Лекция № Тема Психологическое обеспечение интегративных процессов в образовании Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии


НазваниеЛекция № Тема Психологическое обеспечение интегративных процессов в образовании Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии
Дата публикации06.03.2014
Размер70.8 Kb.
ТипЛекция
vb2.userdocs.ru > Право > Лекция
Лекция № 7.

Тема 7. Психологическое обеспечение интегративных процессов в образовании

Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии.
Государственная политика в образовании. Стратегический характер государственной образовательной политики в области специального образования. Современные подходы к модернизации специального образования. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для лиц с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. Требования к ресурсному обеспечению (условиям) получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Аксиологические приоритеты деятельности педагогов инклюзивного образования на современном этапе. Ценностное отношение к профессионально-педагогической деятельности. Система профессиональных ценностей педагога в условиях инклюзивной образовательной среды. Специфика деятельности педагога в условиях специального и интегрированного образования. Социально-групповые ценности, профессионально-групповые ценности педагога инклюзивного образования. Индивидуально-личностная система ценностей педагога.

Профессиональная компетентность педагога инклюзивного образования . Освоение профессиональными компетенциями как механизм повышения качества психолого-педагогического сопровождения субъектов специального и интегрированного образования. Основные тенденции формирования профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования. Специальная профессиональная компетентность. Модель личности и профессиональной компетентности. Основные понятия

Инклюзия, субъекты инклюзивного образования, интеграция, модель инклюзивного образования, сопровождение инклюзивного образования

Количество граждан до 18 лет, впервые и по­вторно обратившихся в учреждения МСЭ края для проведения медико-социальной экспертизы, еже­годно растет. Не выпускать детей на инвалидность не самое лучшее решение данной проблемы. Необходимы новые подходы к ранней диагностики и коррекции психических заболеваний, которые приводят к инвалидизации, или продляют данный факт. В данный момент в нейропсихологической науке с появление новых технологий разразился кризис, но ресурсы нейропсихологии неисчерпаемы, так как нейропсихология не только занимается поиском локальных поражений мозга, но она является наука о формировании моз­говой организации психических процессов человека на раннем онтогенезе. Это дает нам определенные ресурсы для понимания природы ВПФ, а на основе данных о структуре нарушения ВПФ, обеспечивает качественную диагностику и коррекцию психических заболеваний.

Особая роль в продолжительности данного факта принадлежит эффективной комплексной реабилитации и качественного подхода к данной проблеме.

Основные виды оказываемых услуг:

- социально- бытовые:

работа воспитателя на дому с детьми, страдающими тяжелыми формами ДЦП и задержкой психического развития;

- социально-медицинские:

врачебный прием, функциональная диагностика, оздоровительные и лечебные процедуры;

- социально-педагогические:

занятия с коррекционными педагогами; работа воспитателей по обучению бытовым навыкам и игровой деятельности;

- социально- психологические:

психологическая диагностика и психокоррекция, психологическое сопровождение семьи;

- социально-правовые:

консультации родителей юристом, помощь в составлении правовых документов;

- другие:

социально-значимые мероприятия, занятия психологов с родителями детей-инвалидов, кон­сультации родителей психологом, социальным педагогом, организация материальной помощи семь­ям, услуги методической библиотеки для родителей, работа «Школы для родителей».

Среди воспитанников значительную часть составляют так называемые «необучаемые» дети - с тяжелыми формами умственной отсталости, психически больные, а также дети с тяжелыми речевыми нарушениями. Регулярные занятия с такими детьми подтверждает правильность тезиса о том, что «необучаемых» детей нет.

Данный центр посещают дети преимущественно с заболеваниями центральной нервной системой.

Технология составления и реализации программы.

Методологической основой программы являются современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации выс­ших психических функций в онтогенезе (по А.Р. Лурия); учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реаби­литации и формирующем обучении; учение Л.С. Выгодского о культурно- историческом развитии личности.

При реализации программы использовались кинезиологические упражнения (адаптированный вариант) — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, психотехники и элементы психодрамы; элементы программы «Социальная адаптация ребенка в социуме».

Описываемая программа рассчитана на специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов и др.), работающих с детьми, имеющими отклонения или искажения в психи­ческом развитии.

  • Она состоит из 12 занятий. При двух занятиях в неделю цикл рассчитан на 6 недель. Время занятия 45-60 минут. Оптимальное число участников группы 4-6 человек; возраст — 6—9 лет.

Структура занятия:

Ритуал приветствия- 5 минут.

Основная часть

  1. растяжка — 5—6 минут;

  2. дыхательные упражнения — 4—5 минут;

  3. глазодвигательные упражнения — 4—5 минут;

  4. телесные упражнения — 15 минут;

  5. упражнения для релаксации, развития коммуника­тивной и когнитивной сферы — 10—15 минут.

Чаепитие- 10 минут

Заключительная часть- 5 минут

Участники программы: дети с ограниченными возможностями и специалисты центра

Цели:

  1. выявление особенностей актуальной социальной ситуации развития ребенка

  2. решение проблем связанных с трудностями общения, социальной адаптации, развитие самосознания, высших психических функций;

  3. устранение искажений эмоционального реагирования и стериотипов поведения.

  4. Гармонизация образа «Я» ребенка, развитие самоощущения.

  5. Снятие синкинизий

  6. обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все пси­хические функции;

  • функциональная активация подкорковых образова­ний мозга;

Задачи:

социально-педагогические:

  • формирования социального доверия;

  • развитие социальной активности детей;

  • формирование адекватной самооценки;

  • обучение навыкам самообслуживания;

  • развитие социальной рефлексии;

  • развитие личного и социального самоконтроля.

социально-нейропсихологические:

  • повышение физиологической сопротивляемости стрессов

  • стабилизация межполушарного взаимодействия;

  • обеспечение приемов и тонкого анализа модально-
    специфической информации;

  • обеспечение регуляции, программирования и кон­троля за протеканием психической деятельности, управ­ление работой нижележащих уровней.

Материальное оснащение:

- пеленки, краски, личная посуда, мячи,

Упражнения 1—3 выполняются в положении лежа на спине или животе; упражнения 4—6 — в положении сидя;

Содержание социально-педагогической работы.

Для реализации социально-педагогических задач используются упражнения направленные на развитие коммуникативных навыков и навыков конструктивного общения, когнитивных, социально-бытовых, организационных навыков,

Коммуникативные упражнения. Эти упражнения способствуют снятию барьеров в общении, развивают социальную рефлексию, увеличивают способность к конструктивному общению, прививают навык реагирования на фрустрацию. Это помогает увидеть ребенку свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.

Когнитивые упражнения. Существует прямая зависимость между когнитивным развитием ребенка и его социальными успехами. Здесь развивается базовые психические процессы такие, как память, внимание, мышление, восприятие, пространственные представления.

Социально-бытовые и организационные навыки. Формирование элементарных бытовых навыков и навыков самообслуживания. Сюда входит закрепление способности самостоятельно находить нужные способы поведения (чаепитие и др.).

Содержание социально-нейропсихологической работы.

При реализации программы использовались телесные упражнения, дыхательные техники, растяжки, зрительная гимнастика, интегративные упражнения.

Дыхательные упражнения. Данный вид упражнений н аправлен на нормализацию биоритмов организма, повышение биоэнергетического потенциала, фиксация на собственном «Я», для формирования речи, речевого выдоха, нормализация эмоционального фона ребенка.

Растяжки. Данный вид упражнения направлен на нормализацию мышечного тонуса, снятии мышечных зажимов, увеличивает приток сенсорной информации в мозг от мышц, что очень важно для восприятия собственного тела в пространстве.

Зрительная гимнастика. При восприятии зрительного пространства ребенку необходимо «видеть». Данные упражнения развивают мышечный аппарат глазодвигательной системы, развивает зрительное внимание, представления, является базовой основой для дальнейшего интеллектуального развития.

Ожидаемый результат: развитие социальной активности детей, приобретение навыка адекватного социального реагирования, повышение общего биоэнергетического потенциала организма.

Похожие:

Лекция № Тема Психологическое обеспечение интегративных процессов в образовании Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии iconТема Психологическое обеспечение интегративных процессов в образовании
Психолого-педагогические и физиологические данные показывают, какое большое и неоценимое действие оказывает радость на наши мускулы...
Лекция № Тема Психологическое обеспечение интегративных процессов в образовании Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии iconБлинков Ю. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в...
Учебное пособие предназначено для студентов факультетов и отде-лений по подготовке и переподготовке специалистов по социальной
Лекция № Тема Психологическое обеспечение интегративных процессов в образовании Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии icon40 Типология образовательных учреждений. Их многообразие. Учреждения дошкольного образования
Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды
Лекция № Тема Психологическое обеспечение интегративных процессов в образовании Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии iconКорреионная работа при осложненных формах детского аутизма часть II
Книга предна­значена для широкого круга педагогов-дефектологов, психологов, врачей, работающих с детьми с различными отклонениями...
Лекция № Тема Психологическое обеспечение интегративных процессов в образовании Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии iconПравила поступления в Восточный Университет на 2012/2013 учебный год
Закона РФ "Об образовании" в редакции Федерального Закона от 23. 12. 2003 г. №186-Ф3, а также Приказом Минобрнауки России о "Порядке...
Лекция № Тема Психологическое обеспечение интегративных процессов в образовании Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии iconМ. С. Певзнер о детях с отклонениями в развитии 2-е издание, исправленное и дополненное
В основе этих отклонений лежат нарушения различных сторон психофизического развития: слухо-речевой системы
Лекция № Тема Психологическое обеспечение интегративных процессов в образовании Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии iconИз перечисленных объектов здравоохранения: 1 фармацевтические предприятия...
Из перечисленных органов исполнительной власти рф: 1 Министерство культуры и массовых коммуникаций рф; 2 Федеральное архивное агентство;...
Лекция № Тема Психологическое обеспечение интегративных процессов в образовании Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии iconЗаконом «Об образовании в Российской Федерации»,
Об установлении размера платы, взимаемой с родителей(законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные...
Лекция № Тема Психологическое обеспечение интегративных процессов в образовании Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии iconЛекция 2 Теоретические основы сварки Система классификации сварочных процессов
В основу классификационной схемы всех разновидностей сварочных процессов могут быть положены различные признаки
Лекция № Тема Психологическое обеспечение интегративных процессов в образовании Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии icon40. Типология и многообразие образовательных учреждений
Все образовательные учреждения по направленности и содержанию работы можно подразделить на несколько типов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница