Юридическая практика – это объективированный опыт индивидуально-правовой деятельности компетентных органов, складывающейся в результате применения права при разрешении юридических дел


НазваниеЮридическая практика – это объективированный опыт индивидуально-правовой деятельности компетентных органов, складывающейся в результате применения права при разрешении юридических дел
страница1/4
Дата публикации12.07.2013
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
Юридическая практика и проблемы эффективности права. Ответы на вопросы к зачету.
1. ЮП: понятие, многообразие подходов. Юридические особенности практики.

Юридическая практика – это объективированный опыт индивидуально-правовой деятельности компетентных органов, складывающейся в результате применения права при разрешении юридических дел.

Юридическая практика является разновидностью социальной практики и в этой связи обладает теми же признаками, что и социальная практика, но следует выделить особенности юридической практики.

  1. Юридическая практика зависит от правовых норм, следует за правовыми нормами.

  2. Юридическая практика складывается на основе правоприменительной деятельности.

  3. Получает закрепление (объективирование) в официальных документах.

  4. Входит как ведущий элемент в правовую систему общества.

В теории права сложилось несколько подходов к понятию юридической практики.

Максимально широкий подход, который включает в юридическую практику следующие элементы:

  1. Правотворческая деятельность;

  2. Правоприменительная деятельность, в том числе интерпретации, толкование права; в. результат, накопленный опыт разрешения юридических дел.

Дублирует понятие правового регулирования, которое складывается из многообразных стадий и каждая стадия достаточно подробно изучена в теории.

^ Широкий подход. Объем понятия юридической практики складывается из двух элементов:

  1. Деятельность специальных субъектов по разрешению юридических дел (актуальная практика);

  2. Результат этой деятельности в виде накопленного опыта;

^ Более узкий. Рассматривает юридическую практику только как суммированный правоприменительный опыт, сложившийся в достаточно длительный промежуток времени.

Юридическая практика – это объективированный опыт правоприменительной деятельности, который сложился в результате разрешения юридических дел.

ЮП – это практическая жизнь права.

Есть необходимость отойти от широкого понимания ЮП.

Реализация права всеми субъектами и накопленная в течение времени эта реализация характеризуются как Юр. Деятельность.

Без деятельности – нет жизни (практики).

ЮП не отождествляется с Юр. Деятельностью в полном объеме, выделяется определенный ракурс Юр. Деятельности.

В 1-ю очередь ЮП – есть результат профессиональной юр. Деятельности.
Существует несколько точек зрения на понятие ЮП:

1. Понятие ЮП толкуется распространительно – с точки зрения субъектов берутся все субъекты права, реализующие Н. кроме того, сюда же включается правотворческая деятельность.

Этот подход охватил все аспекты, связанные с правом. Это узкая точка зрения, высказана была, когда институт ЮП начинал изучаться и нужно было определить границы этого понятия. Эта точка зрения размывает понятие ЮП.

В дальнейшем поиск границ понятия шел по пути сокращения круга субъектов ЮП.

1-я точка зрения ЮП = Юр. Деятельности.

Более конкретное понимание ЮП, дается в следующих точках зрения:

1. ЮП – это результат правоприменительной деятельности (субъект обладает властными полномочиями; обратить внимание на слово результат). Алексеев воспроизводит позицию В.И. Леушева. Под ЮП понимается объективированный опыт правоприменительной деятельности, сложившийся в результате рассмотрения Юр. Дел определенной категории. Накопление опыта важно для правильного рассмотрения дел.

2. ЮП рассматривается как деятельность правоприменителя по рассмотрению дел, дающая определенный результат. В. Н. Карташов – деятельность длящаяся во времени и дающая определенный результат. Он критикует предыдущее положение.

3. В понимание ЮП вводится толкование права. ЮП – это деятельность компетентных субъектов по изданию, толкованию, применению юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом (это объективированный внешне выраженный опыт).

Особенности (черты) ЮП

1. В ЮП проявляются общие черты, присущие любой человеческой практике, однако имеющие юр. Качества, позволяющие выделить и рассматривать его как относительно самостоятельный тип практики. То есть ЮП это самостоятельный тип практики.

2. Действия субъектов и участников ЮП осуществляются с использованием средств, методов правового регулирования. Если ЮП связана с разрешение властных полномочий – то используется метод субординации.

3. Выработаны специальные формы оформления вынесенных решений (упорядочивающие Н. права, содержащиеся в НПА). Сам процесс этой деятельности по разрешению дел урегулирован Н. процессуального права, то есть ЮП протекает в процедурно процессуальных формах.

4. практика носит индивидуальный характер.
2. Структура ЮП. Поливариантность структуры.
Элементы ЮП взаимосвязаны между собой.

1. Выделяется: 1)сама деятельность субъектов ЮП; и 2)результат этой деятельности (объективированный опыт).

2. Структуру ЮП представляет через характеристику «участников» ЮП. Можно выделить 3 группы участников:

• Субъекты ЮП – это основной, ведущий носитель ЮП. Это субъекты ЮП, обладающие властными полномочиями. Они дают юр. Оценку (квалификацию) конкретных жизненных обстоятельств и выносят конкретное властное решение. Субъекты ЮП как правило должны соответствовать требованиям: 1)высшее юридическое образование; 2)квалификационные требования (экзамены); 3) особая процедура назначения. Они носители профессиональной юридической деятельности. Разрешают дело по существу.

• Участники ЮП – являются носителями материального интереса. Из норм материального права, из отношений между участниками и возникает фабула конкретного дела, фактическая жизненная ситуация, которая в дальнейшем подвергается юр. Квалификации.

• Лица, способствующие разрешению конкретного юр. Дела (эксперты, переводчики и пр.).

3. По форме и по содержанию. Форма определяется процедурно - процессуальными Н. Содержание определяется фактическим и юридическим содержанием правоотношений. С точки зрения процессуалистов отраслевые процессуальные нормы имеют приоритет перед процедурными нормами. Однако, при более тщательном изучении всех отраслей права выявляется другая точка зрения. Понятие процедурных форм имеет определенное значение для процессуальных форм. Аргументы: 1)Само понятие процесса мыслимо тогда, когда рассматриваются логически последовательные процедуры; 2)Процедурные формы содержаться не только в процессуальных отраслях права, но и в материальных отраслях. Процессуальные формы указывают на права и обязанности участников и субъектов ЮП.

Структура юридической практики (это её внутреннее строение, отражающее целостность юридической практики, её функционирование как самостоятельного правового института). Юридическая практика имеет поливариантную структуру:

  • Логическая структура раскрывает взаимодействие между элементами юридической практики (судейские приёмы толкования права)

  • Структурный анализ сводит к выявлению внутренних элементов, в которых заключено содержание и выявление внешней формы выражения внутреннего содержания. Внешняя форма – выражение результатов.

Содержательные элементы:

  • Субъекты – специальные компетентные органы

  • объекты,

  • участники юридической практики,

  • принятые решения.

Характеристике видов юридической практики предшествует более крупная классификация, т.е. выявление типов юридической практики. Однако типы, возможно, выделить только в рамках максимально широкого подхода к понятию юридической практики.
3. Форма (внутренняя и внешняя) ЮП.

^ Форма юридической практики — это способы организации, существования и внешнего выражения содержания последней.

Говоря о форме, целесообразно выделить в ней внутреннюю и внешнюю стороны. Внешней формой здесь выступают разнообразные юридические акты-документы (нормативные и индивидуальные, судебные и следственные, нотариальные и пр.), в которых закрепляются правовые действия, методы и средства их осуществления, вынесенные решения. К внутренней форме, т.е. к способу организации, внутренней связи элементов содержания, относится процедурно-процессуальное оформление практики, которое определяет круг ее субъектов и участников, объемы их процессуальных прав и обязанностей, условия вступления в правовой процесс и выбытия из него, порядок оперирования средствами и методами, сроки и время совершения действий, процессуальные гарантии, условия и процедуру принятия и исполнения решений, порядок их закрепления и опротестования (обжалования) и другие процедурные требования, связывающие в единое целое разнообразные свойства и элементы осуществляемой специфической деятельности.
В советской правовой системе отчетливо различаются следующие три формы юридической практики (названия условные): а) текущая, б) прецедентная, в) руководящая[17].
Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. — М.: «Юридическая литература», 1981. С.352
Текущая – опыт применения законодательства, выраженный в решениях судов по конкретным юридическим делам. Эта форма практики является "первичной", наиболее простой. Нередко здесь только намечаются линии решения той или иной категории юридических дел. Само понимание юридической ситуации, конкретизировано усвоенное содержание норм "скрыто" в решении юридического дела, и в такого рода решениях как бы спрятано правоположение о применении нормативных предписаний к данным фактическим обстоятельствам – тот опыт, который усваивается профессиональным правосознанием практических работников, обогащает его и через него вновь вливается в практическую жизнь. Этот опыт при всей еще неустойчивости, порой неопределенности в то же время отличается свежестью непосредственного соприкосновения права с жизнью.

Прецедентная – опыт применения законодательства, выраженный в постановлениях и определениях высших судебных, а также арбитражных и некоторых иных органов по конкретным делам, имеющим принципиальный характер (т.е. делам, наиболее остро выявляющим спорные вопросы применения закона, по-разному решаемым нижестоящими органами, и т.д.). Такая практика является "прецедентной" потому, что дает прецедент толкования[18], или, точнее, прецедент (образец) применения права. В отличие от прецедента как источника права прецедентная практика не ведет к созданию новой юридической нормы, а связана с разъяснением уже существующей нормы права, с выработкой определенного, "устоявшегося" положения о применении нормы права по аналогичным делам[19]. В постановлениях и определениях высших судебных органов по делам указанного рола содержится своего рода типовое решение, образец для решения "через пример". Они поэтому в какой-то мере приобретают нормативное значение[20].

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. — М.: «Юридическая литература», 1981. С.353

Здесь, следовательно, правоположения объективируются уже реально. Тем более что в некоторых случаях в самом содержании постановлений и определений высших судебных органов формулируются общие нормативные суждения, разъясняющие закон (например, содержащиеся в постановлениях Верховного Суда РСФСР суждения о критерии, определяющем юридическую силу гарантийных писем жилищных органов, об учете "семейного соглашения" при решении вопроса о разделе жилой площади[21]). Отсюда существенное регулятивное – в сфере применения права – значение такого рода правоположений. И отсюда же необходимость тщательного их учета в практической деятельности, о чем Пленумом Верховного Суда СССР со всей определенностью сказано в постановлении от 6 октября 1970 г. "О мерах по дальнейшему улучшению деятельности судебных коллегий по гражданским делам Верховных судов союзных республик"[22].

Особой разновидностью прецедентной практики являются правоположения, складывающиеся в результате применения права по аналогии. Сам по себе факт пробела в законодательстве придает соответствующим правоприменительным решениям принципиальное значение. Впрочем, именно принципиальное, но не более.

Руководящая – опыт применения законодательства, выраженный в особых актах центральных судебных и иных юрисдикционных органов (постановлениях Пленумов Верховного Суда СССР и союзных республик, в инструктивных письмах Госарбитража), в которых данные практики обобщенно, "вторично" формулируются в виде конкретизирующих нормативных предписаний. Это – высшая форма практики, которой в СССР законом (ст. 3 Закона СССР о Верховном Суде СССР) придано руководящее значение. Здесь опыт применения законодательства не связан непосредственно с решением юридических дел. Правоположения, образующие эту вторичную практику, выступают в виде конкретизированных, формально-определенных предписаний и потому наиболее полно раскрывают свое интеллектуально-волевое содержание, приближаются к нормативным предписаниям правотворчества, к нормам права. Более того, по своему существу такого рода предписания подчас конкретизируют закон по важнейшим моментам и в силу этого являются положениями, "достойными" иметь статус юридических норм.

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. — М.: «Юридическая литература», 1981. С.354

Вместе с тем необходимо подчеркнуть: конкретизирующие предписания центральных органов юрисдикции – это все же не нормы права. По отношению к правовым нормам они представляют собой результаты официального нормативного толкования действующего права – логическими выводами из одной, а чаще из нескольких связанных между собой юридических норм, сформулированных на основе данных юридической практики. Главное же – они являются не результатом правотворчества, а обобщенными результатами деятельности, относящейся к иной сфере правовой действительности, к применению права. И пусть конкретизирующие предписания "перерастают" по внешнему облику, а в ряде случаев и по содержанию то, что должно быть присуще юридической практике, все равно по своему источнику и по своей природе они остаются вспомогательными нормами правоприменения и не покидают этого участка правовой действительности. По сумме своих свойств и признаков они так и не "дотягивают" до юридических норм[23], не включаются в целостную нормативную систему – основу механизма правового регулирования, не несут на себе печать свойственных ей характеристик, и вследствие этого им не присуще то, что свойственно собственно праву, – значение первичного источника юридической энергии, первичного критерия правомерного поведения.
Отсюда следует, что, будучи нормативными актами, постановления Пленума Верховного Суда СССР и других центральных юрисдикционных органов не являются источниками права, формами права. Они представляют собой интерпретационные акты, содержащие нормативные положения о применении юридических норм.

Это предопределяет своеобразие действия конкретизирующих нормативных положений, формулируемых в актах центральных юрисдикционных органов. Они как результат официального нормативного толкования законов обладают обратной силой, действуют вместе с законом и в принципе прекращают свое действие с его отменой.
4. Соотношение ЮП и правоприменительной деятельности.

5. Основные типы и виды ЮП.

Виды:

Для правовой системы общества характерно одновременное функционирование разнообразных типов, видов и подвидов практики. ^ В зависимости от характера, способов преобразования общественных отношений различают правотворческую, правопримени-тельную (правореализационную), распорядительную, интерпретационную и другие ее типы. В процессе правотворческой практики формируются нормативно-правовые способы (нормы, принципы и т.п.) воздействия на общественную жизнь. Правоприменителъная практика представляет собой единство властной деятельности компетентных органов, направленной на вынесение индивидуально-конкретных предписаний, и выработанного в ходе такой деятельности правового опыта. Распорядительная практика складывается из распорядительной деятельности управомоченных на то субъектов и накопленного в процессе этой деятельности юридического опыта. Суть интерпретационной практики сводится к формулированию правовых разъяснений и правоположений.

^ В функциональном аспекте можно выделять право-конкретизирующую, контрольную, правосистематизирующую и иные типы практики. Особенность этих типов заключается в том, что изменения общественных отношений возможны здесь с помощью правотворче-ских, правоприменительных, распорядительных и праворазъяснительных средств и способов.

Любой тип юридической практики можно подразделить далее на определенные виды и подвиды. Так, в правоприменительной практике (тип) различают оперативно-исполнительную и юрисдикционную (виды), а последняя в свою очередь подразделяется на превентивную, карательную и др. (подвиды).

^ По субъектам юридическая практика разграничивается, как правило, на законодательную, судебную,следственную, нотариальную и т.п. По этому же критерию возможна и более детальная классификация. Так, к судебной относится практика Верховного Суда Российской Федерации, областных, городских, районных судов. А приняв за основание классификации объекты практики и категории разрешаемых юридических дел, можно говорить о судебной практике, например, по гражданским и уголовным делам.

Каждый из типов, видов и подвидов юридической практики специфичен по своей природе, элементам содержания и формы, функциям и другим важным аспектам. Все это важно учитывать как в научном и учебном познании, так и в конкретной практической деятельности.

Типы:

Правотворческий тип, интерпретационный тип, правоприменительный.

В трактовке юридической практики, как накопившегося опыта, выделяются следующие виды на основе субъектов, сформировавших этот опыт:

  1. Судебная практика. ^ Юрисдикционная (судебная практика) бесспорно центральное звено высшей юридической практики, формирующее опыт разрешения дел, причем в основном конфликтных ситуаций. Изменилась конституционная концепция судов. Суд переведен в категорию ветви государственной власти.

  2. прокурорская практика,

  3. следственная,

  4. практика органов внутренних дел,

  5. нотариальная практика.


6. Судебная практика. Ее значение для юридической деятельности.

7. Правоположения как единицы ЮП.

Правоположения – выработанные единицы юридической практики, характеризуются как суждения общего характера, сформулированные в результате разрешения юридических дел.

Наиболее квалифицированной группой правоположений являются сформированные в результате доктринального судебного толкования и содержащиеся в постановлениях Пленума ВС И ВАС. Правоположения – руководящие разъяснения. Они оценивают правоконкретизирующие нормы (рассматриваются как нормы о нормах) носят обязательный характер. Это одна из вершин ЮП. Чаще с этими правоположениями связана правотворческая роль суда. Особо выделяют правоположения, формирующиеся конституционным судом, который по собственной инициативе правотворчеством заниматься не может, а только по обращению в него.

Есть две точки зрения:

      1. Правоположения – Это только суждения. Этот подход подчёркивает неустойчивость правоположений, поскольку суждения могут быть истинными и ложными. Это определение охватывает основную массу правоположений. От просто суждений правоположения отличаются тем, что они носят общий характер – дополняя норму права, абстрагируются, отстраняются от конкретного дела т применяются при разрешении определённой категории дел. На прямую правоположения не являются источником права. Особенность : Они производны от норм права, формируются в процессе преодоления пробелов в праве, действуют, пока действует норма права.

      2. Правоположения подчёркивает нормативность, практически определяет правоположения как норму права. Это норма о нормах. Правоположения - одна из форм нормы права. ЮП – это источник права, приравнивается к нему, формирует право. Суд является органом, который творит право – это радикальная позиция.

2 позиция не умаляет значения судов и всей ЮП в формировании норм права.

Правоположения делятся на четыре группы:

  1. В зависимости от их устойчивости. Правоположения носят локальный характер (деловые обыкновения) Носят характер процедуры (порядок прохождения документов)

  2. От вида правоотношения. Вторая группа содержится в обзораз судов по той или иной категории дел. Но это должны быть официальные издания. Носят рекомендательный характер. Очень влияет на практику.

  3. Степени распространённости. Прецедент. Толкование. Это правоположение формируется высшими юрисдикционными органами при рассмотрении конкретных дел. Здесь юридическая природа сложнее: носят обязательный характер ( вновь на рассмотрение, содержатся в мотивировочной части).

  4. В зависимости от субъектов, которые вырабатывают это правоположение. Наиболее квалифицированная группа. Формируется в результате доктринального судебного толкования. Содержится в постановлениях Пленума ВС РФ, ВАС РФ, и т.д. То есть это руководящие (правоконкретизирующие) правоположения. Носят обязательный характер.

Особо выделяются правоположения, формируемые Конституционным Судом РФ. Если говорить о КС, то в силу ст. 10 Конституции следует подчеркнуть равное положение КС среди других правотворческих органов. Поэтому постановления КС, которые касаются действующих норм права, могут вносить в них новые положения, исключать:

а. Положения норм противоречит Конституции;

б.давать распространительное, ограничительное и буквальное толкование, т.е. определять объем действующей нормы права.

Подчеркивая значение КС, следует отметить особенности: ^ КС по собственной инициативе не может осуществлять свои полномочия.

Правовая природа постановлений: имеют официальное название, возможность неоднократного применения, распространяются на широкий круг общественных отношений, их несоблюдение влечет отмену судебных актов, являются правоположениями, имеют официальные источники опубликования.

Основные группы правоположений. Понятие, юридическая природа: деловые обыкнования, правоположения, сформированные в обзорах юридической практики, прецидент толкования, право конкретизирующие нормы (нормы о нормах). Конституционный суд в ЮП. Правовые позиции конституционного суда.

Понятие правположения доктринальное. ЮП категорией положений оперирует ограниченно. Нормы о нормах объективируются в постановлениях суда.

Норма в процессе реализации по конкретному делу подвергется ЮП толкованию.

Выявляются единицы толкования нормы права.

Результат толькования норм права, а не законодательное волеизъяление.

Абстрактная техника изложения нормы, вот отсюда вытекает необходимость толкования.

2 основных подхода:

1. При определении правоположения формально-юридическое начало исключило ЮП из субъектов правотворчества.

Осторожно определялось правоположение ЮП.

2. многоуровневый характер ЮП.

На определение понятия правоположения повлияло 2 факта: 1. буквальное толкование наличия формально-юридических оснований признять за ЮП правотворческий характер.

2. учитывается многоуровневый характер ЮП.

Првоположение – суждение общего характера, сформированные в результате разрешения юридических дел.

Из определения можно выделить 2 признака.

Первые дублируют норму – общий характер суждения. Это суждение так же как и норма не персонофицировано, действует всякий раз, когда действует и реализуется норма, имеет юридическое значение, как и норма. Одновременно в этом определении подчеркивется отличие от нормы права. Правоположение рассматривается как единица формальной логики – суждение. А суждение может быть истинным или ложным. Эти критерии к норме права не применимы.

На каком-то этапе может быть выявлена ложность суждения.

Второй подход базируется на авторитете ЮП. Причем на нормативном авторитете. Правополоожение определяется в виде нормативнх единиц, сформированных в результате обобщения рассмотренных юр.дел.

Есть общие отличия. Независимо от определения правоположения есть его отличия от нормы права:

1. по источнику. Н – правотворческий орган, П – ЮП.

2. нома права имеет внутреннюю структуру или может быть организована через гипатезу, диспозицию и санкцию., П не структурировано, оно присоединяется к элементу нормы права.

3. все П производны от нормы права. Судьба правоположений зависит от нормы права.

Есть исключения, когда П переживает Н.

4. Непременение нормы права, нарушение НП влечет меры государственно-правового принуждения, а неприменение П влечет только отмену дела или решения по делу, никакой ответственности нет.

В ЮП выделено 4 группы правоположений:

1. деловые обыкновения. Формируется в делопроизводстве по юридическим делам. Разъяснение процессуальных норм. Цель – унифицировать и придать рациональный характер делопроизводству. Начали формироваться в процессуальнх нормах, но в дальнейшем освоили и материальное право. В области корпоративных норм. ДО проникают в толковании властных полномочий гос. органов, Опасный момент, когда компетенция толкуется через деловые обыкновения. ДО обликаются и собираются в инструкцию и инструкция носит юридическое значение. ДО носят локальный юридически обязательный характер. Называются локальными, поскольку внутри каждого субъекта ЮП существуют такие инструкции.

2. содержатся в обзорах практики всех видов, эти обзоры могут осуществляться на совещаниях. Объективирована только в совещаниях, на них могут быть выработаны рекомендации на первичных звеньях ЮП.

Материал обзора не обладает юридической обязательностью, но формируется из компонентов, которые могут быть обязательны. Если говорить о высших юрисдикционной практики, бюлютень верховного суда.

3. Прецедент толкования. Сформирован на основе нормы и называется прецедентом, поскольку норма толкуется впервые. Это результат применения нормы права. Толкуется норма ВПЕРВЕ. Это значит, что в ЮП эта норма не толковалась, поводом толкования является рассматриваемое дело. Основание для толкования – рассмотрение дела по существу. История формирования судебного прецедента достаточно обширна. должна быть выявлена типичность прецедента, не менее 5 раз должно примениться. Двойственная юридическая природа прецедента. Рассмотрение юр.дел в порядке надзора. Только для нижестоящего суда, рассматривающего дела по существу юридическая природа обязательна, во всех остальных случаях рекомендательная природа. Рекомендательная природа связана с авторитетом субъекта, принявшего решение. Отличается от судебного прецедента.

4. Нормы о нормах. В доктрине правоконкретизирующие нормы характеризуют руководящие разъяснения пленумов. Объективируются в постановлениях пленума. Особенность в том, что в основном эти правположения формируются на основе анализа конкретных дел по определенной категории. Первая разновидность разъяснений связана с анализом фактического материала по определенным категориям дел. В постановлениях используются все способы и культура толькования, но в сжатом виде. Выделяют правоположения – праворазъясняющие, правоконкретизирующие. Это нормативные единицы. Второй вид – когда анализируется практика преодоления пробелов законодательства. Закон объективно пробелен. Преодоление аналогий закона, субсидиарных норм и аналогии права. Третья разновидность – когда законодатель вводин новые нормы и норма сама по себе темная, неясная. Практика замирает. Нормы практически молчат, а общественные отношения складываются. Здесь пленуму приходится прибегать к правоконкретизирующим положения для преодоления молчания норм. Дается доктринальное толкование в виде праворазъясняющих правоположений. Пленум легализует доктрину.

Право, положенное гос. властью, эти нормы рассчитаны на положительный эффект в регулировании общественных отношений – это правоположение.

Эти группы правоположений имеют разную природу. Общеобязательность иногда менее распространена, чем рекомендательная природа этих правоположений, играет роль авторитет субъектов судебной практики.

Нормы о нормах выполняют функцию восполнения пробелов в праве. Легализуется доктрина – легальное толкование.

Круг субъектов, для которых обязательны правоположений, связан с правоприменителем.

Нормы о нормах классифицируются по содержанию на праворазъъясняющие и правоконкретезирующие.
8. Функции ЮП.

^ Функции юридической практики – это всегда целенаправленное влияние юридической практики на общественную жизнь.

1. Информационная функция. Благодаря этой функции в обществе сохраняется преемственность накопленного положительного опыта, перенос этого опыта из пошлого в актуальную практику.

2. Правоконкретизирующая функция. Проявляется в накоплении опыта по детализации содержания действующих правовых норм в обобщении индивидуально-правовой деятельности. Происходит отбор наиболее рациональных решений конкретных категорий дел. В юридической практике закрепляется завершение нормативного регулирования, устанавливается разрыв между абстрактной нормой права и конкретностью отдельной жизненной ситуации. Норма права получает уточнение содержания в глубь. В то же время, ориентирует юридическую практику на конкретные варианты разрешения дел.

3. Правоформирующая функция. В ней проявляется обратный процесс воздействия юридической практики на правотворчество. Правотворческая. Здесь оценивается роль юридической практики как источника права, т.е. приравнивание к правотворческой деятельности компетентных органов.

Юридическая практика осуществляет саморегулирование, проявляющееся в трех видах дорегулирования:

А. Стандартные индивидуальные дорегулирования. В юридической практике процесс реализации нормы жестко связан с содержанием нормы, предопределён законодателем (как сказал законодатель).

Б. Альтернативное индивидуальное регулирование – в процессе разрешения конкретного дела юридическая практика завершает по собственному усмотрению, но в рамках нормы, завершает правила поведения (альтернативная санкция от….. и до …….).

В. Факультативное – в рамках юридической практики, по усмотрению правоприменителя или завершает норму по собственному усмотрению или ограничивается нормой права без дополнения (дополнительное наказание: с конфискацией имущества или нет).

Г. Саморегулирование. Это обыденная жизнь: заключение договоров и т.д. Правовое регулирование длящийся процесс, который состоит из нормативной регламентации),формирование норм, возникают субъективные права и юридические обязанности, т.е. юридический факт; индивидуальное регулирование), реализация.

4. Сигнальная функция (иногда объединяют с информационной). Юридическая практика выявляет недостатки законодательства, в 1-ю очередь пробелы, выявляются молчащие нормы, неработающие, декларативные. Но в основном пробелы.

^ Функции юридической практики — это относительно обособленные направления гомогенного (однородного) ее воздействия на объективную и субъективную реальность, в которых проявляются и конкретизируются ее природа, творчески-преобразующая роль и социально-правовое назначение в жизни общества.

Функции — это всегда целенаправленное влияние юридической практики на общественную жизнь. Поэтому они непосредственно связаны с задачами (целями) практики.

В функциях выражаются сущность юридической практики, особенности ее сторон и свойств. Вместе с тем, изменение функций влияет на структуру практики, элементы ее содержания и формы. Именно в функциях особенно четко проявляются организационно-конструктивный и динамичный характер юридической практики, ее способность связывать воедино разнообразные элементы правовой системы общества, формировать нормативную базу этой системы, объяснять и конкретизировать правовые предписания, обеспечивать их реализацию. Следует особо подчеркнуть: о функционировании любых правовых явлений можно говорить лишь в том случае, если иметь в виду, что за ними стоят действующие субъекты и участники практики.

Правоведами выделяются различные функции юридической практики. С. С. Алексеев, например, считает, что таких функций три: правонаправляющая (ориентирующая), правоконкретизирующая и сигнально-информационная1[1]. В. И. Леушин2[2] рассматривает функции формирования права, совершенствования правоприменительной деятельности, воспитательную и правоконкретизирующую3[3]. Особенно большое внимание в литературе уделяется правотворческой функции судебной и иных разновидностей практики.

Анализ отмеченных и других выделяемых в литературе функций показывает, что принятые подходы не всегда достаточно полно и всесторонне раскрывают творчески-преобразующий характер юридической практики, не охватывают многие ее созидательные аспекты и направления, опуская важные критерии классификации. Не обращается внимания, скажем, на тот факт, что практически в каждой подвергнутой рассмотрению функции целесообразно выделить ряд подфункций, обозначающих (в отличие от функций, отражающих наиболее общее, ведущее направление, в котором прежде всего выражаются сущность, природа и роль практики в правовой системе общества) некоторые особые, специфические стороны влияния юридической практики на социальную действительность. Например, в правотворческой функции практики вычленить правообразующую, правоизменяющую и правопрекращающую ее подфункции.

Одним из существенных критериев классификации рассматриваемых функций является сфера общественной жизни, которая подвергается практическому воздействию. По этому основанию можно выделить экономическую, политическую, социальную, воспитательную, экологическую, демографическую и другие функции. Общесоциальные функции предметно раскрывают управленческую природу юридической практики в обществе.

Наиболее ярко сущность и правовое назначение практики проявляются в ее специфических функциях, где за основу классификации приняты способы действий, характер деятельности и осуществляемых юридических преобразований либо полученный результат. К такого рода функциям в первую очередь относятся те, которые определяют конкретный тип (вид, подвид) практики — правотворческой, правоприменительной, праворазъяснителъной и др. Это, однако, не означает, что та или иная из обозначенных функций присуща только одноименной разновидности практики: она характерна и для всех других разновидностей. Право-применительная практика, например, сигнализирует правотворческим органам о неполноте законодательства, его противоречиях и неэффективности, становясь таким образом необходимой основой для создания норм права и даже нормативных актов.

По способам воздействия на реальную действительность можно выделять регистрационно-удостоверитель-ную (закрепительную), регулятивно-ориентационную и правоохранительную функции практики. Регистрационно-удостоверительная функция предполагает юридическое закрепление существующих и вновь появляющихся общественных отношений, конкретных социальных ситуаций, удостоверение прав и законных интересов, договоров и сделок, имеющих правовое значение, официальное регистрирование и свидетельствование фактов общественной жизни, официальное оформление и закрепление сложившегося правового опыта (так, ежегодно только нотариат удостоверяет по нескольку десятков миллионов сделок, обязательств и документов). Регулятивно-ориентационная функция выражается в осуществлении централизованного и автономного, нормативного и индивидуального упорядочения общественных отношений.

Содержание правоохранительной функции практики нагляднее всего можно раскрыть через ее подфункции: правообеспечительную, превентивную, правовосстанови-тельную, компенсационную, карательную. Правообеспечительная подфункция — одно из важных, но не единственных направлений правоохраны. Поэтому их отождествление, допускаемое порой в литературе, не совсем верно. В данном случае с помощью конкретного типа (вида, подвида) юридической практики создаются определенные условия, предпосылки, средства и способы, обеспечивающие нормальное функционирование общественных отношений, достижение поставленных целей, осуществление требований правовых предписаний. Эта подфункция обычно связана с обязывающими и запрещающими методами воздействия на общественную жизнь.

Юридическая практика — важный канал общесоциального, специально-криминологического и индивидуального предупреждения правонарушений, осуществляемого с помощью правотворческих, правоприменительных, пра-воразъяснительных, контрольных, распорядительных и других юридических средств и мер.

^ Правовосстановителъная подфункция связана с разработкой и закреплением в законодательном или ином порядке мер правовой защиты, отменой неправомерных действий, решений и актов-документов, фактическим и юридическим восстановлением правопорядка, правоотношений, прав и законных интересов граждан и организаций.

Значение компенсационной подфункции заключается в том, что все разновидности юридической практики должны быть нацелены на возмещение любого материального, имущественного или морального вреда (ущерба), который причинен противоправными (а иногда и правомерными) действиями отдельным лицам, социальным группам, организациям или обществу и государству в целом.

Суть карательной подфункции юридической практики проявляется в формулировании и закреплении санкций правовых норм, в разъяснении, конкретизации, в применении к правонарушителям таких мер юридического воздействия, которые связаны с лишениями материального, личного, организационного и иного характера.

По времени действия функции юридической практики можно подразделить на постоянные и временные. Определенное значение имеет и классификация ее функций на основные, главные и неосновные. Такое разграничение необходимо и важно, во-первых, для выделения соответствующих подфункций. Во-вторых, в определенные периоды развития общества акцент может быть сделан на одной или нескольких важнейших сторонах юридической практики (например, на экологической функции). В-третьих, в силу специфической природы конкретного типа (вида, подвида) практики одни направления воздействия на общественную жизнь (например, для правоприменения — правообеспечительное и индивидуально-регулятивное) выступают в качестве главных, а другие (влияние на правотворчество правоприменительной практики) являются производными, сопутствующими.

Таким образом, если каждая функция (подфункция) показывает отдельное направление, сторону, аспект социально-преобразующей природы юридической практики, то взятые вместе они дают более или менее цельное представление о месте и роли этой практики в правовой системе общества.
9. Правоположения, содержащиеся в обзорах судебной практики по различным категориям дел.

10. Прецедент толкования в отличие от судебного прецедента.

11. Правоположения, содержащиеся в руководящих разъяснениях пленумов ВС, ВАС.

12. Толкование права. Значение судебного разъяснения правовых норм.

13. Правовые позиции КС РФ.

Два не очень корректных понятия:

1. Возглавляет Судебную власть, входит в судебную систему;

2. Орган контроля, а контроль это прерогатива исполнительной власти.

Многие считают, что КС судом не является, так как не рассматривает дела по существу. Он может коснуться дела при толковании Н.

Легальное определение не является основанием для того, чтобы наука перестала изучать КС (является ли судом или это контрольный орган).

Правовые позиции КС могут быть двух видов:

1. Нормативная правовая позиция – это основной вид правовых позиций. Этот вид определяется законом «О КС».

2. Однако при анализе Постановлений можно выделить так называемые индивидуальные правовые позиции.

КС не наделен законом права давать предписания судам или другим органам как рассматривать дело. Эти индивидуальные правовые позиции КС появляются, когда он выносит постановления в результате жалобы граждан.

КС формулирует индивидуальные Н в результате:

• Преодоления неоднозначности смысла Н. права;

• Правоположения, которое признает юридически ничтожным часть какого-либо закона. Это вступает в действие с момента принятия постановления КС, обжалованию не подледит;

• Правовая позиция, подтверждающая соответствие закона Конституции.

Объективируется в мотивировочной части Постановления КС. Основные из них выделяются в резолютивную часть постановления, но правовых позиций в мотивировочной части больше, чем в резолютивной.

Постановление КС по форме тяготеет к резолютивному судебному документу, в нем есть все реквизиты судебного документа, есть вводная часть, описательная часть, мотивировочная часть и резолютивная часть.

Постановления КС изложены казуистическим способом.

Можно выявить проблему исполнимости постановлений КС – это проблема правосознания, проблема юридической квалификации представителей ЮП, а следовательно низкая правовая культура.

Юр. Значение…..

Есть объективные факторы, которые противостоят механическому пониманию ЮП.
14. Юридические документы. Понятие, виды. 15. Фактофиксирующие документы.

Документ — это материальный носитель информации. Юридические документы — это, как правило, документы текстовые, на бумажном носителе. Но с развитием систем электронной информации появляются и документы на машинных носителях (диски, дискеты, ленты, пластиковые магнитные карты и т. п.). Главное в том, что юридический документ — это документ, содержащий правовую информацию.

С помощью юридических документов средства правового регулирования (нормы, индивидуальные решения, соглашения и т. д.) становятся объективированными, доступными для других субъектов, им придается определенная официальность. С их помощью достигается определенность правового регулирования, независимость от произвола отдельных лиц и, в конечном счете, устойчивость общественных отношений, стабильность, прочность правового, а следовательно, и социального положения человека.

Юридические документы сопутствуют всем стадиям правового регулирования. Более четкому пониманию сути юридических документов будет способствовать их классификация.
  1   2   3   4

Похожие:

Юридическая практика – это объективированный опыт индивидуально-правовой деятельности компетентных органов, складывающейся в результате применения права при разрешении юридических дел iconЮридическая практика – это объективированный опыт индивидуально-правовой...
Юридическая практика является разновидностью социальной практики и в этой связи обладает теми же признаками, что и социальная практика,...
Юридическая практика – это объективированный опыт индивидуально-правовой деятельности компетентных органов, складывающейся в результате применения права при разрешении юридических дел iconПод юридической практикой понимается деятельность компетентных органов...
Юридическая практика формируется в результате длительного и многообразного процесса правореализации, т е претворения права в жизнь....
Юридическая практика – это объективированный опыт индивидуально-правовой деятельности компетентных органов, складывающейся в результате применения права при разрешении юридических дел iconРуководство страны придавало деятельности Народного комис­сариата...
Это нашло свое выражение как в принципах создания новых государственных органов, так и в их структурах. Сказанное в полной мере относится...
Юридическая практика – это объективированный опыт индивидуально-правовой деятельности компетентных органов, складывающейся в результате применения права при разрешении юридических дел iconТематический план дисциплины «Педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел»
Предмет и задачи дисциплины «Педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел»
Юридическая практика – это объективированный опыт индивидуально-правовой деятельности компетентных органов, складывающейся в результате применения права при разрешении юридических дел iconЛечение хронических воспалительных заболеваний органов малого таза:...
Лечение хронических воспалительных заболеваний органов малого таза: опыт применения аппаратно-программного комплекса
Юридическая практика – это объективированный опыт индивидуально-правовой деятельности компетентных органов, складывающейся в результате применения права при разрешении юридических дел iconТесты Административная деятельность органов внутренних дел это
Правовое положение Министерства внутренних дел Российской Федерации закреплено в
Юридическая практика – это объективированный опыт индивидуально-правовой деятельности компетентных органов, складывающейся в результате применения права при разрешении юридических дел iconЧто делать если сотрудники Опеки пришли к вам
Автор статьи очень плотно сталкивалась с проблемой защиты своих детей от органов изымающих их из семьи. Это опыт сша, но как показывает...
Юридическая практика – это объективированный опыт индивидуально-правовой деятельности компетентных органов, складывающейся в результате применения права при разрешении юридических дел iconГосударственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется...
Фз «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей» и от 26 декабря 2008 г. №294-фз «О защите прав...
Юридическая практика – это объективированный опыт индивидуально-правовой деятельности компетентных органов, складывающейся в результате применения права при разрешении юридических дел iconОмская академия
Основы статистики и анализа деятельности следственного аппарата органов внутренних дел
Юридическая практика – это объективированный опыт индивидуально-правовой деятельности компетентных органов, складывающейся в результате применения права при разрешении юридических дел iconК вопросу о содержании правовой категории
Худякова С. С., доцент кафедры трудового права и социального обеспечения Пермского государственного университета, кандидат юридических...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница