Методические рекомендации для педагогов ппмс-центров и родителей Под общей редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой


НазваниеМетодические рекомендации для педагогов ппмс-центров и родителей Под общей редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой
страница1/4
Дата публикации11.02.2014
Размер0.68 Mb.
ТипМетодические рекомендации
vb2.userdocs.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Коррекция звукопроизносительной стороны речи детей при ринолалии
Методические рекомендации
для педагогов ППМС-центров и родителей



Под общей редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой



Москва

Российский университет дружбы народов

2007



ББК 74.3 + 81.2Р

К 68

Автор-составитель:

кандидат педагогических наук, профессор Т.В. Волосовец
Под общим научным руководством кандидата педагогических наук,

профессора Т.В. Волосовец,

кандидата педагогических наук, доцента Е.Н. Кутеповой

Подготовлено и опубликовано в рамках совместного проекта ЮНЕСКО и Российской Федерации «Содействие в восстановлении и развитии системы образования Чеченской Республики»

К 68 коррекция звукопроизносительной стороны речи детей
при ринолалии: Методические рекомендации для педаго-
гов ппмс-центров и родителей / Авт.-сост. Т.В. Волосо-
вец. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН,

2007. – 67 с.


ISBN 978-5-209-02732-4
Цель коррекционно-логопедической работы у детей с врожденными расщелинами губы
и нёба – научить ребенка говорить так, чтобы его речь не отличалась от речи здоровых детей.

Сознание дефекта, реакция окружающих на речь вызывает у ребенка тяжелые переживания, что, естественно, сказывается на формировании его психики. Эти психологические наслоения, в свою очередь, еще более усугубляют нарушения речи. Не устраненные в детском возрасте речевые проблемы могут препятствовать выбору профессии, мешать в работе и повседневной жизни.

Своевременные медицинские и педагогические воздействия могут полностью или частично ликвидировать ринолалию. Это во многом зависит от комплексного воздействия на развитие ребенка логопеда, врача, психолога и родителей. Предлагаемая система коррекционно-логопедической работы предполагает организацию занятий с детьми в форме игры, по 25-30 минут не реже 2 раз в неделю.

В программе предлагается ряд упражнений, которые родители должны проводить с ребенком ежедневно, по следующим направлениям: разрабатывать подвижность верхней губы; отрабатывать речевое дыхание; проводить массаж лицевых мышц; проводить артикуляционную гимнастику; подготовить небную занавеску к небно-глоточному смыканию; голосовые упражнения на развитие просодической стороны речи.

Адресовано учителям-логопедам, психологам, аспирантам, студентам дефектологических факультетов.

Названия, употребляемые в данной публикации, как и содержащиеся в ней материалы, не являются выражением каких-либо мнений со стороны ЮНЕСКО по поводу юридического статуса каких-либо стран, территорий, городов или областей или их властей,
а также в отношении определения государственных или административных границ.

Авторы несут полную ответственность за выбор и форму изложения фактов и мнений, содержащихся в данной книге, которые необязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО и не могут обязывать Организацию к чему-либо.
© ЮНЕСКО, 2007

© Т.В. Волосовец, автор-составитель, 2007

© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2007

Methodological recommendations

for speech pathology correction

in children with rinolalia


^

Under the editorship of T.V. Volosovets, E.N. Kutepova




Moscow

Peoples’ Friendship University of Russia

2007


Author:

T.V. Volosovets, Professor, Candidate of Pedagogy
Under scientific guidance by T.V. Volosovets, Professor, Candidate

of Pedagogy, and E.N. Kutepova, Associate Professor, Candidate of Pedagogy
Developed and published within the framework of UNESCO

and Russian Federation Project «Support for the restoration

and development of education system of the Chechen Republic»

ISBN 978-5-209-02732-4
Speech pathology correction in children with harelip and cleft palate aims to teach the child to speak so that his or her speech is no different from the speech of healthy children.

The reaction of others to the speech of a child with rinolalia can cause suffering which affects psychic development. Psychological problems further aggravate speech defect. When not corrected in childhood rinolalia can limit career opportunities and cause daily life difficulties.

Modern medical and pedagogical intervention can help overcome rinolalia partially or completely. The success depends on the child’s development, the doctor, the speech pathologist, the psychologist and the parents. The present speech pathology correction programme is implemented during games for 25-30 minutes no less than 2 times a week.

The programme includes exercises which parents need to do with their child every day: upper lip range of motion exercises; speech breathing exercises; face muscles massage; articulation exercises; preparation of the velum for velopharyngeal interlocking; voice exercises for procodic development

The designations employed and the presentation of material throughout this publication do not imply the expression of any opinion whatsoever on the part of UNESCO concerning the legal status of any country, territory, city or area of its authorities, or the delimitation of its frontiers or boundaries.

Authors are responsible for the choice and the presentation of facts contained in this publication and for the opinions expressed therein, which are not necessarily those of UNESCO and do not commit the Organization.

© UNESCO, 2007

© T.V. Volosovets, аuthor, 2007

© Peoples’ Friendship University of Russia, Publishing House, 2007

ВВЕДЕНИЕ
Восстановление речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба является сложной задачей. Речь ребенка формируется постепенно, и на любом этапе ее становления только специалисты могут помочь быстрее и правильнее овладеть ею.

Предлагаемая система коррекционно-логопедической работы предполагает организацию занятий с детьми в форме игры, по 25-30 минут не реже 2 раз в неделю.

Дети с врожденной расщелиной неба с самого рождения вынуждены инстинктивно приспосабливаться к своему недостатку. Это приспособление выражается своеобразным расположением языка в полости рта – ребенок рефлекторно сдвигает тело языка вверх и назад. Патологическое положение языка в полости рта постепенно закрепляется. Дети предпочитают спать на спине, что облегчает им удержание языка в глубине рта. При кормлении они сжимают соску не губами, а корнем языка и фрагментами небного свода. При таком сосании вместе с движениями корня языка активизируются лицевые мышцы. Эта мышечная взаимосвязь прочно закрепляется и в дальнейшем сказывается на качестве лепета и оказывает влияние на произношение. Положение языка приводит и к тому, что во время речи выдыхаемая струя, встречая на пути через рот препятствие в виде поднятого корня языка, направляется в носоглотку и лишь частично попадает в ротовую полость. Таким образом, нарушается речевое дыхание. Сообщение полости рта и носа создает увеличение резонирования носовой полости, и речь становится назализованной. При постоянном положении корня языка кончик его оттягивается в середину ротовой полости, становится вялым и малоподвижным. Движения языка затормаживаются и принятие позиций для произношения того или иного звука становится недоступным ребенку. Такое нарушение речи называется открытой ринолалией.

Чтобы предотвратить привыкание к патологическому положению языка, в раннем возрасте (до года) рекомендуется укладывать ребенка в положение, стимулирующее удержание кончика языка как можно ближе к зубам. Это возможно при лежании на животе или на боку.

Кроме произношения, при ринолалии страдает фонематический слух (способность воспринимать на слух звуки речи, различать их между собой и обобщать в словах). Это проявляется в нарушениях лексико-грамматического строя речи, в трудностях выработки навыков чтения и письма.

Сознание дефекта, реакция окружающих на речь вызывают у ребенка тяжелые переживания, что, естественно, сказывается на состоянии его психики. Эти психологические наслоения, в свою очередь, еще более усугубляют нарушения речи. Не устраненные в детском возрасте речевые проблемы могут препятствовать выбору профессии, мешать в работе и повседневной жизни.

Однако своевременные медицинские и педагогические воздействия могут полностью или частично ликвидировать ринолалию. Это во многом зависит от комплексного воздействия на ребенка логопеда, врача, психолога и родителей.

С первых недель жизни необходимо развивать зрение и слух ребенка, которые имеют большое значение для общего развития, а также для появления речи. С первых месяцев у ребенка следует развивать умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, который должен часто и ласково разговаривать с ребенком.

На третьем месяце жизни у младенца появляются первые короткие звуки: а-а-а, а-гу, бу, гы и др. Это период гуления. Чтобы вызвать активную работу мышц глотки и мягкого неба следует давать питье маленькими глотками.

С пяти месяцев у ребенка наступает период лепета. Начинается повторение отдельных слогов и звуков. С шести месяцев резко возрастает интерес ребенка к окружающему. Он начинает повторять отдельные звуки и слоги за взрослым, понимать речь, обращенную к нему, появляется подражательность.

К году ребенок говорит несколько слов (мама, папа, на, дай, кис), выполняет просьбы взрослого (садись, ложись, дай ручку и т.д.). Общаясь с ребенком, необходимо правильно артикулировать, не искажать звуки, не «сюсюкать», всячески поощрять общение ребенка с окружающими людьми.

В первые месяцы жизни ребенка проводится операция – пластика губы. В послеоперационном периоде родителям необходимо разрабатывать верхнюю губу ребенка для ее пластичности, подвижности, развития объема движений. Предлагается ряд упражнений, которые родители должны проводить с ребенком ежедневно:

  • поднимать и опускать верхнюю губу;

  • стараться натянуть верхнюю губу на верхние резцы;

  • ввести палец между верхней губой и зубами, оттягивая губу вперед;

  • вибрировать пальцем верхнюю губу;

  • постукивать около рубцов подушечками пальцев;

  • пощипывать пальцами верхнюю губу;

  • взять губу подушечками большого и указательного пальцев у углов рта, сводить пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы и оттягивая ее вперед, затем разминать пальцами рубец.

Движения губ усиливаются путем обучения малыша губным звукам. Для этого при общении с ребенком мать произносит громко взрывной звук, когда губы смыкаются и размыкаются: а-п, п-а, б-а, па-па, ба-ба, ма-ма.

Именно в это время надо начинать отработку речевого дыхания. Ребенка надо научить широко открывать рот и во время игры, по примеру матери, произносить гласные звуки: А Э О Ы У И. Язык при этом должен касаться нижних резцов. Мышцы лица спокойны.

Если мышцы лица напряжены, можно расслабить их с помощью специально подобранных массажных движений. Массаж проводится в исходном положении «лежа на спине», при полном расслаблении всех мышц тела или в исходном положении «сидя, голова на подлокотнике».

Используемые приемы массажа: поглаживание, вибрация, слабый «пальцевой душ».

Поглаживание лба осуществляется концами 2-3-го пальцев, направление движения – от средней линии лба к вискам.

Поглаживание носа осуществляется концами 2-3-го пальцев, направление – от кончика носа к переносице.

Поглаживание щечной области осуществляется концами 2-3-го пальцев, направление – от спинки носа к височным областям, от средней линии подбородка к мочкам ушей.

Приемы вибрации и «пальцевой душ» осуществляются концами двух и четырех пальцев. Движение идет по тем же линиям лица, как и при поглаживании.

Массажные движения необходимо сочетать с артикуляционной гимнастикой:

  • круговые движения языков в преддверии полости рта;

  • набирать теплую воду и полоскать зубы, удерживая воду под губами;

  • «пальцевой душ» – постукивание около рубцов подушечками пальцев;

  • «


    щипки пальцами» – легкое пощипывание околорубцовых областей.

Для этого можно применять игры на звукоподражание, во время которых взрослые привлекают внимание ребенка к ротовому выдоху с помощью комочков ваты, разноцветных бумажек и т.п.

От простых дыхательных игр-упражнений постепенно надо переходить к выработке выдоха через рот с включением голоса на артикуляции гласных и согласных звуков, вкладывая определенный смысл в каждый произносимый звук. Примеры таких упражнений:

  • как гасят огонек? (ф-) – верхние зубы касаются нижней губы;

  • как гудит пароход? (ы-);

  • как гудит паровоз? (у-);

  • какой ты большой? (о-);

  • как шумит ветер? (в-) – верхние зубы касаются нижней губы;

  • как звенит комарик? (з-) – губы в улыбке, зубы вместе, язык упирается в нижние зубы, выход холодной струей;

  • как шипит змея? (ш-) – язык поднят в форме чашечки за верхние зубы;

  • как жужжит жук? (ж-) – губы слегка вытянуты вперед, струя воздуха теплая.

Игры-упражнения следует проводить с ребенком не надоедая ему, а постепенно приучая его к занятиям.

В возрасте двух-трех лет словарный запас ребенка исчисляется несколькими сотнями слов. В этот период можно приучать ребенка к артикуляционной гимнастике, связав ее с игровыми элементами.

Надо научить ребенка смыканию губ (как поцелуй мамы); взрыву губами по типу звука П; вибрационному движению губ, похожему на кучерское Пррр…

После трех лет наступает самый ответственный период. В это время необходимо подготовить небную занавеску к небно-глоточному смыканию, по возможности предотвратить дистрофию мышц глотки, стремиться к перемещению языка вперед, опусканию его корня и укреплению кончика, активизировать движения губ и щек, отработать диафрагмальное дыхание, выработать нормальную воздушную струю, предупредить смешение звуков в устной речи.

Перемещение языка вперед в значительной степени определяет эффект всех занятий. Оно создает условия для постановки правильных звуков, понижения носового оттенка, нормализации речевого дыхания. Одновременно приступают к упражнениям для активизации всего артикуляционного аппарата: губ, щек, нижней челюсти, мягкого неба; проводится массаж при мышечном напряжении в области рта, носа и щечно-скуловой области.

Ребенок 3,5-4 лет готов к систематическим занятиям с логопедом независимо от того была ли у него проведена пластика неба или нет.

Если возможность заниматься с логопедом отсутствует, родители самостоятельно выполняют следующие задания.

Упражнения для опускания корня языка и укрепления кончика:

  • широкий язык спокойно лежит на нижней губе «лопаткой»;

  • поворот языка вправо-влево к уголкам губ, челюсть неподвижна;

  • поворот языка в стороны до упора кончика языка в каждую сторону щеки, рот открыт, челюсть неподвижна;

  • покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая его и снова втягивая;

  • вылизывание тарелки всей поверхностью языка;

  • облизывание верхней губы широким языком сверху вниз;

  • рот открыт, движение широкого языка по небу к верхним зубам и назад к глотке;

  • слизывание капель кончиком языка с вогнутой поверхности ложки;

  • почесывание кончика языка о верхние зубы;

  • пересчитывание зубов, упираясь в каждый;

  • проталкивание языка сквозь стиснутые зубы.

Упражнения для губ и щек:

  • надувание обеих щек одновременно;

  • надувание щек попеременно;

  • втягивание щек в ротовую полость между зубами;

  • «улыбка» – губы улыбаются так, что видны верхние и нижние зубы;

  • губы вытягиваются вперед трубочкой;

  • опускание и поднимание (поочередное и одновременное) верхней и нижней губ;

  • удержание мелких предметов губами;

  • выплевывание губами семечек, риса, гороха;

  • выплевывание подобных предметов зубами с кончика языка.

Упражнения для нижней челюсти:

  • открывание и закрывание рта – плавно и медленно открывать и закрывать рот на счет до 5; кончик языка находится у нижних зубов;

  • опускание нижней челюсти;

  • имитация жевания;

  • движение нижней челюсти вправо-влево.

Активизация мышц мягкого неба и глотки:

  • позевывание;

  • глотание капелек воды, слюны;

  • полоскание горла;

  • резко, отрывисто произносить: а-а-а, э-э-э, аэ-аэ-аэ, эа-эа-эа.

Упражнения для активизации мышц шеи, гортани (выполняются с закрытым ртом):

  • опускание головы вниз;

  • запрокидывание головы назад;

  • поворот головы вправо-влево;

  • наклоны головы вправо-влево;

  • руки в замок на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук;

  • сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук;

  • ладони к ушам, наклоны головы в стороны с сопротивлением рук;

  • доставание мягкого неба кончиком языка.

Одновременно с артикуляционными упражнениями проводится дыхательная гимнастика. Ребенка необходимо обучить диафрагмальному дыханию, которое позволяет увеличить жизненный объем легких, регулировать скорость выдоха диафрагмой, благодаря чему он удлиняется и уменьшается носовой оттенок голоса.

Сначала ребенка надо обучить направленному дутью. У детей, заменяющих дутье усиленным выдохом из глотки, вызывают нужное движение от поплевывания. Ребенок слегка высовывает кончик языка между губами, а затем старается выплюнуть его. Язык при этом продвинут вперед, а кончик высунут минимально, что вынуждает сильнее напрягать губы и создает более тонкие движения. Упражнение повторяют 6-8 раз подряд 3-4 раза в день. У детей, приспособившихся к глоточному и гортанному произношению, «поплевывание» может сопровождаться напряжением мышц лица, шеи, даже движением передней стенки глотки, создающим звук, сходный с К. Для торможения этого движения прибегают к беззвучному поплевыванию и выплевыванию мелких крошек. Замедляя и продлевая поплевывание получают легкое дутье и переходят к упражнениям для отработки длительного выдоха, дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретения навыков диафрагмального типа дыхания.

Рекомендуются следующие упражнения:

  • тренировать ровный медленный выдох на пламя свечи;

  • надувание мыльных пузырей через трубочку;

  • струей выдыхаемого воздуха с помощью трубочки поддерживать непрерывное бурление жидкости;

  • упражнения с комочками ваты, пухом, полосками бумаги;

  • лежа на спине, правая ладонь на груди, левая – на живо-
    те – медленный спокойный вдох через нос на два счета, живот слегка приподнят; удлиненный выдох через рот на четыре счета (губы вытянуты трубочкой), левой рукой надавливая на переднюю стенку живота;

  • вдох и выдох производится через нос;

  • вдох через нос, выдох через губы трубочкой;

  • вдох через рот, выдох через нос;

  • вдох и выдох через рот.

Голосовые упражнения:

  • шепотное длительное произношение гласных и их сочетаний:

А- АЭ- ЭА- АЭИ- А-Э-

Э- АИ- ЭИ- АОИ- А-И-

О- АО- ЭО- АУИ- А-О-

У- АУ- ЭУ- АИО- А-У-

  • затем включается громкое и длительное произношение гласных и их сочетаний (см. выше):

А-Э-И-

А-О-И-

А-У-И-

А-И-О-

При произнесении звукосочетаний постоянно фиксируется внимание ребенка на длительном ротовом выдохе, контролируется утечка воздуха через нос, корень языка при произношении гласных должен быть опущен вниз, кончик языка продвинут к нижним резцам.

Вокальные упражнения поются по подражанию. Они начинаются с пения мелодии на один гласный звук (А, Э, О, У). Вначале гласные поются связно, плавно. Затем поется гамма (с постепенным увеличением тонов), что вырабатывает ровность, певучесть, гибкость голоса.

Все перечисленные упражнения не следует выполнять подряд. Каждое занятие должно состоять из нескольких упражнений по развитию дыхания, активизации мышц языка, губ и т.д., причем дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение, поэтому их обязательно надо чередовать с другими. Не надо повторять дыхательные упражнения более 4 раз подряд. Лучшие речевые результаты у детей наступают при применении коротких (по 5-15 минут) по времени, но частых упражнениях
(7-8 раз в день).

Вся работа над речью строится родителями на воспитании сознательного овладения теми упражнениями, которые изложены выше.

Родители должны убедить ребенка в необходимости их выполнения, а также вселить в ребенка уверенность в полной ликвидации его недостатка. Только длительный дооперационный период дает возможность осуществить подготовку к полной перестройке речи и полностью исправить ее в значительно короткий срок после проведения операции.

В послеоперационном периоде в условиях стационара к занятиям приступают на 13-14-е сутки, после того как на защитную пластинку положена масса, формирующая свод твердого неба. В это время речь ребенка ухудшается из-за отечности, болезненности в полости рта.

На занятиях данного периода рекомендовано проводить следующие упражнения:

  • полоскать горло 7-8 раз в день;

  • пить маленькими глотками;

  • резко отрывисто произносить гласные: а-а-а, э-э-э;

  • проводится дыхательная, вокальная, артикуляционная гимнастика;

  • массаж неба (ребенок кончиком языка проводит от каждого зуба вглубь по небу и назад к зубам надавливающим и разглаживающим движением, такое же движение по небу из стороны в сторону).

Все задания выполняются без защитной пластинки
2-3 раза в день по 5-7 минут.

После выписки из стационара необходимо дать ребенку отдохнуть от больничной обстановки в течение месяца, но все рекомендации, данные логопедом, выполнять. Через месяц систематические занятия возобновляются.

Специалист, занимающийся с вашим ребенком, определяет необходимость тех или иных упражнений, а также последовательность работы над звуком.

После операции постановка речи занимает от 2-4 месяцев до 1-2 лет в зависимости от вида расщелины, результатов операции, эффективности дооперационных занятий, способностей ребенка, результатов ортодонтического лечения и ответственности родителей. Взрослые должны обязательно присутствовать на занятиях, запоминать все указания логопеда и дома ежедневно заниматься с ребенком.

В ряде случаев после проведенного хирургического, ортодонтического лечения, коррекционных занятий с логопедом речь восстанавливается, но присутствует специфический оттенок: ребенок как бы посипывает носом во время произношения. Можно также заметить движения крыльев носа, а при поднесении зеркала к носовым ходам – запотевание. Такое явление называют носовой эмиссией – выходом воздуха через нос в процессе речи. Происходит это при анатомической или функциональной недостаточности небно-глоточного смыкания, из-за отсутствия контроля за произношением или из-за недостаточной разработки мышц мягкого неба, боковых и задней стенок глотки. Приемы устранения носовой эмиссии включают:

  • артикуляционную гимнастику (активизация мышц мягкого неба, глотки, шеи, гортани);

  • дыхательная гимнастика (диафрагмальное дыхание, послоговая дыхательная гимнастика);

  • фонопедические (голосовые) упражнения:

а) вдох носом, на выдохе петь ПА ПЭ ПИ ПО ПУ…

б) четкое произношение слогов НЬПА, НЬПЭ, НЬПО, ПЬПЫ, НЬПУ… (используются все согласные алфавита, последовательность гласных остается в том же порядке);

в) голосовые двигательные упражнения – произношение двусложных слов:

фипвип-фэпвэп фивпип-фэвпэп

фибсип-фэбсэп фисбип-фэсбэп

фифзип-фэвзэп физфип-фэзфэп

фивсип-фэвсэп фипсип-фэпсэп

фисвип-фэсвэп фиспип-фэспэп

физбип-фэзбэп физбип-фэзбэп
фипвип-фэпмэп фивпип-фэвмэп

фибсип-фэбмэп фисбип-фэсмэп

фифзип-фэфмэп физфип-фэзмэп

фивсип-фэвмэп фипсип-фэпмэп

фисвип-фэсмэп фиспип-фэсмэп

физбип-фэзмэп фибзип-фэбмэп
фипмип-фэпмэп фимпип-фэмпэп

фибмип-фэбмэп фимбип-фэмбэп

фифмип-фэфмэп фиффип-фэффэп

фивмип-фэвмэп фимвип-фэмвэп

фисмип-фэсмэп фимсип-фэмсэп

физмип-фэзмэп фимзип-фэмзэп
Рекомендуются упражнения для губ, которые помогают детям обращать больше внимания на рот: просить детей разговаривать через дырочки в бумаге, через трубочку, бахрому бумажных усов. Это активизирует внимание ребенка к правильному речевому ротовому выдоху.

Все вышеперечисленные рекомендации и упражнения родители выполняют после консультации в специализированном центре.

Первую консультацию логопеда родители получают при постановке на учет в Центре диспансеризации детей с врожденными пороками развития лице-челюстной области. Следующая консультация необходима, когда ребенок достигнет возраста 3,5-4 лет. В это время начинают проводиться систематические коррекционные занятия. После проведения операции по закрытию дефекта нёба консультации должны проводиться не реже 1 раза в год, а по возможности и раз в
6 месяцев.

Если у вас возникают вопросы по поводу особенностей развития речи ребенка или занятий с ним, обратиться к логопеду вы можете в любой консультационный день.
В предлагаемой нами системе занятий представлены упражнения, которые помогут вашему ребенку развить внимание, память, мышление. В качестве примеров ниже приведены упражнения, помогающие разносторонне развить ребенка, что немаловажно для дальнейшего обучения его в школе.

Задание 1.

повторяйте за мной, меняя громкость звучания слогов, интонацию:

а-т-а а-п-а а-д-а

о-т-о о-п-о о-д-о

у-т-у у-п-у у-д-у

ы-т-ы ы-п-ы ы-д-ы

Задание 2.

назови слова на тему «овощи» («мебель», «посуда», «магазин» и т.п.). Важно, чтобы ребенок называл и существительные, и глаголы, и прилагательные. Вы можете ему помочь. «Давай играть, кто назовет больше слов по теме «машина» (про машину)».
Задание 3.

я буду называть по звукам слова, а ты должен найти картинку с предметом, который обозначает это слово или показать этот предмет в комнате, на улице (старайтесь подобрать слово, состоящее из 3-4 звуков, не больше):

д-о-м = дом

к-о-т = кот

Можно так, по звукам, проговорить любое слово. Пусть ребенок отгадает, какое это слово. И наоборот, ребенок вам произносит по буквам слово, а вы отгадываете («А теперь ты загадай мне какое-нибудь слово»).

Задание 4.

нужно рассказать наизусть стихотворение и одновременно рисовать на бумаге поочередно знаки: + – + –. Другой вариант: вычеркивать буквы и считать удары (ведущий через определенный интервал ударяет карандашом по столу). Подобные игры вырабатывают способность к распределению внимания в процессе зрительного и слухового восприятия. Дети с удовольствием воспринимают и такие игры, как:

а) «Громкая и тихая музыка». Спрятан предмет, чтобы его найти надо внимательно слушать музыку. Чем громче музыка, тем ближе искомое.

б) «Найти пару» (подобие лото). На одном листе бумаги нарисованы 6 знакомых предметов, к которым нужно подобрать пару тех, что изображены на маленьких картинках. Или: нужно положить картинки так, как это сделал взрослый.

Задание 5.

а) Внимательно посмотри на куклу: как и во что она одета.

Затем ребенка просят отвернуться и в это время на кукле меняют какую-либо деталь. Когда манипуляции с туалетом куклы закончены, просят водящего (сына, дочь) рассказать, что изменилось в кукле. В эту игру неплохо играть и всей семьей, только в роли куклы пусть выступит один из членов вашей семьи. Он должен что-то изменить в своем внешнем облике. Затем предложите ребенку рассказать о происшедших во внешности этого участника переменах (другие очки, из кармана выглядывает платок и т.д.). Показывается картинка с изображением 5-6 знакомых предметов, затем вы ее убираете и демонстрируете другую, несколько отличную от первой. Попросите ребенка назвать замеченные им отличия в картинках.

б) Разложите перед ребенком 5-10 картинок с изображением знакомых предметов и предложите ему назвать их. Затем попросите закрыть глаза, а в это время разложите картинки в ином порядке или замените какую-либо из них. Когда вы закончите свои действия, дайте команду открыть глаза и поинтересуйтесь у него, что изменилось на столе.

Подобная предыдущим игра «Какого цвета не стало?». Она помогает закрепить у детей представление о цвете, для нее удобнее использовать полоски цветной бумаги.

в) «Найди два одинаковых предмета». Выкладывается лист, на котором изображено 9 предметов, из них 2 одинаковых, остальные различаются деталями.

Задание 6.

«Кто больше увидит?» Предложите ребенку внимательно рассмотреть картину и перечислить, что он видит на ней.

  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации для педагогов ппмс-центров и родителей Под общей редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой iconМетодическое пособие для учителей начальной школы, педагогов доу и родителей
Для педагогов доу, начальной школы, учреждений дополни­тельного образования и родителей
Методические рекомендации для педагогов ппмс-центров и родителей Под общей редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой iconДидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник...

Методические рекомендации для педагогов ппмс-центров и родителей Под общей редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой iconПрактикум для педагогов и родителей. Ку­
Звуковые кроссворды в картинках. Учебно-практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. Филичева Т. Б., Туманова Т....
Методические рекомендации для педагогов ппмс-центров и родителей Под общей редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Детские болезни»
Методические рекомендации обсуждены на заседании курса нефрологии от «8» февраля 2012 г., протокол №8
Методические рекомендации для педагогов ппмс-центров и родителей Под общей редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой iconМетодические рекомендации для студентов
Редактор: зав кафедрой поликлинической терапии с курсом Общей врачебной практики (семейной медицины) фпк и ппс доктора медицинских...
Методические рекомендации для педагогов ппмс-центров и родителей Под общей редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой iconМетодические рекомендации по работе с одаренными детьми для дошкольных...
...
Методические рекомендации для педагогов ппмс-центров и родителей Под общей редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой iconМетодические рекомендации Владимир 2009
Методические рекомендации предназначены для студентов 4-х курсов педагогических специальностей Владимирского государственного гуманитарного...
Методические рекомендации для педагогов ппмс-центров и родителей Под общей редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой iconКнига первая под общей редакцией Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского
Редакционная коллегия Б. В. Веймарн, Б. Р. Виппер, А. А. Губер, М. В. Доброклонский, Ю. Д. Колпинский, В. Ф. Левинсон-Лессинг, А....
Методические рекомендации для педагогов ппмс-центров и родителей Под общей редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой iconМетодические рекомендации Алматы, 2009 Министерство Здравоохранения...
...
Методические рекомендации для педагогов ппмс-центров и родителей Под общей редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ слушателями...
Методические рекомендации предназначены для слушателей очного (заочного) факультета Санкт-Петербургского университета мвд россии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb2.userdocs.ru
Главная страница