Программа государственного экзамена по специальности, по направлению специальности для специальности


Скачать 363.46 Kb.
НазваниеПрограмма государственного экзамена по специальности, по направлению специальности для специальности
страница1/4
Дата публикации11.02.2014
Размер363.46 Kb.
ТипПрограмма
vb2.userdocs.ru > Право > Программа
  1   2   3   4


Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования

«Брестский государственный

университет имени А.С. Пушкина»

______________ М.Э. Чесновский

«_____» ________________ 2012 г.
Регистрационный № УД–______/гос.


ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности, по направлению специальности
для специальности:

1–86 01 01–01 Социальная работа (социально–педагогическая деятельность)

2012 г.

СОСТАВИТЕЛИ:
В.Ю. Москалюк – зав. кафедрой социальной работы учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», кандидат психологических наук, доцент

Н.А. Леонюк – декан социально–педагогического факультета, доцент кафедры социальной работы учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», кандидат педагогических наук, доцент

Л.А. Силюк – доцент кафедры социальной работы учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», кандидат педагогических наук, доцент

Е.А. Бай – старший преподаватель кафедры социальной работы учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Программа составлена на основе учебных программ «Введение в специальность», утвержденной 18.03.2011 г., регистрационный № УД–М. 1234/баз.; «История отечественной и зарубежной социальной работы», утвержденной 20.02.2009 г., регистрационный № УД–М. 132/баз.; «Теория социальной работы», утвержденной 20.02.2009 г., регистрационный № УД–М. 127/баз.; «Этика социальной работы», утвержденной 31.01.2008 г., регистрационный № УД–М. 1284/баз.; «Возрастная психология», утвержденной 02.07.2009 г., регистрационный № УД–М. 363/баз.; «Социальная психология», утвержденной 18.03.2011 г., регистрационный № УД–М. 1233/баз.; «Психологические основы социальной работы (Психологическое консультирование и психокоррекция)», утвержденной 30.04.2010 г., регистрационный № УД–М. 842/баз.; «Педагогические основы социальной работы»; утвержденной 02.07.2009 г., регистрационный № УД–М. 361/баз.; «Социально–культурная деятельность» утвержденной 20.02.2009 г., регистрационный № УД–М. 135/баз.; «Реабилитология», утвержденной 31.05.2012 г., регистрационный № УД–М. 1611/баз.; «Методы и технологии социальной работы», утвержденной 02.07.2009 г., регистрационный № УД–М. 369/баз.; «Проектирование и прогнозирование в социальной работе», утвержденной 18.03.2011 г., регистрационный № УД–М. 1187/баз.; «Экономика, менеджмент и маркетинг в социальной работе (Сущность и особенности менеджмента и маркетинга в системе социальной работы)», утвержденной 30.04.2010 г., регистрационный № УД–М. 802/баз.; «Экономика, менеджмент и маркетинг в социальной работе (Психологические аспекты управленческой деятельности»)», утвержденной 30.04.2010 г., регистрационный № УД–М. 801/баз.; «Медико–социальные основы здоровья», утвержденной 18.03.2011 г., регистрационный № УД–М. 1232/баз.; «Социально-антропологические основы социальной работы», утвержденной 30.04.2010 г., регистрационный № УД–М. 807/баз.; «Семьеведение», утвержденной 27.03.2012 г., регистрационный № УД–М. 1434/баз.; «Профессиональное взаимодействие в социальной работе», утвержденной 18.03.2011 г., регистрационный № УД–М. 1186/баз.; «Социальная работа в сообществах», утвержденной 30.04.2010 г., регистрационный № УД–М. 806/баз.; «Социальная работа с семьёй», утвержденной 30.04.2010 г., регистрационный № УД–М. 803/баз.; «Социально-правовая защита семьи и детства», утвержденной 30.04.2010 г., регистрационный № УД–М. 808/баз.; «Социально-педагогическая профилактика правонарушений», утвержденной 18.03.2011 г., регистрационный № УД–М. 1191/баз.; «Социальная работа с детьми и молодёжью» утвержденной 18.03.2011 г., регистрационный № УД–М. 1060/баз.

^ РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой социальной работы учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

(протокол № 6 от 15.11.2012 г.)
Учебно–методической комиссией социально–педагогического факультета учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

(протокол № 3 от 23.11.2012 г.)
Научно–методическим советом учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»

(протокол № ____ от ___________ 2012 г.)
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа государственного экзамена составлена на основании образовательного стандарта РБ 186 01 012011 для специальности 1–86 01 01 Социальная работа (по направлениям) и предназначена для подготовки студентов выпускного курса к комплексному государственному экзамену.

Цель программы: определение степени соответствия качества подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта, также оценка уровня теоретической и практической готовности выпускника к выполнению профессиональных задач, соответствующих квалификации специалиста по социальной работе.

Задачи:

  • выявить умения студентов самостоятельно ориентироваться в современных научных концепциях и направлениях социальной работы;

  • выявить умения выпускников использовать теоретические знания для понимания и описания явлений социальной действительности, закономерностей и особенностей социальной работы, выбора адекватных способов взаимодействия и воздействия на клиентов социальной работы;

  • оценить умения студентов системно воспринимать социальную реальность, свободно ориентироваться в предметных областях, владеть современными технологиями социальной работы;

  • выявить способности к самостоятельному и творческому решению задач социальной работы, способности к рефлексии;

  • выявить способности студентов к решению теоретических и практических задач социальной работы на междисциплинарном уровне.

Программа ориентирована на решение конкретных задач теоретической и практической подготовки студентов к их профессиональной деятельности. В программе выделены два блока вопросов:

  • «Общенаучные и профессиональные дисциплины», в который включен учебный материал, дисциплины «Введение в специальность», «История отечественной и зарубежной социальной работы», «Теория социальной работы», «Этика социальной работы», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Психологические основы социальной работы (Психологическое консультирование и психокоррекция)», «Педагогические основы социальной работы», «Социально–культурная деятельность», «Реабилитология», «Методы и технологии социальной работы», «Проектирование и прогнозирование в социальной работе», «Экономика, менеджмент и маркетинг в социальной работе (Сущность и особенности менеджмента и маркетинга в системе социальной работы)», «Экономика, менеджмент и маркетинг в социальной работе (Психологические аспекты управленческой деятельности»)», «Медико–социальные основы здоровья».

  • «Специальные дисциплины (в т.ч. по направлениям)», включающий дисциплины «Социально-антропологические основы социальной работы», «Семьеведение», «Профессиональное взаимодействие в социальной работе», «Социальная работа в сообществах», «Социальная работа с семьёй», «Социально-правовая защита семьи и детства», «Социально-педагогическая профилактика правонарушений», «Социальная работа с детьми и молодёжью».

Программа государственного экзамена имеет профессиональную направленность. Содержание, структура, методы и формы профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе максимально ориентированы на практическую деятельность.

^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ВведениЕ в специальность
Социальная работа как профессиональная деятельность, ее сущность и функции.

Проблемы определения понятия «социальная работа» и ее сущности в современной науке. Философско-антропологические и нравственно-гуманистические основы социальной работы.

Основные функции социальной работы.

Академические, социально-личностные и профессиональные компетенции в подготовке специалиста по социальной работе. Профессиональные и личностные качества специалиста по социальной работе. Основные этические правила взаимоотношений в работе специалиста по социальной работе.
^ Предмет и задачи социальной работы.

Определение предмета социальной работы. Основные задачи социальной работы. Непрофессиональный (волонтерский) уровень социальной работы.

Сферы и объекты профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Виды профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Принципы социальной работы: сущность и практическое применение.
^ ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Этапы формирования системы социальной помощи в советский период (1917-1991 гг.)

Коренная трансформация идеологии и практики процесса социальной помощи в первые годы советской власти: причины, условия, направления, формы и методы.

Специфические черты советской модели социальной помощи населению.

Периодизация процесса развития советской модели помощи: основные этапы и их характеристика. Роль общественных организаций в системе социальной помощи советского периода.

Борьба с проявлениями социальной патологии на государственном и общест­венном уровне. Историческое значение советского периода для становления и развития тео­рии и практики социальной работы.
^ ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основные закономерности и принципы социальной работы.

Общие закономерности в структуре теоретических основ социальной работы. Специфические закономерности в соответствии с основными уровнями социальной работы.

Основные принципы социальной работы: общефилософские, социально-политические, организационно-деятельностные, психолого-педагогические.

Характеристика специфических принципов социальной работы.
^ Методы социальной работы как практической деятельности.

Понятие методов социальной работы. Основания для классификации методов профессиональной социальной работы. Характеристика методов, классифицированных по объектам социальной работы. Классификация методов по направлениям и формам социальной работы: организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические.
^ ЭТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Аксиологические основания социальной работы.

Ценности как основания жизнедеятельности человека и общества. Место и роль ценностей в социаль­ной работе. Общечеловеческие, социальные, профессиональные, индивидуальные ценности в социальной работе.

Ценность человека и общества как аксиологическое основание социальной работы. Личность и профессионализм специалиста по социальной работе как профессионально значимые ценности социальной работы.
^ Деонтологические основания деятельности специалистов по социальной работе.

Роль деонтологии в профессионально-этическом учении. Понятия «долг», «обязанности», «ответственность» как основные категории деонтологии. Деонтоло­гия различных типов профессиональных отношений. Ответственность и долг работ­ника перед обществом и государством, перед коллегами, перед клиентом и его близ­кими, перед самим собой. Авторитет социального работника как следствие выпол­нения им профессионального долга и профессиональных обязанностей.
^ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Защита детства как проблема социальной педагогики.

Права человека как феномен мировой культуры и цивилизации. Международные и национальные механизмы защиты прав человека.

Понятие «детство». Основополагающие принципы Конвенции. Механизмы защиты прав детей. Социальная защита детства как комплекс социальных, экономических, психолого-педагогических, медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих оптимальное биологическое и социальное развитие личности ребенка, адаптации его к реальным условиям жизни.

Социальная политика Республики Беларусь по защите жизни, здоровья и интересов детей в обществе. Нормативно-правовая база защиты прав детей в Республике Беларусь. Гарантированность законодательными актами Республики Беларусь прав детей на достойную жизнь, имя, гражданство, социальную включенность в жизнь общества, защиту от разного рода эксплуатации, выражения собственных взглядов, получении бесплатного образования, уважение человеческого достоинства, отдых, самостоятельно вступать в защиту своих интересов. Приоритетность интересов детей перед потребностями общества, государства, семьи.

Проблема социального сиротства. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Меры по разрешению проблем социального сиротства. Попечение сирот: государственное попечение, определение ребенка в семью. Система органов охраны детства. Защита прав детей, лишенных родительской опеки.

Дети с особенностями в развитии: дети с нарушением интеллекта, дети с нарушением слуха, дети с нарушением зрения, дети с психическими заболеваниями, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, дети с комплексным нарушением развития. Причины детской инвалидности. Модели общественного отношения к инвалидности и инвалидам. Социальная защита и поддержка детей с нарушениями в развитии.

Педагог социальный как гарант сохранения и защиты прав и интересов детей в обществе.
^ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Технологический процесс в социальной работе: сущность, структура, содержание.

Сущность и структура технологического процесса. Его процедурные этапы.

Содержание технологического процесса: социальная проблема, социальное противоречие. Цикл технологического процесса.

Классификации социальных технологий и технологий социальной работы.
^ Технологии и методы социальной работы.

Прикладной характер социальной работы как системы научных знаний.

Основное назначение социальных технологий. Принципы и основания для классификации социальных технологий и технологий социальной работы.

Характеристика подходов к классификациям социальных технологий и технологий социальной работы.

Роль метода в социальной работе.
^ Целеполагание в социальной работе.

Значение целеполагания в технологии социальной работы. Функции целеполагания. Этапы формирования цели.

Типы целей (конкретные и абстрактные; стратегические и тактические; индивидуальные, групповые, общественные; поставленные субъектом деятельности, заданные извне). «Древо целей».

^ Технологии индивидуальной и групповой социальной работы.

Теоретические подходы к индивидуальной работе: рефлективно-теоретический, социалистически-коллективистский, индивидуально-реформистский. Общие принципы индивидуальной работы. Общая модель индивидуальной работы со случаем. Методика описания индивидуальной социальной истории клиента.

Особенности социальной работы с группой. Виды деятельности в социальной групповой работе. Классификация социальной групповой работы. Общая модель социальной работы с группой. Цели в терапевтическом групповом процессе. Стадии терапевтического процесса. Групповые процессы. Взаимодействие между членами группы.
^ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Социальное проектирование как разновидность профессиональной деятельности.

Теоретические подходы в понимании сущности социального проектирования. Классификация видов социального проектирования по разным основаниям: по решаемым проблемам, глубине разработки проектов, характеру, содержанию, методам и строгости обоснования проектов, степени точности, по масштабу решаемых проблем.

Характеристика элементов социального проектирования: субъекта, объекта, социальной технологии, методов, условий, проектного фона, проекта.

Этапы социального проектирования. Характеристика проекта как результата проектирования. Классификация социальных проектов.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа государственного экзамена по специальности, по направлению специальности для специальности iconПрограмма государственного экзамена очной формы обучения специальности...
Программа государственного экзамена специальности 120303 городской кадастр для студентов 5 курса дфо, 6 курса зиДО, 4 и 6 курсов...
Программа государственного экзамена по специальности, по направлению специальности для специальности iconПрограмма итогового междисциплинарного государственного экзамена...
Тема Международная миграция рабочей силы. Тема Международный обмен технологиями
Программа государственного экзамена по специальности, по направлению специальности для специальности iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена...
Классификация систем автоматики. Скелетная (функциональная) схема системы автоматического управления
Программа государственного экзамена по специальности, по направлению специальности для специальности iconОбразец заявления на сдачу кандидатского экзамена по специальности
Прошу разрешить сдачу кандидатского экзамена по специальности 03. 00. 13 Физиология в мае 2013 года. Научный руководитель – д б н.,...
Программа государственного экзамена по специальности, по направлению специальности для специальности iconПрограмма государственного экзамена по специальности 160302. 65 «Машины...
Силы, действующие на жидкости. Давление. Основные свойства гидростатического давления. Приборы для измерения давления
Программа государственного экзамена по специальности, по направлению специальности для специальности iconПрограмма подготовки к государственному экзамену по специальности «Правоведение»
Программа подготовки к государственному экзамену по специальности «Правоведение» (дисциплины специальности и специализации) рассмотрена...
Программа государственного экзамена по специальности, по направлению специальности для специальности iconРабочая программа производственной практики по профилю специальности пп. 03 П
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060604 Лабораторная...
Программа государственного экзамена по специальности, по направлению специальности для специальности iconМетодические рекомендации для студентов программа междисциплинарного...
Экзаменационный билет включает в себя 2 вопроса: первый вопрос по отечественной и всеобщей истории, второй вопрос по педагогике,...
Программа государственного экзамена по специальности, по направлению специальности для специальности iconРабочая программа по производственной практике для специальности...
Целью изучения дисциплины является освоение студентами теоретических основ и практических навыков по дисциплине хирургическая стоматология...
Программа государственного экзамена по специальности, по направлению специальности для специальности iconРабочая программа по дисциплине: Основы теории систем и управления Для специальности
Рабочая программа составлена на основе учебно-профессиональной программы высшего образования по профессиональному направлению
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница