексные методики реабилитации заикания у дошкольников

Систематичность и последовательность логопедических занятий

Логопедические занятия с заикающимися дошкольниками и их связь с программами воспитания и обучения в детском саду

Профилактика заикания у детей

Организация жизни заикающихся детей в детском саду

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

^ ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ

Что такое семья

Функции семьи

Структура семьи

Динамика семьи

Роль семьи в развитии ребенка

Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка

^ ПРАКТИКУМ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА С УЧЕТОМ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ

^ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

Обследование речи детей

Развитие движений органов артикуляционного аппарата

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

Работа с детьми по усвоению фонетической системы родного языка

Занятия воспитателя по формированию произношения

^ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИКИ РАЗВИТИЯ ОТ 24.03.1995 № 42/19-15

^ РЕКВИЗИТЫ ПРОГРАММ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

^ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЯХ К ИГРАМ И ИГРУШКАМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ВВЕДЕНИЕ
Настоящее учебное пособие предназначено для учащихся педагогических училищ и колледжей, изучающих по учебному плану логопедию в целях последующей работы в качестве воспитателей детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии (дети с тяжелыми нарушениями речи).
Содержание пособия направлено на дальнейшее совершенствование процесса обучения учащихся по специальности 0318 «Специальное дошкольное образование (повышенный уровень среднего профессионального образования)».
Учащиеся за период обучения должны получить основные знания, необходимые для работы в логопедических группах детских образовательных учреждений.
Основные знания, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с государственными требованиями:
о нормальном и нарушенном психическом и физическом развитии ребенка;
о принципах специальной педагогики и методах исследований в специальной педагогике;
о факторах воспитания детей нормально развивающихся и с отклонениями в развитии;
о современных педагогических системах и коррекционно-педа-гогических технологиях воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии;
о системе образовательных учреждений;
об особенностях профессиональной деятельности, должностных и функциональных обязанностях воспитателя коррекционно-образовательных учреждений;
об условиях, формах и методах педагогической деятельности в коррекционно-образовательных учреждениях;
о педагогических условиях и приемах адаптации, компенсации, коррекции и реабилитации ребенка с отклонениями в развитии;
о формах и методах работы с семьей ребенка, имеющего отклонения в развитии;
о системе профессиональной подготовки и повышения квалификации воспитателей коррекционно-образовательных учреждений.
Основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с государственными требованиями:
планирование коррекционно-воспитательной индивидуальной работы и с группой детей;реализация коррекционно-образовательной программы для индивидуальных и групповых форм работы с учетом возможностей воспитанников;
организация различных видов деятельности детей;
организация коммуникативной деятельности в детском коллективе;
использование разнообразных приемов обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии;
согласованное взаимодействие в педагогическом процессе с учителем-логопедом.
Структура учебного пособия: учебное пособие состоит из четырех глав (с контрольными вопросами и контрольными заданиями), заключения, терминологического словаря, библиографического списка, приложений.
В первой главе пособия анализируются теоретические основы логопедии как науки о нарушениях речи. С точки зрения этиопа-тогенеза рассматриваются предмет, цели и задачи логопедии, методы предупреждения, выявления и коррекции нарушений речи средствами специального обучения и воспитания. Раскрывается связь логопедии с другими науками: педагогикой (общей и кор-рекционной, дошкольной и школьной), психологией (общей, специальной, педагогической, возрастной), филологией (лексикой, грамматикой, фонетикой), медициной (анатомией и физиологией человека, педиатрией, невропатологией, психопатологией детского возраста и др.).
Во второй главе рассматривается организация работы воспитателя в группах для детей с нарушениями речи, в частности организация работы воспитателя в группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, в группах для детей с общим недоразвитием речи, в группах для детей с заиканием. В каждом из разделов данной главы предусматривается характеристика речевого нарушения в соответствии с психолого-педагогической классификацией речевых нарушений. Кроме этого, уделяется внимание:
обследованию детей логопедом и воспитателем;
системе логопедической работы с детьми с речевой патологией;
содержанию и организации коррекционной работы с детьми;
методам, формам, приемам подготовки и проведения занятий воспитателя в группах детей с нарушениями речи: особенностям подбора лексического материала, использованию упражнений на развитие фонематического слуха, формированию слухоречевой памяти и т.д.;
специфике индивидуальной работы воспитателя с детьми;
взаимодействию логопеда, воспитателя и родителей в процессе коррекционного воздействия.
Третья глава посвящена особенностям работы воспитателя с родителями, имеющими детей с речевой патологией, а также особенностям семейного воспитания, роли семьи в развитии ребенка, формировании его речи и личности.
Четвертая глава посвящена практическому аспекту комплексной работы воспитателя и логопеда по коррекции звукопроизно-шения. В данной главе рассматриваются:
понятие «нарушения звукопроизношения»;
строение и функция органов артикуляционного аппарата;
артикуляционная гимнастика;
характеристика системы звуков русского языка;
основные этапы работы над звуком;
участие воспитателя в осуществлении логопедического воздействия по коррекции звукопроизношения;
условия подбора игровых упражнений для закрепления отработанных логопедом артикуляционных движений;
требования к подбору картинного материала и игр для автоматизации и дифференциации звуков по заданию логопеда.
Терминологический словарь включает в себя основные понятия, используемые в учебном пособии.
В приложении приведен материал инструктивно-методического характера.

^ ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ
Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Термин «логопедия» происходит от греч. Logos — слово, речь и Paideia — обучение.
Предмет логопедии — нарушения речи и процесс обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
Объект логопедии — человек с нарушениями речи.
Логопедия (наряду с олигофренопедагогикой, тифлопедагогикой, сурдопедагогикой) является отраслью специальной педагогики (дефектологии). В структуру логопедии входят логопедия дошкольная, школьная и логопедия подростков и взрослых.
Цель логопедии — разработка системы преодоления и профилактики речевых расстройств, а также изучение, обучение, воспитание людей с нарушениями речи. Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи логопедии, затрагивающие вопросы теории (задачи 1 — 4) и практики (задачи 5-7):
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб пособие для студ сред пед учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др iconСеливерстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические...

Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб пособие для студ сред пед учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др iconКонстантинов В. М. Охрана природы: Учеб. Пособие для студ высш пед учеб. Заведений
Рассмотрены и рекомендованы на заседании кафедры ботаники, физиологии растений и биотехнологии
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб пособие для студ сред пед учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др iconМарцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений
М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 544 с
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб пособие для студ сред пед учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др iconТехнологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений....
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб пособие для студ сред пед учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др iconЛямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия...
Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного...
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб пособие для студ сред пед учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др iconБлинков Ю. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в...
Учебное пособие предназначено для студентов факультетов и отде-лений по подготовке и переподготовке специалистов по социальной
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб пособие для студ сред пед учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др iconГусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник
Гуннар Скирбекк, Нильс Гилье. История философии: Учеб. Пособие для студ высш учеб заведений. М., 2001. – 800 с
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб пособие для студ сред пед учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др iconУчебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по...
А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб пособие для студ высш учеб...
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб пособие для студ сред пед учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др iconДано описание подвижных игр, обосновано их воспитатель­ное воздействие....
С 79 Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб пособие для студ высш учеб заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова....
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб пособие для студ сред пед учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др iconРоманин А. Н. Р 69 Основы психотерапии: Учеб пособие для студ высш учеб за­ведений
Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов по специальности 020400...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница