Книга может быть полезна практическим психологам, научным ра­ботникам, интересующимся этими проблемами


НазваниеКнига может быть полезна практическим психологам, научным ра­ботникам, интересующимся этими проблемами
страница1/37
Дата публикации07.11.2013
Размер5.21 Mb.
ТипКнига
vb2.userdocs.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
Лабунская В. А. и др.

Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бре-ус. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 288 с.

ISBN 5-7695-0694-6

Рассмотрено затрудненное общение в координатах различных отрас­лей современной психологии {в плане культурно-психологическом, со­циально-педагогическом и психофизическом). Проанализированы факто­ры затрудненного общения, феномен субъекта затрудненного общения. Особое внимание уделено рассмотрению причин затрудненного профес­сионального общения.

Книга может быть полезна практическим психологам, научным ра­ботникам, интересующимся этими проблемами.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.........................................................................................

Глава 1. Понятие о затрудненном общении и его причинах......,

Глава 2. Личность и затрудненное общение..................................

Глава 3. Представление о личности как субъекте затруднен^-

ного и незатрудненного общения........................................

Глава 4. Социально-психологические и психологические критерии описания субъектов затрудненного и неза­трудненного общения............................................................

Глава 5. Опросник «Социально-психологические характери­стики субъекта общения».....................................................

Глава 6. Изучение представлений педагогов из различных этни­ческих групп о субъекте затрудненного общения с по-мошью опросника «Социально-психологические харак­теристики субъекта общения».............................................

Глава 7. Модели структуры отношений к другому субъектов

затрудненного и незатрудненного общения........................

Глава 8. Методы диагностики системы отношений личности как субъекта затрудненного и незатрудненного

общения..................................................................................

«Шкала принятия других» Фейя............................................

«Шкала доброжелательного отношения» Кэмпбелла...........

«Шкала доверия» Розенберга..................................................

«Шкала враждебности» Кука-Медлей....................................

«Шкала мани пул яти вного отношения» Банта.......................

Модифицированный вариант «Опросника межличност­ных отношений» Шутца (ОМО).............................................

Глава 9. Изучение ведущих отношений личности, определя­ющих ее статус в качестве субъекта трудненного и не­затрудненного общения......................................................

Глава 10. Кинесико-проксемическое поведение субъекта не­затрудненного и незатрудненного общения......................

Контакт глаз...........................................................................

Позы, экспрессия лица, проксемика и отношения...........

Прикосновения, жесты, проксемика и ольфакторные компоненты в структуре невербальной интеракции..........

984

Глава 11. Опросник «Невербальные характеристики обще­ния» ......................................................................................

Глава 12. Применение опросника «Невербальные характери­стики общения» для изучения кинесико-проксемиче-ских паттернов ролевого поведения представителей различных этнических групп..............................................

Глава 13. Эмпатия личности и ее роль в возникновении ситуа­ций затрудненного и незатрудненного общения..............

Глава 14. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения..................................................

Глава 15. Методы диагностики эмпатии.....................................

«Шкала эмоционального отклика» А.Меграбиана

и Н.Эпштейна.......................................................................

Методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличност­ном общении (диагностика когнитивной и поведенче­ской составляющей эмпатии)..............................................

Глава 16. Исследование характеристик и параметров эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного

общения...............................................................................

«Портрет» эмпатии субъектов затрудненного общения ....

«Портрет» эмпатии субъектов незатрудненного общения.................................................................................

Глава 17. Принципы выхода из ситуаций затрудненного

общения...............................................................................

Глава 18. Теоретические основания разработки программы тренинга, направленного на актуализацию представле­ний о себе и другом как «трудном» партнере общения ..

Глава 19. Программа социально-психологического тренинга, направленного на изменение представлений о

себе и другом как «трудном» партнере общения.............

Методы диагностики участников социально-психоло­гического тренинга, направленного на изменения представлений о себе и другом как «трудном»

партнере общения..........................................................

Тест «Эгоцентрических ассоциаций» Т.Шустрозой.........

Методика определения уровня субъективного контроля

(УСК)....................................................................................

Опросник УСК....................................................................

Цель программы социально-психологического

тренинга и ее задачи.....................................................

Основные этапы работы тренинговой группы............

Глава 20. Пример использования программы социально-пси­хологического тренинга, направленного на изменение представлений о себе и другом как «трудном* партнере общения................................................................................

Представления о себе и другом как «трудном» партнере

общения до и после СПТ.....................................................

Особенности взаимосвязи динамики представлений о себе и другом как «трудном» партнере общения и дина­мики социально-психологических свойств личности в процессе СПТ........................................................................

Использованная литература.........................................................

ВВЕДЕНИЕ

В результате усилий психологов, психотерапевтов, этнографов, социологов, философов, культурологов возникло еще одно на­правление в психологии — социальная психология затрудненного общения. Пристальное внимание к различным аспектам затруд­ненного общения отражает современные тенденции социальной психологии, которая стремится к изучению личности в конкрет­ных ситуациях ее жизнедеятельности, сопровождающихся отказа­ми, ограничениями, оскорблениями, обвинениями и другими спо­собами фрустрации ее социальных потребностей.

Затрудненное общение — это сложное и многогранное явле­ние, которое формируется в пространстве координат «культура — личность — общение». Изучение такого общения страдает рядом редукций. Наблюдается увлеченность идеями субъективной при­роды трудностей общения, что приводит к поиску все новых и новых индивидных, личностных детерминант осознания, пере­живания затруднений общения, к сведению феномена затруднен­ного общения к явлению эмоционального напряжения или к ха­рактеристикам определенных состояний личности.

Отношение к затрудненному общению как к феномену, имею­щему сугубо субъективную природу, привело к поиску внешних, заданных критериев степени затруднений: наблюдаемое обще­ние постоянно соотносится с «оптимальными» моделями обще­ния. В результате многогранности самого общения, многоликости подходов к его трактовке, к пониманию личности как субъекта общения сложилась весьма пестрая, а порой и противоречивая картина признаков «оптимального» общения. Следовательно, су­ществующая практика оценки затруднений в общении ведет к раз­мыванию феномена затрудненного общения, к формированию ис­следовательской и практической пристрастности в его оценке, к возникновению эффекта наклеивания ярлыка общению, к несо­гласию партнеров с оценкой общения как затрудненного, к акту­ализации коммуникативных защит и т. д. Сравнивание общения с так называемыми оптимальными моделями общения ведет к «кол­лекционированию» индивидно-личностных переменных затруднен­ного общения, к такому расширению списка характеристик субъек­та общения, оказывающих влияние на возникновение феномена затрудненного общения, что этот список перестает выполнять диа­гностические и прогностические функции. Целью настоящего учеб-

ного пособия является создание на теоретическом, эмпиричес­ком и практическом уровнях целостного представления об источ­никах затрудненного общения и о личности, квалифицируемой как субъект затрудненного общения.

В теоретических главах обсуждаются результаты фундаменталь­ных работ, в которых изучались роль и функции характеристик субъекта общения в формировании способов его взаимодействия, в возникновении ситуаций затрудненного общения. Принципи­альная позиция авторов книги заключается в том, что в качестве факторов, определяющих развитие, изменение ситуации затруд­ненного взаимодействия, должны выступать система отношений как базовая характеристика субъекта общения, уровень развития социальных способностей личности, например эмпатии, формаль­но-содержательные характеристики представлений индивида о другом как трудном партнере общения. Именно эти характерис­тики субъекта общения стали предметом рассмотрения данного учебного пособия. В нем представлены социально-психологиче­ские модели субъектов затрудненного общения, которые скон­струированы на основе описаний личности как в социальной психологии, так и в социально ориентированной психотерапии. В истории психотерапевтических направлений прослеживается не только смена представлений о личности, но и трансформация пред­ставлений о базовых факторах возникновения затруднений в об­щении.

Объединение представлений о затрудненном общении, сложив­шихся в психологии, и понимания личности как субъекта затруд­ненного общения, имеющегося в социально ориентированной пси­хотерапии, дает множество вариантов понимания субъектов за­трудненного общения. Несмотря на эту многоликость, общим для них является дисгармония внутреннего мира (рассогласование мо­тивов, отношений, сложившихся образов и ожиданий). Собира­тельный портрет субъекта затрудненного общения, составленный с учетом базовых характеристик неподтвержденной, невротиче­ской, деструктивной личности, дает представление о субъекте, раздираемом противоречиями, защищающемся от себя и окружа­ющего мира, испытывающем постоянные внутренние конфлик­ты, тревожном, неконгруэнтном, либо, наоборот, самодостаточ­ном, агрессивном, стремящемся к личностному превосходству.

В настоящем пособии обращается внимание на то, что чело­век, являющийся субъектом затрудненного общения, не всегда сознательно, целенаправленно делает общение затрудненным или создает коммуникативные, социально-перцептивные, смысловые, интерактивные и другие барьеры, преследует цель вызвать состо­яние эмоционального напряжения, тревоги и т.д. Утверждение, что человек является субъектом затрудненного общения, означа-

ет прежде всего то, что сочетание его особенностей объективно ведет к затруднениям в общении. Но он может этого не осознавать даже тогда, когда последствия его действий получают ценностно-смысловую оценку со стороны партнеров. В этой связи особое вни­мание уделяется рассмотрению принципов выхода из ситуаций затрудненного общения, а также приводится вариант социально-психологического тренинга, направленного на развитие осозна­ния себя и другого как субъекта затрудненного общения.

Для других людей субъект затрудненного общения представлен в совокупности его умений и навыков, в демонстрируемых отно­шениях. К их числу могут быть отнесены: экспрессивно-интона­ционные, социально-перцептивные характеристики, навыки и умения взаимодействия, различные виды отношений к себе и другому. Для себя субъект затрудненного общения раскрывается благодаря преломлению отраженных умений и навыков через ка­чественно-специфическое сочетание его внутренних, личностных особенностей, включающих сложившуюся систему отношений, способы понимания, эмоционального реагирования и пережива­ния ситуации затрудненного общения.

Для выявления комплекса социально-психологических и лич­ностных характеристик субъекта общения в книге приводятся ме­тодики, направленные на диагностику системы отношений, уровня развития эмпатии, структуры и содержания представлений о труд­ном партнере общения, об особенностях его невербального экс­прессивного поведения.

Проблема затрудненного общения интенсивно разрабатывает­ся в социальной психологии на протяжении последних 20 лет. Пристальное внимание ученых и практиков к этой сфере объяс­няется сложностью феномена затрудненного общения, многогран­ностью его форм и сфер проявления. Наиболее актуальными яв­ляются исследования педагогического общения в полиэтнических коллективах. Нарушения, барьеры, возникающие в процессе пе­дагогического общения, оказывают влияние на характер отноше­ний между учителем и учеником, на особенности развития лич­ности как школьника, так и педагога, на формирование у послед­него нарушений в профессиональном общении.

В этнографических, социоэтнолингвистических работах в каче­стве причин, затрудняющих межэтническое общение, называют невербальные компоненты поведения и обычаи, связанные с их использованием. Но, несмотря на то что в общении, например, народов Северного Кавказа невербальные компоненты (ритуалы, табу) играют большую роль в статусно-ролевом, половозрастном взаимодействии, они практически "не рассматриваются в пособи­ях по психологии общения. Одной из задач прикладной, практи­ческой психологии является определение устойчивых, стабиль-

ных характеристик субъекта затрудненного общения, свойствен­ных этническим группам, и динамических составляющих пред­ставлений о трудном партнере, разъединяющих их и изменяю­щихся под влиянием такой важной переменной, как ролевая по­зиция партнера. Чтобы восполнить дефицит прикладных исследо­ваний, в книге приводятся примеры изучения представлений пе­дагогов о трудном партнере общения, рассматриваются различия между партнерами в зависимости от этнической принадлежности и их ролевых позиций.

Данное учебное пособие не только рассказывает о том, как возникает затрудненное общение, но и показывает, как его мож­но изучать, решая задачи профессионального общения. Напри­мер, в нем приводится исследование особенностей эмпатии сту­дентов, которые относятся к субъектам затрудненного и неза­трудненного общения, дается пример изучения системы их отно­шений, подробно анализируются результаты исследования невер­бальных паттернов ролевого поведения учителей, относящихся к различным этническим группам.

Завершающие главы пособия содержат программу социально-психологического тренинга и пример его использования для кор­рекции представлений о себе и другом как трудных партнерах об­щения.

Таким образом, предлагаемое учебное пособие включает тео­ретический анализ затрудненного общения, подбор методов, по­зволяющих осуществить диагностику и составить многогранный портрет субъекта затрудненного и незатрудненного общения, а также программу социально-психологического тренинга, специ­ально разработанную для лиц, испытывающих трудности в сфере профессионального общения.

Глава 1. ПОНЯТИЕ О ЗАТРУДНЕННОМ ОБЩЕНИИ И ЕГО ПРИЧИНАХ

Современная психология постоянно обращается к изучению человека как субъекта многообразных видов деятельности и его жизнедеятельности в целом. Как правило, независимо от трактов­ки самого понятия «субъект деятельности» и уровней его рассмот­рения выстраивается логика изучения данного явления в направ­лении поиска тех характеристик активности человека, которые приводят к позитивным изменениям его самого и окружающего мира. Субъект эффективной, успешной деятельности и такого же общения чаще всего встречается в психологических исследовани­ях, в то время как личность в качестве субъекта деструктивного поведения, разрушения отношений, трудностей взаимодействия еще недостаточно изучена в отечественной психологии, несмотря на огромный интерес, проявляемый к этой проблеме в смежных отраслях психологии.

Усилиями психологов, психотерапевтов, этнографов, социо­логов, философов, культурологов создано еще одно направление изучения личности — психология затрудненного общения.

В отечественной психологии в настоящее время достаточно ак­тивно обсуждается проблема затрудненного общения. Традицион­но она рассматривается в связи с вопросами оптимального обще­ния. Затрудненное общение определяется, как правило, на основе соотнесения наличного общения с его оптимальной моделью. Представления об оптимальной модели общения (незатруднен­ном общении) отражают позицию авторов относительно того, что такое общение, какова его структура, функции, цели и свя­занные с ними процессы, свойства и состояния личности. Боль­шинство моделей оптимального общения напоминают перечень требований к качествам личности субъекта общения, к его уме­ниям и навыкам. Несоответствие заданным параметрам оптималь­ного общения рассматривается как показатель затрудненного об­щения. Особенно распространен такой подход в прикладных об­ластях психологии, например в психологии педагогического об­щения или управленческого взаимодействия. Именно в этих обла­стях прикладной психологии чаще всего обсуждаются вопросы об эффективности учителя, руководителя, управленца как субъек­тов общения, выстраиваются перечни свойств, качеств, навыков, Умений, необходимых для оптимального общения.

Вместе с этим способом интерпретации общения как затруд­ненного используется оценка степени выраженности затруднений в зависимости от их воздействия на результаты общения. На осно­вании данного критерия определяются ситуации затрудненного общения: от легких трений, сбоев в общении, не мешающих его продолжению, до того уровня конфликта, который приводит к полному разрыву между партнерами. С помощью оценки затруд­нений в общении можно создать классификации затрудненного общения. Например, выделить ситуации затрудненного общения, различающиеся по степени понимания — непонимания партне­рами друг друга, проявления симпатии — антипатии, принятия — отчуждения и т. д.

Проблема затрудненного общения широко обсуждается во мно­гих статьях и книгах психокоррекционного направления. В них, как правило, анализируются психологические, социально-психо­логические характеристики личности, приводящие к затруднени­ям в общении.

Многочисленные данные подтверждают существование специ­фического по своему психологическому содержанию феномена затрудненного общения. В ряде обобщающих работ подчеркивает­ся, что под затрудненным общением понимается широкий спектр явлений, который можно свести к неналаженному, расстроенно­му, нарушенному, неблагополучному, дискомфортному, неэф­фективному общению. Перечень такого рода характеристик за­трудненного общения можно было бы продолжить, используя си­нонимы или альтернативные ему определения оптимального об­щения. И в этом случае они относились бы к определениям пере­живания, состояния личности, испытывающей затруднения в общении, или к некоторым результатам общения (неналаженное, неэффективное и т.д.). Анализ литературы по данной проблеме приводит к выводу о том, что термин «затрудненное общение» используется то как широкое понятие, объединяющее такие яв­ления, как трудности, затруднения, сбои, осложнения, препят­ствия, преграды, барьеры, конфликты, то как весьма узкое опре­деление, фиксирующее незначительные трудности общения, пре­одолеваемые партнерами в процессе коммуникации и не имею­щие далеко идущих деструктивных последствий. В качестве важных характеристик затрудненного общения в некоторых работах рас­сматривается степень выраженности затруднений, их глубина и интенсивность воздействия на результаты общения. В качестве край­ней формы проявления трудностей общения в них изучается кон­фликт. Одна из первых исследователей затрудненного общения — Е. В. Цуканова отмечала, что многообразие проявлений затруд­ненного общения объясняется тем, что оно изучается в различ­ных концептуальных рамках. Такое изучение данного феномена

характерно для современной психологии и ничем не отличается от исследования других аспектов общения.

С нашей точки зрения, к затрудненному общению следует от­носиться как к глобальному, интегральному феномену. В. Н. Ку-ницына подчеркивает, что феномен затрудненного общения — это прежде всего явление, представленное в сознании и пережи­вании партнеров. В отечественной психологии сложилась тради­ция уделять особое внимание субъективным факторам, причинам возникновения затруднений в общении, описанию тех состояний, которые являются результатом неналаженного общения или со­провождают трения и сбои в коммуникации. На первое место ста­вятся состояния напряженности, неудовлетворенности, тревоги, эмоционального неблагополучия, дискомфорта и т. д.

О субъективной природе психологических трудностей обще­ния писали А. А. Бодалев и Г. А. Ковалев, подчеркивая, что след­ствием этих «субъективных трудностей» является объективная кар­тина нарушений — недостижение цели, неудовлетворение моти­ва, неполучение желаемого результата и т. д.

Таким образом, затрудненное общение необходимо рассмат­ривать в нескольких плоскостях:

в качестве социально-психологического феномена, проявляю­щегося только в ситуации взаимодействия, социального общения;

как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реально протекаю­щего процесса;

как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях человека, в основе которых могут быть не­удовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т. д.

Нет необходимости в том, чтобы еще раз пересказывать содер­жание известных в отечественной психологии работ, посвящен­ных проблеме затрудненного общения. Исследовательские вехи расставлены в работах Е. В. Цукановой, В. Н. Куницыной, А. А. Бо-далева, Г. А. Ковалева, В. А. Лабунской, Т. А. Аржакаевой. Каждый из названных авторов опирается на идеи Б.Д.Парыгина о наличии психологического барьера, который понимается как устойчивая установка, психологический настрой личности, процессы, свой­ства, состояния человека, «которые консервируют скрытый эмо­ционально-интеллектуальный потенциал его активности». Такая трактовка психологического барьера указывает на внутренний ис­точник трудностей общения — устойчивые личностные образова­ния, которые при определенных обстоятельствах могут приводить к сбоям в общении.

Есть исследования, в которых рассматриваются коммуникатив­ные, социально-перцептивные барьеры, возникающие в обще-

нии. Наиболее распространена точка зрения, что различные за­труднения в общении являются следствием особенностей разви­тия социально-перцептивной сферы личности (неадекватные вос­приятия, понимание, оценка, самооценка и т.д.).

Поддерживая складывающуюся традицию, за основу трактов­ки затрудненного общения мы возьмем положения В. Н. Куницы-ной. С ее точки зрения, «объективные» трудности — это те, кото­рые обнаруживаются в условиях непосредственного общения, сни­жают его успешность и лишают чувства удовлетворенности от об­щения. «Так называемые объективные трудности, — пишет В. Н. Куницына, — то есть вызванные объективными и в общем устранимыми причинами, — это трудности коммуникативного ха­рактера.... и коммуникабельного....» [92, с. 86]. Затрудненное обще­ние объективно существует не только как явление сознания или переживаний партнеров. Оно детерминировано, как подчеркива­ет Л. А. Петровская, особенностями психологической природы человека и человеческих отношений. В качестве детерминанты за­трудненного общения она называет негармоничное развитие раз­личных характеристик личности, ее отношений и социального контекста. Само общение, в силу его социально-психологиче­ской природы, является «трудной» деятельностью. В нем реально и потенциально содержатся элементы, затрудняющие оптималь­ный уровень функционирования. Особенности экспрессии и речи, социально-перцептивной сферы личности, системы ее отноше­ний, форм обращений, уровень развития навыков взаимодей­ствия и условия общения превращают любой акт общения в за­дачу, в сложную, многоаспектную деятельность. Каждая грань общения, по мнению И. П. Шкуратовой, дает новый критерий для классификации трудностей и причин затрудненного обще­ния. Поэтому перечень как субъективных, так и объективных причин, затрудняющих процесс общения, не может иметь чет­ких границ, за исключением тех рамок, которые устанавливают­ся исследователем. Одной из самых широких рамок изучения за­труднений в общении является этнокультурная. Анализ типиче­ских проявлений личности может быть осуществлен на различ­ных уровнях.

Первый из них — это квазипсихологический уровень изучения психических проявлений. На данном уровне анализируются пред­ставления об этнических или культурных стереотипах «независи­мого» и «взаимозависимого Я» или изучаются бытующие в куль­туре представления об особенностях поведения, характера, сис­темы отношений и т. д.

На втором — интерпсихологическом — уровне анализа исследу­ются типичные способы поведения в ситуациях конфликтного, затрудненного общения, этнические представления, установки,

регулирующие ролевые взаимоотношения участников совместной деятельности. При этом возможно изучение представлений о лич­ности как субъекте затрудненного общения и их изменения под влиянием ролевого статуса партнеров.

Третий — интрапсихологический — уровень анализа этническо­го характера, уровень изучения этнических смысловых установок. Эти образования появляются в результате возникновения опреде­ленных проблемно-конфликтных взаимоотношений, в процессе которых стереотипы, представления, существующие в этнической культуре, преобразуются в личностные смыслы. На данном уров­не анализа могут быть рассмотрены результаты изучения когни­тивно-эмоциональных образований, преобразованных в личност­ные смыслы партнеров общения.

Во многом перечисленные факторы общения являются резуль­татом действия механизма «мы» и «они». Б. Д. Парыгин считает, что «истоки психологических барьеров заложены в самом факте существования общности и принадлежности к ней индивида» [141, с. 7]. Обособление индивидов в пределах общности «мы» объяс­няется действием механизма противопоставления другой общ­ности — «они». Параметры, по которым осуществляется такое противопоставление, различны, но «главное заключается в том, что «мы» реагируем на определенные ситуации, определенные раз­дражители таким образом (что нас и объединяет) и они на то же самое реагируют по-другому». Непохожесть ограничивает контак­ты, ведет к вражде и стычкам, короче говоря, к затрудненному общению. В соответствии с этими фундаментальными механизма­ми функционирования общностей Б. Д. Парыгиным были выде­лены следующие детерминанты: 1) сила коллективных норм, цен­ностей, действий; 2) система ценностных ориентации личности [140, с. 52]. В работах последнего времени подчеркивается, что эт­нос способствует формированию у его членов общего видения мира, единых представлений о ценностях, смысле жизни. Однако этнос налагает ограничения на поведение людей, сужает спектр допустимых и желательных реакций человека на ту или иную жиз­ненную ситуацию, а возникшие представления о нормах обще­ния становятся все более автономными по отношению к своим носителям и независимо от них начинают регулировать взаимо­действие как внутри этноса, так и за его пределами. В основе эт­нических стереотипов, как известно, лежит система этнических представлений — устойчивых, обобщенных, эмоционально-на­сыщенных образов, выступающих регуляторами общения.

Таким образом, возникновение ситуаций затрудненного об­щения и трудностей в общении обусловлено фактом формирова­ния человеческой общности, особенностями развития личности в определенной социальной среде, социально-психологической

природой общения, механизмами отражения и взаимодействия. Именно они провоцируют сбои в социально-перцептивной, ин-теракционной, коммуникативной системах общения, приводящие к трениям и возникновению психического напряжения различ­ной интенсивности между людьми.

Итак, в узком смысле слова, затрудненное общение — это не­значительные трения и сбои в сфере межличностного общения. Для такого общения характерны: сохранность, непрерывность кон­тактов между партнерами, определенная степень осознания ис­пытываемых затруднений; поиск причин, приводящих к ослож­нениям общения; попытки самостоятельного преодоления соци­ально-перцептивных, интеракционных, коммуникативных затруд­нений. В широком смысле слова, затрудненное общение — это все виды и формы общения (от межличностного до межгруппового), приводящие к деструктивным изменениям поведения партнеров и общностей, к непрерывно-прерывным контактам между ними, вплоть до отказа от общения, к снижению уровня осознания при­чин трудностей в общении, к уменьшению, а в ряде случаев к исчезновению, попыток самостоятельного выхода из возникших затруднений, к формированию тревожного отношения к любой ситуации общения.

В определении «затрудненное общение» заключены как про­цесс, так и результат общения, имеющий и субъективный, и объек­тивный характер. Но, каким бы ни был результат (субъективный или объективный), участникам общения он представлен через ин­тенсивность, знак, направленность, модальность их эмоциональ­ных переживаний, через степень когнитивно-аффективного на­пряжения, чувство комфорта — дискомфорта, испытываемых ими в процессе общения. Количество неприятных, фрустрирующих партнера способов общения, создающих барьеры, препятствия при достижении цели и удовлетворении базовых социальных потреб­ностей, или, наоборот, объем средств и способов общения, по­могающих достижению поставленных целей и удовлетворению по­требностей, — это объективно-субъективные показатели обще­ния, происходящего в пределах шкалы «затрудненное — неза­трудненное общение».

В зарубежной психологии понятие «затрудненное общение» обо­значается термином «miscommunication». В широком смысле под затрудненным общением понимается появление во взаимодействии и общении любого рода проблем, а в узком смысле затрудненное общение представляет собой факты непонимания, возникающие в общении. Схожими с понятием «miscommunication» выступают по­нятия «communication breakdown» — разрыв общения, «pseudo-communication» — псевдокоммуникация, «communication failure» — неуспешное общение, «deficiency communication» — дефицитарное

общение. Наиболее близким по смыслу к определению «затруднен­ное общение», принятому в отечественной психологии, является понятие дефицитарного общения, которое описывает такие ситуа­ции, когда партнеры по общению испытывают недовольство друг другом, не могут достичь поставленных целей, установить откры­тый диалог, когда перед ними встают непредвиденные препятствия, развивается непонимание, появляются конфликты и т.д.

Парные понятия «затрудненное — незатрудненное общение» не являются синонимами понятий «успешное — неуспешное», «эффективное — неэффективное», «оптимальное — неоптималь­ное общение». Данные оценки общения отражают объективные показатели достижения его результата, но не учитывают спектра переживаний, возникающих в процессе общения, и индивиду­альных оценок каждого из партнеров.

В психологии затрудненного общения, как и в психологии эф­фективного, оптимального общения, происходит соединение при­чин возникновения затруднений, результата и характеристик участников общения. Особенности личности могут стать причи­ной затруднений в общении или результатом общения, могут рассматриваться в качестве внешних или внутренних, субъек­тивных или объективных факторов. Классификация причин за­трудненного общения, учитывающая неразрывную связь между общением и личностью, представлена в ряде работ [20, 39, 92, 145, 190].

Анализ исследований, проводимых в области психологии за­трудненного общения и психологии эффективного взаимодей­ствия, также свидетельствует о том, что главными сферами рас­смотрения этого явления стали такие виды общения, как меж­личностное, ролевое, манипулятивное, монологическое, изучае­мые в контексте делового, педагогического, этнического обще­ния, а также в условиях социально-психологического тренинга.

Таким образом, трудности, возникающие в общении (причины затрудненного общения), могут быть классифицированы следую­щим образом:

^ 1) объективные, порожденные реальным взаимодействием, и субъективные, имеющие отношение к различным аспектам функ­ционирования личности или группы (динамические процессы в группе и между группами, культурно-психологические особенно­сти ее членов);

2) первичные (природные условия жизни группы, история ее формирования и отношений с другими группами) и вторичные, порожденные различными психогенными и социогенными воз­действиями;

3) осознаваемые, реально присутствующие в ситуации общения и неосознаваемые, субъективно не переживаемые личностью и груп-

пой; представленные в сознании личности, но реально несуществу­ющие;

^ 4) ситуативные или устойчивые;

5) межкультурные и культурно-специфические;

6) общевозрастные и гендерные (маскулинность—фемининность), половые;

7) индивидуально-психологические, личностные, социально-пси­хологические;

8) когнитивно-эмоциональные (представления, мнения, стерео­типы, установки, настроения, превалирующие эмоциональные со­стояния, ценностные ориентации и т.д.), мотивационные и инст­рументальные (навыки общения, правила этикета, нормы, ритуа­лы, принятые в группе способы обращения и т.д.);

9) компоненты структуры общения (социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные);

10) вербальные и невербальные.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Похожие:

Книга может быть полезна практическим психологам, научным ра­ботникам, интересующимся этими проблемами iconКнига «Журналистское расследование: от теории к практике»
Книга предназначена студентам журфаков, но может быть полезна и их преподавателям
Книга может быть полезна практическим психологам, научным ра­ботникам, интересующимся этими проблемами iconКак вырастить ребенка счастливым
Книга американского психотерапевта Ж. Ледлофф будет полезна психологам, воспитателям
Книга может быть полезна практическим психологам, научным ра­ботникам, интересующимся этими проблемами iconЖан Бодрийяр Прозрачность зла Добросвет; 2000 isbn 5-98227-169-1
Жана Бодрийяра, объединенных в произведение более крупной формы, дополняющих друг друга в развитие темы. Книга будет полезна и интересна...
Книга может быть полезна практическим психологам, научным ра­ботникам, интересующимся этими проблемами iconDavid Myers "Social Psychology"
В ней описаны фундаментальные принципы социального мышления, социального влияния и социального поведения, а также разнообразные эксперименты...
Книга может быть полезна практическим психологам, научным ра­ботникам, интересующимся этими проблемами iconСелигман М., Дарлинг Р
Книга предназначена психологам, педагогам, дефектологам, организаторам государственной социальной защиты и реабилитационно-образовательного...
Книга может быть полезна практическим психологам, научным ра­ботникам, интересующимся этими проблемами iconИзбирается студентом, исходя из его интересов, и согласовывается...
Курсовая работа должна носить творческий характер, что предполагает самостоятельное исследование студентом проблематики избранной...
Книга может быть полезна практическим психологам, научным ра­ботникам, интересующимся этими проблемами iconКнига обращена прежде всего к неверующим молодым людям, стоящим на...
В книге рассматриваются основы семейной жизни и решается целый ряд вопросов: чем отличается любовь от влюбленности, что такое первая...
Книга может быть полезна практическим психологам, научным ра­ботникам, интересующимся этими проблемами iconКарлос Бальмаседа Кулинарная книга каннибала Карлос Бальмаседа Кулинарная...
Плоть напоминает ему, что его тело может быть разрезано на куски и съедено, так же как и тело любого теленка. Несомненно, люди не...
Книга может быть полезна практическим психологам, научным ра­ботникам, интересующимся этими проблемами iconГрачева Л. В
Может быть полезна профессиональным актерам и режиссерам. В ней приведены этапы тренировки и развития организма в процессе обучения...
Книга может быть полезна практическим психологам, научным ра­ботникам, интересующимся этими проблемами iconКнига предназначена психологам, логопедам, воспи­тателям детских...
Книга предназначена психологам, логопедам, воспи­тателям детских садов и родителям
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница