«Социологическое исследование: понятие и классификация»


Скачать 140.64 Kb.
Название«Социологическое исследование: понятие и классификация»
Дата публикации07.03.2014
Размер140.64 Kb.
ТипИсследование
vb2.userdocs.ru > Право > Исследование


Министерство образования Республики Беларусь

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
Факультет истории, коммуникации и туризма
Кафедра социологии и специальных социологических дисциплин

Цюхай М.В.
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Планы проведения

лабораторных занятий и КСР по теме лабораторных занятий

для студентов 2 курса специальности «Социология», 3 семестр

дневное отделение


Гродно 2013

^ Лабораторное занятие № 1.

Тема: «Социологическое исследование: понятие и классификация»

(2 часа)
ЗАДАНИЯ (для письменного выполнения):

1. Подготовьте сообщение по одной из следующих тем:

  • Развитие эмпирических и прикладных исследований в Западной Европе (предыстория: XVII-XVIII вв.)

  • Развитие эмпирических и прикладных исследований в Западной Европе в XIX-XX вв.

  • Развитие эмпирических и прикладных исследований в США в XIX-XX вв.

  • Судьба эмпирической и прикладной социологии в России

  • Развитие эмпирических и прикладных исследований в Беларуси


Правила оформления: Объем сообщения до 4 страниц, формат А4, шрифт Times New Roman, 14 пт, межстрочный интервал полуторный, абзацный отступ 1 см, поля: верхнее, нижнее, правое – 1,5 см, левое – 3 см.
^ 2. В виде схемы представьте основные функции СИ.

Лабораторное занятие № 2.

Тема: «Социологическое исследование как познавательный процесс»

(2 часа)
ЗАДАНИЯ (для письменного выполнения):

  1. Подготовьте сообщение, в котором представьте характеристику одного из следующих методов прикладной социологии:

  • Применение анкетного опроса в социологии

  • Метод социологического интервью

  • Метод наблюдения в социологии

  • Экспертный опрос

  • Социометрический опрос в социологии

  • Метод эксперимента в социологии

  • Контент-анализ как метод сбора социологической информации

  • Биографический метод в социологии

  • Тестовые методы и их применение в социологии


Правила оформления: Объем сообщения до 4 страниц, формат А4, шрифт Times New Roman, 14 пт, межстрочный интервал полуторный, абзацный отступ 1 см, поля: верхнее, нижнее, правое – 1,5 см, левое – 3 см.
^ 2. Разработайте глоссарий социологических терминов по данной теме.

Лабораторное занятие № 3.

Тема: «Этапы социологического исследования»

(2 часа)
ЗАДАНИЯ (для письменного выполнения):

1. Для каждого этапа исследования определите правильное содержание.
Этапы исследования Содержание этапов

1. Подготовительный А. Обработка, анализ собранной информации

2. Полевой Б. Разработка программы исследования

3. Завершающий В. Сбор первичной социологической информации
2. Подробно охарактеризуйте каждый из представленных этапов социологического исследования. Результат анализа представьте в табличной форме.

Лабораторное занятие № 4.

Тема: «Проблема и проблемная ситуация в социологическом исследовании»

(2 часа)
Цель лабораторной работы – выбор темы социологического исследования и постановка проблемы.

Результат – формулировка темы эмпирического социологического исследования и обоснование проблемы исследования.
^ Практические рекомендации:

  1. Выберите тему, по которой вы будете разрабатывать программу социологического исследования в течение текущего семестра.

Тема может быть связана с Вашей курсовой работой либо Вы можете выбрать тему исследования из списка, приведенного ниже:


  1. Студенчество и формы организации досуга

  2. Взаимосвязь учебы и спорта у студентов

  3. Здоровый образ жизни в представлениях современного студенчества

  4. Отношение студентов к своей будущей профессии

  5. Изучение социально-психологического климата в студенческом коллективе

  6. Социальные проблемы студенческого общежития

  7. Отношение студентов к учебному процессу

  8. Студенчество и его отношение к научно-исследовательской работе

  9. Оценка студенчеством деятельности университетской столовой

  10. Ценностные ориентации современного студента

  11. Отношение студентов к религии

  12. Перспективы студенческого самоуправления глазами студентов

  13. Современная семья в представлениях студенчества

  14. Вторичные формы занятости студенчества

  15. Исследование потребительского поведения современного студента

  16. Гендерные стереотипы современного студента

  17. Информационные потребности студенчества

  18. Оценка студентами различных форм девиантного поведения

  19. Мотивация получения высшего образования у современного студента

  20. Участие студентов в общественно-культурной жизни университета

  21. Выявление способов подготовки студентов к поступлению в вуз

  22. Студенческий лидер глазами самих студентов

  23. Социальный институт добрачного поведения в представлении студенческой молодежи

  24. Оценка студентами роли образования в современном обществе

  25. Состояние учебной дисциплины у студентов

  26. Отношение студентов к телевизионной рекламе

  27. Демографические установки молодежи

  28. Социальная стратификация студентов вуза


2. Разработку программы следует начинать с уяснения проблемы. Ознакомьтесь с основными публикациями по выбранной теме исследования, а также с доступными статистическими материалами и результатами проведенных эмпирических исследований. Подготовьте литературный обзор по выбранной теме. Выявите те проблемы, которые нашли отражение в результатах предшествующих исследований. Покажите расхождения в материалах разных исследований (если таковые имеются). В итоге постарайтесь в предварительном виде сформулировать и обосновать проблему исследования.

^ Лабораторное занятие № 5.

Тема: «Цель и задачи социологического исследования»

(2 часа)
Цель лабораторной работы – формулировка цели социологического исследования и разработка списка задач.

Результат – определение цели и задач как своеобразных подцелей исследования (частных вопросов, на которые необходимо получить ответы).
^ Практические рекомендации:

1. Сделайте набросок «дерева целей» исследования, т. е. максимально подробно разверните цепочки задач, которые предстоит решать для достижения цели.

2. Проверьте, не связаны ли задачи, попавшие в разные «ветви», т. е. можно ли их решить оптимальным способом, пользуясь одной и той же информацией под разным углом зрения.

3. Проверьте, все ли задачи прямо связаны с целью исследования; задачи, которые косвенно связаны с целью, исключите.

^ Обратите внимание, что задачи исследования «разворачиваются» в последующем в несколько анкетных вопросов. Поэтому в рамках выполняемой Вами работы рекомендуется сформулировать от 3 до 5 задач.

^ Лабораторное занятие № 6.

Тема: «Объект социологического исследования»

(2 часа)
Цель лабораторной работы – описание проблемного объекта предстоящего исследования.

Результат – обоснование объекта исследования.
Практические рекомендации:

При определении теоретического объекта исследования необходимо указать то социальное явление, в рамках которого будет анализироваться выявленная социальная и научная проблема.

Социальные явления, в которых присутствует исследуемая проблема и по поводу которых отсутствует необходимое знание, могут быть разными.


^ Лабораторное занятие № 7.

Тема: «Предмет социологического исследования»

(2 часа)
Цель лабораторной работы – описание предметной области предстоящего исследования.

Результат – обоснование предмета исследования.
Практические рекомендации:

1. Постарайтесь найти время для знакомства с литературой по предмету исследования; это даст возможность не ограничиться «интуитивными» решениями в дальнейшей работе над программой.

2. При определении предмета исследования необходимо указать то внутреннее свойство или фактор формирования социального явления, выступающего в качестве объекта исследования, которое обусловливает возникновение исследуемой проблемы.
^ Лабораторное занятие № 8.

Тема: «Гипотезы в социологическом исследовании»

(2 часа)
Цель лабораторной работы – формулировка гипотез исследования.

Результат – основная гипотеза, соотнесенная с целью исследования (либо список гипотез, соотнесенных с задачами исследования).
^ Практические рекомендации:

Сформулируйте основную гипотезу исследования.

Обратите внимание, что Вам следует сформулировать основную гипотезу, соотнесенную с целью исследования. Более сложной является разработка нескольких гипотез, соотнесенных с задачами исследования.

^ Лабораторное занятие № 9.

Тема: «Основные понятия в программе социологического исследования»

(2 часа)
Цель лабораторной работы – логический анализ основных понятий и операционализация понятий.

Результат – построение схем: 1) структурное и содержательное определение понятий; 2) операциональное определение понятий.
^ Практические рекомендации:

Определите содержательный смысл основных понятий, входящих в формулировки задач исследования и формулировку гипотезы. Проведите эмпирическую интерпретацию и операционализацию этих понятий.

^ Лабораторное занятие № 10.

Тема: «Выборочный метод в социологическом исследовании»

(4 часа)
ЗАДАНИЕ (для письменного выполнения):

Обоснуйте выборочную совокупность собственного социологического исследования (размер генеральной и выборочной совокупностей, метод выборки, репрезентативность выборки).

^ КСР № 1 по теме лабораторного занятия

«Программирование социологического исследования»

(2 часа)
ЗАДАНИЕ (для письменного выполнения):

Схематично представьте принципиальную последовательность действий в процессе разработки программы исследования.

^ КСР № 2 по теме лабораторного занятия

«Выборочный метод в социологическом исследовании»

(2 часа)
Вопросы, вынесенные на КСР: Виды выборок: вероятностные (случайные) и целенаправленные (неслучайные, по усмотрению, качественные).
^ 1. РАБОТА С ТЕКСТОМ

Изучите статью доктора социологических наук С.А. Шавеля «Концепция и алгоритм построения республиканской социологической репрезентативной выборки» (текст прилагается) и выпишите критерии, по которым строится республиканская выборка.
ПРИЛОЖЕНИЕ (текст приводится по: Социология: Учебное пособие и практикум / авт.-сост. С.В. Лапина – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001. – с. 293–304).













^ 2. Письменно выполните следующие тестовые задания:

  1. Если механическая выборка в 250 элементов берется из остова выборки в 1500 элементов, интервал (шаг) выборки будет:

  1. 12; 2) 6; 3) 15; 4) 20.




  1. Квотной выборкой называется такой вид выборочной совокупности, при котором:

  1. применяются процедуры поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе становится исходной для отбора на следующем;

  2. отбираемые объекты представляют собой группы или кластеры более мелких единиц;

  3. отбору предшествует процедура разделения исходной совокупности на статистически или качественно однородные подсовокупности.

  4. выборочная совокупность формируется на основе статистических сведений об определенных (преимущественно социально-демографических) характеристиках генеральной совокупности;

  1. Если вам необходимо произвести систематическую выборку объемом в 100 человек, а список генеральной совокупности насчитывает 12 967 человек, то шаг выборки будет равен:

  1. 150; 2) 100; 3) 130; 4) 200.




  1. Выборка, для которой все элементы генеральной совокупности имеют одинаковую и заранее известную вероятность быть отобранными в состав выборочной совокупности:

  1. невероятностная выборка;

  2. квотная выборка;

  3. стихийная выборка;

  4. вероятностная выборка.




  1. Процесс отбора единиц наблюдения в состав выборочной совокупности по определенным правилам, определяемым целями и задачами исследования:

  1. классификация;

  2. группировка;

  3. выборка;

  4. ковариация.




  1. Свойства выборки, которые позволяют ей выступать на момент опроса в качестве модели, представителя генеральной совокупности:

  1. предубежденность;

  2. реактивность;

  3. репрезентативность.

  4. операциональность;




  1. Тип выборки, численность и состав которой формируются произвольно и часто независимо от самого исследователя:

  1. выборка «снежного кома»;

  2. стихийная выборка;

  3. систематическая выборка;

  4. квотная выборка.




  1. Часть объекта исследования, которая локализована по времени и территориально и на которую распространяются все выводы:

  1. каркас выборки;

  2. генеральная совокупность;

  3. выборочная совокупность;

  4. проблемная группа.



  1. Выборка, в которой респондентов по окончании интервью просят назвать дополнительных респондентов для последующих шагов:

  1. стихийная;

  2. выборка «снежного кома»;

  3. систематическая;

  4. квотная.




  1. Выборка, для которой различные элементы генеральной совокупности имеют неодинаковые вероятности быть отобранными в состав выборочной совокупности:

  1. выборка «снежного кома»;

  2. стихийная выборка;

  3. невероятностная выборка;

  4. квотная выборка.




  1. Выполните следующие задания для самостоятельной работы (ПИСЬМЕННО):

    1. Какие преимущества имеет выборочное обследование в сравнении со сплошным?

    2. Определите и обоснуйте, какие модели выборочных совокупностей, на ваш взгляд предпочтительнее при проведении:

- исследования общественного мнения жителей города Гродно о работе общественного транспорта;

- исследования потребительского поведения жителей микрорайона Девятовка г. Гродно;

- исследования отношения студентов к телевизионной рекламе;

- исследования электорального поведения жителей Гродненской области.

^ КСР № 3 по теме лабораторного занятия

«Планирование в социологическом исследовании»

(2 часа)
ЗАДАНИЯ (для письменного выполнения):
1. Объясните, в чем состоят основные достоинства и недостатки экстенсивной и интенсивной стратегий исследования.

2. Чем отличается опора на синхронные данные при проведении социологического исследования от опоры на диахронные данные? Приведите примеры.

3. Сконструируйте ситуацию, в которой, на ваш взгляд, необходимо использовать открытый сбор информации. Поясните. Проделайте то же самое относительно скрытого сбора информации.

4. В чем состоят отличия структурированного сбора данных от гибкой стратегии?

5. В каких случаях целесообразно применять количественный тип сбора информации, а в каких – качественный?

6. Каким образом можно избежать искажения результатов социологического исследования при использовании выборочного метода исследования?

7. Составьте сравнительную таблицу разновидностей стратегического плана исследования. Приведите примеры тем, при исследовании которых, на ваш взгляд, стоит использовать разведывательный, описательный, аналитико-экспериментальный и повторно-сравнительный исследовательские планы.

8. Представьте примерный план организации и проведения собственного социологического исследования, программу которого Вы разрабатывали при выполнении предыдущих лабораторных работ.
^ Основной источник для подготовки ответов по вопросам № 1-6: Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – СПб.: Питер, 2005. – 320 с.: ил.
Список литературы для подготовки к занятиям:
Основная литература:

  1. Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования: учебное пособие. – М.: КДУ, 2009. – 440 с.

  2. Агабекян Р.Л. Математические методы в социологии. Анализ данных и логика вывода в эмпирическом исследовании: Учеб. пособие для вузов / Р.Л. Агабекян, М.М. Кириченко, С.В. Усатиков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 192 с. (Высшее образование)

  3. Анурин А.Ф. Эмпирическая социология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 288 с. – («Gaudeamus»)

  4. Бабосов Е.М. Практикум по социологии: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2003. – 416 с.

  5. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб. Пособие / А.С. Готлиб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта: МПСИ, 2005. – 384 с.

  6. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – 4-е изд.- М.: КДУ, 2006. – 296 с., ил.

  7. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. Обзорный план курса – М., 1996.

  8. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 768 с. (Классический университетский учебник)

  9. Дубнов, П.Ю. Обработка статистической информации с помощью SPSS / П.Ю. Дубнов — М.: ООО «Издательство ACТ»: Издательство «НТ Пресс», 2004. — 221 с.: ил.

  10. Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования: Учебно-методическое пособие. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005. – 144 с. (Серия «Учебный курс»)

  11. Наследов, А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках/ А.Д. Наследов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.: ил.

  12. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. – 496 с. - («Gaudeamus»)

  13. Ростовцев, П.С. Анализ социологических данных с применением статистического пакета SPSS: Учебно-методическое пособие / П.С. Ростовцев, Г.Д. Ковалева. – Новосибирск, 2001. – 158 с.

  14. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – СПб.: Питер, 2005. – 320 с.: ил.

  15. Тюрин, Ю.Н.Анализ данных на компьютере / Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров; под ред. В.Э. Фигурнова. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 544 с., ил.

  16. Феннето Э. Интервью и опросник: формы, процедуры, результаты. – СПб.: Питер, 2004. – 160 с.

  17. Шикун А.И. Социологический практикум: Учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 2000. – 208 с.

  18. Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования. – СПб.: Алетейя, 2009. – 352 с.

  19. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – 3-е изд., испр. – Москва: Омега-Л, 2007. – 567 с. – (Университетский учебник)


Дополнительная литература:

  1. Галко И.К., Ломоносов Е.З. Экономическая социология. Мн., 2001. – С. 256 – 342; 516 – 614.

  2. Прикладная социология: Учебное пособие / Под ред. д. э. н. проф. Ю.С. Колесникова. Серия «Учебники Феникса». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 320 с.

  3. Руководство для супервайзера (электронная версия).

  4. Руководство для интервьюера (электронная версия).

  5. Руководство по проведению фокус-групповых исследований (электронная версия).

  6. Смехнова Г.П. Основы прикладной социологии: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 240 с.

  7. Цюхай, М.В. Применение информационных технологий в прикладной деятельности социолога: метод. рек. / М.В. Цюхай. – Гродно: ГрГУ, 2010. – 51 с.


Похожие:

«Социологическое исследование: понятие и классификация» icon* глава IV понятие и классификация доказательств
Понятие доказательства понятие доказательства принадлежит к числу основных, исходных в теории
«Социологическое исследование: понятие и классификация» iconВопросы для подготовки к экзамену по рпп
Понятие и признаки субъектов предпринимательского права. Классификация субъектов предпринимательского права. Предпринимательские...
«Социологическое исследование: понятие и классификация» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Криминалистика»
Предварительное исследование материальных следов на месте происшествия: понятие и значение
«Социологическое исследование: понятие и классификация» iconМетодические рекомендации для преподавателя к практическому занятию...
Тема: «Общая гистология. Понятие о ткани. Классификация тканей. Признаки эпителиальных тканей. Однослойный эпителий: виды, локализация,...
«Социологическое исследование: понятие и классификация» iconМетодические рекомендации для преподавателя к практическому занятию...
Тема: «Общая гистология. Понятие о ткани. Классификация тканей. Признаки эпителиальных тканей. Однослойный эпителий: виды, локализация,...
«Социологическое исследование: понятие и классификация» iconТемперамент – это врожденная совокупность свойств нервной системы,...
Учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. – Свойства темперамента. – Интроверсия и экстраверсия. – Понятие характера....
«Социологическое исследование: понятие и классификация» iconВопросы к промежуточному экзамену по кп
Понятие, предмет, источники, нормы и системы конституционного права РФ. Конституционно-правовые отношения, их виды, субъекты, объекты,...
«Социологическое исследование: понятие и классификация» iconТеоретические вопросы
Классификация и номенклатура органических соединений. Понятие о функциональных группах. Основные классы органических соединений
«Социологическое исследование: понятие и классификация» icon1. Понятие об анализаторах. Классификация органов чувств
Орган слуха и равновесия. Источники развития, строение и цитофизиология органа слуха и равновесия
«Социологическое исследование: понятие и классификация» iconИсследование: установление контакта с сопротивлением 64 Самостоятельное...
Седона-метод: Избавьтесь от эмоциональных проблем и живите так, как всегда мечтали. 1
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница