Учебное пособие Глава Введение в возрастную психологию > Предмет «Возрастная психология»


НазваниеУчебное пособие Глава Введение в возрастную психологию > Предмет «Возрастная психология»
страница1/27
Дата публикации21.06.2013
Размер1.75 Mb.
ТипУчебное пособие
vb2.userdocs.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


Лекции

по Возрастной психологии

Учебное пособие

Глава 1. Введение в возрастную психологию




1.1. Предмет «Возрастная психология»



Возрастная психология – это отрасль психологической науки. Она изучает закономерности и механизмы психического развития человека в онтогенез (жизненный путь индивида от рождения до смерти), поэтому ветвями возрастной психологии являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека и геронтопсихология.

В настоящее время существует два понятия, употребляемых в одном контексте: возрастная психология и психология развития. Это практически синонимы, вместе с тем:

- возрастная психология – она акцентирует внимание на психических особенностях людей разного возраста, в соответствии с чем и выделяют: детскую психологии, психологию младшего школьника, психологию подростка, психологию юноши и т.д.;

- психология развития – эта сфера содержит в основном информацию о законах и механизмах возрастного преобразования психики при переходе с одной ступе ни развития на другую.

Предметом возрастной психологии или психологии возрастного развития является изучение особенностей психического развития детей при переходе из одного возраста в другой, включая психологические характеристики детей на различных возрастных этапах развития.

Выделяют 3 составляющие предмета:

Первая – психологические изменения – количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев до нескольких лет. Эти изменения зависят от постоянно действующих факторов: биологического созревания; психофизиологического состояния организма; социального статуса; уровня интеллектуального развития; личностного развития.

На каждом возрастном этапе развития имеется 3 вида изменений:

– эволюционные, т.е. возрастные изменения психики и поведения в виде количественных и качественных преобразований;

– революционные – которые являются более глубокими, происходят быстро, за сравнительно короткий период и проявляются обычно на переходных рубежах (кризисы 3-х леток, подростков);

– ситуационные – которые рассматриваются, как признак развития и связаны с влиянием конкретной социальной ситуацией.

Эволюционные и революционные изменения психики обычно устойчивы, необратимы и не требуют подкрепления. Они преобразуют психику человека как личности, а ситуационные – неустойчивы, обратимы и предполагают закрепление их в последующих упражнениях (частные формы поведения, ЗУН).

Вторая составляющая предмета связана с понятием «возраст» (психологический возраст). Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста никогда не повторится.

Понятие «возраст» в психологии ассоциируется не с количеством прожитых человеком лет, а с особенностями его психологии и поведения. Так, свои возрастные особенности имеют все психические процессы: память, внимание, мышление, речь и другие. Еще в большей степени психологический возраст проявляется в структуре направленности личности, мотивах, потребностях, интересах, мировоззрении и т.п. Понятие «психологический возраст» служит основой для установления возрастной нормы развития (ЗПР).

^ Третьей составляющей предмета являются движущие силы, условия и законы психического развития.

Под движущими силами психического развития понимаются факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его причинами и содержат в себе побудительные источники развития.

Условия психического развития – это внутренние и внешние постоянно действующие факторы, направляющие ход развития, они формируют его динамику, и определяют конечные результаты.

Законы психического развития – это общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и опираясь на которые можно этим развитием управлять.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Похожие:

Учебное пособие Глава Введение в возрастную психологию > Предмет «Возрастная психология» iconЛитература: Вайнштейн Л. А., Поликарпов В. А., Фурманов И. А., Трухан...
Вайнштейн Л. А., Поликарпов В. А., Фурманов И. А., Трухан Е. А. Общая психология: учебное пособие. Мн., 2005
Учебное пособие Глава Введение в возрастную психологию > Предмет «Возрастная психология» iconУчебное пособие оглавление глава предмет, история и основные направления...
Предмет, история и основные направления дифференциальной психологии. Дифференциальная психология как наука
Учебное пособие Глава Введение в возрастную психологию > Предмет «Возрастная психология» iconСоколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений
Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. Том 0-28 Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений....
Учебное пособие Глава Введение в возрастную психологию > Предмет «Возрастная психология» iconВозрастная психология и психология развития
Волков Б. С психология юности и молодости djvu; Детская психология от рождения до школы rtf
Учебное пособие Глава Введение в возрастную психологию > Предмет «Возрастная психология» iconУчебное пособие. Спб, 1999 введение 1 часть первая. Этничность и...
Врожденная привязанность или социальный конструкт? (споры о природе этнического) 7
Учебное пособие Глава Введение в возрастную психологию > Предмет «Возрастная психология» iconУчебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные...
А95 Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / Учеб пособие. —...
Учебное пособие Глава Введение в возрастную психологию > Предмет «Возрастная психология» iconКонспект лекций по курсу Медицинская психология Пособие для студентов
У. Бауманном и М. Перре: Клиническая психология – частная психологическая дисциплина, предмет которой – психические расстройства...
Учебное пособие Глава Введение в возрастную психологию > Предмет «Возрастная психология» iconЗигмунд Фрейд Введение в психологию
В психической жизни человека всегда присутствует "другой" Он, как правило, является образцом, объектом, помощником или противником,...
Учебное пособие Глава Введение в возрастную психологию > Предмет «Возрастная психология» iconХроническая болезнь почек у детей Учебное пособие
Учебное пособие предназначено резидентам, студентам, интернам педиатрического, лечебного факультетов и общей медицины
Учебное пособие Глава Введение в возрастную психологию > Предмет «Возрастная психология» iconВопросы к экзамену по дисциплине «психология с элементами социальной психологии»
Психология и социальная психология: предмет, методы, место в системе наук о человеке
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница