Тема: Классификация основных гр методов научного исследования, характеристики эмперических методов научного исследования


НазваниеТема: Классификация основных гр методов научного исследования, характеристики эмперических методов научного исследования
Дата публикации10.11.2013
Размер90 Kb.
ТипАнализ
vb2.userdocs.ru > Психология > Анализ
09.10.2013.

Тема: Классификация основных гр. методов научного исследования, характеристики эмперических методов научного исследования.

Методология = Деятельность

Методы = Действия

Научный метод – целенаправленный подход, путь посредством которого достигается поставленная цель. Комплекс различных познавательных подходов, практических операций, направленных на получение научных знаний. Многообразие видов научной деят-сти обуславливает многообразие методов НУ, которые могут быть классифицированы по различным критериям.

^ Подходы классификации и построения системы методов в психологии:

  1. Всеобщие методы научного исследования (диалектический метод, от не знания к знанию) – основа для всех методов, инмоментно присутствуют в них. Данная гр. методов называется общенаучными логическими методами НУ.

  1. Анализ – разбор

  2. синтез

  3. абстрагирование

  4. обобщение

  5. индукция

  6. дедукция

  7. аналогия

  8. моделирование

  1. Частные методы, присущие только данной области, носит эмпирический хар-р.

  1. наблюдение

  2. анкетирование

  3. опрос

  4. интервью

  5. тестирование

  6. социометрические методы

  7. анамез

  8. эксперимент

Характеристики методов НУ.

К эмперическим методам НУ относятся те методы, которые позволяют получить эмперические данные об исследуемых психологических процессах и явлениях, обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение сходного материала для создания психологических теорий.

^ 1. Метод наблюдения.

Предполагает целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие и фиксацию психологических явлений и процессов.

Особенности наблюдения:

1. направленность конкретной цели

2. Планомерность и систематичность

3. Объективность в восприятии изучаемого и его фиксации

4. сохранение естественного хода психологических процессов.

Предполагает выполнение следующих правил:

  1. четко определяет объект наблюдения

  2. формулировать цель наблюдения

  3. составлять программу наблюдения в зависимости от цели

  4. детально фиксировать данные наблюдения

  5. применять системы категорий и оценочных шкал

  6. программа должна четко определять последовательность работы

  7. выявлять наиболее важные объекты наблюдения

  8. способы фиксации результатов.

Наблюдение имеет как положительные так и отриц.

Данный метод применяется для изучения предмета и его целостности и естественного функционирования, в то же время данный метод не позволяет вмешиваться в исследование процесса, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации и не дает возможность получить точные замеры. Следовательно данные полученные методом наблюдения должны быть подкреплены с помощью других методов психологического исследования.
^ 2. Метод опроса.

В псих. исследовании представляет собой письменное или устное, непосредственное или опосредованное общение исследователя с респондентами с вопросами, ответы на которые раскрывают отдельные стороны изучаемого явления. С помощью метода опроса можно получить инф-ю о событиях, фактах, так же о мнения, оценках, предпочтениях опрашиваемых.

Метод опроса в псих исследовании имеет следующие формы:

1. интервью (устный опрос)

2. Анкетирование (письменный опрос)

3.Тестирование (со стандартизированными формами оценки результатов)

4.Социаметрия (для выявления межличностных отношений в группе)

Среди недостатков опроса можно выделить следующие:

  1. субъективность получаемой информации (респонденты склонны преувеличивать значение фактов)

  2. искажение информации (происходит за счет методических ошибок при составлении инструментария)

  3. неизвестность необходимых сведений опрашиваемого.


3. Анкетирование – метод эмперического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов используемый для получения инф-и о тех или иных психических явлениях.

Варианты анкетирования:

  1. личностное (при непосредственном контакте исследователя с респондентом)

  2. опосредованное (анкета раздается раздаточным способом, а респонднт отвечает на вопросы анкеты в удобное время)

  3. индивидуальное

  4. групповое.

В основе анкеты лежит специальный опросник. Анкета должна включать 3 смысловые части:

1. вводная часть, в которой содержатся цели анкетирования, мотивация респондента, подчеркивая их значимость для решения научной задачи, обеспечение конфиденциальности ответов и четко излагаем правила заполнения анкеты.

2. основная часть, состоит из перечня вопросов, на которые нужно дать ответы.

3. социально-демографичекая, призвана выявить биографические данные респондента и социальное положение опрашиваемого.

При разработке анкеты целесообразно учитывать следующие требования:

1. Провести апробирование анкеты с целью проверки и оценки ее обоснованности с точки зрения валидности, поиска оптимального варианта количества и объема вопросов.

2. Разъяснять перед началом опроса его цели и значение для результатов исследования.

3. Корректно ставить вопросы, т.к. это предполагает уважительное отношение к респондентам.

4. Оставлять возможность анонимных ответов.

5. Исключать возможность двусмысленного составления и толкования вопросов и использование специальных терминов, иностранных слов, которые могут быть не понятны респонденту.

6. Следить за тем, чтобы в вопросе не предлагалось оценивать несколько фактов сразу или высказывать мнение о нескольких событиях одновременно.

7. Строить анкету по принципу от более простых вопросов к более сложным.

8. Не увлекаться многословными и длинными вопросами и предложными вариантами ответа на них, т.к. это затрудняет восприятие и увеличивает время на заполнение анкеты.

9. Ставить вопросы линейным способом, т.е. каждый последующий вопрос дополняет и конкретизирует предыдущий.

10.Можно ставить вопрос перекрестным способом, т.е. ответ на один вопрос проверяет достоверность ответа на другой вопрос.

^ При составлении анкеты используется несколько вариантов построения вопросов:

1. Открытые – респондент сам должен дать ответ и занести его в специальный бланк, такие вопросы используются в тех случаях, когда исследователь хочет привлечь опрашиваемого к активной работе по формулированию предложений советов по той или иной проблеме.

2. Закрытые – вопросы, к которым в анкете предлагаются возможные варианты ответа. Используются в тех случаях, когда исследователь чётко представляет себе какими могут быть ответы на вопрос или когда нужно что-то оценить по определенным признакам. Преимущество: можно исключить не правильное понимание вопроса.

3. Полузакрытые – отличается от закрытого тем, что кроме предложенных вариантов ответов имеется свободная строка, на которой респондент может отразить личное мнение по существу. Кол-во вариантов ответов не должно быть слишком большим (не менее 4). В любом вопросе нужно дать альтернативу типа «затрудняюсь ответить».

4. Вопросы-фильтры – состоят как бы одновременно из 2 вопросов. Сначала выясняется относится ли опрашиваемый к определенной группе или известен ли ему тот факт или явление, о котором идет речь. И если респондент ответит утвердительно, значит ему предлагается высказать свое мнение относительно факта или события.

5. ^ Вопросы на аранжирование – используется тогда, когда среди множества вариантов ответов требуется выявить наиболее значимые и важные для респондента. В данном случае респондент присваивает номер соответствующему вопросу в зависимости от его значимости.

4. Интервью.

Разновидность метода опроса, в основе лежит беседа. Специфика состоит в том, что исследователь определяет заблаговременно тему предстоящей беседы и основные вопросы, на которые хотел бы получить ответы.

^ Имеет преимущества:

  1. В ходе работы с опрашиваемыми удается учесть уровень их подготовки, определить отношение к теме опроса, зафиксировать интонацию, мимику, жесты.

  2. Появляется возможность гибко менять формулировку вопросов, с учетом личности опрашиваемого.

  3. Можно ставить контрольные, наводящие и уточняющие вопросы, так же можно вести наблюдение за психологическими реакциями собеседника и при необходимости корректировать беседу.

Имеет недостатки:

  1. Трудоемкость

  2. Временные затраты

  3. Небольшое количество опрашиваемых.

^ 5. Социометрический метод.

Позволяет выявить межличностные отношения людей с помощью предварительного опроса. Применяется в 2 вариантах(в группах):

  1. Параметрическая социометрия сост. в том, что испытуемым предлагается сделать строго определенное кол-во выборов по заданному критерию.

  2. ^ Непараметрическая социометрия позволяет выбрать или отвергать любое число лиц, при условии, что респондент положительно относится к исследованию.

При проведении необходимо соблюдать конфиденциальность полученной инф-и. Достоинством считается, возможность за короткое время собрать значительный материал, поддающийся статистической обработке, возможность регистрации отношений между всеми членами группы. К недостаткам можно отнести: фиксацию преимущественно эмоциональных отношений, выражающихся в симпатиях, антипатиях, невозможность выявить истинные мотивы выбора. Результаты социометрии могут выражать не столько сплоченность, сколько дружеские отношения. Т.о. социометрия не дает точной диагностики содержательных характеристик взаимоотношений.

  1. Тестирование.

  2. Метод психологического эксперимента. Комплексный метод, обеспечивает научно объективную и доказательную проверку, выдвинутой в начале исследования гипотезы. Сущность эксперимента заключается в том, что исследователь активно вмешивается в психологический процесс, с целью его изучения в заранее запланированных параметрах и условиях. Эксперимент позволяет клонировать факторы, действующие на изучаемые процессы и явления, и воспроизводить их неоднократно. Т.е. дает возможность создавать новый опыт в точно учитываемых условиях.

^ В научной лит-ре выделяют несколько видов:

  1. Лабораторный – выдел. группа испытуемых по критериям, исследователь работает с ними, применяя соответствующие методики.

  2. Естественный – проводится в реальных условиях деят-сти, но при этом воссоздается то явление, которое изучается.

  3. Констатирующий – исследователь только выявляет состояние изучаемого феномена или явления, констатирует факты наличия причинно-следственных связей, зависимости между явлениями.

  4. Формирующий - если исследователь применяет определенную систему мер, направленных на формирование и развитие определенных качеств. Направлен на изучение динамики развития психологических св-в, при активном участии исследователя и его воздействия на условия выполнения деят-сти. Основная особенность: сам исследователь активно влияет на изучение явления.

  5. Проверочный – предполагает проверку выдвинутых гипотез, с целью уточнения определенных фактов.

  6. Сравнительный – проводится в тех случаях, когда исследователь осуществляет выбор наиболее оптимальных условий, сравнивая между собой контрольные и экспериментальные данные.

  7. Перекрестный эксперимент - меняются местами серии экспериментальных действий.

  8. Классический эксперимент.

Условия, которые необходимо соблюдать при проведении эксперимента:

  1. Предварительный, тщательный анализ исследуемого явления, изучение практики с целью максимального сужения поля эксперимента и его задачи.

  2. Конкретизация гипотезы с т.зр. ее новизны по отношению с первичными установками и взглядами.

  3. Четкая формулировка задач эксперимента, разработка признаков и критериев, по которым будут оцениваться результаты и явления.

  4. Корректное определение минимально необходимого, но достаточного числа экспериментальных объектов с учетом цели и задач исследования.

  5. Док-ва доступности сделанных из метериалов эксперимента, выводов и рекомендаций.


Проведение эксперимента проходит в 3 этапа:

^ 1.Подготовительный этап.

Задачи:

1. Формулировка гипотезы

  1. Выбор необходимого числа экспериментальных субъектов

  2. Определение необходимой длительности проведения эксперимента.

  3. Разработка методик проведения эксперимента.

  4. Выбор необходимых методов для изучения начального состояния изучаемого явления или феномена.

^ 2.Непосредственное проведение эксперимента. Данный этап должен дать ответ на вопрос об эффективности системы мер, вводимых исследователем. Создается экспериментальная ситуация, суть которой заключается в формировании внутренних и внешних условий эксперимента, в которых изучается зависимость, проявляется наиболее чисто, без воздействия неконтролируемых факторов.

Задачи:

  1. Изучается начальное состояние условий, в которых проводится эксперимент.

  2. Оценивается состояние самих участников эксперимента.

  3. Формулируется критерий эффективности, предложенной системы мер.

  4. Информируются участники эксперимента о порядке и условиях проведения.

  5. Фиксация полученных на основе промежуточных срезов данных о ходе эксперимента, которые хар-ют происходящее в объекте изменение под влиянием экспериментальной системы мер.

  6. указываются затруднения и возможные недостатки, которые могут возникнуть в ходе эксперимента.

^ 3.Завершающий этап. Проводятся итоги.

Задачи:

  1. Описываются рез-ты внедрения экспериментальной системы мер.

  2. Хар-ся условия, при которых эксперимент дал положительные результаты.

  3. Описываются особенности субъектов экспериментального воздействия.

  4. Представляются данные о затратах времени, усилий и средств.

При проведении эксперимента всегда возникают вопросы:

  1. Как осуществить репрезентативную выборку субъектов исследования, т.е. сколько испытуемых включить в эксперимент? (Зависит от феномена или явления,

  2. Какова должна быть длительность проведения эксперимента?

Похожие:

Тема: Классификация основных гр методов научного исследования, характеристики эмперических методов научного исследования icon1. Основы научного исследования
Понятийный аппарат научного исследования: актуальность темы исследования, цель, задачи, объект, предмет
Тема: Классификация основных гр методов научного исследования, характеристики эмперических методов научного исследования iconСеминар 1 Классификация методов научного познания 01)
Общенаучные методы теоретического познания: абстрагирование, мысленный эксперимент, язык науки, формализация
Тема: Классификация основных гр методов научного исследования, характеристики эмперических методов научного исследования icon21 Характеристика наглядных методов обучения
Внутри каждой из этих групп можно определить и подгруппы. Одной из подгрупп методов, которая может входить в любую из упомянутых...
Тема: Классификация основных гр методов научного исследования, характеристики эмперических методов научного исследования iconЭкзаменационные вопросы для потока тоа
Основные задачи кинематического исследования. Исходные данные кинематического исследования. Методы исследования, свойства планов...
Тема: Классификация основных гр методов научного исследования, характеристики эмперических методов научного исследования iconХроническим простатитом на отдаленные результаты
Целью нашего исследования явилось изучение отдаленных результатов лечения больных хроническим простатитом (ХП) и определение зависимости...
Тема: Классификация основных гр методов научного исследования, характеристики эмперических методов научного исследования iconПримеры тестов на экзамен по дисциплине «Планирование деятельности предприятий»
Какой из методов планирования себестоимости продукции не относится к затратной группе методов
Тема: Классификация основных гр методов научного исследования, характеристики эмперических методов научного исследования iconПервый опыт использования аппаратно-программного комплекса кап-элм-01 «Андро-Гин».*
Хронический простатит по данным разных авторов выявляется у 35-40% мужчин. Заболевание отличается многообразием симптомов и степенью...
Тема: Классификация основных гр методов научного исследования, характеристики эмперических методов научного исследования iconПредислови е
Строгость исходных теоретических понятий и методов психолингвистики сочетается в ней с доступным самому широкому кругу читателей...
Тема: Классификация основных гр методов научного исследования, характеристики эмперических методов научного исследования iconКлассические теории управления Школа научного управления
В 1911 г вышла в свет книга Ф. У. Тейлора «Принципы на­учного управления», в которой была изложена система научного управления производством,...
Тема: Классификация основных гр методов научного исследования, характеристики эмперических методов научного исследования iconЗанятия
Линических, паразитарных, биохимических, иммунологических, серологических, молекулярно-биологических, бактериологических, генетических,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница