Книга, называемая сын церковный


Скачать 396.65 Kb.
НазваниеКнига, называемая сын церковный
страница1/5
Дата публикации14.10.2013
Размер396.65 Kb.
ТипКнига
vb2.userdocs.ru > Право > Книга
  1   2   3   4   5
КНИГА, НАЗЫВАЕМАЯ СЫН ЦЕРКОВНЫЙ


Сказание о нужнейших обычаях. Для обучения православной христианской вере.
Необходимо новопросветившимся.




1. Сказание о сыне церковном, как рождаются верующие во Христа Ивану, рабу первому, новому среди чад сыну Церкви, /л.1 об./ от которой все через купель святого крещения порождаемы, в ней же и ты захотел креститься святым крещением, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

2. О том, что православная вера приводит к крещению добровольно
Помни же сам, что ни мучениями, ни какой-либо угрозой никто тебя к этому не принуждал. Но ты сам, по своей воле, увидев, что наша /л.2/ православная вера во Христа Бога непорочна и чиста, захотел креститься и быть равным с нами, православными христианами.

3. О времени крещения
И случилось это с тобой не во младенчестве, а в совершенном возрасте, и не много лет назад, а недавно.

4. Об отречении от сатаны
/л.2 об./ и поэтому-то тебе помнить должно и нужно о том, как ты распростер руки свои и от сатаны отрекался, и от всех ангелов его, и от всех его дел.

5. Об отречении от ересей
После того ты отрекался от еретиков и ересей, что исказили православную веру: от Формоза проклятого и Петра гугнивого, и Мартина /л.3/ Лютера, и от прочих, последовавших им, их учению и их делам. От них всех ты отрекался.

6. О злых делах
Теперь помни и не забывай, что такое сатанинские дела, от которых ты отрекался: гордость, высокоумие, ложь, лесть, клятвопреступление, еретичество, колдовство, обман, зависть, скверность, блуд, воровство, разбой /л.3 об./ и всякая злоба, и нечистота, и прочее.

7; 8. О забвении ересей, которых прежде держался
О тех злых еретиках, от которых ты отрекался при святом крещении, ты не вспоминай, их учению после отречения не внимай. И больше [к ним] своих мыслей не возвращай, и ереси их всегда сторонись, чтобы забыть ее.
А если тебе придет на ум твоя прежняя жизнь, /л.4/ как ты жил в Польше, и здесь, с господами своими, и учение о вере тех еретиков: Формоза и Петра, и Мартина, [то] знай, что они - враги Бога и человекоубийцы. Таково отречение от тех еретиков и от их ересей.

9. Об обещании Христу при крещении
Должно и нужно помнить, как ты, /л.4 об./ смотря на Восток, простер руки свои и обещал Христу любить Его, и творить дела Его, и всегда выполнять заповеди Его и повеления, которые Сам Господь Бог Исус Христос дал нам в Евангелии, и как повелел учить святым Своим ученикам апостолам. И как утвердил [это] семью соборами святых отцов.

10. Похвала крестившемуся
Знай, что ты доброе дело сделал /л.5/ и, поистине, ныне родился, тело свое омыл и душу очистил. Оставил родивших тебя, познал Создавшего. Убежал от тьмы, и, приняв свет, к Богу приблизился.

11. О приближении к Богу
Слушай запоминая и рассуждай понимая, чем ты приблизился к Богу. Потому как ты крестился /л.5 об./ во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и дал ныне обещание Христу святым крещением, ты - раб Божий и обещаник Христу. Не удаляйся же от Него делами своими ради своего обещания и ради своих дел. И Бог приблизится к тебе, и будешь Божий.

12. Как обрести доброе имя и унаследовать благодать
Если хочешь быть Божий, имей всегда Бога /л.6/ в сердце своем и поступай везде по правде. Не дерись, не кради, не лги. Будь смирен и имей любовь ко всякому человеку. И в доме господина своего будь во всем послушен и верен, добр и не лукав, и не ленив на добро. Так приобретешь все доброе и унаследуешь всякую благодать.

13. О мудрости
Если хочешь искать /л.6 об./ мудрости и иметь добрый разум, и украшать [свой] нрав, учись книгам и прочтению божественных слов, и учению святых Его; и [тогда] тех [святых] увидишь, ибо человеческая душа почитается больше всего мира. Ибо богатство всего мира тленно и смертно, душа же бессмертна.

14. О душе
Если поймешь, что твоя душа бессмертна, /л.7/ тогда постигнешь истинную православную веру, которой радовались пророки, гордились апостолы, все верные радовались, украшались святители, венчались мученики.

15. О правой вере
О ней же теперь слово. И, скажу тебе, такова есть эта вера православная, [что] в той вере на земле живущие люди в любви соединяются с небесными ангелами, /л.7 об./ беседуя с ними и славословя, и воспевая Бога; и после отхода душ их к Богу творят великие чудеса: слепых просвещают, хромых и расслабленных исцеляют, беснующихся оздоровляют и всякие недуги и болезни врачуют.

16. О святых
Такими, как [я] говорю, были среди святителей: Василий Великий, /л.8/ Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Климент папа римский, Поликарп Смирнский, Петр, Алексий и Иона московские; среди преподобных отцов - Сергий Радонежский, Кирил Белозерский, Варлаам Хутынский. И много таких, число и имена [их] один Бог знает.

17. О пище святых
/л.8 об./ Тому не удивляйся и не думай, что это ложь, что по человеческой молитве даровалось зрение слепым и исцелялись всякие недуги и болезни. Ведь и жизнь их не человеческая, ибо терпят, как [-будто] бесплотные. Пища же их - хлеб и вода, и едят они редко и мало. Иной ест через день, иной через два, иной через неделю, иной /л.9/ через две недели, а иной по 40 дней ничего не ест. А иной хлеба не ест, только траву и коренья.

18. Об одежде святых
Еще и об одеждах [они] не пекутся, босыми и нагими терпят солнечный зной и зимний мороз, и всякое скитание по земле, по дереву и по камню.

19. О молитве святых
/л.9 об./ Также и молитва их к Богу всегда [творится] непрестанно. День и ночь стоят, как непоколебимый столп. Лишь немного поспят на земле. Такова вера и любовь святых к Богу.

20. О молитве мирян
Нам же, [ныне] живущим людям, такой труд вынести невозможно, поэтому [и] установили нам святые отцы правила церковные. /л.10/ Также повелели и дома: по силе каждого установили и повелели молиться. А без правила церковного и без домашней молитвы невозможно быть православным христианином и не повелено.

21. О церковном правиле
Церковное правило - это вечерня с павечернею, заутреня с полунощницей, часы с обедней. /л.10 об./

22. В какое время какое пение петь
Ты же слушай, почему святые отцы установили в церкви, когда какое петь пение, вечерню или павечерню, полунощницу или заутреню, часы или обедню, или молебен, и это разумей:
О вечерне
Вечерню повелено петь потому, что позволил нам Господь провести день с утра до вечера здраво. Также [она] предвозвещает и предваряет вечер.
23. О павечерне
Павечерню повелено петь и молиться Богу, чтобы [Он] благоволил нам без страха провести ночь и ночные молитвы как верным совершить. /л.11/

24. О полунощнице
Полунощница поется потому, что в полночь Бог придет судить живых и мертвых, праведных и грешных и воздать каждому по делам его.

25. Об утрени
Утреню повелено петь потому, что глубоким утром, то есть очень рано, Христос Бог наш воскрес из мертвых и всем верным /л.11 об./ даровал вечную жизнь.

26-30. О часах
Первый час [следует] петь, чтобы прославить Давшего свет, Сотворившего день и ночь, и, по Его великой милости, Осветившего нас дневным светом.
Третий час [следует] петь, потому что в этот час Господь послал от Отца Свой Святой Дух на Своих святых учеников и апостолов, [и] тогда [они] стали говорить на странных языках. /л.12/
Шестой час [следует] петь, потому что в тот час Господь наш Исус Христос по своей воле плотью за наши грехи распялся. В этот же час и Адам был создан, и по обольщению змиеву образа своего лишился. Поэтому и Господь наш Исус Христос в тот час плотью пострадал, чтобы избавить нас от смерти во грехе.
Девятый час [следует] петь, потому что в тот час Господь дух Свой /л.12 об./ предал Отцу и плотью принял страдание на кресте, оставаясь Богом. Плотью умер ради бывших в аду и царство ада разрушил. И в третий день воскрес, и с Собою поставил всех мертвых верных.

31. О литургии
Совершается святая литургия - это тайна великая и несказанная. Тогда ангелы невидимо служат со священниками. /л.13/ Тогда, [подобно] Господу нашему Исусу Христу, невидимый Агнец закалается [и] в пищу верным, на избавление и на очищение от грехов подается. И довольно об этом говорить: в должном месте [и] в другое время найдешь [об этом] писание. Теперь же достаточно об этом.

32. О молебнах
Молебны поют, кто когда хочет, рано и поздно, /л.13 об./ днем или ночью, или утром, или вечером, ибо [здесь] нет запрещения по времени: ведь где встретят царя, там и молят его, так это [понимай].

33. О церковном правиле
Вот тебе слово о церковном правиле, ты же этому внимай и учись добрым обычаям истинного благоверия. И [слушай] поучения о нравах и словах, и о благих делах людей. И о добрых рабах, а не о злых. /л.14/

34. О церкви
Послушай о самой церкви, как думать о ней, как в нее входить и как в ней стоять. Ведь у нас святые отцы назвали Церковь Божию земным Небом и Невестой Христа, и Домом Божиим. Потому что Бог здесь, в ней, пребывает, и к Нему сюда все верные приходят, и у Него милости и оставления грехов /л.14 об./ просят. И получают, если просят с несомненной верой.

35. Еще о церкви
Ты же о том слушай прилежно и не считай эту церковь [простым] домом, ибо [она] окроплена кровью Христовой и освящена Святым Духом. Потому пусть не будет в ней ничего скверного: ни зверь, ни иная скверна в нее да не входят. /л.15/ Если же когда войдут по небрежности, или по какой иной причине, тогда священник с молитвою святою водою окропляет [церковь], чтобы [она] оставалась чиста и свята.
Слушай слова мои, ибо ты - новопросвещенный, все это [сам] понять не сможешь, если не услышишь от кого-либо [об этом]. И для того [я] тебе теперь написал немного про христианские /л.15 об./ обычаи, чтобы ты был [им] верен, и познал бы в себе Бога. Ибо для тебя совершилось благо, а не зло.

36. О чужих верах
Есть ведь вера латинская и вера германская, и вера, которой ты веровал. Но эти веры неправильны и неистинны, искажены злыми людьми, нечестивыми еретиками. Потому-то [и] написал [я] тебе о Самом Божестве и о /л.16/ Церкви Его, также и о молении Ему, и о посте. Ты же внимай этому.

37. О храмах неверных
Есть ведь церкви [и] у латинян, и у немцев, и в Польше. Но [они] не освящены и не устроены, как повелели святые отцы и божественные апостолы, а всю их церковную красоту злые еретики ограбили и обнажили, и всю /л.16 об./ честь отняли. [Они] даже не освящают [Церковь] и креста на ней не ставят, и святые иконы в нее не вносят, и этим не украшают ее. А что [они] в ней книги божественных слов собирают, но [их] не почитают, [то] тем [они] ее бесчестят. И, попросту говоря, [их церковь] во всем лишена всяческого церковного украшения. И нет в ней гласа, который бы словом возвещал путь /л.17/ истинный. Стихер [они] не воспевают, канонов не поют, икосы не объявляют. Светильны, богородичны и крестобогородичны не возглашаются. Святые и священные славословия никогда в ней не бывают.

38. О Христианской Церкви
У нас в православном христианстве есть святая непорочная апостольская Церковь, которая освящена божественными и священноносными людьми /л.17 об./ и украшена, и совершена проповедями святых апостолов, и исполнена всякого блага. Поэтому учись, как к ней подойти, [как] в нее входить, [как] в ней стоять и [как] в ней молиться.

39. О приходе к церкви
Теперь же ты научись вот чего беречься: когда подойдешь к церкви, не спеши войти в нее. /л.18/ Стань снаружи у дверей и расспроси свою совесть, когда что с тобой было во сне или наяву, от бесовского смущения, и мечтания, и прельщения, [и не] думал ли, идя [в церковь,] о какой-нибудь блудной скверне. [И если так,] тогда не входи в церковь, но стань вне, как Адам пред вратами Рая, и знай, что враг отлучает тебя от Церкви. /л.18 об./
О том же
Если враждуешь или сильно гневаешься на кого, тоже не входи в нее, пока не утихнет вражда и не примирится совесть.

40. О том же
[Даже] если ты и уберегся от скверны бесовского мечтания, [то] и тогда не скоро в церковь входи. Поклонись трижды, глядя на деисус, и говори с первым поклоном: "Боже, милостив...", со вторым: "Боже, очисти...", с третьим: "Создавыи мя..." Потом обратись на все четыре стороны и поклонись стоящим здесь людям, и говори им: "Простите /л.19/ меня, отцы и братья", и так войди в церковь.

41. О входе в церковь
Войдя в церковь со страхом и трепетом, сознавай себя грешным и недостойным войти в нее. Ибо ты входишь на земное Небо, где тебе молиться Творцу твоему и Богу нашему, и думай, как будто стоишь на Небе. Не думай ни о чем земном, но /л.19 об./ только вздыхай, молясь о своих грехах.

42. О стоянии в церкви
Стань на одном месте, тихо и смирно, никого не толкни, не потесни без крайней нужды. И, став, также положи три поклона, как говорил тебе прежде, с теми же словами - "Боже, милостив...".

43. О поклонах
Если нет праздника, /л.20/ не в субботу и не в воскресенье, клади все поклоны в землю, а в праздник и в субботу, и в воскресенье клади поклоны в пояс. Потом говори: "Достойно есть...", все до конца, и поклон до земли, даже если и в праздник, и в субботу, и в воскресенье, далее "Слава..., и ныне...", "Господи помилуй" дважды, "Господи благослови", также с тремя поклонами, как и прежде.

44. О поклонах людям
Потом поклонись на четыре /л.20 об./ стороны стоящим около тебя людям и скажи им так же, как и прежде: "Простите меня, отцы и братья". И поклонись в пояс, а не в землю.

45. О власти [духовной]
Если где случится быть власти, всегда поклонись в землю прежде поклона людям и говори: "Прости меня, отец святой, и благослови, и помолись за меня, грешного". Говори [это] про себя, а не вслух. /л.21/

46. О входе в церковь
Входя в церковь, как бы найдя Ноев Ковчег, ты избежал греховного потопа. И встань достойно, как на самом Небе. И [вот ты] сочетался с Вышними Силами.

47. О стоянии в церкви
Стой кротко и смирно, обрати свое лицо к образу Христа и молитву к Нему твори непрестанно, и держи ее на устах. /л.21 об./

48. О молитве Божией
Молитву к Христу говори так: "Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя, грешнаго". Говори про себя, а не вслух, для людей.

49. О молитве Кресту
Когда увидишь образ Животворящего Креста Господня, говори: "Кресту Твоему, покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим", и поклонись Кресту.

50. [О молитве Пресвятой Богородице]
Когда увидишь образ /л.22/ Пресвятой Богородицы, также направь ум свой к первообразному ее существу, к самой нашей Владычице Богородице. Говори: "Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, помилуй мя и спаси мя, и помолися о мне Сыну своему истинному Богу нашему, да спасет и помилует мя грешнаго."

51. О молитве Иоанну Предотече
Когда смотришь на образ Иоанна Предотечи, направь мысли /л.22 об./ свои к нему, говоря: "Святый Иоанне, пророче и предотече, крестителю Господень, помолися Спасу Христу Богу нашему, да спасет и помилует нас грешных."

52. О святых
Когда смотришь на образ какого-либо святого, говори: "Святый Божий [пророк или апостол, или иной святой имярек], помолись Христу Богу нашему, да спасет и помилует мя грешнаго".

53. О молитве святых к Богу
/л.23/ Ведь все святые молятся о нас Богу, Бог [же] милует и спасает [нас] Своими святыми, всегда бывает милостив к [их] молитвам о грешных.

54. О молитве [там], где образа нет
Пойми и то, что если к какому-либо святому имеешь [особенную] веру, или [особо почитаешь] память его, [то] хотя и образа его не видишь, [и] тогда призывай его помолиться /л.23 об./ Богу, и помощником [его] к себе [зови] святым его именем. И так [Бог] поможет тебе в печалях и болезнях, и во всяких бедах,

55; 56. О вере святым
если и согрешишь в чем-то, но горячо веришь какому-либо святому. Также саму Матерь Божию Пречистую везде призывай, [чтобы] умолить Ее Сына и Бога нашего, даже если и образа Ее не видишь. /л.24/
Также и к Самому Господу нашему Исусу Христу молитву твори всегда и везде. Не только в церкви, но и в пути, и в доме, и в постели, как прежде сказал тебе.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Книга, называемая сын церковный iconАлександр Дюма Сын Портоса
Надеемся, что настоящая книга доставит много приятных минут читателям всех возрастов, познакомив их с вариантом развития сюжета трилогии...
Книга, называемая сын церковный iconКнига, рукопись которой подготовил к публикации и отредактировал сын Толкина Кристофер
История короля Хурина и его сына, прóклятого героя Турина Турамбара, жребием коего было нести погибель всем, кого он полюбит
Книга, называемая сын церковный iconКассандра Клэр Город потерянных душ
Но когда Сумеречные охотники примчались спасти его, они обнаружили лишь кровь и битое стекло. Пропал не только парень, которого любит...
Книга, называемая сын церковный iconЭта же книга в других форматах
Кадм, царь, строитель Фив. Эхион, его слуга и друг. Актеон, сын Кадма. Агава, жена Эхиона. Диана. Крокале, Ранис, Хиале, нимфы Дианы....
Книга, называемая сын церковный iconЭдуард Николаевич Успенский Иван царский сын и серый волк Эдуард...
В одном тридесятом царстве триодиннадцатом государстве жил-был царь. Впрочем, там и помимо царя жило народу полным-полно. В основном,...
Книга, называемая сын церковный iconНекоторые лидеры движения
Василий Захариевич (30 января 1887, село Васильевское, Череповецкий уезд, Новгородская губерния — 25 ноября 1937, Бутовский полигон,...
Книга, называемая сын церковный iconМаша Трауб Дневник мамы первоклассника Пока эта книга готовилась...
Даны два слова: «дело» и «безделье». Процитируйте пословицу. Нет, Интернетом пользоваться нельзя. И книгами тоже. Ответ: "Маленькое...
Книга, называемая сын церковный iconРусской Православной Церкви в связи с судебным приговором по делу...
В связи с решением Хамовнического суда по делу о бесчинстве в Храме Христа Спасителя с официальным заявлением выступил Высший Церковный...
Книга, называемая сын церковный iconВо всяком случае, здесь решаются самые больные вопросы нашей жизни....
Тогда мы находились неподалеку отсюда, в маленькой старой церкви. Впрочем, библиотека – это было только название. Мне дали церковный...
Книга, называемая сын церковный icon1. у сома ус(усы). У кока мука. У мамы мак. У папы том. У мамы сын у сына ком
У сома ус(усы). У кока мука. У мамы мак. У папы том. У мамы сын. У сына ком
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница