Институт


НазваниеИнститут
страница1/29
Дата публикации10.02.2014
Размер4.55 Mb.
ТипУчебник
vb2.userdocs.ru > Психология > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
ИНСТИТУТ • ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО

ИНСТИТУТ

открытое общество

Учебная литература по гуманитарным и социальным

дисциплинам для высшей школы готовится и издается

при содействии Института «Открытое общество» (Фонд Сороса)

в рамках программы «Высшее образование»



М.С. ЕГОРОВА

Редакционный совет

В.И. Бахмин, ЯМ Бергер, Е.Ю. Гением, Г.Г. Дилигенский, В Д. Шадрикое

ПСИХОЛОГИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

РАЗЛИЧИЙ

ПЛАНЕТА ДЕТЕЙ

Москва

1997

Егорова М.С. ,

Е20 Психология индивидуальных различий. — М.: Планета детей, 1997. —328с. ISBN 5-86065-016-7

Учебник знакомит с историей развития индивидуальных раз­личий, основными направлениями исследований, существующи­ми в этой области знания. В нем последовательно раскрываются основные аспекты комплексного изучения целостной индивиду­альности: общая характеристика и возникновение индивидуаль­ных различий; проблема психологических типов; черты как элементы индивидуальности; структура свойств интеллекта; тем­перамент и личность; когнитивные стили; целостная характе­ристика индивидуальности; психофизиологические основы ин­дивидуальных различий; роль наследственности и среды в фор­мировании индивидуальности; индивидуальные различия и раз­витие и т.д.

Предназначается для широкой системы психологического об­разования: студентов-психологов, педагогов, врачей, специалис­тов в области управления.

ББК 88.37*73

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор ^ Крупное А.И. кандидат психологических наук Сергшнко Е.А.

О М.С. Егорова ISBN 5-86065-016-7 О Издательство "Планета детей". 1997

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..................................................................................................... 9

^ Часть I. ЧТО ИЗУЧАЕТ ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

РАЗЛИЧИЙ? ............................................................................. 11

Глава 1. Психология индивидуальных различий

как область знания.................................................................... 13

1. Предмет психологии индивидуальных различий............................... 13

2. Место психологии индивидуальных различий среди других психологических дисциплин ................................................................ 17

3. Возникновение психологии индивидуальных различий как самостоятельной области знания......................................................... 19

3.1 Психология индивидуальных различий и психодиагностика ..... 19

3.2 Психология индивидуальных различий и статистика ................. 23

4. Направления исследований в современной психологии индивидуальных различий ................................................................... 30

Выводы ...................................................................................................... 31

Часть II. ЧЕМ ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА?

^ (ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И СТРУКТУРА

психологических свойств).............;....................... зз

Глава 2. Психологические типы .............................................................. 35

h Первые попытки выделения психологических типов........................ 36

2. Построение психологических типологий ........................................... 38

. 2.1. Типология темпераментов И.Канта и В.Вундта.......................... 38

2.2. Типологии, основанные на клиническом материале

(О. Гросс и К. Юнг).............,...............,.......................................... 41

. 2.3. Выделение биологических основ психологических

свойств (типология Кречмера) ..................................................... 47

2.4. Объединение типологий Кречмера и Юнга ................................. 52

2.5. Соматотипирование....................................................................... 55

Выводы ...................................................................................................... 58

Глава 3. Черты как элементы индивидуальности.................................. 59

1. Что такое черты?................................................................................... 59

2. Способы выделения черт...................................................................... 60

2.L Концептуализация.......................................................................... 60

2.2. Выделение черт на основании семантического сходства............ 64

2.3. Факторно-аналитическое выделение черт ................................... 66

3. Исследование индивидуальных различий в теории черт.................. 73

Выводы ..................................................................................................... 74

Глава 4. Структура свойств интеллекта ................................................. 76

1. Психометрические теории интеллекта................................................ 77

2. Когнитивные теории интеллекта......................................................... 86

3. Теории множественности интеллектов ............................................... 88

Выводы...................................................................................................... 91

Глава 5. Темперамент и личность............................................................ 92

1. Структура свойств темперамента........................................................ 92

1.1. Выделение свойств темперамента в ранних исследованиях ....... 92

1.2. Современные исследования свойств темперамента

в зарубежной психологии ............................................................... 93

1.3. Исследования структуры свойств темперамента

в отечественной психологии .......................................................... 96

1.4. Сопоставление результатов разных исследований...................... 98

2. Исследование структуры личностных свойств .................................. 99

Выводы ...................................................................................................... 107

Глава 6. Когнитивные стили.................................................................... 108

1. Когнитивные стили, выделяемые в разных направлениях исследования.......................................................................................... 109

1.1. Полезависимость-поленезависимость.......................................... 109

1.2. Менингерское исследование когнитивных стилей ...................... 112

1.3. Исследования рефлексивности-импульсивности ........................ 116

2. Психологическое содержание когнитивных стилей .......................... 117

Выводы ...................................................................................................... 123

Глава 7. Структура характеристик, относящихся к разным

психологическим сферам......................................................... 124

1. Взаимосвязи между характеристиками разных психологических сфер........................................................................... 125

2. Многофакторная система индивидуальности.................................... 127

3. Соотношение социального и биологического в структуре индивидуальности................................................................................ 131

3.1. Структура психологических свойств в комплексном

исследовании индивидуальности................................................... 133

3.2.Теория интегральной индивидуальности..................................... 137

3.3. Способности в структуре индивидуальности .............................. 139

Выводы ...................................................................................................... 142

Часть III. КАК ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ РАЗНЫМИ?

^ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

РАЗЛИЧИЙ........................................................................... 143

Глава 8. Групповые различия................................................................... 146

1. Половые различия ................................................................................ 146

1.1. Психологические характеристики, различающиеся

у женщин и мужчин ....................................................................... 147

1.2. Причины половых различий в психологических

характеристиках............................................................................. 149

2. Расовые различия.................................................................................. 156

3. Различия в социальном положении..................................................... 160

3.1. Социально-экономическое положение и интеллект.................... 161

3.2. Структура семьи и интеллект........................................................ 166

4. Объяснение результатов, получаемых при исследований групповых различий.............................................................................. 169

Выводы ...................................................................................................... 173

Глава 9. Психофизиологические основы индивидуальных

различий...................................................................................... 175

1. Выделение свойств нервной системы в структуре психофизиоло­гических характеристик........................................................................ 177

2. Свойства нервной системы и динамические параметры деятельности ............................................................I............................. 185

2.1. Фунуциональные состояния .......................................................... 185

2.2. Задатки способностей .................................................................... 186

2.3. Температент.................................................................................... 188

3. Психофизиологические характеристики и успешность деятельности.......................................................................................... 193

4. Роль активации в связях психофизиологических характеристик с психологическими .............................................................................. 198

Выводы ...................................................................................................... 202

Глава 10. Роль наследственности и среды в формировании

индивидуальных различий ...................................................... 204

1. Основные понятия и методы исследования........................................ 205

1.1. Близнецовый метод ........................................................................ 206

1.2. Семейные исследования ................................................................. 208

1.3. Метод приемных детей .................................................................. 208

1.4. Показатели наследуемости и среды ..............................................210

1.5. Смысл показателя наследуемости................................................. 215

2. Экспериментальные исследования природы индивидуальных различий ................................................................... 217

2.1. Выбор характеристик для исследования ...................................... 217

2.2. Вклад гепотита и среды в индивидуальные различия

показателей интелекта................................................................... 219

2.3. Исследования личности и температента ...................................... 222

2.4. Содержательный анализ психологических характеристик

при исследовании генотип-средовых соотношений.................... 225

3. Взаимодействие генотипа и среды....................................................... 228

3.1. Варианты взаимодействия генотипа и среды............................... 229

3.2. Причинно-следственные связи между генотипом и средой ....... 234

3.3. Взаимодействие генотипа и среды как функция

нормы реакции ..............................................................;................ 235

3.4. Био-экологический подход к исследовани. генотип-средового

взаимодействия.............................................................................. 238

4.Выводы ................................................................................................... 242

Глава 11. Индивидуальные различия и развитие ................................... 243

1. Стабильность и изменение в процессе развития ................................ 244

1.1. Типы стабильности......................................................................... 244

1.2. Варианты изменений...................................................................... 247

2. Методы исследования процесса развития .......................................... 250

2.1. Сравнительно-возрастной метод .................................................. 250

2.2. Лонгитюдный метод анализа ........................................................ 252

2.3. Сочетание лонгитюдного и сравнительно-возрастного

методов исседования...................................................................... 253

3. Проявление индивидуальных различий в процессе развития........... 257

3.1. Исследование репрезентативных выборок................................... 258

3.2. Групповой анализ........................................................................... 263

3.3. Индивидуальный анализ ............................................................... 268

Выводы ...................................................................................................... 270

^ ЧАСТЬ IV. ОТ ОБЩИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ

К КОНКРЕТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ.................................... 271

Глава 12. Иднографический анализ......................................................... 273

1. Два подхода к исследованию психологических явлений .................. 274

2. Методы идиографического исследования индивидуальности.......... 282

2.1. Анализ профилей психологических черт...................................... 282

2.2..Биографический метод................................................................... 287

2.3. Обобщение документальных материалов .................................... 290

2.4. Этологическое исследование......................................................... 293

2.5. Феноменологические методы оценивания

индивидуальности........................................................................... 294

3. Интраиндивидуальная вариативность................................................ 297

3.1. Соотношение между разными видами изменчивости

психологических характеристик.................................................... 297

3.2 Ситуативность как проявление интраиндивидуальной

вариативности ................................................................................. 301

Выводы ...................................................................................................... 304

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............'........................................................................... 305

Список рекомендованной литературы..................................................... 308

Список литературы................................................................................... 311

Именной указатель ...........л...................................................................... 323

Все существующее и несуществующее! реальное и мыслимое, возможное, не* возможное, необходимое и случайное, словом, все, что есть, абсолютно ин­дивидуально.

А.Ф. Лосев!

ВВЕДЕНИЕ

Место, которое занимает психология индивидуальных различий (или дифференциальная психология) среди других психологических дисцип­лин можно определить как почетное, но, в то же время, находящееся ш периферии психологической науки, и эта противоречивость ее пози ции проявляется во многом.

Все психологи, в общем, понимают, что такое индивидуальные раз личия, но у многих возникнут серьезные затруднения, если спросить чем занимается психология индивидуальных различий, что собственш является предметом ее исследования. Индивидуальные различия инте ресуют многих психологов, но организационных структур, связанны: непосредственно с их изучением, крайне мало.

Невозможно найти психолога, отрицающего сам факт существова ния индивидуальных различий и, вместе с тем, нередки случаи, когд; различия воспринимаются исследователями исключительно как поме хи в исследовании общих закономерностей, как неизбежные, но досад ные отклонения от „нормального", среднестатистического уровня.

Индивидуальные различия вызывают огромный интерес, без них н решить прикладных проблем психологии и тех вопросов, которые ста вит перед психологией реальная жизнь, но магистральная линия раз вития психологии связывается с другими областями психологической знания - с общей, возрастной, педагогической психологией и т.д. Ина че говоря, всеобщее признание индивидуальных различий как феноме на сочетается с ощущением необязательности и второстепенности об ласти знания, занимающейся их изучением.

Причины такого двойственного отношения к психологии индиву дуальных различий в значительной степени объясняются сквозным хг рактером явлений, изучаемых этой областью: индивидуальные разл» чия обнаруживаются всюду, связаны со всей психологической реал! костью. Исследователи в своих экспериментальных работах постоя! но сталкиваются с ними, но зачастую они склонны считать, что са факт признания индивидуальных различий и исчерпывает суть дифф(

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Похожие:

Институт iconMy biography (о себе, как о студенте и о буд профессии) нету
Позднее он был преобразован в Сибирский институт советского права. В 1934 году институт переехал в Свердловск, получил название Свердловской...
Институт icon国际关系与地区发展研究院 上合组织研究院 Институт изучения международных отношений и...
Институт изучения международных отношений и регионального развития-Институт изучения шос
Институт iconРоссийско-австрийская научно-практическая конференция
Организаторы: Институт Виктора Франкла (Вена), Профессиональная Гильдия психологов, Московский Институт психоанализа, Австрийский...
Институт iconИнтеграционные процессы на постсоветском пространстве
Институт диаспоры и интеграции (Институт снг): место в процессах на постсоветском пространстве
Институт iconПедагогический университет институт психологии янпис-2012
Институт психологии пггпу приглашает вас принять участие 23-24 ноября 2012 года в Х ярмарке научно-практических инициатив студентов...
Институт iconПо благословению митрополита Курского и Рыльского Германа информационное...
Н. Н. Асеева, Курский институт непрерывного профессионального образования, Курский институт кооперации (филиал) Белгородского университета...
Институт iconИнститут(ы)/Факультет(ы)

Институт iconНомера институт

Институт iconАно «институт интегративной семейной терапии»

Институт iconАно «институт интегративной семейной терапии»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница