Роль государственной гражданской службы особенно возрастает сегодня, в условиях современного финансово-экономического кризиса, когда от профессионализма


Скачать 331.42 Kb.
НазваниеРоль государственной гражданской службы особенно возрастает сегодня, в условиях современного финансово-экономического кризиса, когда от профессионализма
страница1/3
Дата публикации22.06.2013
Размер331.42 Kb.
ТипДокументы
vb2.userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3
Роль государственной гражданской службы особенно возрастает сегодня, в условиях современного финансово-экономического кризиса, когда от профессионализма, коррупционной устойчивости, умения служащих своевременно и оперативно решать задачи государственного управления, зависят и нормальное функционирование рыночной экономики, и сохранение социальной стабильности в обществе, и обеспечение и защита законных прав и интересов граждан.

И именно государственная гражданская служба призвана претворять в жизнь политику государства во всех сферах его деятельности. Обратите внимание!!! Особенно важно то, что в условиях моральной эрозии, поразившей сегодня все слои российского общества, именно государственная служба в силу своей организованности, корпоративной сплоченности, высокого профессионализма и компетентности может стать фактором стабилизации и духовно-нравственного оздоровления общества. Именно на нее должна быть возложена роль гаранта успехов в построении действительно демократического социального правового государства, но при условии ее нравственного самоочищения и осознания своей миссии служения обществу. И этим обусловлено особое внимание к нравственным аспектам деятельности государственных служащих

Признанные обществом нравственные критерии оценки поведения служащих, во многом, определяют содержание правовых норм. Ослабление нравственных устоев в России порождает объективную необходимость принятия актов, регулирующих поведение государственных служащих. Постоянно возникают проблемы согласования властных полномочий и морали. Очевидно, что их нерешенность является одной из причин коррупции, которая сама по себе не только общественное зло, требующее адекватной моральной оценки, но и существенный тормоз развития страны, формирования в ней институтов демократии. Коррупция – это прямое следствие политической нестабильности, экономического упадка, деградации морали, ослабления системы социального контроля.
Любой процесс требует его рассмотрения в исторической ретроспективе и поэтому мы постараемся определить состояние морально-нравственного регулирования государственной службы в период зарождения и становления Российской государственности, в советский и современный периоды.

Итак, в условиях реформирования системы государственной службы Российской Федерации в общественном сознании начинают складываться представления об этических нормах государственно-служебных отношений и их роли в жизни государства и общества. Во многом они базируются на традиционных представлениях о долге и чести российского чиновника, ответственного перед государством и служащего ему. В ряду моральных принципов и норм, составляющих нравственные основы государственной службы современной России и выдвигаемых по отношению к своим государственным служащим государством, особо следует обратить внимание на такой принцип, который должен стать ведущим – служение не только государству, но и обществу. Именно в его реализации более всего видна специфика, обусловленная историческими традициями, политическими, культурными, психологическими и иными факторами.

Относительно киевского периода становления системы государственной службы следует помнить, что первой политической элитой русского общества являлось такая многофункциональная (относительно роли в государстве) группа, как боярство, выводившее свои корни из старшей дружины. Старшая дружина являлась таковой во всех смыслах. Она добывала себе славу и высокое положение либо на службе у своих князей, либо переходила уже с большими заслугами от отцов князей. Ими дорожили и с ними считались. Они занимали высшее место в государстве: в думе князя, региональном и военном управлении. Совет бояр (часто уже к этому периоду историки применяют термин Боярская Дума) решал вместе с князем основные земские вопросы. Дружинники составляли окружение князя, нередко жили с ним под одной крышей, ели с одного стола. Князь совещался с дружинниками по вопросам войны и мира, организации походов, сбора дани, управления. С ними вместе он принимал постановления, законы, судил людей. Они помогали князю управлять его двором, хозяйством, исполняли поручения. Следовательно, связь князя и дружинников не базировалась на отношениях подданства.

Постепенно, именно в Киевский период, начала формироваться психология и идеология дружинной службы. Во-первых, отношения между князем и дружиной, между дружинниками регулировались нравственными нормами. Во-вторых, понятие чести превратилось в главнейший, общий нравственный принцип, лежащий в основе всего кодекса правил поведения и этикета служилого сословия. В-третьих, главными принципами дружинной идеологии являлись: обязанность князя любить свою дружину, одаривать ее, устраивать пиры, заботиться о содержании дружины. Дружинники, в свою очередь, должны были стремиться своими подвигами прославлять князя, а себе добиваться чести. Дружинная мораль покоилась на идее сохранения и сбережения дружинной и княжеской чести и славы.

Итак, сложился своеобразный кодекс дружинной морали – понятие о дружинной и княжеской чести и славе. Война, отчасти и охота, служили той ареной, на которой происходило «искание чести и славы». Показать мужество свое и тем добыть себе чести, славы и хвалы было основной заботой князя и его дружины. Не уронить свою честь, не упустить своего, не уронить славы отцов и дедов, сохранить свою отчину, сберечь свою дружинную репутацию – все это заслоняло перед князьями XII–XIII веков большие государственные темы.

Таким образом, общая ценностная ориентация морального сознания на сословно-престижные статусы привела к тому, что принцип сословной чести стал основным организующим моментом этого сознания. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас летописные источники. Типичное описание «мужа достойного», его «добродетелей» давалось в «Повести временных лет»: набожность, почитание старших, гостеприимство, соблюдение обычаев, храбрость на войне, охоте и т.д. В древнерусском общественном сознании раньше других появились такие абстрактные категории как «честь» и «преданность» («верность»).

Но при этом государство нуждалось и в служащих, выполняющих целый комплекс текущих дел. И именно в этой сфере начинает закладываться практика, негативно отразившаяся в будущем на всей гражданской государственной службе, и, особенно, нравственно-этическом состоянии чиновничьего корпуса.

Десятичная система, характерная для ранних этапов развития государства, заменилась дворцово-вотчинной. Но отделить должности государственные от должностей дворцовых, представители которых отвечали за функционирование различных частей домашнего, дворцового хозяйства князя, чрезвычайно сложно. Данные лица обозначались весьма разнообразными терминами: тиун дворский (позднее, дворецкий – главный управитель княжеского дворца), «старый» (старший) конюший, покладник, позднее постельничий, казначей, клюшник. Князь и в управлении и в суде (административное управление от судебной власти не отделялось) заменил себя тиунами, управляющими от его лица. Постепенно вообще сам термин тиун приобрел дополнительное значение – судья, соответственно, в его руках находился и сбор судебных пошлин. Древнерусское общество воспринимало тиуна отрицательно. О постоянных злоупотреблениях обычно сообщала летопись: «начаша грабити и продавати людей». Это уравняло понятия «тиун» и «взяточник». Следовательно, корни взятки можно отнести еще к древнему периоду нашей истории.

Очень часто рядом с тиуном обозначалась должность вирника – сборщика штрафов (виры). Для содержании ряда должностных лиц, в частности вирника, центральная власть использовала византийский опыт. В Византии чиновникам не платили жалованья – их услуги оплачивали подданные империи. И на Руси власть предоставляла возможность содержать себя за счет подвластного населения, о чем ясно свидетельствует статья 9 Пространной редакции «Русской правды»: «А вот пошлины вирные, какие были при Ярославе. Сборщику виры брать 7 ведер солоду на неделю, сверх того барана или полоть мяса, либо деньгами 2 ногаты (5 кун)…».

Обращаясь к системе формирования кадров регионального уровня, следует отметить, что князь назначал бояр своими ставленниками в подчиненных Киеву городах и территориях. Княжеские представители на территориях – посадники (наместники). Само название должности произошло от слова, которым обозначалось назначение на нее – «посадить». Посадники имели право на определенную долю той дани, которую они собирали в пользу князя, а также на особый налог с населения для обеспечения своего существования (в последующем такая форма оплаты стала известна как «кормление»). Кормление, во многом, связано со скудностью казны, и в данном случае государство вновь использовало византийский пример – содержание служащих за счет общества, а не государственного жалования. Такой порядок не мог не оказать определенного психологического воздействия на общество. Корм выплачивался как повинность, а должность стала рассматриваться как доходная статья. Власть в сознании государственных служащих становилась, прежде всего, своеобразной «кормушкой». Это вызывало антипатии общества к формирующемуся слою управленцев, и вокруг фигуры чиновника изначально складывался круг отчуждения.

^ Ряд исследователей полагают, что кормление являлось первым легальным проявлением взяточничества в нашем государстве. Государственные чиновники обеспечивались общиной по единой норме, но жестко установленных санкций за допускаемые нарушения этой нормы не определялось. И вряд ли можно согласиться с тем, что система «кормлений» представляет собой взяточничество в классическом понимании, хотя расхожим стало выражение, что опухоль взятки начала разъедать быт и нравственность народа еще в Древней Руси.

К концу XV века произошло наделение власти государя священными свойствами, и царь стал рассматриваться как наместник Бога на земле. Это окончательно освободило его из-под контроля общества. Полное подчинение государю считалось в московской Руси нормой поведения чиновников и не случайно, в допетровский период государственных служащих называли «государевыми служилыми людьми». В эпоху формирования Московского централизованного государства государственная служба понималась как «государева служба», служение государю, т.е. служение первому лицу государства, но не самому государству и тем более не обществу. Это одна из существенных особенностей нашей государственной службы той эпохи, во многом сохраняющаяся и в дальнейшем.

В период формирования и развития Московского государства складывалась своеобразная психология и идеология службы, в одинаковой мере важная и для государя, и для служилого сословия. Государство старалось приспособить «философию службы» к своим потребностям, служилое сословие с успехом использовало ее для предъявления своих требований. И восприятие службы у тех и у других было различно.

Особенно характерны в этой области установки царя Алексея Михайловича. Для него эталоном службы была служба «всем сердцем», «радостная», «нелицемерная». Свое отношение к служилому человеку он выстраивал исходя из выполнения им своих обязанностей. Царь лично правил грамоты, стараясь подобрать оценки-определения, соответствующие заслугам адресата. По мысли Алексея Михайловича служба всем сердцем – это залог точного исполнения его монаршей воли, а любое своеволие, нестарательность – условие неудачи. Такая трактовка, в общем-то, входила в противоречие с новыми масштабами государственной деятельности, но традиции самодержавия требовали от служилого человека полного послушания и повиновения. Стоит заметить, что в принципе, это устраивало основную массу государственных служащих. Даже «отеческая честь», по мнению царя, должна была подкрепляться безупречной службой. Поэтому большее возмущение у Алексея Михайловича вызывали провинности знатных людей, нежели худородных. Эпитеты по отношению к подобным персонам убийственные: клятвопреступник, бездушник, вор, посульник. Для провинившихся царь находил одно стандартное лекарство – исправление той же службой.

Слово «честь» и «верная служба» зачастую являлись синонимами. Именно образцовая служба давала возможность снискать честь, которая бесценным состоянием передавалась потомкам. В средневековье решающую роль в регулировании жизни общества играли именно традиции, нравы, обычаи.

Правительственный взгляд на службу пропагандировался в обществе. Это предполагало демонстрацию служебного рвения, так как являлось официально признанной моделью поведения. Но на практике это патетическое отношение к служебным обязанностям, в первую очередь у дворянства, таковым было не всегда. Характерны в данном случае поговорки-присказки: «Дай Бог государю послужить, сабли не вынимая», «Дай Бог рану легкую» и другие.

Многое в поведении служилых людей определялось окружающей средой, в частности, родом. Более всего в психологии, а, соответственно и в нравах и образе жизни, просматривалось пока еще определенное тяготение к стабильности, к устоявшемуся порядку вещей. Существенная черта поведения служилого человека московского периода – четкое представление каждого о своем месте в обществе. Если тебе положен чин, то ты должен соответствовать его узким рамкам. Иерархичность служилого чина выражалась в целой конструкции прав, обязанностей, престижей, состояний. Моделировался образ поведения и, в конечном счете, создавалась система этико-правовых норм и привилегий. Но борьба за привилегии на деле означала борьбу за возможность подключиться к известному, более высокому статусу.

Огромное влияние на стиль жизни и нравы служилого боярского люда, на психологию высшего правящего сословия, в которой решающую роль играли родовые ценности, оказало местничество. Основанием всех служебных и житейских отношений при Московском дворе стало «отечество» лиц, этот двор составляющих. Родовая честь зависела от служебной: занятие низшей должности могло навсегда понизить значение рода перед другим родом. Например, если отцы двух служилых людей были начальником и подчиненным, то все их потомки по прямой линии должны были эти же отношения сохранить. И поэтому борьба за более высокое положение шла не на жизнь, а на смерть.

«Разъедало» моральный облик государевых слуг и взяточничество. К сожалению, само слово чиновник в России зачастую является синонимом «бюрократа», «волокитчика», «взяточника». Подобные явления не могли не отразиться на социальной психологии и нравах служилого люда. Для многих российских чиновников мздоимство стало образом жизни. Это задело и психологию всего общества. Подтверждение – целый ряд пословиц и поговорок: «Пошел в суд в кафтане, а вернулся нагишом», «Не ходи к воеводе с одним носом, ходи к нему с приносом», «Всяк подьячий любит калач горячий», «Сухая ложка род дерет». Но справедливости ради следует отметить, что в рассматриваемый нами период взятка, например, провоцировалась самим государством

Во-первых, в отличие от Европы, обеспечение служилых людей являлось, фактически, заботой всего населения (дань уже упоминаемой нами византийской традиции). Во-вторых, официально была узаконена практика «кормления от дел», которая была частью системы содержания государственных служащих. В-третьих, к XVII веку большинство приказных людей уже получало денежное жалование, которое дополнялось хлебным, солённым, а иногда и поместным окладом. Но система вознаграждения государственных служащих отличалась уникальной непоследовательностью и непродуманностью: размеры жалования были не велики, но и при этом борьба с ростом государственных расходов приводила к попыткам его периодического урезания, а труд младших приказных служащих часто вообще не оплачивался.

Рассмотрим данные положения более конкретно. Сразу следует исключить терминологическую путаницу. В нашем случае понятие «покормиться» (кормление) понимается шире, нежели собственно термин «кормление» как система содержания исключительно местного аппарата управления. В данный период времени, особенно на этапе формирования и начального существования московского государства различить придворную, военную и гражданскую службу очень сложно. Скудность казны заставляла правительство использовать для содержания армии разнообразные ресурсы всего общества. Ратный человек, в зависимости от ситуации, в мирное время кормился от поместья или вотчины (это кормление лежало на крестьянстве), в военное время на кормление требовалось денежное вспоможение (кроме крестьян его обеспечивали городские промышленные люди). И, наконец, третий вид кормлений – «кормление от дел». От дел кормились люди разных чинов, начиная от боярина до самого мелкого служилого человека. Яркий пример – содержание приказов, где для покрытия расходов к ним приписывались в ведение города или разряды податных людей, с которых аппарат приказа собирал подати. Собственно система кормлений, на наш взгляд – это один из видов «кормления от дел».
  1   2   3

Похожие:

Роль государственной гражданской службы особенно возрастает сегодня, в условиях современного финансово-экономического кризиса, когда от профессионализма iconВопросы к экзаменам 2012-2013 исправленный
Государственный гражданский служащий как понятие государственной гражданской службы. Понятие правового положения (статуса) гражданского...
Роль государственной гражданской службы особенно возрастает сегодня, в условиях современного финансово-экономического кризиса, когда от профессионализма iconСоциально-экономический институт финансово-экономический факультет...
Установочная конференция. Знакомство с гос впо специальности, практикой организации научно-исследовательской и воспитательной работы...
Роль государственной гражданской службы особенно возрастает сегодня, в условиях современного финансово-экономического кризиса, когда от профессионализма iconМетодические указания по теме семинара 2 (медицинское обеспечение...
Организационная структура и основные задачи органов управления медицинской службы гражданской обороны
Роль государственной гражданской службы особенно возрастает сегодня, в условиях современного финансово-экономического кризиса, когда от профессионализма icon3. Статистика грузоперевозок, осуществляемых подвижным составом атц-1:...
С чем усугубляются сложности мирового экономического кризиса. Кроме того, комбинат имени Ильича к 2010 году имел крупнейший на Украине...
Роль государственной гражданской службы особенно возрастает сегодня, в условиях современного финансово-экономического кризиса, когда от профессионализма icon1 уход за больным как лечебный фактор
...
Роль государственной гражданской службы особенно возрастает сегодня, в условиях современного финансово-экономического кризиса, когда от профессионализма iconСоциально-экономический институт финансово-экономический факультет...

Роль государственной гражданской службы особенно возрастает сегодня, в условиях современного финансово-экономического кризиса, когда от профессионализма iconSheet 1: Титульн лист
Сведения о деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по государственной регистрации прав...
Роль государственной гражданской службы особенно возрастает сегодня, в условиях современного финансово-экономического кризиса, когда от профессионализма icon21. Государственная должность: понятие и классификация
Понятия государственной должности и должности государственной службы являются основополагающими для определения правового положения...
Роль государственной гражданской службы особенно возрастает сегодня, в условиях современного финансово-экономического кризиса, когда от профессионализма iconЗаметки о кинематографе
Благотворная возможность использовать свои силы уменьшается, когда их число возрастает
Роль государственной гражданской службы особенно возрастает сегодня, в условиях современного финансово-экономического кризиса, когда от профессионализма iconРоль мохообразных в природе довольно разнообразна. Интерес, проявляемый...
Важную роль играют мохообразные в лесных и болотных фитоценозах. Являясь эдификаторами или соэдификаторами напочвенного покрова,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница