Литература Конституция РФ. М., 1994. Закон РФ «О милиции»


Скачать 388.64 Kb.
НазваниеЛитература Конституция РФ. М., 1994. Закон РФ «О милиции»
страница1/4
Дата публикации23.05.2013
Размер388.64 Kb.
ТипЛитература
vb2.userdocs.ru > Право > Литература
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

Сибирский юридический институт

Кафедра предварительного расследования в ОВД



УТВЕРЖДАЮ

Начальник учебного отдела

подполковник милиции

А.Г.Калугин

«___»___________2004 г.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В ОВД

Фондовая лекция

по теме: Теоретические, правовые и организационные

основы ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

в органах внутренних дел

Красноярск 2004

Теоретические, правовые и организационные основы предварительного следствия: Фондовая лекция по курсу «Предварительное следствие в ОВД».– Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2004.– С.35.

В лекции раскрываются понятие и задачи предварительного следствия, его соотношение с дознанием, структура следственного аппарата при ОВД, рассматриваются вопросы процессуального статуса следователя и организации его работы по уголовным делам. Материал подготовлен на основе УПК РФ с учетом изменений и дополнений на 1 января 2004г.

Предназначена для слушателей и студентов очной и заочной форм обучения (специальность 021100 – Юриспруденция).
Фондовая лекция подготовлена кандидатом юридических наук, доцентом О.Х.Галимовым – начальником кафедры предварительного расследования в ОВД.

^

Рецензенты: доцент кафедры уголовного процесса Юридического

института КГУ кандидат юридических наук, доцент А.С.Шагинян;


начальник кафедры уголовного процесса СибЮИ МВД

России доктор юридических наук, доцент С.Э.Воронин
Одобрена и обсуждена на

заседании кафедры

Протокол № 6

от 17 ноября 2004 г.

(С) Сибирский юридический институт МВД России, 2004

П Л А Н
Введение


  1. Теоретические и правовые основы предварительного следствия.

    1. Понятие и задачи предварительного следствия.

    2. Система и структура органов предварительного следствия.

    3. Процессуальный статус следователя и начальника следственного отдела.




  1. Организация работы следователя по уголовным делам.

2.1 Понятие организации расследования преступлений и его этапы.

2.2 Организация производства следственных действий.
Заключение

Литература

  1. Конституция РФ. – М., 1994.

  2. Закон РФ «О милиции» //Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.- 1991.- № 16- Ст.504.

  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.– М., 2003.

  4. Указ Президента РФ от 23.11.98 г. №1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД России» // СЗ РФ.- 1998.- №48.- Ст.5923.

  5. Положение об органах предварительного следствия в системе МВД России // Там же.

  6. Приказ МВД РФ от 04.01.99 г. №1 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 23.11.98 г. №1422».

  7. Арзуманян Т.М., Бердичевский Ф.Ю., Братковская В.В. Руководство для следователей. Часть II. - М., 1982.

  8. Асриев Б.В. Начальник следственного отдела: процессуальное положение и руководство следователями. – М., 1986.

  9. Баранов А.М. Нравственно-правовые аспекты в деятельности следователя и оперуполномоченного ОВД.- Омск, 1999.

  10. Васильев В.Л. Психологические основы организации труда следователя: Учебное пособие.- Волгоград, 1974.

  11. Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие. 2-е изд./ Под ред. И.Н.Кожевникова. – М., 1997.

  12. Гуляев А.П. Следователь в уголовном процессе. – М., 1981.

  13. Деришев Ю.В. Органы предварительного расследования России: прошлое, настоящее, будущее…: Учебное пособие. – Омск, 1998.

  14. Кулагин Н.И., Кравченко В.Г. Тенденция развития следственного аппарата, совершенствование его статуса и структуры // Формирование правового государства и вопросы предварительного следствия. – Волгоград, 1992.

  15. Кальницкий В.В. Следственные действия: Учебное пособие.- Омск, 2003.

  16. Карнеева Л.М. Организация работы следователя. – М., 1983.

  17. Кожевников И. Предварительное следствие: кризис и перспективы // Милиция. – 1992. – сентябрь.

  18. Криминалистика. В 3 т. / Под ред. Н.П.Яблокова, В.Я.Колдина.- М., 1995.

  19. Криминалистическое обеспечение предварительного расследования: Учеб.пособие для вузов /Под ред. В.А.Образцова. - М., 1992.

  20. Научно-практический комментарий к УПК РФ / Под ред В.П.Божьева.- М., 2002.

  21. Розенталь М.Я. Справочник следователя. (Обязательный минимум действий по уголовным делам некоторых категорий и рекомендации по отдельным вопросам расследования преступлений). - М., 1994.

  22. Рыжаков А.П. Предварительное расследование: Учебное пособие. – М., 1997.

  23. Рыжаков А.П. Процессуальные документы следователя и дознавателя (образцы по новому УПК РФ): Учебное пособие.- 2002.

  24. Следственные действия. – Волгоград, 1992.

  25. Справочник следователя. - М., 1992.- Вып. III.

  26. Справочник следователя.- М., 1990.- Вып. I, II.

  27. Статкус В.Ф., Жидких А.А. Органы предварительного следствия в системе МВД России, – М., 2000.

  28. Томин В.Т. Острые углы уголовного судопроизводства.- М., 1991.

  29. Учебник уголовного процесса. - М.: СПАРК, 2002.

  30. Харитонов А.Н., Деришев Ю.В. Органы предварительного следствия.- Волгоград, 1997.

34.Якимович Ю.К., Пан Т.Д. Предварительное следствие по УПК РФ.- Томск, 2002.

введение

Борьбу с преступностью осуществляют специальные органы государства – суд, прокуратура, органы внутренних дел и другие. В составе прокуратуры, ФСБ, Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропным веществ, а также при МВД действуют следственные аппараты. Следственный аппарат органов внутренних дел с момента его образования в 1963г. по объему выполняемой работы стал ведущим в системе правоохранительных органов нашей страны. В настоящее время им расследуется 70% зарегистрированных преступлений и 93% преступлений, предварительное следствие по которым обязательно.

В деятельности следователя важное место занимают вопросы организации расследования, определения оптимальных путей решения задач уголовного судопроизводства, соблюдения законности при производстве по уголовному делу. Среди распространенных нарушений, допускаемых следователем при расследовании необходимо выделить:

- несоблюдение процессуальных сроков, несвоевременное возбуждение ходатайств об их продлении, низкое качество расследования уголовных дел;

- необоснованное и незаконное прекращение предварительного расследования, невыполнение требований надзирающего прокурора;

- нарушение порядка изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества;

- ошибки, связанные с прекращением уголовных дел по реабилитирующим основаниям: неправильная оценка доказательств на предмет их достаточности для предъявления обвинения; неправильное применение закона, неверная квалификация деяния; недостаточная проверка достоверности полученных доказательств; нарушение порядка формирования доказательств или неправильная оценка их допустимости.

Во многом устранению названных недостатков должны способствовать организация следователем первоначального этапа расследования и производства следственных действий, а также правильное, основанное на законе фиксация результатов последних.

^ 1. Теоретические и правовые основы

предварительного следствия.
1.1 Понятие и задачи предварительного следствия
Предварительное следствие как одна из основных форм предварительного расследования является важной функцией государства. Издревле человек пытался познать прошлое, в т.ч. получить представление об обстоятельствах происшедшего события, поступка людей.

Установление обстоятельств преступления как события прошлого государство поручало специально на то уполномоченным органам, которые наделялись определенными полномочиями, обеспеченными государственным принуждением, порядок их деятельности закреплялся в правовых актах, устанавливались средства и сроки этой деятельности. Расследовать значит подвергнуть всестороннему рассмотрению, изучению, произвести следствие, т.е. выяснить обстоятельства, связанные с преступлением.

Все уголовное судопроизводство согласно УПК подразделяется на 2 части – досудебное производство по уголовным делам (Часть вторая УПК) и его рассмотрение в суде (Часть третья УПК).

Досудебное производство, которым согласно п.9 ст.5 УПК именуется уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу, делится на ряд этапов:

- рассмотрение сообщений о преступлениях (стадия возбуждения уголовного дела) – ст.140-149 УПК (Гл.19);

- предварительное следствие или дознание (в зависимости от категории уголовного дела или указания прокурора) – Гл.Гл.21-32, 51, 52 УПК;

- деятельность прокурора по делу, поступившему к нему с обвинительным заключением (Гл.31 УПК) либо обвинительным актом (ст.226 УПК).
Характеристика (основные черты) предварительного следствия

1. Осуществляется ограниченным кругом специальных субъектов – следователями (в отличие от дознания, которое производится органами, указанными в ч.1 ст.40 УПК). Закон предоставляет право производства предварительного следствия исключительно органам, перечисленным в ч.2 ст.151 УПК (следователям прокуратуры, ОВД, ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ). Тем самым законодатель подчеркивает, что органом предварительного следствия является следователь, а не ведомство, которое он представляет. Предварительное следствие является единственной функцией следователя, независимо от его ведомственной принадлежности. Например, одновременно с расследованием уголовного дела следователь не может осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, а прокурор – надзор. Кроме того, предварительное следствие вправе производить начальник следственного отдела, прокурор, а также орган дознания по поручению следователя (ст.ст.37-39 УПК).

2. Характеризуется высокой степенью процессуальной самостоятельности и независимости лица, производящего расследование (ч.3 ст.37, ст.38 УПК).

3. Производится по наиболее сложным (в т.ч. неочевидным) делам, представляющим повышенную общественную опасность, (в отличие от дознания, которое производится по делам небольшой или средней тяжести, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (ч.3 ст.150, ст.223 УПК), а также по делам в отношении отдельных категорий лиц (пп. б, в ч.2 ст.151, ст.434 УПК).

4. Может быть произведено по любому уголовному делу, если это признает необходимым прокурор (ст. 37, ч.4 ст.150 УПК, ст.31 Закона о прокуратуре).

5. Осуществляется в пределах 2 месячного срока с правом его дальнейшего продления (ст.162 УПК), может быть произведено группой следователей (ст.163 УПК) и имеет собственные, отличные от дознания (п.2 ч.1 ст.158 УПК), итоговые решения по делу (п.1 ч.1 ст.158, ст.439 УПК), в которых констатируется решение стоящих перед предварительным расследованием задач.

Задачи (цели) предварительного следствие в общем виде сформулированы в ст.6 УПК, где определяется предназначение уголовного судопроизводства. К ним относятся:

1) защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

2) защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения его прав и свобод.

Кроме того, в ч.2 ст.6 УПК в качестве непосредственной задачи, возлагаемой на органы предварительного расследования, закреплено уголовное преследование, которое представляет собой процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п.55 ст.5 УПК).

Таким образом, предварительное следствие – это регламентированная уголовно-процессуальным законом деятельность органов предварительного следствия по обнаружению (раскрытию) преступлений и лиц, их совершивших, установлению всех обстоятельств совершенного преступления для определения оснований, исключающих или препятствующих дальнейшему производству по уголовному делу, либо предполагающих его дальнейшее рассмотрение в суде.
^ 1.2. Система и структура органов предварительного следствия
Согласно Приказу МВД России от 4 января 1999 г. № 1 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 422 (О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия Министерства внутренних дел Российской Федерации)», следственные подразделения выведены из структуры аппаратов органов внутренних дел и в качестве органов предварительного следствия образованы:

  1. Следственный комитет при МВД РФ;

  2. Следственные управления Следственного комитета по федеральным округам;

  3. Главные следственные управления, следственные управления (отделы) при ОВД субъектов РФ;

  4. Следственные управления (отделы, отделения, группы) при ОВД в районах, городах при ОВД в закрытых административно-территориальных образования, на особо важных и режимных объектах, при ОВД по охране метрополитена, на железной дороге, воздушном, водном транспорте.

Основными задачами органов предварительного следствия являются:

– обеспечение в пределах своих полномочий законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

– организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с возложенными задачами органы предварительного следствия осуществляют следующие основные функции:

1) анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования;

2) изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предварительного следствия, разрабатывают для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений;

3) организуют взаимодействие следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;

4) изучают правоприменительную практику следователей органов внутренних дел Российской Федерации и осуществляют разработку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации;

5) обеспечивают эффективную кадровую политику, подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства;

6) организуют рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

Главные следственные управления создаются при ГУВД субъектов РФ, а следственные управления образуются при МВД, УВД субъектов РФ при штатной численности личного состава 25 и более единиц, следственные отделы при численности 10 и более единиц. При следственном управлении, следственном отделе могут создаваться специальные следственные подразделения.

При органах внутренних дел районов, городов, районах в городах образуются СО при штатной численности более 15 единиц, следственное отделение – более 4 единиц и следственные группы – более 2 единиц.

^ Следственный комитет возглавляет начальник (он же – заместитель Министра внутренних дел), назначаемый на должность Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Его заместители назначаются Министром внутренних дел по представлению начальника Следственного комитета.

В структуре Следственного комитета функционируют: организационное управление, контрольно-методическое управление, информационно-аналитическое управление, следственная часть по расследованию организованной преступной деятельности и другие подразделения.

В установленном порядке в составе Следственного комитета или в непосредственном ему подчинении могут создаваться специализированные и другие подразделения. В Следственном комитете для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности органов предварительного следствия в системе Министерства действует оперативное совещание, персональный состав которого утверждается начальником Следственного комитета.

При ГУВД субъектов Российской Федерации создаются главные следственные управления (типовая структура представлена в ^ Приложении 6 к приказу МВД России от 04.01.99г. №1).

Следственное управление при ОВД субъекта Российской Федерации возглавляет начальник (он же – заместитель начальника УВД), который назначается министром внутренних дел по представлению начальника Следственного комитета при МВД России (Приложение 8 к приказу МВД России от 04.01.99г. №1).

^ Следственное управление (отдел) при ОВД района в городе возглавляет начальник (он же – заместитель начальника ОВД), назначаемый начальником УВД по представлению начальника СУ субъекта Российской Федерации (Приложение 11 к приказу МВД России от 04.01.99г. №1).

В следственных отделах (отделениях) работают следователи, старшие следователи, а в ГСУ (СУ), кроме того, имеются следователи по особо важным делам и старшие следователи по особо важным делам. Указанные лица назначаются на должность начальником МВД (ГУВД, УВД) субъекта Российской Федерации по представлению начальника следственного управления субъекта Российской Федерации.

С 1999 года в следственных подразделениях появилась должность помощника следователя. Это лица младшего начальствующего состава (до старшего прапорщика юстиции), достигшие 18 лет, имеющие общее среднее образование и по состоянию здоровья и морально-психологическому состоянию способные проходить службу в ОВД. Их задача – техническая и организационная помощь следователю по расследованию преступлений.
^ 1.3. Процессуальный статус следователя
  1   2   3   4

Похожие:

Литература Конституция РФ. М., 1994. Закон РФ «О милиции» icon12 декабря – День Конституции Российской Федерации Конституция
Конституция главный закон государства, в котором прописаны права и обязанности граждан
Литература Конституция РФ. М., 1994. Закон РФ «О милиции» iconПримерные вопросы к экзамену (зачету) по курсу «Правоведение»
Конституция Российской Федерации – основной закон государства, её структура, понятие, признаки и черты. Конституционные нормы
Литература Конституция РФ. М., 1994. Закон РФ «О милиции» iconЛитература Б. Пере. Жизнь, исполненная интереса. Р. Витрак. Тайны...
Методология психоаналитического анализа произведений литературы (фрейдистская теория символов)
Литература Конституция РФ. М., 1994. Закон РФ «О милиции» iconЗакон Дюлонга
Закон Дюлонга-Пти (Закон постоянства теплоёмкости) — эмпирический закон, согласно которому молярная теплоёмкостьтвёрдых тел при комнатной...
Литература Конституция РФ. М., 1994. Закон РФ «О милиции» iconПлан лекции Что такое художественная литература. Древнейшие литературные источники
Литература вся совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность,...
Литература Конституция РФ. М., 1994. Закон РФ «О милиции» icon65 отделением милиции Санкт-Петербурга по Кировскому району

Литература Конституция РФ. М., 1994. Закон РФ «О милиции» iconТворчість Володимира Дрозда є помітним явищем у розвитку української...
Сіверська, суддя» (1985), «Пришестя» (1994), «Музей живого письменника» (1994), «Злий дух. Із житієм» (1999). Окремий тематичний...
Литература Конституция РФ. М., 1994. Закон РФ «О милиции» iconЛитература второй половины ХХ ст.» Французская литература Веркор:...
Список художественных текстов для самостоятельного прочтения по курсу «зарубежная литература второй половины ХХ ст.»
Литература Конституция РФ. М., 1994. Закон РФ «О милиции» iconТемы семинарских занятий
Законодательство в сфере информатизации и ит (федеральный закон №24-фз от 20. 02. 1995; федеральный закон №149-фз от 27. 07. 2006;...
Литература Конституция РФ. М., 1994. Закон РФ «О милиции» iconЗакон единства и борьбы противоположностей. Закон взаимного перехода...
Релятивизм- признание относительности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница