1 Дифференцировка стресса и других состояний 28 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 31


Название1 Дифференцировка стресса и других состояний 28 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 31
страница1/26
Дата публикации07.11.2013
Размер4.18 Mb.
ТипЛитература
vb2.userdocs.ru > Психология > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26



ББК 88.352 УДК 159.942.5 Щ61

Оглавление


Щербатых Ю. В.

Щ61 Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

ISBN 5-469-01517-3

Данное учебное пособие соответствует основным положениям Госстандарта по психологии. В книге представлен системный подход к понятию стресса, интегрирующий современные знания о природе стресса, полученные психологией, физиологией и меди­циной. В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы для самопроверки и тестовые задания, примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, психологические тесты, список рекомендуемой литературы и примерная программа курса.

Для студентов, преподавателей и аспирантов психологических факультетов высших учебных заведений, психологов-практиков, организующих семинары и тренинги по стресс-менеджменту, а также для всех интересующихся психологией.

ББК 88.352 УДК 159.942.5

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

13ВМ 5-469-01517-3

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2006

Введение 7

Список сокращений 10

ГЛАВА 1. Стресс как биологическая и психологическая категория

1.1. Проблема стресса в биологии и медицине 12

  1. Классическая концепция стресса 12

  2. Физиологические проявления стресса 15

1.2. Психологический стресс 20

  1. Введение понятия психологического
    (эмоционального) стресса 20

  2. Особенности психологического стресса 24

1.2.3. Дифференцировка стресса и других состояний 28

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 31

Литература 32

ГЛАВА 2. Формы проявления стресса и критерии его оценки

2.1. Формы проявления стресса 35

  1. Изменение поведенческих реакций при стрессе 35

  2. Изменение интеллектуальных процессов

при стрессе 39

2.1.3. Изменение физиологических процессов

при стрессе 41

2.1.4. Эмоциональные проявления стресса 43

2.2. Оценка уровня стресса 44

  1. Объективные методы оценки уровня стресса 44

  2. Субъективные методы оценки уровня стресса 53

  3. Прогноз уровня стресса 59

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний . 64

Литература 65

ГЛАВА 3. Динамика стрессовых состояний

3.1. Общие закономерности развития стресса 68

  1. Классическая динамика развития стресса 68

  2. Влияние характеристик стрессора на уровень

стресса 73

3.1.3. Развитие психологического стресса на примере
развития экзаменационного стресса 76

4 Оглавление

Оглавление 5


3.2. Факторы, влияющие на развитие стресса 78

3.2.1. Врожденные особенности организма и ранний

детский опыт 78

  1. Родительские сценарии 80

  2. Личностные особенности 81

  3. Факторы социальной среды 86

  4. Когнитивные факторы 87

3.3. Негативные последствия длительного стресса 89

  1. Психосоматические заболевания и стресс 89

  2. Посттравматический синдром 93

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 96

Литература 98

ГЛАВА 4. Причины возникновения психологического стресса

4.1. Субъективные причины возникновения психологического
стресса 101

  1. Несоответствие генетических программ современным
    условиям 101

  2. Стресс от реализации негативных родительских
    программ 103

  3. Стресс, вызванный когнитивным диссонансом

и механизмы психологической защиты 103

4.1.4. Стресс, связанный с неадекватными установками

и убеждениями личности 105

4.1.5. Невозможность реализации актуальной

потребности 109

4.1.6. Стресс, связанный с неправильной

коммуникацией 111

  1. Стресс от неадекватной реализации условных
    рефлексов 113

  2. Неумение обращаться со временем

(стресс и время) 114

4.2. Объективные причины возникновения психологического
стресса 117

  1. Условия жизни и работы (постоянные компоненты
    существования) 118

  2. Взаимодействие с другими людьми 119

  3. Политические и экономические факторы 120

  4. Чрезвычайные обстоятельства 121

4.3. Каузальная классификация стрессоров 122


  1. Степень подконтрольности стрессора 122

  2. Локализация стрессора 124

  3. Пути преодоления стрессоров различного типа 126

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 128

Литература 130

ГЛАВА 5. Особенность профессиональных стрессов

5.1. Общие закономерности профессиональных стрессов 132

  1. Профессиональный стресс 132

  2. Феномен профессионального выгорания 138

5.2. Примеры профессиональных стрессов 139

  1. Учебный стресс 139

  2. Спортивный стресс 143

  3. Стресс медицинских работников 146

  4. Стресс руководителя 147

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 149

Литература 151

ГААВА 6. Методы оптимизации уровня стрессов

  1. Общие подходы к нейтрализации стресса 154

  2. Способы саморегуляции психологического состояния

во время стресса 161

  1. Аутогенная тренировка 161

  2. Метод биологической обратной связи 167

  3. Дыхательные техники 170

  4. Мышечная релаксация 171

  5. Рациональная психотерапия 174

  6. Диссоциирование от стресса 176

  7. Использование позитивных образов
    (визуализация) 177

  8. Нейролингвистическое программирование 178

  9. Физические упражнения 182




  1. Религия как способ борьбы со стрессами 183

  2. Медитация 185

6.3. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени

его наступления 186

6.4. Устранение причин стресса путем совершенствования
поведенческих навыков 188

  1. Коммуникативные навыки 188

  2. Уверенное поведение 189

6 Оглавление

6.4.3. Эффективное целеполагание как метод

профилактики стрессов 193

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 195

Литература 196

Заключение 199

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Тесты 200

Приложение 2. Ответы к тестовым заданиям 231

Приложение 3. Тематические планы, программа, вопросы

к экзамену 232

Приложение 4. Программа семинарских занятий и темы рефератов по темам курса «Психология

стресса и методы его коррекции» 240

Приложение 5. Упражнения и практические занятия

по курсу «Психология стресса и методы

его коррекции» 244

Предметный указатель 254

Введение

Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фунда­ментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам при­спосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Этот термин стал одним из символов медицины XX века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным. Этому способствовали реальное увеличение количества стрессов у людей, обусловленное урбанизацией, увеличением темпа жизни, возрастани­ем числа межличностных взаимодействий (в том числе конфликт­ных), а также все более явным несоответствием между биологической природой человека и условиями его социального существования.

Если сам основатель учения о стрессе первоначально рассматри­вал его гормональные и биохимические аспекты, то впоследствии все большее число исследователей стали обращать внимание на психоло­гическую составляющую стресса. Выяснилось, что чрезвычайно слож­ная и чувствительная психика человека способна серьезно модифи­цировать характер «классического» стресса, описанного в работах Г. Селье. Стало понятно, что без понимания нейрофизиологических особенностей функционирования человеческого мозга, а также эмо­циональных и когнитивных процессов, нравственных установок и ценностей личности невозможно прогнозировать и управлять стрес­совыми реакциями человека. Таким образом, становится очевидным все большая роль теоретической и практической психологии в деле создания единой междисциплинарной концепции стресса.

Как пишет российский психофизиолог Ю. И. Александров, «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диаг­ноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на произ­водстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья»1.

При этом врачи, физиологи, психологи и социальные работники за­частую вкладывают в понятие стресса совершенно различное содер­жание, из-за чего у людей может складываться неправильное, иска­женное представление об этом явлении. Для практического психолога

1 Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова. СПб., 2006, с. 326.

8 Введение

Введение 9


желательно уметь выявлять не только психологические, но и физио­логические, поведенческие и другие признаки стресса, для того чтобы правильно оценивать тяжесть ситуации и помогать людям справлять­ся с их проблемами. Поэтому данное учебное пособие построено на междисциплинарной основе, позволяющей дать студентам-психоло­гам целостный взгляд на столь сложное явление, как стресс. В этом вопросе очень важно соблюдать оптимальный баланс между узкой специализацией и широким взглядом на проблему. С одной сторо­ны, практический психолог должен сосредоточиваться на своем пред­мете исследования и в первую очередь выявлять психологические причины стрессов и изменения, происходящие в психике человека, а в случае выхода ситуации за сферу своей компетенции передать своего клиента другому специалисту (психиатру или врачу общего профиля). С другой стороны, психолог сам должен обладать тем ми­нимумом знаний по физиологии, медицине и биохимии стресса, ко­торый позволит ему определять критерии выхода за область своих профессиональных возможностей. Для этого в данном учебном посо­бии большое внимание уделено физиологическим и медицинским ас­пектам стресса, что представляется вполне оправданным, ибо к чет­вертому курсу студенты-психологи уже завершают изучение таких предметов как «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Физиология ВНД и сенсорных систем» и «Психофизиология». Автор пособия учитывал тот факт, что понятие «стресс» кратко разбирается в других учебных курсах, входящих в Госстандарт, — в «Общей психологии», в «Психологии труда», в «Психологии здоровья» и т. д. Поэтому зада­чей данного специального предмета является соединение воедино по­лученных студентами за три года знаний о стрессе в рамках единой концепции на основе принципа нервизма, традиционного для русской научной школы.

В процессе изучения такого курса, как «Психология стресса», сту­денты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть.

По мере изучения курса студенты также устанавливают основные причины возникновения стрессов (в первую очередь — психологиче­ские) и факторы, влияющие на динамику развития стрессорных про­цессов. Для своей будущей работы психологи должны знать не только общие закономерности профессиональных стрессов, но и их основ­ные разновидности. Интегрируя сведения, полученные из данного

курса, с другими своими знаниями и навыками, студенты овладева­ют наиболее эффективными методами оптимизации уровня стресса: различными способами саморегуляции и техниками, применяемыми в психотерапии.

В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы и за­дания для проверки усвоения знаний, цитируемая и рекомендуемая литература по каждому разделу. Примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, соответствующие психологические тесты и ответы на тестовые задания вынесены в приложения. Там же дается методический материал для преподавате­лей: примерные тематические планы по курсу, программа и вопросы к экзамену.

^ Список сокращений

АД - артериальное давление.

АДС - артериальное давление систолическое.

АДД - артериальное давление диастолическое.

АКТГ - адренокортикотропный гормон гипофиза.

АТ - аутогенная тренировка.

ВИК - вегетативный индекс Кердо.

ВНД - высшая нервная деятельность.

ВНС - вегетативная нервная система.

ВСР - вариабельность сердечного ритма.

ИН - индекс напряжения регуляторных систем.

И ПС - интегральный показатель страхов.

НЛП - нейролингвистическое программирование.

НС - нервная система.

ПТСР — посттравматическое стрессовое расстройство.

СМР - сенсомоторная реакция.

ЧСС - частота сердечных сокращений.

ЦНС - центральная нервная система.

Глава 1

^ СТРЕСС КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1. Проблема стресса в биологии и медииине

  1. Классическая концепция стресса

  2. Физиологические проявления стресса

1.2. Психологический стресс

  1. Введение понятия психологического
    (эмоционального) стресса

  2. Особенности психологического стресса

  3. Дифферениировка стресса и других состояний

1 2 Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория

1.1. Проблема стресса в биологии и медииине 1 3


1.1. Проблема стресса в биологии и медицине 1.1.1. Классическая концепция стресса

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом ис­следований различных отраслей науки: биологии, медицины, психо­логии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса опре­деляет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Можно сказать, что предложенная им концепция была революцион­ной для науки середины XX века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел дру­гим путем и начал искать общие закономерности биологических ре­акций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический ком­понент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал:

«Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабле­ние внимания — это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий по­беды, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучи­тельно умирает от рака, — все они испытывают стресс. Их проблемы со­вершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, на­значение которых — справиться с возросшими требованиями к человече­ской машине» [2; с. 105].

До появления работ этого автора считалось, что реакция организ­ма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание диамет­рально противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделяет одни и те же «антистрес-сорные» гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору1.

Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разно­образные повреждающие воздействия он назвал адаптационным син­дромом, или стрессом2.

1 Стрессор — фактор, вызывающий стресс.

2 От англ. &ге§з — напряжение.

Этот неспецифический синдром складывается из ряда функцио­нальных и морфологических изменений, развертывающихся как еди­ный процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса:

+ стадию тревоги;

+ стадию резистентности (адаптации);

+ стадию истощения.

На первой стадии организм сталкивается с неким возмущаю­щим фактором среды и старается приспособиться к нему.

На второй стадии происходит адаптация к новым условиям.

Но если стрессор продолжает действовать длительное время, про­исходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологиче­ский характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.

Согласно его теории, на всех стадиях этого процесса ведущая роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стеро­идные гормоны — глюкокортикоиды, которые, собственно, и выпол­няют адаптивную функцию. Следует отметить, что Г. Селье не отри­цал важной роли высших отделов центральной нервной системы в формировании адаптивных реакций организма, однако сам этим во­просом не занимался и соответственно нервной системе в его концеп­ции отведено явно неподобающее ее роли скромное место.

В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запуска­ют ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном син­дроме выделял две его формы: стресс полезный — эустресс и вредо­носный — дистресс [2]. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что на­ходит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.

Так, по мнению В. В. Суворовой, стресс — это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздей­ствия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» [16].

Близким по смыслу является и определение П. Д. Горизонтова, кото­рый рассматривал стресс как «общую адаптивную реакцию организма, раз­вивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза» [6].

В одном из учебников по курсу «Высшей нервной деятельности» стресс определяется как «напряжение, которое возникает при появлении угро­жающих или неприятных факторов в жизненной ситуации» [7].

14 Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория

1.1. Проблема стресса в биологии и медииине 15


Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную сис­тему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий (рис. 1).



Рис. 1. Факторы, способствующие переходу стресса в эустресс

В то же время при отсутствии этих условий или же при значитель­ной силе негативного воздействия на организм первичный стресс пе­реходит в его повреждающую форму — дистресс. Этому может спо­собствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера (рис. 2).



Рис. 2. Факторы, способствующие переходу первичного стресса

в дистресс

Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаж­даться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответству­ющую философию жизни» [2; с. 109].

Специалисты в области психологии труда указывают, что «про­блема контроля и предотвращения стресса в труде связана не столько с тем, чтобы непременно "бороться" со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности пе­рерастания стресса в дистресс» [13; с. 243].

В качестве примера можно взять экзаменационный стресс, с кото­рым сталкиваются студенты и школьники во время учебы. Следует отметить, что хотя в рамках традиционного учебного процесса про­цесс подготовки и сдачи экзаменов в вузах сопровождается опреде­ленными негативными эмоциями, такое положение вещей не являет­ся единственно возможным.

При правильно организованном педагогическом процессе учеба может приносить радость, а экзамены служить средством самоутвер­ждения и повышением личностной самооценки [21].

Пока же мы вынуждены признать, что субъективные тревожные переживания и сопутствующие им вегетативные реакции во время подготовки и сдачи экзаменов соответствуют классическому описа­нию дистресса.

^ 1.1.2. Физиологические проявления стресса

Активация гипоталамуса

Гипоталамус выполняет ряд важных функций в организме человека, которые имеют непосредственное отношение к стрессу:

+ является высшим центром вегетативной нервной системы;

+ отвечает за координацию нервной и гуморальной систем орга­низма;

+ управляет секрецией гормонов передней доли гипофиза, в частно­сти, адренокортикотропного гормона, стимулирующего надпочеч­ники;

+ формирует эмоциональные реакции человека;

+ регулирует интенсивность питания, сна и энергетического обмена.

Таким образом, при первичном эмоциональном возбуждении, воз­никающем при столкновении человека со стрессором, именно гипота­ламус во многом определяет характер первых нервно-гуморальных реакций.

С одной стороны, он повышает активность симпатической нерв­ной системы, а с другой — вызывает секрецию антистрессорных гор­монов коры надпочечников (рис. 3).

1 6 Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория

1.1. Проблема стресса в биологии и медицине 1 7




Рис. 3. Схема нервно-гуморальных процессов, происходящих в организме

человека при стрессе. Темными стрелками показаны процессы, которые

положены в основу концепции Г. Селье

^ Повышение активности симпатического отдела нервной системы

Нервная регуляция метаболизма в организме человека является ито­гом динамического баланса двух подсистем вегетативной нервной системы: ее симпатического и парасимпатического отделов. Задача симпатического отдела — помочь выжить организму в критический момент, дать ему столько ресурсов, сколько нужно для борьбы (ес­ли можно победить) или бегства (если враг сильнее). При активации симпатического отдела сердце бьется сильнее, зрачки расширяются, в крови появляется адреналин (при страхе) или норадреналин (при гневе), мышцы напрягаются и работают более интенсивно, но со вре­менем запасы энергии в организме заканчиваются, и нужно думать об их пополнении. При истощении запасов питательных веществ и энер-

гии в организме происходит возбуждение парасимпатического отде­ла, задачей которого является восстановление и сохранение ресурсов, а его активация происходит во время сна, еды и отдыха [12].

Соответственно на начальных этапах стресса первым повышает­ся активность симпатического отдела, и в результате сердце бьется сильнее, дыхание учащается, мышцы напряжены, кожа бледнеет, и на ней может выступать холодный пот. Если стресс продолжается доста­точно долго (а также при ограниченных запасах адаптационной энер­гии или «слабом» типе высшей нервной деятельности человека) акти­вируется парасимпатический отдел, что сопровождается слабостью, падением артериального давления, снижением тонуса мышц и желу­дочно-кишечными расстройствами.

^ Включение гормональных механизмов

Следует отметить, что Ганс Селье получил Нобелевскую премию за открытие именно этого аспекта стрессорных реакций — активации коркового слоя надпочечников, которые помогают организму человека и животных преодолевать различные трудности при помощи специ­альных антистрессорных гормонов. Данная реакция также запускает­ся гипоталамусом, но существенно отличается от предыдущей. Под действием гормонов коркового вещества надпочечников (глюкокор-тикоидов) усиливаются все обменные процессы, в крови появляется больше глюкозы, подавляются воспалительные процессы, организм становится менее чувствительным к боли — в результате повышается степень адаптации к повышенным требованиям среды обитания.

Дальнейшее развитие событий зависит от того, как быстро орга­низму удастся справиться со стрессом, который последовательно про­ходит стадии тревоги, адаптации и истощения.

На первой стадии организм пытается приспособиться к стрессу или преодолеть его. То, что мы описали ранее, фактически и состав­ляет суть этой стадии.

Если стресс-фактор продолжает воздействовать на организм, то наступает адаптация — стадия равновесия стрессора и защитных ме­ханизмов, на которой организму удается более-менее компенсировать ущерб от негативного воздействия. Эту стадию может испытывать спортсмен на середине длинной дистанции, руководитель фирмы во время выполнения ответственного проекта, студент в первой полови­не экзаменационной сессии.

Однако пребывание в состоянии стресса не может продолжаться бесконечно долго, так как запасы адаптационной энергии, согласно

18

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Похожие:

1 Дифференцировка стресса и других состояний 28 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 31 iconДополнительные материалы по курсу «Теория государства и права» Тестовые...
Предлагаемые задания предназначены для усвоения основных положений общей теории права и государства, для закрепления знаний, полученных...
1 Дифференцировка стресса и других состояний 28 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 31 iconВопросы для проверки базового (исходного) уровня: Общие положения...
Задания для самостоятельной работы студентов 2 курса фармацевтического факультета по теме «комплексонометрическое титрование»
1 Дифференцировка стресса и других состояний 28 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 31 iconВопросы для проверки базового (исходного) уровня: Понятия гомогенная...
Задания для самостоятельной работы студентов 2 курса фармацевтического факультета по теме «методы осадительного титрования»
1 Дифференцировка стресса и других состояний 28 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 31 iconВопросы для проверки базового (исходного) уровня: Типы окислительно восстановительных реакций
Задания для самостоятельной работы студентов 2 курса фармацевтического факультета по теме «методы окислительно-восстановительного...
1 Дифференцировка стресса и других состояний 28 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 31 iconВопросы для проверки базового (исходного) уровня: Типы окислительно-восстановительных реакций
Задания для самостоятельной работы студентов 2 курса фармацевтического факультета по теме «методы окислительно-восстановительного...
1 Дифференцировка стресса и других состояний 28 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 31 iconВопросы для проверки базового (исходного) уровня: Инструментальные...
Задания для самостоятельной работы студентов 2 курса фармацевтического факультета по теме «Абсорбционно-спектроскопический анализ....
1 Дифференцировка стресса и других состояний 28 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 31 iconВопросы для проверки базового (исходного) уровня: Типы окислительно-восстановительных реакций
Задания для самостоятельной работы студентов 2 курса фармацевтического факультета по теме «методы окислительно-восстановительного...
1 Дифференцировка стресса и других состояний 28 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 31 iconВопросы для проверки базового (исходного) уровня: Типы окислительно-восстановительных реакций
Задания для самостоятельной работы студентов 2 курса фармацевтического факультета по теме «методы окислительно-восстановительного...
1 Дифференцировка стресса и других состояний 28 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 31 iconМатериалы для контроля усвоения знаний Образцы тестов по социально-экономической статистике
В этом разделе показаны примеры тестовых испытаний. При ответе на вопросы теста следует учитывать, что правильным является только...
1 Дифференцировка стресса и других состояний 28 Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 31 iconВопросы для проверки базового (исходного) уровня: Инструментальные...
Задания для самостоятельной работы студентов 2 курса фармацевтического факультета по теме «Инструментальные методы анализа. Оптические...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница