Лекция Тема Социально-педагогическое консультирование в системе специальной помощи детям с ограниченными возможностями


Скачать 37.95 Kb.
НазваниеЛекция Тема Социально-педагогическое консультирование в системе специальной помощи детям с ограниченными возможностями
Дата публикации06.03.2014
Размер37.95 Kb.
ТипЛекция
vb2.userdocs.ru > Право > Лекция
Лекция 3.

Тема 3. Социально-педагогическое консультирование в системе специальной помощи детям с ограниченными возможностями

Возрастная периодизация развития человека. Понятие о возрастных кризах. Роль возрастных кризов в развитии психических нарушений у детей. Причины нарушений интеллекта у детей. Классификация. Основные характеристики. Факторы риска психического недоразвития ребенка. Основные меры профилактики (медицинской и педагогической). Показания для консультации ребенка у психолога.

Классификации отклоняющегося поведения разнообразны. В.Н.Липник сгруппировал девиации:

  1. по характеру взаимоотношений школьников с коллективом;

  2. по отклонению в нравственном развитии личности, по отношению к интересам общества;

3) по отклонениям в понимании общественных интересов;

  1. по вхождению школьников в систему общественно полезной деятельности с учетом нравственного развития;

  2. по степени деформации психики;

  3. по отклонениям в системе ведущих мотивов;

  4. по патологии в психике и медико-педагогическим отклонениям.

(Липник В.Н. Взрослые за детей в ответе. М., 1999)

А.Ф. Никитин группирует отклонения:

  1. по особенностям взаимоотношений и общения с ними педагога;

  2. по образу жизни детей;

  3. по специфике ошибок и недостатков в процессе воспитания;

  4. по уровню развития нравственных качеств;

  5. по несоответствию их действий закону, правовым нормам.

(Никитин А.Ф. Положительные взаимоотношения трудных подростков с коллективом класса как фактор их перевоспитания. М., 1994)

* Психобиологический аспект проблемы отклоняющегося поведения детей нашелотражение в работах А.Л. Гросмана, В.П. Кащенко, А.Е. Личко, В.Ф. Матвеева, Н.И. Фелинской, которые в качестве основы для дифференциации показателей этого явления выдвигают нервно-психические патологии, акцентуации характера,

кризисные явления подросткового возраста, различные физические и психические недостатки детей, извращенные психобиологические потребности.

2 вопрос. Педагогическая направленность исследований отклоняющегося поведения младших школьников не имеет точных классификаций. Например, В.Ф. Матвеев выделяет следующие разновидности отклоняющегося поведения у школьников:

  1. страхи навязчивости;

  2. двигательная расторможенность;

  3. заикание;

  4. побеги из дома и бродяжничество;

  5. расстройство аппетита;

  6. патологическое фантазирование;

  7. страх перед своей физической неполноценностью;

  8. патологические увлечения.

Но как мы видим данное перечисление может сопутствовать различным заболеваниям и патологиям.

Социально-психологический аспект в зависимости от природы, характера и степени дезадаптации разработала С.А. Беличева. Она выделила следующие уровни дезадаптации детей и подростков:

  1. патогенная дезадаптация как результат отклонений, патологий психического развития и нервно-психических заболеваний;

  2. психосоциальная дезадаптация связана с индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают его определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода;

  3. социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

(Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993)

3 вопрос.Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения нашел воплощение в работах М.А. Алемаскина, А.С. Велкина, Л.М. Зюбина, Н.Н. Верцинской, А.И. Кочетова и др.

В научной литературе данных ученых прослеживается деление трудных школьников на четыре группы:

1) трудновоспитуемые дети, которые равнодушно относятся к учебе, периодически нарушают дисциплину, правила поведения, проявляют отрицательные качества;

2) педагогически запущенные школьники, отрицательно относящиеся к учебной и общественно полезной деятельности, систематически нарушающие дисциплину и нормы морали, допускающие проступки, постоянно проявляющие отрицательные качества личности;

3) правонарушители, не соблюдают административные и другие нормы, состоят на учете в школьных комиссиях или в инспекции по делам несовершеннолетних;

4) несовершеннолетние преступники, совершившие уголовные преступления, нарушившие правовые нормы.

(Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. М., 1999 г.)

нравственно-правовой аспект девиантного поведения несовершеннолетних разрабатывается и с психолого-педагогической стороны. Б.Н. Алмазов, Д.И. Фельдштейн классифицируют отклоняющееся поведение по следующим группам:

первая группа – дети-правонарушители с устойчивыми общественно-отрицательными потребностями;

вторая группа – школьники с деформированными потребностями;

третья группа – с конфликтами между деформированными и позитивными потребностями;

четвертая группа – со слабо деформированными потребностями, безвольные;

пятая группа – случайно вставшие на путь правонарушений.

Подводя итог многообразию аспектов отклоняющегося поведения, можно подчеркнуть сложность данного социального явления.

Похожие:

Лекция Тема Социально-педагогическое консультирование в системе специальной помощи детям с ограниченными возможностями iconТема Социально-педагогическое консультирование в системе специальной...
...
Лекция Тема Социально-педагогическое консультирование в системе специальной помощи детям с ограниченными возможностями iconУчебно-методический комплекс дисциплины Социально-педагогическое...
Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
Лекция Тема Социально-педагогическое консультирование в системе специальной помощи детям с ограниченными возможностями iconТема Социально-педагогическое консультирование в системе работы специального педагога

Лекция Тема Социально-педагогическое консультирование в системе специальной помощи детям с ограниченными возможностями iconТема Социально-педагогическое консультирование в системе работы специального педагога
Определить задачи педагогов по реализации психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с овз
Лекция Тема Социально-педагогическое консультирование в системе специальной помощи детям с ограниченными возможностями icon5. Социально-педагогическая диагностика в контексте специального...
Тема Социально-педагогическая диагностика в контексте специального сопровождения детей с ограниченными возможностями
Лекция Тема Социально-педагогическое консультирование в системе специальной помощи детям с ограниченными возможностями iconЛекция № Тема Коррекционно-развивающая работа в системе специальной...
Тема Коррекционно-развивающая работа в системе специальной помощи семье имеющей ребенка с овз
Лекция Тема Социально-педагогическое консультирование в системе специальной помощи детям с ограниченными возможностями iconТема Социально-педагогическая диагностика в контексте специального...

Лекция Тема Социально-педагогическое консультирование в системе специальной помощи детям с ограниченными возможностями iconТема Коррекционно-развивающая работа в системе специальной помощи семье имеющей ребенка с овз

Лекция Тема Социально-педагогическое консультирование в системе специальной помощи детям с ограниченными возможностями iconПоложение о проведении Областного фестиваля творчества молодых людей...
Фестиваль творчества молодых людей с ограниченными возможностями здоровья «Виктория» призван содействовать творческой самореализации...
Лекция Тема Социально-педагогическое консультирование в системе специальной помощи детям с ограниченными возможностями iconО проведении открытых соревнований по плаванию среди людей с ограниченными...
Обеспечение доступной среды и равных возможностей для людей с ограниченными возможностями
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница