Учебно-методическое пособие для студентов дефектологического факультета университета курск 2011


НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов дефектологического факультета университета курск 2011
страница1/11
Дата публикации18.11.2013
Размер1.49 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
vb2.userdocs.ru > Психология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

ГОУ ВПО КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

«НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УНИВЕРСИТЕТА


КУРСК - 2011


НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УНИВЕРСИТЕТА. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2011. – 72 с.

Печатается по рекомендации учебно-методического совета дефектологического факультета Курского государственного университета.


Составитель - доктор медицинских наук,

профессор Лукьянов В.В.
Научный редактор - доктор медицинских наук,

профессор Иванов В.А.

© В.В. Лукьянов, 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ




  1. Определение и основные направления современной нейропсихологии как прикладной отрасли психологической науки в целом……………………..…………..3

  2. Основные понятия нейропсихологии. Теория системной динамической

локализации высших психических функций ……....…..………..………………….8

  1. Основные принципы строения мозга……..………………….…………….............14

  2. Сенсорные и гностические зрительные расстройства…….………………………21

  3. Сенсорные и гностические слуховые расстройства....….…………….…………..28

  4. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства.......…............35

  5. Афазии…………………………………………………………………….................41

  6. Апраксии………………………………………………………………….................51

  7. Синдромный анализ нарушений высших психических функций.

Проблема факторов в нейропсихологии…….……..………………………………60

  1. Вопросы к экзамену……………..……..…………………………….……...............66

  2. А.Р. Лурия. Краткий биографический очерк………………………………………67




  1. ^ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ

НЕЙРОПСИХОЛОГИИ КАК ПРИКЛАДНОЙ ОТРАСЛИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В ЦЕЛОМ

Нейропсихология изучает мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга.

В настоящее время нейропсихология представляет собой интенсивно развивающуюся отрасль психологической науки, в которой выделилось несколько самостоятельных направлений, объединенных общими теоретическими представлениями и общей конечной задачей, состоящей в изучении мозговых механизмов психических процессов.

Основным направлением является клиническая нейропсихология, главная задача которой состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания. Основными методами, используемыми в клинической нейропсихологии, являются методы клинического (неаппаратур­ного) нейропсихологического исследования, разработанные А. Р. Лурия и известные под назва­нием «луриевские методы». За многие годы в школе А. Р. Лу­рия созданы теоретические основы нейропсихологической синдромологии и собран огромный фактический материал. Введено новое представление о нейропсихологическом синдроме как закономер­ном сочетании различных нарушений психических функций (нейропсихологических симптомов), которое обусловлено нарушением (или выпадением) определенного звена (фактора) функциональ­ной системы. Поражение той или иной зоны мозга приводит к по­явлению первичных симптомов и вторичных, системных влия­ний этого дефекта на всю функциональную систему в целом или на несколько функциональных систем сразу. Совокупность пер­вичных и вторичных симптомов и составляет нейропсихологический синдром.

Принципиально новым было введение в клиническую нейро­психологию представлений о высших психических функциях как сложных функциональных системах, различные звенья которых связаны с разными аспектами психической функции, а также представлений о факторах как об определенных физиологических закономерностях работы тех или иных участков мозга, нарушение которых лежит в основе нейропсихологических синдромов.

В рамках клинической нейропсихологии А.Р. Лурия и его учениками собран огромный фактический материал. Описаны основные нейропсихологические синдромы поражения конвекситальной коры и ближайших подкорковых структур (преимущест­венно левого полушария), синдромы поражения глубинных под­корковых образований, расположенных по средней линии, а также синдромы поражения медиобазальных отделов мозга.

В настоящее время в клинической нейропсихологии интен­сивно изучаются новые синдромы, связанные с поражением пра­вого полушария мозга, с нарушением межполушарного взаимо­действия, с поражением глубинных структур мозга; исследуется специфика синдромов, определяемая характером поражения (сосудистое заболевание, травма, опухоль и т.д.). Дальнейшая разработка этой проблематики связана с успехами нейрохирургии (сосудистой, стереотаксической), а также с развитием современ­ных аппаратурных методов диагностики локальных поражений головного мозга (компьютерной томографии и др.) и внедрением математических методов анализа нейропсихологических синдро­мов.

Другим направлением современной нейропсихологии является экспериментальная нейропсихология, в задачи которой входит экспериментальное (в том числе аппаратурное) изучение различ­ных форм нарушений психических процессов при локальных пора­жениях мозга. В трудах А. Р. Лурия была разработана экспери­ментальная нейропсихология познавательных процессов (речи, памяти, восприятия, мышления), а также произвольных движений и действий. Изучению нейропси­хологии речи А. Р. Лурия посвятил несколько десятилетий. Начи­ная с «Травматической афазии» и кончая монографией «Язык и сознание» (с 1947 по 1977 г.), он последовательно разрабатывал различные проблемы афазии и нейропсихологии речи. В результа­те им была создана новая классификация афазий, основанная на представлении о речевой деятельности как о сложной, но еди­ной функциональной системе, состоящей из многих афферентных и эфферентных звеньев. Им был предпринят систематический ана­лиз афазий, а также изучение псевдоафазических расстройств, возникающих при поражении глубинных отделов мозга. Было начато исследование специфики речевых нарушений при пораже­нии конвекситальных отделов правого полушария, изучение нейрофизиологической природы различных афазических симптомов (забывания, семантических расстройств речи, речевых персевера­ций и др.). А. Р. Лурия был разработан новый нейролингвистический подход к афазиям; описаны модально-неспецифиче­ские нарушения памяти, связанные с поражением неспецифических срединных структур разных уровней, а также нарушения памяти как мнестической деятельности, характерные для больных с пора­жением лобных долей мозга; проведено исследование нарушений модально-специфической слухоречевой памяти, нарушений семантической памяти, т. е. памя­ти на понятия, составляющие единое логическое целое.

Интенсивно разрабатывались в рамках экспериментального направления проблемы нейропсихологии гностических про­цессов (зрительного, слухового восприятия, нейропсихологии интеллектуальной деятельности). В настоящее время начаты новые исследования, посвященные изучению нарушений как познавательных процессов (пространственного восприятия, тактильного, цветового гнозиса, цветовой памяти наглядно-образного и вербально-логического интеллекта), так и эмоционально-личностной сферы (эмоционального фона и эмоционального реагирования) с использованием новых методов экспериментального нейропсихологического исследования.

Одним из важнейших направлений современной нейропсихологии является реабилитационное направление, посвя­щенное восстановлению высших психических функций, нарушен­ных вследствие локальных поражений головного мозга.

Данное направление, исходя из общих нейропсихологических представле­ний, разрабатывает принципы и методы восстановительного обу­чения больных, перенесших мозговые локальные заболевания. Эта работа началась еще в годы Великой Отечественной войны, когда советские психологи (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, В. М. Коган, Л. В. Занков, С. М. Блинков, Э. С. Бейн и многие другие) активно включились в разработку проблемы восстановления функций после военной травмы. Центральную роль в этой работе играл коллектив психологов Восстановительного госпиталя в г. Кисегаче (на Ура­ле), возглавляемый А. Р. Лурия. Теоретические итоги этой рабо­ты – в виде общей концепции и принципов восстановления нару­шенных психических функций – были сформулированы в обоб­щенном виде в монографиях А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, Т. О. Гиневской и А. Р. Лурия.

В эти годы было выдвинуто центральное положение нейропсихологической реабилитации о том, что восстановление сложных психических функций может быть достигнуто лишь путем пере­стройки нарушенных функциональных систем, в результате кото­рой скомпенсированная психическая функция начинает осущест­вляться с помощью нового «набора» психологических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию. Для выбора необходимого «набора» психологических средств требуется тщательный психологический анализ (квалификация) дефекта методами нейропсихологической диагностики.

После Великой Отечественной войны советские психологи (В. М. Коган, Э. С. Бейн, Л. С. Цветкова, Е. Н. Винарская и др.) продолжали разрабатывать систему научно обоснованных методов восстановления нарушенных функций. Наиболее интенсивно ведется работа по восстановлению речевой деятельности. Разработаны и успешно используются методы восстановления экспрессивной и импрессивной речи, а также памяти и интеллектуальной деятельности.

В настоящее время в этой области нейропсихологии происходит дальнейшее расширение тематики, распространение нейропсихологических принципов восстановления на другие, невербальные психические процессы, сложные двигательные функции, а также на личность больного в целом.

В нейропсихологии по инициативе А. Р. Лурия было создано еще одно направление, которое можно обозначить как психофизиологическое. Начиная с самых ранних работ в клинике локальных поражений головного мозга А. Р. Лурия стремился использовать различные объективные психофизиологические методы исследования. Им первым была применена «сопряженная моторная методика», направленная на объективизацию аффективных комплексов. Позже он и его сотрудники постоянно использовали в своих исследованиях различные физиологические показатели психической деятельности; механограмму и миограмму для исследования произвольных движений, плетизмограмму – для изучения ориентировочного рефлекса как основы внимания, показатели движений глаз – для оценки зрительного восприятия, электрофизиологические показатели – для изучения процессов произвольной регуляции психических функций в норме и при локальных поражениях мозга, а также нарушений памяти, восприятия, интеллектуальной деятельности. А.Р. Лурия считал важнейшей задачей создание «психологически ориентированной физиологии», т. е. психофизиологии, изучающей сложные сознательные произвольно регулируемые формы психической деятельности, а не только элементарные сенсорные и моторные акты. Он предостерегал от «физиологического редукционизма» как одной из форм упрощенческого представление о физиологических механизмах психических процессов и видел настоятельную необходимость развивать «психофизиологию локальных поражений головного мозга» как самостоятельный раздел психофизиологии, в задачи которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций человека, возникающих вследствие поражения отдельных мозговых структур.

Отечественная нейропсихология отрицает возмож­ность непосредственного соотнесения психической функции и моз­говой структуры (или многих структур), рассматривая подобное «наложение» психического на морфологическое в качестве основ­ного порока психоморфологического решения проблемы «мозг и психика», и ее важнейшим положением является то, что высшие психические функции надо сопоставлять не с морфологическим субстратом, а с физиологическими процессами, которые осуществляются в тех или иных моз­говых структурах во время реализации функции. Для обозначения этих физиологических процессов (разной степени сложности и интегративности) А. Р. Лурия было введено понятие «фактор». Для исследования факторов в нейропсихоло­гии используются как методы клинического нейропсихологического синдромного анализа, так и психофизиологические методы, непосредственно направленные на изучение физиологических механизмов нарушений психических функций.

Психофизиологические работы, выполненные в нейропсихоло­гии, показали, что нарушения познавательных процессов, выпол­няемых по инструкции экспериментатора (типа счета сигналов, арифметического счета, вербальных ассоциаций и др.), сопровож­даются преимущественным нарушением или общемозговых (в виде генерализованных изменений биоэлектрической активности мозга), или локальных (в виде изменений биоэлектрической активности в определенных областях мозга) биоэлектрических эффектов. Нарушения этих двух типов биоэлектрических феноме­нов коррелируют с различными аспектами выполняемого задания: первые – с трудностью задания для испытуемого, вторые – с его содержанием, чему соответствует различная локализация очага поражения и различная психологическая структура нарушения познавательных процессов. Психофизиологические исследования помогли уточнить роль лобных долей мозга в произ­вольной регуляции познавательной психической деятельности, опосредованной речью, выяснить характер участия лобных и височных отделов мозга в регуляции эмоцио­нальных состояний, уточнить роль движений глаз в нару­шениях зрительного восприятия, проанализировать психофизиологические механизмы нарушений произвольных дви­жений и действий и др.

В 70-е годы по инициативе А. Р. Лурия начало складываться еще одно новое направление – нейропсихология детского возраста. Как показывают клинические наблюдения в раннем детском возрасте поражение коры левого полушария, как правило, не сопровождается характерными для взрослых нарушениям речевых функций. Иными, чем у взрослых больных, являются и симптомы поражения правого полушария мозга. Возникла необходимость специального изучения «детских» нейропсихологических симптомов и синдромов, накопления и обобщения фактов. Для этого потребовалась специальная работа по адаптации к детскому возрасту методов нейропсихологического исследования и их стандартизации. Систематическое нейропсихологическое исследование детей с локальными мозговыми поражениями в возрасте 5—15 лет, про веденное Э. Г. Симерницкой, обнаружило, что на разных ступеням онтогенеза поражение одного и того же участка мозга проявляется неодинаково. Выделены три возрастные группы (5—7, 7—12, 12—15 лет), каждая из которых характеризуется своими симптомами. Максимальные отличия от «взрослой» симптоматики обнаружили дети первой возрастной группы. Хотя поражения левого полушария у этих детей и ведут к речевым нарушениям последние носят неафазический (т. е. иной, чем у взрослых) характер. Поражения правого полушария у них существенно чаще, чем у взрослых, приводят к речевым дефектам (как правило, в виде вербально-мнестических нарушений). У детей поражение правого полушария часто приводило к билатеральному ухудшению восприятия словесного материала чего никогда не наблюдается у взрослых, у которых билатеральный эффект связан с левополушарными поражениями мозга. Эти факты указывают на качественное различие процессов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия в детском возрасте. Как вербальные, так и невербальные (зрительно-пространственные) функции в детском возрасте имеют иную мозговую организацию, чем у взрослых.

Изучение особенностей мозговых механизмов высших психических функций у детей с локальными мозговыми поражениями позволяет выявить закономерности хроногенной локализации высших психических функций, о которой в свое время писал Л. С. Выготский, а также проанализировать различное влияние очага поражения на психические функции в зависимости от возраста («вверх» – на еще не сформировавшиеся функции, «вниз» – на уже сложившиеся). «Детская нейропсихология» открывает широкие возможности для изучения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия при решении вопроса о генетическом и социальном факторах в формировании этих фундаментальных закономерностей работы мозга.

В последнее время все более начинает утверждаться нейропсихологический подход в психодиагностике, т. е. применение нейропсихологических знаний для изучения здоровых людей с целью профотбора, профориентации и т. п. Наибольшее развитие в этом направлении получило изучение в норме вариантов межпо­лушарной асимметрии мозга («профилей латеральности») и сопо­ставления их с различными познавательными, эмоциональными процессами и личностными характеристиками. Установлены корреляции между типом межполушарной асиммет­рии и успешностью в решении наглядно-образных и вербально-логических задач, особенностями произ­вольной регуляции интеллектуальной деятельности, рядом эмоционально-личностных характеристик. Показана связь «профилей латеральности» с успешностью выполнения производственной деятельности, уровнем спор­тивных достижений. Все эти данные свидетельствуют о боль­шой значимости изучения закономерностей парной работы больших полу­шарий для решения психодиагностических задач.

Подводя итоги анализу основных направлений современной нейропсихологии, можно сказать, что центральная теоретическая проблема нейропсихологии – проблема мозговой организации (или локализации) высших психических функций человека – остается главной для всех нейропсихологических направлений. Помимо непосредственной ценности нейропсихологических знаний как таковых для решения ее собственных задач, нейропси­хология как научная дисциплина имеет большое значение для решения проблем общей психологии. Нейро­психология предоставляет уникальную возможность для изучения такой важной общепсихологической проблемы, как структура высших психических функций, ибо, как известно, в патологии обна­жается то, что скрыто в норме. Нейропсихология позволяет изучать системный характер строения высших психических функций, сос­тав и роль различных звеньев этих систем, возможности их замены, переделки, пластичности. Все эти вопросы имеют принципиальное значение для построения общепсихологической теории, в которой в настоящее время — в разных отраслях психологии — разра­батывается системный подход к анализу психических явлений. К числу важнейших общепсихологических проблем, решаемых нейропсихологией, относятся также и такие, как уровневая (произвольная и непроизвольная) организация высших психических функций, структура межсистемных связей (т. е. характер взаимосвязи различных психических функций, входящих в единый синдром или плеяду функций), особенности пластичности высших психических функций, их перестройки под влиянием специального обучения и ряд других. Изучение этого круга вопросов имеет большое значение для дальнейшего продвижения в исследовании проблемы генеза и строения высших психи­ческих функций человека. В любую из общепсихологических проблем нейропсихология вносит весомый вклад, так как исследование нормальных закономерностей психики через патологию (как и через анализ процессов ее развития) является одним из генеральных путей изу­чения психических явлений.

Таким образом, связь нейропсихологии с общей психологией двусторонняя: с одной стороны, понятийный аппарат нейропсихо­логии сформировался на базе общепсихологической теории и явля­ется своего рода «приложением» общепсихологических представ­лений к анализу работы мозга, с другой стороны, на патологиче­ском материале проверяется любая из общепсихологических гипотез.

Нейропсихология дает ценную информацию для изучения такой важной философ­ской проблемы, как роль социального и биологического в психике человека. Как известно, подвергаются спра­ведливой критике и биологизаторские и социологизаторские кон­цепции генеза психики, так же, как и «теория двух факторов». Единственно правильное решение – положение о монизме, единст­ве биологического и социального в психике человека – нуждается в детальной конкретизации. Именно этот конкретный материал и предлагает нейропсихология, помогая решить вопрос о действи­тельном соотношении биологических и социальных детерминант в психических процессах человека и в развитии его сознания в целом.

Нейропсихология раскрывает содержание важнейшего положения отечествееной психологии о том, что «высшие формы сознательной деятельности человека, конечно, осущест­вляются мозгом и опираются на законы высшей нервной деятель­ности. Однако они порождаются сложнейшими взаимоотноше­ниями человека с общественной средой и формируются в условиях общественной жизни, которая способствует возникновению новых функциональных систем, в соответствии с которыми работает мозг. Поэтому попытки вывести законы сознательной деятельности из самого мозга, взятого вне социальной среды, обречены на неу­дачу».

Таким образом, нейропсихология как самостоятельная научная дисциплина занимает особое положение в ряду биологических и социальных наук. Она в большей степени, чем другие психоло­гические дисциплины, включена в разработку важнейшей пробле­мы всего естествознания «мозг и психика»; она тесно смыкается как с медициной (неврологией, нейро­хирургией), так и с другими естественнонаучными дисциплинами (анатомией, физиологией). Однако, с другой стороны, нейропсихология как ветвь психологической науки решает важнейшие обще­психологические и философские проблемы, что сближает ее с обществен­ными дисциплинами (философией, социологией).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов дефектологического факультета университета курск 2011 iconУчебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии
Гримова Т. А. Пашин Е. Н. Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии для студентов лечебного факультета....
Учебно-методическое пособие для студентов дефектологического факультета университета курск 2011 iconУчебно-методическое пособие курск 2006
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия...
Учебно-методическое пособие для студентов дефектологического факультета университета курск 2011 iconПрограмма экономической практики учебно-методическое пособие для...
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным...
Учебно-методическое пособие для студентов дефектологического факультета университета курск 2011 iconУчебно-методическое пособие для студентов медицинского университета...
Министерство здравоохранения и социального развития РФ владивостокский государственный медицинский университет
Учебно-методическое пособие для студентов дефектологического факультета университета курск 2011 iconУчебно-методическое пособие для студентов Поварова И. А. Гончарова...
Поварова И. А. Гончарова В. А. Курсовая и дипломная работа по логопедии: Требования к научно-исследовательской работе студентов...
Учебно-методическое пособие для студентов дефектологического факультета университета курск 2011 iconМетодическое пособие для студентов старших курсов Владикавказ 2011
Методическое пособие составлено авторским коллективом сотрудников кафедры инфекционных болезней гоу впо согма: Отараевой Б. И., Плиевой...
Учебно-методическое пособие для студентов дефектологического факультета университета курск 2011 iconЗадани я для самоподготовк и и самостоятельной работы по патофизиологии...
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия...
Учебно-методическое пособие для студентов дефектологического факультета университета курск 2011 iconУчебно-методическое пособие по производственной практике для студентов...
При прохождении практики студенту необходимо завоевать уважение, доверие больных и медицинского персонала. Весьма важно соблюдать...
Учебно-методическое пособие для студентов дефектологического факультета университета курск 2011 iconКонтрольная работа по истории русского литературного языка
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов IV-V курсов заочного отделения филологического факультета и должно служить...
Учебно-методическое пособие для студентов дефектологического факультета университета курск 2011 iconУчебно-методическое пособие предназначено для студентов колледжа,...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов колледжа, преподавателей-методистов и руководителей практики, а также для...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница