О в белова Общая психодиагностика Автор-составитель О. В. Белова общая психодиагностика методические указания введение Тема психологическая диагностика как наука


Скачать 422.8 Kb.
НазваниеО в белова Общая психодиагностика Автор-составитель О. В. Белова общая психодиагностика методические указания введение Тема психологическая диагностика как наука
страница1/4
Дата публикации07.11.2013
Размер422.8 Kb.
ТипМетодические указания
vb2.userdocs.ru > Психология > Методические указания
  1   2   3   4

О В Белова

Общая психодиагностика



Автор-составитель О. В. Белова

ОБЩАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Введение

Тема 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК НАУКА Тема 2. КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ Тема 3. СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ (ТЕСТЫ) Тема 4. СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ САМООТЧЕТЫ Тема 5. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ Тема 6. ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Дополнительная литература ко всему курсу

Введение

Методическое пособие по общей психодиагностике адресовано слушателям спецфакультетов психологии, а также начинающим психотерапевтам и психологамконсультантам.

Логика и структура пособия подчинены принятому в отечественной психологии подходу к пониманию общей психодиагностики.

Первые две темы вводные. Они нацелены на создание общего представления о предмете психологической диагностики. Следующие разделы посвящены трем основным подходам к измерению индивидуально-психологических особенностей человека: тестам, самоотчетам, проективным методикам. Последняя тема освещает особенности практического применения психодиагностических методов.

Каждый раздел сопровождается списком литературы.

c Белова Оксана Владимировна, составление 1994, 1996 c Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996

Тема 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК НАУКА

1. Исторические корни современной психодиагностики [1]

Психология не может стать прочной и точной, как физические науки, если не будет базироваться на эксперименте и измерении.

Д.М. Кеттел (журнал "Mind", 1890)

Становление и развитие психодиагностики происходит в конце XIX в. Оно связано с зарождением дифференциально-психологического изучения человека , которое складывалось под влиянием запросов практики. В конце XIX века оформилась "индивидуальная психология" , целью которой было изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов. Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В.Вундта: Э.Крепелина, Д.Кеттела, а также других ученых - А.Бине, А.Лазурского.

В начале ХХ века сложились благоприятные условия для возникновения тестологии . Рост промышленности, вовлеченность больших масс в процесс производства (в США), потребность в высококвалифицированных рабочих побуждали промышленников обратиться к проблеме профессионального отбора, профориентации. Это способствовало возникновению тестов .

Но тестология не являлась единственным направлением психологии индивидуальных различий (другое название - "дифференциальная психология" ). Русский ученый А.Ф.Лазурский (в 1912 г.) писал, что изучать индивидуальные различия с помощью одних только тестов недостаточно. Он выступал за естественный эксперимент, благодаря которому исследовались не отдельные психические процессы (как с помощью тестов), а психические функции и личность в целом. Примерно в эти же годы другим русским ученым Г.И. Россолимо был предложен метод целостной оценки личности с помощью "психологического профиля", показывающего уровни развития психических процессов.

Перечисленные тенденции становления психологического знания в нашей стране и за рубежом явились прототипами современных направлений в психодиагностике.

2. Предмет психодиагностики как научного знания [2]

Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики (см. Тема 2).

Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений.

Так же, как психодиагностика "обслуживает" предметные области психологической науки, саму психодиагностику "обслуживает" так называемая дифференциальная психометрия. Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.

3. Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике

В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуальнопсихологических особенностей человека: номотетический [3] и идеографический [4]. Эти подходы отличаются по следующим основаниям:

понимание объекта измерения; направленность измерения; характер методов измерения.

Основание | Номотетический подход | Идеографический подход -----------------------------------------------------------------------Понимание объекта | Понимание личности | Понимание личности как измерения | как набора свойств | целостной системы -----------------------------------------------------------------------Направленность | Выявление и измерение | Распознавание индивидуальных измерения | общих для всех людей | особенностей личности

| свойств личности | -----------------------------------------------------------------------Методы измерения | Стандартизованные методы| Проективные методики

| измерения, требующие | и идеографические техники

| сопоставления с нормой | -----------------------------------------------------------------------

Примечания:

[1] См. 1. С. 23-34; 3. С. 261-273. [2] См. 1. С. 3-14. [3] Номотетический (от лат. Norma - образец) подход - измерение индивидуальнопсихологических особенностей, требующее соотнесения с нормой. [4] Идеографический (от греч. образ, идея) подход - распознавание индивидуальнопсихологических особенностей и их описание.

Литература:

Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина.- М.: Изд-во МГУ, 1987.

Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б. Крымский. - Киев : Наук. думка, 1989. С. 114-116.

Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: Мысль, 1976. С.463

Тема 2 КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.

1. Классификации методов по Й.Шванцаре [5]

Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.); по количеству получаемых показателей (простые и комплексные); тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов; по психической активности испытуемых: интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа; экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений); проективные (см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы; исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт. 2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову [6]

Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:

по качеству: стандартизованные, нестандартизованные; по назначению: общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта); тесты профессиональной пригодности; тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов); тесты достижений; по материалу, которым оперирует испытуемый: бланковые; предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера); аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

по форме ответа: устные и письменные;

по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;

по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);

По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);

по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;

по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

по характеру умственных действий: вербальные, невербальные. 3. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину [7] Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:

по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема: объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания); стандартизованные самоотчеты: тесты-опросники, открытые опросники (см. Тема 4); шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация (см. Тема 4); индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток (см. Тема 4); проективные техники (см. Тема 5); диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);

по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые - большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ДИАЛОГИЧЕСКИЕ тесты | беседы многие опросники | интервью шкальные техники | диагностические игры

| патопсихологический эксперимент

| некоторые проективные методики

"Каждый тест может быть охарактеризован как точка в многомерном пространстве оснований."

В.К. Гайда

Примечания:

[5] См. 5; [6] См. 2; [7] См. 3.

Литература:

Анастази А. Психологическое тестирование. Т.II. - М. : Педагогика, 1982. С. 114119.

Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1982. С. 13-18.

Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - М. : Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.

Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. - М. : Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17.

Шванцара Й. Диагностика психического развития. - Прага : медицинское изд-во Авиценум, 1978. С. 46.

Тема 3 СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ (ТЕСТЫ)

1. Определение понятия психологического теста [8]

В отечественной и зарубежной литературе представлено огромное разнообразие определений понятия психологического теста. Ниже приведены некоторые из них. "Психологический тест в сущности есть объективное и стандартизованное измерение выборки поведения" (2, с. 31). "Тест - стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий" (1, с.139). "Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения" (7, с. 13). Все определения содержат следующие общие моменты:

во-первых,тест - один из методов измерения в психодиагностике наряду с такими, как проективные методы (см. Тема 5), стандартизованные самоотчеты (см. Тема 4), интервью, аппаратурные методы и др.;

во-вторых,это метод измерения свойств личности и особенностей интеллекта;

в-третьих,это метод измерения, который характеризуется высокой степенью объективности, надежности и валидности.

Объективность, валидность и надежность - требования, которым должен удовлетворять каждый тест. Рассмотрению этих понятий посвящены следующие параграфы.

2. Психологический тест как объективное измерение [9]

Объективность психологического теста означает, что первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от поведения и субъективных суждений экспериментатора. Первичными называют показатели, полученные после обработки данных выполнения респондентом тестовых заданий. Выражаются первичные показатели в так называемых "сырых баллах".

Разработка заданий, процедура проведения, обработка результатов теста осуществляется согласно определенным стандартным правилам.

Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:

единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой (см. ниже) результатов; единообразие оценки выполнения теста; определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования (см. здесь "третий этап стандартизации"). Эти три условия называют этапами стандартизации психологического теста.

Этапы стандартизации

На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает три этапа.

Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.

Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.). Например, в тесте "10 слов" каждое слово должно предъявляться через определенный интервал времени в секундах.

Наличие стандартного стимульного материала. Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются ли респонденту изготовленные самодельные карты Г.Роршаха или стандартные - с определенной цветовой гаммой и цветовыми оттенками.

Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут.

Стандартный бланк для выполнения данного теста. Использование стандартного бланка облегчает процедуру обработки.

Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.

Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка "правильного ответа" и др.
  1   2   3   4

Похожие:

О в белова Общая психодиагностика Автор-составитель О. В. Белова общая психодиагностика методические указания введение Тема психологическая диагностика как наука  iconПримерный перечень вопросов к экзамену по курсу «Психодиагностика» очное отделение
Психодиагностика как практическая деятельность. Профессионально важные качества психолога диагноста
О в белова Общая психодиагностика Автор-составитель О. В. Белова общая психодиагностика методические указания введение Тема психологическая диагностика как наука  iconАлексей Сергеевич Лучинин Психодиагностика Шпаргалки «Психодиагностика»: эксмо; Москва; 2008
Используй сам, передай однокурсникам и будет вам счастье во время сессии. Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление,...
О в белова Общая психодиагностика Автор-составитель О. В. Белова общая психодиагностика методические указания введение Тема психологическая диагностика как наука  iconМетодические указания содержат лабораторные работы по дисциплине «Общая энергетика»
Составитель: Н. Е. Николайшвили, кандидат технических наук, доцент кафедры вэа амти
О в белова Общая психодиагностика Автор-составитель О. В. Белова общая психодиагностика методические указания введение Тема психологическая диагностика как наука  iconПсиходиагностика как наука и как практическая деятельность
В учебнике известных отечественных психологов представлены различные школы и направления мировой психодиагностики. Книга изобилует...
О в белова Общая психодиагностика Автор-составитель О. В. Белова общая психодиагностика методические указания введение Тема психологическая диагностика как наука  iconМетодические указания для практических (семинарских) занятий: Тема Введение в макроэкономику
Методические рекомендации для студентов обсуждены на заседании методической комиссии кафедры экономики
О в белова Общая психодиагностика Автор-составитель О. В. Белова общая психодиагностика методические указания введение Тема психологическая диагностика как наука  iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы специальность: 051301 «Общая медицина»
Тема: История становления и развития гигиены. Гигиеническое нормирование, как основа профилактики заболеваний, связанных с воздействием...
О в белова Общая психодиагностика Автор-составитель О. В. Белова общая психодиагностика методические указания введение Тема психологическая диагностика как наука  iconКонспект лекции Тема I
Экономика —(с др греч.) наука о законах развития производства, общая система элементов. (эко «дом, вселенная»; «ном» -закон)
О в белова Общая психодиагностика Автор-составитель О. В. Белова общая психодиагностика методические указания введение Тема психологическая диагностика как наука  iconМетодические указания к лабораторной работе по бжд набережные Челны
Исследование звукоизоляции и звукопоглощения: Методические указания к лабораторной работе по бжд. /Составитель М. А. Пермяков. Наб....
О в белова Общая психодиагностика Автор-составитель О. В. Белова общая психодиагностика методические указания введение Тема психологическая диагностика как наука  iconМетодические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов...
«Внутренние болезни» по специальности 051301 «общая медицина» (Составление ситуационной клинической задачи)
О в белова Общая психодиагностика Автор-составитель О. В. Белова общая психодиагностика методические указания введение Тема психологическая диагностика как наука  iconМетодические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов...
«Внутренние болезни» по специальности 051301 «общая медицина» (Схема лечения, диагностики или гемодинамики)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница