1. Предмет и задачи психологии


Скачать 328.54 Kb.
Название1. Предмет и задачи психологии
страница1/4
Дата публикации15.07.2013
Размер328.54 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4



1.Предмет и задачи психологии.

  1. Психология – наука о психике и закономерностях ее развития у человека и групп людей.

Псюхе – душа, логос – наука.

Впервые упоминание о психологии относится к 5 в. до н. э. Аристотель, а затем и Платон в трактате о душе отражает элемент появления психики человека (когда человек рождается душа вселяется в тело человека, и наоборот).

Этапы развития человека:

  1. душа (5 в. до н. э. – 17 в. н. э.) – примитивные психологические знания господствующим понятиям души – Платон, Аристотель, Гиппократ, Декарт;

  2. сознание (сер. 17 в. – 19 в.) – понятие сознания включало способность человека мыслить, чувствовать – Вольк, Гербарт;

  3. поведение (сер. 19 в. – нач. 20 в.) – основные интересы психологии сосредоточились на поведении человека, его поступках, реакциях на сигналы природы – Бектерев, Дарвин;

  4. акме (нач. 21 в.) – зарактеризуется психологическим сопровождением труда в жизни человека Бектерев, Павлов, Сеченов, Лурья, Рубинштейн, Анохин, Платонов.

Есть отдельная отрасль психологической науки – инженерная психология, которая исследует соотношение человек и техника.

Методологической основой психологии является философия.

  1. Психика человека находится в постоянном развитии;

  2. Работа психики человека преломляется через призму законов диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицанием; закон единства и борьбы противоположностей.

Естественно научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности человека (основоположники Сеченов, Павлов):

    1. учение о нервных системах (центральная нервная система – головной и спинной мозг; вегетативная система – управляет деятельностью внутренних органов организма человека; периферическая система – управляет деятельностью сухожилий и вестибулярным аппаратом);

    2. учение о рефлексах (условные и безусловные); условный рефлекс является основой формирования привычек поведения человека;

  1. учение о динамическом стереотипе (динамический стереотип – система сложившихся привычек поведения человека в определенных условиях жизнедеятельности.

Основные задачи:

  1. анализ становления и развития психологии как науки;

  2. изучение качественных или структурных особенностей психических явлений;

  3. изучение закономерностей психических явлений, процессов, свойств личности и психических особенностей деятельности человека;

  4. изучение структурных элементов психологии коллектива (общественное мнение, коллективное настроение, традиции);

  5. развитие системы психологического сопровождения трудовой деятельности человека.

^ 2.Структура психики ч-ка.

Психика – внутренний, духовный мир человека, его потребности и интересы, желания и увлечения, оценочные суждения, переживания, умение и навыки, поведение и деятельность.

психика













психические процессы

психические свойства

психические состояния

  1. психические познавательные процессы (память, речь, мышление, ощущения, восприятия, внимание, воображение, представление)

  2. эмоционально-волевые (эмоции, чувства и воля)

- темперамент;

- характер;

- способности;

- направленность.

(психологическое состояние – определенный уровень работоспособности психики в данный момент):

- оптимальное;

- депрессивное;

- стрессовое.



^ 3.Понятия о личности в психологии.

Понимание личности тесно связано с осмыслением таких категорий, как человек, индивид, индивидуальность.

Человек – понятие видовое, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития (человеческого рода). В своем психическом развитии человек проходит несколько стадий:

  1. цикл утробного развития ребенка;

  2. цикл детства:

а) младенчество (рождение – 18 месяцев);

б) дошкольное детство (18 месяцев – 6, 7 лет);

в) раннее школьное детство (6, 7 лет – 11, 13 лет);

3) цикл юности:

а) ранняя юность (11, 13 лет – 15, 16 лет);

б) поздняя юность (15, 16 лет – 21 год);

4) цикл взрослости:

а) ранняя взрослость (21 – 25 лет);

б) средняя взрослость (25 – 40 лет);

в) поздняя взрослость (40 – 55 лет);

г) предпенсионный возраст (55 – 65 лет);

5) цикл старения:

а) удаление от дел (65 – 70 лет);

б) старость (70 и более лет).

Индивид – это отдельный конкретно взятый человек. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, цвет глаз и т. д.), но и психологическими свойствами (способности, темперамент и т. д.).

Индивидуальность – единство неповторимых личностных свойств конкретного человека (обычно рассматривается как совокупность физиологических и психологических особенностей отдельного человека, характеризующий его своеобразие).

Личность – конкретный человек, представитель определенного общества, класса, коллектива, осознающий свое отношение к окружающему миру, занимающийся определенной деятельностью и обладающий своими индивидуально-психологическими особенностями.
^ 4.29.Структура психологии личности и ее краткая характеристика.

  1. Основные этапы развития психологии личности:

  1. философско-литературный (5 век до н. э. – начало 19 века). Исследователи: Сократ, Аристотель, Спиноза, Локк, Юм.

  2. Клинический (начало 19 – 20 век). Исследователи: Фрейд, Юнг, Адлер.

  3. Экспериментальный (начало 20 века). Исследователи: Лозовский, Айзенк, Кеттел, Аппорт, Лурье.

Проблемы личности изучали: Ковалев, Леонтьев, Мергель, Лобов, Платонов, Теплов.

Мергель выделяет 2 группы индивидуальных особенностей:

  1. темперамент и индивидуальные особенности психических процессов;

  2. мотивы и отношения, характер и способности.

Ковалев выделяет в структуре личности:

а) направленность;

б) способности;

в) характер;

г) систему управления и психические процессы.

Наиболее полной структурой является динамическая структура личности по Платонову.

Динамическая структура личности по Платонову

Название по структуре

Подструктуры подструктур

Соотношение социального и биологического

Уровень анализа

Виды формирования

Направленность личности

Убеждения, мировоззрения, идеалы, стремления, интересы, желания

Биологического почти нет

Социально-психологический

Воспитание

Опыт

Привычки, умения, навыки, знания

Значительно больше социального

Психолого-педагогический

Обучение

Особенности психологических процессов

Воля, чувства, восприятия, мышление, эмоции, ощущения, память

Чаще больше социального

Индивидуально-психологический

Упражнения

Психические свойства

Темперамент, половые и возрастные свойства

Социального почти нет

Психофизиологический и нейропсихологический

Тренировки

На основе этой структуры можно выделить следующие структурные элементы:

    1. биологически обусловленные особенности личности (задатки, тип высшей нервной системы, темперамент и т. д.);

    2. социально обусловленные особенности личности (потребности, мотивы, интересы, склонности, идеалы, убеждения и мировоззрения);

    3. индивидуальные особенности психических процессов:

а) психические позновательные (ощущения, восприятия, внимание, память, воображение, мышление и речь);

б) эмоционально волевые (эмоции, чувства и воля);

4) профессионально-жизненый опыт (знания, навыки, умения, привычки);

5) 2 интегральных свойства:

а) характер;

б) способности.

3. Социализация личности представляет собой процесс ее формирования в определенных социальных условиях.

Уже в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений. Этот процесс включения называется социализацией.

Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и его воспроизведения в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.

Выделяют несколько стадий социализации личности:

      1. стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок не критически усваивает социальный опыт);

      2. индивидуализация (подростковый и ранний юношеский возраст: появляется желание выделить себя среди других; проявляется критическое отношение к общественным нормам поведения);

      3. стадия интеграции (проявляется в желаниях найти свое место в обществе; проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой и обществом);

      4. трудовая стадия (охватывает весь период зрелости человека; его трудовую деятельность, когда человек воспроизводит социальный опыт за счет воздействия через свою деятельность на среду);

      5. после трудовая стадия (охватывает пожилой возраст, когда вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта в процессе передачи его новым поколениям).

Основные институты социализации:

  1. семья;

  2. дошкольные учреждения;

  3. школы;

  4. неформальные объединения;

  5. ВУЗ;

  6. трудовой коллектив.

^ 5.Естественно научной основой психологии

Методологической основой психологии является философия.

  1. Психика человека находится в постоянном развитии;

  2. Работа психики человека преломляется через призму законов диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицанием; закон единства и борьбы противоположностей.

^ Естественно научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности человека (основоположники Сеченов, Павлов):

    1. учение о нервных системах (центральная нервная система – головной и спинной мозг; вегетативная система – управляет деятельностью внутренних органов организма человека; периферическая система – управляет деятельностью сухожилий и вестибулярным аппаратом);

    2. учение о рефлексах (условные и безусловные); условный рефлекс является основой формирования привычек поведения человека;

    3. учение о динамическом стереотипе (динамический стереотип – система сложившихся привычек поведения человека в определенных условиях жизнедеятельности.


^ 6.Понятия об ощущении. Классификация ощущений.

Ощущения – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предмета, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие – отражение в сознании человека предметов и явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Физиологической основой ощущения являются анализаторы (органы чувств). Анализатор состоит из:

  1. рецептор – воспринимает действующий на него раздражитель;

  2. нервно проводящий путь в кору головного мозга;

  3. участок коры головного мозга, где представлен данный рецептор.

Ощущения характеризуются:

  1. качеством, то есть передача особенности, отраженных объектов;

  2. силой, степенью выраженностью определенного качества;

  3. длительностью, время в течении которого ощущения сохраняются.

Виды ощущений:

  1. зрительные;

  2. слуховые;

  3. обонятельные;

  4. кожные (осязательные);

  5. вкусовые.

  6. вибрационные;

  7. статические;

  8. кинестезические.

Свойства ощущения:

  1. адаптация;

  2. взаимодействие;

  3. последовательные образы;

  4. контраст;

  5. пороги ощущений (минимальный, максимальный, порог различия).

Зрительные ощущения – ощущения, возникающие при работе зрительного анализатора.

Слуховые ощущения – ощущения, возникающие под воздействием раздражителя на органы слуха.

Обонятельные ощущения – ощущения, воспринимаемые нервными клетками, расположенными в носовой полости.

Кожные ощущения – это ощущения, воспринимаемые нервными клетками, расположенными на поверхности тела, в кожном покрове.

Вкусовые ощущения – это ощущения, воспринимаемые нервными клетками, расположенными в полости рта.

Вибрационные ощущения – ощущения, которые отражают колебания упругой среды.

Статическое ощущения – ощущения, которое отражает положение тела человека в пространстве.

Кинестезические ощущения – ощущения, воспринимаемые нервными клетками, расположенными в мышцах и сухожилиях.

Адаптация – изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя (в темноте глаз адаптируется частично 6-8 мин, полностью 30-40 мин).

Взаимодействие органов чувств (сенсивилизация) – это взаимодействие органов чувств и взаимовлияние в процессе ощущения.

Пороги ощущения:

  1. минимальный порог – та наименьшая сила раздражителя, при которой в первые возникают едва заметные ощущения.

  2. Максимальный порог – наивысшая сила раздражителя, при которой существуют ощущения данного вида.




  1. Характеристика восприятия.

Виды восприятия:

  1. Преднамеренное;

  2. Непреднамеренное;

  3. Наблюдение;

  4. Восприятие пространства;

  5. Восприятие времени;

  6. Восприятие движения.

Особенности восприятия:

  1. Иллюзии;

  2. Аппецеция;

  3. Константность.

Типы восприятия:

  1. Синтетический;

  2. Аналитический;

  3. Аналитико-синтетический.

Свойства восприятия:

  1. Предметность;

  2. Осмысленность;

  3. Целостность;

  4. Избирательность;

  5. Активность.

Непреднамеренное восприятие – любое восприятие, когда предмет воспринимается без специально поставленной задачи (не связан с волевыми усилиями).

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель, и оно связано с волевыми усилиями.

Наблюдение – наиболее развитая форма преднамеренного восприятия, заключающаяся в длительном, систематическом, целенаправленном, организованном восприятии конкретного предмета, объекта на определенном пространстве.

Аналитический тип характеризуется расчлененным отражением предмета с выделением каждой из основных частей.

Синтетический типа – объект воспринимается в целом без осознания деталей.

Иллюзия – неправильное поверхностное, искаженное восприятие предметов реальной действительности.
  1   2   3   4

Похожие:

1. Предмет и задачи психологии iconВопросы к экзамену по дисциплине "психология" (аб 2 курс)
Предмет психологии и задачи психологии. Место психологии в системе наук. Классификация отраслей психологии
1. Предмет и задачи психологии iconПредмет и задачи психологии. Этапы развития представлений о предмете
Психология в системе общественных и гуманитарных наук. Структура современной психологии
1. Предмет и задачи психологии iconПрактическое занятие 1
Понятие о юридической психологии. Предмет, задачи и прикладные аспекты юридической психологии
1. Предмет и задачи психологии iconПримерный перечень вопросов к зачету с оценкой по курсу
Обоснуйте объект, предмет, задачи, методы и место психологии в структуре наук о человеке
1. Предмет и задачи психологии iconУчебное пособие оглавление глава предмет, история и основные направления...
Предмет, история и основные направления дифференциальной психологии. Дифференциальная психология как наука
1. Предмет и задачи психологии iconАнаньев Борис Герасимович человек как предмет познания 3-е издание Серия «Мастера психологии»
А64 Человек как предмет познания — спб.: Питер, 2001. — 288 с. — (Серия «Мастера психологии»)
1. Предмет и задачи психологии iconПредмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте. Предмет исторической науки
Позволяет понять место данной отрасли в процессе познания мира. Предметом ист. Б. явл изуч-е бел этноса в процессе его развития и...
1. Предмет и задачи психологии icon3 1 Формулировка задачи
Если целевая функция линейно зависит от переменных и ограничения на переменные и уравнения связи при этом линейны, то такие задачи...
1. Предмет и задачи психологии iconЭкзаменационные вопросы по патологической физиологии для студентов...
Патологическая физиология как фундаментальная наука и учебная дисциплина, её предмет и задачи. Понятие о клинической патофизиологии,...
1. Предмет и задачи психологии icon1. Объект и предмет социальной психологии
Как самостоятельное направление психологиче­ской науки, она существует менее ста лет. Официально годом рождения социальной психологии...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница