В ответе на поставленные вопросы важнейшим является установление взаимосвязи и отношений


Скачать 123.21 Kb.
НазваниеВ ответе на поставленные вопросы важнейшим является установление взаимосвязи и отношений
Дата публикации23.06.2013
Размер123.21 Kb.
ТипРеферат
vb2.userdocs.ru > Психология > Реферат
38,Критерии выраженности способностей. (С.Л.Рубинштейн, Н.С.Лейтес).
Эволюция взглядов на природу и сущность способностей
Введение

Главной своей целью автор считал рассмотрение природы и сущности человеческих способностей. Нетрудно показать, что эти проблемы вплотную смыкаются с классическими проблемами человеческого бытия, волновавшими мыслителей на протяжении тысячелетий.

Учёных интересовала сущность способностей, их обусловленность наследственными факторами и историей жизни личности, а также проблемы общих и специальных способностей, возможности измерения способностей. Значительное число исследований было посвящено профессиональным способностям.

В отечественной психологии следует выделить работы С.Л. Рубинштейна, Н. С. Лейтеса, Теоретические исследования прежде всего относились к определению содержания понятия способности, их социальной обусловленности, проявлению и развитию способностей в конкретных видах деятельности. В результате этих исследований сформировалась определенная феноменологическая картина проблемы способностей. Однако в этой картине почти не представлен онтологический аспект проблемы способностей, психические механизмы способностей и одаренности.

В настоящей статье представлена концепция познавательных способностей, их структуры и механизмов в единстве как генети­чески обусловленных, так и прижизненно сформированных меха­низмов.

Другой известный советский психолог С.Л.Рубинштейн в это же время писал: «Способности… в учебном арсенале… служили нередко для того, чтобы избавиться от необходимости вскрыть закономерности протекания психических процессов. Поэтому современная научная психология выросла в значительной мере в борьбе против психологии способностей… Ввиду этого, прежде чем вводить понятие «способности» в систему психологической науки, необходимо также очертить его истинное содержание»

Что же мешает дать содержательное определение способностей?

Для того чтобы дать содержательное определение способностей необходимо ответить на три вопроса:

  • в какой взаимосвязи и отношении находятся способности и психические функции;

  • каково отношение способностей и деятельности. Существуют ли способности до деятельности или они в ней создаются;

  • как соотносятся задатки и способности. Развиваются ли способности из задатков (на основе задатков).

Содержательное определение понятия «способности»

В ответе на поставленные вопросы важнейшим является установление взаимосвязи и отношений:

  • психологической функции, одаренности и способностей;

  • способностей и родовых форм деятельности;

  • психических функций и функциональных систем, реализующих эти функции.

Опираясь на работы С.Л. Рубинштейна мы можем утверждать, что психические функции сформировались в процессе филогенеза для отражения предметного мира в его свойствах и отношениях. В силу этого психологические функции характеризуются аналитичностью и абстрактностью, то есть отражение связано с восприятием любых предметов внешнего мира, не соотнесенных с конкретной деятельностью.

Одаренность, напротив, всегда связана с конкретной деятельностью. В этом плане она всегда конкретна. Одаренность выступает как результат взаимодействия способностей в деятельности. И в этом плане она всегда синтетична.

Способности же, как и психологические функции служат, прежде всего, для отражения отдельных аспектов внешнего мира (восприятие, память, мышление), с этой точки они аналитичны, и проявляются они в конкретной деятельности – они характеризуются конкретностью (отнесенностью к условиям конкретной деятельности).

Таким образом, психологические функции характеризуются аналитичностью и абстрактностью, одаренность – синтетичностью и конкретностью, способность – аналитичностью и конкретностью, которые выступают конкретным проявлением психологической функции.
Таблица 1: Характеристики психологической функции, одаренности и способности.





Психологическая функция

Способность

Одаренность

Аналитичность

+

+




Конкретность




+

+

Абстрактность

+







Синтетичность







+


Способность – есть конкретное проявление психологической функции. Психологическая функция, в свою очередь, является свойством функциональной физиологической системы.

Психофизиологические исследования убедительно показали, что отдельные психические функции реализуются сложными, нейрофизиологическими функциональными системами. Эти функциональные системы в структуре целостного мозга формировались для реализации определенных психических функций. Можно сказать, что функциональные системы обладают свойством, благодаря которому возможно осуществлять определенную психическую функцию. Это свойство функциональных систем и является общей природной способностью, отнесенной к конкретной психической функции.

В качестве примера можно привести связь способности восприятия и строения функциональной системы зрения. Со строением функциональной системы зрения мы знакомы уже по школьным учебникам. В специальной литературе мы находим подробное описание всех компонентов системы зрения, начиная с описания фоторецепторов, организации сетчатки, строения глаза, проводящих путей, заканчивая описанием места функциональной системы зрения в общей структуре головного мозга.

Данные нейропсихологии и физиологии сенсорных систем убедительно доказывают, что способность восприятия есть системное свойство (качество) функциональной системы зрительного восприятия. Способность восприятия будет одной из общих способностей человека, выступающей конкретным проявлением психологической функции.

Учитывая вышеизложенное, мы имеем основание определить способности, как свойства функциональных систем, реализующих отдельные познавательные и психомоторные функции. В данном определении способности рассматриваются как общие (всеобщие) качества, здесь реализуется принцип единства строения и функции.

В данном определении способностей реализуется первая связь, заключающаяся в принципе психофизического единства (по С.Л. Рубинштейну) - связь психики и её субстрата, определяемая положением о единстве строения и функции.
Способности как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного индивида от другого

Определив способности с позиции общего, мы можем рассмотреть их с позиции единичного и особенного. С позиции единичного, отдельного, индивидуального способности будут определяться тем, как общее свойство (конкретная способность воспринимать, запоминать и т. д.) выражено у конкретного индивида. Единичное будет представлено мерой выраженности свойства у конкретного индивида. Вполне естественно, что мера выраженности этого общего свойства у отдельных индивидов может быть различной. На этом этапе появляется проблема индивидуальных различий в способностях, как различной меры выраженности общей способности.

И тогда мы можем дополнить данное выше определение и сказать, что способности - есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.

Изложенный выше подход раскрывает природу способностей, позволяет

дать определение способностей индивида. Эти способности обеспечивали,

выживание индивида в природных условиях.

Таким образом, мы ответили на первый из поставленных вопросов – в какой связи и отношениях находятся способности и психические функции. Этот ответ позволило нам определить способности человека.

40, Перейдем теперь к рассмотрению второго вопроса: «каково соотношение и взаимосвязь способностей и деятельности».

Психологический анализ показывает, что любую деятельность, осуществляемую в практической или идеальной формах, можно разложить на отдельные психические функции. В любой деятельности необходимо что-то воспринять, запомнить, представить, осмыслить, принять решение и т.д. В этом случае реализация психических функций будет выступать как отдельные психологические действия. Эти действия могут превращаться и в самостоятельные деятельности, когда ставится цель что-то воспринять (деятельность наблюдателя), что-то запомнить, что-то решить.

Преодоление разрыва между психической функцией и деятельностью, рассмотрение способностей как родовых форм деятельности позволяет подойти к анализу структуры способностей с позиций структуры деятельности.

Адекватно описать структуру психических функций можно как психологическую структуру деятельности, а развитие способности – как развитие системы, реализующей эти функции, как процесс системогенеза. Архитектоника этой системы в основных компонентах должна совпадать с архитектоникой функциональной системы трудовой деятельности, однако содержание каждого компонента будет специфичным для каждой способности так же, как и для каждой предметной деятельности.

Специфическая особенность рассматриваемой системы состоит в том, что она обладает природным свойством, направленным на реализацию определенной психической функции и проявляющимся через функциональные механизмы. Это свойство выступает в роли первичного средства, внутреннего условия, позволяющего достигнуть цель. В профессиональной деятельности в качестве таких средств, как известно, служат знания, умения и способности субъекта к деятельности.

Структура способностей в виде формальной схемы, отражающей представленные выше положения, дана на рис. 1. Эта схема, показывающая лишь принципиальные моменты архитектоники способностей, позволяет приблизиться к пониманию механизма опосредования внешних воздействий через внутренние условия, важнейшими из которых являются способности. Беря свое начало в функциональной системе трудовой деятельности, структура способностей в свою очередь помогает понять, как функционирует сама система деятельности.

Предложенное понимание структуры отдельных способностей позволяет нам выдвинуть гипотезу, основанную на том принципе, что эта структура едина для всех способностей и аналогична структуре деятельности. Фактически при множестве способностей реально существует единая структура деятельности, которая мультиплицируется в структуре отдельных способностей. Онтологически эта единая структура реализуется целостностью мозга как органа психики, функционально определяется целью деятельности и ее мотивацией.



Рис. 1. Функциональная система способностей
Чтобы в полной мере понять способности как родовые формы деятельности, необходимо, чтобы эта деятельность реализовывалась через систему действий – операций. Проведенный нами анализ (Таблица 1.)психологических функций восприятия, памяти и мышления позволил выделить систему таких действий - операций, которые в своей совокупности составляют операционный механизм способностей.

Таблица 1.

Интеллектуальные операции

В восприятии и памяти

В предметно-практическом мышлении

В мышлении в понятиях

В метаинтел-лектуальных процессах

Установление ассоциаций;

структурирование перцептивных действий;

перцептивные и мнемические действия:

  • группировка

  • классификация

  • систематизация

  • аналогии

  • перекодирование

  • построение перцептивных и менмических схем (опорных пунктов и связей между ними, мнемотехнические приемы, достраивание воспринимаемого и запоминаемого материала, сериация)

  • повторение

  • сканирование

предметное манипулирование; различение; сопоставление; сравнение; анализ;

синтез; обобщение; выяснение функционального значения

анализ; абстрагирование; синтез; различение; интеллектуализация понятий; сопоставление; сравнение; раскрытие отношений; обобщение; классификация; систематизация; определение; рассуждение; суждения; умозаключение; обоснование; категоризация; кодирование; идентификация

формирование гипотезы; целеполагание; принятие решения; планирование; программирование; контроль; саморефлексия; понимание; выяснение значений и смыслов; интерпретация; аргументирование; доказательство; моделирование; опосредование способности

Рассмотрев проблему взаимосвязи способностей и деятельности, мы можем дать ответ на вопрос, как же развиваются способности.

Способности личности

Как показывают антропологические и психологические исследования в предыстории человечества ум и мораль существовали в единстве, как единое целое. Ум и мораль, содержащиеся друг в друге. И если углубиться в историю, то мы обнаружим мораль более близкую к уму, и ум, более близкий к морали, чем у современного человека. Ум оформлял моральное требование. Мораль руководила сообществом людей и поведением индивида внутри сообщества. Постепенно это единство было разорвано. Наметились две линии развития: морали и ума.

Подобная картина наблюдалась и в изучении способностей. Вначале это были добродетели, как единство морали и ума, а затем эти две линии разошлись. С наших позиций, когда мы представляем себе структуру способностей, как структуру деятельности, которая формируется под влиянием вектора мотив-цель, мы можем рассматривать способности в единстве с мотивацией, которая определяет специфику проявления способностей в деятельности. И это будут уже способности личности, способности поставленные под контроль личности, ее интересов, личностных смыслов и ценностей. Способности личности можно обозначить как духовные способности. Духовные способности выступают как качества личности, формирующиеся на основе природных способностей (способностей индивида) и определяющие эффективность социального поведения. Духовные способности можно рассматривать как функциональную индивидуальность личности. Духовные способности – это способности поступка. В духовных способностях индивид возвышается над общими способностями. Общие способности (способности индивида и субъекта деятельности) выступают в роли того всеобщего, на основе которого формируются духовные способности.
***

Последовательно развивая наши теоретические представления о способностях, мы пришли к выводу, что определение способностей должно даваться в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности.

Отмеченные три измерения показывают направление развития способностей и раскрывают детерминацию этого процесса.

Способности индивида отражают его природную сущность и проявляются как свойства функциональных систем, реализующих познавательные и психомоторные функции психики. На основе способностей индивида формируются способности субъекта деятельности за счет развития интеллектуальных операций (операционных механизмов). Природные способности включаются в психологические функциональные системы, реализующие предметную и идеальную деятельности. Отношение к деятельности определяется мотивацией субъекта. В деятельности формируются планы и программы, отрабатываются решающие правила и критерии предпочтительности, которые входят в состав ментального опыта субъекта.

Постановка способностей под контроль личностных ценностей и смыслов переводит их в качество способностей личности, обеспечивающих успешность социального познания. В способностях личности проявляется уже весь внутренний мир человека.

Рассматривая развитие способностей, мы можем выделить три фактора культурной детерминации.

Во-первых, необходимо подчеркнуть тот факт, что ребенок, в отличие от животного, рождается с незавершенным формированием функциональных систем психической деятельности. Функциональные системы, реализующие психические функции, вызревают в течение длительного постнатального периода. Этот процесс вызревания детерминируется средой жизнедеятельности. Функциональные системы изначально формируются как окультуренные «второй природой», созданной человеком.

Во-вторых, развитие способностей детерминируется социальными формами деятельности.

В-третьих, развитие способностей детерминируется индивидуальными ценностями. Именно эти индивидуальные ценности и смыслы будут определять качественную специфику способностей, от них будет зависеть, что увидит и запомнит человек.
Место способностей в структуре психики

Понимание способностей как свойств функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, позволяет указать место способностей в структуре психики. Как правило, при определении психики рассматриваются три ее аспекта: свойства высокоорганизованной материи мозга отражать объективный мир, субъективный образ объективного мира и переживания. Сравнивая определения психики и способностей, мы видим, что именно способности реализуют функцию отражения и преобразования действительности в практической и идеальной формах. Способности – одно из базовых качеств психики наряду с содержательной стороной, включающей знания об объективном мире и переживания. Способности конкретизируют общее свойство мозга отражать объективный мир, относя его к отдельным психическим функциям. Одновременно способности характеризуют индивидуальную меру выраженности этого свойства, отнесенного к конкретной психической функции. Таким образом, способности находят свое место в структуре психики, конкретизируя общее понятие психики как свойства мозга отражать объективный мир, дифференцируя это свойство на конкретные психические функции, внося в него меру индивидуальной выраженности, придавая ему деятельностный характер, ибо мера индивидуальной выраженности способности проявляется в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций. Способности имеют сложную структуру, отражающую системную организацию мозга, межфункциональные связи и деятельностный характер психических функций.




Похожие:

В ответе на поставленные вопросы важнейшим является установление взаимосвязи и отношений iconКраевая стратегия молодежной политики и детства Забайкальского края до 2030 года
Забайкальского края. Целостная и последовательная политика в интересах молодежи и детей является важнейшим фактором устойчивого развития...
В ответе на поставленные вопросы важнейшим является установление взаимосвязи и отношений iconМатериалы для контроля усвоения знаний Образцы тестов по социально-экономической статистике
В этом разделе показаны примеры тестовых испытаний. При ответе на вопросы теста следует учитывать, что правильным является только...
В ответе на поставленные вопросы важнейшим является установление взаимосвязи и отношений iconСмоленская государственная медицинская академия
Производственная практика студентов по терапевтической стоматологии проводится в 6 семестре и является продолжением учебного процесса,...
В ответе на поставленные вопросы важнейшим является установление взаимосвязи и отношений iconДисциплина «общая и профессиональная педагогика» Самопрезентация
Эмоционально, материал доступный, динамично, затруднения при ответе на вопросы 2 балла
В ответе на поставленные вопросы важнейшим является установление взаимосвязи и отношений iconДисциплина «общая и профессиональная педагогика» Самопрезентация
Эмоционально, материал доступный, динамично, затруднения при ответе на вопросы 2 балла
В ответе на поставленные вопросы важнейшим является установление взаимосвязи и отношений iconДисциплина «общая и профессиональная педагогика» Самопрезентация
Эмоционально, материал доступный, динамично, затруднения при ответе на вопросы 2 балла
В ответе на поставленные вопросы важнейшим является установление взаимосвязи и отношений iconАктивный раздаточный материал
Экология – наука, изучающая взаимоотношения между живыми организмами и средой обитания, находящимися в тесной взаимосвязи и взаимосвязи...
В ответе на поставленные вопросы важнейшим является установление взаимосвязи и отношений iconВопросы к экзамену (зачету)
Основные этапы становления налоговых отношений. Правовые основы организации и развития налоговых отношений в России
В ответе на поставленные вопросы важнейшим является установление взаимосвязи и отношений iconКонкурса на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Лучшая творческая работа, отражающая тему: «Мы в ответе за тех, кого приручили». В любой технике
В ответе на поставленные вопросы важнейшим является установление взаимосвязи и отношений iconI. Общие положения
«Мой семейный альбом» является пропаганда и популяризация у подростков и молодежи семейных ценностей, интереса к истории своего рода,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница