Литература Гребенюк, О. С


Скачать 215.07 Kb.
НазваниеЛитература Гребенюк, О. С
Дата публикации30.11.2013
Размер215.07 Kb.
ТипЛитература
vb2.userdocs.ru > Психология > Литература
Лабораторная работа 1. Посещение открытого учебного занятия – 2 часа

Цель работы: Ознакомить студентов с методикой проведения учебного занятия.

Задание студентам:

  1. По результатам посещения урока выполнить поэтапный анализ урока по предложенной схеме.

Примерная схема анализа урока

  1. Выполнение основных требований к уроку:

    • постановка и достижение основной цели урока;

    • соответствие урока дидактическим принципам;

    • эффективность урока и оптимальность работы учителя;

    • целесообразность выбранных методов и приемов обуче­ния, развития и воспитания, применения ТСО.

2. Результативность работы преподавателя:

  • качество этапа актуализации опорных знаний: успешность применения приемов актуализации, достигнутый при этом уровень опорных знаний и умений, эффективность побуждений к учению;

  • качество этапа формирования новых понятий и способов действий: эффективность самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся, всесторонность и глубина объяснения учителя, степень сформированности основных понятий и способов действий;

  • качество этапа применения знаний и формирования умений и навыков: успешность выполнения учащимися самостоятельной работы, степень их подготовленности к выполнению домашнего задания.

3. Анализ урока в целом: дается обобщенная характеристика урока, деятельности учителя и действий и отношения учащихся, отмечаются замеченные недоработки и положительные стороны.

Литература

Гребенюк, О. С.   Теория обучения : учебник для вузов : допущено М-вом образования РФ / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 384 с.
Лабораторная работа 2. Разработка плана урока (факультативного занятия по психологии) – 4 часа

Цели работы:

Формирование у студентов умений: 1) разрабатывать план-конспект учебного занятия; 2) проводить учебное занятие; 3) анализировать учебное занятия.

^ Описание лабораторной работы

В рамках лабораторной работы студенты:

  • разрабатывают план-конспект занятия по факультативной дисциплине «Психология»;

  • проводят открытое занятие по факультативной дисциплине «Психология»;

  • анализируют урок по установленному шаблону.

Задание студентам:

  1. Используя шаблон поурочного планирования разработать план-конспект занятия по факультативной дисциплине «Психология».

  2. Провести открытое занятие в группе студентов.

  3. Выполнить анализ учебного занятия в соответствии с примерной схемой анализа урока.

^ Шаблон поурочного планирования

Предмет _______________         Класс______________             Дата_________________

Тип урока __________­­­­­­­­­­­­­______________________________________________

Тема______________________________________________________________

Цели урока

Образовательная цель ______________________________________________

Воспитательная цель_______________________________________________

Развивающая цель__________________________________________________

Оборудование_____________________________________________________

Ход урока

1. Организационный этап. Приветствие. Оглашение темы и целей урока.

2. Проверка домашнего задания и/или актуализация опорных знаний _______

3. Усвоение новых знаний ___________________________________________

4. Формирование умений учащихся____________________________________

5. Итоги урока _____________________________________________________

6. Домашнее задание________________________________________________


Этапы урока

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы и формы обучения

Прогнозируемый результат образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение

1

2

3

4

5

6

7


Примерная схема анализа урока

  1. Выполнение основных требований к уроку:

    • постановка и достижение основной цели урока;

    • соответствие урока дидактическим принципам;

    • эффективность урока и оптимальность работы учителя;

    • целесообразность выбранных методов и приемов обуче­ния, развития и воспитания, применения ТСО.

2. Результативность работы преподавателя:

  • качество этапа актуализации опорных знаний: успешность применения приемов актуализации, достигнутый при этом уровень опорных знаний и умений, эффективность побуждений к учению;

  • качество этапа формирования новых понятий и способов действий: эффективность самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся, всесторонность и глубина объяснения учителя, степень сформированности основных понятий и способов действий;

  • качество этапа применения знаний и формирования умений и навыков: успешность выполнения учащимися самостоятельной работы, степень их подготовленности к выполнению домашнего задания.

3. Анализ урока в целом: дается обобщенная характеристика урока, деятельности учителя и действий и отношения учащихся, отмечаются замеченные недоработки и положительные стороны.
Литература

Гребенюк, О. С.   Теория обучения : учебник для вузов : допущено М-вом образования РФ / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 384 с. (27 экземпляров)
Лабораторная работа 3. Разработка тестовых средств контроля знаний учащихся – 4 часа

Цель работы:

Формирование у студентов умений по разработке тестовых средств контроля

Задание студентам:

  1. Разработать содержательную структуру педагогического теста по учебной дисциплине.

  2. Разработать содержание педагогического теста по учебной дисциплине

  3. Провести экспертизу педагогического теста.


Пример оформления содержательной структуры

педагогического теста по дисциплине

«Современные средства оценивания результатов обучения»

Наименование разделов дисциплины

Наименование тем и подтем дисциплины

Требуемый результат изучения раздела (темы)

Минимальное требуемое количество тестовых заданий

Проектируемый уровень трудности

тестовых заданий

1

2

3

4

5

01. Понятие о качестве образования


01.01. Качество образования и педагогический контроль

01.02. Виды, формы и организация контроля качества обучения

01.03. Функции контроля

01.04. Принципы контроля


Знать основные положения и факты, понимать их значения и смысл.

ТЗ открытые: 5

ТЗ закрытые: 5

ТЗ на соответствие:1

Т3 на упорядочение: 1

КТ-1(ТЗ легкие) – 12 шт.

02. Оценка как элемент управления качеством. Функции оценки


02.01. Оценка, диагностика и проверка в системе образования

02.02. Характеристика процесса оценивания

02.03. Функции оценки


Знать

определения понятий и понимать их смысл.

Знать основные характеристики процесса оценивания и функции оценки


ТЗ открытые: 3

ТЗ закрытые: 3

ТЗ на соответствие: 2

ТЗ на упорядочение: 1

КТ-1 (ТЗ легкие) – 5 шт.

КТ-2 (ТЗ средней трудности) – 2 шт.

КТ-3 (ТЗ трудное) – 2 шт.


Пример оформления содержания педагогического теста
Содержание тестовых материалов

1. Понятие о качестве образования

1.01. Качество образования и педагогический контроль

Задание 1.

Операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами:

 диагностика

 проверка

 оценка

 контроль

1.02. Виды, формы и организация контроля качества обучения

Задание 2.

Соответствие между видами контроля и их характеристиками:

Входной

позволяет получать информацию об уровне знаний обучающегося до начала изучения новой дисциплины

Текущий

осуществляется в течение всего процесса изучения дисциплины, позволяет учителю следить за ходом обучения




предназначен для оценки учебных достижений после завершения определенного этапа обучения

1.03. Функции контроля

Задание 3.

Соответствие между функциями контроля и их характеристиками:

Сравнительная

проявляется при сопоставлении данных тестирования по школе с нормами районного уровня, для выявления отставания отдельных школ по ряду показателей качества образования

Прогностическая

проявляется в возможности выявления способности к усвоению нового материала, отражает воздействие предшествующего обучения, позволяет предсказать результаты последующего контроля




предполагает осуществление систематического контроля за результатами обучения, определение состояния усвоенных знаний




предполагает укрепление памяти, тренировку мышления, формирование умений и навыков по применению знаний на практике

1.04. Принципы контроля

Задание 4.

Принцип ... предписывает использование в контроле научно обоснованных средств, проверочных процедур и методов анализа данных.

Правильные варианты ответа: научности;

2. Оценка как элемент управления качеством. Функции оценки

2.01. Оценка, диагностика и проверка в системе образования

Задание 5.

Суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ:

 оценка

 проверка

 диагностика

 контроль

^ Пример оформления протокола экспертизы тестовых материалов

Таблица характеристик тестовых заданий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

№ ПДТЗ

Код ДЕ

Соотв. ГОС

Ур. Знач.

Вып. Треб.

Время

Форма

Концепты

Дистракторы

Иерархия

Мышление

МТ, кач.

Однозначн.

Краткость

Свернутость

Смысл

Мин_3

Мин_5




































































































































































Дата: "__"________200___ (Подпись эксперта) ФИО эксперта

^ Значения столбцов таблицы следующее:

  1. Уникальный идентификатор тестового задания (№ ПДТЗ). Он необходим для того, чтобы можно было точно выделить и отличить конкретное тестовое задание из всего массива БТЗ. В таблицу вносится нумерация, представленная авторами БТЗ.

  2. Код принадлежности тестового задания к дидактической единице (Код ДЕ) - разделу спецификации БТЗ.

  3. Соответствие ТЗ содержанию ГОС или учебной программе (Соотв. ГОС). В таблицу выставляется оценка:

  1. - не соответствует;

  2. - слабо соответствует;

  3. - полностью соответствует.

4. Уровень значимости содержания ПДТЗ (Ур. Знач.). В таблицу записывается оценка:

  1. - сомнительный;

  2. - приемлемый (допустимый);

  3. - важный;

  4. - самый важный (существенный).

5. Выполнение требований к составлению ПДТЗ (Вып. Треб.). В таблицу выставляется оценка:

  1. - не соответствует;

  2. - слабо соответствует;

  3. - соответствует.

  1. Максимально-допустимое время предъявления задания на экране дисплея, в минутах (не более 2 минут).

  2. Форма ПДТЗ. В таблицу вносится число, приписанное к форме ПДТЗ:

  1. - открытая;

  2. - закрытая;

  3. - на упорядочение;

  4. - на соответствие.

8. Количество концептов (логических шагов или интеллектуальных действий), необходимых для решения ПДТЗ. Если задание имеет несколько вариантов решения, традиционные и нетрадиционные подходы к решению, то при внесении в таблицу количества концептов следует остановиться на наиболее стандартном варианте решения, опирающемся на основные (фундаментальные) законы или понятия, имеющиеся в ГОС. Даже в самом сложном тестовом задании количество концептов не должно превышать трех.

9. Количество дистракторов (вариантов ответа) в ПДТЗ. Для закрытой формы и на упорядочивание указывается количество вариантов ответа в задании. Для заданий на соответствие отмечается количество пар и количество вариантов ответов, оставшихся без пары. Для заданий открытой формы указывается количество возможных правильных ответов, определенных автором, либо вообще не отмечается данный показатель.

10. Глубина иерархии в спецификации теста (к какому узлу спецификации данное задание относится):

  1. - глава;

  2. - раздел;

  3. - подраздел;

  4. - тема или глубже (понятие).

11. Форма мышления (суждения) определяет уровень владения проверяемым знанием:

  1. - знание знакомства (опознание);

  2. - знание копии (воспроизведение);

  3. - знания умения (применения).

12. Мера трудности, качественная оценка (МТ, кач.), представляет собой субъективный показатель, как и само понятие «трудность». Для объективизации оценки можно пользоваться подходами к определению нормы трудности. Соответственно, в таблицу выставляется оценка, представленная далее в пункте «Норма трудности ПДТЗ»:

  1. - легкое;

  2. - средней трудности;

  3. - трудное.

13. Однозначность ПДТЗ предполагает исключение всякого разночтения в формулировке как самого задания, так и ответов. В таблицу записывается оценка:

0 - не однозначно;

  1. - слабо однозначно;

  2. - однозначно.

14. Краткость представления тестовой ситуации:

  1. - очень длинно;

  2. - кратко;

  3. - предельно кратко.

15. Свернутость ПДТЗ предполагает такую формулировку задания, которую тестируемый может охватить одним взглядом. Предпочтение отдается рисункам, которые в себе содержат необходимую информацию и исключают специальную формулировку задачи. Этот показатель связан с ограничением времени, отведенным на организацию тестирования, когда испытуемый не имеет возможности долго вчитываться в текст. В таблицу выставляется оценка:

  1. - низкая;

  2. - средняя;

  3. - высокая.

16. Ясность смысла тестовой ситуации:

- не ясно;

- ясно.

  1. Доля минимально подготовленных «троечников», которые смогут правильно выполнить ПДТЗ (в процентах) ставится экспертом «на глазок», исходя из собственного опыта преподавания данной дисциплины. Этот показатель дублируется проведением пробных тестирований в испытательных лабораториях.

  2. Доля минимально подготовленных «отличников», которые смогут правильно выполнить ПДТЗ процентах). Характеристика данного показателя аналогична предыдущему.


Литература

Разработка банков тестовых заданий : практическое пособие / сост. С. В. Марченко, М. Д. Исламбеков, В. В. Кульков; под ред. Н. В. Гутовой ; КФ ГОУ ВПО "НГПУ". - Куйбышев, 2010. - 96 с.
Лабораторная работа 4. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива – 4 часа

Цель работы:

Формирование у студентов умений осуществлять психолого-педагогическую характеристику классного коллектива.

^ Задание студентам:

  1. Дайте общую характеристику методу социометрического исследования и возможности его использования для диагностики внутригрупповых процессов в классном коллективе. Опишите основные понятия и процедуры социометрии.

  2. Разработайте анкету на тему «Творческие и спортивные интересы учащихся». Проведите анкетирование в классе (группе студентов). Используйте полученные результаты при описании творческого потенциала и творческой активности учащихся.

  3. Выполнить психолого-педагогическую характеристику классного коллектива (студенческой группы) по предложенной схеме.

  4. Подведите итоги проделанной работы.

Схема психолого-педагогической характеристики

классного коллектива

  1. Общие сведения о классе.      Количество учащихся в классе, из них - мальчиков и девочек, как долго существует данный коллектив, имеются ли в классе новички, второгодники, переростки, общая характеристика класса по успеваемости и дисциплине, его место среди других классов школы. Классное руководство и отношение учащихся к классному руководителю.

  2. Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы.      Лидерство, руководство, наличие изолированных, замкнутых и необщительных учеников. Традиций в коллективе. Актив класса. Характер общения учащихся в группе.      Степень организованности, спаянности и сплоченности классного коллектива. Формы взаимопомощи, взаимоотношений между мальчиками и девочками.

  3. Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся. Внимание учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий, наличие учеников с неустойчивым, рассеянным вниманием. Мышление, наличие сообразительных учеников, способных анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, а также учеников с замедленным темпом мыслительной деятельности, индивидуальный подход к ним. Работоспособность коллектива, владеют ли ученики навыками самостоятельного умственного труда.

  4. Творческий потенциал и творческая активность учащихся.      Наличие учащихся с высоким уровнем общих и специальных способностей, склонных к проявлению фантазии и нестандартно мыслящих. Способность коллектива к творческому решению задач, потребность коллектива в творческой деятельности. Творческие и спортивные предпочтения учащихся.

  5. Уровень воспитанности коллектива. Общая характеристика дисциплины в классе. Характер дисциплины на уроках и вне уроков. Крайне недисциплинированные учащиеся, формы проявления и причины их недисциплинированности. Проявление чуткости, внимательности, чести, долга и др. Какие существуют формы и методы воспитания этих чувств в коллективе.

Литература

Горбатов, Д. С.   Практикум по психологическому исследованию : учебное пособие / Д. С. Горбатов. - Самара : БАХРАХ-М, 2003. - 272 с.
Лабораторная работа 5. Разработка и проведение внеклассного мероприятия– 4 часа

Цель работы: Сформировать у студентов умения планировать, проводить и анализировать воспитательное (внеклассное) мероприятие.

Задание студентам

  1. Разработать план-конспект воспитательного (внеклассного) мероприятия.

  2. Провести внеклассное мероприятие в учебном классе (студенческой группе).

  3. Выполнить анализ воспитательного мероприятия.


^ Шаблон плана-конспекта внеклассного мероприятия

Тема___________________________________________________

Класс__________________________________________________

Цель___________________________________________________

Задачи_________________________________________________

Тип занятия_____________________________________________

Структура мероприятия:

  1. Организационный момент: приветствие участников мероприятия. Сообщение темы и цели мероприятия.

  2. Вводная часть___________________________________________

  3. Основная часть _________________________________________

  4. Заключительная часть

Схема анализа воспитательного мероприятия

1. Дата ____

2. ФИО классного руководителя ____

3. Класс_____________________________________________________

4. Количество присутствующих учащихся________________________

5. Тема занятия______________________________________________

6. Форма занятия __________________

7. Кто привлекается к проведению мероприятия___________________

8. Цель занятия

Воспитательная___________________________________________

Развивающая_____________________________________________

Обучающая______________________________________________

9. Организация подготовки мероприятия:

степень участия детей в подготовке_____________________________

наглядное оформление __________________________

использование технических средств_____________________________

10. Содержание и методика проведения занятия:

а) соответствие содержания занятия поставленной цели;

б) познавательная и воспитательная ценность мероприятия;

в) эмоциональная насыщенность, интерес учащихся к занятию, их активность;

г) приемы и методы, использованные на занятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;

11. Педагогическая ценность занятия.

13. Как будет учтен опыт этого занятия в дальнейшей работе?

Интернет-источник

Седова Л. Н. Теория и методика воспитания: конспект лекций http://www.tinlib.ru/psihologija/teorija_i_metodika_vospitanija_konspekt_lekcii/index.php

Похожие:

Литература Гребенюк, О. С iconПлан лекции Что такое художественная литература. Древнейшие литературные источники
Литература вся совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность,...
Литература Гребенюк, О. С iconЛитература второй половины ХХ ст.» Французская литература Веркор:...
Список художественных текстов для самостоятельного прочтения по курсу «зарубежная литература второй половины ХХ ст.»
Литература Гребенюк, О. С iconНаправления подготовки
Украинский язык и литература; 2 История Украины или Всемирная литература; 3 Иностранный язык
Литература Гребенюк, О. С icon«Журнал \"Иностранная литература\" №9/2004»: "Иностранная литература";...
Америки и как нам всем жить в том новом мире, что возник на планете 11 сентября 2001 года
Литература Гребенюк, О. С iconЛитература: Аникин Г. В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века. М., 1986
Аникст А. А. Оскар Уайльд // Оскар Уайльд. Избранные произведения: в 2 т. М., 1960. Т. 1; или: Оскар Уайльд. Пьесы. М., 1960
Литература Гребенюк, О. С iconСписок обязательной литературы учебная литература: История русской...
Гаспаров М. Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М. Л. Избранные труды: в 2 т. Т. О стихах. М., 1997. С. 434-455;...
Литература Гребенюк, О. С iconДуглас Коупленд Поколение «Икс» «Иностранная литература, №3»: Иностранная...
Нами руководили силы, заставлявшие нас принимать успокоительные, думать, будто прогулки по магазинам – уже творчество, и считать,...
Литература Гребенюк, О. С iconРасписание учебных занятий с 09. 2013 по 05. 01. 2014 на филологическом...
Для магистров первого года обучения направления «зарубежная литература» (2013/2014 уч г.) 1-й семестр
Литература Гребенюк, О. С iconЛитература английский

Литература Гребенюк, О. С iconХудожественная литература

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница