Никольская О. Ребенок с аутизмом в обычной школе / Ольга Никольская, Татьяна Фомина, Светлана Цыпотан


Скачать 351.82 Kb.
НазваниеНикольская О. Ребенок с аутизмом в обычной школе / Ольга Никольская, Татьяна Фомина, Светлана Цыпотан
страница1/4
Дата публикации10.02.2014
Размер351.82 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4

БИБЛИОТЕЧКА «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ»

Серия «Школьный психолог»

Выпуск 2 (8)
Ольга Никольская,

Татьяна Фомина,

Светлана Цыпотан


РЕБЕНОК С АУТИЗМОМ В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ

Москва Чистые пруды

2006

Никольская О.

Ребенок с аутизмом в обычной школе / Ольга Никольская, Татьяна Фомина, Светлана Цыпотан. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Библио­течка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 2 (8».

ISBN 5-9667-0170-9

Авторами пособия являются Ольга Сергеевна Никольская, доктор психологических наук, известнейший специалист в области детского аутизма, и учителя школы-лаборатории № 196 г. Москвы Татьяна Фомина и Светлана Цыпотан. Эта работа дает школьным психологам необходимую информацию о том, что можно сделать для ребенка, страдающего аутизмом, в условиях обычного образовательного учреждения.

Введение
Успех социализации ребенка с аутизмом во многом зависит от того, имеют ли он и его семья постоянную психологическую поддерж­ку. В чем она должна заключаться, сейчас хорошо известно психо­логам и педагогам, многие годы эффективно работающим с такими детьми. Однако это достаточно узкий круг специалистов, сосредо­точенных в основном в больших городах, в учреждениях, ведущих экспериментальную работу, и их опыт, к сожалению, пока широко не используется практиками. Ребенок с аутизмом или, по крайней мере, с его чертами может появиться в любом детском сообществе. По современным данным, детский аутизм и сходные с ним сложности психического и социального развития проявляются примерно у 20 из десяти тысяч детей.

Одной из причин медленного освоения психологической практи­кой уже существующих наработок в этой области является недоста­точное нормативно-правовое обеспечение их использования. Инди­видуальную поддержку, в которой нуждается ребенок с аутизмом, трудно вместить в установленные каноны работы психолога, она, безусловно, выходит за их рамки. Поэтому судьба такого ребенка очень часто зависит от человеческих качеств окружающих его лю­дей, от их доброжелательности, готовности взять на себя лишнюю заботу.

Период школьного обучения особенно важен для таких детей и их близких. Поступлению в школу часто предшествуют годы усилий семьи и специалистов по возвращению ребенка в нормальное русло жизни. Конечно, и в начале коррекционной работы, и позже с такими детьми в основном нужно работать индивидуально. Однако при по­явлении хотя бы малейшей возможности нужно создавать условия, которые позволят им общаться с другими детьми и следовать нор­мальным образцам поведения.

Опыт показывает, что аутичный ребенок постоянно нуждается в стимуляции для перехода к более сложным отношениям с миром и с людьми. Ее нельзя организовать искусственно, но можно получить в обычной нормальной жизни, которая постоянно и естественно за­ставляет детей «собираться» и решать новые задачи.

Таким образом, выход в довольно сложные социальные условия школы, в среду обычных детей — это большая победа такого ре­бенка и открытие для него новых возможностей развития. Школа дает ему не только знания и навыки, но, прежде всего, шанс научить­ся жить вместе с другими людьми. Поэтому для таких детей крайне важно удержаться в школе и не остаться в стенах дома, перейдя на индивидуальное обучение.

Сделать это, не имея «своего человека» в школе — ходатая, за­ступника, профессионально понимающего проблему и объясняюще­го ее другим специалистам, раскрывающего потенциальные способ­ности ребенка, практически невозможно

Аутизм не связан напрямую с интеллектуальными возможностя­ми человека, поэтому он может осложнять жизнь как детей с задер­жкой развития, так и самых блестящих и одаренных учеников. Опыт показывает, что все они, даже самые умные, нуждаются не только в заступничестве и в терпении, но и в направленной психологической помощи. Она реализуется:

в продуманной организации школьной жизни детей;

в поддержке учителя;

в индивидуальной работе, стимулирующей социальное, эмоцио­нальное и личностное развитие детей;

в поддержке их семей и координации взаимодействия родите­лей со специалистами;

в помощи соученикам в понимании и принятии их особого одно­классника.

Надо сказать, что если такую помощь удается наладить, то на­чинают активно развиваться не только те дети, чьи блестящие ин­теллектуальные способности сразу бросаются в глаза. Выясняется, что за тормозимостью и застенчивостью других, внешне менее яр­ких детей может скрываться интересная индивидуальность. Задним числом психолог понимает, что они с самого начала чувствовали и знали гораздо больше, чем могли выразить.

Для тех, кто уже пытается помочь аутичному ребенку, обучаю­щемуся в обычной школе, или хочет попробовать это сделать, мы представляем наш опыт психологического консультирования в Ин­ституте коррекционной педагогики РАО, а также опыт психологиче-

ской и педагогической работы с такими детьми в московской школе-лаборатории № 196.

Мы не будем давать здесь общих сведений об аутизме, об этом можно узнать из специальной литературы, не будем также конструи­ровать желаемую идеальную ситуацию обучения ребенка с аутиз­мом в школе. Рассмотрим как можно более конкретно, что мы мо­жем сделать для ребенка с аутизмом, который, возможно, уже обу­чается в вашей школе.
^ РЕЖИМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ
Ребенку с аутизмом в школе в основном требуется все то же, что и обычным детям. Ему будет легче адаптироваться, особенно в на­чале обучения, если в классе царит благожелательная и спокойная атмосфера: большинство срывов в поведении возникает на фоне об­щей напряженности, конфликтов взрослых с другими учениками.

Для него важны доброжелательность и симпатия, которые позво­ляют довериться и привязаться к своему учителю. Когда такой ре­бенок поступает в школу, то, как правило, он уже хочет быть школь­ником, стремится к детям и готов полюбить своего учителя.

Он очень нуждается в эмоциональном контакте, мнение об от­сутствии у него потребности в общении не подтверждает ни один практический психолог, работающий с таким ребенком. Известно, что сложившиеся отношения с учителем являются для этих детей мощным стимулом не только в обучении, но и в эмоциональном и социальном развитии.

Так же как и другим, хотя, возможно, и в большей степени, ему нужна четкая и подробно разработанная организация жизни в школе,' на уроке, на перемене. Такая организация позволяет ему осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своем поведении. Внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом всегда некомфортно, даже если это отмена сложной контрольной или неожиданная интересная экскурсия.

^ Бережное отношение к уже сложившимся формам взаимодействия не означает, что мы желаем их жесткой фиксации. Доказано, что ребенку можно помочь стать-более гибким, не разрушая, а посте­пенно усложняя и развивая усвоенный им порядок взаимодействия, вводя в него все больше возможных вариаций.

Педагог и психолог должны своевременно оказывать ребенку до­полнительную индивидуальную помощь — она необходима для оп­ределения подходящего режима освоения учебных навыков. Труд­ности могут и не появиться (часть детей уже при поступлении в школу владеет навыками чтения, письма, счета), но если появляются, то обычно связаны с прошлыми неудачными попытками обучения, с излишним нажимом, с нетерпеливостью родителей или учителей. Первой предпосылкой преодоления этих трудностей является опыт успешности, который мы должны дать ребенку.

Большинству таких детей потребуется помощь психолога в разви­тии представлений о себе и об окружающем, в понимании других лю­дей, в овладении навыками коммуникации и взаимодействия, в пре­одолении бытовой неприспособленности и социальной наивности.

Такие дети часто могут схватывать на лету достаточно слож­ную информацию (весь класс, например, может списывать у ребен­ка упражнения по иностранному языку), но нуждаются в дополни­тельной помощи, для того чтобы уразуметь самые обыденные вещи, то, что обычные дети усваивают сами в достаточно раннем возра­сте. Характерно, что в этом случае поддержка консультанта «со сто­роны» может быть менее эффективной, чем помощь школьного пси­холога. Дети могут затрудняться в переносе знаний и навыков из ситуации специальных занятий в естественную среду. Поэтому по­мощь ребенку в овладении социальными навыками, оказываемая «по ходу дела», в процессе обычной школьной жизни, именно тогда, ког­да это актуально, наиболее ему полезна.

И, конечно, полноценная психологическая помощь не может осу­ществиться вне обстановки взаимного доверия специалистов и близ­ких ребенка и их тесного взаимодействия. С родителями достичь такого доверия может быть не просто, поскольку они уже прошли определенный путь взаимоотношений со специалистами. Родители часто справедливо подозревают, что психолог может вывести ре­бенка на индивидуальное обучение. Мы знаем случаи, когда дети успешно овладевали школьной программой, побеждали на разнобразных детских олимпиадах и потом обучались в институте. Однако прежде всего рассмотрим пристально возможные трудности ребен­ка с аутизмом, характерные для разных периодов его школьной жиз­ни. Нам важно сейчас выделить именно их, чтобы знать, как их пре­дотвращать.
^ Первые трудности
Как уже говорилось, к школьному возрасту многие дети с аутиз­мом хотят быть учениками и идти в школу. Как правило, они даже имеют некоторые школьные навыки: почти все знают буквы и циф­ры, порядковый счет, умеют читать, реже — писать и считать. Мно­гие имеют хороший словарный запас и обширные знания в области своих увлечений, поэтому часто производят вполне благополучное впечатление при предварительном знакомстве. Практически все они имеют опыт индивидуального обучения и уже неплохо организуются на индивидуальных занятиях, тем не менее их обучение в школе, в группе детей, сначала может складываться не очень гладко. Чтобы не отбить у коллег желание работать с такими детьми, скажем сра­зу, что при проявлении терпения и понимания почти все описанные ниже трудности значительно сглаживаются уже в течение первого полугодия. Справиться с ними можно, только дав ребенку реальный опыт обучения вместе с другими детьми: другого пути нет, никакая индивидуальная работа не может заменить подобный опыт.

Постараемся кратко перечислить, с чем на первых порах может столкнуться учитель. Такой ребенок, например, может вести себя как совсем маленький—с трудом сидеть некоторое время за партой, вставать, ходить по классу во время урока, играть во что-то свое. Но здесь учитель обычно все-таки справляется: с подобными «не­зрелыми» детьми он наверняка уже имел дело и постепенно усажи­вал их за работу.

Другие особенности могут быть более специфическими. Так, ре­бенок может как будто не реагировать на речевые обращения или показ учителя, может не выполнять инструкции, просто как бы не слышать и не видеть его. Однако это не вполне так: ребенок воспри­нимает происходящее, но не всегда может сразу сконцентрироваться и отреагировать. Часто ой хотя и с запозданием, но все-таки выпол­няет требование и отвечает на заданный вопрос. Иногда учитель специально, чтобы стимулировать ребенка к ответу, обращается к другому ученику и таким образом все-таки втягивает его во вза­имодействие.

Задания ребенок может выполнять сначала медленно и нелов­ко, как будто нехотя. Он сидит за партой, расслабленно развалив­шись и рассеянно глядя в сторону. Но это не самое главное. Важно, чтобы он постепенно начинал все более стабильно работать на уроке.

Не стоит стремиться как можно скорее привести такого ребенка в порядок, заставить его вести себя на уроке абсолютно правильно. Наша торопливость в данном случае даст обратный результат: в напряженной ситуации он может больше пугаться, замолкать, ухо­дить в себя и совсем переставать соображать или, наоборот, актив­но протестовать, шуметь и отказываться от работы. Ребенок также может начать искать отдых и защиту в привычной стереотипной активности. Надо помнить, что перевозбуждение, внешне немотиви­рованный смех или плач ребенка, как правило, связаны с его пере­груженностью впечатлениями.

Учитель, для того чтобы терпеливо дозировать нагрузку на ре­бенка, нуждается в постоянной поддержке психолога, в совместном анализе возникающих проблем, дающем понимание, что стоит за неправильным поведением ребенка.

Дети с аутизмом характеризуются значительной психической не­зрелостью, утомляемостью, пресыщаемостью, особой возбудимо­стью, зависимостью даже от легкого физического недомогания или сезонных колебаний погоды и требуют бережного к себе отношения. С возрастом они становятся, как правило, более выносливыми.

В начале обучения все эти трудности многократно усугубляются: все необычное, как известно, является для этих детей очень силь­ным стрессовым фактором. В этой новизне самым острым пережи­ванием для такого ребенка является общество других детей. Поэто­му, даже если его поведение вполне адекватно дома и на индивиду­альных занятиях, в классе он может легко возбуждаться, приходить в восторг от шалостей одноклассников, хохотать, когда все уже успокоились, и пытаться повторять их «шутки». И хотя это, безуслов­но, осложняет жизнь класса, важно помнить, что наш ребенок только начинает подражать детям, это его первые опыты быть «как все» и, если он не пройдет их, трудно ждать, что он начнет следовать пра­вильным образцам поведения.

Понятно, что при всем этом надо сохранить нормальные условия обучения для других, обычных детей. Здесь психолог может помочь, организуя процесс постепенного подключения ребенка к общим за­нятиям, сначала к тем урокам, к которым он уже подготовлен инди­видуально. В идеале, конечно, введение такого ребенка в класс прой­дет более гладко, если временно на уроке будет присутствовать ас­систент, помогающий ребенку организовать себя. Присутствие на уроке родителей в этом случае надо использовать очень осторожно, потому что как раз близкие часто слишком стараются навести по­рядок, и их напряжение передается ребенку. Иногда роль ассистента с удовольствием выполняет ближайший сосед (чаще соседка) ре­бенка по классу, и эту ситуацию, как нам кажется, можно успешно использовать.
^ Продуманность и порядок
Привыкание — не единственная причина того, что поведение та­ких детей постепенно становится все более нормальным. Самым важным является то, что они постепенно усваивают стереотип уро­ка и следование этому стереотипу начинает охранять их от поведен­ческих срывов. Известно, как такие дети дорожат освоенным по­рядком. И задача психолога — помочь учителю осознать важность четкой функциональной организации пространства класса, создания ритуала общения с учениками, воспроизводимого порядка урока. Такая уютная, предсказуемая организация жизни удобна и другим детям. В сущности, от учителя не требуется ничего специфического — только нормальная организация жизни класса и обучения, в котором даже введение нового материала подготовлено и ожидаемо.

Продуманный порядок, по возможности исключающий невольные провокации, убережет даже незрелого ребенка от импульсивных дей­ствий. Если мы знаем, что ребенок может слишком сосредотачиваться на перелистывании страниц или складывании конструктора, то не оставим книги и игрушки в открытом доступе; если знаем, что ребенка могут привлечь игры с водой, то не посадим его рядом с раковиной. Конечно, подобная организация осуществляется на уров­не здравого смысла, но ведь и это часто не делается нами, а в сры­вах мы виним ребенка, который не может удержаться от импульсив­ного действия. Помните, как Буратино хватает крысу Шушару за хвост: тянулся рядом, ну нельзя же было его не схватить — он сей­час же и схватил.

Как мы уже упоминали, в начале обучения учителю может пока­заться, что ребенок, время от времени выпадающий из ситуации, плохо воспринимает происходящее. Однако, как ни странно, часто выясняется, что, несмотря на рассеянность или возбуждение, он ус­ваивает на уроке материал и может дома воспроизвести все то, чем занимались в классе, даже то, на что, казалось бы, совсем не обра­щал внимания.
  1   2   3   4

Похожие:

Никольская О. Ребенок с аутизмом в обычной школе / Ольга Никольская, Татьяна Фомина, Светлана Цыпотан iconНикольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. — 1995. — №1
Пойдет ли ребенок в школу, удержится ли в ней, продолжится ли коррекционная работа с ним, сохранится ли надежда на улучшение его...
Никольская О. Ребенок с аутизмом в обычной школе / Ольга Никольская, Татьяна Фомина, Светлана Цыпотан iconНикольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М
Могут также отмечаться нарастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития, трудности в обучении. Характерны сложности...
Никольская О. Ребенок с аутизмом в обычной школе / Ольга Никольская, Татьяна Фомина, Светлана Цыпотан iconВасильева Ольга Фомина Анастасия Порядок выступления. Сольное фортепиано....

Никольская О. Ребенок с аутизмом в обычной школе / Ольга Никольская, Татьяна Фомина, Светлана Цыпотан iconГотов ли ваш ребенок к школе?
Книга предназначена для родителей, которые хотят вырастить творческую личность, разбудить фантазию, воображение и мышление ребенка....
Никольская О. Ребенок с аутизмом в обычной школе / Ольга Никольская, Татьяна Фомина, Светлана Цыпотан iconП18 Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребен­ка к школе
...
Никольская О. Ребенок с аутизмом в обычной школе / Ольга Никольская, Татьяна Фомина, Светлана Цыпотан iconХолод страха
Перевод: Ирина Гурова Татьяна Покидаева Виктор Вебер Н. Кудряшов Светлана Силакова Нана Эристави
Никольская О. Ребенок с аутизмом в обычной школе / Ольга Никольская, Татьяна Фомина, Светлана Цыпотан iconСергей Белановский Михаил Дмитриев Светлана Мисихина Татьяна Омельчук
Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Никольская О. Ребенок с аутизмом в обычной школе / Ольга Никольская, Татьяна Фомина, Светлана Цыпотан iconТема девичьих грёз Татьяны, d-moll
Дуэт и квартет, g-moll «Слыхали ль вы за рощей глас ночной… Они поют…» — Татьяна, Ольга, Ларина, няня
Никольская О. Ребенок с аутизмом в обычной школе / Ольга Никольская, Татьяна Фомина, Светлана Цыпотан iconСоциальная реабилитация детей с аутизмом обзор иностранной литературы
С тех пор взгляды на возникновение аутизма претерпели значительные изменения. Среди проблем, связанных с аутизмом, можно выделить...
Никольская О. Ребенок с аутизмом в обычной школе / Ольга Никольская, Татьяна Фомина, Светлана Цыпотан iconУльянова Р. К. Дошкольное воспитание аномальных детей. Коррекция...
Задачей настоящей работы является анализ состояния общей и тонкой моторики у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница