Литература: Учебник 1995 года. Криминология. Иншаков Сергей Михайлович, 2000 г. Криминология, 1988. Хорошо описаны некоторые разделы. Криминология. Учебное пособие


НазваниеЛитература: Учебник 1995 года. Криминология. Иншаков Сергей Михайлович, 2000 г. Криминология, 1988. Хорошо описаны некоторые разделы. Криминология. Учебное пособие
страница1/6
Дата публикации07.03.2014
Размер1.08 Mb.
ТипЛитература
vb2.userdocs.ru > Право > Литература
  1   2   3   4   5   6

Криминология.

Конспект лекций

Доцент Доронин Геннадий Николаевич.



Учебная литература:

Учебник 1995 года.

Криминология. Иншаков Сергей Михайлович, 2000 г.

Криминология, 1988. Хорошо описаны некоторые разделы.

Криминология. Учебное пособие / Под ред. С.Е. Вицина и В.А. Уткина. – М., 1999.

Российская криминологическая энциклопедия. – М., НОРМА, 2000.

Криминология. Долгова А.И., 1997 (примерно 900 с.) – хорошая научная проработка.

Криминология. Шнайдер (немецкий профессор). Хороший научный обзор зарубежной криминологии.

Пути и судьбы отечественной криминологии. Иванов, Ильина, 1999

Криминологический словарь.

^

Тема: Понятие и методы криминологии





  1. Понятие и задачи криминологии на современном этапе.

  2. Предмет криминологии.

  3. Методика криминологических исследований.

  4. Место криминологии в системе наук.

  5. Содержание и система курса криминологии.


В обществе, государстве существует несколько видов борьбы с преступностью. По крайней мере, можно выделить два:

  1. Меры уголовно-правовой борьбы – это деятельность, осуществляемая в рамках уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права и других отраслей. Эти меры требуют научного обоснования – уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право, криминалистика и т.д. Однако этих мер недостаточно, необходима профилактическая деятельность. Вольтер: «Предупреждение преступлений есть истинная юриспруденция в человеческом обществе».

  2. Меры предупреждения преступлений. Необходима наука о предупреждении преступности, изучающая преступность как социальное явление. Такой наукой выступает криминология.


«Криме» - преступление, логос – наука. Криминология – буквально наука о преступлении, хотя она является наукой о преступности.

Впервые термин «Криминология» употребил учёный (биолог, антрополог) Топинард в 1879 году. В 1885 году появилась первая книга под названием «Криминология», автор – итальянский учёный Рафаэль Гарофало.

Криминология – наука, имеющая отношение к преступности; - наука, которая изучает преступность как социальное (социально-правовое) явление и разрабатывает меры по его предупреждению.

Криминология изучает закономерности преступности во всех ее проявлениях.

Криминология – это общетеоретическая наука о преступности, ее причинах и условиях, ей сопутствующих, личности тех, кто совершает преступления, а также о методах контроля за преступностью и борьбы с ней.
Криминолог:

  • специалист-наблюдатель, имеющий способности, знания, навыки, умения криминологического видения предметов во внешнем мире, криминогенные и антикриминогенные процессы;

  • специалист-теоретик. Описанным процессам необходимо найти место в системе науки криминологии;

  • эксперт-аналитик. Многие экономические законы не проработаны с точки зрения криминологии, не прошли криминологическую экспертизу, порождают теневой сектор экономики;

  • специалист-практик, а не только теоретик.

Где бы юрист ни работал, он является криминологом.

Криминологическая деятельность связана с выработкой рекомендаций для органов власти, организаций по мерам предупреждения преступности.
Задачи криминологии на современном этапе

Считалось, что в социалистическом обществе, обществе, строящем социализм, преступность должна минимизироваться и исчезнуть. За последние 25 лет преступность в мире выросла в 2-3 раза, а в развитых странах – в 4-5 раз.

^ Современными задачами криминологии являются:

  • углубленное изучение, анализ причин и условий преступности в новой экономической ситуации. Для современного периода актуальны такие криминогенные факторы как безработица, инфляция, приватизация.

  • укрепление правовых основ профилактической деятельности;

  • познание всего «айсберга» преступности;

  • научная задача – «раскрытие логики развития» преступности: почему она постоянно развивается, что ею движет. Эту задачу сформулировал профессор Черных (его терминология);

  • выявление и своевременное реагирование на так называемые болевые точки преступности (например, организованная преступность, насильственная преступность, преступность «белых воротничков», преступность несовершеннолетних);

  • творческое использование резервов исследований зарубежных криминологов;

  • определение реальных возможностей в деятельности по борьбе с преступностью;

  • предупреждение преступности;

  • осуществление контроля за преступностью.


Кроме того, задачами преступности являются:

  • получение объективных и достоверных знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике как в прошлом, так и настоящем;

- криминологическое изучение видов преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т.д.) для дифференцированной борьбы с ними;

- выявление и научное изучение причин и условий преступности и выработку рекомендаций по их преодолению;

- изучение личности преступника и механизма совершения им преступлений, классификацию различных видов преступных проявлений и типов личности преступника;

- определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней.

Принято выделять три основные функции: описательную (диагностическую), объяснительную (этиологическую) и предсказательную (прогностическую). Описательная функция состоит в отражении явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на основе сбора эмпирического материала. Объяснительная позволяет выяснить, как протекает тот или иной изучаемый процесс и почему он протекает так, а не иначе. Прогностическая связана с предсказанием будущего развития явления или процесса. Как видим, эти функции связаны между собой и в целом носят гносеологический характер.

Целесообразно выделить еще и практически-преобразовательную функцию, выполнение которой позволяет реализовать результаты осуществления названных трех функций в практическом действии, направленном на желаемое преобразование объекта изучения.

Таким образом, Криминология выполняет три основные функции:

- теоретическая (познавательная),

- прогностическая,

- предупредительная.
Предмет криминологии

Преступность – основной, важнейший элемент предмета науки криминологии. Криминология «проникает» в суть преступления, как явления социального порядка; преступление – это единичное понятие, которое также является предметом.

Также к предмету относятся:

  • причины и условия преступности, отдельных преступных действий, конкретного преступления;

  • личность преступника – субъект криминальной деятельности. Преступность – разновидность человеческой деятельности. Существует подход, что все люди совершают несколько преступлений.

  • предупреждение преступности, т.е. деятельность государства, общества по профилактике совершения преступлений. Сводится к разработке мероприятий по борьбе с преступностью.

Некоторые учёные считают, что четырёх элементов предмета криминологии недостаточно и предлагают ввести – жертва преступления. Существует наука о жертвах преступлений – виктимология. Внимательно присмотревшись, можно увидеть, что условие жертвы преступления входит в причины и условия преступности.

Также предлагается (Иншаков) выделить в качестве элемента предмета методы исследования преступности.

Есть и иные мнения и предложения. Например, учебное пособие под ред. Вицина и Уткина: в предмет К входит преступность, ее причины и детерминанты, личности тех, кто совершает преступления, а также система мер предупреждения преступности. Кроме того, К изучаются иные проблемы: история криминологической науки, сопутствующие преступности негативные социальные явления, методы криминологических исследований и осуществления профилактики, криминологические проблемы зарубежных стран, криминология отдельных видов и типов преступного поведения.

Существует проблема фоновых явлений в криминологии. Наряду с преступностью существует пьянство, наркотизм, проституция, тунеядство, паразитизм, самоубийства и т.д. Эти фоновые явления, не входящие в предмет криминологии, изучает наука – социология отклоняющегося поведения.

По американской криминологической традиции существует мнение, что криминолог должен заниматься всем комплексом отклоняющегося поведения; криминолог становится всеобъемлющим учёным, криминология расширяется безгранично.

Европейская система. ^ Немецкий учёный Кайзер расширяет криминологию за счёт уголовного процесса и всей правоохранительной деятельности.

Во французской криминологической традиции сложилось выделение области знаний – клинической криминологии (направление в криминологии, связанное с исследованием биологических и психических свойств личности преступников и разработкой мер медико-психологической профилактики преступности). Делят криминологию на общую и клиническую – подход к преступнику как к больному.
^ Методика криминологических исследований

В криминологической науке сложились три подхода к понятию методики криминологии:

  • методика – совокупность приёмов и способов изучения преступности, причин преступности, личности преступника, мер предупреждения и т.д.;

  • совокупность конкретных приёмов и способов для изучения конкретной проблемы;

  • определённая последовательность, этапность исследования, процедура конкретного исследования, которое осуществляет конкретный исследователь.

Третье и является объектом нашего пристального внимания, анализа в курсе криминологии.
Криминологическое исследование – это изучение и познание законов и закономерностей развития такого комплексного негативного социального процесса, как преступность; причин и условий ее возникновения и развития, места и роли в этом процессе личности преступника, выработки оптимальных решений по предупреждению и профилактике.

Задача криминологического исследования - получение представительного материала, основанного на обнаружении глубинных, системообразующих связей между общественными отношениями.

Предмет криминологического исследования:

  1. преступность в целом как общественное явление;

  2. отдельные категории и виды преступлений;

  3. причины и условия преступлений на различных уровнях;

  4. личность преступника;

  5. проблема предупреждения преступности;

  6. проблема криминологического прогнозирования и планирования.

В криминологическом исследовании имеют место сбор, анализ, обработка, интерпретация полученных сведений. При интерпретации материалов большое влияние оказывает человеческий фактор.
Процедура проведения криминологических исследований следующая:

Выделяется 3 этапа:

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Суть – создание программы исследований.

А) методологический раздел – формулировка проблемы исследований (проблема – дефицит информации, ощущение потребности в информации); уточнение рабочих понятий (понятийного аппарата для исследований); формулировка рабочих гипотез исследований (предположения о путях решения задач через рабочие гипотезы); определение целей и задач исследования

Б) процедурный раздел – определение объекта, предмета и методики исследований (разработка инструментария)

В) организационный раздел – организационный план исследований (кто, как, во времени, в пространстве, финансы – все это планируется).

2. РАБОЧИЙ

Содержание – сбор эмпирического материала и обработка (обобщение) этого материала

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Формулировка выводов и предложений по проведенным исследованиям (отчет о проведенной работе). В том числе внедрение полученных результатов в практику (выступления на конференциях, форумах; законотворческая деятельность).
^ Методы криминологии

1. Статистический метод: является общенаучным методом. Содержание данного метода: статистическое наблюдение, группировка, анализ.

Статистика устанавливает общие статистические закономерности, основанные на действии закона больших чисел. Она не объясняет внутренний механизм формирования закономерностей, не вычленяет причинные зависимости. Установление же характера закономерностей (причинно-следственные связи) всегда требует применения комплексного метода.

Государство взяло на себя роль исследователя – в области уголовной статистики. – это сплошное исследование (каждый элемент отслеживается, самое точное исследование).

Существует выборочное статистическое исследование – из всей генеральной совокупности выбираются части, на основании которых делается вывод обо всей генеральной совокупности. Есть проблема выбора – какую часть выбирать.

В количественном выражении (цифровые результаты) результаты при выборочном и генеральном исследовании всегда различаются. Показатель различия – ошибка репрезентативности. Необходимое и достаточное количество должно быть для выборочного исследования.

Правило выборки (разработано статистикой):

  • случайная (метод случайных чисел) – например, каждое пятое дело;

  • районированная выборка;

  • выборка по принципу квот.


Под генеральной совокупностью понимается все множество социальных объектов, которые являются предметом изучения в данном криминологическом исследовании. Речь идет о сплошном наблюдении, которое заключается в полном охвате объекта исследования и всех его элементов. Практически провести всю эту работу весьма затруднительно, а иногда и вовсе невозможно. В этих случаях используются методы несплошного наблюдения, при котором реги­страции подлежит только часть единиц изучаемой совокупности.

Наиболее часто при несплошном наблюдении применяется выборочный метод, который предполагает использование в качестве объекта криминологического исследования не все без исключения единицы наблюдения, а лишь отобранную по специальным признакам часть генеральной совокупности. Важным условием использования выборочного метода является представительность (репрезентативность) полученных результатов. Достигается она в случаях, когда выборка является своеобразной моделью генеральной совокупности, что и позволяет на ее основе оценивать наиболее важные характеристики этой совокупности.

Основной принцип построения выборки состоит в том, чтобы обеспечить всем элементам генеральной совокупности равные возможности попасть в выборку. Рассмотрим это на примере изучения эффективности воспитательного воздействия специальных передач телевидения, посвященных борьбе с преступностью.

Как известно, современная аудитория телезрителей насчитывает около 30 млн. человек, что и является в данном исследовании генеральной совокупностью. Очевидно, что опросить такое число телезрителей практически невозможно и, пожалуй, не нужно. В этом случае важно правильно построить выборку, которая бы отражала реальную структуру массовой аудитории телезрителей по ряду признаков (пол, возраст, образование, семейное положение, род занятий и др.). Число единиц в такой выборке обычно не превышает 3 тыс. человек. Вполне понятно, что чем больше единиц попадает в выборку, тем меньшей будет возможная ошибка. В данном же случае возможная ошибка в долях процента практически не имеет существенного значения для получения достоверных данных об эффективности правовоспитательного воздействия телевизионных передач о борьбе с преступностью.

При проведении выборочного криминологического исследования важно определить основу выборки. Она должна отражать необходимый и достаточный перечень элементов генеральной совокупности, удовлетворяющий требованиям полноты, достоверности, адекватности, удобства работы, исключения дублирования единиц наблюдения.
2. Метод опроса:

  • письменный (анкетирование) – письменный опрос респондентов по заранее составленной анкете;

  • устный (интервьюирование) – устный опрос респондентов по заранее составленному плану.

Последовательность при анкетировании:

  1. формулирование вопросов;

  2. размещение вопросов в анкете (с чего нужно начинать, чем завершать и т.д.);

  3. обсуждение и рецензирование анкеты (т.е. оценка со стороны, критика);

  4. пилотажные исследования (пробный опрос, который проводится для выявления возможных вариантов ответов и проверки работоспособности анкеты – понятны ли вопросы, отвечают ли на них либо уклоняются от ответа);

  5. техническая работа по размножению, тиражированию анкет;

  6. организация заполнения анкеты (время, ситуация, стимулы);

  7. обработка анкет.

В анкете бывают вопросы

    • открытые (предусматривающие свободные ответы) и закрытые (предоставляющие варианты ответов, которые выбираются опрашиваемым). Плюсы и минусы открытых и закрытых вопросов – самостоятельно;

    • прямые и косвенные;

    • контрольные – для проверки объективности ответов, склонности ко лжи;

    • вопросы-казусы. Формулируется определённая ситуация, которую опрашиваемый должен оценить.

Структура анкеты: вводная часть – обращение к опрашиваемому о цели анкеты, правила проведения; вспомогательный блок вопросов, которые не касаются главной темы, т.е. как бы разминка; основной блок; заключительные блок; слова благодарности.
Таким образом, анкетный метод – способ исследования криминологических проблем путем опроса репрезентативного числа лиц или обобщения сведений, содержащихся в материалах уголовных дел, по специально разработанной письменной анкете и последующего обобщающего анализа и оценки собранных данных.

Недостаток метода состоит в неизбежной субъективности получаемой информации. Достоинство – анонимность, т.к. опрашиваемый может быть не заинтересован в огласке его позиции.
Устный опрос: стандартизированный (формализованный) – все вопросы заранее жёстко формулируются, размещаются по порядку, и нестандартизированный (неформализованный) – менее жёсткие, форма беседы по теме. Может быть индивидуальным и групповым. Чаще всего применяется для углубленного изучения личности преступника, потерпевших, общественного мнения.

Интервью – беседа, один из участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает. Достоинства: встреча лицом к лицу, это не простой обмен информацией, а разговор (динамика и гибкость). Применяется, когда выясняются мотивы и цели преступного поведения, его причины, условия воспитания и жизни.
3. Метод экспертных оценок.

По существу – опрос (письменный, устный) экспертов, специалистов в области криминологии. Необходимо научно обосновать отбор экспертов.
4. Метод контрольной группы

Два опроса:

  • исследование основной группы респондентов (те, кто совершил преступление);

  • исследование контрольной группы (кто не совершал).

Требования к контрольной группе:

  • репрезентативность;

  • сопоставимость с основной группой;

  • временная сравнимость исследования;

  • выбор контрольной группы должен вытекать из концепции исследования.


5. Социометрия

Это социальный метод (авто – Морено). Позволяет измерить социально-эмоциональные связи в формальных либо неформальных группах. Методика стандартизирована. С помощью этой методики можно выделить формальных и неформальных лидеров, аутсайдеров.
6. Документальный метод.

Анализируются официальные и личные документы людей. Специфика данного метода в криминологии – анализ уголовного дела по заранее составленной программе, поэтому в итоге (в криминологии) документальный метод – это анализ уголовных дел.

Составляется анкета, в которой формулируются различные вопросы, касающиеся дела, т.е. как анкетирование, только работа с документами, а не с человеком.

Необходима определённая статистическая совокупность, чтобы получить статистически достоверную информацию (минимум 100 дел). Закон больших чисел: чем больше информации и данных обрабатывается – тем лучше.

Документы: статистические отчеты, материалы уголовных дел, заявления о преступлениях с ответами на них, материалы контролирующих органов, бюро судебно-медицинских экспертиз, СМИ.

Достоинства метода:

  • лёгкость обработки статистического материала;

  • доступность данного метода;

  • возможность получения большого объёма информации.


7. Наблюдение

Это целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности; это процесс визуального восприятия обстановки (ситуации), имеющей криминологическое значение.

Виды наблюдений:

  • включённое – наблюдатель включается анонимно в какую-либо среду;

  • открытое – наблюдатель декларирует себя в данной роли, он не участвует в деятельности группы;

  • скрытое – наблюдатель – участник группы, участник какой-то деятельности, он известен как наблюдатель, но фиксирование результатов, наблюдение делает незаметно для окружающих, не мешая.

Включенное наблюдение полезно в качестве оперативного работника, следователя, прокурора и т.д., т.е. когда важен опыт практической работы в правоохранительных органах, в судах.
8. Социальный эксперимент

Эксперимент – это научно поставленный опыт.

Вопрос об эксперименте в криминологии всегда был дискуссионным. Так, была высказана точка зрения, что эксперимент криминологии вообще недоступен. Другая позиция сводилась к тому, что Э может быть использован в криминологии лишь в позитивном, положительном направлении.

Э может быть успешно применен для проверки действия социально положительных факторов, эффективности профилактической работы и т.д.

Например, проверка эффективности и обоснованности судов присяжных.

В отношении криминологии используется естественный эксперимент, который отражает социальную действительность, сама жизнь. Исследователь фиксирует события, не вмешиваясь в них. Разновидности социального эксперимента в криминологии:

  • эксперимент в реально существующей жизненной ситуации. Анализируемый фактор начинает действовать, исследователь его фиксирует и отслеживает.

  • эксперимент ситуации, имеющей место в прошлом. Например, изучается биография несовершеннолетнего, совершившего преступление, и криминолог выясняет, что явилось отправной точкой для криминальной деятельности.

Может быть вербальный эксперимент (придумывается определённая ситуация; опрашиваемому предлагается описать, как он поведет себя в этой ситуации).
^ Место криминологии в системе наук

В зарубежной науке криминология – совокупность теорий о преступности (социологических, психологических, психиатрических, антропологических, эндокринологических, религиозных и других).

В начале XX века криминологическая проблематика рассматривалась в рамках уголовного права. Это аргументировалось тем, что криминология зародилась в недрах уголовного права, что учение о преступности — аспект уголовно-правовой науки и изъятие криминологии из содержания уголовного права делает его сухой юридической догмой.

Однако в 20-е годы XX века появились тенденции к выделению криминологии как самостоятельной науки. В 60-е годы криминология стала возрождаться. Наметились три точки зрения:

      1. Криминология – самостоятельная комплексная наука, находящаяся вне системы юридических наук, т.е. не относящаяся к юриспруденции;

      2. Криминология – это самостоятельная комплексная наука в системе юридических наук, это самостоятельно социолого-правовая наука.

      3. Криминология – это раздел науки уголовного права.

В настоящее время общепризнанной считается вторая точка зрения, т.е. криминология считается наукой самостоятельной, социолого-правовой, находящейся в системе юридических наук. Лектор – лучше не социолого-правовой, а социально-правовой, так как имеет связи и с психологией, и с социологией, и с другими социальными науками.
Криминология является междисциплинарной наукой.

Криминология вообще не является собственно правовой наукой, не изучает правоотношений. Ее правовая сторона состоит в том, что, рассматривая преступность как социальное явление, она базируется на правовых конструкциях преступного поведения, дава­емых в уголовном законе. В то же время для нее характерен широкий социологический подход к исследованию преступности, лично­сти преступника.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Литература: Учебник 1995 года. Криминология. Иншаков Сергей Михайлович, 2000 г. Криминология, 1988. Хорошо описаны некоторые разделы. Криминология. Учебное пособие iconКонтрольная работа должна состоять из следующих элементов
Криминология" является обязательной частью учебного процесса для студентов заочной формы обучения, и имеет целью обеспечить более...
Литература: Учебник 1995 года. Криминология. Иншаков Сергей Михайлович, 2000 г. Криминология, 1988. Хорошо описаны некоторые разделы. Криминология. Учебное пособие iconПланы семинарских занятий по курсу «Криминология»
Планы семинарских занятий по курсу «Криминология» (дневное и заочное, ускоренное включительно)
Литература: Учебник 1995 года. Криминология. Иншаков Сергей Михайлович, 2000 г. Криминология, 1988. Хорошо описаны некоторые разделы. Криминология. Учебное пособие iconВопросы к зачету по курсу «криминология»

Литература: Учебник 1995 года. Криминология. Иншаков Сергей Михайлович, 2000 г. Криминология, 1988. Хорошо описаны некоторые разделы. Криминология. Учебное пособие iconКонтрольные вопросы для сдачи к экзамену по курсу «Криминология»

Литература: Учебник 1995 года. Криминология. Иншаков Сергей Михайлович, 2000 г. Криминология, 1988. Хорошо описаны некоторые разделы. Криминология. Учебное пособие iconКриминология примерные вопросы к экзамену
Структура и основные черты криминологической характеристики лиц, совершивших преступления
Литература: Учебник 1995 года. Криминология. Иншаков Сергей Михайлович, 2000 г. Криминология, 1988. Хорошо описаны некоторые разделы. Криминология. Учебное пособие iconБюджетного образовательного учреждения высшего профессионального...
Дисциплина «Криминология» входит в дисциплину выбора профессионального цикла дисциплин фгос впо по направлению «Юриспруденция»
Литература: Учебник 1995 года. Криминология. Иншаков Сергей Михайлович, 2000 г. Криминология, 1988. Хорошо описаны некоторые разделы. Криминология. Учебное пособие iconЛитература Англии, Ирландии, Франции, Австрии, Германии Учебное пособие...
Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы XX века», специальности 021700 — филология, 021800 — лингвистика и межкультурная...
Литература: Учебник 1995 года. Криминология. Иншаков Сергей Михайлович, 2000 г. Криминология, 1988. Хорошо описаны некоторые разделы. Криминология. Учебное пособие iconЛитература стр. 66
Швецов А. Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие
Литература: Учебник 1995 года. Криминология. Иншаков Сергей Михайлович, 2000 г. Криминология, 1988. Хорошо описаны некоторые разделы. Криминология. Учебное пособие iconХроническая болезнь почек у детей Учебное пособие
Учебное пособие предназначено резидентам, студентам, интернам педиатрического, лечебного факультетов и общей медицины
Литература: Учебник 1995 года. Криминология. Иншаков Сергей Михайлович, 2000 г. Криминология, 1988. Хорошо описаны некоторые разделы. Криминология. Учебное пособие iconУчебное пособие победитель конкурса юфо «Учебник XXI века»
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по программе «спе -циалист» и«магистр» в области психологии и других гуманитарных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница