Лекция 10. Профессиональная этика гражданского государственного служащего Профессиональная этика государственного и муниципального служащего это 1 наука о профессиональной морали;


Скачать 203.63 Kb.
НазваниеЛекция 10. Профессиональная этика гражданского государственного служащего Профессиональная этика государственного и муниципального служащего это 1 наука о профессиональной морали;
Дата публикации22.06.2013
Размер203.63 Kb.
ТипЛекция
vb2.userdocs.ru > Право > Лекция


Лекция 10. Профессиональная этика гражданского государственного служащего

Профессиональная этика государственного и муниципального служащего – это 1) наука о профессиональной морали; 2) кодекс поведения, включающий этические принципы нормы, моральные требования общества к нравственной сущности государственного и муниципального служащего, социальному назначению их служебной деятельности, характеру взаимоотношений с обществом, государством в процессе обеспечения их взаимодействия и защиты прав и законных интересов граждан; это система общих ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения между руководителями и подчиненными, коллегами в процессе их совместной деятельности, направленной на создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и достижение целей, вытекающих из назначения данной профессии.

Существенную роль в формировании этики госслужбы оказали исторические реалии формирования государственной службы в той или иной стране. Они делали этические требования более конкретными, обусловленными историческими реалиями данной страны (служение государю)

Можно сказать, что государственная служба как культурный институт – это такой уровень развития системы государственной службы, в котором компетентность, профессионализм, моральные принципы государственных служащих должны воплощать этот уровень, создавать условия для ее эффективного влияния на реальную жизнь граждан.

Проблему соотношения этики и управления впервые поставил Н. Макиавелли. Он разработал особое политическое искусство создания твердой государственной власти любыми средствами, не взирая ни на какие моральные принципы: «цель оправдывает средства». Однако в управлении обществом центральное место занимает человек, поэтому нельзя игнорировать то, что можно обозначить понятием «человеческое измерение», человеческий фактор. Функционирование современного государственного аппарата невозможно представить без рационально разработанных, твердо установленных и обязательных формальных правил, без строгой профессионализации механизма управления. Инструментом и одновременно результатом такой профессионализации, в частности, стали государственные служащие, деятельность которых основывается на принципах профессиональной компетентности, иерархии и специализации функций. В данном контексте, естественно, возникает вопрос о соотношении профессионализма и нравственности.
Безусловно, государственный служащий несет личную ответственность за свои действия. Такая ответственность предполагает наличие у субъекта этой ответственности собственных морально-этических позиций и убеждений. С этой точки зрения профессионализм и эффективность деятельности государственного служащего и является показателем его нравственности, верности своему профессиональному призванию и долгу.

Очень важно, чтобы морально-этический аспект в управлении отвечал правовому аспекту. В данном случае очень сложно не допустить перегиба в какую-либо одну сторону: профессионализм в ущерб нравственности, и наоборот, нравственные основы в ущерб правовым принципам. Подчинение права нравственности с точки зрения юридического порядка означало бы стремление к насильственному насаждения справедливости и добра и могло бы привести к всевластию государства (например, опыт тоталитаризма, где политика полностью была подчинена идеологии, которая претендовала на принудительное счастье для всех людей).

Нравственность на государственной службе становится понятием государственного масштаба, так как государственная служба является индикатором государства. Поэтому и государство, и общество должны заниматься этой проблемой – проводить политику нравственности. Более того, государственная служба неразрывно связана с моралью, этикой, моральным обликом государственного служащего. Государственные служащие имеют огромное влияние на жизнь обычных граждан. Формально может казаться, что в сфере повседневной работы госслужащих проблемы этики являются менее важными, чем многие другие. Но именно этика, так или иначе, влияет на решение всех других проблем без исключения, поэтому, в конце концов, она может оказаться важнее всего остального. Отрицательное мнение от действия государственного служащего, даже если оно единично, тем не менее, все равно подрывает авторитет государственной службы и доверие к власти, а, следовательно, и к демократическим идеалам в целом. Таким образом, соответствие поведения служащих достаточно высоким моральным стандартам – это цена веры обычных граждан в демократию и правовое государство.

Но в исследованиях последнего десятка лет фиксировались серьезные перемены нравственных ценностей людей, что позволило выявить основные тенденции данных изменений в российском обществе в целом. Во-первых, в духовно-нравственном мире личности сузилась сфера общественно важных позитивных ориентиров и возросла доля сугубо личностных. Почти вдвое снизилась по сравнению с советским периодом важность таких качеств, как социальная значимость труда, сознание и чувство общественного долга, честность, принципиальность, общественная активность. Резко возрос вес личной инициативы, целеустремленности, материального благополучия, связей с «нужными людьми», умение «подать себя» и т. д. Во-вторых, на первое место все чаще выходят ценности потребления, причем это стремление к вещам как к главной и зачастую единственной цели жизни. Это признак того, что потребительская психология перерождается в потребительскую идеологию. В-третьих, в массовом сознании получил широкое распространение культ денег. Признается возможность их получения любыми способами и средствами. Деньги, не являясь категорией нравственной, превратились сегодня в главную силу, питающую аморализм в обществе, в том числе, одни из самых отрицательных его проявлений – взяточничество и коррупцию.

Именно государственная служба и ее кадровый корпус в силу своей организованности, корпоративной сплоченности, профессионализма могли бы стать фактором стабилизации и духовно-нравственного возрождения общества, но при условии собственного нравственного оздоровления и осознания миссии служения государству и обществу. Но вполне очевидно, что общие факторы моральной деформации общества не могли не повлиять и на изменения в сфере профессиональной морали государственных служащих.

Следует выделить тенденции, связанные с деформацией системы профессионально-нравственных ценностей государственного чиновника, которые, во-первых, развиваются под влиянием негативных процессов, протекающих в российском обществе. Многочисленные противоречия бытия, ломающие систему ценностей, приводят к тому, что служебный долг, переплетаясь с завышенными потребностями, уходит на второй план. Во-вторых, среди характеристик общественного сознания можно выделить весьма распространенное явление мимикрии, которое выражается в несогласованности между исповедуемыми идеями и принципами нравственности, с одной стороны и реальным уровнем моральных требований к себе и окружающим – с другой. Данное явление, к сожалению, присуще большинству государственных служащих. В-третьих, развивается так называемый синдром привыкания к негативным явлениям. Например, при явно отрицательном отношении абсолютного большинства населения к сложившейся системе взяточничества, значительное число предпочитает откупаться от чиновников для разрешения возникающих проблем с властью. В свою очередь, это обусловливает кардинальные изменения морального сознания и поведения самих чиновников. Формируется принцип: «Если дают – надо брать», а ситуация начинает восприниматься как сама собой разумеющаяся. В-четвертых, не всегда совпадают ценностные ориентации, мировоззренческие принципы различных поколений государственных служащих. Молодые чиновники отличаются большим динамизмом, раскованностью, смелостью управленческих решений. Это приводит к социальной напряженности в профессиональных отношениях, увеличению межличностных, межгрупповых конфликтов в служебных коллективах. В-пятых, складывается устойчивая система обособленности корпуса государственных служащих, а развивающаяся корпоративность иногда носит агрессивный характер, что приводит к развитию чувства особой социально-статусной значимости государственной службы в сложившейся системе общественных отношений.

Необходимо учитывать и еще ряд моментов.

  1. Государственная служба финансируется из казны, из бюджета, таким образом, госслужба всегда существует в условиях ограниченных ресурсов. Как результат этого финансирования, материальное вознаграждение государственных служащих всегда ниже, чем вознаграждение специалистов такого же статуса в других сферах деятельности. (в России еще и особенность – кормление). Отсюда следует, что значительная часть государственных чиновников (на всех уровнях) стремится, используя властные и распорядительные полномочия, восполнить уровень вознаграждения до стандартного статусного уровня.

  2. Определённая часть государственных служащих идёт в аппарат, не взирая на маленькую заработную плату, стремясь извлечь личную пользу. Государственная служба для многих – дополнительный трамплин для успешной деловой дальнейшей деятельности.

Таким образом, современный период административной реформы в России требует поиска адекватной существующему типу государства, общества, общественных отношений профессионально-этической модели поведения и деятельности государственного служащего.

Во многом, этим и обусловлено особое внимание властей к нравственным аспектам деятельности государственных служащих. Ко всему, отдельные принципы нравственности закреплены в Конституции Российской Федерации: охрана прав и свобод человека, собственности, нетерпимость к правонарушителям, защита человеческого достоинства и т.п. Высшей ценностью государства являются человек, его права и свободы, основной обязанностью государства – признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина. Конституционные принципы служат фундаментом государственной службы, которая не только должна на них основываться, но и их воспроизводить, и обеспечивать их практическую реализацию.

Развивая данное положение отметим, что одним из важнейших этических принципов деятельности гражданских служащих выступает принцип законности. Нравственный аспект принципа законности состоит в том, что в ситуации морального выбора чиновник должен осознанно и добровольно остаться законопослушным, верным своему гражданскому и служебному долгу даже тогда, когда это напрямую не грозит принудительной силой закона и угрозой санкций.

Из конституционных требований и содержания принципов общественного служения и законности, предопределяющих обязанность гражданского служащего обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан, вытекает и ряд других важнейших принципов.

^ Принцип гуманизма, который выражен в требовании уважения к человеку, веры в него, признания суверенитета и достоинства личности.

Принцип беспристрастности и независимости, значение которого особо актуально в тех случаях, когда не созданы необходимые условия, позволяющие чиновнику помнить о социальной цене служебной деятельности и ее нравственном смысле.

^ Принцип ответственности, означающий совокупность правового, социального и морального факторов в отношении гражданского служащего к обществу, государству, государственным органам, государственной службе, к своей профессиональной среде. Именно они определяют поведение государственного служащего, возлагают на него обязательства по выполнению его служебного долга и предусматривают его способность предвидеть результаты управленческих действий, поступков и готовность отвечать за их последствия, обеспечивая социальную стабильность в обществе.

^ Принцип справедливости, который реализуется в законном и рациональном использовании государственно-властных полномочий, в действенной защите прав граждан, в удовлетворении социальных ожиданий как важнейшем критерии оценки эффективности государственной службы.

^ Принцип лояльности, понимаемый как верность, преданность, благожелательное отношение, предполагающие установку на внутреннее приятие объекта или идеи, убежденность в правильности своей позиции, решимость и готовность поддерживать этот объект или следовать этой идее.

Воспитание необходимых сегодня российскому чиновнику нравственных качеств – гражданственности, патриотизма, честности и порядочности, неподкупности и социальной ответственности – предполагает социальную и государственную востребованность этих качеств и всемерную их поддержку со стороны государства, (как правовую, так и моральную), так и гражданского общества.

И в настоящее время наконец-то оценена актуальность проблемы преодоления нравственного дефицита в рядах кадрового корпуса гражданских служащих, что подтверждено указами Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», от 19 ноября 2002 г. № 1336 «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)»», от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)»», Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих от 23 декабря 2010 г.

Одним из основных принципов функционирования системы государственной службы и деятельности государственных служащих является этичность поведения государственного служащего, поддержание им авторитета государственной службы и ее корпоративных основ. В число принципов, на основе которых должно осуществляться взаимодействие государственной службы и структур гражданского общества, включены требования подконтрольности системы государственной службы государству и гражданскому обществу, беспристрастности государственных служащих при исполнении должностных (служебных) обязанностей, а также соблюдения ими этических норм и правил поведения.

В связи с этим следует более досконально рассмотреть основные положения Указов Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», и от 16 июля 2009 г. № 814 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и в общие принципы, утвержденные этим Указом». Указ, как указывалось в акте 2002 года, был принят в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на федеральной государственной службе и государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Исходя из Указа (№885), общие принципы представляли собой основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей. Государственные служащие призваны исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей, проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций. Кроме того, государственные служащие должны воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении ими должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации или авторитету государственного органа и др.

Руководствуясь Федеральным законом «О противодействии коррупции», президент внес коррективы в Указ от 12 августа 2002 года, устанавливавший принципы служебного поведения госслужащих. Поправки актуализировали эти принципы в целях эффективного применения закрепленных в законодательстве о противодействии коррупции нормативных положений.

В новой редакции этих положений в обязанности государственных служащих входит добросовестное исполнение своих обязанностей в целях обеспечения эффективной работы госорганов и в пределах полномочий своего ведомства. При этом госслужащие должны исходить из того, что признание и соблюдение прав и свобод человека определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и их работников.

При этом всячески подчеркивается необходимость полного нейтралитета госслужащих. Они не должны оказывать предпочтения профессиональным и социальным группам и организациям, быть независимыми от их влияния и исключать действия, вызванные этим влиянием. Не должны госслужащие поддаваться и влиянию политических партий. Взятка для чиновника, согласно новым поправкам, должна стать просто опасной. Замеченный в получении взяток рискует потерять не только свой пост, но и свободу. Обо всех попытках склонить к коррупционному поведению чиновники должны уведомлять своего работодателя и органы прокуратуры.

Сами госслужащие тоже не должны злоупотреблять своим положением для оказания влияния на деятельность госорганов, организаций, других должностных лиц и простых граждан для решения вопросов личного характера. Зато решать чужие конфликты интересов – прямая обязанность госслужащих, возможности которой ограничены лишь действующим законодательством. В обязанности госслужащих входит соблюдение норм служебной, профессиональной этики, соблюдение установленных законами ограничений и запретов, проявление корректности и внимательности в обращении с гражданами и должностными лицами.

Определенные рамки поведения для госслужащих заложены и для их публичных выступлений. Чиновникам стоит воздерживаться от двух вещей: от публичных оценок деятельности госорганов и их руководителей, если это не входит в должностные обязанности, а также от обозначения в иностранной валюте экономических показателей России. В остальных случаях служащие обязаны, во-первых, соблюдать установленные в госорганах правила публичных выступлений и предоставления служебной информации, а во-вторых, уважительно относиться к деятельности представителей СМИ, информирующих общество о работе госоргана.

Общие направления развития морально-нравственной составляющей государственной гражданской службы приобрели достаточно ясные очертания по мере реализации федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации» (27 мая 2003 г.) и «О государственной гражданской службе Российской Федерации»(27 июля 2004 г.). В ряде статей Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» включены требования к служебному поведению гражданских служащих, что само по себе является новацией: впервые в российском законодательстве установлены правовые нормы должного служебного поведения государственных служащих.

В рамках реализации Программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)» был наконец разработан и одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21) Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, о необходимости которого последние десять лет активно говорили и теоретики-юристы и практические работники. Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные служащие независимо от замещаемой ими должности.

Целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных служащих.

Кодекс формулирует комплекс норм, которые можно разделить на группы, связанные, во-первых, с морально-этическими принципами в деятельности государственного служащего; во-вторых, с правилами общения государственных служащих со СМИ; в-третьих, с формулировкой требований к антикоррупционному поведению гражданских государственных служащих; в-четвертых, с правилами взаимоотношений государственных служащих между собой; в-пятых, с этическими правилами служебного поведения государственных служащих; в-шестых, с мерами ответственности за нарушение положений Типового кодекса.

Более подробное обращение к изучению статей Типового кодекса позволяет вычленить следующие морально-этические принципы деятельности государственного служащего: добросовестность, профессионализм, защита прав и свобод граждан, нейтральность, беспристрастность, аполитичность, терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, корректность и другие (пункт 11).

Этические правила служебного поведения государственного служащего охватывают основные стороны его деятельности:

- государственному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени (пункт 25);

- государственный служащий воздерживается от:

любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами (пункт 26);

- государственный служащий призван способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом, быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами (пункт 27);

- внешний вид государственного (муниципального) служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность (пункт 28).

Особое внимание к вопросу антикоррупционного поведения гражданских государственных служащих позволяет соединить морально-этические аспекты с проблематикой антикоррупционной политики государства вообще.

Вопрос преодоления коррупционных явлений в государственной службе нельзя ограничивать только рамками соответствия или несоответствия государственного влияния на складывающуюся ситуацию, например посредством принятия жестких законодательных норм в борьбе с коррупцией. Практика, как историческая, так и современная, показала, что если борьба с коррупцией в госаппарате ведется исключительно представителями самого аппарата, при этом с преимущественным использованием карательных мер, то коренные причины явления не устраняются, т.е., если сохраняются социально-психологические предпосылки коррупции, то и само явление не исчезает. Но именно социально-психологические механизмы поведения человека теснее всего связаны с этическим регулированием.

Важную роль в противодействии коррупции отводят внедрению механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе. Этические проблемы, связанные с конфликтом интересов в системе государственной службы, достаточно сложны. Общий подход здесь должен состоять в том, что моральный и профессиональный долг государственного служащего состоит в обеспечении государственного интереса. Личные интересы государственного служащего или интересы третьих лиц или групп, к которым государственный служащий может иметь непосредственное отношение, должны носить подчиненный характер, если они отличаются от государственного интереса. Принимаемые государством решения должны по возможности удовлетворять интересы всего общества, поскольку только при таком режиме возможно эффективное предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы Российской Федерации.

Тема противодействия коррупции в системе государственной службы получила дальнейшее развитие в Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих. Следует показать, как в Кодексе реализуется понимание тесной связи и взаимозависимости таких элементов, как формирование морально-нравственного облика гражданского служащего и мер антикоррупционной деятельности государства.

^ В соответствии с положениями Типового кодекса одним из основных правил служебного поведения гражданского служащего являются обязанности:

исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей (пункт 15);

уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к гражданскому служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (пункт 17);

не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, гражданских служащих и граждан при решении вопросов личного характера (пункт 11, подпункт «о»).

В Типовом кодексе устанавливаются следующие требования к антикоррупционному поведению гражданских служащих:

гражданский служащий при исполнении им должностных обязанностей не должен допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

при назначении на должность гражданской службы и исполнении должностных обязанностей гражданский служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей (пункт 15);

гражданский служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 16);

гражданский служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью гражданского служащего (пункт 17);

гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются соответственно собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 18).

Особое внимание в Типовом кодексе уделяется установлению обязанностей государственных гражданских служащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, в сфере противодействия коррупции. В частности, закрепляются следующие обязанности указанных должностных лиц:

принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; принимать меры по предупреждению коррупции;

не допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений (пункт 22).

Предусматривается, что гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему гражданские служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости (пункт 23).

Таким образом, сегодня приходит осознание прямой зависимости между нравственным авторитетом власти, доверием к ней народа и стабильностью государственных устоев, причем моральный авторитет власти напрямую связывается с уровнем нравственности кадрового корпуса гражданских служащих, антикоррупционной деятельностью. Более того, морально-этическая составляющая государственной службы определяет уровень демократичности государства, его целостность и авторитет, эффективность и прочность морально-правового статуса самой государственной службы.

Аристотель писал: «тремя качествами должны обладать те, кто намерен занимать высшие государственные должности: во-первых, сочувствовать существующему государственному строю; затем, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью, соответствующими каждому виду государственного строя».

Следовательно, государственному служащему должны быть присущи такие добродетели, как патриотизм, лояльность, нравственность. Соответственно, он четко должен представлять себе, кому служит.

^ В России государственная служба по определению нацелена на служение государству и обществу, народу, что ясно вытекает из нормы Конституции РФ о том, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (статья 3, пункт 1). И требования общества к нравственному смыслу и социальному назначению профессиональной деятельности гражданских служащих связана с идеей общественного служения, что определяется социальным характером российского государства.

Сегодня, особенно в либеральных кругах во властных структурах и обществе, бытует мнение, что чиновник прежде всего служит обществу. Тем самым подчеркивается необходимость «быстрого ухода» государства и его институтов из тех сфер деятельности и социальных отношений, где их могут заменить частная инициатива и рыночные механизмы. Для такого подхода характерно копирование зарубежных моделей управления и форм государственного развития западных стран. В этом нет ничего плохого, но нам надо учитывать наши исторические традиции, а также экономические и социально-политические реалии. Государственный чиновник в любом государстве служит прежде всего своему государству, а уже через него обществу. Об этом говорит само его название – «государственный».

Для современной государственной службы принципиально важны ее цели и приоритеты, причем не только в правовом, но и в нравственном отношении. Человек, находящийся на государственной службе, должен понимать, что главная цель для него – это служение государству и через государство – обществу, поскольку служение гражданскому обществу является стратегическим приоритетом государственной службы любого демократического государства. Логика такова: если государство служит обществу, то и государственная служба должна служить ему же. Иными словами, и государственная служба, и госслужащие служат одновременно и государству, и обществу.

Похожие:

Лекция 10. Профессиональная этика гражданского государственного служащего Профессиональная этика государственного и муниципального служащего это 1 наука о профессиональной морали; iconЛекция профессиональная этика судьи
Судейская этика – это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения судей, обеспечивающих нравственный...
Лекция 10. Профессиональная этика гражданского государственного служащего Профессиональная этика государственного и муниципального служащего это 1 наука о профессиональной морали; iconКнига рекомендуется практическим работникам сми. Содержание слова...
Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М.: Аспект Пресс, 2000. 208 с
Лекция 10. Профессиональная этика гражданского государственного служащего Профессиональная этика государственного и муниципального служащего это 1 наука о профессиональной морали; iconПрофессиональная этика адвоката
Адвокатская этика – это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил работников адвокатской профессии, обеспечивающих...
Лекция 10. Профессиональная этика гражданского государственного служащего Профессиональная этика государственного и муниципального служащего это 1 наука о профессиональной морали; iconЛекция профессиональная этика нотариуса
Нотариальная деятельность – вид профессиональной юридической деятельности, имеющий целый ряд существенных особенностей, отличающих...
Лекция 10. Профессиональная этика гражданского государственного служащего Профессиональная этика государственного и муниципального служащего это 1 наука о профессиональной морали; iconЛекция Юридическая этика: особенности и специфика Соотношение понятий «мораль»
Этика изучает сущность морали, ее происхождение, функционирование и эволюцию в обществе. Мораль регулирует поведение человека во...
Лекция 10. Профессиональная этика гражданского государственного служащего Профессиональная этика государственного и муниципального служащего это 1 наука о профессиональной морали; iconЮридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики
Сократ, Платон, Аристотель. Термин этика ввел Аристотель. Этос – нравы. Позже в Греции этика приобрела юридическое и политическое...
Лекция 10. Профессиональная этика гражданского государственного служащего Профессиональная этика государственного и муниципального служащего это 1 наука о профессиональной морали; iconЮридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики
Сократ, Платон, Аристотель. Термин этика ввел Аристотель. Этос – нравы. Позже в Греции этика приобрела юридическое и политическое...
Лекция 10. Профессиональная этика гражданского государственного служащего Профессиональная этика государственного и муниципального служащего это 1 наука о профессиональной морали; iconЮридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики
Сократ, Платон, Аристотель. Термин этика ввел Аристотель. Этос – нравы. Позже в Греции этика приобрела юридическое и политическое...
Лекция 10. Профессиональная этика гражданского государственного служащего Профессиональная этика государственного и муниципального служащего это 1 наука о профессиональной морали; iconЮридическая этика. 09. 09. 2011 Общие вопросы этики
Сократ, Платон, Аристотель. Термин этика ввел Аристотель. Этос – нравы. Позже в Греции этика приобрела юридическое и политическое...
Лекция 10. Профессиональная этика гражданского государственного служащего Профессиональная этика государственного и муниципального служащего это 1 наука о профессиональной морали; icon1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания
Профили подготовки «Психология образования», «Психология и педагогика образования одаренных детей»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница