Вопросы к экзамену по СиПУ
СиПУ, объект, предмет, задачи курса
Исторический путь управленческой мысли и основные теории управления.
Социальные и психологические ресурсы эффективного управления.
Социальные последствия и ответственность за результаты управления.
Социологические и психологические аспекты управленческой деятельности.
Профессионально-значимые качества, необходимые менеджеру.
Социальная организация. Сущность, структура, социальные процессы.
Функции аппарата управления. Деятельность руководителей по совершенствованию социально-психологической сплоченности в коллективе.
Личность в системе управления. Социальные позиции и роли личности в системе управленческих отношений.
Иерархия и власть в управлении. Виды власти.
Стили руководства. Общение руководителей с подчиненными.
Руководитель и лидер. Мышление руководителя.
Способности к управленческой деятельности.
Процесс принятия управленческих решений. Характеристика, структура, индивидуальные различия.
Изменчивость среды и требования к формированию новой парадигмы управления.
Психологические проблемы переориентации кадров и формирование новых психологических установок, диктуемых рыночной экономикой.
Зарубежный опыт СиПУ (США, Япония, Финляндия и Швеция)
Научно-исследовательские методы социологии и психологии управления.
Социометрический метод в управлении.
Убеждение как метод социально-психологического воздействия.
Методы психологического воздействия менеджера: внушение, заражение и подражание.
Профессионализм в управлении и профессионально значимые качества, необходимые менеджеру.
Индивидуально-психологические особенности личности в профессиональной деятельности и управленческом общении: темперамент.
Акцентуации характеров в профессиональной деятельности и управленческом общении:гипертимический, дистимический, циклоидный психотипы.
Акцентуации характеров в профессиональной деятельности и управленческом общении: застревающий, возбудимый, тревожный психотипы.
Акцентуации характеров в профессиональной деятельности и управленческом общении:демонстративный, педантичный экзальтированный психотипы.
Акцентуации характеров в профессиональной деятельности и управленческом общении:эмотивный, конформный, шизоидный психотипы.
Перцептивная сторона управленческого общения. Эффекты восприятия людьми друг друга.
Коммуникативная сторона общения. Техника формирования аттракции.
Невербальные средства общения в управленческих отношениях.
Правила эффективной критики.
Механизм управленческой защиты в управленческих отношениях.
Малая группа как объект управления.
Формальные и неформальные группы.
Мотивация персонала к труду: понятие, виды, методы.
Реализация управленческого комплекса ролей руководителя в условиях рынка.
Организационные формы делового общения: мозговой штурм и прием по личным вопросам.
Организационные формы делового общения: телефонный разговор и совещание.
Организационные формы делового общения: публичное выступление.
Организационная культура: понятие, структура, роль в деятельности организации.
Социально-психологический климат коллектива: понятие, основные составляющие, влияние на эффективность управления.
Психологический аспект конфликтов: причины выбора преобладающей стратегии поведения.
|