Литература 37 isbn 9965-751-02-1 ббк 74. 202. 4 Рекомендовано Ученым Советом Республиканского научно-практического центра проблем 12-летнего образования с 4306000000 00 (05)-05 © «рнпц проблем 12-летнего образования»


НазваниеЛитература 37 isbn 9965-751-02-1 ббк 74. 202. 4 Рекомендовано Ученым Советом Республиканского научно-практического центра проблем 12-летнего образования с 4306000000 00 (05)-05 © «рнпц проблем 12-летнего образования»
страница1/5
Дата публикации20.07.2013
Размер0.55 Mb.
ТипЛитература
vb2.userdocs.ru > Психология > Литература
  1   2   3   4   5





ББК 74.202.4 С 86
СОДЕРЖАНИЕ


Сулейменова Ш.А. Психологические особенности леворуких детей. Методика их обучения. - Астана: РНПЦ проблем 12-летнего образования, 2004. - 36 с.

ISBN 9965-751-02-1


Пособие раскрывает психологические характеристики леворуких детей, их физиологические основы, содержит диагностические задания и методические рекомендации по организации школьного обучения леворуких детей.

Пособие адресовано учителям начальных классов, психологам.

Введение 4

Левшество - леворукость 5

Физиологические основы леворукости 7

Виды проявления левшества 10

Диагностика левшества 11

Причины и факторы дезадаптации леворуких детей в школе 16

Переучивание и проблемы, с этим связанные 17

Рекомендации по организации школьного обучения леворуких детей 19

письмо 20

чтение 27

математика 29

Заключение 32

Приложение 1 35

Приложение 2 36

Литература 37


ISBN 9965-751-02-1 ББК 74.202.4
Рекомендовано Ученым Советом Республиканского научно-практического центра проблем 12-летнего образования

С 4306000000

00 (05)-05 © «РНПЦ проблем 12-летнего образования», 2005


Введение

Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них - другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее. Но именно поэтому так волнуются родители, заметив, что их ребенок активнее действует левой рукой.

Что это - боязнь каких-то реальных проблем или просто нежелание понять ребенка, неловкость оттого, что он «другой»? Чаще всего - это непонимание ситуации, нелепые предрассудки или просто незнание.

О леворуких мы знаем много и ... почти ничего. Существуют легенды о фантастических способностях, и даже гениальности леворуких. Но это лишь легенды. Столь же бездоказательными оказываются при тщательном анализе и сведения о леворукости как патологии.

Одно очевидно: леворуким всегда было не очень уютно в праворуком мире. Иначе как объяснить существующие в разных языках, у разных народов и в разных культурах негативные значения слов левый и леворукий? В латинском, греческом, французском, немецком, английском, китайском языках синонимами слова левый являются - фальшивый, незаконный, неловкий, неумелый, неуклюжий и даже злой, подлый, нечестный. Правое и левое всегда противопоставляются, хотя вполне возможно, что за положительными (правыми) и отрицательными (левыми) характеристиками нет негативного отношения именно к леворукому человеку. Сами же символические ряды, связанные с правым и левым, в разных культурах, разделенных пространством и временем, очень сходны. Так, древние греки ассоциировали правое с ограниченным, единственным, мужским началом, с покоем, светом, добром, а левое - с неограниченным, множеством, с женским началом, движением, тьмой, злом.

Человеку свойственно настороженное отношение ко всему, что выпадает из картины всеобщности. В наше время не настороженность, а интерес, стремление понять леворуких и узнать о них больше, понимание естественности различий — это, по-видимому, путь цивилизованного отношения к феномену леворукости.

В XIX - начале XX веков, определяя причину леворукости, основывались на различных теориях. В частности, одной из популярных была теория «щита и меча». Приверженцы ее утверждали, что в результате постоянно выработанной у солдат привычки во время сражений держать щит в левой руке, прикрывая сердце, а меч в правой, последняя приобрела большую подвижность и ловкость и стала использоваться для других видов деятельности. Но эта теория не объяснила наличия леворукости у людей до появления щита, в первобытном обществе.

В возникновении и происхождении леворукости так много тайн, неизвестного, что говорить о леворуких как об однородной, однотипной группе с какими-то определенными и характерными чертами довольно трудно.

До сегодняшнего дня не существует четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости, и чем отличаются психологические характеристики леворуких и праворуких детей. Ясно одно: леворукий ребенок отличается от большинства праворуких сверстников, и не может быть причиной каких-то отклонений в развитии или снижения умственных и физических способностей. Педагогам и родителям надо помочь раскрыться его неповторимой индивидуальности.

Левшество-леворукость
Представление о том, что леворукость связана с патологией, долгое время было популярным в медицинской среде. По этому вопросу публиковалось множество исследований, зачастую противоречащим друг другу. Так, среди художественно одаренных находили повышенный процент леворуких, но среди учеников вспомогательных школ так же леворуких было больше, чем в массовых школах. Причем и тех, и других определяли одним словом — «левши» и рассматривали как единую группу.

В 1980 году доктор Бишоп предложила модель, которая объясняла накопившиеся в науке и медицинской практике противоречивые сведения. Исходная посылка этой схемы такова. В популяции имеются два типа левшей. Одни генотипические, естественные левши, а другие леворукие в связи с патологией левого полушария. Пусть на 1000 индивидуумов приходится 920 естественных правшей и 80 естественных левшей, что приблизительно соответствует реальному соотношению. Если бы эта популяция не была отягощена неврологическими отклонениями, леворукость в ней составляла бы 8%. Допустим, что в 5% случаев (в период внутриутробного развития или во время родов) возникает ранняя травма одного из полушарий головного мозга, что влияет на руку, управляемую этим полушарием. При этом повреждения правого полушария повлекут ухудшение функциональных качеств левой руки, патология левого полушария скажется отрицательно на правой руке. При патологии правого полушария естественный левша приобретает вынужденную праворукость. Патология левого полушария, управляющего неведущей рукой, не меняет рукости левши, а только сказывается на ловкости и других качествах его правой руки. Симметричная ситуация складывается у исходно праворуких. Из 5% с повреждениями одного из полушарий у половины будут нарушения правого, полушария, ухудшающие левую руку, но не влияющие на доминантную правую руку. Зато 2,5% с поражением левого полушария станут вынужденными левшами. Однако 5% от 80 леворуких — это всего 4 человека. Из них половина (двое) обладают вынужденной (патологической) праворукостью. Те же 5% от большой группы праворуких составляют 46 человек, половина из которых (23) становятся обладателями вынужденной (патологической) леворукости. Таким образом, в конечном счете, согласно модели Бишоп, из 101 человека с предпочтением левой руки 23 обладают леворукостью, связанной с мозговыми повреждениями. А из 899 праворуких только у двоих эта праворукость вынужденная.

Таким образом, в результате численного преобладания исходно праворуких над леворукими в малочисленную группу леворуких вливаются индивидуумы, обладающие вынужденной леворукостью, но генетически праворукие. Причем их численность может, по-видимому, составлять до 20% от итогового числа леворуких.

В ряде современных исследований, посвященных левшам, принято разводить понятия левшества и леворукости.

Традиционно, в обыденной жизни людей, предпочитающих использовать левую руку в различных действиях называют левшами. Слова «левша» и «леворукий» употребляются зачастую как синонимы. Хотя левшой можно назвать и левоногого, и левоухого, и левоглазого и т.д.

Леворукость- это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких.

Леешество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие).

Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Под левшеством понимается левая асимметрия - преобладание левой части над правой в совместном функционировании парных органов. При правшестве преобладают правые части. Возможна симметрия функций обеих частей.

Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха. Обычно для этого проводят специальные тесты, но иногда можно понять это, внимательно понаблюдав за ребенком (взрослым) во время деятельности, например, во время занятий спортом. Человек чаще будет использовать в более активной форме только один из парных органов: отталкиваться одной ногой; прицеливаться, прищурив один глаз, а другой, оставив открытым; когда плохо слышно, поворачиваться к источнику звука одним ухом и т.п.

Среди факторов, определяющих леворукость: наследственная и внешняя среда. Леворукость считается наследственным признаком.

При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить такой сложнейший вид деятельности, как письмо. Поэтому в дальнейшем речь пойдет главным образом о леворукости, однако нельзя игнорировать другие виды проявлений левшества, т.к. они также могут влиять на успешность обучения детей.
^ Физиологические основы леворукости
Преимущественное владение рукой определяется особой организацией мозга ребенка, устанавливающей, как правило, не только ведущую руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций (речи, чтения, письма и т.д.).

Во многих случаях, зная, какая рука у человека ведущая, можно сказать не только какое нарушение управляет ею, но и предсказать некоторые особенности организации высших психических функций. Например, у праворуких людей центр речи, как правило, находится в левом полушарии (в 95% случаев), а у леворуких он может быть в правом полушарии (в 70% случаев), но может быть в левом и даже располагаться симметрично в правом и в левом полушариях. Вообще, у левшей оба полушария работают как бы более согласованно, чем у правшей.

Два полушария головного мозга плотно прилегают друг к другу, соединяясь пучками нервных волокон, которые являются каналами связи между ними. Каждое полушарие представляет собой почти точную зеркальную копию другого.

Несмотря на специализацию полушарий головного мозга, он функционирует как единое целое благодаря межполушарному взаимодействию.

Правое и левое полушария головного мозга предназначены для выполнения разных функций, что и носит название функциональной асимметрии полушарий. Применительно к процессу обучения можно сказать, что правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира. Некоторые исследователи связывают музыкальные способности человека с правым полушарием. Это же полушарие более эмоционально, чем левое. Информацию правое полушарие обрабатывает одновременно и целостным способом. Оно же в известных пределах способно воспринимать и анализировать словесную информацию. Особенно это проявляется у левшей.

^ Левое полушарие участвует в основном в аналитических процессах, в построении и понимании речи. Обрабатывает входные сигналы последовательным способом, отвечает за счетные функции. Следует заметить, что левое полушарие регулирует преимущественно абстрактно-логическое мышление, в то время как правое - конкретно-образное.

Вообще в мире сейчас существует такая точка зрения, что общество переоценивает роль левого полушария в становлении мыслительной деятельности ребенка, а, следовательно, и роль рационального, логического мышления. Методики обучения в начальной школе, а частично, по-видимому, уже и в детском саду тренируют главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей ребенка. В то же время известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческой интуиции. Основным типом мышления шестилетнего ребенка еще является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой, а значит, оно предполагает активное участие правого полушария в обучении.

Мы живем в асимметричном мире, и наша культура, наши традиции углубляют асимметричность той внешней среды, в которой живет и развивается ребенок. Его окружают несимметричные предметы, приспособленные к игре и работе с ними правой рукой. Мир книг требует возрастания односторонней ориентации в деятельности зрения. Научение письму окончательно нарушает симметрию нашей зрительно-моторной системы координации. Все это тесно связано с закономерностями работы двух полушарий нашего мозга.

Существуют ли различия в обладании асимметричными видами деятельности, между мальчиками и девочками? Да, существуют. Во-первых, среди левшей больше мужчин, чем женщин. Кроме того, считается, что у детей разного пола скорость созревания мозга различна. У мальчиков, по-видимому, медленнее созревает левое полушарие, а у девочек - правое.

Это согласуется с данными о том, что девочки до десяти лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей. Однако у них быстрее завершается развитие памяти. Кроме того, если у мальчиков специализация полушарий мозга по пространственно-временной ориентации имеется уже в шесть лет, то у девочек ее еще нет даже в тринадцать. То есть, можно сказать, что в детстве мальчики как бы более правополушарные, чем девочки, но с возрастом у мужчин левое полушарие по уровню своего развития начинает лидировать, мужчины обгоняют женщин и становятся как бы более левополушарными, чем женщины.

Утомление сказывается неодинаково на работе мозга детей разного пола. У мальчиков при этом больше страдают левополушарные процессы (связанные с речевым мышлением, логическими операциями), а у девочек -правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие). И наблюдательные педагоги обычно замечают эту разницу и по-разному строят занятия с мальчиками и девочками, с тем, чтобы в конце занятий шли задания, на выполнение которых утомление оказывает меньше влияние.

Определить, к какому типу относится ребенок, иногда можно, вслушиваясь в то, что он говорит, или, рассматривая его рисунки. Например, девочки-близнецы. Аню можно отнести к левополушарникам, а Лену - к правополушарникам. Представьте себе такую картину из их жизни: Лена смотрит в окно и говорит: «Мама, смотри, весна: сосульки тают, с крыши капает». Аня ее перебивает: «Какая же весна - сейчас февраль».

Действительно, для левополушарницы если февраль - зимний месяц, то весны в феврале быть не может, даже если глаза говорят об ином. Для нее весна- это время года, включающие только три месяца. Для правополушарницы важнее не обозначение, а образ. Весна для нее - это в первую очередь явление природы (солнце, капель, ручьи), и нет ничего странного в том, что весна наступает в феврале.

Какой же тип лучше? И тот и другой хороши по-своему, у того и у другого есть свои плюсы и минусы.

Давая разным детям одни и те же задания, можно адресовать к разным полушариям, восприятие и переработка информации этими детьми будет совершенно различна, несмотря на то, что видимый нами результат может быть одним и тем же (нарисовал, написал, прочитал, слепил, прослушал и т.д.). Каждый человек сам выбирает пути решения какого-либо вопроса или задания. Стиль деятельности при этом может быть различным, мозговые механизмы, реализующие эту деятельность, тоже неодинаковы.

Можно заметить, что у большинства людей правая сторона тела лучше выполняет свои функции, чем левая. Это различие бросается в глаза сразу, но существуют еще различия между полушариями и в сложных (высших) психических процессах. Условно всех людей можно разделить на две большие группы: тех, у кого преобладает левое полушарие, и тех, у кого сравнительно лучше развито правое. Первые будут характеризоваться рациональным типом мышления, аналитическим складом ума, склонностью к словесному оформлению своих мыслей, рассудочностью и одновременно некоторой заформализованностью, слабой эмоциональной отзывчивостью. «Правополушарные» люди, напротив, более эмоциональны, склонны к образному, интуитивному мышлению, могут сразу схватывать явление в целом, без выстраивания логической цепочки и анализа деталей. Это как бы крайние типы, а между ними возможны самые разные промежуточные варианты.

Исследования показали, что левоглазые люди часто бывают робкими, хорошо приспосабливаются к деятельности лишь при малом объеме групп и неформальных межличностных контактах без строгой подчиненности. По -видимому, такие дети плохо чувствуют себя в больших коллективах при жесткой регламентации всех действий. В то же время они отличаются высокой устойчивостью. Часто у них отмечается склонность к невротическим состояниям.

Люди, которые предпочитают правую руку, глаз, ухо (например, при разговоре по телефону), обычно более устойчивы к невротизирующим факторам, но у них в среднем чуть ниже интеллект и работоспособность. Интересно, что леворукие люди испытывают наибольшие трудности при овладении иностранным языком в школе, но очень легко овладевают им при обучении так называемым материнским способом, особенно в дошкольном возрасте, если общаться с людьми, говорящим на другом языке.

Многие специалисты считают, что при обучении леворуких детей обязательно должны учитываться их индивидуальные особенности и даже общая методика обучения должна строиться иначе.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Литература 37 isbn 9965-751-02-1 ббк 74. 202. 4 Рекомендовано Ученым Советом Республиканского научно-практического центра проблем 12-летнего образования с 4306000000 00 (05)-05 © «рнпц проблем 12-летнего образования» iconРозин В. М. Р64 Культурология: Учебник. 2-е изд., перераб и доп
Рекомендовано Научно-методическим советом по культурологии Министерства образования
Литература 37 isbn 9965-751-02-1 ббк 74. 202. 4 Рекомендовано Ученым Советом Республиканского научно-практического центра проблем 12-летнего образования с 4306000000 00 (05)-05 © «рнпц проблем 12-летнего образования» iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Ученым советом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»...
Литература 37 isbn 9965-751-02-1 ббк 74. 202. 4 Рекомендовано Ученым Советом Республиканского научно-практического центра проблем 12-летнего образования с 4306000000 00 (05)-05 © «рнпц проблем 12-летнего образования» iconОрганизация летнего увлекательного практического игрового Семинара

Литература 37 isbn 9965-751-02-1 ббк 74. 202. 4 Рекомендовано Ученым Советом Республиканского научно-практического центра проблем 12-летнего образования с 4306000000 00 (05)-05 © «рнпц проблем 12-летнего образования» iconУчебник Под редакцией Ю. Н. Солонина и М. С. Кагана Рекомендовано...
Министерства образования РФ для высших учебных заведений в качестве учебника по дисциплине «Культурология»
Литература 37 isbn 9965-751-02-1 ббк 74. 202. 4 Рекомендовано Ученым Советом Республиканского научно-практического центра проблем 12-летнего образования с 4306000000 00 (05)-05 © «рнпц проблем 12-летнего образования» iconРекомендовано Ученым советом Педагогического общества России в качестве...
Пособия комплекта «Учим ребенка говорить и читать» помогут ребенку попасть в уди
Литература 37 isbn 9965-751-02-1 ббк 74. 202. 4 Рекомендовано Ученым Советом Республиканского научно-практического центра проблем 12-летнего образования с 4306000000 00 (05)-05 © «рнпц проблем 12-летнего образования» iconА. Н. Марковой Рекомендовано Министерством образования
Ректор акад. А. Н. Романов Председатель Научно-методического совета проф. Д. М. Дайитбегов
Литература 37 isbn 9965-751-02-1 ббк 74. 202. 4 Рекомендовано Ученым Советом Республиканского научно-практического центра проблем 12-летнего образования с 4306000000 00 (05)-05 © «рнпц проблем 12-летнего образования» iconУчебное пособие Под редакцией И. Б. Гриншпуна Рекомендовано Редакционно-издательским...
И. В. Дубровина Л. П. Кезина М. И. Кондаков В. Г. Костомаров О. Е. Кутафин Н. Н. Малофеев
Литература 37 isbn 9965-751-02-1 ббк 74. 202. 4 Рекомендовано Ученым Советом Республиканского научно-практического центра проблем 12-летнего образования с 4306000000 00 (05)-05 © «рнпц проблем 12-летнего образования» iconМелани кляйн зависть и благодарность исследование бессознательных источников
Рекомендовано в качестве учебного пособия для дополнительного образования Министерством образования Российской Федерации
Литература 37 isbn 9965-751-02-1 ббк 74. 202. 4 Рекомендовано Ученым Советом Республиканского научно-практического центра проблем 12-летнего образования с 4306000000 00 (05)-05 © «рнпц проблем 12-летнего образования» iconВыписка из протокола №1 заседания ученого совета Курганского государственного университета
«Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов и аспирантов государственного образовательного...
Литература 37 isbn 9965-751-02-1 ббк 74. 202. 4 Рекомендовано Ученым Советом Республиканского научно-практического центра проблем 12-летнего образования с 4306000000 00 (05)-05 © «рнпц проблем 12-летнего образования» iconЖизнь 12-летнего школьника Барни Ива сложно назвать легкой. Год назад...
Гэвин Игл, а директриса мисс Хлыстер решила окончательно сжить его со свету. Как бы Барни хотелось забыть обо всем этом и пожить...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница