І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование


НазваниеІ. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование
страница1/4
Дата публикации06.03.2014
Размер0.6 Mb.
ТипРеферат
vb2.userdocs.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4


Оглавление
Введение ………………………………………………………………….………..3

І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование ...…...5

1.1. История права на образование ……………………………………………….5

1.2. Нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в РФ …………………….......……………………….……...…………...….10

1.3. Сущность и значение конституционных прав граждан на образование ………………………………………………………………………………………….....14

ІІ. Законодательное регулирование и обеспечение конституционных прав граждан на образование ………………………………..…………….…………………………...18

2.1. Законодательное регулирование образования как важный элемент реализации конституционного права .……………….………..……...………………...18

2.2. Обеспечение конституционных прав граждан на общее образование ………………………………………………………………………………………….....22

2.3. Современный этап развития конституционных прав граждан на образование …….………………………………………………...…………………...…27

Заключение …..….……………………………………………………………….30

Глоссарий …..…………………………………………..…………..………….…32

^ Список использованных источников ...……………..………………………. 34

Приложения………….…………………………………………………………...35

Введение
Будучи одним из основных социальных институтов, образование удовлетворяет потребности общества в сохранении и передаче от поколения к поколению системы научных знаний и социальных норм, в создании необходимых условий для социализации личности: ее обучения, воспитания и развития. По мере роста значения человеческого фактора в общественном прогрессе образование становится важнейшим средством формирования нового качества экономических, социальных и духовных отношений общества.

Неудовлетворенность граждан ситуацией в сфере образования в значительной степени снижает уровень доверия к органам государственной власти, негативным образом сказывается на уверенности граждан в завтрашнем дне. Следует учитывать, что представление о социальной справедливости у граждан России устойчиво связано с государственным гарантированием равенства прав граждан на образование.

Субъективное право человека на образование можно определить, как гарантированную государством возможность человека участвовать в непрерывном процессе воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, с целью реализации своей потребности в знаниях, способствующих жизнеобеспечению.

Рассматриваемое право является неотъемлемым (неотчуждаемым), его нельзя передать другому лицу или наследовать, от него нельзя отказаться. Субъект этого права не может отчуждать его в силу того, что оно неотделимо от личности носителя, так как выражается в обладании личностью физической, нравственной и духовной целостностью.

Комплексный характер исследуемой проблемы предполагает необходимость обращения к различным разделам юриспруденции: теории государства и права, конституционному праву Российской Федерации, международному, административному праву, образовательному и военному законодательству.

Право на образование является естественным правом человека. Оно призвано

удовлетворить потребности человека в информации и образовании, в этом, и состоит актуальность данной темы.

Цель работы – изучение конституционного права граждан на образование.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

- изучить историю права на образование;

- изучить нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в Российской Федерации;

- изучить сущность и значение конституционных прав граждан на образование;

- провести характеристику законодательного регулирования образования как важный элемент реализации конституционного права;

- проанализировать обеспечение конституционных прав граждан на общее образование;

- изучить современный этап развития конституционных прав граждан на образование.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и списка использованных источников. Во введении определяется актуальность работы, цель, задачи, предмет и объект исследования.

В первой главе рассматривается сущность и особенности конституционного права граждан на образование. Во второй главе проведен анализ законодательного регулирования и обеспечения конституционных прав граждан на образование.

В заключении представлены выводы по итогам исследования. Далее следует список использованных источников, состоящий из 15 источников.

Объект исследования составляет совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе конституционно-правового регулирования в области реализации права граждан на получение профессионального образования.

Предметом исследования являются нормы конституционного права, посредством которых осуществляется нормативно-правовая регламентация комплексного института, гарантирующего реализацию права граждан на получение профессионального образования в Российской Федерации.
^ I. Сущность и особенности конституционного права граждан на образовани
1.1. История права на образование
Многомерность, многоликость, многообразность права обусловливают возможность и необходимость его осмысления под разными углами зрения. Традиционным является выделение двух различных сторон права – субъективной и объективной; причем первая из них (субъективное право) исторически предшествует второй (объективному, или позитивному), поскольку «первородное чувство права», «исконное для человека правовое чувство предшествует и во многом предопределяет позитивное право».

Право в субъективном смысле есть субъективные права (права человека); их содержание следует рассматривать конкретно-исторически, поскольку существующий современный каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах и конституциях, – результат длительного исторического развития. Проблематика прав человека сегодня сверхактуальна. Однако, как отмечено в литературе, несмотря на резкое возвышение прав человека глубоко, основательно это явление не изучено, его подлинно научная теория еще не создана. Представляется, что консолидация усилий представителей различных отраслей знания и, следовательно, комплексное осмысление категории прав человека (с общегуманистических, культурологических, исторических, философских, правовых и других позиций) являются верным ориентиром в достижении этой цели.

Право на образование – одно из естественных неотъемлемых основных прав и свобод человека. Под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (преамбула закона Российской Федерации «Об образовании»); право на образование – право человека на включение в этот процесс и на участие в нем в качестве обучающегося. Оно гарантирует гармоничное духовное развитие индивида и помогает ему стать полезным и полноценным участником социального, политического, духовного и культурного прогресса.1

По времени возникновения право на образование относят ко второму поколению прав и свобод человека (так называемые позитивные, возникшие на рубеже XIX–XX вв.), по основным сферам жизнедеятельности человека – к социально-культурным правам и свободам, иногда к социально-экономическим, чаще – к выделяемой в самостоятельную структуру группе культурных (духовных) прав и свобод.

Важнейшими международно-правовыми актами, закрепляющими универсальное право на образование, являются:

- Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года (ст. 26);

- Пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года (ст. 13);

- Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (ст. 28, 29);

- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 года

В них содержатся:

1) основы международно-правовых стандартов права на образование: обязательность и бесплатность начального образования, открытость и доступность для всех среднего образования (как общего, так и профессионального), доступность для всех высшего образования на основе равенства в зависимости от способностей каждого, свобода родителей (законных опекунов) в выборе образовательного учреждения для своих детей и обеспечении религиозного и нравственного воспитания в соответствии с собственными убеждениями;

2) меры, которые нужно принять государствам, подписавшим эти акты, для реализации права на образование: поощрение и интенсификация элементарного образования, активное развитие сети школ всех ступеней, поощрение стремления к получению образования, принятие мер по содействию регулярному посещению школ, обеспечение в государственных учебных заведениях равной ступени равного уровня образования и качества обучения, удовлетворительная система стипендий, доступность информации и материалов в области образования, подготовка преподавательских кадров и улучшение их материальных условий;

3) приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, содействие взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, расовыми, этническими и религиозными группами.

Подчеркивается также, что отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государством.

Все более распространено мнение, что право на образование не следует сводить только к общему базовому образованию, оно должно длиться всю жизнь и рассматриваться как непрерывное.

О конституционно-правовом масштабе права на образование в России, возможно, рассуждать применительно к советской эпохе. Приведшие же к устранению абсолютизма и введению конституционного строя замечательные документы начала XX в. – Манифест 17 октября 1905 года, основные государственные законы в редакции 23 апреля 1906 года (зачастую характеризующиеся как первая российская конституция) – декларировали гражданские и отдельные политические права и свободы и, следовательно, права на образование не содержали.

Вообще для императорской России данный вопрос может быть охарактеризован как проблема доступа к образованию. Так, анализируя возможность получения университетского образования – вершины имперской образовательной пирамиды, следует отметить, что законодательство XVIII в. имело незначительные ограничения, что объясняется существенной рецепцией европейского опыта и традицией всесословного образования. Утвержденный императором проект об Академии наук с университетом и гимназией не содержал сословных ограничений, регламентом Академии наук и художеств 1747 года в академический университет допускались все лица, кроме положенных в подушный оклад: по утвержденному проекту об учреждении Московского университета 1755 года студентами не могли быть только крепостные.

Университетские уставы начала XIX в. также не содержали сословных ограничений, требуя лишь необходимый уровень знаний; оговаривалось только, что при поступлении необходимо представить правлению университета свидетельство об окончании гимназии (для необучавшихся в гимназии устанавливался экзамен в специальном университетском комитете) и свидетельство о состоянии. Историограф Министерства народного просвещения Рождественский Сергей Васильевич (1868 – 1934 гг.) отмечал, что при подготовке университетских уставов в Главном правлении училищ высказывалось пожелание о законодательном закреплении нормы о допуске в университеты лиц только свободного состояния; в результате обсуждения это пожелание было отвергнуто, чтобы не подать повода в чужих краях «для неприятных заключений и толков». Действительно, в первоначальный период в реальной практике, например, Московского университета при поступлении требовались законодательно предписанные документы и свидетельство о возрасте.2

Однако, в 1813 году предложением министра народного просвещения графом Разумовским Алексеем Кирилловичем (1748 ‒ 1822 гг.), правлению Харьковского университета было разрешено принимать в казеннокоштные студенты лишь молодых людей свободного состояния, а в 1827 году уже Высочайшим рескриптом на имя министра народного просвещения Шишкова Александра Семёновича (1754 ‒ 1841 гг.) предписывалось принимать в университеты и допускать к слушанию лекций только лиц свободного состояния, не исключая и вольноотпущенных, представивших документы о непричислении ни к купечеству, ни к мещанству и т.д. В связи с возникшей в Казанском учебном округе проблемой допуска в университет и гимназии уволенных от обществ казенных поселян в 1832 году министр народного

просвещения дополнительно разъяснил положения рескрипта 1827 года и разрешил

данную ситуацию.

Последующее законодательство полностью восприняло данную норму. Общий устав российских императорских университетов 1835 года не содержал каких-либо ограничений, но устанавливал требование выдержать при поступлении в университет предварительное испытание по правилам, изданным Министерства народного просвещения. Эти правила, в 1837 году утвержденные министром народного просвещения графом Уваровым Сергеем Семеновичем (1786 ‒ 1855 гг.) в виде опыта (на четыре года), предписывали перечень документов, необходимых для предъявления желающим поступить в университеты, среди них – свидетельства о происхождении и крещении, гимназические аттестаты и увольнительные свидетельства для лиц податного состояния. Таким образом, на примере решения законодательством вопроса о допуске в университеты прослеживается приспособление заимствованных традиций к российским условиям. В соответствии с Общим уставом российских императорских университетов 1863 года, инициатива в вопросах приема была предоставлена университетским советам, разрабатывавшим правила. Сословных ограничений в них уже не было; подробно регламентировались необходимый уровень знаний, приобретение образования низшего звена (в гимназиях) и т.д.

Проблема доступа к образованию, особенно высшему, была актуализирована на рубеже XIX–XX вв. в связи с подъемом революционного движения, обострением «женского вопроса» в образовании. Отчасти потребности женщин в высшем образовании пыталась удовлетворить негосударственная, альтернативная школа; но, как известно, ее дипломы в отличие от государственных вузов не давали служебных прав и преимуществ.

Заметим также, что возможность получения высшего (университетского) образования показана в качестве одного из примеров, и лишь ограниченные параметры статьи не позволяют охарактеризовать проблему доступа к другим ступеням и отраслям образования в дореволюционной России.

Начало конституционного закрепления права на образование связано с принятием Конституции РСФСР 1918 года. Соответствующий ее раздел о правах человека – «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» в специальных исследованиях оценивается весьма критически; отмечается, что в ней не содержалось даже элементарных прав, минимума гражданских (личных), политических, экономических и культурных прав человека. Статья 17 Конституции РСФСР, тем не менее, в качестве одной из задач государства провозглашала предоставление полного, всестороннего и бесплатного образования рабочим и беднейшим крестьянам «в целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знаниям».

Советские Конституции 1936 года и 1977 года (ст. 12 и 45 соответственно) гарантировали гражданам СССР право на образование. В современной России оно обеспечено статьей 43 Конституции Российской Федерации 1993 года, положения которой соответствуют международным стандартам в сфере образования. Так, гарантированы общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе высшего образования (в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях). При этом признается обязательность основного общего образования, получение которого контролируют родители и лица, их заменяющие.
^ 1.2. Нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в Российской Федерации
В отличие от советских конституций на первое место в новой Конституции Российской Федерации выдвинуты гражданские (личные) права и свободы, за ними следуют политические, а уже потом – экономические, социальные и культурные. Сокращен до ми­нимума круг конституционных обязанностей человека и гражданина. Особое внимание в данной главе Конституции Российской Федерации уделено юридическим гарантиям провозглашенных прав и свобод. Среди них следует отметить судебную защиту инди­видуальных и коллективных прав и свобод, право обращаться в соответствии с международными договорами России в меж­государственные органы по защите прав и свобод человека, институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана), ряд принципов уголовного и уголовно-процессуального права, охрану законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, право на получение квалифицированной юридической помощи.

В действующей Конституции Российской Федерации личные права и свободы (ст. 20–29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.

Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т. е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлеж­ностью к гражданству государства, не вытекают из него;

2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естест­венные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции Российской Федерации). Оно впервые было закреплено в российской Конститу­ции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции Российской Федерации).3

Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну пере­писки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообще­ний (ст. 22-25 Конституции Российской Федерации).

Предусмотрены различные формы ответственности за неоснова­тельное вторжение в личную жизнь граждан, за разглашение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Толь­ко в строго определенных законом случаях в связи с расследованием уголовных дел и при наличии судебного решения могут быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений.

Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции Российской Федерации). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда.

Новым в конституционном закреплении личных прав и свобод является включение такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения.

В части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В настоящее время сделаны важные шаги к устранению правовых препятствий для реализации этого права. На основе конституционной нормы принят Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года о праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и житель­ства в пределах Российской Федерации.

Важной дополнительной правовой гарантией равноправия незави­симо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей на­циональной принадлежности (ч. 1 ст. 26 Конституции Российской Федерации). В официальных анкетах не допускается вопрос о национальности. Как известно, в прошлом пе­чально знаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию.

Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политичес­кие права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве уста­новленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает по­литические права и свободы. Это прямо закреплено в статье 2 Конституции Российской Федерации.

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства, (ст. 32 Конституции).

Право, закрепленное в статье 32 Конституции Российской Федерации, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции Российской Федерации).

Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей.

Непосредственными формами являются участие граждан в рефе­рендуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Действующее законодательство о референдуме и выборах обеспечи­вает самые широкие гарантии реализации этих прав граждан.

Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32, Конституции Российской Федерации). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.4

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госу­дарственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции Российской Федерации). Это право – важное средство проявления общественно-политической ак­тивности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих вопросов общественной жизни.

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объедине­ние, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции Российской Федерации). Это право дает гражданам возможность исполь­зовать в указанных целях различные формы совместной организован­ной общественной деятельности, объединять свои усилия для осущест­вления тех или иных задач.
^ 1.3. Сущность и значение конституционных прав граждан на образование
Право на образование - одно из прав человека «второго поколения» (социально-

экономических и культурных; аспект недискриминации может рассматриваться также как гражданское право первого поколения).

Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам выделяются четыре основные характеристики права на образование:

- наличие,

- доступность (недискриминация, физическая и экономическая доступность),

- приемлемость и адаптируемость образования, а также указывает, что «право на образование может осуществляться лишь при наличии у преподавателей и учащихся академической свободы».

Объем права на образование может быть различен для равных ступеней образования - так, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах предусматривает обязательность и бесплатность начального образования, но только постепенное введение бесплатного высшего образования.

Важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия - образование. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. Однако важно, чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить.

В части 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации признается право

каждого человека на образование в соответствии со статьей 13 Всеобщей декларацией прав человека.

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом. В части 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.

Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии со ст.6 Закона об образовании. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Под системой образования понимается совокупность сети реализующих и образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Виды образовательных программ и общие требования к ним предусматриваются в статье 9 Закона Российской Федерации «Об образовании». В соответствии с частью 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации государство гарантирует получение на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст.5 Закона об образовании).5

Затраты на обучение в имеющих государственную аккредитацию негосударственных платных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего и профессионального образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного, муниципального образовательного учреждения.

Для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Согласно части 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих. Вместе с тем статья 19 Закона Российской Федерации «Об образовании» устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее.

Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со статьи 19 Закона Российской Федерации «Об образовании» может быть увеличен. По взаимному согласию родителей (лиц, их заменяющих) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший четырнадцатилетнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования.

  1   2   3   4

Похожие:

І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование iconРоссийской федераци государственное образовательное учреждение высшего...
Актуальность. Право на образование – одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылки...
І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование icon«Особенности реализации полномочий органов местного самоуправления в современной России»
Кафедра теории государства и права и конституционного права гоу огу проводит научный семинар «Особенности реализации полномочий органов...
І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование iconЗакон Республики Казахстан от 19 мая 1997 года n 111
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы охраны здоровья граждан в Республике Казахстан, регламентирует...
І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование iconКафедра конституционного права вопросы к государственному экзамену...
Судебно-конституционное право и процесс в системе отраслей российского права. Наука конституционного правосудия
І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование iconПлан. Права граждан на охрану здоровья. Права отдельных категорий...
...
І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование iconВопросы к экзамену по Конституционному праву РФ (для студентов факультета «гму»)
Предмет конституционного (государственного) права как ведущая отрасль в системе российского права
І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование iconРоссийская федерация федеральный закон об экологической экспертизе
Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан...
І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование iconЭкзаменационные вопросы по Муниципальному праву РФ. Понятие, предмет,...
С одной стороны, они выступают как нормы основных отраслей права (напри­мер, конституционного, административного, земельного, фи­нансового),...
І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование iconСеминар Правовой режим земель поселений
Особенности порядка возникновения, осуществления и прекращения земельных прав и обязанностей юридических лиц и граждан на землях...
І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование iconВ олгоградский государственный университет Институт философии, социологии...
Все материалы конференции будут опубликованы в сборнике, издание которого планируется по ее итогам. Участники выражают свое согласие...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница